Проблема души и тела у платона кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков греческий философ тоже считает истинное знание.

Именно поэтому Платон продолжает работу своего учителя по исследованию понятий, пытаясь преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного и для всех единого, то есть объективного, знания. Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики (греч. dialektike — беседовать, рассуждать).

Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тождественно и неизменно,— а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира,— должно, по замыслу греческого философа, дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит, — вспомним Сократа — и счастливы.

Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. Что же такое, но Платону, человек? Подобно тому как все сущее Платон делит на две неравноценные сферы — вечные и самосущие идеи, с одной стороны, и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира, с другой,— он и в человеке различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души — не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

Платон — сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем — в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире,— вновь вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. А это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому и теперь для нее чувственные явления — лишь повод для того, чтобы прозревать за ними их подлинную сущность, идеи, которые душа тем самым как бы смутно припоминает. Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в средние века, и в новое время.

Учение о душе — первая глубоко продуманная психологическая концепция в античной философии. Рассмотрим ее основные положения и узнаем, как великий философ рассуждал о соотношении души и тела, частях души и бессмертии.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


🙌 По Платону человек состоит из двух совершенно разных начал — его телесное начало является материальным, а душа человека является эйдосом.

🧍‍♂️ Тело состоит из множества частиц, оно всю жизнь изменяется, хрупко и как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться.

🌟 Душа есть эйдос — нематериальная, вечная и неуничтожимая сущность. Она не имеет частей и существовала еще до рождения тела.

✨ Вырваться из плена материального существования. Если мы присмотримся, то заметим, что противопоставление души и тела тоже условно, потому что душа и тело очень тесно связаны. Но мы можем понять, почему для Платона важнее их противопоставить, чем соединить. Он искренне желает помочь людям вырваться из плена своего обыденного материального существования, открыть глаза души. Согласно Платону душа — это то единственное в человеке, о чем имеет смысл всю жизнь заботится.

Рассмотрим три части души, которые выделяет Платон.

⚙️ Части души — функциональные части. Платон выделяет три части души и образно представляет их в своих философских произведениях. Может показаться странным, что Платон говорит, что душа неделимая, не состоит из элементов, и в то же время представляет три ее части. В этом нет противоречия, три части души по Платону — это не физические части, а функциональные. В человеческом теле руки и ноги — это физические части, без них тело может существовать. Дыхание, пищеварение, кровообращение — функциональные части, их нельзя отделить друг от друга и от тела, только вместе они образуют жизнь.

Платон выделяет три части души 👇

🧠 Высшая, главная часть души — разумная. Она обращена вверх к царству идей, она занята безмолвной беседой ума с самим собой и достижением вечных истин.

💪 Вторая часть души — волевая. Она связана не с интеллектуальным стремлением к истине, а с решимостью, мужеством, ей присуще активное начало. Именно она заставляет нас двигаться и совершать поступки в материальном мире.

😋 Низшая часть души — чувственная. Она самая пассивная и зависимая. Это та сторона души, которой мы пришиты к телу. В ней сосредоточены телесные потребности, например, именно этой частью души мы испытываем удовольствие от вкусной еды.

👤 Место души в теле. Греки делили человеческие органы на две части: над диафрагмой — чистая часть, под ней — грязная. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела.

Главной формой бессмертия души Платон считает метемпсихоз — переселение душ.

🌌 Как происходит переселение душ? Душа — эйдос. Обиталище всех душ — на небе, в царстве идей. Периодически эйдосы падают вниз в материальный мир и приобретают телесную оболочку — так рождается человек. Когда душа оказывается внутри тела, она становится привязанной. Тело в некотором смысле выступает темницей, тюрьмой души на протяжении всей жизни.

🕊 Когда человек умирает, душа освобождается от оков тела, но это не значит, что она сразу воспаряет на небо в царство эйдосов, где ей положено быть. Потому что за одну человеческую жизнь у нее не успевают отрасти крылья. Ей нужно прожить серию человеческих жизней, перевоплощаясь из одного тела в другое, пока, наконец, отрастут крылья души и она сможет прекратить переселения и обрести блаженство на небе. Эта концепция во многом похожа на буддистскую концепцию нирваны как выхода из цепи перерождений.

Согласно Платону есть две формы бессмертия 👇

1️⃣ Простая форма — переселение души из одного тела в другое.

2️⃣ Высшая форма — переселение прекратилось и душа вместе с богами пребывает в царстве эйдосов.

⚡️ В жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни. Некоторые исследователи считают, что эти поэтические образы не нужно принимать слишком буквально. Внимательный анализ показывает, что тема бессмертия души у Платона всегда оказывается связана с понятием справедливости. Возможно, концепция бессмертной души нужна Платону для того, чтобы обосновать простую вещь — в жизни человека всегда есть что-то важнее самой жизни, есть что-то большее, ради чего иногда не страшно и умереть. Для Платона это большее — справедливость и вера в нее, которая придает смысл нашей жизни.

🩸 Почему Сократ не боялся смерти? Сократ добровольно принял яд по приговору суда. Похоже, что Платон всю жизнь размышлял о том, почему Сократ не боялся смерти? Вряд ли из-за буквальной веры в бессмертие, как это описано в мифах. Скорее, он всем своим существом ощущал, что в жизни есть что-то больше, чем сама жизнь. Это ощущение и порождает концепцию бессмертия: бессмертие есть не просто отрицание смерти, а преодоление ее. Что-то, что порождено жизнью, но при этом неподвластно смерти — знания, поступки, духовные ценности.

Основы добродетели и мудрости в древней Греции. Изучение главного тезиса платоновской философии. Понятие, идея и состав души, исследование её дуализма. Взаимосвязь и противопоставление тела и духа. Теория пифагорейцев о переселении и круговороте душ.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.04.2015
Размер файла 28,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Факультет экономики и финансов

Реферат по философии на тему:

2. Противопоставление тела и души

2.1 Дуализм души и тела

3. Взаимосвязь души и тела

3.1 Человек - пересечение двух миров

3.2 Взгляды других философов на данную проблемы

Список использованной литературы

Проблемы, затрагивающие человека прямо или косвенно, волновали людей во все времена, в частности проблема души и тела стала особенно популярна с появлением философии как науки. Вопросы о смысле жизни, о сути жизни, вопросы природы и мироздания, стремление узнать о возможности жизни после смерти - вот что стало особенно интересовать человечество. Следовательно, и философия как наука стала очень популярна.

Главные же мысли этого философа невозможны без раскрытия природы души. Поэтому основной задачей данного реферата является раскрытие проблемы души и тела, в частности их взаимосвязь, влияние и зависимость друг от друга. А так же попытаемся понять, что же представляет душа сама по себе.

Главный тезис платоновской философии есть бессмертие души. О том, что душа переживает тело и может реинкарнироваться говорил далеко не один Платон. Эту теорию выдвигали многие религии, такие как: индуизм, буддизм, даосизм, синтоизм и др. Так же об этом говорили пифагорейцы и Эмпедокл. Однако последовательная разработка этого учения и рассмотрение его в контексте различных наук была дана именно Платоном. Поэтому Платона можно в каком-то смысле назвать родоначальником идеалистической философии.

1. Понятие души

Платон разделяет душу на три части:

1) Разумная часть. Она обращена к мыслям и идеям. Эта часть основа положительных качеств в человеке. Основа его добродетели и мудрости. Разумная часть - есть различие человека от животного, она имеется только у людей, и является самым главным элементом души.

2) Пылкая или мужественная часть. По словам Платона, эта часть наиболее благородна из оставшихся двух. И она является неким союзником разумной части. Но в отличии от нее пылкая часть не так эксклюзивна. Она имеется и у животных.

3) Вожделеющая часть или чувственная. Эта часть движет страстями и желаниями человека. Она представляет собой желания тела. И именно преодоление чувственности есть благодетель благоразумия. А.Н.Чанышев. История философии древнего мира. 2011 - стр 281-283

Платон так же поясняет, где именно расположены эти части души. Разумная часть, по его теории, располагается в голове. Пылкая (мужественная) - в груди. А чувственная (вожделеющая) находится ниже диафрагмы.

1.2 Состав души

Особенности человека определяются тем, какое начало в нем главенствует. Яростное начало находится между вожделеющей и разумной частью души. И в зависимости от того, куда направляется яростное начало, что оно будет поддерживать, таким и будет человек: или отдающим предпочтение удовольствиям и чувственным наслаждениям, или же человеком, который ставит разумное начало превыше всего. Платон. Диалог государство. Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на 3 части достаточно логично.

Сила желательная - точнее, желающая; сила раздражительная - “яростная” по Платону, оценочная, реактивная, гневающаяся, отвергающая всё нежелательное и - сила мыслительная. От того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым, а лучше всего, как считает Платон, - философом.

Саму душу Платон делит на 3 части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная посылка. Собственно, божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало - ярость; более низкое (поскольку противится разуму) - вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает символом упряжки и возничего: разум - это возничий, ярость - послушный конь, а вожделение - непослушный.

Каждую из 3 частей души Платон наделяет добродетелью: задача разумной части чел. души - приобретать мудрость; ее добродетель - мудрость; задача яростной части - истово слушаться разума; ее добродетель - мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель - сдержанность. Эти 3 добродетели, связанные с соответствующими частями души, Платон подчиняет 4-ой: добродетели справедливости (дикайо-сюне). Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией. Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005 - 134-139стр

Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных добродетелях. Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа - обесценивание всего плотского (ср. противоположную позицию Лосева, видевшего принцип телесности у греков, в т. ч. и у Платона, как обязательную крайнюю степень проявленности духа (идей), как самую суть греческого миросозерцания.). Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: чувственный мир способен давать не истинное познание, но только ненадежное мнение.

1.3 Части души

Душа у Платона разделяется на 2 части: одна - вечная, духовная, другая - телесная, смертная, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной преградой) - человеческое в нас и скотское.

Божественная часть - дух, разум - составляет сущность человеческой души; она помещается в голове [Первоначально божество, согласно мифу Платона, и создало одну лишь голову, которой была дана круглая форма наподобие мирового тела. И только впоследствии было привешено к ней туловище.]. 2-я часть души - мужественная воля, страсть, но страсть благородная; она предназначена самой природой на помощь разуму и склонна подчиняться ему, будучи наделена инстинктивным влечением ко всему доброму и высокому. Наконец, 3-я часть - похоть, желание - страсть животная, слепая, совершенно чуждая разумности; ее мы должны с помощью держать в подчинении разуму. Таким образом и в психологии Платона мы находим то же тройственное деление, что в физике посредствует между божественной и животной частями нашего существа.

платоновский душа тело дуализм

2. Противопоставление тела и души

На протяжении всех своих философских работ Платон рассматривает душу и тело, все время противопоставляя их. И наиболее четко и точно эту тему в своих работах по изучению Платона раскрывает А.Н.Чанышев, он пишет:

Интересно то, что Платон разделяет теорию пифагорейцев о переселении душ, по которой души вселяются не только в тела людей, но и в тела животных и растений. И выбор того, во что или же в кого вселится душа, зависит от того, насколько высшей части души удалось победить низшую. Платон не только придерживался этой теории, но и приспособил ее под себя и в последствии развил.

Здесь мы видим, что Сократ совершенно не дорожит своим погибающим телом. Тело для него - это лишь источник лишнего и порой бесполезного чувственного знания, которое лишь препятствует получению действительно важного разумного знания.

Платон считал, что истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе непостижимо. Душа - как белый лист, тело -сильно и не дает душе познать истину, так что, не расставшись с телом, нельзя познать истину.

Внутри тела душу тревожат слух, зрение, боль и удовольствие. Все эти чувства исчезают в момент смерти вместе с телом, душа остается одна и устремится к подлинному бытию, возможному в Царстве Идей. Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души.

Жизнь и смерть являются противоположностями, утверждает Сократ, и, следовательно, жизнь переходит в смерть, а смерть переходит в жизнь. Для примера Сократ использует следующее доказательство: после бодрствования наступает сон, а после сна - бодрствование.

Платон указывает, что философия помогает душе воздержаться от страстей земных.

2.1 Дуализм души и тела

Другую же теорию мы можем проследить в работе Татаркевича, он выделил следующее:

«Душа и тело. Признание души нематериальной привело к острому противопоставлению ее с телом. Платонизм был не только дуализмом идеи и вещи, но и дуализмом души и тела. Этот дуализм выражался в следующих положениях:

а) душа не материальна;

б) она отделена от тела, независима от него. Душа и тело, хотя и объединяются в человеке, существуют обособленно и независимо друг от друга. Связь с телом не является для души необходимой;

в) в отличие от тела, которое состоит из частей, душа цельна и не составима. Если человек представляет собой единство, то только благодаря душе, а не телу;

г) душа более совершенна, чем тело. Душа (очевидно, что только разумная) познает идеи и уподобляется им, а в силу этого она является носителем истины, блага и всего ценного в человеке. Поэтому тело не может быть признано равноценным с душой; тело подчинено душе, и душа становится сущностью человека;

д) из главенства души над телом следует, что связь между ними для души невыгодна. Она была бы лучшей и счастливой, если бы была свободна от тела; тело для нее - тюрьма и могила. Только со смертью тела начинается истинная жизнь души. Такие верования провозглашали в древности орфики и пифагорейцы. Спиритуализму Платона они придавали особую религиозную окраску; Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005 -135

Одним из таких людей на мой взгляд является Татищев. И вот что он пишет в своих работах: «Платон ставил, по примеру орфиков, вопрос: "Почему душа как совершенная и вечная связана с несовершенным и бренным телом"?

Он дал такой же, как и орфики, этическирелигиозный ответ; вместе с ними он признавал, что:

а) душа действовала вначале без тела;

в) для искупления от греха она соединилась с телом.

Когда грех будет искуплен, она опять станет свободной. Познание истины при помощи философии Платон считал наилучшим средством для освобождения души от тела. Работы Татищева

Эсхатология Платона пыталась дать описание судьбы души: описывала страшный суд, смену тел, давала даже топографию мест, где пребывает душа после смерти. Даже в наиболее реалистических диалогах, посвященных теории познания или политике, он прерывал свои рассуждения, чтобы рассмотреть перспективы загробных судеб.

Платон был прототипом тех философов, которые знали, что для некоторых теоретических положений, которых они придерживаются, нельзя надеяться на получение достоверного доказательства, но, тем не менее, они не считали возможным исключить эсхатологические проблемы из философии.

Пример Платона отразился на судьбе философии, которая пошла иными путями, чем точная наука. Переходя границу точности, Платон хорошо осознавал, где проходит эта граница. Описывая места, в которых пребывают мертвые, он поясняет: "Для того чтобы все происходило именно так, как я описываю, разумный человек этого, повидимому, выдержать не сможет", "но необходимо иметь особую смелость, чтобы высказать эти утверждения, и это прекрасная смелость". "Это Каликлес,- так он говорил в другом месте своей эсхатологии,- может принять за женское гадание, и можно было бы не считаться с этими делами, если бы мы могли нечто лучшее и истинное". Татищев. Философия средних веков.

Платон был ученым, но не только. Там, где он не мог разрешить проблему научным методом, он использовал поэтическую фантазию и религиозную веру. В его взглядах на душу особенно рельефно сошлись научные и иные воззрения. А установленная Платоном связь этих различных воззрений еще очень долго сохранялась в европейском мышлении. Татищев. Философия Средних веков

3. Взаимосвязь души и тела

Взгляды других философов на эту проблему. На мой взгляд, было бы интересно рассмотреть поставленную проблематику и с точки зрения других философов. Например, Аристотеля. Аристотель - древнегреческий мыслитель, являлся учеником Платона и соответственно, он имеет так же свой взгляд на проблему поставленную в реферате.

3.1 Человек - пересечение двух миров

3.2 Взгляды других философов на данную проблемы

Исходная тема рассуждений Платона та же, что и у его учителя Сократа: слой над-индивидуального в сознании индивида.

Платон согласен с софистами в том, что всякое знание, получаемое нами с помощью органов чувств, т. е. “телесно”, является знанием относительным. Когда душа находится под влиянием тела, она оказывается подверженной “телесным” состояниям - влечениям к телесным же вещам эмпирического мира. Однако, есть состояние, когда душа, преодолевая свою телесную обусловленность, оказывается представлена сама себе; это состояние, согласно Платону, есть размышление. Размышление - это стихия души, когда она свободна от тела и неподвластна ему. Т. обр., различение индивидуального и надиндивидуального слоев выступает у Платона в форме различения в человеке телесного, чувственного и бестелесного, нечувственного начал, тела и души. Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005 -148

Читайте также: