История создания конгресса сша кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Структура и компетенции Конгресса
  • Современный Конгресс США
  • Комитеты
  • Законодательный процесс
  • Фракции
  • Службы
  • Некоторые факты
  • Роль Конгресса в механизме власти

В первом собрании Конгресса участвовало 55 представителей всех колоний Нового Света (кроме Джорджии). Одним из делегатов от штата Вирджиния был Джордж Вашингтон.

В случае отказа Лондона от предъявленных требований предполагался новый созыв Конгресса, что и произошло 10 мая 1775-го года.

В 1776-м году, после многих попыток отстоять право на независимость, группа американских лидеров – Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Роджер Шерман, Роберт Ливингстон – представила проект Декларации независимости, которая была принята Конгрессом 4 июля 1776-го года. Это был первый исторический документ, изданный законодательным органом США.

Структура и компетенции Конгресса

С принятием в 1787-м году первой (и старейшей в мире) Конституции, юридически оформившей создание нового государства – Соединённых штатов Америки, была утверждена и структура правительства: высшей исполнительной властью стал Президент страны, законодательную функцию принял на себя Конгресс США.

В состав Конгресса входили две палаты. Каждый штат направлял двух представителей в верхнюю палату – Сенат. В нижней – Палате представителей – количество депутатов зависело от численности населения данной местности.

Обязанности и полномочия Конгресса были определены первой статьёй Конституции:

  • направление финансовой и бюджетной политики США;
  • установление размеров налогов, пошлин, акцизов, и право их взимать;
  • обеспечение благосостояния и обороноспособности страны, при необходимости – право на объявление войны;
  • создание вооружённых сил страны;
  • принятие в состав США новых штатов;
  • регулирование внешней и внутренней торговли;
  • выпуск национальной валюты.

Кроме того, Конгресс имел право учреждать суды разной инстанции, устанавливать единую систему мер, выдавать патенты на изобретения и многое другое, а также издавать законы, позволяющие применять определённые Конституцией полномочия.

Современный Конгресс США

Федеральное правительство Соединённых штатов включает в себя орган исполнительной власти (её осуществляет Президент), судебной – Верховный суд США, и законодательной – Конгресс США.

Как и в начале своего существования, Конгресс имеет две палаты – Сенат и Палату представителей, что закреплено в первой статье Конституции США.

В Палате представителей, так называемой нижней палате, количество депутатов соответствует численности населения округа. Это 435 членов (закон, утверждающий это, был принят в 1912-м году), которые переизбираются каждые два года, таким образом, состав Палаты представителей постоянно обновляется. При этом избрание депутатом одного и того же лица не ограничено каким-либо сроком.

Требования к кандидатам: возраст от 25-ти лет, гражданство США не менее 7-ми лет, проживание в данном штате.

Руководит деятельностью Палаты представителей спикер, который избирается конгрессменами. Обычно он является представителем партии, имеющей большинство мест. Спикер обладает широкими полномочиями: он определяет вопросы, которые будут рассматриваться на данном заседании, предоставляет право голоса, назначает меры дисциплинарного взыскания. При невозможности президента и вице-президента выполнять свои обязанности, именно спикер принимает их на себя.

В Палату представителей вносятся законопроекты, здесь происходит их обсуждение, предлагаются поправки, происходит голосование. Примечание: Палата представителей не может быть распущена досрочно.

Верхняя палата Конгресса состоит из 100 сенаторов – по два от каждого штата. Каденция деятельности сенатора – шесть лет, но каждые два года, одновременно с выборами конгрессменов, переизбирается и третья часть сената. Происходит это в установленной очерёдности, что обеспечивает стабильность и преемственность.

Сенатором может стать гражданин США (гражданство не менее 9 лет) не моложе 30-ти лет, проживающий в данном штате.

Во главе Сената стоит вице-президент, а в отсутствие такового – его заместитель.

Сенат рассматривает законопроекты, поданные Палатой представителей. В его полномочия входит также ратификация международных договоров и утверждение кандидатов на высшие должности в федеральном правительстве и Верховном суде.

Именно Сенат имеет право объявить импичмент Президенту или председателю Верховного суда.

Комитеты

Komitety Kongressa - Конгресс США

Источник: stormrecovery.ny.gov

Важной структурной составляющей Конгресса являются комитеты. В Сенате существует 17 постоянных комитетов, в Палате представителей – 22. Состав их формируется в том же соотношении, что и в палатах.

Комитеты прорабатывают законопроекты, при этом имеют право затребовать любую информацию, вызывать на заседания министров, контролировать деятельность исполнительных органов. Для совместного обсуждения вопроса палаты могут создавать объединённый комитет, для устранения разногласий – согласительный.

Существует 4 постоянных совместных комитета: по Библиотеке Конгресса, по налогообложению, издательский и экономический. Кроме того, для подготовки церемонии инаугурации периодически создаётся Объединённый комитет обеих палат Конгресса.

Для решения узких, конкретных вопросов практически все постоянные комитеты в рамках своей компетенции создают подкомитеты (к примеру, в Сенате их 60, в Палате представителей – 82) и комиссии.

Законодательный процесс

Заседания Конгресса США происходят в здании Капитолия в Вашингтоне. Сессия начинается в первых числах января и длится около полугода. Каждая из палат проводит свои заседания, в отдельных случаях они бывают совместными.

Процедура принятия того или иного закона либо резолюции проходит несколько стадий: проект рассматривается в нескольких чтениях Палатой представителей, в случае одобрения направляется в Сенат. Документ, одобренный двумя палатами, передаётся на подпись президенту либо приобретает статус федерального закона.

Фракции

Основные партии в Конгрессе США – демократическая и республиканская. На собраниях фракций избираются лидеры, члены партии делегируются в комитеты Конгресса. От лидера фракции большинства часто зависит принятие или отклонение того или иного законопроекта, он является вторым лицом после спикера. Лидер меньшинства формирует политику оппозиции.

Службы

Конгресс США имеет несколько вспомогательных служб: бюджетную службу, управления общего учёта и по защите интеллектуальных прав собственности. Отдельным подразделением являются службы главного ревизора и типографии правительства США. Непосредственно подчиняется Конгрессу архитектор Капитолия, в ведении парламента находится также Ботанический сад США и офис Конгресса.

Отдельной службой правительства является Библиотека Конгресса США. Это крупнейшее в мире книгохранилище, основанное во время президентства Джона Адамса в 1800-м году. Здесь собрано более 120 миллионов печатных изданий, документов, рукописей, инкунабул, географических карт, фотографий.

Библиотека обслуживает правительство, научно-исследовательские учреждения, университеты и колледжи Америки и является крупным научным центром и агентством по авторскому праву. Расположена она на Капитолийском холме, где занимает три здания. Ещё один корпус – кампус Пакарда – находится в Вирджинии, в местечке Калпепер.

Некоторые факты

  • Депутатами и сенаторами являются только представители буржуазных слоёв, в основном, юристы.
  • Иммунитет членов Конгресса действует только во время сессии и перемещения на заседания и обратно.
  • Округ Колумбия, в котором находится столица государства Вашингтон, управляется непосредственно Конгрессом.
  • В библиотеке Конгресса хранятся все материалы, когда-либо опубликованные в Twitter.

Роль Конгресса в механизме власти

Полномочия высшего законодательного органа США можно кратко определить так:

  • принятие законодательства;
  • формирование бюджета;
  • формирование аппарата исполнительной и судебной власти;
  • контроль за деятельностью правительства;
  • урегулирование международных отношений.

Конгресс США выражает интересы американского народа и каждого штата как субъекта федеративного государства, оказывает влияние на деятельность администрации президента, препятствуя установлению его абсолютной власти. Законы, принимаемые Конгрессом, отражают идеи демократии и обязательны к исполнению на всей территории Соединённых штатов Америки.

Конгресс США: один из трёх китов американской власти

В последнее время, после избрания Трампа президентом, многие люди в разговорах активно вспоминают американский Конгресс. Идут жаркие споры о его взаимоотношениях с новым президентом; о том, кто из них сильнее, весомее, как Конгресс влияет на президента, и наоборот. Что же представляет собой Конгресс Соединённых Штатов?

Описание сути Конгресса США

Конгресс заседает в здании Капитолия в Вашингтоне, причём эта традиция не менялась с 1800 года! Сам орган состоит из двух частей (палат), которые называются Сенатом и Палатой представителей.

История возникновения института Конгресса

kongress ssha 1

Палата представителей США

Руководителем Палаты представителей является спикер (председатель). Традиции таковы, что эту должность всегда занимает представитель партии, преобладающей в Палате. В случае форс-мажорных обстоятельств, когда президент со своим заместителем не могут выполнять обязанности, глава Палаты представителей становится президентом. То есть, номинально, он рассматривается, как третье лицо в государстве.

Любой конгрессмен Палаты может быть отстранён от должности, если за это решение проголосуют две трети всех её членов. Переизбрание конгрессменов происходит регулярно, раз в два года. Они должны соответствовать ряду формальных требований; в частности, достичь 25-летнего возраста, быть гражданином страны, жить в родном штате не менее 7 лет.

Первейшая задача Палаты представителей — генерировать ключевые для страны законы. Они становятся таковыми после подписания президентом и другой палатой Конгресса.

Сенат Конгресса США

Возглавляет Сенат вице-президент, который обычно не принимает участия в голосованиях. Это право ему предоставляется лишь в том случае, когда голоса сенаторов разделились поровну, и тогда голос спикера становится решающим.

Конгресс США

Некоторые особенности работы Конгресса США

А как же быть со спорами, кто важнее — Президент или Конгресс? Если законопроект одобрили обе палаты, он поступает на подпись президенту. В течение 10 дней тот должен или подписать его, одобрить, или отклонить, наложив вето. При отклонении, закон послушно возвращается в Палату представителей, и там его вновь рассматривают. Примечательно, что для его принятия конгрессменам теперь потребуется уже не простое большинство голосов, а две трети. Если эти голоса собраны, закон снова идёт в Сенат, где он также обязан набрать две трети. В случае, если задача выполнена, закон принимается, невзирая на несогласие президента.

Соответственно, многие инициативы, исходящие от президента, особенно касающиеся внешней политики, также могут быть заблокированы Конгрессом, но не простым большинством голосов. Чаще всего, в такие споры вступает и Верховный суд. Так работает система сдержек и противовесов.

При Конгрессе действуют постоянные и временные комиссии и комитеты. Пример постоянных, крайне важных — экономический, а также комитет по налогообложению.

Конгресс всегда играл особую роль в политической жизни США, определяя вектор политических дискуссий по широкому кругу вопросов, волнующих американских избирателей. Именно Конгресс зачастую определяет то, какие вопросы будут привлекать внимание американского общества. Он оказывает большое влияние на действия президентов, вынуждая их идти на сделки и компромиссы как со своей партией, так и с оппозицией. Всего через несколько месяцев в ноябре 2021 года пройдут внеочередные выборы двух конгрессменов от штата Огайо, к которым, без сомнения, будет приковано большое внимание. Через год, в 2022 году пройдут очередные выборы, которые покажут уровень поддержки политики Джо Байдена и определят повестку второй половины его срока.

755482068189204.jpg

Очень часто бывает так, что дебаты, происходящие в Конгрессе, приобретают неопределенный, запутанный характер, и кажется, что они не столько идут, сколько тащатся, едва волоча ноги, по направлению к намеченной цели.

Алексис де Токвиль

Вынесенная в эпиграф цитата на первый взгляд хорошо отражает ситуацию в Конгрессе, которая многим наблюдателям кажется крайне сложной и непонятной. Хоть она была написана французом Алексисом Де Токвилем в середине XIX века многие американцы и россияне и сейчас воспринимают Конгресс так. Распространенность таких взглядов вполне понятна, ведь законодательная власть США часто действует в соответствии со своей собственной, не очень понятной внутренней логикой. Но, если лучше узнать историю и принципы, по которым работает конгресс, то эта внутренняя логика станет гораздо яснее. Для России Конгресс США имеет большое значение, поскольку он во многом определяет, часто независимо от президента, политику страны по отношению к России, например, в сфере санкций. В связи с этим история взаимодействия России и Конгресса США особенно важна, ведь президентские администрации сменяются быстрее чем тренды в Конгрессе. В этой статье на основе истории взаимодействия конгресса с другими ветвями власти можно будет проследить эволюцию американского политического устройства и выяснить, что роль Конгресса во многих случаях была сильно недооценена.

Конгресс пускай и в несколько другом виде появился ещё до принятия конституции и до появления США как государства. На уровне штатов Конгрессу предшествовали законодательные собрания штатов, которые заложили многие традиции в Конгрессе, а на уровне всего молодого государства им предшествовали континентальные конгрессы. Учитывая, насколько сильно отцы-основатели опасались диктатуры единоличного правителя, неудивительно, что именно Конгресс обладает важнейшей ролью в соответствии с конституцией.

В конституции заложены сроки переизбрания обеих палат Конгресса – два года для палаты представителей, которая избирается напрямую, и шесть лет для сената, который избирается законодательными органами штатов. Каждые два года вместе с выборами в палату представителей переизбирается треть сенаторов, таким образом срок каждого сенатора составляет шесть лет. Важно отметить, что конституция отдаёт палатам право устанавливать правила, по которым будут проходить заседания, и как будет сказано позже, эволюция этих правил определила современный облик Конгресса. Главные полномочия Конгресса, закрепленные в конституции - вводить и взимать налоги, проводить эмиссию, отстранять от власти президента, объявлять войну и ратифицировать международные соглашения.

Если прочитать только текст конституции, то может создаться впечатление что именно Конгресс безраздельно контролирует политику в США. Однако взглянув на современную новостную повестку мы видим Конгресс как важного, но всё-таки младшего партнера президента, особенно по международным вопросам. Чтобы понять, почему Конгресс занимает именно такое место в американской политике мы должны обратиться к истории законодательной власти в США.

Роль президента во внутренней и внешней политике резко выросла после избрания президентом Эндрю Джексона в 1828, который был одним из основателей демократической партии. Он пламенно выступал против коррупции, вёл президентские кампании с привлечением множества местных активистов, боролся против уже созданного центрального банка и самой идеи национального долга. Он уменьшил влияние Конгресса, показав, что президент может не соглашаться с Конгрессом по ключевым вопросам, если он пользуется народной поддержкой. Показательна история, когда из-за новых пошлин Южная Каролина начала угрожать сецессией и президент Джексон пригрозил правительству штата армией. Конгресс ещё сильнее уступил инициативу президенту во время гражданской войны, победу севера в которой связывают с сильным лидерством Авраама Линкольна. С другой стороны, именно во второй половине 19 века сформировалась современная партийная система США, построенная на противостоянии демократической и республиканской партий. Естественно, программы партий очень сильно изменились за это время, как и группы избирателей, которые их поддерживают, но за очень редкими исключениями борьба идёт именно между ними и сейчас.

Может показаться, что Конгресс всё больше отдалялся от американского народа, уступая место президенту как исполнителю народных чаяний, но именно в конце 19 века произошла первая волна демократизации американской политики и Конгресса. Во-первых, бывшие рабы, ранее лишённые избирательных прав, получили их и отправили первых представителей в Конгресс. Во-вторых, в союз вошли новые западные штаты и имущественные требования к избирателям снизились. Несмотря на это политика всё ещё оставалась уделом немногих избранных, но именно тогда началась урбанизация и развитие СМИ, которые в начале XX приведут к новому, гораздо белее демократичному и похожему на нынешний Конгрессу.

Принято считать, что президент или гражданское общество всегда выступали инициаторами реформ, а Конгресс лишь следовал за ними и, следовательно, его роль в этих процессах была сравнительно мала. Из примеров ниже станет ясно, что это далеко не так и что именно давление законодателей позволило воплотить в жизнь многие преобразования.

Как уже говорилось выше, ряд законов, расширявших гражданские права, которые были приняты в 1960-х годах, существенно изменили облик всей страны. Сейчас может показаться, что отмена архаичных расистских законов была просто делом времени, но это далеко не так. За 30 лет до отмены расистских законов президент Рузвельт выступал против них, но их отмена была невозможна из-за отсутствия поддержки в Конгрессе. Безусловно, точка зрения Конгресса отражала изменения в общественном мнении, но именно деятельность Конгрессменов стала последним толчком в пользу реформы.

Начиная с конца 1940-х годов в сенате и палате представителей сформировалась группа конгрессменов обеих партий, которые последовательно выступали за отмену законов, поддерживающих сегрегацию. Пока эта группа была малочисленной в конце 1940-х попытки реформ, предложенные президентом, не могли реализоваться. Например, в 1948 президент Эйзенхауэр предложил Конгрессу пакет из 10 реформ для расширения гражданских прав меньшинств, но из-за недостаточной поддержки в Конгрессе они не могли пройти. Общественный уровень поддержки этих реформ в обществе был ещё не так высок, свою роль сыграла и внутренняя борьба в Конгрессе. Прогрессивные депутаты вроде будущего кандидата в президенты США Хьюберта Хамфри были новичками в Капитолии и ещё не занимали руководящих постов в комитетах, которые играют большую роль при рассмотрении законопроектов. Кроме того, чем дольше человек в Конгрессе, тем большим количеством личных знакомств он обзаводиться, что помогает найти двухпартийный консенсус по спорным вопросам. Что же изменилось через десятилетие?

Во-первых, члены Конгресса продолжали раз за разом вносить законы о десегрегации, каждый раз привлекая новых сторонников и сохраняя эти темы на повестке дня. Во-вторых конгрессменам-реформаторам, которые со временем становились опытнее и обрастали знакомствами, стало проще достигать компромиссов как на межпартийном уровне, так и с представителями, сопротивляющегося реформам юга. Реформаторам вместе с общественными группами удалось убедить изначально слабо заинтересованного в реформах гражданских прав президента Кеннеди в реалистичности своих предложений. Только после этого президент начал активнее поддерживать законопроекты о гражданских правах, дав им ту поддержку, которая позволила в середине 60-х годов преобразовать американское общество. Таким образом Конгресс выступил не просто как ключевое поле боя между политическими оппонентами, но и как активный участник общественной дискуссии. Если бы не инициативы одних конгрессменов и не противодействие других, то дискуссия вокруг реформ выглядела бы принципиально по-другому.

Для более глубокого понимания дискуссий в конгрессе необходимо знать ключевые принципы, по которым функционирует Конгресс. Ведь какой бы большой ни была поддержка тех или иных идей в обществе и какими бы убедительными не были конгрессмены, успех инициативы должен выражаться в принятии Конгрессом соответствующего решения. В следующей части будет рассказано о том, почему старшинство в Конгрессе так важно и почему подавляющее большинство законов не проходят даже первое чтение.

В следующей части мы расскажем, как рождаются и умирают законопроекты в Конгрессе США.

Конгресс США – высший федеральный орган власти в стране. Его можно назвать одним из трех китов, на которых держится государственное устройство, – наряду с президентом и Верховным судом. Появился Конгресс еще в XVIII веке. Как происходило его становление и какие интересные факты связаны с историей Конгресса?

Появление Конгресса

Прообраз ныне существующего Конгресса — Первый Континентальный конгресс 1774 года, проходивший в Филадельфии. В нем приняли участие представители практически всех британских колоний. Они осудили политику Старого Света, в том числе и торговую. Был проложен путь к независимости, которую провозгласили в ходе уже Второго Континентального конгресса (1775 — 1781 гг.).

фото 1.jpg

Как устроен законодательный орган

Конгресс состоит из двух палат. Сенат условно называют верхней палатой, Палату представителей — нижней. Изначально было задумано, что в Сенате должны присутствовать 2 представителя от каждого штата, в Палату представителей депутаты избирались в зависимости от населения того или иного штата. В Палате представителей сейчас 435 человек, в Сенате, соответственно, 100. Палатой представителей руководит спикер, Сенатом — вице-президент.

Конгрессменом — депутатом Палаты представителей — может стать гражданин США старше 25 лет, проживший в штате, от которого он баллотируется, от семи лет и дольше. Сенатором же может стать только тот гражданин, который достиг 30-летнего возраста и прожил в своем штате не менее девяти лет. При этом в среднем в год конгрессмен зарабатывает больше, чем сенатор.

Члены Конгресса обладают неприкосновенностью, но действие ее ограничено длительностью сессии, а также дорогой на нее и обратно. Впрочем, в случае с серьезными уголовными преступлениями неприкосновенность не действует.

Зачем нужен Конгресс?

Как уже было сказано, Конгресс — законодательный орган. Сначала законопроект проходит через Палату представителей, если та утверждает его, то законопроект направляется в Сенат, а затем — на подпись президенту.

фото 2.jpg

В первой статье Конституции США перечислены все права Конгресса. Вот выдержки из нее:

Кроме того, если возникает необходимость объявления импичмента президенту, подписывает необходимый документ именно Сенат.

Читайте также: