История феминизма в россии кратко

Обновлено: 01.07.2024

Справедливости ради стоит заметить, что формирование женских военных частей нельзя назвать действиями в защиту прав и возможностей женщин. Инициатива создания женских подразделений принадлежала министрам Временного правительства, которые таким образом пытались удержать разложившуюся армию в окопах.

Да и сама история женского движения в России до 1917 года может стать источником вдохновения для десятка других — феминистских — фильмов.

О феминистском движении в России трудно говорить, потому что практически невозможно найти слова для его описания: движение было сложным, неоднородным, а поздние наслоения коммунистических интерпретаций запутывают всё еще больше.

Во-первых, движение традиционно делят на два крыла: собственно феминистское (или либеральное) и революционное (социалистическое). Само это деление искусственно и не всегда работает.

Лавстори о разрешении проблемы любовного треугольника

Во времена, когда брак был навсегда, а желания девушки почти никто не спрашивал (хотя еще с петровских времен формально русские женщины могли отказаться от нежеланного брака), подобные темы производили эффект разорвавшейся бомбы.


Эти и другие произведения французской писательницы вызвали целую бурю обсуждений в европейском обществе: впервые о чувствах и желаниях женщины говорили открыто, впервые женщине была дана свобода чувств и отношений за пределами брака.

Но в судьбе российского феминизма особую роль сыграл еще один любовный треугольник.

В 1853 году малоизвестный российский журналист Михаил Михайлов познакомился с парой Шелгуновых: Николай Шелгунов был публицистом и участником революционного движения, его жена Людмила Шелгунова (Михаэлис) занималась переводами и литературной деятельностью. Михайлов страстно влюбился в Людмилу, со временем она ответила ему взаимностью. Пара обо всем рассказала мужу, и он принял ситуацию, оставшись другом и соратником обоих. В 1862 году Михайлов был арестован и сослан, супруги Шелгуновы последовали за ним в Нерчинск.

Сведения о женщинах вписывались либо в паспорт отца, либо в паспорт мужа. Чтобы уехать из дома для, например, получения образования женщины вступали в фиктивные браки.

Горизонтальные бизнес-связи в XIX веке

Начало женского движения в России связывают с реформами и либеральным движением 1860-х. Но это движение стоит называть не женским, а дамским: в него были вовлечены женщины из высших и средних слоев общества, женщины с деньгами, связями и образованием. Зачем им было это нужно?

После освобождения крестьян в 1861 году оказалось, что простой мужик из села обладает большими возможностями, чем иная графиня: у женщин не было даже паспортов.

Во-вторых, образованные русские женщины XIX века существовали в европейском информационном пространстве. Жорж Санд уже написала свои романы, в США прошел первый съезд за права женщин, по всей Европе действовали женские политические клубы за отмену рабства и хлебных законов. Идеи женского равноправия активно распространялись ведущими русскими публицистами-мужчинами: Добролюбовым, Чернышевским, Герценом.

Участие мужчин в поддержке женского движения стоит отметить отдельно: это не было чем-то необычным.

Освобождение в условиях капиталистического общества означает прежде всего экономическую независимость, поэтому первым шагом на пути женской мобилизации было проникновение дам в конторы, библиотеки, читальни, типографии и книжные магазины.


Почему именно издательская артель?

Кто же участвовал в работе?

  • Анна Философова — дочь пермского купца, жена первого главного прокурора империи;
  • Надежда Белозерская — журналистка и переводчица из семьи лесничего, жена украинского журналиста и общественного деятеля;
  • Мария Менжинская — из семьи высокопоставленных чиновников (в скобках заметим, что именно ее сын, Вячеслав Менжинский стал одним из первых руководителей ОГПУ);
  • Елена Штакеншнейдер — хозяйка литературного салона, писательница;
  • Варвара Тарновская — выпускница Екатерининского института.

Что издавали?

Со временем права женщин на труд в России неуклонно расширялись, предоставляя женщинам относительную экономическую свободу и создавая возможности для борьбы за права политические. Правда, борьба за равную оплату труда ведется до сих пор, и не только у нас.

По следам Чернышевского

После выхода романа Чернышевского многие революционеры использовали его в качестве инструкции и создавали коммуны. Они совмещали в себе коммуну, школу и мастерскую-артель.

Состав был очень неоднородным: от образованных аристократок до вчерашних секс-работниц, которые не всегда отличались политической сознательностью.

Что делать, если вам не пришло письмо из Хогвартса?

В 1858 году власти начали открывать женские училища для всех сословий, причем в основном в провинции.

Училища были двух типов: с шестилетним курсом и трехлетним. Образовательная программа была серьезной: помимо закона Божьего и рукоделия студентки изучали физику, арифметику, географию, историю и естественную историю. В 1870 году училищ первого типа было уже 37, второго — 94, в них обучались 27 000 девочек из разных сословий.

Университетские двери оставались закрытыми для женщин, но в 1860-х годах им было разрешено посещать публичные лекции, а в 1863-м советы почти всех университетов (за исключением Московского и Дерптского) проголосовали за допуск женщин в стены вузов.

Однако министр просвещения был против, поэтому новый устав позволял посещать лекции, но не поступать в университет. И российские женщины отправились за границу.

Дело дошло до того, что в 1873 году в Правительственном вестнике было опубликовано требование всем девушкам, обучавшимся в Цюрихском университете и политехникуме (а их было более 100 человек), вернуться в Россию до 1 января 1874 года.

В противном случае им грозил запрет на профессиональную деятельность в России. Указ был отменен только в 1886 году. В Цюрихе учились Надежда Суслова (первая русская женщина-врач), Вера Фигнер, Софья Бардина и многие другие.

Бестужевские курсы

Дамское феминистское движение активно боролось за открытие дверей университетов для женщин: эта тема не сходила со страниц печати, женщины писали петиции и лоббировали свои интересы в коридорах власти. Почему их волновало именно высшее образование? Как мы помним, движение было дамским, они и так были хорошо образованны, но институтское воспитание позволяло занять разве что должность гувернантки. А высшее образование открывало двери к более престижным (то есть заметным в обществе) профессиям.


Все они были закрыты или преобразованы впоследствии, Бестужевским курсам удалось уцелеть, так как активистки пригрозили массовым отъездом студенток в Цюрих.

В семидесятых годах появляются высшие женские курсы в Казани, Киеве и Томске. Количество слушательниц росло в геометрической прогрессии. Всего за всю историю курсов их окончили почти 7000 женщин.

Большинство студенток происходили из обедневших дворянских семей, для оплаты своего содержания и учебы они давали уроки и подрабатывали сочинительством. Часто снимали вместе комнаты, спали по графику. Посещение лекций было свободным, однако экзамены отличались строгостью. Многие курсистки оставили воспоминания и мемуары, где рассказывали о порядках на курсах и сложностях своей жизни.

Образование позволяло преподавать в гимназиях (а позже и в университетах), получать должности в библиотеках и заниматься профессиональной деятельностью. Но большинство бестужевок шли преподавать и работать в органах просвещения, так как на другие должности начальники-мужчины их брали неохотно.

Среди бестужевок было много первых в своем деле женщин: Е. В. Соломко (Сотириадис) — первая в России женщина-петрограф и палеонтолог, М. Н. Сиряцкая — теоретик в области практической педагогики, Ю. И. Андрусова (Фаусек) — первая в России женщина-зоолог беспозвоночных, В. Е. Богдановская (Попова) — одна из первых в России женщин-химиков. М. В. Жилова была первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории.

Врач — женская профессия

Женщины особенно стремились к получению медицинского образования. Первые опыты работы женщин в медицине были еще во времена Крымской войны. Впоследствии главный хирург осажденного Севастополя Николай Пирогов очень тепло отзывался о смелости и самоотверженности медсестер. Однако становиться врачами женщины не могли.

Первой женщиной-врачом России стала Надежда Суслова, первой женщиной, получившей медицинское образование в России, — Варвара Кашеварова-Руднева. В 1868 году она закончила Медико-хирургическую академию, куда ее взяли в виде исключения. Примечательно, что ее учеба была оплачена оренбургским казачьим войском с условием, что она будет специализироваться на венерологии и приедет работать в Башкирию. Башкирские мусульманки отказывались идти к врачам-мужчинам, а в регионе свирепствовал сифилис.

В 1872 году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы. Учеба и здесь была очень тяжелой, физически до выпуска дожили не все: из 90 студенток первого набора 12 погибли, в основном от болезней.

Но несмотря на все трудности, уже в 1910 году в России насчитывалось 1500 женщин-врачей (10 % от общего количества), втрое больше, чем в Великобритании или Франции.

Все эти учебные заведения для женщин практически не финансировались государством. Львиная доля расходов оплачивалась пожертвованиями, которые собирали женщины-активистки. Благотворительный опыт феминисток, которые начинали с помощи бедным, здесь очень пригодился. Основными жертвователями были как сами женщины, так и мужчины-ученые, немало среди них было и преподавателей курсов.

Права не дают, их берут

Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России.

В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление.

В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала.

В плане борьбы за политические права у русских женщин был и замечательный пример — Финляндия, пользовавшаяся значительной автономией в рамках Российской империи. Финские женщины окончательно получили избирательные права в 1906 году.

Равноправки всей России, объединяйтесь!

Самой мощной женской организацией на рубеже веков было Русское женское взаимно-благотворительное общество (РЖВБО), которое занималось преимущественно материальной помощью, организовывало детские сады и ясли, боролось с алкоголизмом.

Несмотря на небольшую численность (около 1000 человек в среднем), оно было чрезвычайно влиятельным. В 1906 году был открыт Отдел избирательных прав, и в течение года РЖВБО завалило чиновников петициями и требованиями. Письма были направлены премьер-министру, Госсовету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, сотням земств и городских дум. Но, увы, время петиций прошло.

  • равноправие крестьянок в праве владения землей;
  • охрана труда работниц и социальное страхование (пенсии и отпуск по уходу за ребенком);
  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • реформа законов о проституции;
  • отмена смертной казни.

Ариадна Тыркова-Вильямс, напротив, была окружена революционерами с юности, несмотря на респектабельное помещичье происхождение. Ее брат, Аркадий Тырков, участвовал в покушении на Александра II и был сослан. Ее двоюродная тетя Софья Лешерн фон Герцфельд вела пропаганду среди крестьян, участвовала в нелегальной деятельности, стала первой революционеркой, приговоренной к смертной казни в 1879 году. Затем приговор заменили каторгой.

Краткая хроника борьбы

I Всероссийский женский съезд

Основной задачей для РЖВБО стала организация первого женского съезда. Во-первых, необходимость этого давно назрела. Во-вторых, Шабанова планировала создание зонтичной организации, объединяющей все женские группы России. Это было необходимо не только для координации деятельности, но и формального присоединения к влиятельному Международному женскому совету.

10 декабря 1908 года Съезд был открыт, в нем приняли участие 1053 делегатки со всей страны. Деньги на проведение съезда женщины искали сами. Большая часть участниц была из среды образованной интеллигенции, 84 % — с образованием.

Работа съезда была разделена на четыре секции:

1-я секция — Деятельность женщин в России на различных поприщах.

2-я секция — Экономическое положение женщин и вопросы этики в семье и обществе.

3-я секция — Политическое и гражданское положение женщины.

4-я секция — Женское образование в России и за границей.

В ходе жестких обсуждений (женское движение к тому времени уже раскололось по политическому признаку) было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах.

Резонанс съезда был огромным, за ним пристально следили и в России, и в мире. Десятки публикаций, высказываний политиков — как восторженных, так и уничижительных.

За Первым ВЖС последовали I Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910), I Всероссийский съезд по образованию женщин (Петербург, 1912). II Всероссийский женский съезд, намечавшийся в Москве на 1913 год, не состоялся. Он прошел только через 100 лет, в 2008 году, и ничем примечательным для широкого круга женщин не запомнился.


На пороге революции

К 1917 году женское движение России успешно функционировало, причем без большевиков (большевистское женское движение было закрыто в 1915-м). Из-за войны резко возросло количество работниц, в 1915-м открылись водительские курсы, в 1912-м появились первые летчицы. Была создана зонтичная организация Национальный женский совет.

Временное правительство регулярно шло на уступки: всего за полгода женщины были допущены к адвокатской работе и присяжным, была гарантирована равная оплата труда, появились проекты женских университетов.

Все женские организации были запрещены декретами большевиков в начале 1918 года.

Как произошла гендерная революция и к чему она привела?

Наш эксперт — Людмила Попкова, кандидат исторических наук, доцент Самарского государственного университета.


История феминизма

Феминизм — это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение — идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение — женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство — это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, — это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, — это проблема бедности. 70% самых бедных людей — это женщины. Вторая проблема — высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема — образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Что такое феминизм в России?

Либеральный феминизм сосредотачивается на требованиях всяческого равноправия в общественной жизни. Для меня главное имя в либеральном феминизме − мужское. Это имя Джона Стюарта Милля, важнейшего философа XIX века, одного из основоположников философии либерализма. Для него свобода женщины была частью развиваемой им концепции индивидуальной свободы.

Сегодня в границах так называемого цивилизованного общества − то есть в Европе и в Северной Америке − требования либерального феминизма можно считать выполненными. Я, можно сказать, зафиксировала официальное признание этого из уст важнейшего деятеля движения. Несколько лет назад на книжную ярмарку non/fiction приезжала та самая Юлия Кристева. Сейчас это прекрасная пожилая дама, которая − в смысле борьбы за женские права − интересуется только третьим миром, потому что считает, что в Европе достигнуто абсолютное равноправие мужчин и женщин.

Феминистки-марксистки в ответ сказали бы, что это абсолютное равноправие в классовом обществе де-факто доступно только представительницам среднего класса, но это сегодня не самая популярная дискуссия.

А если же говорить о думающих и даже диссидентствующих слоях общества − то там идея была в сопротивлении государственному давлению в общем, и отдельно о дискриминации женщин никто не думал.

К тому же здесь имеется еще интересный нюанс. Феминизм во всех своих проявлениях предполагает сопротивление конвенциональным религиям: любая религия предполагает, что женщина должна знать свое место − пусть не второстепенное, но специальное и неравноправное. А в 70-х − начале 80-х множество представителей интеллигенции − диссидентской и в том числе еврейской − обратились к религии, поскольку она рассматривалась как противоядие от совка.

В смысле того, что у нас сегодня с феминизмом происходит, исключительно иллюстративен пример Pussy Riot. Члены этой группы называют себя феминистками, но знает ли кто-нибудь о феминистской платформе Pussy Riot? Даже если она где-то у них сформулирована, она совершенно ни до кого не доходит, включая даже интересующихся − например, меня. Для общества важно, что они против Путина, против РПЦ и за защиту прав заключенных, и вообще важно, что они есть. Какие женские права они отстаивают − мы не знаем. Феминистская составляющая их воззрений, какая бы она там ни была, никого не интересует, и, честно говоря, не похоже, чтобы они как-то сильно интересовались ею сами. Во всяком случае, они это не демонстрируют.

Из всех людей, которые выражали свое мнение публично, самой близкой к такой позиции мне кажется Маша Гессен − во всяком случае, пока она здесь жила. Я знаю, что она отнюдь не во всех кругах популярна, − и многие ее оппоненты мне куда симпатичнее, чем она, и сама я по огромному количеству вопросов с ней не согласна. Но в этом смысле ее поведение мне казалось самым последовательным и самым практически правильным. Ей было не зазорно обо всем этом − банальном − говорить, она не боялась показаться в этом смысле кому-то смешной и недостаточно интеллектуальной. А это очень важно.


От отрицания до знания

Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.

Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.

— Какова же повестка современного российского феминизма? —

Безопасность

• Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.

•Домогательства и преследования: в России во многих крупных учреждениях и фирмах до сих пор нет корпоративного кодекса, в котором было бы прописано, что такое харассмент и что делать в случае, если тебя, например, домогается начальник. Такие инструкции существуют во всех крупных мировых корпорациях и являются залогом регулирования подобных ситуаций. Нет пока и закона о сталкинге — навязчивом преследовании и слежке. Если сталкер не угрожает насилием, задержать его при помощи закона невозможно.

Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.

Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.

Благополучие

• Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.

• Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.

• Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).

Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин. Однако последняя действующая версия перечня, который дополнили профессиями матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года.

Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.

Также в 2017 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.

Свобода

Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.

• Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.

Церковные матки Россиянок лишают абортов. Кому это выгодно?

• Проституция и порноиндустрия, сексуальная эксплуатация. У разных видов феминизма разные взгляды на масштабы этих проблем и на способы их решения, но все сходятся в одном: женщины, находящиеся в сексуальной эксплуатации, очень часто попадают в эти обстоятельства против своей воли (будучи, например, девочками-подростками или жертвами траффикинга) и находятся на грани жизни и смерти, так как в их отношении применяется физическое и сексуальное насилие, а также серьезное психологическое давление (проституированные женщины чаще подвержены ментальным расстройствам).

Проблема свободного выбора в проституции — одна из основных этических проблем. Одни феминистки считают, что выбор под давлением угрожающих обстоятельств не может быть свободным и что любой секс за деньги — это насилие со стороны клиента, другие считают, что у женщин есть право выбора, как распоряжаться своим телом. Это очень сложный вопрос, так как кроме феминисток и проституированных женщин, существуют еще сутенеры, клиенты и государство, а также разные способы регулирования проблемы. В любом случае проституированные женщины это или секс-работницы (терминология тут подчеркивает разницу взглядов), они являются одной из самых незащищенных и стигматизированных групп женщин, для которых феминистки создают кризисные центры и программы реабилитации.

Эти и многие другие пункты в совокупности влияют на индекс гендерного неравенства в России, согласно которому по уровню доступа женщин к общечеловеческим (мужским) правам наша страна оказалась между Угандой и Бурунди. Кроме того, по данным ежегодного отчета Всемирного банка Women, Business and the Law, Россия набрала ноль баллов в области законодательства в сфере защиты прав женщин и вошла список самых небезопасных для женщин стран. Знание этих проблем помогает понять, зачем нужен феминизм и каковы его цели и задачи на сегодня.

Родная почва

В мировой истории феминистского движения принято выделять три волны: середина XIX века — начало XX, 60-70-е годы XX века и 90-е и нулевые годы. Упорядочивать эти периоды хронологически не совсем корректно, поскольку часто они пересекаются, и в разных странах тезисы, характерные для каждой отдельной волны могли формулироваться в другое время, не совпадающее с основной периодизацией, но обычно выделялось четыре вида феминизма, которые я коротко обозначу. Следует отметить, что феминистские проекты часто являются горизонтальными и самоорганизованными, поэтому не исключено, что феминистки, которые будут упомянуты, не согласятся с этим способом разделения.

Радикальный феминизм

Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.

В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта. Для радикального феминизма важен вопрос не только гендера (грубо говоря — социального пола), но и пола — биологических различий между мужчинами и женщинами, послуживших основой для угнетения.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.

Какой сексист ты сегодня? Харассмент, слатшейминг, менсплейнинг и другие мужские грехи

Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.

Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия). В интерсекциональном феминизме борьба за права женщин неотделима от борьбы за права ЛГБТ-сообщества, борьбы с расизмом, эйблизмом (дискриминацией по состоянию физического и ментального здоровья), эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и так далее.

Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.

Либеральный феминизм не включает в себя, например, проблемы женского тела и сексуальности, его интересует скорее политика в узком смысле этого слова, также он мало работает с усложняющимися вариантами женской идентичности (достаточно часто либеральный феминизм критикуют за то, что он направлен на поддержку только белых гетеросексуальных женщин среднего класса). Не весь, но достаточно часто, либеральный феминизм имеет другую позицию по вопросам проституции и порнографии, считая их добровольным выбором женщины на распоряжение своим телом. Также большинство его представительниц считают, что женщины равны мужчинам, но делают неправильные выборы в силу общественных, культурных и законодательных ограничений, и поэтому эти ограничения должны исчезнуть ради предоставления женщинам большей свободы выбора.

Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.

Левый феминизм

Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Этот вид феминизма рассматривает угнетение женщин как классовое и капиталистическое и выделяет мужчин как класс, эксплуатирующий женщин.

Левый феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.

Правозащитный феминизм

Правозащитный феминизм работает с нарушениями прав и свобод женщин в России. В отсутствие законов (например, закона о домашнем насилии) феминистки-правозащитницы самостоятельно оказывают помощь пострадавшим: создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения.

Феминизм в научной среде

Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.

Феминизм в искусстве

Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.

Региональный феминизм

Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов. Они вынуждены работать в регионах, где на фоне экономических и информационных проблем ситуация с гендерным неравенством часто еще хуже, а активизм сопряжен с угрозами жизни и здоровью.

Феминизм на пересечении

Что почитать









Читайте также: