Связи между композиторским и народным музыкальным искусством кратко

Обновлено: 01.07.2024

Цель: выявить характерные особенности народной и композиторской музыки.

  1. продолжить развитие вокально-хоровых навыков;
  2. развивать музыкальный слух, музыкальную память, музыкальное и ассоциативное мышление.
  1. воспитывать эстетический вкус детей;
  2. воспитать чуткое отношение к народной и композиторской песне.

Русские народные инструменты

Народная и композиторская музыка.

Не писали Подписываются

кто сочинил музыку

устаревших слов, необычных ударений в них.

Владимир Яковлевич Шаинский

Александр Сергеевич Даргомыжский

  1. Беседа
  2. Слушание
  3. Размышление о песне
  4. Разучивание
  5. Наглядно-слуховой
  6. практический

Оборудование : фонограмма на цифровом носителе, колонки, ноутбук, иллюстрации русских народных инструментов, портреты композиторов

  1. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1985. – 140 с.

2. Программа средней общеобразовательной школы. Музыка. 1 – 3 классы трёхлетней нач. школы Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1988.

1. Организация детей на вход в класс.

2. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Всех вас я рада видеть на уроке музыки! Встаньте около кабинета по парам. Когда услышите музыку, заходите в класс и проходите к своим местам и шагайте на месте, пока не перестанет играть музыка.

Дети должны настроиться на урок, проникнуться музыкой.

II. Беседа о музыке

Составить схему - особенности народной и композиторской музыки.

- Что вы узнали нового о музыке нашего народа? (Бывает композиторская и народная). Кем сочинялась народная музыка? (Самоучками, любителями и мастерами, которые пели и играли на народных музыкальных инструментах).

- А знали ли люди музыкальную грамоту? (Нет).

- О чём пели народные умельцы? (О жизни, о нелёгком труде, о природе).

- Как они сочиняли песни? (Сочиняли музыку, слова. Что видели о том и пели.)

- Где возникали народные песни? (В сёлах, деревнях).

- В чём особенность народной музыки? (Песенность, певучесть, распевы, простые тексты, лёгкая, простая музыка, дыхание посреди слова).

- Как оформляли песни? (Народная – передавалась из уст в уста, композиторская – записывалась).

- Какие инструменты использовались в народном оркестре? (Народные). Назовите их. (Балалайка, домра, ложки, бубен, треугольник).

- Какие инструменты использовали в композиторских песнях? (Специальные). Назовите их. (Труба, скрипка, барабан, флейта, виолончель).

- Как подписывали песни? (В народных песнях не подписывали, в композиторских – подписывали слова и музыку).

-Чем отличались народные песни от авторских? (Использовались устаревшие слова, необычные ударения в них, народные музыкальные инструменты

- Подписывали ли свои песни народные умельцы? (Нет). Авторы?

- Мы с вами повторили особенности народной и композиторской музыки.

Учитель прикрепляет на доску отличия народной и композиторской музыки.

  1. закрепить умение определять по музыке – народная или композиторская;

- Сейчас мы прослушаем музыку, а вы напомните мне она народная или композиторская. И как вы догадались? Сядем, как слушатели. Убрали все лишнее из рук, голову положите на руки и закройте глазки. Произведение дослушиваем до конца и только потом поднимаем руку и отвечаем на мой вопрос. Давайте послушаем тишину.

- Какая это песня народная или композиторская? (Русская народная песня). Как вы определили? (Напевно поётся, много гласных).

- Как мы будем исполнять эту песню? (Распевно, слоги растягивать).

Вни-и-из по ма-а-а-туш-ке-э-э по Во

По Во-о-о-олге по ши-ро-о-о-ко-му-у-у раз-до-о-о-о-о-о-олью.

По широкому раздо… раздолью

Поднималась непого… погода,

Погодушка нема… немалая,

Немалая, волно… волновая,

Ничего в волнах не видно.

2. познакомить с биографией и творчеством А.С. Даргомыжского;

- Ребята, сейчас мы прослушаем музыку, а вы определите какая она народная или композиторская. И как вы догадались? Сядем, как слушатели. Убрали все лишнее из рук, голову положите на руки и закройте глазки. Произведение дослушиваем до конца и только потом поднимаем руку и отвечаем на мой вопрос. Давайте послушаем тишину.

- Услышали ли вы в этой песне знакомую мелодию? Какая это была песня? Кто исполнил это сочинение? (Симфонический оркестр). Всё время играли одни и те же инструменты или разные? Мелодия песни звучала один раз или несколько? Одинаково ли звучала мелодия или изменялась, развивалась? Как называется форма музыки, когда тема появляется несколько раз, но каждый раз изменяется, развивается? (Вариации).

- Ребята, эти вариации сочинил Александр Сергеевич Даргомыжский. Что вы о нём знаете?

Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни песонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ.

ародная песня

Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали.

Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.

Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми.

Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды.

Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах. Они не сопровождают обряды.

Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа. Тематика народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле. Существует целый цикл песен о рекрутчине (солдатские песни) .

Особое место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи.

К народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви.

С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.

Композиторская песня

Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура, а с ней композиторское и поэтическое мастерство, далекое от строгих церковных канонов.

В обоих направлениях существуют жанры: лирическая, патриотическая (гимническая) , шуточная, пародийная, детская, колыбельная, маршевая (строевая) , студенческая, туристская, блатная, частушка и т. д.

В разных направлениях какие-то жанры встречаются чаще, какие-то реже. Hапример, жанр патриотической (гимнической) песни чаще встречается в профессиональном направлении, а жанр блатной песни и частушки присущ направлению бытовой (народной, самодеятельной) песни.


Евгений Морошкин
Три этапа в истории взаимодействия музыкального фольклора с композиторской музыкой

Европейская профессиональная музыка, к XVII-XVIII векам полностью определившая свои жанровые, языковые и тембровые параметры, долгое время существовала параллельно с миром этнической музыки, почти с ней не пересекаясь. Такая изоляция, хотя и не абсолютная, была на определенных исторических этапах естественна; затем стало происходить постепенное проникновение некоторых черт музыкального фольклора в творчество композиторов. Формы этого проникновения были обусловлены общими эстетическими принципами искусства той или иной эпохи, а также внутримузыкальными путями эволюции стиля. Можно наметить три стадии этого процесса, охватывающие последние два столетия.

Первый этап связан с появлением в XIX веке новых национальных композиторских школ – русской, чешской, польской, венгерской, норвежской и других, а также с усилением интереса к народному творчеству в тех странах, где уже существовали многовековые профессиональные традиции (в первую очередь – в Германии). Интерес к музыкальному фольклору, к национальной истории, мифологии, народным легендам и сказкам находился в русле развития романтического искусства, он был также связан и с актуальными для ряда стран идеями национально-культурного становления. Языковые и стилистические черты музыки национальных школ XIX века хорошо изучены, и мы будем их упоминать только в сравнении с новыми тенденциями, появившимися в последующие периоды развития музыки.

Одновременно с дальнейшими многообразными поисками в уже обозначенном русле, с 1970-х годов стала всё активнее заявлять о себе новая исполнительская практика и связанные с этим весьма интересные жанровые и стилевые новации. Круг этих художественных явлений (не только музыкальных в привычном смысле, но и выходящих далеко за его пределы) и можно назвать следующим, третьим этапом в истории взаимоотношений традиционного и профессионального искусства.

Началось это не на территории композиторского творчества, а в среде фольклористов. Стали появляться фольклорные ансамбли, использующие народный тип звукоизвлечения, в корне отличный от профессионального певческого стиля, звучание аутентичных народных инструментов; сами исполняемые песни были, по большей части, не выучены по записанному нотному тексту, а непосредственно переняты от народных исполнителей, со всеми не поддающимися письменной фиксации оттенками исполнения (темперационными, тембровыми, связанными с диалектным произношением и т. д.). Первым таким коллективом стал ансамбль под руководством Дмитрия Покровского, вслед за ним стали возникать в разных странах другие ансамбли, занимающиеся сценическим исполнением фольклорного материала. Очень скоро начался процесс их интеграции с самыми разными художественными явлениями: аутентично-фольклорное звучание использовалось в театральных спектаклях, в саунтреках фильмов, композиторы стали создавать произведения, включающие народный голос или целый ансамбль одновременно с академическим инструментальным составом. Фольклорные коллективы, став многочисленными, начали формировать новые формы культурных практик, которые уже сами становятся интереснейшими социо-культурными феноменами, иногда международного характера.

Мы не будем сейчас рассматривать всё многообразие стилевых течений, возникающее на пересечении композиторского творчества с новыми формами бытования аутентичного фольклора. Охарактеризуем только некоторые черты в музыке самих ансамблей и отдельных исполнителей, занимающихся сценической адаптацией фольклорного материала. Всем понятно, конечно, что это всё равно находится в русле профессионального, сценического искусства, а не самого народного творчества, с совершенно другими условиями его бытования и другими целями. Но связь с народными первоисточниками теперь оказывается принципиально более тесной, а это, в свою очередь, оказывает воздействие на жанровые поиски в композиторском творчестве.

Сами ансамбли могут быть разной стилистической ориентации: и максимально приближающиеся к аутентичному исполнению (иногда и выступающие совместно с народными исполнителями, у которых они переняли свой репертуар), и допускающие разнообразные виды обработки, не нарушающие общего характера, а иногда и уводящие далеко в область самостоятельных стилевых поисков (вводя, например, инструменты иного этнического происхождения, электронные звучания, включая элементы различных авангардных стилей, профессиональным образом выстраивая драматургию как в отдельных музыкальных номерах, так и в пределах целостной концертной программы). Состав ансамблей бывает текучим: одни и те же солисты могут участвовать в проектах разных коллективов и исполняемое ими ставится в различный стилевой контекст.

Здесь неприменимо традиционное понятие музыкального произведения. Если в академической традиции произведение – это нотный текст, которого придерживается исполнитель, то здесь некая музыкальная единица (например, определенная народная песня) даже у одного солиста или у неизменного состава может существенно различаться при разных исполнениях, а при участии этого же солиста в другом ансамбле – меняется коренным образом. Импровизационная свобода сближает эти явления с параллельно развивающейся практикой аутентичного исполнения старинной музыки, где, хотя и существует записанный текст, он рассматривается как основа для свободного (в той мере, в которой это было допустимо во времена Ренессанса или барокко) исполнительского прочтения.

Поиски выхода за пределы равномерной темперации, возникавшие время от времени на протяжении XX века, здесь получили новый импульс и, пожалуй, более оправданное и убедительное применение. Это исходит уже не из теоретических изысканий, а из реально слышимого в народном интонировании, в традиционных настройках народных инструментов.

Другая форма деятельности этих исполнителей – аудиопроекты (например, в виде CD-дисков); в отличии от постоянно изменяемых концертных выступлений они четко зафиксированы и поддаются аналитическому рассмотрению. Существует определенная жанровая иерархия таких проектов: от простой аудиозаписи отдельного концерта до концептуально выстроенной целостной композиции, при создании которой большая роль отводится студийной работе и доступным ей акустическим приемам, включая многократное наложение голосов и т. п. Сегодня это прочно вошло и в практику профессиональной музыки других направлений, когда произведение создается не столько для концертного звучания, сколько для создания студийной записи, рассчитывается на конкретных исполнителей и активную звукорежиссерскую работу.

Рассмотрим на двух примерах специфику таких аудиопроектов и открываемые дальнейшие перспективы развития этого вида творчества.

Таким образом, освоение новой звуковой лексики, свободное творческое преобразование культурных традиций разных народов и эпох, новое соотношение между импровизационной спонтанностью и фиксацией звукового результата – стали новыми константами современного музыкального творчества. Новыми становятся и формы взаимодействия музыки с другими, преобразующимися и вновь возникающими видами искусства. Обращение к особенностям устного народного творчества сегодня, как и на предыдущих этапах, вносит в профессиональное искусство свои неповторимые черты, отражаясь в разных его аспектах и иногда определяя дальнейшие пути развития.

Свои размышления напиши в своём сочинении. (письменно)

Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась раньше композиторской.

В XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного творчества С. В. Рахманинов:

Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

К песне как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.

В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки.




Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений.


Подумай и ответь на вопросы:

1.Что могло быть до момента, который мы видим?

2.Что мо­жет произойти после него?

3. Есть ли контраст в картине?

Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом выступа­ющего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего узора на окне.

1. Вторая жизнь песни - Живительный родник творчества

Свои размышления напиши в своём сочинении. (письменно)

Ты знаком с музыкальным народным творчеством, с различными жанрами. А как композиторы создают музыку? Что является фундаментом, основой их произведений? Согласись, народная музыка появилась раньше композиторской.

В XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как к источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Вот что говорил о значении народного творчества С. В. Рахманинов:




Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни.

К песне как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь.

В финале Концерта № 1 для фортепиано с оркестром композитор мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки.




Многочисленные жанры песенного фольклора, инструментальные народные наигрыши, а также церковные песнопения, колокольные звоны давали повод многим композиторам для создания новых, оригинальных по замыслу и необычных по форме произведений.


Подумай и ответь на вопросы:

1.Что могло быть до момента, который мы видим?

2.Что мо­жет произойти после него?

3. Есть ли контраст в картине?

Да, контраст обнаруживается между теплым колоритом выступа­ющего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего узора на окне.

Читайте также: