Речной вокзал тверь история кратко для детей

Обновлено: 08.07.2024


Начнем с истории его возникновения. Речной вокзал в Калинине решили строить в 1932 году, когда стало ясно, что после того, как разольется Иваньковское водохранилище, город станет портом пяти морей и уровень воды в Волге поднимется намного выше. Место выбрали на стрелке, там, где река Тверца впадает в Волгу. Кстати, до революции торговая и грузовая пристань Твери находилась совсем в другом месте, на правом берегу Волги. Так что это было своеобразное ноу-хау.

После того как Тверь вошла в состав Московского государства, Отроч монастырь стали использовать как место ссылки для неугодных политиков и религиозных деятелей. Так, здесь в разные годы находились в заточении известный публицист и просветитель ХVI века Максим Грек и опальный митрополит Филипп, выступивший против опричнины Ивана Грозного. Именно с именем этого царя связан разгром Твери Иваном Грозным в декабре 1569 года, когда Грозный двинул свои войска на непокорный Новгород. Как только опричное войско подошло к Твери, Иван Грозный послал Малюту Скуратова в Отроч монастырь к митрополиту Филиппу, чтобы тот дал благословение на этот поход.

Однако Филипп сказал, что благословляет только добрых людей и на добрые дела. Малюта задушил его подушкой, а монахам сказал, что митрополит скончался от угара. После этого начался разгром Твери. Пять дней опричники Ивана Грозного бесчинствовали в городе, грабя и убивая его жителей. Отроч монастырь и ближайшая слобода подверглись особо жестокому погрому.
Только в конце ХVII века положение Отроча монастыря упрочилось. В 1722 году на средства купца Ивана Корыхалова с братьями была построена Успенская церковь, которая стоит и сегодня.
Вскоре после Октябрьской революции монастырь был закрыт. В обители разместился концлагерь, где содержались лица, чуждые советской власти.
Когда началось строительство Речного вокзала, были снесены практически все постройки монастыря. Осталась только Успенская церковь, начала ХVII века.

Построен вокзал в 1938 году (архитекторы Е. И. Гаврилова, П. П. Райский, инженер И. М. Тигранов) на месте разрушенного монастыря. Представляет собой трёхэтажное здание с башней и шпилем, симметричными крыльями с арками и балконами, выстроенное в стиле сталинского неоклассицизма.
Он был рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. В середине 70-х годов прошлого века рядом с Речным вокзалом были сооружены причалы длиной около 400 метров. Здание Речного вокзала представляет собой двухэтажную ротонду, которая окружена колоннадой и увенчана бельведером с высоким шпилем. В бельведере некогда размещался ресторан, а шпиль служил маяком. Первый этаж ротонды представляет собой просторный вестибюль, во втором расположены комнаты отдыха и залы ожидания. В боковых крыльях размещаются служебные помещения.

Панорама волжского берега, украшенная монастырскими постройками, сменилась панорамой с Речным вокзалом, который, надо отдать ему должное, украсил город. Строительство Речного вокзала было связано со строительством канала Москва – Волга и с пуском Иваньковского водохранилища.
Именно с этого времени уровень воды в Волге поднялся, и в Калинин стали приходить многопалубные пароходы и теплоходы. До этого к концу лета в районе Старого моста Волгу можно было перейти вброд. Речной вокзал в Калинине стал первым на Волге, построенным в советское время. Это одно из наиболее выразительных сооружений, которое появилось в городе до начала войны.

Говоря о запущенных тверских зданиях, нельзя не упомянуть печально знаменитый Речной вокзал. Это апогей страданий местной архитектуры. И одновременно символ бесхозяйственности – и в тверском масштабе, и в общероссийском. Если какой-то художник захочет писать картину на тему конца света, он должен вдохновляться видом и историей Тверского речного вокзала.

Один из возможных вариантов дальнейшего развития событий: вокзал снесут и построят его новую копию. В России это сегодня распространенная практика. Собственно, Игорь Руденя в одном из своих интервью в 2019 году и раскрыл эти планы, сказав, что на месте вокзала построят новое здание по новым технологиям. Правда, это прямо противоречит федеральному закону, запрещающему снос объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Другой вариант: остатки здания рано или поздно тоже рассыплются в прах. Возможно, этого и ждут чиновники, формально не желающие нарушать закон, но желающие избавиться, наконец, от опостылевшего вокзала. Доживет ли вокзал до своего 100-летнего юбилея.

Пожалуй, нет более известного здания в Твери, чем Речной вокзал. К сожалению, печально известного. Уже не один десяток лет образчик сталинского ампира разваливается на глазах.

А вы знаете, сколько именно?

hmnjpxccfl0

1. Первой же весной после постройки здания (1938 год) случился невиданный доселе разлив Волги, и вокзал затопило. Ходят легенды, что инженера-конструктора здания расстреляли фактически без суда. То есть, затапливать Речной начало сразу. Кто только не пророчит ему скорую гибель. И фундамент-то размывает, и потолок осыпается. Ничего, старичку уже почти восемь десятков лет. Не размыло.

Внутри можно было оценить масштабы ремонта.

3. После того, как 2012 году был закрыт Центр Современного искусства, двери Речного более для посетителей не открывались. Хотя, как говорят мои знакомые фотографы, год назад можно было устроить фотосессию на крыше. На пять минут. Не больше.

5. Тем не менее, жизнь продолжается! В 2015 и 2016 годах здание Речного вокзала снова становилось арт-объектом. Именно здесь был проведен видеомэппинг.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Оказия в очередной раз занесла меня в Тверь. Вооружившись фотоаппаратом и выкроив время, удалось осуществить своё давнее желание - побывать у Тверского (Калининского) речного вокзала. Трагично-грандиозное зрелище. Сталинский ампир практически в руинах.
Сначала хотел выложить просто свои фотографии, но понял, что их недостаточно, поэтому обратился к литературе, скупой на тему этого вокзала, и фотографиям местных блоггеров, побывавших на крыше и внутри здания. Надеюсь, что эта компиляция будет удобоваримой.

Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова, инженер И. М. Тигранов) выстроено в 1938 году на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу на месте разрушенного Отроч монастыря.



Так должен был выглядеть Калининский речной вокзал по задумке архитекторов. Справа - к верховьям Волги, слева - река Тверца.



Так выглядел Отроч мужской монастырь на фотографии М.П. Дмитриева в 1903 году. Вид из-за реки Волги.



Тот же монастырь, в том же году, но из-за реки Тверцы. Фото того же М.П. Дмитриева.

Вокзал отмечал собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва — Волга. Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров.



Речной вокзал вскоре после постройки на картине неизвестного художника. Стоит недорого - 35 000 руб. Фото картины позаимствовано с Молотка.

В 1969 — 75 гг. сооружены причалы длиной около 400 метров. Речной вокзал принимает экскурсионные и прогулочные суда, в том числе и дальние. До конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича, движение на Ржев прекратилось к началу 1990-х, а к началу 2000-х остались только пригородные теплоходы на Судимирки и Моркино.

Так как в архитектуре не разбираюсь, мне проще процитировать фрагмент из книги Р.Я. Хигера "Архитектура речных вокзалов", 1940 года издания (выделено курсивом) и попытаться расставить как современные фото, так и фото из этой же книги:

Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.

Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.


Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.



Речной вокзал вскоре после постройки.

Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.



Современный вид на вокзал из-за Волги. Справа от вокзала Свято-Екатерининский женский монастырь, слева - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Взрослые деревья полностью перекрыли вид на вокзал. Так что задумка архитекторов со временем разрушилась.

Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.



Тот же ракурс, но с увеличеним. Заметно, что на вокзале новая жестяная крыша. Казалось бы это хороший признак! Однако всё оказалось не так радужно.



Действительно, в марте 2011 года крышу восстановили, впрочем как и сделали внутренний ремонт. Не полностью, но привели в божеский вид.

Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.

Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания как со стороны набережной, так и со стороны городской площади.




То же сегодня. Интересно, что архитекторы чётко привязались к местности. Точно на оси этого прохода, на краю привокзальной площади, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1722 году. Единственная постройка уцелевшая от Отроч мужского монастыря.

Пересмотрев множество открыток с изображением Калининского речного вокзала, обнаружил забавную закономерность - вокзал фотографировали так, чтобы церковной маковки было невидно - либо не попадала в кадр, либо была закрыта зданием вокзала. Примеры тому:





Проход с площади вокзала к Тверце в марте 2011 года



То же самое в июле 2013. За это время стены успели покрасить и опять изрисовать.

Фасад вокзала, выходящий на последнюю [вокзальную площадь], соответствует характеру городского центра.


Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену.


Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.



Чаща напротив главного фасада здания вокзала.



Лесенка в чаще

Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, Завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки — все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции.




Почти то же самое, но этим летом. Радужность починки крыши и реальность состояния здания.




Тот же ракурс, но сейчас.




Часть того же портика сегодня



Из якорей остался только один.



А боковые стенки не обветшали, а почти разрушились.



Вид на волжское крыло со стороны Волги

Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан, неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.




То же, только в 2011 году.



В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже.



Часть вестибюля весной 2011 года. Заметен очень приличный ремонт. Сделан он был в 2011. Дело в том, что в здании вокзала предполагалось разместить выставочный центр Марата Гельмана. И даже год проработал. Но в 2012 году был закрыт. Причины закрытия весьма мутные.

Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м2) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.

В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.

Ну а дальше просто фотографии. Постарался собрать парами - как было и как стало.



Надпись над входом в вокзал (2013)



Надпись осталась снаружи. Вид на вход в вокзал изнутри (2011).






Зал ожидания в 2011 году. Заделаны верхние части окон. От этого высокий и светлый зал превратился в мрачноватое помещение.




2011 год. Бра сохранились изумительно!






2011 год. Вестибюль и одна лестниц. Если бы не небольшие куски отвалившейся краски и потрёпанного паркета, всё выглядит замечательно!



Остатки привокзальной ограды



Страж вокзала. Сопровождал меня повсюду. То ли следил, что бы я чего не попортил, то ли попрошайничал. Скорее последнее. Сникерс ему понравился.

Читайте также: