Классификация неймана нарушений слуха кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Окружающий нас мир полон звуков, отличающихся огромным разнообразием. Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков.

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки.

В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде. Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха. Вызывается широким спектром биологических и экологических факторов.

Причинами могут быть заболевания внутреннего уха и слухового нерва, воспаление среднего уха или некоторые инфекционные болезни — менингит, грипп и др.; иногда — травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций.

Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха.

Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием разговорной речи в метрах.

Эта классификация в отоларингологической практике применяется для оценки степени потери слуха.

До 20 века существовал ряд классификаций, построенных на практическом опыте учителей и врачей (Д. Кардано, 16 в.; Р. Сикар, 18 в.; В. И. Флери и др.):

Джеро́ламо Карда́но - итальянский математик, инженер, философ, медик и астролог разработал метод обучения слепых.

Рош Амбруаз Кюкюрон Сикар (1742—1822) — французский аббат, заслуженный деятель в области обучения глухонемых. Был каноником в Бордо, основал там заведение для глухонемых; по смерти аббата де Л’Эпэ в 1789 г., призван был в Париж для заведования его знаменитым учреждением для глухонемых.

Флери Виктор Иванович (1800—1856) — российский сурдопедагог. Разработал существенные новации в области жестового языка. Автор первых трудов по сурдопедагогике в России, в которых доказывал возможность и эффективность раннего обучения глухих с использованием мимики и различных форм речи (устной, дактильной, письменной); осуществил первую попытку подсчета количества глухих в России. Фактически — один из основателей отечественной сурдопедагогики и дактилологии, автор первого словаря жестов в России.

Однако они были односторонними: предлагали дифференцировать детей или только по степени нарушения слуха, или только по уровню развития речи, или по степени сохранности у глухих интеллекта.

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха.

Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом. Для выяснения степени поражения слуховой функции, Л.В. Нейманом проводились исследования слуха глухих и слабослышащих детей методом тональной аудиометрии и с помощью речи.

Лев Владимирович Нейман – выдающийся отечественный оториноларинголог и аудиолог, доктор медицинских наук, профессор, родился 18 января 1902 г.
С 1949 года и до конца жизни основная научная деятельность Льва Владимировича связана с дефектологией. В результате тщательного изучения состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей Лев Владимирович создает оригинальную классификацию нарушений слуха, дающую аудиологические критерии к решению таких важнейших практических вопросов, как комплектование образовательных учреждений для детей с недостатками слуха, осуществление адекватного подхода к разным группам учащихся в работе по развитию и использованию сохранившейся у них слуховой функции, применение звукоусиливающей аппаратуры и т. п.
Большим вкладом в научное построение работы по использованию и развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей послужило выполненное Л.В. Нейманом совместно с В.И. Бельтюковым исследование восприятия звуков речи при нормальном и нарушенном слухе.
В отечественной дефектологии Лев Владимирович Нейман навсегда останется высоким профессионалом, одним из столпов аудиологических аспектов в сурдопедагогике, прекрасным врачом-оториноларингологом, заложившим основы широкого использования клинических дисциплин при подготовке будущих учителей-дефектологов и замечательным душевным человеком с искрометным чувством юмора.

Наиболее полное представление о состоянии слуха глухих и слабослышащих дает классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха.

Различаются два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов .

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.

В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух.

При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1 – 2 м.

При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м.

При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15 – 20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью.

Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным . Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость.

Дети с минимальными остатками слуха ( первая и вторая группы глухоты ) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха ( третья и четвертая группы ) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.).

Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе , в состоянии различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Таким образом, все глухие дети имеют бо́льшие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

Нарушение слуха приводит к нарушению всех психических функций: нарушениям речи, внимания, восприятия, мышления, памяти, а также нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом. Для выяснения степени поражения слуховой функции, Л.В. Нейманом проводились исследования слуха глухих и слабослышащих детей методом тональной аудиометрии и с помощью речи.

Л.В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:

1-я группа — глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик и т.д.).

3-я группа — дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4-я группа — дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.

Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (звуки музыкальных инструментов, бытовые звуки — звонок в дверь, звонок телефона и т.д.).

Дети 4-й группы различают почти все гласные, отдельные фразы и слова, звучащие возле уха и на небольшом расстоянии.

Все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.

Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л.В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ; восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м.

Плохослышащие дети. Классификация степеней нарушения слуха у ребенка

Слух является физиологически обусловленной основой формирования речи; между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая связь. Поэтому в отличие от слухового протезирования взрослых в детском возрасте имеет большое значение использование слухового аппарата не только с целью развития слухового восприятия, но также для формирования речи и исправления ее дефектов.

К тугоухости относят нарушение слуха, при котором больной испытывает затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Возможна различная степень этих затруднений, но в отличие от глухоты при тугоухости восприятие речи сохранено, хотя бы только громкой или в специально создаваемых условиях. Наличие же восприятия только отдельных топов при невозможности воспринимать речь, по мнению указанных авторов, должно рассматриваться как глухота.

Категория тугоухости охватывает значительный по величине диапазон потерь слуха. Для клинической и педагогической практики дифференцированного подхода к величине потери слуха предложены схемы разграничения тугоухих по степени его потери (Б. С. Преображенский). Эти схемы характеризуют возможности, которыми располагает тугоухий для восприятия разговорной речи в зависимости от степени потери слуха. Руководствуясь положенными в основу этих схем принципами, можно дать всестороннюю оценку целесообразности и эффективности применения слуховых аппаратов для расширения слухового восприятия речи плохослышащими детьми.

Как видно из предыдущей статьи, среди методов исследования слуха у детей наибольшими преимуществами обладает тональная аудиометрия. Получаемые с помощью этого метода сведения, определяя состояние чувствительности органа слуха к чистым тонам, дают представление о возможностях, которыми располагает плохослышащий ребенок для восприятия речи, хотя при исследовании речью он эти возможности в силу ряда причин не реализует. В связи с этим следует полагать, что наиболее точна классификация дефектов слуха, построенная на оценке данных тональной аудиометрии.

Такая классификация тем более нужна для оценки слухового протезирования, при котором необходимо учитывать не только имеющуюся возможность восприятия речи, но и главным образом перспективу улучшения слухового восприятия с помощью слухового аппарата.

нарушения слуха у ребенка

По классификации Л. В. Неймана, у тугоухих детей с точки зрения возможности восприятия разговорной речи установлены три степени тугоухости, исходя из величины средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500—4000 гц):

I степень тугоухости — средняя потеря слуха до 50 дб
II от 51 до 70
III 71 до 80

Тональная аудиометрия, произведенная глухим детям, показывает, что лишь в немногих случаях не удастся выявить остатки слухового восприятия. Большинство же глухих детей обладают остатками слуха в том или ином объеме динамического и частотного диапазона.

В сурдопедагогической практике придают важное значение использованию остаточного слуха глухих детей, поэтому представляет интерес рассмотрение возможности использования слухового аппарата в зависимости от величины остаточного слуха.

Анализ аудиограмм глухих детей показывает, что остатки слуха у них неодинаковы как по широте диапазона воспринимаемых частот, так и по величине порогов воспринимаемых звуков.

Ширина диапазона воспринимаемых частот определяет возможности, которыми располагает глухой для различения окружающих его звуков, в том числе элементов речи.

У части глухих детей диапазон воспринимаемых частот широк и охватывает не только низкие и средние, но иногда и высокие звуки. В таких случаях возникают известные трудности для дифференциации между III степенью тугоухости и глухотой.

Мы считаем целесообразным в соответствии с рекомендациями Л. В. Неймана) провести условную границу между тугоухостью и глухотой. К категории глухих мы относим больных с потерей слуха от 81 дб и более.

В соответствии с задачами слухопротезирования глухих детей состояние их слуха целесообразно разделить на 4 группы в зависимости от частотного диапазона имеющихся у них остатков слуха:

I группа глухоты — сохранено посприятие частот 1251— 250 гц
II 125— 500 гц
III 125—1000 гц
IV 125—2000 гц

При определении категории слуховой недостаточности следует ориентироваться на состояние слуха лучше слышащего уха.

Получаемые количественные характеристики слуховой функции определяют индивидуальные особенности слуха каждого ребенка. Эти индивидуальные характеристики слуха, сложившиеся под влиянием ряда различных факторов, могут быть сгруппированы по принятой выше классификации. Однако и в пределах каждой группировки классификации всегда можно уловить варьирование характеристик слуховой функции.
На основе описанной классификации можно дать оценку состояния слуховой функции у протезируемых детей.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Дефектология среда, 26 ноября 2014 г.

Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей

Знание причин нарушений слуха необходимо для составления характеристики и оценки особенностей психического и речевого развития детей, для определения методов психолого-педагогической помощи и прогнозирования эффективности коррекционной работы.

1. Наследственные факторы.

В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. Часто такая тугоухость в составе синдрома сочетается с заболеваниями других органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

2. Эндогенные факторы

3. Экзогенный факторы

Людмила Адамовна Головчиц отмечает, что определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.(2001).

Классификации нарушений слуха.

Знание классификации слуховых нарушений необходимо для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок.

Классификация Неймана

В России популярна классификация Льва Владимировача Неймана (1961). Слух детей исследуется с помощью речи и метода тональной аудио-метрии. В результате о разделил нарушения слуха на два вида: тугоухость и глухоту.

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра.

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ - ребёнок слышит речь на расстоянии до 1 м,общение затруднено.

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ – речевое общение практически невозможно, ребёнок плохо воспринимает речь у самого уха.

Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц ( гудок паровоза).

2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц (громкий крик).

3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц (музыкальные инструменты,бытовые шумы).

4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше (громкие короткие слова).

Мецицинская классификация

Сегодня в медицинских учреждениях используют Международную классификацию нарушений слуха.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень — от 40 до 55 дБ;

3-я степень — от 55 до 70 дБ;

4-я степень — от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Педагогическая классификация Боскис

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В России популярна классификация Рахиль Марковны Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Льва Семёновича Выготского.

Типы нарушений слуха:

1. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. С такой степенью потери слуха дети не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно овладеть ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

3. Дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

Список литературы:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

4. Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. - М, 1980.

5. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.

6. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. - М; 1984

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

  • тип;
  • время наступления;
  • симметричность;
  • прогрессирование;
  • локализация (односторонняя, двухсторонняя);
  • степень утраты функции.

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

  • 1 степень - легкая;
  • 2 степень - умеренная;
  • 3 степень - тяжелая;
  • 4 степень - глубокая.

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

  • невозможность компенсировать тугоухость с помощью операции или технических средств;
  • утрата профпригодности при развитии заболевания;
  • получение образования в специализированном учебном учреждении (на время обучения).

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

  • порог восприятия – от 26 до 40 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 6 до 3 м;
  • восприятие шепотной речи – от 2 м и менее.

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренная - легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

  • порог восприятия – от 41 до 55 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 3 м и менее;
  • восприятие шепотной речи – около ушной раковины.

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

  • порог восприятия – от 56 до 70 Дб;
  • восприятие разговорной речи – непосредственно рядом с ушной раковиной;
  • восприятие шепотной речи невозможно.


Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

  • порог восприятия – от 71 до 89 Дб;
  • восприятие разговорной речи – крик с ухом;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Читайте также: