Княжеское благотворение и нищелюбие древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Благотворительность в Киевской Руси появилась в 988 году - тогда, когда Русь была крещена. Эксперты утверждают, что с принятием христианства для малоимущих и нуждающихся начались более хорошие времена. Заповеди о любви к ближнему как раз и намекали о том, что пора помочь тем, кто особенно нуждается в поддержке.

Благотворительность на Руси, с приходом христианства, ввело такое понятие, как оказание помощи бедным. Люди начали находить благодать от процесса раздачи милостыни тем, кто в ней остро нуждается.

С появлением религиозных учреждений, потоки людей с просьбами о помощи устремились туда - им помогали как обычные горожане, так и более приближенные к Богу лица.

Как великие князья способствовали развитию благотворительной деятельности в Киевской Руси

Развитие благотворительной деятельности в Киевской Руси начало свой отсчет с момента, когда князь Владимир сочетался узами брака с сестрой византийского императора. Он велел взять из казны средства и построить в Киеве церковь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме нищих, вдов и сирот было особенно много - с широкой руки князя Владимира социально незащищенные слои населения получали еду и ночлег.

Князь Владимир отличался щедростью - он выделил 300 гривен серебра для малоимущих в честь своей победы над печенегами. Великий князь вдохновился христианством и был готов делиться всеми благами, какими располагал сам. Начальная русская летопись свидетельствует о том, как Владимир заявил о том, что всякий нищий и убогий может приходить к его двору и без стыда просить о помощи, получать еду и питье.

Князь учитывал все щекотливые моменты положения бедняков и даже организовал своего рода доставку еды на тележках для тех, кто по каким-либо причинам не мог прийти и взять ее самостоятельно.

Основы благотворительности в Киевской Руси, по мнению многих историков, были заложены именно князем Владимиром. Глядя на своего предводителя русские люди старались быть максимально похожими на этого человека широких взглядов и души.

Традиции благотворительной деятельности после правления князя Владимира

Традиции благотворительной деятельности перенял и укрепил Великий князь Ярослав Владимирович, который вступил во власть в 1060 году. Он внес некоторые корректировки в Церковный и Земский уставы, а еще он добавил туда специальные разделы, связанные с благотворительностью.

Развитие благотворительной деятельности в Киевской Руси активно спонсировалось лично Ярославом Владимирович, который вкладывал собственные средства. Особое внимание он уделял сиротам и больным. Великий князь создал училище для сирот на 300 человек, в котором дети не только получали еду и кров, но и образование и профессию. Проблема беспризорников волновала Ярослава Владимировича и он потребовал от своих сыновей Изяслава и Всеволода заботиться о чужих детях как о своих. Искоренить сирот невозможно - этот феномен является головной болью любого государства. А вот сделать быт детей без опеки родителей немного лучше - можно.

Ярослав начал распространять бесплатную медицинскую помощь, которую мог получить любой обратившийся в монастырь. Практически при всех храмах находились монастыри, где сестры или братья помогали отчаявшимся людям.

Другие князья участвующие в развитии благотворительности на Руси

Благотворительностью на Руси активно занимался князь Владимир Мономах, следовавший заветам великого предка. Он являлся сыном Всеволода и внуком Ярослава и не менее щедро чем они раздавал деньги бедным и несчастным. Более того, Владимир Мономах активно призывал своих детей и подчиненных следовать собственному примеру. Он требовал не отказывать в крове и еде нищим и странникам, помогать сиротам находить приют, защищать обиженных и вдов. Владимир Мономах стремился к созданию идеального общества, где каждый мог бы подставить другому плечо и оказать посильную помощь.

Благотворительность на Руси для женщин зародилось по велению Анны Всеволодовны, сестры Владимира Мономаха. Она на собственные средства открыла и содержала женское училище в Киеве. Учебное заведение было открыто для женщин всех сословий, а Анна сама обучала своих подопечных грамоте и различному ремеслу.

Мстислав, сын Владимира Мономаха, не отошел от семейных традиций - его отличала особая любовь к бедным. Все наследство, которое получил молодой человек в наследство от своего отца, было отдано во благо малоимущих.

Князь Николай Давыдович, который приступил к правлению в XII веке, тоже не упускал возможности подсобить тем, кому трудно. Он построил в Киеве монастырь, который оказывал медицинские услуги всем, кто только в него обращался. Он приказывал развозить по улицам продукты питания и на бесплатной основе раздавать их тем, кто находится за чертой бедности.

Особым человеколюбием отличился князь Роман Мстиславович - он предпочел раздать все свое имущество в пользу бедных и при этом сам он умер в нищете. У него не было денег даже на собственное погребение.

Чтобы отметить уровень благотворительности в Киевской руси, можно вспомнить страшный пожар 1185 года. Чрезвычайное происшествие уничтожило все, что было построено из дерева, в городе Владимире. Правивший в то время князь Всеволод Юрьевич пришел на помощь своему народу и раздал горожанам средства на ликвидацию последствий пожара и возведение новых домов.

Князь Ростовский Константин Всеволодович и Великий князь всея Руси Михаил Александрович активно пропагандировали благотворительность и ее пользу, благо, этому способствовало развитие религии на подотчетных им территориях. Они оба утверждали, что помогать нуждающимся - воля Божья.

Знаменитый полководец князь Александр Невский не жалел собственных средств для блага своих людей. Он за деньги из своей казны выкупал пленных, раздавал щедрые пожертвования, участвовал в строительстве социально значимый зданий.

Дмитрий Донской следовал заложенным предкам традициям - он всегда помогал тем, кто протягивал руку. Донской известен прежде всего тем, что он помогал строиться погорельцам и не гнушался малообеспеченных людей.

В летописях, к сожалению не указано имени вдовы одного из русских князей, которая после смерти мужа решила встать на путь благотворительности. Женщина стала монахиней и зарабатывала на жизнь рукоделием, но при этом большую часть своего дохода она отдавала в пользу бедных.

Благотворительность и православная церковь в киевской Руси

Благотворительность и православная церковь – неотъемлемые части друг друга.

Во времена Киевской Руси в каждом религиозном учреждении нищие могли получить еду, ночлег, медицинскую помощь и милостыню. При монастырях даже были специальные комнаты для тех, кто слишком болен или стар, чтобы содержать себя самостоятельно.

Церковь призвана была служить во благо человека и каждый нуждающийся находил в ее стенах приют.

Отличительные черты благотворительности в Киевской Руси

Отличительные черты благотворительности в Киевской Руси заключались в том, что малоимущие слои населения в основном могли рассчитывать только на еду, одежду, медицинскую помощь и помощь в строительстве жилья. Милостыня была явлением редким, князья предпочитали помочь вещами или делом. Но накануне больших праздников можно было получить и хорошие деньги - во времена Киевской Руси сложилась традиция посещать тюрьмы, больницы и приюты с целью раздачи милостыни.

Благотворительность древней Руси не была рассчитана на то, чтобы ей восхищалась общественность. Так как тогда развивалась религия, подобные деяния особо не освещались - ведь это было своего рода выражением любви к ближним, волей божественных сил. Причем, такая форма благотворительности продолжалась до середины XVI века.

*Добрые дела всегда были и останутся актом благоденствия вне зависимости от времени и царящих законов. Помочь ближнему и сделать его жизнь немного лучше это высшее благо на которое способен человек.

Краткая история княжеского попечительства в Древней Руси. Оказание помощи нищим как одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. Основные тенденции княжеского попечительства. Особенности социальной работы и нищелюбия в X-XIII веках.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2020
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История социальной работы: проблемы княжеского нищепитательства на Руси 10-13 вв.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

3. ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСКОГО НИЩЕЛЮБИЯ

Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальные проблемы существовали всегда. В отечественной истории их решали по-разному -- нередко совершенно разными методами, руководствуясь разнообразной мотивацией, создавая и развивая различные формы социальной работы.

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища -- эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

Целью данной работы является ознакомиться с княжеским нищепитательством на Руси в период X-XIII вв.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

? ознакомиться с историей княжеского попечительства в Древней Руси;

? изучить основные тенденции княжеского попечительства.

Работа выполнена на основе изучения, обобщения учебной и научной литературы.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

княжеский попечительство история русь

Помощь нищим, милостыня, известна на Руси с древних пор.

Кроме того, Владимир учредил училища для обучения детей знатных людей, среднего состояния и убогих. А новгородский князь Ярослав Владимирович (ум. 1201) открыл сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

После крещения Руси князь Владимир, в подражание византийским императорам, стал проводить некоторые княжеские “мероприятия” по оказанию помощи нуждающимся: раздачу государственной милостыни и т.п. Особое впечатление на современников производили его регулярные огромные пиры, которые могли посещать все желающие, а для немощных и убогих пищу развозили на телегах по всему Киеву. Но главными объектами княжеских милостей оставалась его главная опора - дружинники, которых он “ласкал без меры”[ 4, с. 26].

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность,

Таким образом, можно выделить три основных формы княжеской благотворительности:

? кормление на княжеском дворе;

? развоз продовольствия по городу для убогих [1, с. 19].

Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения -- нищих, убогих, вдов, сирот -- явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты.

В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит как бы два этапа. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси и его условно можно обозначить, начиная с момента крещения Владимира I до второй половины XII в. (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель). И границы второго этапа -- вторая половина XII в. по XIII в. (включительно), когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Следует обратить особое внимание и на ту роль, которую сыграла христианизация Руси в развитии системы образования как одной из косвенных форм социальной поддержки. Становление системы различных школ и училищ в Древней Руси проходило достаточно сложно. Если мы имеем данные об их активной организации в конце Х - начале XII вв. князьями Владимиром Святым, Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом, то позднее, уже во второй половине XII и, особенно в XIII столетии, число таких школ явно сократилось. Связано это было как с распадом раннефеодального и сравнительно централизованного государства - Киевской Руси - на отдельные, фактически самостоятельные княжества, так и с последствиями татаро-монгольского нашествия, когда многие очаги культуры - города - были сильно разрушены или просто уничтожены[4, с. 27].

3. ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСКОГО НИЩЕЛЮБИЯ

Но больше всех, как отмечают предания, напоминал своей благотворительной

Эти тенденции развития благотворительности и зарождения первичных форм общественного призрения в Киевской Руси были прерваны татаро-монгольским нашествием. На первый план в этот период выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы уважительно относились к духовенству, неоднократно давали российским митрополитам грамоты (ярлыки), освобождавшие церкви и монастыри от дани и поборов, тем самым не лишая духовенства средств для призрения нуждающихся.

Когда русские княжества находились под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Поэтому весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель -- вотчин, а значит, и населения (к ним относятся князья Александр Ярославич, позднее Иван Калита). Московский царь Иван Данилович получил прозвище Калита (мешок с деньгами), за обыкновение постоянно носить с собой кошелек и раздавать из него милостыню убогим и нищим[1, с. 21].

В результате проделанной работы были выявлены основные события княжеского нищепитательства на Руси в период X-XIII вв.

Данный период характеризуется возвышение княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

Княжеская благотворительность в Древней Руси не переступала рамок частного призрения, отсюда выделяются ее основные черты:

? княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государственной системы благотворительности не существует;

? участие в призрении оказывается не обязательностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

1. Костина Е. Ю. История социальной работы: учебное пособие / Е. Ю. Костина.- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.? 210 с.

3. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы: учебное пособие / Н. М. Платонова - СПб.: СПбГИПСР, 2009. - 188 с.

4. Спирина В. И. История социальной работы в России и на Кубани: учебное пособие / В. И. Спирина, М. Л. Спирина.? Армавир: РИО АГПА, 2013. - 81 с.

5. Фирсов М. В. История социальной работы в России: учебное пособие / М. В. Фирсов. - М.: Гуманист. изд. центе ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

Подобные документы

Основные направления защиты и помощи нищим на Руси. Тенденции развития княжеского попечительства на Руси с XII в. по XIII в. Х–ХI вв. – сочетание христианских и языческих тенденций. ХII–ХIII вв. – рост административных тенденций при помощи нуждающимся.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 26.06.2013

Внутрисемейные отношения польского и чешского княжеского дома, начиная с дохристианского периода. Рассмотрение истории первых девяти поколений польской правящей династии - княжеского рода Пястов и девяти поколений чешского княжеского рода Пржемысловичей.

дипломная работа [457,0 K], добавлен 16.02.2015

Анализ экономических, социальных и духовно-нравственных факторов княжеского попечительства слабозащищенных слоев населения. Исследование основных форм княжеской благотворительности на Руси. Роль церкви и тенденции развития благотворительности на Руси.

контрольная работа [15,3 K], добавлен 12.09.2011

Факторы, влияющие на появление и развитие государственности и уникальности Великого княжества Литовского. Анализ жизни и деятельности первых литовских князей. Феномен княжеского рода Радзивиллов, исследование генеалогического древа данной династии.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 07.07.2010

Прекращение деятельности городских вече. Зависимость князей от татарского хана; порядок княжеского владения. Власть великого князя Владимирского до конца XIV века. Эмансипация Рязани и Твери от подчинения великому князю Московскому и Владимирскому.

реферат [39,5 K], добавлен 29.10.2008

История становления и развития Тверского княжества, попытки приобретения им независимости. Социально-правовое положение женщин в период татаро-монгольского ига. Характерные черты средневековых тверских княгинь и их роль в управлении государством.

реферат [25,5 K], добавлен 16.05.2009

Политическое объединение восточных славян; единовластие великого князя до половины XI века. Родовое владение землей. Разложение родового порядка княжеского владения. Власть великого князя над родичами. Географическое размещение русского населения.

Нищие, то есть люди, не имеющие средств к существованию и потому вынужденные жить на подаяние, просить милостыню или пользоваться помощью родственников или благотворителей, существуют с древнейших времен.

Нищенство, как явление

Почему люди в древности и в средние века попадали в такое положение? Причин множество: сироты, потерявшие родителей, увечные и больные, не способные работать, душевно больные и так далее. Вплоть до убежденных нищих, которые жили подаянием по убеждениям, в том числе и религиозным. Они были убеждены, что только нищие, не имеющие ничего, спасутся и войдут в Царство Небесное.

Впрочем и помогать нищим с принятием Русью христианства считалось делом богоугодным, справедливым и вело к спасению души помогающего. Не случайно излюбленным местом просящих подаяние была церковная паперть, особенно в дни больших христианских праздников.

Древняя Русь

На заре существования Древнерусского государства не существовало прямых законов, касающихся милостыни и помощи убогим и обездоленным. Чаще всего традиции заводил князь.

Еще при Владимире Красное Солнышко по приказу князя, нищие могли беспрепятственно приходить на княжеский двор, где их ждали специальные столы с нехитрой едой и питьем. А для тех, кто не мог передвигаться, пищу развозили на специальных повозках.

Этот же князь открыл первые училища не только для знатных детей и ребят из среднего сословия, но и для выходцев из самых низших слоев населения.

Разумеется, что никому и в голову не приходило проверять: подлинный то нищий, или притворяется.

Дело Владимира в обучении бедняков продолжил и Ярослав Мудрый, открыв училище для 300 учеников из самых нищих слоев. Средства для этого Ярослав использовал личные.

В домонгольскую эпоху на Руси при монастырях даже открывались лечебницы для неимущих, своего рода богадельни. А Андрей Боголюбский в 12 веке продолжил традицию развозить еду для нуждающихся по улицам городов.

Средние века

Междоусобные войны и ордынское нашествие количество нищих на Руси увеличили во много раз. Вытоптанные посевы, сожженные дома, угнанный скот и погибшие кормильцы - это вынуждало просить милостыню даже прежде довольно состоятельных людей.

В это время на Руси появляется традиция: на глухой стене избы делали специальную нишу, в которой с вечера оставляли еду. Это могли быть просто хлеб и молоко, или даже вода и печеная репа. Считалось, что люди, которым стыдно от того, что они попали в такое трудное положение, смогут воспользоваться помощью тайно, не нанося ущерба своей гордости и стыдливости.

Разумеется, в меру своих возможностей нищим помогали и знать, и монастыри. Редкие сироты бродили без призора. Если жива была деревня, хотя бы в 1-2 двора, осиротевших не бросали, стараясь воспитать и вырастить детей, потерявших родителей.

Точно также поступали и со стариками: уж место на печи сыщется в каждой избе.

Русские по-прежнему считали помощь неимущим богоугодным и спасительным делом:

  • князь выдавал погорельцам материал из своих или казенных лесов;
  • князь или духовный глава посылали монахов собирать мертвых и поить умиравших во время моровых эпидемий;
  • князь брал на службу детей своих погибших воинов.

По-прежнему щедро раздавалась и милостыня, а по праздникам нищих звали на площадь или на княжеский двор - для угощения.

Эта традиция продолжалась и при первых царях династии Романовых. Например, известно о том, что царь Алексей Михайлович предпочитал сам, из рук в руки давать милостыню просящим. И делал это тайно, переодеваясь в простую одежду.

К сожалению, меры эти не носили системного характера, нищих становилось все больше, особенно в годы смуты, восстаний и войн. А помочь им всем уже было просто невозможно.

Начало бюрократии

Как и в ряде других нововведений, упорядочить нищенство попытался Петр I. Именно он озаботился проверкой неимущих на подлинность.

В 1705 году Петр издал указ, повелев нищих ловить, деньги у них отбирать, милостыни не подавать, а подающих штрафовать нещадно.

Разрешено было лишь жертвовать богадельням, официально существующим при церкви. К чему это могло привести? Конечно к воровству из жертвенного кошелька, а нищие просто разбегались от голодной жизни в богадельнях и шли разбойничать на тракт.

В 1712 году учреждаются "гошпитали" для "зело престарелых и увечных", которые просто не могут уже выполнять никакой работы. Естественно, что жизнь в таких казенных заведениях была больше похожа на тюремный ад.

В 1721 году Петр Великий создает и "смирительные дома", в них силой сгоняют тех, кто злоупотребляет хмельным питием и лодырничает. Своего рода тюрьма, только без следствия и приговора.

Екатерина II в 1775 году вносит изменения в эту сферу, "смирительные дома" заменяются работными. Туда принудительно помещают молодых "ленивцев", чтобы они трудом зарабатывали себе на пропитание. Разновидностями стали "работные дома для буйных ленивцев". Своего рода тюрьма, а попасть в нее можно было за тунеядство.

Нет, нищих не искоренили, еще Анна Иоанновна с возмущением восклицала и удивлялась, что смирительные дома и богадельни множатся, а и нищих становится только больше.

Обнищание народа не возможно было победить богоугодными и воспитательными учреждениями.

Однако система работных домов, или "домов трудолюбия" просуществовала почти до 20-го столетия.


Господь соединяется со Своим созданием в таинстве Причащения настолько тесно, что человек пребывает в Боге, и Бог в человеке (ср.: Ин. 6: 56). Поэтому добро, сделанное нами ближним, Господь относит к Самому Себе: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

Свою славянскую веселость равноапостольный князь примирял с требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным событием). Владимир созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-либо сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье.



Так Православие, пришедшее в Киевскую Русь на рубеже первого и второго тысячелетия, завоевало сердца людские в первую очередь своими заповедями о человеколюбии, справедливости, порядочности, скромности, о спасении души, совпадшими с принципами народной духовности. Вера содействовала возвышению уже существовавшего в Киевской Руси обычая помогать ближнему.


Наследники мудрого князя следовали по его стопам, благотворительность в Киевской Руси всё более принимала характер организованной государственной помощи малоимущим. Князь Ярослав Владимирович основал сиротское училище, в которое ежегодно принималось на полный пансион около 300 подростков. При поддержке князей Изяслава и Всеволода Ярославичей епископ Переяславский Ефрем построил бесплатные лечебницы для больных и сирот, обеспечив постоянное дежурство врачей и медперсонала, питание, набор лекарств.


Другие князья также следовали примеру Владимира. Так, Андрей Боголюбский (не ранее 1100–1174) приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным.

Благотворительность не ограничивалась раздачей еды и одежды (деньги раздавались реже, ибо денежное обращение было слабо развито), но и включала постройку жилищ, выкуп пленных, лечение раненых, обучение ремеслам, помощь вдовам, уход за престарелыми и прочее.


Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич после страшного пожара, случившегося в 1185 году и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, выделил горожанам средства на строительство новых домов. Князь Роман Мстиславич (?–1205) всё раздал нищим, сам же умер в нищете. Димитрий Донской (1350–1389) кормил страждущих из своих рук.

Именно воспитанное в поколениях стремление делать добро, стремление к взаимовыручке, благотворительности и спасло народ в период татарского нашествия на Русь и последовавшего за ним ига.

Московские князья и княгини, с Иоанна Калиты до Анастасии, первой супруги царя Иоанна Грозного, также известны своей благотворительностью.

Принята была анонимность: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3). Но при этом милостыня была явственно личной, вплоть до того, что человеку, принявшему милостыню, рекомендовалось знать имя благодетеля. Хотя бы чтобы помолиться за него. Милостыню старались давать лично, из рук в руки. Даже цари, помимо безличной раздачи милостыни на площадях, практиковали походы в остроги и богадельни лично, хотя часто инкогнито. Это известно, например, об Алексее Михайловиче Тишайшем.


Помимо княжеской благотворительности, существовали и иные формы: монастырская, приходская, общественная, боярская и купеческая.

Читайте также: