Механизмы гендерной социализации кратко

Обновлено: 02.07.2024

В процессе развития любого общества в нем формируется целостная система представлений о социальных ролях, социальных возможностях мужчин и женщин. Следует отметить, что в основе данных представлений не столько биологические отличия полов, но понятие гендерной идентичности, идентификации и самоидентификации личности, ее отнесение себя к тому или иному гендеру.

Гендерная идентичность как результат гендерной социализации

Под гендерной идентичностью в современной научной литературе понимается акт самосознания личности, описывающий ее переживания, восприятие себя как представителя определенного пола; глубинное психологическое ядро того, что личность как представитель пола означает для самой себя.

Гендерная идентичность представляет собой базовую характеристику личности, которая формируется как следствие интериоризации личностью женских или мужских черт в процессе социализации. В процессе формирования гендерной идентичности у индивидуума формируются не только соответствующие ролевые и социальные аспекты, но и образ личности в целом. Причем, гендерная социализация, становление гендерной идентичности представляет собой одно из направлений социализации в целом.

Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно посредством различных культурных и социальных средств.

Фазы гендерной социализации

В наиболее общем виде гендерная социализация включает две стадии:

  • адаптивная, на которой личность адаптируется к существующих гендерным ролям, нормам и отношениям;
  • фаза интериоризации, на которой личность усваивает существующие гендерные роли, нормы и отношения.

Первичная гендерная социализация начинается с момента рождения ребенка, когда запускаются социальные механизмы, которые впоследствии окажут влияние на формирование гендерной идентичности. Успешный процесс гендерной социализации предполагает усвоение личностью знаний, представлений о содержании личностных качеств и полодифференцированных функций, характерных для женщин и мужчин, специфике реализации их социальных ролей.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности гендерной социализации в современном российском обществе

На современном этапе проблема гендерной социализации выступает одной из наиболее актуальных. На фоне утраты прежней системы аксиологических модусов, упадка нравственности, чрезвычайно важным представляется создание оптимальной среды, благоприятно воздействующей на гендерную идентификацию личности.

Большинство современных родителей не могут ответить, что представляет собой воспитание человека как представителя того или иного пола, когда следует начинать такое воспитание и т. д.

В наиболее общем виде негативные тенденции в отечественной системе гендерного воспитания могут быть представлены следующими аспектами:

  • отсутствие сформированной системы знаний у родителей, отсутствие знаний о том, какие именно гендерные черты и когда именно нужно формировать;
  • подавляющее число носителей феминной культуры на всех уровнях образовательной системы;
  • практически полное отсутствие возможностей проявить мускулинные качества в социально одобряемых формах деятельности.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования гендерные аспекты социализации личности практически не учитываются, что приводит к существенным затруднениям в процессе гендерной социализации, формирования гендерной идентичности. Преодоление проблем гендерной социализации требует оптимизации полоролевого воспитания, формирования у ребенка целостной системы представлений о гендерных различиях, специфике социальных ролей представителей разных полов.

В процессе развития любого общества в нем формируется целостная система представлений о социальных ролях, социальных возможностях мужчин и женщин. Следует отметить, что в основе данных представлений не столько биологические отличия полов, но понятие гендерной идентичности, идентификации и самоидентификации личности, ее отнесение себя к тому или иному гендеру.

Гендерная идентичность как результат гендерной социализации

Под гендерной идентичностью в современной научной литературе понимается акт самосознания личности, описывающий ее переживания, восприятие себя как представителя определенного пола; глубинное психологическое ядро того, что личность как представитель пола означает для самой себя.

Гендерная идентичность представляет собой базовую характеристику личности, которая формируется как следствие интериоризации личностью женских или мужских черт в процессе социализации. В процессе формирования гендерной идентичности у индивидуума формируются не только соответствующие ролевые и социальные аспекты, но и образ личности в целом. Причем, гендерная социализация, становление гендерной идентичности представляет собой одно из направлений социализации в целом.

Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно посредством различных культурных и социальных средств.

Фазы гендерной социализации

В наиболее общем виде гендерная социализация включает две стадии:

  • адаптивная, на которой личность адаптируется к существующих гендерным ролям, нормам и отношениям;
  • фаза интериоризации, на которой личность усваивает существующие гендерные роли, нормы и отношения.

Первичная гендерная социализация начинается с момента рождения ребенка, когда запускаются социальные механизмы, которые впоследствии окажут влияние на формирование гендерной идентичности. Успешный процесс гендерной социализации предполагает усвоение личностью знаний, представлений о содержании личностных качеств и полодифференцированных функций, характерных для женщин и мужчин, специфике реализации их социальных ролей.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности гендерной социализации в современном российском обществе

На современном этапе проблема гендерной социализации выступает одной из наиболее актуальных. На фоне утраты прежней системы аксиологических модусов, упадка нравственности, чрезвычайно важным представляется создание оптимальной среды, благоприятно воздействующей на гендерную идентификацию личности.

Большинство современных родителей не могут ответить, что представляет собой воспитание человека как представителя того или иного пола, когда следует начинать такое воспитание и т. д.

В наиболее общем виде негативные тенденции в отечественной системе гендерного воспитания могут быть представлены следующими аспектами:

  • отсутствие сформированной системы знаний у родителей, отсутствие знаний о том, какие именно гендерные черты и когда именно нужно формировать;
  • подавляющее число носителей феминной культуры на всех уровнях образовательной системы;
  • практически полное отсутствие возможностей проявить мускулинные качества в социально одобряемых формах деятельности.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования гендерные аспекты социализации личности практически не учитываются, что приводит к существенным затруднениям в процессе гендерной социализации, формирования гендерной идентичности. Преодоление проблем гендерной социализации требует оптимизации полоролевого воспитания, формирования у ребенка целостной системы представлений о гендерных различиях, специфике социальных ролей представителей разных полов.

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация – направление в гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман) м теория гендерной схемы (С, Бем).

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования гендерной идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психолгических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной).

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на социальную среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идетификация.

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.




Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

И.С. Клецина

Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. 5

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация – направление в гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман) м теория гендерной схемы (С, Бем).

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования гендерной идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психолгических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной).

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на социальную среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идетификация.

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Понятие гендера в психологии, гендерная социализация

Понятие гендера в психологии, гендерная социализация
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

1. Понятие гендера в психологии, гендерная социализация

1.1. Методологические основы гендерных исследований

Право на образование является необходимым элементом успешного социально-экономического развития государства. Обеспечение права женщин и мужчин на равный доступ в получении образования рассматривается в нашей стране как основная часть мер для достижения ими целей гендерного равенства. Современная система образования, организуя учебно-воспитательный процесс, к сожалению, не всегда учитывает гендерную принадлежность учащихся, при всей важности этого для полноценного развития личности. Гендер является особой категорией, которая определяет социальный статус мужчин и женщин, раскрывает процессы их взаимодействия на различных уровнях организации жизнедеятельности. Поэтому важно выявить механизмы формирования гендера, научения и усвоения гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в обществе.

1.2. Основы гендерной социализации личности

1.3. Понятие о гендерной идентичности

Литература

Читайте также: