Поиск и формулировка целей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы осуществить мечту, нужно превратить её в цель. Лайфхакер рассказывает и показывает на примерах, как сделать это правильно, чтобы не разочароваться в результате.

Как выбрать цель и правильно её сформулировать

Когда вы осознали, чего хотите, не останавливайтесь, копните ещё глубже. Ваша ли это цель? Именно вы этого хотите? Может, этого хочет ваша мама, окружение или другие чужие голоса навязывают своё?

Вы уверены, что действительно этого хотите. Выбор и правильная постановка цели — половина дела и основа успешного исхода. Разберём критерии правильности.

Конкретность

Неправильная цель: квартира.

Правильная цель: трёхкомнатная квартира без обременений в центре Москвы в моей собственности.

Измеримость

Допустим, ваша цель — стать популярным блогером. Благодаря соцсетям есть простой и конкретный признак популярности — большое количество подписчиков. Если затрудняетесь определить для себя эту цифру, посмотрите, сколько подписчиков у человека, которого считаете популярным, возьмите это число в качестве ориентира.

Неправильная цель: хочу быть популярным.

Правильная цель: 5 000 подписчиков в Facebook.

Достижимость

Как говорил один начальник, проси невозможное, получишь максимум. Ставьте себе амбициозные цели, сердцем желайте прыгнуть выше головы, верьте в себя, а потом приземлитесь и учтите объективную реальность. Нет смысла ставить себе целью отрастить третью руку.

Неправильная цель: хочу, чтобы люди не болели раком.

Правильная цель: трудоустройство в организацию по борьбе с раком.

Значимость

Неправильная цель: хочу много денег, чтобы купить яхту.

Правильная цель: яхта.

Сроки

Срок — необходимый параметр для достижения цели. Без буйков кажется, что море времени бесконечно, но внезапно жизнь проходит. Приближающийся дедлайн стимулирует ускорение, рост продуктивности, поможет соотнести текущий прогресс и остаток времени.

Неправильная цель: хочу научиться рисовать.

Правильная цель: к 1 марта следующего года получить сертификат курсов рисования.

Признак достижения цели

Неправильный признак: автомобиль марки Dodge.

Правильный признак: ПТС на автомобиль марки Dodge.

Инструменты достижения цели

Обратный отсчёт

Пример

Цель: октябрь 2019 года — новоселье в собственном доме, который построю.

  • Что нужно, чтобы отпраздновать новоселье в доме, который построю? Внутренняя отделка (сентябрь 2019 года).
  • Что нужно, чтобы появилась внутренняя отделка? Подвести коммуникации (май 2018 года).
  • Что нужно, чтобы провести коммуникации? Покрыть крышу (апрель 2018 года).
  • Что нужно, чтобы покрыть крышу? Возвести стены (март 2018 года).
  • Заложить фундамент (сентябрь 2017 года).
  • Выбрать подрядчика на строительство (июнь 2017 года).
  • Заказать проект (апрель 2017 года).
  • Найти архитектора (завтра).

Так приходим к первому шагу: завтра написать в соцсети пост и попросить рекомендовать архитектора.

Действие каждый день

Каждый день выполняйте хотя бы одно действие для достижения цели. Даже если сил хватает только на одну микрозадачу, пусть она будет сделана: определиться с цветом штор, позвонить архитектору и обсудить дату встречи.

Создание среды

Заполните эфир. Подписывайтесь на тематические ресурсы, знакомьтесь и общайтесь с экспертами и опытными людьми, читайте, смотрите. Это способствует накоплению знаний, помогает не забывать о цели.

Идеально, если близкие люди поддерживают, подбадривают, помогают. Специалисты и опытные люди тоже могут оказывать моральную поддержку, не ограничиваясь только экспертизой.

Самонастройка

Что делать, если цель достигнута или не достигнута

Вне зависимости от результата проанализируйте его. Что мешало в достижении цели, что помогало? Что вдохновляло, что провоцировало прокрастинацию? Что нужно учесть или улучшить в следующий раз?

Анализ и корректировка:

  • Цель не достигнута в желаемый период. Пересмотрите сроки, скорректируйте их в соответствии с вводными данными.
  • Цель неактуальна. Возможно, изменились интересы, ценности, жизненная ситуация. Скорректируйте цель или откажитесь от неё.
  • Цель актуальна, но сменились приоритеты. Жизнь внесла коррективы в планы, внимания требуют другие вопросы. Пересмотрите цель и сроки.

Не сожалейте, не критикуйте себя, анализируйте, ищите причинно-следственные связи, делайте выводы. Принимайте ситуацию, которую невозможно изменить. Это будет проще, если на протяжении пути выкладываться полностью и получать удовольствие от процесса. Даже если что-то не получилось, вы как минимум отлично провели время. Что там дальше по списку?

Целеполагание


Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение. И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание:

Понятие целеполагания

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Принципы целеполагания

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.


Список ценностей

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

основные способы целеполагания

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым.

Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого. Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?). Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Предлагаем вам отработать постановку целей по SMART на данном тренажере:

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Очередной год подходит к концу. Принес ли он ожидаемые результаты? Это всецело зависит от того, определились ли вы с ожиданиями. Если цели не были определены и вы над ними не работали, стоит ли удивляться, что год не задался? Каким будет следующий — в ваших руках.


Мы сделали вам в помощь обзор наиболее популярных методик определения целей и ожидаемых результатов. Надеемся, какая-то из них покажется вам полезной и позволит прожить год по-новому.

SMART(ER)

Один из самых популярных и зарекомендовавших себя методов постановки целей. Часто применяется для управления организациями, подразделениями и проектами, но также подходит и для постановки личных целей. Метод был предложен в 1965 году специалистом по мотивации Полом Дж. Мейером. Считается, что SMART гарантирует достижение нужного результата за счет максимальной конкретики при формулировке каждого параметра. Кроме того, одним из преимуществ метода является глубокая проработка реальности, а не только будущих достижений . Цели, поставленные по SMART, достижимы, измеримы, конкретны и позволяют продумать все необходимые нюансы.

  • Who (кто)? Кто ставит цель?
  • What (что)? Что собирается достичь?
  • Where (где)? Где все происходит?
  • When (когда)? Когда цель должна быть достигнута?
  • Which (который)? Относительно чего совершается действие?
  • Why (почему)? Зачем вы хотите добиться этой цели?

M easurable (измеримость): результат цели должен иметь точное цифровое выражение, иначе будет сложно определить его эффективность.

A chievable (достижимость): пункт требует оценки того, насколько реально достичь той или иной цели. Для этого необходимо проанализировать сопутствующие обстоятельства и сделать вывод, имеется ли достаточно ресурсов для достижения цели.

R elevant (уместность, важность): для достижения цели нужно иметь высокую мотивацию. Ее наличие или отсутствие покажет, насколько значима для вас та или иная цель.

T ime bound (ограниченность по срокам): любая цель может так и остаться мечтой, если не определить четкие сроки ее реализации. Желательно расставить и промежуточные реперные точки воплощения цели.

Эти две дополнительные буквы отвечают за обратную связь и мотивацию того, кто ставит цели и достигает их.

E valuation (обратная связь и оценка): без регулярного запланированного цикла обратной связи на каждом значимом шаге невозможно достичь даже простой цели, слишком сложной и турбулентной является окружающая среда. На длинном пути обратная связь дает также нужный уровень мотивации и вдохновения.

R eward (поощрение или полученный приз за достижение): наша способность видеть и отмечать прогресс предопределяет долгосрочную мотивацию. Замечайте и празднуйте даже мелкие подвижки в сторону цели. Тем реалистичней и ближе она будет казаться.

Метод SMART(ER) довольно универсален. Его основным преимуществом считается четкая детализация . Метод критиковали за оторванность от личности исполнителя и процесса реализации, потому у него появилось два новых элемента. На сегодня этот метод, пожалуй, самый известный в области целеполагания.

Objectives & Key Results (OKR)

  • согласованная работа команды;
  • прозрачность;
  • расстановка приоритетов;
  • высокий уровень вовлеченности сотрудников;
  • фокус на изменения и улучшения;
  • значительный рост и развитие;
  • универсальность — метод подходит как небольшим стартапам, так и крупным организациям.

Как правильно ставить цели по OKR

Существует несколько вполне конкретных принципов, согласно которым формулируются Objectives & Key Results:

Еще один важный момент: считается, если цели, поставленные по OKR, достигнуты на 80% и более, значит, это были слишком легкие цели. Достижение менее 50% считается неудачным результатом. Оптимальный параметр — 60–70% выполнения целей.

Среди минусов методики отмечают сложность достижения амбициозных целей, растянутость во времени (поскольку крупные задачи требуют достаточно много времени для их реализации) и стрессовую составляющую для команды, которая будет переживать за невыполнение результата. Несмотря на это, OKR применяют многие известные корпорации: Google, LinkedIn, Intel, Oracle, Twitter и другие.

Логика здесь такова: прежде всего вы должны быть эмоционально привязаны к вашей цели — это будет главным критерием ее истинности . Правильная цель всегда ведет вас к желаемому будущему. Ее необходимо визуализировать — как и последствия, к которым приведет достижение цели и конечный результат. Представляйте ваши достижения как можно чаще и ярче.

При этом вы должны ясно осознавать, как та или иная цель повлияет на вашу личную или профессиональную жизнь . И конечно, ставьте сложные, амбициозные цели, которые выводят вас из зоны комфорта, требуют получения новых навыков и даже пугают. Только при соблюдении всех этих условий у вас появится шанс стать лучшей версией себя — это и есть главная мотивация метода HARD.

HARD в первую очередь метод постановки личных целей, в нем меньше прозрачности и больше эмоций. Не стоит забывать о важности эмоциональной составляющей и в организационных целях, в конце концов, организации — это группы все тех же индивидуумов.

Система ключевых показателей эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) сотрудников компании, которая помогает измерить результативность их деятельности в числовых показателях.

Это не совсем методика определения целей, но дополнение набора целей перечнем измеримых показателей их достижения. Но так как аббревиатура популярна и с этим много путаницы, мы добавим ее сюда для рассмотрения.

KPI могут формулироваться и измеряться на любом уровне организационной иерархии — от компании в целом (и тогда это будут KPI генерального директора) до рядового сотрудника. Организации выделяют разные типы показателей:

  • финансовые и нефинансовые;
  • количественные и качественные;
  • функциональные и проектные;
  • личные и групповые.

Преимуществ у системы KPI довольно много. Она позволяет измерить результаты на всех уровнях организации — от людей до бизнес-процессов. При этом числовые выражения эффективности максимально прозрачны и конкретны. KPI служат высоким мотивационным фактором для сотрудников.

Среди минусов отмечают корреляцию результатов каждого работника со всеми его коллегами: если кто-то один не достиг своих показателей, то пострадать может, к примеру, весь отдел. Кроме того, KPI часто становится фильтром, через призму которого сотрудник смотрит на реальность. И если показатели плохо сбалансированы между собой, то эта однобокая призма приведет к конфликтам и несогласованности работы разных сотрудников или подразделений. Отмечается также осторожность сотрудников при формулировании плановых показателей KPI, которые чаще всего напрямую влияют на премию сотрудника.

Несмотря на это, система KPI — одна из самых популярных и широко применяемых в мире.

Balanced Scorecard, BSC

Система сбалансированных показателей, или ССП, была разработана в 1990-х годах профессором бизнес-школы при Гарвардском университете Робертом Капланом и американским консультантом по управлению Дэвидом Нортоном. Задумана как инструмент менеджмента, который должен помогать отслеживать достижение целей в рамках стратегии организации и стандартизировать отчетность. Именно Нортон с Капланом узаконили связь системы показателей эффективности со стратегическими целями компании и стали говорить о необходимости сбалансированности показателей между собой.

Во время планирования создают стратегическую карту или дерево целей по разным областям деятельности организации. Принимаются к рассмотрению следующие направления или области деятельности: клиенты, финансы, развитие персонала и внутренние бизнес-процессы. Каждому направлению определяются цели и набор KPI.

К плюсам ССП относят сбалансированность взгляда на организацию, визуализацию, простоту подачи и восприятия информации, универсальность, нацеленность на позитивные изменения, взаимосвязь с KPI сотрудников. Среди недостатков отмечают сложность внедрения, отсутствие быстрых результатов, сложность оценки ключевых показателей, реализацию только на уровне топ-менеджеров.

Интересный своей простотой и одновременно эффективностью современный метод постановки целей. Разработал его Дэвид Ван Рой, вице-президент по развитию руководителей Walmart. В оригинале структура метода выглядит так:

Что в переводе означает:

  • Думай масштабно — определи свою конечную цель.
  • Действуй мелкими шагами — отметь вехи, которые помогут достичь этой цели.
  • Двигайся быстро — составь график достижения каждой вехи.

Методика основана на следующих умозаключениях и выводах Ван Роя:

    1. Цель лучше, чем отсутствие цели.
    2. Конкретная цель лучше абстрактной.
    3. Сложная и конкретная цель лучше легкой цели.

    Таким образом, BSQ позволяет ставить конкретные цели, которые трудны, но достижимы и ограничены во времени . Это дает возможность легко отслеживать прогресс и при необходимости корректировать движение к цели. Ван Рой уверен, что возможности применения метода BSQ для постановки целей неограниченны и его можно использовать в любой ситуации.

    Несомненный плюс метода в его простоте, минусы пока неизвестны. Возможно, вы будете первым, кто напишет нам о них.

    Существует много определений, что такое цель и как ее правильно сформулировать. Ниже я приведу 11 вариантов описания целей с примерами и пояснениями. Если ваш коуч по успешному успеху рассказал вам, что цели обязательно должны быть SMART, будет полезно для разнообразия взглянуть на этот список. Правда мне очевидно, что для большинства из этих методов главным принципом формирования стал красивый акроним.

    Для получения измеримых результатов

    • Specific — точно определенные;
    • Measurable — измеримые;
    • Achievable — достижимые;
    • Relevant — релевантные;
    • Time Bound — ограниченные во времени;
    • Evaluate — оценимые;
    • Readjust — изменяемые;

    Цель: Запустить новый лендинг

    Цель по SMARTER: Запустить новый лендинг за один месяц с командой из трех человек, измеряя прогресс по стори-поинтам в Jira, оценивая прогресс и корректируя сроки раз в неделю

    Проблема здесь такая же как и у SMART: при постановке цели мы не можем с точностью сказать, достижима она или нет. Таким образом, с одной стороны, есть отсылка к некоторым точным параметрам: достижимости, релевантности, измеримости. С другой стороны, в момент постановки цели эти параметры могут быть очень размытыми.

    SMARTER добавляет к SMART периодичность и метод оценки достижения цели, пытаясь решить эту проблему. Тем не менее периодичность и метод оценки — это скорее часть общего процесса работы с целями и задачами, чем способ описания конкретной цели. Маловероятно, что для каждой цели вы будете делать отдельную систему оценки. Скорее всего, вы будете оценивать прогресс по всем поставленным целям раз в определенный период.

    Поэтому SMARTER, на мой взгляд, — это попытка очередного коуча по успешному успеху казаться чуть smarter своего предшественника, который сказал что цели должны быть SMART.

    Для длительных и амбициозных целей

    • Purposeful — осмысленная, имеющая цель — цель имеет значение в долгосрочной перспективе. Actionable — осуществимая — цель зависит от ваших действий, от того на что вы можете напрямую повлиять.
    • Actionable — осуществимая — цель зависит от ваших действий, от того на что вы можете напрямую повлиять.
    • Continuous — продолжительная — достижима повторяющимися и прямыми действиями.
    • Trackable — отслеживаемая — статистика может быть переоценена и не применима ко многим видам целей. Нам важно понимать, достигнута цель или нет.

    Цель: Запустить рассылку

    Цель по PACT: Опубликовать 25 рассылок за следующие 25 недель.

    PACT, на мой взгляд, больше похож на подзадачи. SMART подходит для формулирования задачи с точки зрения бизнес-ценности, а PACT — для описания задач на пути достижения этой ценности.

    Для работы с большими группами

    • Collaborative — каждый вовлечен;
    • Limited — определены ограничения времени и бюджета;
    • Emotional — отзывается у всех участников;
    • Appreciable — оценима/доходит до каждого участника;
    • Refinable — цель можно скорректировать.

    Цель: Увеличить конверсию лендинга

    Цель по CLEAR: команда X увеличит конверсию лендинга Y на 30% за три месяца, совместно работая над тем, чтобы проводить два эксперимента в месяц и оценивать их результаты

    Еще один акроним, который не помогает запомнить ничего из его составляющих, кроме collaborative. Здесь, в отличие от SMART, появилась эмоциональная составляющая. В целом этот метод может подойти организатором мероприятий, игры, детского утренника, где требуется общее вовлечение и донесение идеи до каждого.

    Для того чтобы идти к большой мечте

    • Dream Driven — движимая мечтой;
    • Uplifting — вдохновляющая;
    • Method friendly — методологизируемая (регулярно выполняемые ритуалы);
    • Behaviour Driven — управляемая привычкой.

    Цель: Научиться писать

    Цель по DUMB: Я буду идти к своей мечте войти в список самых продаваемых авторов по версии NYT, каждый день выдавая не менее 500 слов в те 45 минут, что я пью кофе.

    Для достижения своих лимитов

    • Heartfelt — отзывается в вашем сердце;
    • Animated — можете себя представить себя достигнувшим цель;
    • Required — какие привычки/повторяющиеся действия необходимы для достижения цели;
    • Difficult — цель испытывает пределы ваших возможностей.

    Цель: Устроить тимбилдинг

    Цель по HARD: мы сделаем лучший лендинг в индустрии, который задаст новые стандарты в лендингостроении, для этого мы будем каждую неделю делать эксперименты и каждый день проводить стендапы, отслеживая прогресс, и когда мы выполним задачу, мы будем чувствовать себя победителями

    Соответствие ценностям снимает вопрос эмоциональной вовлеченности: если я искренне определил свои ценности, любая цель, которая вписывается в их развитие, будет отзываться в сердце.

    Для постановки множества целей

    • Written — записанная. Чтобы записать цель, ее надо четко сформулировать. Это позволяет объективно взглянуть на свои планы, облечь их в форму и возвращаться к ним снова, когда потребуется.
    • Integrated — соответствует другим целям;
    • Synergistic — помогает прогрессу других целей;
    • Expansive — цель обширная и вдохновляет оставаться на пути к ее достижению.

    Цель: Устроить тимбилдинг

    Цель по WISE: Сделать из моих сотрудников команду из вдохновленных партнеров

    Так что тут с акронимами. Ах да, акронимы. У американских военных есть такая шуточная традиция — придумывать странные акронимы. В армии развлечений мало, поэтому всему, от военной техники до операций, даются акронимы. Когда военные увольняются и идут в гражданку, они продолжают это делать в корпорациях.

    Кто-нибудь может мне подсказать разницу между Integrated и Synergetic здесь? Какое отношение к постановке цели имеет то что она написана на бумаге?

    Когда требуется коллективная ответственность

    • Frequently discussed — цель обсуждается и пересматривается;
    • Ambitious — амбициозные;
    • Specific — точно определенные;
    • Transparent — прозрачные (видна ли ваша цель другим и понятен ли прогресс)

    Цель: Увеличить конверсию лендинга

    Цель по FAST: Увеличить конверсию лендинга посредством серии экспериментов, за результатами которых можно наблюдать в канале в Slack и обсуждать раз в две недели на регулярной встрече.

    Как честное обсуждение цели ведет к ее пересмотру? Почему обсуждение вообще важно? Всегда ли самая важная цель та, которую обсуждают? Опять же, вопрос к амбициозности — почему цель всегда должна быть амбициозной?

    Заранее определить препятствия

    • Goal — Цель должна быть точной и привязанной ко времени
    • Reality — Какое сейчас положение дел? Какова окружающая реальность? Насколько цель вписывается в реальность
    • Obstacles — какие препятствия есть на пути?
    • Will — что будет двигать вас на преодоление этих препятствий (есть также интерпретация с Way Forward — какие шаги нужно сделать для достижения цели)

    Цель: увеличить конверсию лендинга

    Цель по GROW: Увеличить конверсию лендинга на 30% за месяц, вопреки тому, что этот лендинг и так конвертит лучше остальных, чтобы выполнить финансовые цели компании

    Данный метод придуман в корпоративном коучинге 80-х. В 80-х время текло медленно, а ткань реальности была гораздо более прочной, поэтому при постановке целей можно было определить реальность и препятствия до начала работы гораздо увереннее, чем это можно сделать сейчас.

    В любом случае это набор достаточно базовых вопросов и определений, который можно задавать при постановке любой цели. Мне нравится отсылка к will, поскольку воля — это единственная сила которая может двигать нас в определенном направлении. Я бы немного модифицировал этот подход определив вместо obstacles силы, которые будут влиять на нашу волю — например что должно случиться чтобы мы бросили эту цель, а что будет придавать нам силы двигаться дальше.

    OKRs и KPIs — не только определенный подход к определению целей, но и набор практик для работы с ними. В данной статье я остановлюсь только на определении целей в соответствии с этими фреймворками, не погружаясь в методологии.

    Постановка целей в быстро-меняющейся среде

    • Objective — высокоуровневая цель;
    • Key results — какие краткосрочные промежуточные цели вы можете поставить.

    Цель: Увеличить конверсию лендинга.

    Цель по OKR:

    Увеличить конверсию лендинга.

    — Оптимизировать скорость загрузки на 30% для мобильных устройств за две недели;

    — Провести набор экспериментов с полями формы регистрации до конца квартала.

    Точный контроль прогресса.

    Key Performance Indicator — Какие метрики вы используете для измерения прогресса.

    Цель: Увеличить конверсию лендинга.

    Цель по KPI: Увеличить ROI по лендингу X на N при сохранении текущих расходов на маркетинг.

    Подход управления целями по KPI подразумевает числовое представление для каждой цели. В изначальной задумке это выглядит так: все числовые показатели определены цифрами, и все цели так или иначе привязаны к числовым показателям.

    Приоритезация целей зависит от того, как изменение того или иного параметра влияет на ключевые показатели. На бумаге это выглядит достаточно красиво: например, в качестве ключевого показателя у вас выбрана EBITDA, и вы по результатам определения целей можете определить, какое влияние на нее окажет каждое изменение и буквально математически посчитать приоритеты.

    На практике есть большое количество целей, которые в цифры можно перевести только в виде предположений или гипотез, например, когда дело касается нового продукта или новой линии бизнеса. В такой ситуации они могут легко выигрывать из-за смелости предположений, и приоритезация будет уже не так эффективна.

    Я привел этот список, чтобы продемонстрировать, насколько по-разному могут восприниматься цели и насколько из разных предпосылок можно исходить при их постановке.

    Кроме того, что почти все они абстрактны, не оригинальны и придуманы ради красивого акронима.

    Почти все из них:

    • Стремятся к более точному определению цели (хотя не говорят о критериях и глубине точности).
    • Большинство взывают к эмоциональной составляющей и амбициям.
    • Ссылаются на необходимость регулярной сверки и уточнения.

    Добавлю к этому еще несколько вводных:

    Финализируя:

    • Если ценности правильно определены, они вызывают эмоциональный отклик, а следовательно и цели, соответствующие им, вызывают положительный эмоциональный отклик и зажигают людей.
    • К каждой цели стоит написать набор ключевых результатов/контрольных точек.
    • Цель должна быть ограничена сроками и ресурсами, единственными параметрами находящимися в нашей власти, иначе она превращается в красивый, но невыполнимый лозунг. А лозунги в дискуссиях всегда побеждают факты.

    Да, акронимная болезнь добралась и до меня и я придумал свой метод

    • Risks — каждая цель несет в себе риски. Какие у нас есть риски?
    • Assumption — цель это предположение, гипотеза.
    • Values — Цель должна соответствовать определенной ценности.
    • Effects — Как отразится выполнение этой цели на компании, ее ценностях и других целях? Как можно измерить этот эффект?

    Цель: Увеличить конверсию лендинга

    Цель по RAVE:

    Увеличить конверсию лендинга X

    Риски: потратить ресурсы но так и не увеличить конверсию. Потерять часть аудитории и маркетингового бюджета на экспериментах.

    Предположение: если мы увеличим конверсию на 30% то это позволит нам заработать больше чистой прибыли

    Ценность: Устойчивость.

    Эффекты: другие задачи по экспериментам с лендингами будут отложены. В случае успеха эксперимента мы сможем заработать дополнительные 50 000 долларов в этом квартале и использовать их в будущем, что сделает нас более устойчивыми.

    Восприятие цели как гипотезы дает нам возможность относиться к цели с подозрением, оценивать ее и задавать вопросы вместо тупого исполнения. Для быстрого определения рисков и эффектов я использую квадрат декарта. Цель, определенная по RAVE, при этом отлично ложиться на OKR — key results мы можем вывести из effects.

    Какие методы постановки целей вы используете для себя? Помогают ли они вам достигать целей? Пишите в комменты.

    Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки

    Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.

    Что такое SMART-цели

    SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.

    SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.

    Критерии SMART

    SMART-цель должна быть:

    • S — Specific — конкретной;
    • M — Measurable — измеримой;
    • A — Achievable — достижимой;
    • R — Relevant — значимой;
    • T —Time bound — ограниченной во времени.

    Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.

    Specific: Конкретная цель

    Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.

    Не конкретноКонкретно
    Зарабатывать большеПовысить продажи

    Что нужно помнить:

    Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:

    • Какого результата вы хотите достичь с помощью выбранной цели?
    • Почему именно эта цель поможет в достижении необходимого результата?
    • Выбранная цель соответствует стратегии компании?

    Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

    Скачайте универсальный шаблон для трекинга целей и задач от команды Carrot quest

    Measurable: Измеримая цель

    Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.

    Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?

    Не измеримоИзмеримо
    Повысить продажиПовысить продажи на 30%

    Что нужно помнить:

    SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.

    Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:

    • Как понять, что цель достигнута?
    • Над каким показателем необходимо работать, чтобы достигнуть цели?

    Achievable or Attainable: Достижимая цель

    Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.

    Не достижимоДостижимо
    Увеличить продажи на 300% к концу годаПовысить продажи на 30% к концу квартала

    Что нужно помнить:

    • Цель по SMART формулируется, исходя из возможностей компании: опыта и знаний сотрудников, объема инвестиций, ситуации на рынке.
    • Недостижимые цели демотивируют команду. Ощущение, что цель невыполнима, отстраняет сотрудников от её достижения и делает их невовлечёнными.
    • Цель должна быть амбициозной. Заниженные показатели не мотивируют команду на результат и не выведут компанию на новый уровень развития.
    • Лучше выполнить амбициозную цель на 80%, чем перевыполнить заурядную.

    Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:

    • Реально ли добиться этой цели в установленные сроки?
    • Что может помешать достижению результата?
    • Опыта и знаний команды достаточно для выполнения цели?

    Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.

    Relevant: Значимая цель

    Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.

    Не значимоЗначимо
    Открыть 30 новых точек продаж в РоссииОткрыть 30 новых точек продаж в Турции

    Что нужно помнить:

    • Значимая SMART-цель соответствует стратегическим ставкам компании и не противоречит другим целям.
    • Достижение значимой цели должно вывести компанию на новый уровень развития.

    Вопросы для постановки значимой SMART-цели:

    • Какие преимущества получит компания после достижения цели?
    • Выбранная цель соответствует стратегии компании?
    • Что произойдет, если цель не будет достигнута?

    Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.

    Time bound: Ограниченная во времени цель

    Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.

    Не ограничено во времениОграничено во времени
    Увеличить продажи на 30%Повысить продажи на 30% к 30.09.2021

    Что нужно помнить:

      — если срок достижения цели больше трех месяцев, определите промежуточные этапы. Они помогают контролировать движение к результату.
    • Цели со сроками выполнения больше чем на год могут быть забыты. Максимально приемлемый срок — один год.

    Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:

    • Сколько понадобится времени, чтобы достигнуть цели?
    • На какие промежуточные этапы цель будет разбита?

    Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.

    Как SMART-цели помогут вашему бизнесу

    В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.

    • Фокусирует команды на выполнении конкретных задач. Конкретную и реалистичную цель проще разбивать на задачи для её достижения.
    • Позволяет оценить, насколько мы приблизились к цели. Командам удобно трекать результат, когда цель измерима.
    • Упрощает коммуникации в команде. Все члены команды знают, к какому результату стремится компания, не тратится время на разъяснения.
    • Повышает шансы на успех. SMART метод упрощает процесс целеполагания и вероятность постановки правильной цели заметно возрастает.

    Примеры и антипримеры SMART-целей

    На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.

    На что обратить внимание при постановке SMART-целей

    От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.

    Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:

    Завышенные ожидания

    Нерелевантные цели

    Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.

    Отсутствие гибкости

    В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.

    Отсутствие мотивации

    Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.

    Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

    Скачайте шаблон для трекинга SMART-целей от команды Carrot quest

    Чек-лист постановки SMART-цели

    Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:

      и найдите проблемные места в продукте. Проанализируйте рынок, изучите потребности клиентов, оцените возможности компании. Выводы из исследований помогут сформулировать актуальные и релевантные цели.

    Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.

    • Определите, над чем будете работать и какие показатели прокачивать в рамках текущей стратегии.

    Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.

    • Определите необходимые для достижения цели ресурсы.

    Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.

    • Посчитайте, сколько времени потребуется на достижение цели.

    Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.

    • Отслеживайте результат выполнения поставленных задач.

    Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.

    Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.

    Сервис Carrot quest меняет способ общения компаний с клиентами, помогает поместить пользователя в центр коммуникаций, сократить цикл сделки и увеличить выручку

    Сервис Carrot quest меняет способ общения компаний с клиентами, помогает поместить пользователя в центр коммуникаций, сократить цикл сделки и увеличить выручку

    Что еще почитать по теме

    SMART — метод, который позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить необходимые ресурсы и сроки её достижения.

    SMART-цель — реалистичная, конкретная и измеримая цель с дедлайном, которая соответствует стратегии компании.

    SMART-цель должна соответствовать 5 критериям:

    S — Specific — конкретность;
    M — Measurable — измеримость;
    A — Achievable — достижимость;
    R — Relevant — значимость;
    T —Time bound — ограниченность во времени.

    Екатерина Дешина
    Копирайтер

    Александра Каменских
    Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.

    Читайте также: