Черты классицизма в горе от ума кратко

Обновлено: 04.07.2024

единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари. ” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии.

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

"Горе от ума" - одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что "Горе от ума" в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье "Нечто большее, чем картина нравов" утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге "Горе от ума" говорит о том, что Грибоедов - настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт - социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого "fama", которое обозначает "молва". И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и "не сметь свое суждение иметь".

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как "Чадский", которая образована от слова "чад". Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает "повторять". У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных - ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой - Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий - герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, "Горе от ума", соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой - резонер и носитель авторского мнения.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Также читают:

Картинка к сочинению Черты классицизма в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Иван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.

Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что - то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.

Современная действительность позволяет человеку чувствовать себя комфортно и получать удовольствие от жизни. Человек покупает себе большую квартиру, смартфон последней модели, дорогую машину.

Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.

Европейская литература в стиле классицизма пользовалась особой популярностью в период с семнадцатого до начала девятнадцатого века. Авторы обращаются к античному, поэтическому искусству, созданному Горацием, Аристотелем. В основе произведений – положительный образ, идеализированный. Конкретные, индивидуальные образы отсутствуют. Общество описывается со стороны писателя на базе нескольких персонажей. Особое место занимает разум, культура, духовность.

Черты классицистической комедии отображены в условных образах с типичными характерами. Они сформированы на основании живой реальности, традиционные аспекты придают героям индивидуальность и единство одновременно.

Использование имен-масок помогает Грибоедову подчеркнуть основные особенности персонажей. Чацкий – главный герой, символизирующий веру в лучшее, стремление к переменам. Персонаж Фамусова – его антипод. Он привык к традиционному устою в жизни, боится любых изменений. Классицизм в литературе характеризовался определенными принципами:

  • Принцип тройного единства;
  • Соответствие размеров глав;
  • Простой, доступный сюжет;
  • Лаконичная композиция;
  • Важная черта – ясный, понятный язык;
  • Соответствие изъяснений и выбранного стиля;
  • Стройная, логическая последовательность.
  • Единое место. Все события происходят в родном доме Фамусова. Некогда герой также проживал в этом доме. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Чацкий съехал от вельможи;
  • Единое время. Грибоедов рассказывает о ситуациях, которые произошли в один день. Завязка начинается с приезда главного действующего лица в столицу России. Много диалогов характеризуют впечатления героев от государственного уклада. Каждый поддерживает свою точку зрения;
  • Единое действие. Ключевым персонажем становится Чацкий. Он высказывает новый, прогрессивный взгляд, вызывающий у представителей дворянства страх, удивление.

Несколько исторических фактов

В основе произведения, вполне справедливо заслужившего статус памятника русской литературы, лежит реализм. Именно оно принесло Грибоедову славу, хоть до этого он успел написать несколько не менее талантливых комедий, выбрав для них аналогичный жанр изложения. Пытаясь создать что-то по-настоящему оригинальное, автор не побоялся объединить в своих шедеврах разные литературные направления, хорошо изученные им на тот момент.

Екатерина II

В целом же автору удалось отобразить конфликт противостояния между старым и новым, неизменно возникающим на рубеже веков, сохранив классическую последовательность во времени и месте, но полностью смешав все карты в сюжетной линии и поломав привычные для того периода классические конструкции. Если говорить об истории создания произведения, то современные историки и критики, изучающие этот вопрос, приводят следующие факты:

Черты классицизма в произведении

Коротко о сюжете

Возвращение Чацкого в Москву

  1. Возвращение Чацкого в Москву после трехлетнего отсутствия и его намерение сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной Софье Фамусовой.
  2. Вынужденный отъезд в Петербург и обида Софьи за отсутствие известий от жениха.
  3. Повторное возвращение в дом Фамусовых и объяснение. На этом этапе Чацкий узнает, что сердце Софьи принадлежит другому — Молчалину, молодому секретарю, проживающему в доме ее отца.
  4. Самолюбие молодого человека ущемлено. Терзаясь от презрения к сопернику, его чинопреклонству и подхалимству, Чацкий уверен, что Молчалин неспособен на высокие чувства. Постепенно приходит разочарование и в Софье, которая могла полюбить такого человека.
  5. Чацкий начинает проявлять свой характер во всей красе, произнося уничижительные монологи в адрес московского высшего общества, представителем которого фактически является отец бывшей невесты Павел Фамусов.
  6. От досады из-за всего происходящего Софья пускает слух о том, что в сознании Чацкого на почве отказа произошел перелом, и он сошел с ума. Последний решает покинуть Москву.

По задумке автора все действие проходит в течение суток в доме отца несостоявшейся невесты Чацкого Павла Фамусова.

Признаки художественного стиля

Признаки классицизма как художественного направления проходят красной линией через всю пьесу, однако есть ряд противоречивых непонятностей, которые не позволяют однозначно отнести произведение к нему. Говоря о том, что типичность, присущая классицизму, постоянно не соблюдалась автором, можно опираться на следующие факты:

  1. Помимо нарушения так называемого правила трех единств, в котором совпадает время, место и действие, в финале можно увидеть отражение того, как зло в виде человеческих пороков побеждает добродетель, что также не относится к классицизму.
  2. Принципы стиля нарушены и в наделении главных персонажей четко характеризующими их чертами. То есть в произведении нет ни одного героя, про которого можно точно сказать, хороший он или плохой, так как каждый из них имеет как положительные, так и отрицательные черты.
  3. Нет четкого соблюдения и в само́й форме, точнее, в жанре произведения, ведь в соответствии с принципами классицизма оно должно иметь исключительно юмористический или фарсовый характер. Если же рассматривать комедию в грибоедовском видении, то в ней не приходится искать драму, которой здесь в явном избытке, ведь чего только стоит отказ Софьи и терзания Чацкого из-за ее выбора.
  4. Явное нарушение наблюдается и в структуре произведения. Будучи обозначенным в качестве комедии, оно состоит из четырех, а не из трех или пяти частей, как подобает пьесе в классическом ее понимании.

Естественно, все перечисленные особенности отнюдь не случайны. Это не ошибка автора. Наоборот, Грибоедов нарочито использовал их, пытаясь связывать классицизм с другими стилями, чтобы в итоге получить уникальное в своем роде творение, несвойственное той эпохе. Ему это удалось, так как взяв за основу классические принципы построения комедии, он привнес в нее многочисленные дополнения с социально-психологической и тонкой сатирой.

При этом пьеса не только не проиграла, но даже выиграла. Постигая все эти тонкости, становится понятно, почему ее восприняли с таким восторгом.

Мнение критиков

Основные черты классицизма

Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.

Философское учение Декарта — рационализм

Основные принципы классицизма представлены в таблице:

Характеристика Основные черты
Главная ценность Человеческий разум
Взаимоотношение личности и государства Гражданский и патриотический пафос
Характеры героев Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания.
Основные жанры Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея
Композиция Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей.

Характеры персонажей

Главный герой произведения Чацкий

  • Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
  • Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
  • Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
  • Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.

Еще статьи по пьесе Горе от ума:

Социально-политический конфликт

Чацкий спешно покидает столицу

Читайте также: