Корпоративная этика это кратко и понятно
Обновлено: 05.07.2024
Корпоративная культура — это более широкое понятие, чем корпоративная этика. Этика входит в культуру. Этика — это то, какими принципами руководствуется человек, когда работает в компании. Поведение, которого от него ожидает компания, и восприятие его человеком. Корпоративная культура — это процедуры, которые могут быть созданы в связи с этим.
Поскольку человек работает в коллективе, который вне зависимости от того, хотим мы или нет, генерирует свои правила поведения, то какие-то негласные правила корпоративной этики — плохие они или хорошие — есть всегда. Такова природа человека. Сказать, что их нет, — это неправильно. Есть определенные рамки, в которых человек работает в компании.
Итак, правила есть всегда. Но их нужно формализовать и оформить в письменном виде. Во-первых, таким образом человек увидит, чего от него ожидает работодатель: какого поведения. Формализация правил нужна для систематизации: чтобы мы видели, какие действия нам помогают добиваться своей стратегии и цели. Выносить эти правила на уровень регламента неэффективно, но некий список в качестве плаката с картинками и тезисами быть должен. Там надо описать, какого поведения должны придерживаться сотрудники. Такой документ сразу же снимет многие вопросы. И руководство сможет оперировать этими понятиями.
По моему мнению, корпоративная этика важна для всех сфер бизнеса, так как в каждом бизнесе есть коллектив. Он создан для того, чтобы решать задачи предприятия с учетом человеческого фактора. От библиотеки до IT-компании, от производственного предприятия до министерства — везде должны быть свои правила поведения. Они нужны всегда, потому что они определяют правила организации, у которой свои цели.
Когда мы берем персонал, мы оцениваем его компетенции. Если человек не будет проходить по результатам интервью по компетенциям, то мы ему откажем в работе в компании. Знакомить с правилами корпоративной этики под подпись нет смысла: если я как работник не приму их близко к сердцу, я не буду их соблюдать, даже если подписал документ. Формальное знакомство с корпоративными правилами не даст ничего. Необходимо, чтобы сотрудник знал о принятых корпоративных правилах. Но оценивать, насколько люди их воспринимают, реально только в результате мониторинга и наблюдения за их поведением.
Корпоративная этика — это не свод правил и регламентов, под которыми ты подписался и который обязан выполнять. Они должны быть восприняты душой человека. Он должен придти к осознанию, что действительно понимает, принимает эти правила и руководствуется ими. Необходимо реализовывать мероприятия для того, чтобы продвигать эти ценности в коллективе.
Ситуационный подход в управлении — самый оптимальный, поскольку все зависит от ситуации. Если компания находится в кризисе, то жесткие меры, применяемые Джеком Уэлчем, допустимы. Другое дело, что надо объяснять людям, почему это надо сейчас: что этого требует сама жизнь, иначе бизнес не выживет. Если компания в расцвете, то применение жестких условий — это просто катастрофа. Только сменой корпоративной этики в кризисные времена не обойтись. Она должна стать фундаментом.
Как мы уже говорили, корпоративная этика или корпоративная культура — это то, как я чувствую и как отношусь к этим правилам. Если руководство убедит меня, что в данный момент необходимо поменяться, и я вижу, что само руководство это делает, я понимаю и принимаю в душе эти новшества. Такой подход поможет компании выйти из кризиса. Но одними убеждениями и сменой корпоративной этики не проживешь, потому что компания в кризис вынуждена сокращать затраты, персонал. И тогда оставшимся приходится работать больше.
Если они понимают, что завтра — катастрофа и надо сейчас очень постараться, чтобы выжить, они пойдут навстречу руководству. И тогда компания получит лишнюю капельку труда каждого сотрудника. Если таким подходом будет руководствоваться большинство сотрудников, есть шансы пережить
кризис.
Человек — это очень сложное создание. В любом случае мы, нанимая сотрудника, имеем большой риск: нам до конца не понятно, как он будет работать на своем месте. На собеседовании человек рассказывает о своем опыте, о том, как проявляются его личностные качества. И хороший специалист по рекрутингу сможет выявить его компетенции. Когда кандидат рассказывает о своей жизни и предыдущем опыте, он показывает, как добивался целей, выстраивал свою работу, — и здесь уже можно понять, чем он руководствовался в своей работе.
Из практики могу сказать, что те, кто добивается хороших результатов, никогда плохо не отзываются о коллегах. Они всегда воспринимают себя как часть команды, а не приписывают себе все победы, не говоря уже о поражениях. По таким вещам становится понятно, готов ли человек работать в команде, как он будет себя преподносить, как будет себя вести и отзываться в будущем о компании. У профессиональных рекрутеров есть свои механизмы, позволяющие вывести человека на искренний разговор.
Все компании опираются на базовые принципы. Говоря о корпоративной этике партнеров, в первую очередь было бы интересно знать о самом первом лице и его окружении: что они за люди, как с ними можно выйти на контакт. Не могу сказать, что знание корпоративной культуры партнера однозначно поможет мне наладить с ним отношения. Другое дело, что за первое лицо стоит во главе бизнеса и кто его окружение, потому что придется взаимодействовать непосредственно с ними.
Формализация корпоративной культуры — это, скорее, редкость, чем правило. Запад в этом плане ушел гораздо дальше. Почему-то для нашего человека даже провозглашение таких принципов, как честность, отсутствие вороватости, воспринимаются с иронией. То ли потому, что это наследие советской эпохи, то ли потому, что мы любим провозглашать правила и затем не придерживаться их. Но когда мы видим корпоративную культуру западной компании, мы воспринимаем ее с ухмылкой. Думаю, так говорит в нас скрытая зависть.
Наказывать за нарушение правил этики следует в зависимости от степени ошибки. Если сотрудник украл, то тут все понятно и вариантов нет: его надо увольнять. Другое дело, например, культура взаимоотношений. Если человек грубит или позволяет себе какие-то подобные вещи, то наказывать нет смысла, потому что он в этом случае еще сильнее разозлится. Оптимальный вариант — найти авторитетного для него человека, который бы объяснил ему, почему не стоит вести себя таким образом. Если менеджер по работе с клиентами недостаточно вежлив, например, оставляет просьбы клиента без рассмотрения, затягивает сроки исполнения, то надо ему объяснить, что именно клиент приносит деньги в компанию. И таким поведением он сам рубит сук, на котором сидит. От его поведения зависит прибыль компании и его прибыль: в сфере услуг она должна быть увязана с его коммерческой эффективностью. Не уделяя должного внимания проблеме клиента, сотрудник становится малоэффективен. Ему надо объяснить, что он сидит здесь не для компании, а для клиента. Но если такую работу будет вести с ним не авторитетный для него человек, нужной реакции не будет. Опытный человек найдет способ, как на примере показать эффективность соблюдения правил работы с клиентами или коллегами. Мы не рассматриваем вариант, когда сотрудник вообще не воспринимает корпоративную культуру.
Беседовала Наталья Матюшина
Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.
Этика — это свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения. Корпоративная этика — это правила поведения, которые установлены определенной компанией и обеспечивают нормальную деятельность как отдельных сотрудников, так и всей организации в целом.
Корпоративную этику можно представить как систему с двумя главными элементами, где первый — это моральные и этические ценности организации и ее приоритеты в развитии, а второй — нормы поведения сотрудников в формальных и неформальных ситуациях. В системе взаимоотношений субъектами корпоративной этики являются владельцы, руководители и работники организации. Введение правил корпоративной этики позволяет человеку ощутить себя не просто винтиком в производственной машине, а полноправным членом коллектива.
Принципы этики корпоративных отношений — обобщенное выражение нравственных требований, выработанных обществом и определяющих нормы поведения участников деловых отношений. Перечислим эти принципы.
Конкретика. Отсутствие четко сформулированных правил неизбежно приводит к отсутствию преданности предприятию, что негативно сказывается на работе сотрудников, а значит, и на прибыли.
Единство. К примеру, забота об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безупречной репутации организации, сохранение конфиденциальности информации.
Уважение и терпимость. Сотрудники организации должны уважительно относиться к тем, с кем взаимодействуют, проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость, быть корректными.
Взаимность. На уровень выше, чем правила, которые устанавливаются корпоративным кодексом для персонала, стоят правила для организации в целом: ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями, признание трудовых заслуг работников, обеспечение им достойного вознаграждения, социальных гарантий.
Назначение корпоративной этики заключается в регулировании взаимоотношений сотрудников в рамках единого коллектива и формируется на основе общепринятых человеческих ценностей:
компетентности и профессионализма. Наличие у субъектов корпоративной этики качественного образования, опыта работы, умения принимать решения, стремления к повышению своего профессионального уровня;
честности и непредвзятости. Важный аспект в деятельности организации, в сохранении ее деловой репутации и исключении конфликтов между личными интересами и профессиональной деятельностью;
ответственности как гарантии качества деятельности организации;
уважения личности человека. Каждый имеет право на честное и справедливое отношение к себе независимо от расы, языка, политических и религиозных убеждений, половой, национальной и культурной принадлежности; патриотизма. Работник должен быть как патриотом своего государства, так и патриотом своей организации, что способствует развитию и организации, и государства; безопасности, которая характеризуется стремлением сохранить коммерческую тайну и обеспечением невредных и неопасных условий труда; нацеленности на материальное благополучие как условие реализации потребностей человека, его семьи, общности, в рамках которой он живет; взаимозаменяемости сотрудников — позволяет организации гибко реагировать на неожиданные изменения во внешних условиях и внештатные ситуации; гибкости. Предполагает побуждение работников к эффективному взаимодействию, совместным поискам оптимального решения проблем.
Морально-нравственный климат на предприятии для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Отсутствие же корпоративной этики в компании приводит к тому, что персонал не ощущает ей преданности, в свою очередь, это сказывается на работе, а значит, на прибыли компании в целом. Моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда способны сохранить предприятие даже при сильном давлении внешней среды и обеспечить стабильное развитие.
Корпоративная этика — ключевой элемент, объединяющий людей. Она включает как ограничение, так и поощрение определенного поведения в организации. При следовании персонала корпоративной этике деятельность организуется не только на основе приказов, но и за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Это дает возможность каждому почувствовать себя полноправным членом сообщества, что в итоге повышает конкурентоспособность компании и производительность труда.
Вот как вы считаете, что это такое – корпоративная этика? Не знаете? А я отвечу, это определенные этнические нормы и правила поведения в рабочем коллективе. Эти правила и принципы должны соблюдать все сотрудники компании, иначе они не смогут работать, как единое целое.
Для успешности бизнеса важно, чтобы коллектив был дружным, толерантным и имел общие идеи, принципы. А это невозможно без вышесказанной рабочей этики. Надеюсь, вы поняли, что это такое? А что это даст, давайте разберемся.
Зачем нужна корпоративная этика?
Основная цель – объединение сотрудников компании в единое целое, которое будет функционировать на благо общего дела, ради общей цели. Используя этику, можно:
- повысить продуктивность труда (мотивировать и повышать интерес к работе);
- организовать и поддерживать дисциплину (это важно, иначе коллектив распадется);
- избежать конфликтов между сотрудниками (конфликты на работе никому не нужны);
- увеличить стремление коллектива работать на благо компании (сотрудники должны понимать, что делают и зачем, чем это выгодно для них).
Все мы согласны с тем, что человек – это социальное существо. Каким бы он ни был, ему нужны другие люди, ему нужен коллектив. Это может быть семья, друзья, коллеги по работе. Отношения с другими людьми всем нам строить сложно, особенно если эти люди взрослые, независимые, самостоятельные. Именно в этом поможет корпоративная этика – установит определенные правила общения и работы в коллективе, которые будут соблюдать все сотрудники, а значит, все будут на равных правах и делить им будет нечего.
Важно ли соблюдение этики на рабочем месте?
Да, важно! Чтобы убедиться в этом, представьте себе ситуацию. Вы приходите в какой-нибудь офис, в котором не соблюдается корпоративная профессиональная этика. Вас встречает потрепанный менеджер с перегаром, которого сразу отличить от бомжа невозможно. Потом вы идете к сотрудникам, которые грубо посылают вас куда подальше.
Директор вообще развлекается в кабинете с женщинами легкого поведения. Что вы будете чувствовать в такой ситуации? Конечно же, вам будет противно и захочется поскорее уйти. Кроме того, полная анархия губительна и для производства – если каждый будет заниматься своими делами, а не тем, чем нужно, тогда ничего достойного у такой компании не получится.
Другое дело, когда вы приходите в компанию, вас встречают вежливые, красиво одетые сотрудники, вежливо общаются с вами и предлагают услугу. У вас при этом сложится хорошее впечатление и вы захотите сотрудничать с такой компанией. Теперь понятно, насколько деловая (профессиональная) культура важна?
Кто должен создать правильные отношения в коллективе?
Именно начальство должно позаботиться о создании положительной рабочей атмосферы! При этом важно учитывать все, от общения, до внешнего вида сотрудников. А еще значение имеют: традиционная символика, устои коллектива, системы штрафов и наказаний за несоблюдение правил (за нарушения). Итак, какими же должны быть правила?
Как создать положительную рабочую атмосферу?
Создавая кодекс корпоративной этики, нужно:
1 Найти конкретные цели или цель – то, ради чего компания работает
Благодаря этому можно правильно составить бизнес-план, а также доходчиво объяснить сотрудникам, что они должны делать и зачем. Работники должны понимать, что они делают, чем занимается компания, в которой они работают, и для чего все это делается, иначе желания работать не будет.
2 Учитывать возможность обучения сотрудников
Рабочим будет интереснее трудиться в компании, которая предоставляет возможности для развития.
3 Разработать программу мотивации
Мотивировать можно поощрениями и наказаниями (кнутом и пряником).
4 Придумать цвета и дресс-код
В некоторых компаниях работникам предоставляют одежду, предварительно изготавливают ее под заказ. Другие компании просто требуют соблюдать деловой стиль – одеваться стильно и лаконично.
5 Разработать схему общения с клиентами
Это очень важно, так как от этого зависит успешность дела. Грамотное общение с клиентами – основа, которую нужно соблюдать обязательно.
6 важно создать правильную рабочую атмосферу
Например, офис должен быть стильным, современным, удобным и комфортным. В нем должно быть чисто, культурно и уютно. Если нужно, чтобы сотрудники соответствовали некому уровню, тогда следует сначала обеспечить им место работы аналогичного уровня.
Придерживаясь всех вышеперечисленных правил, можно:
- создать идеальные условия для развития бизнеса;
- создать надежный рабочий коллектив, работающий как единое целое;
- обеспечить прибыльность и продуктивность своего дела;
- обзавестись настоящими профессионалами, работающими с удовольствием;
- набрать стабильную клиентскую базу.
А еще не стоит забывать про отдых и развлечения. Все мы – живые люди, поэтому нам нужно отдыхать. Коллектив станет более дружным, если начнет взаимодействовать не только потому, что так нужно, но и потому, что хочется. В непринужденной обстановке легче строить правильные взаимоотношения с людьми, поэтому нужно устраивать периодически праздники или подобные мероприятия.
Самое важное – кодекс должен выполнять три основные функции:
- репутационную – создавать правильную репутацию;
- управленческую – управлять сотрудниками;
- развивать культуру.
Кажется, что только в наше время корпоративной культуре стали уделять особое внимание. Но это не так. Даже в средние века люди объединялись по профессиональным признакам и следовали корпоративным правилам. Развитие корпоративной культуры всегда имело главную задачу – сплочение коллектива для эффективного достижения необходимых результатов.
Команда Hurma выяснила, какое главное отличие корпоративного кодекса от корпоративной этики, что являет собой корпоративная этика, и в чем ее основное преимущество для бизнеса в 2020 году.
Корпоративная этика vs. корпоративный кодекс: в чем отличие?
Корпоративным кодексом компании называют полный перечень корпоративных правил, общих целей и ценностей. Чаще всего это большой документ, в котором до мельчайших подробностей прописаны все законы вашей компании. Он может включать:
- историю и миссию компании;
- структуру по отделам;
- процедуры в компании (прием на работу, адаптация, оценка сотрудников, обучение, нормы увольнения);
- внутренний распорядок (рабочее время, больничный, отпуск, праздничные дни, рабочее место);
- политика компании (конфиденциальность данных, правила безопасности).
Корпоративная этика – один из важных разделов корпоративного кодекса. Именно его вносят в welcome book, чтобы новички могли качественнее пройти процесс адаптации в компании и быстро ознакомиться с нормами компании.
Основы корпоративной этики
Корпоративная этика компании строится на общих ценностях, традициях и нормах поведения сотрудников. Ее базу составляют:
1. Ценности компании, которые разделяет каждый сотрудник.
2. Следование общей миссии компании.
3. Вера в успех компании.
4. Продуктивное сотрудничество между работниками, позволяющие достигать общих целей.
5. Карьерное развитие: тренинги, курсы, повышение квалификации.
6. Мотивация, оценка работы, вознаграждение.
7. Нормы делового поведения, стиль одежды.
Совокупность этих характеристик и составляет этическую базу. Каждый сотрудник, приходя в компанию, следует этим правилам и тем самым формирует корпоративную этику компании.
Преимущества наличия корпоративной этики в компании
Соблюдение этики в компании несет для нее ряд весомых преимуществ, которые выгодно выделяют компанию среди других:
1. Вовлечение и ответственность сотрудников
Корпоративная этика объединяет и сплачивает коллектив. Ее наличие позволяет создать команду единомышленников с одинаковыми целями и миссией.
2. Уважение внутри коллектива
Традиции становятся основой уважительного отношения друг к другу. А в такой атмосфере намного легче работать над общими задачами и достигать нужных результатов.
3. Создание положительного имиджа компании
В современном мире, когда компаний становится все больше, иметь положительный имидж – не привилегия, а необходимость. Это поможет бизнесу не только привлечь инвесторов, но и будет гарантией качества ваших услуг среди партнеров.
4. Сохранение лояльности клиентов
Компания, в которой урегулированы все процессы и четко прослеживается порядок в работе заслуживает бОльшее доверие клиентов.
5. Выгодное положение на рынке
Специалисты, знающие себе цену, не работают в компаниях-однодневках. Они выбирают проверенные временем организации, которые имеют свои традиции и правила. Таким образом, компания повышает свой бренд работодателя в глазах специалистов.
6. Корпоративная этика как часть адаптации
Новички, которые только пришли в компанию, легче переносят период онбординга, если имеют общее представление о деятельности компании и ее процессах. Перечень норм и правил избавляет нового сотрудника от лишних вопросов и сразу дает понять, подходит ему компания или нет.
7. Решение конфликтов
Правила корпоративной этики помогают решать конфликты внутри коллектива. При любой спорной ситуации, вы можете обратиться к перечню правил и грамотно уладить разногласия.
3 ошибки при составлении корпоративного кодекса
Какие же главные ошибки допускают компании, создавая правила корпоративной этики?
1. Этика только на бумаге
Создать правила – не значит им следовать. Важно не только прописывать правильные принципы, а и реализовывать их на практике.
2. Этика, как у конкурента
3. Вместо этики – лозунги
Компания, которая прописывает кодекс этики лозунгами, на самом деле не говорит ничего конкретного, а значит – ей нечего сказать своим сотрудникам.
Почему в 2020 году компаниям необходима корпоративная этика: пример L'Oréal
Французская компания L'Oréal еще в далеком 2000 году выпустила собственный корпоративный кодекс этики. Через 14 лет компания выдала третье издание кодекса, доступное на 45 языках. Уже в 2019 году компания в десятый раз была названа одной из самых этичных мировых компаний. Кодекс этики L'Oréal охватывает стандарты качества в разработке продукции, исследованиях, маркетинге, логистике и условиях труда.
Ежегодное празднование Дня этики уже стало для компании традицией. На протяжении дня каждый сотрудник может задать вопросы руководству и получить на них ответы. В День этики принято напоминать сотрудникам о главных этических принципах компании: честности, уважении, смелости и прозрачности.
Пример L'Oréal доказывает, корпоративная этика работает на развитие бренда компании. В 2020, когда сотрудник выбирает компанию, а не наоборот, этический кодекс может стать тем фактором, который перевесит чашу весов в вашу пользу.
Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma ;)
Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение
Читайте также: