Классификация видов контроля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известны различные виды контроля и признаки их классификации. В качестве последних могут быть особенности субъектов контроля, характер задач, взаимоотношение субъекта контроля с подконтрольным объектом, используемые методы и техника контроля, и др.

Выделяют следующие виды контроля:

- внешний виды контроля.

В специальной литературе по менеджменту в последние годы авторы чаще указывают три вида контроля:

В зависимости от субъекта различают:

- государственный,

- ведомственный,

- общественный виды контроля, которые, в свою очередь, могут иметь подвиды.

Их относят к общим, поскольку эти виды используются во всех сферах общественной и государственной жизни.

При организации контроля необходимо учитывать следующее: выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, предложения по устранению, работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.

Пока далеко не каждое предприятие имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем она должна обеспечивать организационные, технические и экономические условия, гарантирующие принципиальность контроля. Одновременно контроль должен быть систематическим, массовым, гласным, включать разнообразные формы и способы самоконтроля.

Подобная переплетенность предопределила формирование и внедрение в деятельность предприятий, организаций и учреждений всеобъемлющую концепцию планирования, контроля, отчетности и менеджмента, получившую название “контроллинг”.

Если рассматривать контроль вне рамок контроллинга, а ограничиться его стержнем – сравнением заданного и действительного значений, то следует различать контроль по критерию “зависимости от процесса”. Такой подход важен для правильности оценки управленческого решения.

Непосредственная зависимость от процесса имеется, если носитель контроля сам определяет реализуемые или подлежащие ответственности результаты.

Косвенная зависимость от процесса имеется, если деятельность по контролю осуществляется лицом, которое связано должностными обязанностями по отношению к лицу, ответственному за результаты подконтрольной деятельности.

Независимость от процесса имеется, если лицо, осуществляющее контроль, ни прямо, ни косвенно не зависят от контролируемого процесса.

Принято различать:

- собственно контроль – это деятельность, которая осуществляется непосредственно или косвенно зависящими от процесса лицами;

- проверка (ревизия, аудит) – это деятельность по контролю, которая осуществляется лицами, ни прямо, ни косвенно не зависящими от оцениваемого процесса, результата.

Классификация видов контроля производится по следующим основаниям:

а) по принадлежности к предприятию носителя контроля (внутренний и внешний контроль или проверка);

б) по обязательности контроля (добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорный контроль, контроль согласно законодательства);

в) по объекту контроля (контроль за объектом, контроль за решением, контроль за результатами);

г) по регулярности (регулярный и нерегулярный контроль, специальные проверки);

д) по объему контроля (полный, сплошной или выборочный контроль);

е) по отношению к времени реализации контролируемых управленческих решений и действий (предварительный, текущий и последующий контроль).

11.3. Система контроля исполнения принятых решений

Создавая систему контроля исполнения принятых решений, необходимо выполнить комплекс действий по планированию и организации контрольной деятельности на предприятии, в организации или в учреждении. Комплекс действий по организации контроля должен включать в себя следующие элементы.

1. Выбор концепции контроля. (Менеджер должен решить, следует ли на предприятии применить всеобъемлющую систему планирования, контроля, отчетности и менеджмента – “контроллинг” или организовать контрольную деятельность применяя частные проверки и контроли).

2. Определение цели контроля. (Менеджер на данном этапе формирования системы контроля устанавливает критерии целесообразности, правильности, регулярности и эффективности проведения контрольных мероприятий).

3. Определение объектов контроля. (При планировании контрольных мероприятий вне рамок контроллинга менеджер должен определить направленность контрольных мероприятий. В качестве объектов контроля могут выступать потенциалы, методы, результаты, промежуточные и итоговые показатели деятельности предприятия).

4. Определение контролируемых норм. (В их качестве выступают объекты должностных или функциональных обязанностей, такие как этические, правовые, производственные и сравнительные нормы, цели, задачи, виды деятельности предприятия.

5. Определение субъектов контроля. Это действие предполагает выбор вида контроля по критерию “зависимости от процесса”.

6. Определение методов контроля.

(По направлению: - прогрессивный контроль – от положения вещей к его отображению или

- ретроградный контроль – от отображения к положению вещей;

По непосредственности:

- методы непосредственного контроля и

- методы косвенного контроля (по контрольным индикаторам).

7. Определение объема контроля.

Различают: полный,

Сплошной,

выборочный контроль.

Правильный выбор объема контроля оказывает существенное влияние на эффективность контрольной работы, управленческой деятельности и работы предприятия в целом. Например, в условиях массового производства сплошной контроль может привести к значительному увеличению численности персонала контрольных органов, увеличению издержек и снижению объемов реализации готовой продукции. Поэтому в данных условиях прибегают, как правило, к выборочному контролю качества продукции).

8. Определение действий по контролю. (При необходимости руководитель может указывать последовательность мероприятий при осуществлении конкретной программы контроля. В ряде случаев лица, привлеченные к проведению контрольных мероприятий могут действовать разрозненно).

9. Определение точек контроля. (Организовывая контрольные мероприятия необходимо четко обозначить место или места осуществления контрольных мероприятий, время начала и окончания контроля, установить последовательность контрольных мероприятий).

10. Определение средств контроля. (В целях повышения качества контроля необходимо обеспечивать контрольную деятельность определенными ресурсами. В качестве ресурсов могут быть использованы, например, различные счетные устройства, компьютеры с соответствующим программным обеспечением и т.п.)

11. Определение областей контроля. (При принятии решения о проведении контрольных мероприятий следует четко обозначить область объекта контроля, параметры которой интересуют руководителя. Это позволит снизить затраты времени и ресурсов на осуществление контрольных мероприятий, а также ограничить поток информации, проходящей через руководителя. Например, при аудиторской проверке контролю могут быть подвергнуты отдельные статьи баланса предприятия).

12. Определение допусков на погрешности. (При организации контрольных мероприятий необходимо установить величину допустимой ошибки результатов контроля. Методика расчета данной величины приводится в соответствующей статистической учебной или справочной литературе).

14. Определение способа оценки отклонений. (Это действие подразумевает анализ отклонений, локализацию их причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления ситуации).

Следует иметь ввиду, что контрольные мероприятия проводимые спонтанно, бессистемно не дадут положительных результатов. В рамках всего комплекса деятельности предприятия следует придерживаться принципа систематичности и всесторонности контроля за выполнением решений. На предприятии не должно быть неприкосновенных для контроля зон или участков работы. Их существование может стать источником серьезных конфликтов не только внутри предприятия, но и с субъектами внешнего окружения, источником правонарушений и т.д.

Основная часть процесса обучения включает в себя контроль. Его делят на 4 вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

  1. Предварительный контроль. Обладает диагностическими задачами и проводится с целью выявления знаний, умений, навыков перед началом обучения. Его применяют в начале учебного года перед изучением нового материала.
  1. Текущий контроль. Выполняется посредством учителя в ходе ежедневной работы для квалификации степени сформированности знаний, умений, навыков и оценки их глубины и прочности. Контроль способствует обнаружению пробелов учащихся и позволяет помочь в усвоении нового материала.

Функция текущего контроля – обратная взаимосвязь. Учитель получает сведения о ходе процесса усвоения новой темы каждого ученика. Он позволяет не только видеть необходимые сведения, но и контролировать учебно-воспитательный процесс, вести наблюдение за работой класса.

Осуществление текущего контроля выполняется при помощи устного опроса: выборочный или фронтальный. При использовании тестовых заданий можно сэкономить время и проверить знания 2 - 3 последних проведенных уроков. Окончание работы характеризуется наличием анализа допущенных ошибок.

  1. Периодический контроль. Его рассматривают в качестве тематического с целью систематизации знаний обучаемых. Применение целесообразно после завершения модулей, раздела программы или в конце учебной четверти. Такой контроль служит помощником в подведении результатов работы определенного периода времени.
  2. Итоговый контроль. Необходим для обозначения конечных результатов обучения для систематизации и обобщения всего учебного материала. Его осуществление характерно для конца учебного года или по завершении курса обучения в качестве экзаменов.

Формы контроля

Специфика организационной структуры учебной работы зависит от применяемых форм работы в течение урока. Их классифицируют на:

  • фронтальный метод (работа со всем классом на примере фронтального опроса);
  • групповой метод (контролируется работа учащихся в группах и их умение взаимодействовать);
  • индивидуальный метод (выявление знаний и умений учащегося на примере ответа у доски);
  • комбинированный метод (сочетание индивидуального с групповым и фронтальным);
  • метод самоконтроля (для определения внутренней обратной связи с пониманием предметной области).

Методы контроля

Метод контроля – это называется способом, при помощи которого можно оценить результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными методами контроля считают наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты, экзамены.

При помощи наблюдения педагог составляет суждение об отношении ученика к предмету, доступности в понимании, посильности для него в изучении материала. Основываясь на этом, учитель планирует и организовывает контроль знаний у определенного учащегося персонально.

Рассматривая опрос в виде метода, можно классифицировать на:

  • индивидуальный (ответ у доски или с места на оценку);
  • фронтальный (регулярная форма опроса всего класса по пройденному материалу для выявления усвояемости темы);
  • комбинированный (задействование максимального количества учащихся группами с разной формой работы в течение урока).

Комбинированный опрос имеет преимущество в возможности проведения фундаментальной проверки нескольких обучаемых за короткий промежуток времени с максимальным выявлением уровня знаний и их усвоения.

Письменные работы классифицируют на проверку тетрадей, проведение контрольных, оценку домашнего задания.

Итоговый контроль – это самый важный метод проверки знаний посредством зачетов, экзаменов. Его использование относится к учащимся старшей школы общеобразовательного заведения. Наличие зачетной системы позволяет вести тематический учет знаний, экзамен выявляет добросовестную работу педагога-предметника и всего учреждения в целом.

Читайте также: