Экзистенциальное направление в психокоррекции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гуманистическая (экзистенциально-гуманистическая) психотерапия

Это направление в психотерапии наименее однородно. К нему относят экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальттерапию, психоимажинативную терапию J.Shorr, эмпирическую психотерапию A.Whitaker, эмпирическую психотерапию E.Gendlin, первичную терапию A.Janow, биоэнергетический анализ A.Lowen, структурную интеграцию J.Rolf, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзен- и психоделическую психотерапию.

Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, постоянно повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта в этом случае направлены на пациента, а не просто на лечение болезни. Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека.

Терапевтический союз психотерапевта и объекта психотерапии не является отношениями врача и пациента (как в динамической психотерапии) или учителя и студента (как в поведенческой психотерапии), а представляет отношение одного человеческого существа к другому. Представители этого направления, в особенности экзистенциально-ориентированные, касаясь методов и технических приемов психотерапии, подчеркивают, что для этого ее вида важнее не то, что психотерапевт делает, а смысл (контекст) психотерапии, и не то, что психотерапевт говорит, а то, что он из себя представляет (кем он является). В связи с этим сами методы психотерапии в рассматриваемом ее направлении отличаются достаточной неопределенностью. Цель всех технических приемов может быть сформулирована как стремление к проникновению в феноменологический мир пациента.

Психотерапевты школы C.Rogers и классического экзистенциализма имеют по сути вербальные взаимоотношения с пациентом. Другие школы гуманистического направления в психотерапии часто невербальны в своем подходе. Они (например, гештальттерапия) видят сверхинтеллектуализацию как часть проблемы пациента, т.е. проявление защиты против переживаний и чувств, и не принимают ее в качестве терапевтического приема. Психотерапевты пытаются сосредоточить активность на рефлексии, предпочитают действие слову или как минимум комбинируют действие с интроспекцией. Их цель заключается в развитии осведомленности пациента о телесных ощущениях, позах, напряжении и движениях с акцентом на соматических процессах. Приемами, выражающими самопереживания в таких школах, является сочетание прямой конфронтации с драматизацией, т.е. разыгрывание ролей, переживание фантазий в терапевтической обстановке. В большинстве методов тренировки воли и внимания центральное место занимает сосредоточенность на специальном произнесении слов, что, например, служит основанием для возникновения трансцендентального состояния. Сходны с этим и методики медитации.

В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода: 1) философский подход, когда используются экзистенциальные принципы как основа для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога врача и пациента проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия); 2) соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к сосредоточению внимания пациента на субъективных телесных стимулах и сенсорных реакциях; 3) духовный подход, в центре которого конечное утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью, например, трансцендентальной медитации или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).

Подход, который поможет отыскать личный смысл


Экзистенциальная терапия родилась на базе философии экзистенциализма. Самые яркие ее представители — Мартин Хайдеггер, Серен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм был популярной философией XX века. В его основе — уникальность человеческой жизни, в ходе которой он постигает себя, переживая тревогу, конфликты и кризисы. Экзистенциалисты отводят важное место переживаю страха. По их мнению, страх без очевидной угрозы — экзистенциальный страх — заставляет человека переосмыслить свою жизнь. Например, испытывая страх перед смертью, человек может ощутить свою экзистенцию.

Психологи Людвиг Бинсвангер и Карл Ясперс первыми стали применять философию экзистенциализма в психотерапии. В 1930-х годах Бинсвангер начал практиковать экзистенциальный анализ — психоаналитический метод, направленный на постижение сути человека.

Параллельно экзистенциальный анализ стал изучать Виктор Франкл, доктор медицины и философии, ученик Зигмунда Фрейда. В 1938 году Франкл открыл свое собственное направление экзистенциального анализа — логотерапию. Центральное понятие логотерапии — смысл жизни. Она помогает клиенту найти тот смысл, с помощью которого можно преодолеть любой кризис.

Поэтому терапевту важно развивать эмпатию — умение понимать и разделять чужие эмоции. Терапевт не оценивает и не осуждает клиента, что помогает клиенту без страха делиться содержанием своего внутреннего мира.

Личность терапевта играет огромную роль в экзистенциальной терапии. Терапевт сам должен быть свободным и аутентичным, чтобы стать примером для клиента и позволить ему раскрыться.

    Человек сущностно одинок в мире, куда оказывается заброшен.

Многие определяют экзистенциальную терапию как психодинамический подход. Это значит, что она обращается к прошлому опыту клиента.

Ирвин Ялом считал, что основные изменения в ходе терапии касаются воли, принятия ответственности и вовлеченности в жизнь. Чтобы добиться этих изменений, экзистенциальный терапевт работает с базовыми тревогами и страхами клиента.

Все мы конечны — эта мысль может вызывать панику и желание закрыться от мира. С точки зрения экзистенциального терапевта, в идее неизбежности смерти есть много ресурсов. Именно она заставляет человека переосмыслить жизнь и осознать себя здесь-и-теперь.

Терапевт работает с защитными механизмами клиента, анализирует его сны, находя и прорабатывая в них тематику смерти. Также терапевт может предложить клиенту представить собственную смерть: когда и где она произойдет, что и кто будет окружать клиента. Эта техника помогает лучше понять, чего клиенту не хватает в данный момент жизни. То есть, прояснить личные смыслы.

Цель терапии — научить клиента самостоятельно выбирать путь и брать за него ответственность.

Заводить отношения из страха одиночества — значит, никогда не познать настоящей ценности общения с другими людьми. Экзистенциальный терапевт снижает чувствительность клиента к страху одиночества, разговаривая с ним на эту тему. Он помогает клиенту понять, что все мы рождаемся и умираем в одиночестве — но это не отменяет нашей способности любить.

Терапевт стремится выстроить с клиентом отношения, которые были бы примером взаимопонимания, принятия и доверия. Несмотря на то, что эти отношения неизбежно закончатся, когда исчезнет необходимость в терапии, они все равно могут быть ценными. Этот опыт помогает клиенту в дальнейшем общаться с людьми без попытки использовать их, чтобы избавиться от страха.


С точки зрения экзистенциальной терапии, в жизни нет определенного объективного смысла. А значит, человек должен сам его создать.

Смысл помогает противостоять экзистенциальному ужасу. Он способствует тому, чтобы человек был вовлечен в жизнь. Терапевт создает условия, в которых клиенту легче было бы обыскать смысл: принимает мысли и чувства клиента без осуждения, задает вопросы, помогает осознать защитные механизмы и преодолевать их.

«Разные терапевты могут использовать различные техники, определяя, в чем наиболее нуждается данный клиент. Например, очень распространены техники на работу с чувствами (для лучшего понимания своего состояния). Это может быть дневник чувств, который клиента просят вести в течение недели. Там он каждый день записывает, что он чувствовал в ответ на те или иные события дня (в помощь дается шпаргалка с названиями чувств).

Задача этого метода — помочь клиенту научиться жизнь с внутренним согласием. Он состоит из трех шагов:

Клиент укрепляет связь с собственными ценностями; выясняет, что стоит на пути совершения волевых действий. Терапевт может предлагать специальные упражнения на развитие воли.

На этом шаге клиент принимает свободное решение, а терапевт поддерживает его в этом выборе, помогает ему выражать себя аутентично.

Чтобы ощутить, что жизнь наполнена смыслом, необходимо претворять задуманное в жизнь. Именно это происходит на последнем шаге.

Занимая позицию, человек творит свой мир и ставит себя в его центр. Чтобы занять позицию, клиенту необходимо сперва дистанцироваться от себя, пересмотреть отношение к конкретной жизненной ситуации. После этого он находит ценность, которую хотел бы воплощать в данной ситуации — и выбирает действовать согласно этой ценности.

Последний способ — крайняя мера. Но, переживая страдания, мы действительно можем открыть для себя новый смысл как способ преодолеть их.

Если стремление к жизни фрустрировано, это может привести к экзистенциальной фрустрации. Это значит, что человек теряет волю к поиску смысла и переживает сильный внутренний кризис.

Так как ноогенный невроз — это кризис смысла, с ним лучше всего справляется логотерапия. Терапевт пользуется психоаналитическими техниками, чтобы помочь клиенту самораскрыться. Смысл работы в том, чтобы помочь клиенту пройти через кризис, и на этом пути обрести смысл.

Виктор Франкл изобрел две техники логотерапии, которые помогают работать с тревожными состояниями, обессивно-компульсивными расстройствами и сексуальными неврозами.








Экзистенциальная терапия и логотерапия — подходы, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Все зависит от запроса, с которым приходит клиент.

В экзистенциальном подходе нет четких границ работы: она может анализировать прошлое клиента, если есть запрос на проработку травм и переосмысление опыта. Также она может работать с настоящим и будущим, если клиент хочет преодолеть конкретную трудность или обрести цель в жизни. Эти запросы предполагают разную технику — а, соответственно, и продолжительность работы.

Она пришла на 7 неделе, у нас было немного времени для принятия решения: произвести вмешательство можно до 12 недели.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekzistentsia.docx

Экзистенциальное направление в психокоррекции.

Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

    • человек есть целое, несводимое к сумме его частей;
    • человек существует в контексте собственных человеческих проблем;
    • человек способен к осознанию и способен действовать рационально;
    • человек всегда имеет выбор;
    • поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.

    Основные понятия и положения экзистенциального подхода.

    1. В-ценности - бытовые ценности, ценности полноты бытия.

    2. D-ценности - депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.

    Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие.

    Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

    Позиция психолога. Основная предпосылка психологической позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.

    Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

      • Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
      • Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
      • Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.
      • Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
      • Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

      Требования и ожидания от клиента. Позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций, поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности.

      Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоции, мыслей и ожидание открытия.

      В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач:

      • упор на развитие самосознания - осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла.
      • культивирование свободы ответственности - психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам.
      • помощь в открытии или создании смысла - в реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов.
      • уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки - открытие собственного аутентичного "Я" и "Я" неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где "Я", "Мое", а где "Не я", "Не мое", и переживание своей идентичности, своего "Я" как уникального неповторимого жизненного мира - таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
      • работа с тревогой - не существует обязательного правила снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой.

      Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).

      Работа с осознанием смерти:

      Ялом рекомендует исходить из следующего положения — тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью. Углубление осознания неизбежности смерти может усиливать беспокойство, но психотерапевт должен стремиться не анестезировать тревогу пациентов, а помогать им примиряться с ней и использовать ее конструктивно.

      Техника работы со сновидениями заключается в том, что экзистенциальные психотерапевты побуждают пациентов рассказывать о своих сновидениях. Так как в сновидениях (особенно в кошмарах) могут в неподавленном и неотредактированном виде проявляться подсознательные темы, в них часто присутствуют и темы смерти. Поэтому обсуждение и анализ сновидений проводятся с учетом экзистенциальных конфликтов, имеющих место у пациентов в данный момент. Однако пациенты не всегда готовы иметь дело с материалом, представленным в их сновидениях.

      Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина рассказать, какие ассоциации возникли у него в связи с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, как он переработал все возникавшие у него в воображении образы смерти, Марвин предпочитал рассматривать свой ночной кошмар с точки зрения скорее секса, чем смерти.

      К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на "свободную волю", осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни

      Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин "existentia" переводится с позднелатинского как "существование". В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера "Бытие и время", а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

      Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

      . человек есть целое, несводимое к сумме его частей; . человек существует в контексте собственных человеческих проблем; . человек способен к осознанию и способен действовать рационально; . человек всегда имеет выбор;

      . поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.

      61 Основные понятия и положения экзистенциального подхода

      Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:

      "Диалог" - понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: "Я- ты", "Я-оно". По Буберу, основное слово "Я-ты" порождает и утверждает мир отношений в отличие от "Я-оно", которое порождает опыт.

      "Опыт" - понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория "опыт" соотносима не с объективной истиной по отношению к "моей" экзистенции, а с субъективностью "моего" онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.

      Поэтому в тесной связи с понятием "опыт" идет понятие "переживание".

      "Переживание" - понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание -это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание - максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

      "Аутентичность" (подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно -

      проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

      "Самоактуализация". По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как "рост", "саморазвитие", "индивидуация". Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра ("самости"), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

      "Ценность" - понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности

      может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные "Я". А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:

      1. В-ценности - бытовые ценности, ценности полноты бытия.

      2. D-ценности - депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.

      Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности -порождения индивида и его, направленные на мир, переживания, в то время как 0-ценности - требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.

      "Бытие в мире". Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного "Я" как пребывающего в мире:

      во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;

      во-вторых, это подлинное существование "самости";

      в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;

      в-четвертых, бытие - это "тосіиз ѵіѵепсіі" в отличие от "тосіиз орегапсіі";

      в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.

      Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией "мир".

      "Жизненный мир" - понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. "Жизненный мир" - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие "жизненный мир" не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

      "Событие" - скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к

      самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

      Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

      Позиция психолога. Основная предпосылка психологической позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.

      Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции

      · Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.

      · Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.

      · Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.

      · Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.

      · Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.

      Требования и ожидания от клиента. В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т е на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента

      Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе Иногда этот интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции

      Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущении, эмоции, мыслей и ожидание открытия

      Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт "Я и внешний мир"

      На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт "Я и внешний мир"

      В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач

      парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего "Я", открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего "Я" и жизни в настоящем - таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.

      Второй подход - культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации -таковы основные предпосылки реализации данной установки.

      В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении - таков путь в экзистенциальной психокоррекции.

      Третий подход - помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.

      Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне.

      Четвертый подход - уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки - открытие собственного аутентичного "Я" и "Я" неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где "Я", "Мое", а где "Не я", "Не мое", и переживание своей идентичности, своего "Я" как уникального неповторимого жизненного мира - таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.

      Пятый подход - работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее.

      Тревога как проявление пограничной ситуации, в которой находится или в которую помещает себя клиент, - важный феномен для коррекционной работы. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней - компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.

      1. Отношение со временем. Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) - важный момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: "Как вы представляете себе нашу с вами встречу через 10 лет?" - может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления может повысить степень личностной реализации в настоящем времени.

      2. Взаимоотношения между психологом и клиентом. В экзистенциальной коррекции взаимоотношения представляют особую ценность, поскольку, как ясно уже из анализа психотехник,

      эти отношения самоценны. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим - источник могучих воздействий и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и честность по отношению к себе; отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе в ответ на свою прозрачность, с помощью которой психолог своей личностью моделирует продуктивные способы переживания, не беря на себя ответственность за навязывание другому своего поведения, - такова коррекционная сердцевина.

      Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).

      Экзистенциальная психотерапия.
      Чтобы претендовать на то, что являешься способным менять философию человека, давать ей форму, основу – нужно быть очень непростым человеком.

      Возможно ли, уважаемый читатель, поменять человека, существенно изменить его жизненный взгляды? – Возможно.

      Вопрос в поиске специалиста способного на это.

      Вопрос в том, что на какие именно взгляды менять то, что есть на сегодняшний день.

      По-сути любая религия представляет собой нечто похожее:
      Система ценностей, взглядов, оценок, вкусов, отношений.
      Экзистенциальная психотерапия представляет навязывание подобного.

      Где-то научат верить во что-то большее, дадут свод правил, будет регламент.
      Где-то научат же размышлять своей головой, быть автономным.

      Экзистенциальное направление имеет долгую историю развития: люди всегда задавались вечными вопросами жизни, смерти, свободы и смысла, пытались найти на них ответы. Психотерапевты взяли за основу глубокие философские учения и применили их в психологической практике для разрешения жизненных трудностей пациентов. Так появился подход, способный составить достойную конкуренцию даже психоанализу. Причем не только конкуренцию, но и симбиоз, ведь экзистенциальную психотерапию можно и даже нужно использовать в комплексе с другими подходами.

      ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

      Экзистенциальная психология:

      Это одно из гуманистических направлений в психологии. В его основе лежит философия экзистенциализма, приверженцами которой являлись не только философы (Сократ, Кьеркегор), но и многие писатели, причем как зарубежные (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Франц Кафка), так и отечественные (Фёдор Достоевский, Лев Толстой).

      Людвиг Бинсвангер – швейцарский психиатр, психолог и философ. Он был учеником двух знаковых личностей – Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, восхищался концепциями Мартина Хайдеггера и Эдмунда Гуссерля. Получив представление о психоанализе, Людвиг Бинсвангер сделал попытку переосмыслить этот подход и привнести в него идеи и мировоззрение философов.

      Основоположник:

      Основная идея:

      ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

      Экзистенциальная терапия представляет собой одно из направлений психотерапии, однако считать ее обособленным методом будет ошибкой. Ролло Мэй, американский психолог и психотерапевт, писал о том, что у данного направления нет принципиальных отличий от других видов терапии. Экзистенциальная терапия акцентирует внимание на определенном уровне бытия человека и не является альтернативой к другим подходам, а представляет собой скорее дополнение к ним, надстройку. Её ключевыми понятиями являются время и свобода, наличие или отсутствие смысла существования. Поднимаются такие темы, как: выбор и умение взять за него ответственность; любовь, причастность к другим и одиночество; смерть как неотъемлемая часть жизни.

      Большинство людей не имеют полного контакта со своей экзистенцией (существованием), живут привычными шаблонами, не воспринимают образ жизни как следствие собственных решений. Терапия помогает восстановить утраченный контакт, увидеть свободу там, где раньше были обстоятельства, полнее проживать собственную жизнь и стать автором своей судьбы.

      Такие сильные изменения в восприятии мира и своего места в нем возможны за счет обращения к внутренним ресурсам клиента, обретению новых смыслов, принятии ответственности и развитию творческого подхода к жизни.

      Задачи экзистенциальной психотерапии:

      — Осмысление клиентом своего существования

      — Переосмысление ценностей и осознанный выбор приоритетов

      — Понимание своего места в мире, обретение смыслов

      — Принятие ответственности за свои выборы и решения

      —Обретение подлинной свободы

      — Изменение своего жизненного пути в соответствии со своими ценностями

      Разумеется, для выполнения данных задач необходима внутренняя готовность клиента, много времени и других ресурсов, глубокое погружение в процесс терапии как пациента, так и психотерапевта.

      Пациенты, проходящие экзистенциальную терапию, постепенно снимают с себя ненужные запреты и ограничения, начинают чувствовать большую свободу, которая, несомненно, ведет к большей ответственности. Они могут более честно и открыто смотреть на свои особенности, недостатки и ограничения, вследствие чего у них появляется больше реальных возможностей.

      Опираясь на свои ценности, смыслы и ограничения, пациенты постепенно приближаются к своей аутентичности (подлинности) и могут делать выборы, которые уже не являются навязанными извне, а действительно соответствуют их сущности. Это позволяет наиболее полно реализовать заложенный в человеческом существе потенциал, который часто теряется или скрывается из-за страха перед обществом, ответственностью, самой жизнью.

      Выбирая путь реализации своих глубинный потенций, человек идет на риск. Но без риска, без понимания себя, игнорируя неприглядные данности жизни, невозможно обрести подлинную свободу. Ролло Мэй писал о том, что большую часть жизни мы находимся в состоянии полусна, дреме. В таком контексте экзистенциальное переосмысление своей жизни является подлинным пробуждением.

      Если вы хотите изменить свою жизнь или некоторые ее аспекты и чувствуете в себе готовность к этому, вы можете начать процесс собственной психотерапии прямо сейчас:

      ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

      Характерные черты экзистенциального подхода:

      Психотерапевты, придерживающиеся экзистенциального направления, используют большое количество разнообразных техник, которые могут быть взяты также из других подходов. Наличие обширного инструментария необходимо для того, чтобы психотерапевт мог подбирать практики и упражнения, которые помогут наилучшим образом выявить особенности существования каждого конкретного пациента в конкретный момент его личной истории.

      В экзистенциальной терапии используются механизмы, обозначенные психоанализом, а именно: сопротивление, вытеснение, перенос и контрперенос. Однако акцент остается на исследовании способа существования пациента и данные психические процессы исследуются именно в этом контексте.

      Значимым отличием от ортодоксального психоанализа является то, что пациент рассматривается не как объект, над которым необходимо совершить правильное воздействие, а как активный субъект собственной жизни, требующий понимания.

      Также важным обретением для пациента становится установка на принятие обязательств за свою свободу, решения и самореализацию. Перед человеком ежедневно возникает необходимость совершить выбор: делать что-либо или не делать. Существует два варианта обхождения с ответственностью перед этим выбором: уклонение от ответственности и обвинение других, либо ее аутентичное принятие. Во втором случае ответственность принимает форму принятия обязательств перед самим собой и своим существованием.

      Читайте также: