Книжная миниатюра византии кратко
Обновлено: 08.07.2024
МИНИАТЮ́РА КНИ́ЖНАЯ, вид живописи, иллюстрации в рукописных книгах , а также изобразительно-декоративные элементы книжного оформления (инициалы, заставки, маргиналии и др.). Возникновение М. к. как самостоят. вида иск-ва связано с переходом от свитка (нередко иллюстрированного) к кодексу – длительным процессом, который завершился в кон. 4 – нач. 5 вв. н. э.; её худож. традиция восходит к античной и раннехристианской миниатюре. Исчезновение М. к. стало следствием изобретения книгопечатания в сер. 15 в. Осн. материалом для страниц кодекса служил пергамен (позднее – бумага ). Для создания М. к. использовались растительные и минер. краски и золото. Как правило, иллюстрации создавались после написания текста на специально отведённых участках страниц; иногда исполнялись на отд. листах, которые затем вшивались в рукопись.
Миниатюра - это сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. В качестве писчего материала использовался пергамент – особым образом обработанная кожа телят и ягнят. Вместо античного свитка рукописи приобрели форму кодекса – книги, состоявшей из сшитых между собой отдельных тетрадей. Основные художественные принципы художественного оформления книги сложились в Византии не сразу, а постепенно, в течение нескольких столетий. Большинство известных нам византийских рукописей не сохранило первоначальный размер своих листов (переплеты заменялись, края листов обрезались). Текст средневекового кодекса писался чернилами, которым присущи теплота тона и богатство оттенков. Обрамляющие текст со всех сторон поля имели разную ширину, варьируя которую миниатюрист создавал композицию листа, производящую на зрителя различное впечатление: от камерного до торжественного. Точность размеров шрифта и расстояние между строками в византийских рукописях выверялись циркулем. Прежде чем приступить к работе, миниатюрист производил разлиновку листа. Изменявшаяся с течением времени манера разлиновки ныне служит одним из оснований для датировки рукописей. Почерк византийских рукописей менялся с течением веков. По особенностям начертания и расстановки букв можно иногда с точностью до столетия определить время написания текста. Бытовавший до начала 9 столетия почерк получил название унициала. Для него характерны приближенные к кругу или к квадрату формы букв, имеющих строго одинаковый размер. Однако, раздельное и крупное письмо, каким был унициал, требовало много писчего материала и длительного времени для написания текста. В связи с этим в начале 9 века, очевидно, в Студийском монастыре в Константинополе был выработан новый почерк – минускул. Он представлял связное письмо, при котором буквы соединены между собой. Более свободно применялись сокращения слов, регулярно применялись надстрочные знаки. Византийцы никогда неводили в оформление текста богатого орнамента, покрывающего поля целиком, который характерен для западных, особенно готических кодексов. По этой причине в Византии, более, чем на Западе, обращали внимание на отделку самих букв, нередко используя их как декоративный мотив.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Византийская миниатюра
Всегда мне кажется странным желание некоторых личностей доказать, что мы в чём-то первые. Конечно, мы в чем-то первые, в каких-то открытиях, достижениях, но история культуры и искусства - непрерывный процесс, начавшийся с того момента, как первобытный человек, движимый непонятным ему самому желанием, взял уголь и начертил на стене контуры оленя, на которого он охотился .
Любое открытие в искусстве подготовлено предыдущими столетиями и не бывает на пустом месте. Византийское искусство создало основы христианского искусства во многих областях, но, не с нуля, а отталкиваясь от предшествующего античного греческого и римского искусства. Это касается и искусства миниатюры.
Любопытно, но историки относят происхождение иллюминирования книг к театру.
Искусство миниатюры ( от слова «миниум «- название красной краски) в Византии развивалось под воздействием, как античного искусства, так и восточного. Затейливость восточных орнаментов и их цветовая яркая гамма также повлияла на характер рисунков.
Книжными центрами были помимо Константинополя, Антиохия , а , в первую очередь , Александрия с её библиотекой – восьмым чудом света, к сожалению, утраченным. Никто не знает, сколько книг погибло, особенно книг античных и римских авторов, поскольку книга была в то время рукописной, а потому подчас единственной, а то, что попало в руки европейских писарей во время крестовых походов уничтожалось. Телячья кожа была дорогой, то, что могла позволить себе богатая Византия – делать новую книгу на новой коже, не всегда могла позволить себе средневековая Европа. Соскабливался записанный слой и поверх писался новый. Полученный таким образом палимпсест уже никогда не расскажет нам трагедии Эсхила, которых было написано порядка 90, а дошло до нас только 7. Впрочем, тут виноват отбор истории, а не только варварство следующих поколений. Редкий случай в истории – Лейденский палимпсест, на котором сумели прочитать первоначальный текст Софокла.
Очень много книг погибло и на Руси во время татаро-монгольского нашествия.
Что-то сохранилось в библиотеках монастырей в труднодоступных местах, на Афоне, на Патмосе.
Рукописная книга приобрела в Византии свои канонический вид : декоративные заставки в начале страницы, оформление рисунками вертикальными и горизонтальными боков страницы, маленькими миниатюрами в тексте и иллюстрации на всю страницу.
Постепенно, к 11 веку выработался художественный стандарт .
Среди оформления страниц встречается чисто геометрические, близкие к восточной традиции, рисунки.
И , продолжающие эллинистическую традицию с её интересом к человеку.
Саломея, танцующая перед Иродом. иллюстрация к библии 14 века.
Миниатюры напоминают характером рисунка, золотым фоном и общими канонами византийскую иконопись и мозаики .
Исцеление слепого человека. Вторая половина 12 века.
Храм изображается словно в разрезе с экстерьером и интерьером одновременно.
Вся страница задумана, как художественная композиция, где текст тоже часть этой композиции.
Искусство каллиграфии развивалось вместе с иллюминированием.
Жизнь и исторические события оказались запечатленными на страницах манускриптов.
Византийские хроники, 14 век. Нападение сарацинов на Мессину.
Таинственный византийский огонь - огнеметы. Исследователи считают, что использовалась нефть.
Для исследователя – интереснейшая тема : проследить византийские корни в дальнейшей судьбе миниатюры.
Найдено научных статей по теме — 2
Аскетическая и антикизирующая эстетика в византийской книжной миниатюре
Статья посвящена изучению византийской книжной миниатюры второй половины IX-X вв., где рассматриваются вопросы взаимосвязи аскетического и антикизирующего направлений, взаимосвязи богословия, эстетики и книжной миниатюры.
Мозаики собора Торчелло и византийская раннекомниновская миниатюра: к вопросу о стилистических парал
Статья посвящена сравнению аутентичных мозаик западной стены и южной капеллы собора Торчелло с византийской книжной миниатюрой раннекомниновской эпохи.
Читайте также: