Всеобщность голосования это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всеобщее избирательное право - это залог здорового и демократического общества. В наше время это право уже доступно всем людям, но так было далеко не всегда. Из истории мы знаем, насколько жестоким и ограничивающим может быть общество в определённых условиях. Мы рассмотрим историю избирательных систем, также попытаемся понять ключевые моменты развития права.

Избирательное право

Всеобщего избирательного права добивались долго. Это наблюдалось п, что госо той причинеударство и политические системы не были приспособлены к тому, чтобы в жизни общества участвовали все слои населения. Всеобщее избирательное право - это такой принцип избирательного права, по которому все граждане определённой страны, независимо от их расы, языка, национальности, пола, происхождения, религиозного объединения, места жительства, уровня дохода, могут выбирать государственные органы власти.

Отметим, что есть определённые случаи, в которых избирательное право может предоставляться даже не гражданам страны и детям. При этом суть избирательного права имеет 2 основных стороны: это право быть избранным и избирать. Однако мы сегодня поговорим именно о последнем.

всеобщее избирательное право это

Исторические сведения

Отметим, что в историческом смысле всеобщность людей подразумевала право на голосование только для мужчин. В 1792 году Первая Французская Республика стала первой страной, которая гарантировала это право всем особям мужского пола. Также именно здесь прошло уничтожение всех ограничивающих принципов имущественного содержания касательно голосующих. В 1829 году Греция позволила всем мужчинам, которым больше 25 лет и которые работают, голосовать. В 1877 году голосовать могли даже безработные. В 1848 году Швейцария и Франция тоже разрешили своим совершеннолетним мужчинам принимать участие в выборах. Такой сдвиг произошел и в Германской империи, но только в 1871 году. В 15-й поправке к Конституции США, которую приняли в 1870 году, говорилось о том, что принято всеобщее избирательное право. При этом надо отметить, что на юге страны ограничения полностью исчезли только к 1965 году, когда был принят закон о голосовании.

Таким образом мы понимаем, что всеобщее избирательное право - это понятие довольно относительное, которое определяется страной и различными историческими событиями.

фз об основных гарантиях избирательных прав

Первый лидер

Как вы думаете, какая страна первая предоставила всем людям без исключения возможность принимать участие в выборах? Не поверите, но это было Новая Зеландия. Такое решение она приняла в 1893 году. Отметим, что во многих других странах такие порядки появились спустя почти 100 лет после того, как был введён закон о запрете голосовать женщинам. Но есть и некоторые исключения в Европе, которыми мы можем гордиться. Так, во Франции женщины могли голосовать уже с 1945 года, как и в Италии. В Бельгии представительницы прекрасного пола получили такое право только в 1948 году, а спустя четыре года оно появилась из Греции. В Швейцарии свои права женщины отвоевали только в 1971 году. Отметим, что большинство стран, которые очень поздно приняли решение о том, что женщины тоже могли голосовать, были лидерами, предоставляющими всеобщее право на голосование мужчинам.

Постепенное развитие

Всеобщее избирательное право - это очень старинное понятие, как мы уже выяснили. Например, в первых современных государствах человек мог голосовать только в том случае, если он имеет наличие определенной суммой или имущества. То есть мы понимаем, что право голоса имели только самые богатые мужчины. Иногда можно было наткнуться на ограничение расового и религиозного характера, что уходит корнями очень глубоко в историю и не является темой нашей статьи. Колониальное правительство очень часто не разрешало голосовать жителям своих колоний.

избирательная система

Преодоление сопротивления

Уже в 19 веке в Северной Америке и Европе зарождалось движение по установлению всеобщего избирательного права для мужчин. Его сторонниками были представители социал-демократии и либерализма. Мы понимаем, что в буквальном смысле всеобщее избирательное право - это возможность голосовать для всех без исключения. И всё же, несмотря на это, в каждой стране есть определенные ограничения. В современном мире это чаще всего возраст, что относительно логично и правильно. При этом голосовать не могут люди психически больные и заключенные. Но до сих пор остались страны, например, Саудовская Аравия, которые предоставляют право голосовать исключительно мужчинам. Но мы знаем, что там в принципе сложная ситуация с женскими правами.

Представители движения за всеобщее избирательное право начали активизироваться в первой половине 19 века. Тогда они просто хотели добиться уничтожения имущественного ценза. Отметим, что после окончания гражданской войны в США рабы могли участвовать в выборах. Несмотря на это, некоторые правовые положения всё же создавали для этого препятствия. В начале прошлого века всё это движение предпочло сконцентрироваться на том, чтобы избирательные права были и у женщин. Однако юридически данный процесс был затянут из-за того, что началась Первая мировая война.

введение всеобщего избирательного права

Поражение

Несмотря на то что результаты борьбы довольно весомы, до сих пор есть над чем работать. Так, избирательная система США далеко не идеальна. Во всех штатах, кроме двух, есть определенные ограничения для участия в выборах заключенных людей. Раннее во многих штатах запрещали голосовать нищим.

Возможность всеобщего избирательного права, несмотря на свою правильность и разумность, все-таки не может до конца укорениться даже в демократическом обществе. Но, тем не менее, прогресс не останавливается - уже сегодня остались ограничения исключительно формальные или рациональные. Так, некоторые страны приняли решение об ограничении избирательного права граждан, которые проживают за границей. Например, датчане не могут голосовать, если они прожили за пределами своей страны более 2 лет. Британцам разрешается голосовать на парламентских выборах только в том случае, если они проживают в стране не менее 15 лет. Интересное ограничение есть в Кувейте. Здесь ограничивается право на голосование полициейских и военных.

Критика

Введение всеобщего избирательного права не всех привело в восторг. Отметим, что вопрос избирательного права без имущественного ценза был поднят во время революции в Англии. И тогда обсуждению этой темы посвятили армейскую конференцию в Патни в 1647 году. Тогда многие высказали свои опасения, что люди, которые не имеют собственности, а их большинство, могут одобрить законы, разоряющие богатых. Именно поэтому тогда отмена имущественного ценза была отложена.

В 20-21 веках снова возникла проблема критики этой темы. Негативно относятся к ней так называемые демократические пессимисты, которые считают, что избиратели по разным причинам, например, из-за невежества или глупости, не смогут сделать правильный выбор. Также стоит вопрос о критике этого права из-за угроз предпринимателям и их праву собственности. Есть и религиозная критика общего права, но на ней останавливаться подробно не будем.

идея всеобщего избирательного права

Всеобщее избирательное право в России

В нашей стране подразумевается, что человек, который достиг 18 лет и является гражданином, имеет право голоса. Также он может быть избран в органы власти разных уровней. При этом нельзя сказать, что это право граждан не ограничено юридическими рамками. В нашей стране тоже есть много избирательных цензов, которые обусловлены историческими причинами. Однако они не имеют дискриминационной составляющей, а чаще преследуют цели осознанного участия граждан в выборах. Большое внимание уделяется случаям злоупотребления своими правами.

всеобщее избирательное право в россии

Ограничения

Есть ограничения пассивного избирательного права, о которых мы поговорим ниже. Гарантии избирательного права в этой области не работают. Не могут голосовать люди, которые являются гражданами другой страны; те, кто по решению суда не может занимать определенные должности; осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденные за экстремистскую деятельность. Это основные ограничения, которые касаются обычных людей. Но при этом права пассивного голоса не имеет человек, который дважды занимал должность Президента или выполнял его обязанности в какой-то момент времени.

Принципы

Попробуем кратко рассмотреть основные принципы на примере российского избирательного права.

Так, у нас действует принцип равного избирательного права, который заключается в том, что граждане имеют равные возможности с юридической точки зрения при голосовании.

Следующий принцип касается добровольного участия в выборах. Нельзя оказывать воздействие на человека для того, чтобы принудить его участвовать или не участвовать в выборах. Человек должен сам определить целесообразность и необходимость своего участия в этом процессе.

Принцип тайного голосования исключает контроль со стороны должностных лиц. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли честно проявлять свою волю. Голосование – личное право человека, и при его нарушении он может отказаться от процедуры вовсе.

гарантии избирательного права

Принципы организации выборов

Во-первых, это принцип обязательности выборов, который заключается в том, что они являются необходимой и единственно возможной формой законного привлечения избираемых людей в органы государственной власти.

Следующий принцип касается периодичности выборов. Он связан с тем, что любые полномочия имеют свои временные рамки. Такие промежутки необходимы для того, чтобы гарантировать стабильность политики выбранных кандидатов, а также возможность их сменяемости для предотвращения злоупотреблений со стороны власти.

Следующий принцип - альтернативность выборов. Он означает, что гражданин по своей личной воле может выбирать из представленных кандидатов. Очень тесно он переплетается с понятием состязательности.

Ещё один принцип выборов - независимость избирательных комиссий. Это основа, на которой строится вся избирательная система. Чтобы обеспечить её, комиссия должна формироваться в основном порядке, иметь определенные ограничения и полномочия.

Последний принцип - гласности. Он означает, что вся деятельность должна быть полностью прозрачной (подсчет голосов, проведение подготовительных работ, опрос населения и так далее). Всё это должно проходить максимально открыто, ведь такова основная идея всеобщего избирательного права на равных условиях.

Избирательное право – это составная часть конституционного права, которое регламентирует взаимоотношения граждан и власти для реализации возможности гражданам самим выбирать или быть избранными на пост президента, в парламент, в местные и иные органы власти.

Принципы избирательного права – это, прежде всего, некоторые основополагающие правила, на которых основывается весь юридический комплекс регуляции конституционных избирательных гражданских прав. Данные принципы являются базисом избирательного законодательства. Они – своеобразный регулятор и важнейший критерий соответствия законности и правомерности всех мероприятий участников электорального цикла (кандидатов, электората, ЦИКа и др.). Принципы способствуют правильной расстановке приоритетов в сфере правовой регулировки электоральных отношений.

Принципы избирательного права

К базисным принципам избирательного права относятся:

  • всеобщность избирательных прав;
  • равенство голосов;
  • прямота;
  • тайность электорального цикла.

Принцип всеобщности

Согласно этому принципу, все граждане могут участвовать в электоральном цикле в качестве избирателей или кандидатов на выборную государственную должность. При этом всеобщее право выбирать или подавать свою кандидатуру на выборах не может ограничиваться по признаку расовой, половой, национальной и конфессиональной принадлежности. Главное – это достижение установленного законом возраста.

Принцип равенства голосов

Этот принцип содержит в себе 2 аспекта:

  • у каждого избирателя есть исключительно один голос, никто не может голосовать многократно (это правило контролируется избирательными комиссиями и списками избирателей);
  • все избиратели и кандидаты должны быть на выборах в абсолютно равных условиях, никто не может иметь никаких избирательных привилегий по отношению к иным избирателям (если же есть факты ограничений прав каких-то отдельных граждан, то выборы считаются недействительными и их результаты должны аннулироваться).

Принцип прямоты

Согласно этому принципу, избиратели выбирают не каких-то особенных представителей, которые смогут в будущем сами избирать кандидатов на некоторые должности, а самих кандидатов.

Принцип тайности

Данный принцип предполагает соблюдение тайны голосования на всех уровнях электорального цикла. Каждый избиратель должен голосовать единолично в специально установленном помещении. Никто при этом не может там пребывать, кроме избирателя, который выражает собственное волеизъявление.

2 группы принципов избирательного права

Всего существует 2 группы принципов:

  • участия граждан в выборах;
  • организации выборов и их проведения.

Критерием разделения этих групп принципов считается целевая роль в регламентации избирательных отношений.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы избирательного права

Эти принципы зависят в первую очередь от содержания и условий претворения в жизнь субъективных избирательных гражданских прав. К данной группе принадлежат следующие принципы:

  • всеобщего, прямого и равного избирательного права;
  • добровольность участия граждан в избирательном процессе;
  • тайного голосования.

Принцип всеобщего избирательного права

Согласно данному принципу, каждый совершеннолетний (с 18 лет) гражданин имеет право на участие в выборах. В случае выборов в местные и общегосударственные органы власти – с достижения установленного законами возраста (например, это может быть 21 год для избрания кандидатом в депутаты парламента). В политической сфере чаще всего какого-то возрастного ценза в плане ограничительного предельного возраста для кандидатов не существует.

При этом государство для таких граждан не может ставить никаких препятствий. Каждый гражданин имеет право на участие во всех электоральных действиях, которые предусмотрены действующими законами.

Кроме того, данный принцип предусматривает также абсолютное равенство между гражданами в плане их избирательных прав вне зависимости от:

  • пола;
  • национальности;
  • должностного положения;
  • конфессиональной принадлежности;
  • расы;
  • имущественного положения и др.

При этом всеобщность избирательного права не идентична со вседозволенностью. У этого принципа есть юридические рамки. Так, например, в разных государствах могут быть свои собственные избирательные цензы. Они являются ограничениями гражданских избирательных прав, учреждённые нормами права. Они могут быть обусловлены своими причинами и законодательными особенностями.

Немаловажным при этом является то обстоятельство, что избирательные цензы устанавливаются не для дискриминации граждан, а наоборот – для справедливого, осознанного и равного участия желающих граждан в выборах, для недопущения никаких злоупотреблений властью или другими гражданами избирательных прав.

В зависимости от государств, принцип всеобщности может быть ограничен цензом оседлости. Также лишаются своих избирательных прав граждане, находящиеся в местах лишения свободы или те граждане, которые признаны в судебном порядке недееспособными.

При активном избирательном праве возможно ограничение только для военнослужащих. Причём это касается только военнослужащих тех воинских частей, которые находятся в другом регионе (чем по месту жительства самого военнослужащего).

В отношении пассивного избирательного права могут действовать добавочные ограничения. Гражданин не может быть избран на государственную должность если:

  • гражданин одного государства имеет вид на жительство или же гражданство другого государства;
  • гражданину запрещено в судебном порядке занимать государственную должность на протяжении конкретного срока (а выборы проходят до окончания срока судебного решения);
  • если гражданин осуждён за тяжкие, особые тяжкие преступления (или за правонарушения, связанные с экстремизмом), и на момент голосования имеет непогашенную судимость за свои преступления;
  • у гражданина есть административное наказание по статьям административного Кодекса, связанным с экстремизмом и пропагандой нацизма;
  • если президент, мэр, депутат и другое должностное лицо подало в отставку, досрочно прекратило осуществление своих полномочий;
  • бывший президент до новых выборов 2 раза подряд занимал президентскую должность (в зависимости от законов той или иной страны).

Помимо юридической неизбираемости граждан, существует такое явление как несовместимость статуса избирательного должностного лица с определённой деятельностью. Например, депутат или президент не может одновременно заниматься предпринимательской деятельностью.

Но тут есть одна особенность. Предприниматель может подавать свою кандидатуру на выборах. Его работа как ИП не препятствует выдвижению своей кандидатуры на выборах. Но в случае своей победы на выборах, он в установленный законом срок обязан прекратить свою предпринимательскую деятельность и закрыть ИП. В противном случае результаты выборов должны быть отменены избирательной комиссией. После этого назначаются уже новые выборы. Однако, опять же, особенности данного правила варьируются в разных государствах.

Принцип равного избирательного права

Принцип равного избирательного права

Суть этого принципа заключается в следующих положениях:

  • на выборах у всех людей есть равноправные основания;
  • у всех людей есть тождественные с точки зрения закона возможности выдвижения своих кандидатов;
  • государство гарантирует равные для всех граждан условия при голосовании;
  • предвыборная агитация и другие действия электорального цикла происходят на идентичных для всех основаниях;
  • каждый гражданин может включаться в избирательный список только по одному участку и голосовать лишь 1 раз;
  • избирательные комиссии выдают только по одному бюллетеню на руки, чтобы у всех было их одно и то же количество;
  • волеизъявление одного гражданина не может быть более важным и весомым, чем волеизъявление другого гражданина.

Принцип прямого избирательного права

В соответствии с этим принципом, каждый гражданин может проголосовать на выборах только лично. Ни при каких обстоятельствах не разрешается голосование гражданина через какого-то своего представителя. На выборах каждый гражданин может голосовать лишь лично, а голосование за иных избирателей категорически запрещено.

В истории были отдельные исключения от этого правила. Так, например, 11 марта 2007 г. исключение из правила прямого избирательного права было сделано для космонавта М. Тюрина, который на момент выборов работал в космосе, на орбите.

Это были парламентские выборы в Московскую областную Думу. Избирательная комиссия разрешила М. Тюрину проинформировать о своём волеизъявлении собственному доверенному лицу посредством закрытого канала связи. Это доверенное лицо вместо Тюрина заполнило избирательный бюллетень и привезло в избирательную комиссию. При этом тайна голосования не была нарушена. В этой истории, очевидно, было сделано исключения в знак уважения к работе и волеизъявлению космонавта.

При этом эти исключения только подтверждают необходимость и важность соблюдения принципа обязательного личного участия каждого гражданина в избирательном процессе.

Принцип добровольного участия граждан в выборах

Принцип добровольного участия в выборах

Это один из фундаментальных принципов, позволяющих свободному, справедливому и демократическому осуществлению народного волеизъявления. Согласно данному принципу, никто не имеет право принуждать граждан участвовать или не участвовать в выборах, голосовать за того или иного кандидата, партию. Блокирование свободного волеизъявления граждан категорически запрещено.

Этот принцип предполагает прежде всего индивидуальное право для всех граждан самостоятельно решать вопросы о том, участвовать ли в выборах, голосовать ли за какого-то кандидата, выставлять ли собственную кандидатуру на выборах и др.

При этом в ряде государств участие в выборах является обязанностью, а не правом. Уклонение от участия в выборах может в таких государствах наказываться лишением свободы, штрафом или моральным общественным порицанием. При этом, несмотря на обязательность голосования, принцип добровольности выбора того или иного варианта в бюллетене в день голосования является непреложным.

Принцип тайного голосования

Этот принцип запрещает правительству, чиновникам и социальным организациям как-либо контролировать волеизъявление электората. Тайна голосования, согласно законодательству, – это одна из важнейших прямых обязанностей для избирательных комиссий. При этом очень важно уточнить, что тайное голосование для людей – это право, а вовсе не обязанность.

Законодательные, административные органы и избирательные комиссии обязаны делать всё возможное для сохранения тайны голосования любого лица, осуществляющего своё право голоса. Они обязаны отслеживать любые попытки манипулирования гражданами со стороны политических сил в ходе избирательного процесса, предотвращать неправомерное влияние и, при необходимости, обращаться в правоохранительные органы.

Иначе говоря, избирательные комиссии должны исполнять все законодательные требования, обязаны обеспечивать возможность для тайного волеизъявления, а сами избиратели не обязаны заполнять бюллетень в кабинке для голосования. Граждане могут делать с бюллетенем всё, что пожелают (испортить, порвать и т. п.). За это для них нет ответственности. Избиратели имеют полное право заполнять бюллетень даже вне кабинок для голосования. Однако есть единственное условие – их действия не должны носить ярко выраженного агитационного характера.

Принципы организации и проведения выборов

Принципы выборов

Со стороны власти правовая регуляция всех существующих избирательных отношений во время электорального цикла обеспечивается за счёт ряда принципов:

  • обязательности выборов;
  • периодичности выборов;
  • альтернативности выборов;
  • независимости избирательных комиссий;
  • гласности выборов;
  • территориальной основы организации выборов.

Принцип обязательности выборов

Этот принцип указывает на незаменимость выборов как единственного законного метода формирования правительства. Выборы обязательны для власти. Власть обязана вовремя назначать дату выборов (сроки регламентируются законами). Правительство не может уклоняться от назначения даты выборов. Также правительство не имеет права переносить или аннулировать уже назначенные выбора (исключение может быть только в случае военного положения).

В случае недостатка уполномоченных органов или чиновников (которые вправе назначать новые выборы), решения о назначении новых выборов должны приниматься избирательными комиссиями.

Данный принцип подразумевает не только обязательность назначения выборов, но и непреложность оглашения их результатов. Полученные итоги голосования являются неукоснительными для исполнения всем правительством, всеми органами власти.

Согласно законам, после установления итогов выборов, постановления избирательных комиссий могут отменяться только в суде (да и только по очень ограниченному перечню оснований). При этом процедура судебного разбирательства и аннулирования результатов выборов не может быть инициирована позднее года после выборов.

Принцип периодичности выборов

Согласно данному принципу, выборы должны проходить через равные интервалы времени. Данные промежутки времени между очередными выборами регламентируются законами и обуславливаются следующими условиями:

  • с одной стороны, за время между выборами должностные лица и выборные органы должны иметь возможность исполнить свои предвыборные программы, свои обещания для электората, их работа должна характеризоваться стабильностью;
  • с другой стороны, этот промежуток времени между электоральными циклами должен быть таким, чтобы существовала возможность сменяемости власти и предотвращения слишком долгого пребывания на государственных должностях одних и тех же лиц.

Принцип альтернативности выборов

В отдельных случаях законодательствами разных стран допускается наличие в избирательном бюллетене лишь одного кандидата. Это может быть в случае выборов на одномандатных округах, при проведении повторных выборов и др. Кроме того, гарантией свободного волеизъявления электората в таких случаях служит закон, согласно которому кандидат побеждает на выборах только после набора более 50% голосов избирателей.

Принцип независимости избирательных комиссий

Принцип независимости избирательных комиссий

Этот принцип показывает, что избирательные комиссии – автономные структуры:

  • они создаются ради обеспечения свободы выбора народа;
  • комиссии обязаны защищать избирательные права электората;
  • данные комиссии на период проведения выборов являются независимыми от каких-либо органов власти, от правительства или местных органов власти;
  • существует особый порядок их формирования;
  • для участников комиссий существует ряд ограничений, они несут личную ответственность за соблюдение избирательного законодательства;
  • комиссии обладают рядом исключительных полномочий по составлению избирательных списков, регистрации возможных кандидатов, организации избирательного процесса и определения итогов выборов;
  • принятые решения являются неукоснительными для всех органов власти и чиновников;
  • состав избирательных комиссий нельзя расформировать никаким другим образом, кроме решения суда и согласно закону;
  • никто не может вмешиваться в работу избирательных комиссий, полностью или частично присваивать себе их статус и полномочия (даже если это самые высокие государственные органы или должностные лица).

Принцип гласности

Согласно этому принципу, на всех этапах избирательной компании должна быть открытость и прозрачность. Члены избирательных комиссий должны способствовать тому, чтобы наблюдатели, СМИ и простые граждане имели возможность убедиться в том, что все этапы от подготовки до подсчёта голосов проходят честно и согласно букве закона.

Согласно законодательству, члены избирательных комиссий обязаны официально донести до избирателей итоги выборов. Это может быть вывешивание итоговых протоколов на дверях избирательного участка. Это может быть оглашение итогов по телевидению, в газетах, по радио или Интернету.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. "а.1" введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. "а.2" введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1", "а.2" и "б.1" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

3.6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

Принципы избирательного права РФ являются основополагающими идеями-условиями его признания и реабилитации, соблюдение которых во время выборов обеспечивает народный характер волеизъявления.

Принципами избирательного права в РФ также являются всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан, обязательность и периодичность выборов в качестве обязанности государства.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим избирательным правом является конституционный принцип избирательной системы, который обозначает то, что предоставляется:

  • активное избирательное право для всех граждан РФ, которые достигли совершеннолетия, исключая тех лиц, которые были лишены данного права на основании закона;
  • пассивное избирательное право для всех граждан, которые удовлетворяют дополнительные, устанавливаемые на основании Конституции законы и избирательные цензы (ограничения).

На основании рассматриваемого принципа предполагается, что избирательное права может использоваться широким кругом граждан. В процессе реализации данного права можно допустить исключительно естественные разумные ограничения, признаваемые любым демократическом государстве и не рассматриваемые в качестве дискриминационных или ущемляющих представительный характер выборного органа власти.

Под всеобщим избирательным правом граждан РФ понимается то, что граждане РФ, которые достигли совершеннолетия, имеют право на избрание, участие в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, а по достижении возраста, который установлен на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации – иметь возможность избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Реализация указанных прав не может зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места проживания, религии, политического убеждения, принадлежности общественным объединениям.

Особое значение для того, чтобы обеспечить всеобщность избирательного права граждан, а также пределов реализации, гарантируемых на основании законодательства, – это вопрос избирательных цензов, которые являются установленными законодательством ограничениями активного и пассивного избирательных прав и обуславливаются в соответствии с теми или иными обстоятельствами.

Избирательные цензы

Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан Российской Федерации заключается в следующем:

  1. дополнительные возрастные ограничения для граждан РФ для того, чтобы принимать участие в выборах могут быть установлены исключительно по отношению к пассивному избирательному праву;
  2. установленным минимальным возрастом кандидатов на выборах является 21 год, как указано в законодательстве представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет – для выборов главы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии и 21 год – для выборов в органы муниципалитета;
  3. устанавливается максимальный возраст кандидатов, после достижения которого у него больше нет права избираться в гос.органы субъектов Российской Федерации или в муниципальные органы не может быть допущено. В данном случае не может быть исключена возможность применительно к федеральным органам;
  4. закрепляется возрастной ценз на выборах в органы местного самоуправления, которая допускается только на основании законов субъектов Российской Федерации на основании условий, которые предусмотрены в федеральном законе.

Устанавливаются дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, которые связаны с достижением определенного возраста – это право, а не обязанность представительного или законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Избирательное законодательство по отношению как к пассивному, так и к активному избирательному праву закрепляет ценз оседлости. На основании норм 4 статьи Закона об основных гарантиях избирательного права федеральным конституционным законом или федеральным законом устанавливаются дополнительные условия того, как граждане приобретают избирательное право, связанные с тем, постоянно или преимущественно они проживают на определенной территории. Несмотря на это, в условиях не могут содержаться требования по отношению к продолжительности или срокам проживания, а законами субъектов Российской Федерации должно предусматриваться то, предоставляется ли активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления для всех граждан, на постоянной или преимущественной основе проживающий на территории соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Исходя из этого, действительное законодательство по отношению к вопросам того, обладает ли гражданин активным избирательным правом исходит из факта, постоянно или преимущественно он проживает на определенной территории, без указания особых условий.

Характерным является то, что с вопросом всеобщего избирательного права граждан РФ связан вопрос относительно предоставления возможности на участие в муниципальных выборах для иностранных граждан. В 17 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривается тот факт, в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления на основании международных договоров РФ и соответствующих федеральных законов, включая законы субъектов Российской Федерации, могут быть включены иностранные граждане, которые достигли совершеннолетия и на постоянной или преимущественной основе проживающие на территории муниципального образования, в котором и проводят указанные выборы. Факт признания за иностранными гражданами права на голосование на муниципальных выборах согласуется с провозглашением во 2 статье Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, что отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт большого количества иностранных государств, в которых самоуправления – это не прерогатива граждан и может распространяться на тех, кто проживает на территории муниципального образования иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.

Основные принципы избирательного права

Принцип равного избирательного права существует на основании 19 статьи Конституции Российской Федерации и общепризнанных норм международного права. Закреплен в 1 пункте 3 статьи и в 5 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в 39 статье отмечается факт равенства прав и обязанностей кандидатов.

Равное избирательное право как и его принцип включает в себя одинаковое число голосов, которые предоставляются избирателям; равный вес голосов избирателей, равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.

Равное избирательное право означает, что граждане принимают участие в выборах на равных правах и обеспечивается на основании того, что у всех избирателей имеются одинаковые с точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, а также равные условия для того, чтобы отдавать свой голос, на основании одних и тех же правовых условий принимать участие в предвыборных агитациях.

Равенство на выборах достигается в первую очередь тем, что избирателя могут включить в список исключительно на одном избирательном участке и принимать участие в голосовании он может единожды. Каждый гражданин Российской Федерации получает одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет то же значение, что и волеизъявление иных граждан РФ.

Существенное значение для того, чтобы обеспечивалось равенство избирательных прав граждан имеет и указание закона на то, что избирательные округи, которые образовываются для того, чтобы проводить выборы должны быть приблизительно одинаковыми по числу избирателей.

Под принципом прямого избирательного права подразумевается, что граждане РФ могут голосовать на выборах в органы гос. власти и муниципалитета за или против кандидатов.

Любые другие формы косвенных выборов являются противоречащими федеральным законам и не могут осуществляться во время формирования представительной основы гос. и местной власти. Не может быть допущено также проведение многостепенных выборов, при которых гражданами избирается только нижняя ступень органов местного самоуправления, а членов вышестоящего государственного или муниципального органа избирают нижестоящие органы власти.

Каждый избиратель должен отдавать свой голос лично, голосовать за других избирателей запрещено.

Тайным голосованием исключается возможность того, что может присутствовать контроль со стороны иных органов или должностного лица, включая общественные объединения и граждан за волеизъявлением избирателей, и по этой причине законодательством рассматривается соблюдение тайны голосования в качестве одной из важнейших обязанностей избирательной комиссии, включая досрочное голосование и голосование вне помещения избирательного участка. Данным целям отвечает ряд организованных правил и гарантий того, как они обеспечиваются, содержащиеся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.

Добровольностью участия в выборах предполагается право избирателей на решение вопроса относительно того, целесообразно и необходимо ли голосовать, исключается обязательность избирательных действий. На основании 3 статьи Закона об основных гарантиях избирательных прав участие граждан в выборах – свободное и добровольное. Значение данного принципа для того, как организуются и проводятся различные избирательные кампании имеет большое значение. В 3 статье Конституции Российской Федерации основополагающим универсальным принципом реализации избирательного права граждан является свобода выборов.

Свободой выборов подразумевается, что во время организации и проведения выборов полностью исключается любое воздействие на граждан с целью принуждения к принятию или не принятию участия в выборах, включая оказание давления на результаты волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах на сегодняшний день – один из краеугольных камней избирательной политики и практики в Российской Федерации.

Под принципом свободных выборов подразумевается то, что избиратель самостоятельно решает, в какой мере он должен принимать участие в избирательном процессе.

Реализация принципа, который подразумевает добровольность и свободу выборов является тесно связанной с проблемой абсентеизма – того, что избиратели не принимают участие в выборах, уклоняются от голосования. На то, какой уровень абсентеизма в стране, влияние также оказывают политическая и экономическая обстановка. Высокий уровень абсентеизма приводит к тому, что орган власти или самоуправления избирается в лице небольшой части избирательного корпуса, на основании чего возникают сомнения в легитимности органа, или это также может привести к отсутствию результата избирательного процесса, если законом устанавливается обязательный минимум участия в выборах. На основании этого в некоторых страна предусматривается обязательный вотум – юридическая обязанность избирателей на принятие участия в голосовании.

Под принципом обязательности и периодичности выборов в качестве обязанности государства подразумевается, что государственные органы четко следуют установленным на основании конституции Российской Федерации и законами системе порядка выборов. Государством на законодательном уровне устанавливается периодичность выборов органов власти, которые непосредственно осуществляют функции представительства органов населения, гарантируется проведение выборов при особых условиях. Общая гарантия обязательности проведение выборов закрепляется в 9 статье Закона о гарантиях избирательного права, где указано, что выборы федеральных органов государственной власти, органов гос. власти субъектов Российской Федерации, органов муниципалитета – обязательные, периодические и должны проводиться в сроки, которые обеспечивают соблюдение сроков полномочий данных органов и их депутатов.

Обязательность проведения выборов обеспечивается на основании совокупности гарантий, которые есть наделение определенных лиц полномочиями по назначению выборов (к примеру, Президент Российской Федерации обладает правом назначения выборов Государственной Думы; Центральный избирательный комитет Российской Федерации обладает правом назначения выборов, если Президентом Российской Федерации данные выборы не назначит в установленные сроки); по определению сроков голосования на выборах; по определению сроков, когда назначаются и проводятся выборы.

Как было отмечено Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 11.06.2003 под номером 10-П, периодичность выборов является необходимым условием демократического развития страны, которая при помощи регулярного обновления составов органов публичной власти обеспечивает их демократический и правовой характер.

Читайте также: