Советский графический дизайн кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель моего реферата – рассмотреть творчество ведущих мастеров начала XX столетия, идеи и принципы создания произведений, выяснить насколько данный период в развитии книжной графики повлиял на русскую культуру.

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 5
2.1. Передовые идеи книжной графики начала ХХ века 5
2.2. Творчество ведущих мастеров 8
2.3. Мнение исследователей и критиков 11
3. Заключение 13
4. Список используемой литературы 15

Содержимое работы - 1 файл

Введение искусство книги.doc

Тамбовский институт социальных технологий

(шифр направления) (направление)

по предмету: История дизайна, науки и техники

на тему: « Искусство книги в России в начале ХХ века.

Графический дизайн в Советской России

Студента(ки) Ерохиной Елены

Группы: Диз – 11 – 3

Курса: _______1____________

Проверил: Член союза художников

_ Насильникова Н. В.

Тамбов 2012

Сложность и противоречивость общественной жизни в России первых десятилетий XX века отразились в таком же противоречивом многообразии художественных течений, представивших богатый спектр творческих поисков. Сегодня открываются все новые и новые факты художественной жизни этого периода, переосмысляется творчество многих талантливых мастеров. Актуальным для изучения истории искусства выступает как обращение к уже наработанному материалу отечественного искусствознания, так и попытки нового понимания художественной практики прошлого века.

В процессе своего исторического пути искусство русской книги

(а вместе с ним и искусство книжной графики) прошло насыщенный событиями исторический путь, освоив на этом пути множество художественных открытий и технических решений.

В отделе редкой книги Научной библиотеки Государственного Эрмитажа хранится около восьми тысяч книг. Их исследователи и хранители утверждают, что трудно определить, какие из них наиболее ценные. В одном случае это издания с иллюстрациями - фавюрами, рисунками, акварелями, в другом - образцы художественных переплетов с подписью известного мастера или с гербом и девизом владельца книги. Каждая из таких книг - свидетельство высокой культуры отечественного книжного искусства.

К началу XX века искусство книгопечатания пережило целый ряд катаклизмов, которые кардинально изменили его судьбу.

Цель моего реферата – рассмотреть творчество ведущих мастеров начала XX столетия, идеи и принципы создания произведений, выяснить насколько данный период в развитии книжной графики повлиял на русскую культуру.

2.1. Передовые идеи книжной графики начала ХХ века 5

2.2. Творчество ведущих мастеров 8

2.3. Мнение исследователей и критиков 11

3. Заключение 13

4. Список используемой литературы 15

  1. Основная часть
    1. Передовые идеи книжной графики начала ХХ века

    ХХ век сделал поле книжной иллюстрации и передовой лабораторией рискованных опытов и ареной идеологических битв и капищем редкостных тайных культов и социальным убежищем оппозиционеров

    20-х гг. XX века ознаменовались следующими принципами:

      • общественная значимость художественной практики рассматриваемого периода наиболее ярко проявилась в искусстве книжной графики;
      • в художественной практике книжной графики смогла концентрированно осуществиться одна из ведущих идей того периода - идея синтеза искусства и производства;
      • через систему художественного образования, выставочной деятельности, через художественную критику была озвучена полемика традиций и новаций того периода, однако, программы полярных творческих позиций не вступали здесь в непримиримое противоречие и получали свое широкое практическое осуществление

      Советская детская книга и периодика этих лет отмечаются взрывным появлением, стремительным ростом и мучительными метаморфозами.

      Произведение:"Ионыч" Иллюс тратор: Вышеславцев Н.Н.

      Узко понимаемое стремление к объективизации образов привело к появлению принципа, согласно которому иллюстратор должен был стремиться к созданию максимально адекватных тексту изображений, исключавших возможность другой интерпретации литературного произведения.

      Иллюстрация Н. Н.Вышеславцева к рассказуА. П. Чехова "Спать хочется"

      2.3. Мнение исследователей и критиков

      Среди исследователей, обращавшихся в более широком контексте к российской графике того периода, можно назвать А.А.Сидорова. Его труды охватывали широкий круг проблем культуры и искусства. Предметом специального изучения было искусство оформления книги.

      Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.

      Содержание

      Введение.
      Модерн в русском искусстве.
      Изобразительное искусство и монументальная скульптура.
      Российский кинематограф в 20-21 вв.
      Особенности литературного процесса.
      Советский графический дизайн:
      Живопись в 1920 – 1930 гг.
      Советская фотография
      Книжная графика
      Русский лубок
      Реклама
      Заключение

      Вложенные файлы: 1 файл

      Реферат.docx

      На тему: «Искусство в России в начале 20 века. Графический дизайн советской России 20-30 гг.

      1. Модерн в русском искусстве.
      2. Изобразительное искусство и монументальная скульптура.
      3. Российский кинематограф в 20-21 вв.
      4. Особенности литературного процесса.
      5. Советский графический дизайн:
        1. Живопись в 1920 – 1930 гг.
        1. Советская фотография
        2. Книжная графика
        3. Русский лубок
        4. Реклама

      Как и на Западе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась не столько создать новый художественный стиль, сколько найти некое противопоставление эклектике. Но во всей деятельности мастеров искусства отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и очень сильная в этот период идея свободного творчества, индивидуализма.

      Модерн сформировался на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, он представлял собой явление, в общем, космополитическое. Однако русский модерн имеет некоторые отличия от западноевропейского. В сущности, он представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.

      Основополагающей для стиля модерн в России стала проблема синтеза искусств. Повышенная забота о красоте заметна в каждом предмете модерна (отсюда – огромное значение орнамента и декора). В современном искусстве, когда вновь идет формирование и поиски стиля, особенно важным является изучение формирования и характерных особенностей стилевых течений прошлого. А модерн, затронувший все сферы жизни человека, является вообще исключительным явлением в русском искусстве, до сих пор удивляющий людей своей удивительной гармонией. Стиль модерн был новым этапом в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств, музыки и литературы, по-настоящему объединивший их внутри единого стилевого направления.

      1. Изобразительное искусство и монументальная скульптура.

      Скульптура, главными атрибутами которой в течение многих веков являлись трехмерность и объем, относится к самым старейшим и самым традиционным жанрам изобразительного искусства. В XX веке консервативность скульптуры сыграла с ней злую шутку, оставив ее на время за границей тех глобальных изменений, которые произошли в искусстве в новейшее время. Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медиа искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры, адепты которой наиболее стойко сопротивлялись нарушению многовековых канонов. Сложность и дороговизна процесса производства не привлекала наиболее радикально мыслящих независимых художников к поискам в этой области: им проще было вообще отказаться от этого жанра, используя трехмерный язык для создания совершенно новых высказываний – объектов, инсталляций и паблик арта. В результате к началу XXI тысячелетия внешние и внутренние границы скульптуры оказались столь размыты, что скульптура в старом понимании этого слова осталась лишь одним из широкого диапазона форматов того, что сейчас подразумевается под понятием современной скульптуры. Только в последнее время известного российского художника Бориса Орлова в каталоге его персональной ретроспективной выставки "Воинство земное и воинство небесное" называют "одним из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене", а группа АЕС позиционирует свои последние работы как скульптуру. Более того, многие известные и молодые художники, достигнув определенного успеха, переходят к работе в трехмерном жанре. О скульптуре говорят, о ней пишут, скульптура стала модным, возвращающимся в современный дискурс трендом.

      100 лет назад в 1908 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин и княжна"). Лента шла всего 8 минут в сопровождении игравшего в зале тапёра. Как мы помним, первая кинематографическая лента Луи и Огюста Люмьеров была впервые показана в Париже, в подвале Гран-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Россия успела познакомиться с кинематографом в мае 1896 года, за несколько дней до коронации последнего русского императора, так что торжества в Кремле уже были запечатлены на пленку. Вскоре "иллюзионы", демонстрировавшие хронику, документально-видовые и первые игровые ленты, стали появляться во всех крупных городах страны.

      Кино, в широком смысле слова, система, позволяющая воспроизводить плоское ограниченное движущееся изображение произвольного характера (в том числе и фотографически жизнеподобное) и обладающая способностью мгновенного и полного изменения этого изображения (монтажная склейка). Этому определению удовлетворяют также телевидение, видео и высокоскоростной интернет, вопрос о правомерности применения термина "кинематограф" к которым является в современном киноведении дискуссионным.

      В узком смысле под кинематографом понимается только т. н. "пленочное кино", т. е. описанная выше система, где материальным носителем является гибкая прозрачная основа с нанесенным на нее изображением (формируемым фотохимическим способом), которое воспроизводится с помощью просветной проекции.

      С помощью этой системы (безотносительно к носителю) можно как просто передавать определенную информацию – факты и авторское отношение к ним, что позволяет проводить некоторые аналогии между языком кинематографа и вербальным языком, – что имеет место в кинохронике и телевидении, так и придавать этой информации обобщающий (т.е. художественный) смысл, что, как правило, имеет место в игровом и документальном кино.

      Итак, кинематограф, во-первых, является коммуникативной и художественной системой, и оба эти аспекта изучает теория кино, т. е. наука об основаниях и общих принципах кинематографа. Эстетика кино, в свою очередь, изучает средства, с помощью которых в кино осуществляется передача коммуникативного и художественного смыслов.

      Вследствие своей значительной производственной сложности (среди других видов искусства сравнимой только с производственной сложностью архитектуры), кинематограф, во-вторых, можно рассматривать одновременно как художественно-коммуникационную систему и как сложное технико-индустриальное производство. В силу этого эстетика кино оказывается неразрывно связанной с техникой кино (роль которой, прежде всего, и состоит в создании материальных предпосылок для эстетических средств кинематографа), а последняя, в свою очередь, тесно переплетается с киноиндустрией.

      Как в эстетическом, так и в технико-индустриальном плане, кинематограф, в-третьих, является одновременно наследником фотографии и живописи с одной стороны, и литературы и театра – с другой. Это обстоятельство, а также возможность непосредственного использования в звуковом кинематографе звучащего слова и музыки дали некоторым исследователям повод рассматривать кино как синтетическое искусство.

      В-четвертых, по своей социально-культурной роли кинематограф одновременно является видом искусства и средством развлечения (в этом аспекте различия пленочного кино, телевидения и пр. проявляются наиболее сильно). Фундаментальное значение приобретают жанры кино.

      Поговорим о Российском кино в конце 20 и начале 21 века. Кино СССР, что отличает его от российского кино, несмотря на то, что русский язык является преобладающим в обоих жанрах, включает кинофильмы стран, составляющих СССР, отражающих элементы предсоветской культуры, языка и истории, проходящие через цензуру правительства.

      После Сталина советским кинопроизводителям дали больше свободы, и они могли снимать то, что по их мнению, является желаемым для зрителей. Однако, киноиндустрия по прежнему проверялась правительством, и если какой-нибудь материал был найден политически оскорбительным или нежелательным, он был или удален, отредактирован, повторно снят, или отложен. В редких случаях кинопроизводителям удалось убедить правительство в невинности их работы, и фильм был выпущен.

      Цензоры свирепствовали и совершали смешные ошибки – первая часть эпического фильма "Освобождение" была снята через 20 лет после последующих, т.к. режиссер ждал времени, когда ему позволят снять ее без влияния цензоров, отказываясь исправлять свои "ошибки". Фильм "Александр Невский" отказались выпускать на экране перед началом ВОВ из-за показанного в нем российского лидера, бросающего вызов вторгающейся армии немецких Тевтонских рыцарей. После вторжения немецких войск фильм был выпущен в пропагандистских целях.

      Непосредственно российское кино сегодня существует еще недолгий срок, но и в нем есть свои шедевры – по миру прогремели блокбастеры Ночной и Дневной дозор, и многие др. фильмы.

      "Современная литература" – это "подвижный термин", но вот уже "актуальная литература" – это термин, угнездившийся в наше время, отличающий литературу инновации и сдвига от литературы традиции и канона3. В своем терминологическом словаре "Арт-Азбука" Макс Фрай, авторский проект-персонаж, определяет как еще одну из родовых черт именно актуального (а не "современного") искусства его стратегическую поведенческую нацеленность – на скандал.

      Современность может быть экстрагирована из содержания, темы, затронутых "вопросов", проблематики и пр. (и тогда говорится о современной литературе), а может – из поэтики (и тогда литература тоже может быть современной – но и актуальной!).

      Что касается новой тематики/проблематики, то она очень быстро исчерпывается, поскольку носит сезонный характер. Здесь показателен один из последних примеров – тексты Ирины Денежкиной. Только что, казалось бы, она открыла читателю новое поколение – с его сленгом, вещным миром, обиходом и т.д. – и тут же этот интерес погас, перейдя к следующему, еще более новому. (И впрямь: сленг – самое быстро устаревающее в языке; литература, на нем выстроенная, – наиболее устаревающее из возможного.) В погоне за быстро меняющимся временем печет – один за другим – свои горячие – с пылу, с жару – романы Александр Проханов, и быстро сменяясь, они так же быстро устаревают.

      Особенности литературы новейшего времени начинают формироваться внутри еще так называемой литературы оттепели (конец 50-х – 60-е годы), уходя в сам- и тамиздат, существуя (легально) на эзоповом языке (в связи с постоянно бдительным поведением цензуры). К середине 80-х русская литература приходит с большими эстетическими возможностями, выраженными в разнообразных пробах и накоплениях, в том числе в текстах постмодернистов-"одиночек" 60–70-х годов – Венедикта Ерофеева ("Москва–Петушки"), Андрея Битова ("Пушкинский дом"), Саши Соколова ("Школа для дураков", "Палисандрия") и др., – и весь этот материал при открывшейся свободе публикаций (конец 80-х – начало 90-х) осуществляет прорыв, оказывая самое непосредственное влияние на формирование литературы постмодерна, в которую входят как постмодернистская литература, так и литература иного эстетического и мировоззренческого выбора, как ее ни назови – неоавангард, гипернатурализм, продолжение модернизма, постреализм и т.д. Определять сегодня реализм в качестве метастиля русской литературы конца века мне представляется спорным. Ближе к определению искомой доминанты находится постмодернизм. Как подчеркивал М. Эпштейн, сегодня возглашающий конец постмодернизма, себя, по его мнению, исчерпавшего, "сама готовность российских умов мгновенно размножить и применить эти (постмодернистские. – Н.И.) учения к родной культуре и сделать их знаменем духовного обновления говорит о некоторой соприродности постмодернизма российской почве. Если коммунистическое в России существовало до Маркса, то не могло ли и постмодерное существовать в России задолго до Деррида и Бодрийяра?"11. Характеризующие поэтику литературы "постмодернистского поворота"12 "перерабатывание первозабытого" (Ж.Ф. Лиотар), то есть интертекстуальность, восприятие мира как текста и текста как мира, децентрация, фрагментарность, игра с симулякрами, резонантность, "двусмысленность", двойное кодирование, временнуе запаздывание, корректирующая ("подвешенная") ирония, смысловая неразрешимость, пародийный модус повествования и другие постмодернистские черты и особенности, отмеченные отчасти еще Д. Джойсом (которому, возможно, принадлежит словообразование "хаосмос"13 ) и проанализированные (начиная с 60-х и до наших дней) рядом западных теоретиков (Р. Бартом, Ж. Жаннетом, П.Х. Торопом, Ж. Бодрийяром, Ж. Делезом, Ф. Гваттари и др.), иррадиируют в иные литературные явления, включая реалистические, влияя на общее пространство литературы постмодерна, являющее собой сегодня сложную, но не сложноподчиненную, отнюдь не иерархическую, конкурентную систему.

      Пятьдесят лет спустя подобное учебное заведение появляется и в Санкт-Петербурге: в 1876 году Александр II издает указ, предписывающий на средства, пожертвованные меценатом бароном Штиглицем, открыть в Петербурге Центральное училище технического рисования. Там закладываются основы русского дизайна и оформительского искусства.

      За годы существования школа и училище претерпевают многочисленные структурные преобразования: открываются и закрываются филиалы, не раз меняются их названия и основные направления деятельности, — но все это время они остаются одними из главных мест получения образования в области дизайна.





      Иван Билибин почти целиком посвящает себя книжной иллюстрации и оформлению. Из-под его руки выходят роскошные издания русских народных сказок и множество художественных произведений как уже ставших классиками авторов, так и его современников-символистов.

      Слева направо: И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский

      Мир продолжает отмечать столетие Октябрьской революции. В Брюссельском музее дизайна ADAM открывается выставка, посвященная лучшим образцам советскоq графики и творчеству художников-конструктивистов 1920-хх годов. Проект подготовлен совместно с Moscow Design Museum.


      Эль Лисицкий. Обложка Architect assocition architectura et amicitia.
      Ne boltai! Collection, Прага.

      В те годы молодая страна Советов остро нуждалась в новом визуальном языке, используя для пропаганды книжную графику, почтовые марки, упаковку, афиши и плакаты. Самыми узнаваемыми приемами свежего конструктивистского стиля стали коллаж и шрифт, основанный на контрастных сочетаниях букв.


      Эль Лисицкий. Обложка первой выставки российского искусства (1922). Ne boltai! Collection, Прага.


      Яков Гуминер. 1917-1927. Ne boltai! Collection, Прага.

      Экспозиция в музее ADAM была реализована при участии Московского музея дизайна, архива А. Родченко и В. Степановой и частного собрания Ne Boltai! Collection в Праге.

      Читайте также: