Книжная миниатюра византии кратко

Обновлено: 08.07.2024

МИНИАТЮ́РА КНИ́ЖНАЯ, вид жи­во­пи­си, ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах , а так­же изо­бра­зи­тель­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты книж­но­го оформ­ле­ния (ини­циа­лы, за­став­ки, мар­ги­на­лии и др.). Воз­ник­но­ве­ние М. к. как са­мо­сто­ят. ви­да иск-ва свя­за­но с пе­ре­хо­дом от свит­ка (не­ред­ко ил­лю­стри­ро­ван­но­го) к ко­дек­су – дли­тель­ным про­цес­сом, ко­то­рый за­вер­шил­ся в кон. 4 – нач. 5 вв. н. э.; её ху­дож. тра­ди­ция во­схо­дит к ан­тич­ной и ран­не­хри­сти­ан­ской ми­ниа­тю­ре. Ис­чез­но­ве­ние М. к. ста­ло след­ст­ви­ем изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в сер. 15 в. Осн. ма­те­риа­лом для стра­ниц ко­дек­са слу­жил пер­га­мен (позд­нее – бу­ма­га ). Для соз­да­ния М. к. ис­поль­зо­ва­лись рас­ти­тель­ные и ми­нер. крас­ки и зо­ло­то. Как пра­ви­ло, ил­лю­ст­ра­ции соз­да­ва­лись по­сле на­пи­са­ния тек­ста на спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных уча­ст­ках стра­ниц; ино­гда ис­пол­ня­лись на отд. лис­тах, ко­то­рые за­тем вши­ва­лись в ру­ко­пись.

Миниатюра - это сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. В качестве писчего материала использовался пергамент – особым образом обработанная кожа телят и ягнят. Вместо античного свитка рукописи приобрели форму кодекса – книги, состоявшей из сшитых между собой отдельных тетрадей. Основные художественные принципы художественного оформления книги сложились в Византии не сразу, а постепенно, в течение нескольких столетий. Большинство известных нам византийских рукописей не сохранило первоначальный размер своих листов (переплеты заменялись, края листов обрезались). Текст средневекового кодекса писался чернилами, которым присущи теплота тона и богатство оттенков. Обрамляющие текст со всех сторон поля имели разную ширину, варьируя которую миниатюрист создавал композицию листа, производящую на зрителя различное впечатление: от камерного до торжественного. Точность размеров шрифта и расстояние между строками в византийских рукописях выверялись циркулем. Прежде чем приступить к работе, миниатюрист производил разлиновку листа. Изменявшаяся с течением времени манера разлиновки ныне служит одним из оснований для датировки рукописей. Почерк византийских рукописей менялся с течением веков. По особенностям начертания и расстановки букв можно иногда с точностью до столетия определить время написания текста. Бытовавший до начала 9 столетия почерк получил название унициала. Для него характерны приближенные к кругу или к квадрату формы букв, имеющих строго одинаковый размер. Однако, раздельное и крупное письмо, каким был унициал, требовало много писчего материала и длительного времени для написания текста. В связи с этим в начале 9 века, очевидно, в Студийском монастыре в Константинополе был выработан новый почерк – минускул. Он представлял связное письмо, при котором буквы соединены между собой. Более свободно применялись сокращения слов, регулярно применялись надстрочные знаки. Византийцы никогда неводили в оформление текста богатого орнамента, покрывающего поля целиком, который характерен для западных, особенно готических кодексов. По этой причине в Византии, более, чем на Западе, обращали внимание на отделку самих букв, нередко используя их как декоративный мотив.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Византийская миниатюра

Всегда мне кажется странным желание некоторых личностей доказать, что мы в чём-то первые. Конечно, мы в чем-то первые, в каких-то открытиях, достижениях, но история культуры и искусства - непрерывный процесс, начавшийся с того момента, как первобытный человек, движимый непонятным ему самому желанием, взял уголь и начертил на стене контуры оленя, на которого он охотился .

Любое открытие в искусстве подготовлено предыдущими столетиями и не бывает на пустом месте. Византийское искусство создало основы христианского искусства во многих областях, но, не с нуля, а отталкиваясь от предшествующего античного греческого и римского искусства. Это касается и искусства миниатюры.

Любопытно, но историки относят происхождение иллюминирования книг к театру.

Искусство миниатюры ( от слова «миниум «- название красной краски) в Византии развивалось под воздействием, как античного искусства, так и восточного. Затейливость восточных орнаментов и их цветовая яркая гамма также повлияла на характер рисунков.


Книжными центрами были помимо Константинополя, Антиохия , а , в первую очередь , Александрия с её библиотекой – восьмым чудом света, к сожалению, утраченным. Никто не знает, сколько книг погибло, особенно книг античных и римских авторов, поскольку книга была в то время рукописной, а потому подчас единственной, а то, что попало в руки европейских писарей во время крестовых походов уничтожалось. Телячья кожа была дорогой, то, что могла позволить себе богатая Византия – делать новую книгу на новой коже, не всегда могла позволить себе средневековая Европа. Соскабливался записанный слой и поверх писался новый. Полученный таким образом палимпсест уже никогда не расскажет нам трагедии Эсхила, которых было написано порядка 90, а дошло до нас только 7. Впрочем, тут виноват отбор истории, а не только варварство следующих поколений. Редкий случай в истории – Лейденский палимпсест, на котором сумели прочитать первоначальный текст Софокла.

Очень много книг погибло и на Руси во время татаро-монгольского нашествия.

Что-то сохранилось в библиотеках монастырей в труднодоступных местах, на Афоне, на Патмосе.

Рукописная книга приобрела в Византии свои канонический вид : декоративные заставки в начале страницы, оформление рисунками вертикальными и горизонтальными боков страницы, маленькими миниатюрами в тексте и иллюстрации на всю страницу.


Постепенно, к 11 веку выработался художественный стандарт .

Среди оформления страниц встречается чисто геометрические, близкие к восточной традиции, рисунки.


И , продолжающие эллинистическую традицию с её интересом к человеку.
Саломея, танцующая перед Иродом. иллюстрация к библии 14 века.


Миниатюры напоминают характером рисунка, золотым фоном и общими канонами византийскую иконопись и мозаики .
Исцеление слепого человека. Вторая половина 12 века.


Храм изображается словно в разрезе с экстерьером и интерьером одновременно.


Вся страница задумана, как художественная композиция, где текст тоже часть этой композиции.


Искусство каллиграфии развивалось вместе с иллюминированием.


Жизнь и исторические события оказались запечатленными на страницах манускриптов.
Византийские хроники, 14 век. Нападение сарацинов на Мессину.


Таинственный византийский огонь - огнеметы. Исследователи считают, что использовалась нефть.


Для исследователя – интереснейшая тема : проследить византийские корни в дальнейшей судьбе миниатюры.

Найдено научных статей по теме — 2

Аскетическая и антикизирующая эстетика в византийской книжной миниатюре

Статья посвящена изучению византийской книжной миниатюры второй половины IX-X вв., где рассматриваются вопросы взаимосвязи аскетического и антикизирующего направлений, взаимосвязи богословия, эстетики и книжной миниатюры.

Мозаики собора Торчелло и византийская раннекомниновская миниатюра: к вопросу о стилистических парал

Статья посвящена сравнению аутентичных мозаик западной стены и южной капеллы собора Торчелло с византийской книжной миниатюрой раннекомниновской эпохи.

Читайте также: