Политическая мысль древнего китая кратко

Обновлено: 30.06.2024

Другая особенность развития китайского философско-политического знания — крайне пренебрежительное отношение философов и политиков к естественным наукам. Принизив общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний, представив их как удел и занятие низших людей, лишенных возвышенных идей, они создали идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философские и политические рассуждения, отгородив себя от источника формирования целостного мировоззрения. Об этом свидетельствуют политические учения трех весьма влиятельных философско-политических направлений Древнего Китая — конфуцианства, легизма и даосизма.

Для всех этих политических направлений характерна связь с мифологией. Опору государственной и общественной жизни они видели в верховной власти Неба. Конфуций, например, почитал Небо как сверхъестественного всеединого повелителя, а также производное от него — аристократическое управление. Лао-цзы исходную идею политической власти видел в сверхъестественном Дао, направляющем жизнь людей согласно естественным законам, избавляющим их от тиранического господства аристократии.

Некоторые философские системы, возникшие во вторую половину эпохи Чжоу, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая. Мы имеем в виду конфуцианство и даосизм. Рассматривая отношение древнекитайских мыслителей к вопросам государственного правления, нельзя не заметить превалирование нормативно-поведенческой, морально-этической направленности в создании модели хорошего правителя.

Следует особо подчеркнуть, что в построении концепции политической власти, правителя, иными словами, политического лидера китайские мыслители исходят из одних и тех же структурных и функциональных интерпретаций предфилософского и философского мировоззрения.

В зависимости от мировоззренческой ориентации на идеалы правителя и избранной структурно-функциональной парадигмы они наделяют правителей различным набором содержательных свойств и различными качествами. Образ совершенномудрого человека в роли идеального государственного деятеля как исторической личности присутствует в китайской теофилософии даосизма, конфуцианства, легизма. В каждой из них совершенномудрый определяется по-своему, в зависимости от содержания учения.

В то же время их социально-генетический базис субъектов носителей политической власти как бы един, традиционен и, скорее всего, продолжает действовать вплоть до наших дней. Первоочередными являются для них дела общественные, а не личные. В исполнении властных функций политические учения Древнего Китая указывают на множество вариантов, ориентируя на искусное их исполнение через постоянство к постоянству, посредством добра (особенно это заметно в конфуцианстве и даосизме).

Китайская политическая мысль социальна и проникнута этикой. Она пыталась увязать социальные и политические проблемы в одно целое, много внимания уделяя организации системы политической власти, в частности чиновничье-бюрократическому аппарату. Практически все ведущие китайские доктрины так или иначе отражали интересы государства. Они всегда были прагматичны и мало проникнуты мистикой, метафизическими, иррациональными мотивами, мифологическими идеями. В центре их стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и мудрого правления.

Даосизм: Лао-цзы

Одним из основных принципов в управлении государством, согласно учению Лао-цзы, является принцип воздержания, недеяния (у вей). В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего порядка2. Принцип бездействия — основа свободы, счастья и процветания. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

Лао-цзы подчеркивал зависимость прогресса и процветания государства от качества управления обществом и обращал внимание на те свойства и качества, которые отличают хорошего правителя от дурного. Поэтому мудрый правитель, управляя государством, следует дао, не делая ничего, что могло бы нарушить спокойствие и естественный ход социальной жизни. Согласно его взглядам, вселенную, как и человеческое общество нельзя привести в порядок искусственным образом. Для воцарения порядка нужно дать свободу прирожденным качествам человека.

Как и Лао-цзы, даосские философы хорошо понимали, что земное устройство нельзя установить искусственным образом, нарушая природный порядок, в соответствии с которым определено действие каждого человека. Свобода прирожденных качеств людей от космического дао не требует приобретения каких-то особых искусственных знаний, все дано человеку природой и всякое вмешательство в работу духовных сил человеческой природы и человеческого бытия ведет к нарушению естественного порядка вещей, жизненного равновесия.

Своеобразно отношение даосов к войнам, к политике завоеваний других народов. Если государство, учил Лао-цзы, управляется справедливостью, то война ведется хитростью и не всегда на стороне того, кто ее затевает. Ибо тот, кто покоряет другие страны при помощи войск, должен понимать, что это может обратиться против него и его народа. Главное, по мнению даосов, состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а прославлять себя победой — значит радоваться убийству людей.

В развитии даосизма в научной литературе выделяют три периода:

  1. метафизический, связанный с выработкой собственной философской системы;
  2. мистический, период увлечения мистикой и погони за сверхъестественным;
  3. жреческий (общения с духами и выполнение жреческих обязанностей).

Этико-политическое учение конфуцианства

Конфуций

Согласно его концепции, политическое правление должно осуществляется на основе принципов эффективности, традиционных правил ли, справедливости и меритократии.

1. Принцип эффективности означает управление с помощью ритуала.
В содержании власти, по Конфуцию, на первом месте стоит не силовая, политико-законодательная, а духовно-нравственная характеристика. Он совершенно отчетливо разделяет и отграничивает моральную власть от чисто политической власти, которая реализуется путем насилия, и придает особое значение ее ритуализации, усматривая в этом необходимую добродетель.

Ключ к эффективности управления народом Конфуций видел:

Конфуцианские символы сочувствия правителя к народу, взяты из образов родительской заботы и внимания, и должны были передавать беспристрастность правителя, опекающего общество в целях его сплочения гармонизации отношений.

2. Принцип управления с помощью системы традиционных правил — ли. Он означает:

Человеколюбие, по Кун-цзы, означает проявление пяти качеств: почтительности, обходительности, правдивости, сметливости и доброты. Вследствие отсутствия у простолюдинов воспитания и образования они не могут обладать такими качествами.

Политическая роль конфуцианского учения сугубо консервативна, весь смысл его состоял в соблюдении религиозных традиций в отношении к государственным обязанностям. Конфуцианская идеология — это идеология патриархальной монархии, стратегической целью которой являлось сохранение незыблемости китайского феодально-деспотического государственного строя. Она более двух с половиной тысячелетий оказывала и ныне оказывает существенное влияние на политическую жизнь Китая.

Мэн-цзы

Легизм

Шан Ян

Доктрина легизма в варианте, предложенном Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она стала обоснованием тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения.

По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам.

Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению, страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти.

Основные причины ослабления власти, ведущего к гибели государства, Шан Ян видел:

  • в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию);
  • в упадке основного занятия — земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство);
  • в подражании древности, особенно связанном с соблюдением ритуалов, не приносящих пользы.

Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка:

Чтобы навести порядок до того, как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым:

Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война — главные опоры государства. Ради этого она существует, здесь народ боится государственных законов, послушен в войне и пойдет на смерть за правителя.

Для достижения унификации следует применить следующие методы:

  • устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну;
  • пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства;
  • осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа;
  • обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие — земледелие;
  • введение системы круговой поруки;
  • использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ.

Государственный аппарат, чиновничество, формируется за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые препятствовали бы усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспекторы.

Таким образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие:

  • государственное регулирование экономических процессов в стране;
  • институт бюрократии;
  • систему круговой поруки;
  • институт рангов знатности;
  • законодательную систему;
  • равные возможности при выдвижении на административные посты;
  • личную ответственность чиновника;
  • унификацию мышления чиновничества; f институт цензорского надзора.

Хань Фэй

Большое значение в трактате он придавал централизованному контролю системы экономического регулирования, уделяя первостепенное внимание земледелию и военной силе государства. Вместе со своими сторонниками он выступал против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль.

Согласно его концепции, государство — это система созданных институтов, высшая цель которых — обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность населения. Для этого на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей, так и теснейшим образом связанная с ним система наказаний и роль государя.

В центре — проблема сохранения власти на самом высшем уровне, т. е. как вести себя государю, обеспокоенному угрозой стать игрушкой в руках умного придворного сановника. Хань Фэй рисует образ идеального сановника, первого помощника и друга правителя. Согласно его представлениям, он должен быть преданным государю, следовать его повелениям, умным и сведущим в законах, в искусстве управления, способным разбираться ясно в делах, распознавать своекорыстие других, обладать качествами дальновидного, решительного, непреклонного борца с коварным противником.

Шан Ян разрабатывал идею наделения государства экономическими функциями, в соответствии с которой царская администрация должна была регулировать частнопредпринимательскую деятельность, дабы все доходы стекались в одно место.

  • во-первых, это ученые-конфуцианцы, которые расхваливают путь прежних правителей и своими изысканными речами вызывают сомнения в существующих законах, порождая раздвоенность в душе правителя;
  • во-вторых, болтуны, демагоги, несущие всякий вздор, главная цель которых — устроить свои личные дела и отбросить дела, полезные для государства;
  • в-третьих, меченосцы, выставляющие напоказ свои качества, чтобы прославить свое имя и нарушить запреты правительства;
  • в-четвертых, земледельцы-общинники, уклоняющиеся за взятки от несения трудовых и воинских повинностей и перешедшие под покровительство крупных землевладельцев, избегающих повинностей;
  • в-пятых, торговый и ремесленный люд (спекулянты, перекупщики), посягающие на выгоды земледельцев, мастера грубых поделок. Поэтому он выступал против чрезмерного обогащения торговцев, ремесленников, чтобы не выпускать из рук рычаги экономической власти.

Конфуцианство, легисты и даосы — самые крупные школы политических учений Древнего Китая. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям, составляющим фундамент политической культуры Китая на многие века: власть носит божественное происхождение, управлять Поднебесной должны мудрецы, правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в.

до н.э.). Согласно Лао-цзы, дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий, т.е. проповеди пассивности. Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. Однако его сторонники решительно осуждали цивилизацию и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естествен ному существованию. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии.

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Другая особенность развития китайского философско-политического знания — крайне пренебрежительное отношение философов и политиков к естественным наукам. Принизив общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний, представив их как удел и занятие низших людей, лишенных возвышенных идей, они создали идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философские и политические рассуждения, отгородив себя от источника формирования целостного мировоззрения. Об этом свидетельствуют политические учения трех весьма влиятельных философско-политических направлений Древнего Китая — конфуцианства, легизма и даосизма.

Для всех этих политических направлений характерна связь с мифологией. Опору государственной и общественной жизни они видели в верховной власти Неба. Конфуций, например, почитал Небо как сверхъестественного всеединого повелителя, а также производное от него — аристократическое управление. Лао-цзы исходную идею политической власти видел в сверхъестественном Дао, направляющем жизнь людей согласно естественным законам, избавляющим их от тиранического господства аристократии.

Некоторые философские системы, возникшие во вторую половину эпохи Чжоу, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая. Мы имеем в виду конфуцианство и даосизм. Рассматривая отношение древнекитайских мыслителей к вопросам государственного правления, нельзя не заметить превалирование нормативно-поведенческой, морально-этической направленности в создании модели хорошего правителя.

Следует особо подчеркнуть, что в построении концепции политической власти, правителя, иными словами, политического лидера китайские мыслители исходят из одних и тех же структурных и функциональных интерпретаций предфилософского и философского мировоззрения.

В зависимости от мировоззренческой ориентации на идеалы правителя и избранной структурно-функциональной парадигмы они наделяют правителей различным набором содержательных свойств и различными качествами. Образ совершенномудрого человека в роли идеального государственного деятеля как исторической личности присутствует в китайской теофилософии даосизма, конфуцианства, легизма. В каждой из них совершенномудрый определяется по-своему, в зависимости от содержания учения.

В то же время их социально-генетический базис субъектов носителей политической власти как бы един, традиционен и, скорее всего, продолжает действовать вплоть до наших дней. Первоочередными являются для них дела общественные, а не личные. В исполнении властных функций политические учения Древнего Китая указывают на множество вариантов, ориентируя на искусное их исполнение через постоянство к постоянству, посредством добра (особенно это заметно в конфуцианстве и даосизме).

Китайская политическая мысль социальна и проникнута этикой. Она пыталась увязать социальные и политические проблемы в одно целое, много внимания уделяя организации системы политической власти, в частности чиновничье-бюрократическому аппарату. Практически все ведущие китайские доктрины так или иначе отражали интересы государства. Они всегда были прагматичны и мало проникнуты мистикой, метафизическими, иррациональными мотивами, мифологическими идеями. В центре их стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и мудрого правления.

Даосизм: Лао-цзы

Одним из основных принципов в управлении государством, согласно учению Лао-цзы, является принцип воздержания, недеяния (у вей). В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего порядка2. Принцип бездействия — основа свободы, счастья и процветания. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

Лао-цзы подчеркивал зависимость прогресса и процветания государства от качества управления обществом и обращал внимание на те свойства и качества, которые отличают хорошего правителя от дурного. Поэтому мудрый правитель, управляя государством, следует дао, не делая ничего, что могло бы нарушить спокойствие и естественный ход социальной жизни. Согласно его взглядам, вселенную, как и человеческое общество нельзя привести в порядок искусственным образом. Для воцарения порядка нужно дать свободу прирожденным качествам человека.

Как и Лао-цзы, даосские философы хорошо понимали, что земное устройство нельзя установить искусственным образом, нарушая природный порядок, в соответствии с которым определено действие каждого человека. Свобода прирожденных качеств людей от космического дао не требует приобретения каких-то особых искусственных знаний, все дано человеку природой и всякое вмешательство в работу духовных сил человеческой природы и человеческого бытия ведет к нарушению естественного порядка вещей, жизненного равновесия.

Своеобразно отношение даосов к войнам, к политике завоеваний других народов. Если государство, учил Лао-цзы, управляется справедливостью, то война ведется хитростью и не всегда на стороне того, кто ее затевает. Ибо тот, кто покоряет другие страны при помощи войск, должен понимать, что это может обратиться против него и его народа. Главное, по мнению даосов, состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а прославлять себя победой — значит радоваться убийству людей.

В развитии даосизма в научной литературе выделяют три периода:

  1. метафизический, связанный с выработкой собственной философской системы;
  2. мистический, период увлечения мистикой и погони за сверхъестественным;
  3. жреческий (общения с духами и выполнение жреческих обязанностей).

Этико-политическое учение конфуцианства

Конфуций

Согласно его концепции, политическое правление должно осуществляется на основе принципов эффективности, традиционных правил ли, справедливости и меритократии.

1. Принцип эффективности означает управление с помощью ритуала.
В содержании власти, по Конфуцию, на первом месте стоит не силовая, политико-законодательная, а духовно-нравственная характеристика. Он совершенно отчетливо разделяет и отграничивает моральную власть от чисто политической власти, которая реализуется путем насилия, и придает особое значение ее ритуализации, усматривая в этом необходимую добродетель.

Ключ к эффективности управления народом Конфуций видел:

Конфуцианские символы сочувствия правителя к народу, взяты из образов родительской заботы и внимания, и должны были передавать беспристрастность правителя, опекающего общество в целях его сплочения гармонизации отношений.

2. Принцип управления с помощью системы традиционных правил — ли. Он означает:

Человеколюбие, по Кун-цзы, означает проявление пяти качеств: почтительности, обходительности, правдивости, сметливости и доброты. Вследствие отсутствия у простолюдинов воспитания и образования они не могут обладать такими качествами.

Политическая роль конфуцианского учения сугубо консервативна, весь смысл его состоял в соблюдении религиозных традиций в отношении к государственным обязанностям. Конфуцианская идеология — это идеология патриархальной монархии, стратегической целью которой являлось сохранение незыблемости китайского феодально-деспотического государственного строя. Она более двух с половиной тысячелетий оказывала и ныне оказывает существенное влияние на политическую жизнь Китая.

Мэн-цзы

Легизм

Шан Ян

Доктрина легизма в варианте, предложенном Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она стала обоснованием тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения.

По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам.

Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению, страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти.

Основные причины ослабления власти, ведущего к гибели государства, Шан Ян видел:

  • в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию);
  • в упадке основного занятия — земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство);
  • в подражании древности, особенно связанном с соблюдением ритуалов, не приносящих пользы.

Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка:

Чтобы навести порядок до того, как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым:

Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война — главные опоры государства. Ради этого она существует, здесь народ боится государственных законов, послушен в войне и пойдет на смерть за правителя.

Для достижения унификации следует применить следующие методы:

  • устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну;
  • пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства;
  • осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа;
  • обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие — земледелие;
  • введение системы круговой поруки;
  • использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ.

Государственный аппарат, чиновничество, формируется за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые препятствовали бы усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспекторы.

Таким образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие:

  • государственное регулирование экономических процессов в стране;
  • институт бюрократии;
  • систему круговой поруки;
  • институт рангов знатности;
  • законодательную систему;
  • равные возможности при выдвижении на административные посты;
  • личную ответственность чиновника;
  • унификацию мышления чиновничества; f институт цензорского надзора.

Хань Фэй

Большое значение в трактате он придавал централизованному контролю системы экономического регулирования, уделяя первостепенное внимание земледелию и военной силе государства. Вместе со своими сторонниками он выступал против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль.

Согласно его концепции, государство — это система созданных институтов, высшая цель которых — обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность населения. Для этого на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей, так и теснейшим образом связанная с ним система наказаний и роль государя.

В центре — проблема сохранения власти на самом высшем уровне, т. е. как вести себя государю, обеспокоенному угрозой стать игрушкой в руках умного придворного сановника. Хань Фэй рисует образ идеального сановника, первого помощника и друга правителя. Согласно его представлениям, он должен быть преданным государю, следовать его повелениям, умным и сведущим в законах, в искусстве управления, способным разбираться ясно в делах, распознавать своекорыстие других, обладать качествами дальновидного, решительного, непреклонного борца с коварным противником.

Шан Ян разрабатывал идею наделения государства экономическими функциями, в соответствии с которой царская администрация должна была регулировать частнопредпринимательскую деятельность, дабы все доходы стекались в одно место.

  • во-первых, это ученые-конфуцианцы, которые расхваливают путь прежних правителей и своими изысканными речами вызывают сомнения в существующих законах, порождая раздвоенность в душе правителя;
  • во-вторых, болтуны, демагоги, несущие всякий вздор, главная цель которых — устроить свои личные дела и отбросить дела, полезные для государства;
  • в-третьих, меченосцы, выставляющие напоказ свои качества, чтобы прославить свое имя и нарушить запреты правительства;
  • в-четвертых, земледельцы-общинники, уклоняющиеся за взятки от несения трудовых и воинских повинностей и перешедшие под покровительство крупных землевладельцев, избегающих повинностей;
  • в-пятых, торговый и ремесленный люд (спекулянты, перекупщики), посягающие на выгоды земледельцев, мастера грубых поделок. Поэтому он выступал против чрезмерного обогащения торговцев, ремесленников, чтобы не выпускать из рук рычаги экономической власти.


Оглавление

  • 1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических.
  • 2. Кризис первобытного строя, возникновение государства. Становление и развитие политико-правовой идеологии
  • 3. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке
  • 4. Политико-правовые учения Китая

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Политико-правовые учения Китая

1. Расцвет философской и политической мысли в Китае произошел в период VI–III вв. до н. э. Это было связано с изменениями в экономической и политической жизни в результате появления частной собственности на землю. Выросла имущественная дифференциация, что повлекло за собой возвышение зажиточных членов общин. Патриархальные внутриродовые связи стали ослабляться, а социальные конфликты становились все сильнее. Началась жесткая борьба за власть между наследственной и имущественной аристократией.

6. Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему Конфуций относился негативно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не Богом. Вместе с тем Конфуций признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Чиновники являются помощниками государя в деле управления государством, при этом вся полнота государственной власти все же остается в руках императора. Конфуцианство призывает к просвещению, самосовершенствованию. Со II в. до н. э. до установления коммунистического режима в 1949 г. конфуцианство (с включенными в него элементами легизма) являлось официальной идеологией Китая.

Читайте также: