Совесть это в этике кратко

Обновлено: 07.07.2024

Совесть есть Этический Надзиратель, следящий за соблюдением нами известных нам норм, правил, уставов и законов Общего Блага, которые касаются Божественного Отношения ко всем существам.

За чéм следит в человеке Совесть ?

Совесть следит за тем, чтобы человек с корыстной целью не придумывал того, чего нет, и осознанно не пренебрегал тем, чтó есть.

Совесть следит за тем, чтобы человек не ставил свои телесно-духовные выгоды выше своих нравственных выгод, чтобы он понимал и помнил, что удовлетворение его телесных и духовных потребностей должно приносить пользу всем , а не только ему одному , потому что единичной пользы нет в Мироздании, есть или Общая польза или нет никакой пользы. Тот же, кому какое-то время удаётся стяжать себе всякие блага, обделив ими других , в конце концов потеряет всё и будет пребывать в лишениях столько времени, сколько необходимо для его возвращения в Общую Жизнь.

Совесть следит за тем, чтобы человек не считал свою жизнь важнее и дороже жизни других людей, ибо это неправда. Если бы это было правдой, человека не мучила бы Совесть после того, как он поддался этой неправде, и он не раскаивался бы и не просил прощения за своё поведение, продиктованное этим заблуждением.

Совесть следит за степенью честности человека и за степенью его лживости , за его стремлением к самообузданию и порядочности и за его нежеланием сдерживать себя и сползанием к низости, в зависимости от того, чтó, кáк, когдá, гдé и скóлько он отдаёт другим , и чтó, кáк, когдá, гдé и скóлько берёт от других .

Совесть следит за тем, насколько ради других человек напрягает себя , и насколько напрягает других ради себя . Так разумная душа следит за равномерной нагрузкой всех частей своего тела: она не может позволить ногам напрягаться больше, чем рукам, а мозгу — больше, чем сердцу, она не может заставлять глаза работать там, где должны работать уши, ибо знает, что постоянная перегрузка одного органа и постоянная незанятость других органов приводит к болезням и гибели всего организма.

Пророки, во всём подчинявшиеся Совести, являвшиеся Её воплощением, всегда предупреждали непослушных Ей людей о том, что перекосы, крайности и неравномерная нагрузка частей любого общественного организма, членов любого коллектива ведёт к его болезням и гибели. Но их не слушали, и потому общества и коллективы гибли, гибнут и будут гибнуть впредь.

Нужно отметить, что Совесть упрекает нас очень сильно именно тогда, когда мы ведём себя неправильно по отношению к другим людям , и — менее сильно, когда мы ведём себя неправильно по отношению к себе . Это происходит по той причине, что свою боль мы почувствуем вовремя, а значит на определённой черте мы остановимся. Когда же мы неправильно поступаем по отношению к другим людям , то есть заставляем их чрезмерно работать или терпеть лишения, то мы можем ничего не чувствовать вплоть до их смертельного исхода. И вот именно по этой причине Совесть упрекает нас намного скорее и сильнее из-за других людей , чем из-за нас самих . Когда мы неправильно ведём себя по отношению к себе , Её отношение к нам можно назвать упрёком-жалостью, упрёком-просьбой ; когда же мы ведём себя неправильно с другими , Её отношение к нам превращается в упрёк-гнев , упрёк-негодование вплоть до ярой ненависти к нам, несущей в себе огненное желание уничтожить нас.

Совесть есть Этический Надзиратель, с Которым человек имеет совместное знание о должном . Причём, это знание является знанием не только о внешнем и внутреннем мире, о физических и духовных способностях и возможностях самого человека, но, чтó самое главное, о степени нравственной чистоты человека, то есть о его способности или неспособности ко лжи, о степени его склонности к придумыванию в корыстных целях того, чего нет, и к скрыванию в корыстных целях того, что́ есть.

Совесть всегда знает того человека, которого опекает: Она знает его общественное происхождение и положение, условия его общественного бытия и воспитания, его взаимоотношения с обществом и близкими, его сословную или кастовую принадлежность, степень его образованности и невежества, его желания, силы, мечты и особенности его телесного, духовного и душевного организма, а также его предназначение и Смысл его жизни, — Она знает о нём всё , и исходя из этого знания требует от человека только того, что́ человек знает, может и должен. Вóт почему у каждого человека ”своя”, ”индивидуальная” Совесть, отличная от Совести других людей, потому что каждый знает, может и должен разное.

Для того, чтобы слышать упрёк относительно своего поступка или поведения, нужно знать разницу между должным и недопустимым , то есть нужно знать то, чтó знает об этом воспитавшее нас общество и Этический Надзиратель. Но знать это без стремления это узнать — невозможно. Вóт почему большинство людей не желают знать должное , ибо знание должного при нежелании его исполнять ввергает их в пучину нравственных мук, которые обрушивает на них Этический Надзиратель.

Совесть всегда следит за повиновением человека нормам того общества, членом которого он является. Если человек вынужден быть членом двух или трёх обществ, Совесть следит за ним втройне, ибо Она знает нормы всех обществ и законы всяческих отношений.

На всё это способна только Живая мыслящая Душа, а не категория , моральное понятие или некое качество духовной личности .

Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.

Логика совести иная. И это было осмыслено исторически довольно рано.

В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.

И это — тот долг, который человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном и последовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не может вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Богом означает помимо прочего смирение. Самомнение и заносчивость ему противоречат.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благу других людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга. Совершенствование — потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, что он достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве (подробнее об этом в теме 26).

Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.

1. В чем заключается императивность морали?

2. Как соотносятся ценностные и императивные характеристики морали?

2. Каковы основные подходы к проблеме соотношения должного и ценного в истории философии?

4. В чем выражается универсальность (всеобщность) моральных предписаний?

5. В чем заключается общность и различие между стыдом и совестью?

Гегель Г.В.Ф. философия права. М., 1990. С. 172–198.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. С. 299–329.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 243–283. Или по новому переводу: Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. М., 1997. Т. III. С. 99–205.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Совесть.

4. Совесть. - Если незнание есть поворотный пункт, из которого воздействует на нас исток всякой возможности, если головокружение и ужас понуждают к движению, если страх как сознание возможности быть уничтоженным в смешавшейся свободе (das bewu?tsein m?glichen Vertilgtwerdenk?nnens in verwirrter

§ 4. Совесть

§ 4. Совесть Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно личностных регуляторов поведения людей.Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный

2. Совесть

2. Совесть Кто бы ни говорил и ни размышлял над содеянным им злом, над подлостью, им совершенной, то, что он думает об этом, значит, что он поглощен – всей своей душой целиком погружен в свои мысли, а потому он все еще несвободен от своей подлости. И он наверняка не сможет

19 ИЮНЯ (Совесть)

19 ИЮНЯ (Совесть) Совесть есть сознание своего духовного начала. И только тогда, когда она есть такое сознание, она – верный руководитель жизни людей.1 В период сознательной жизни человек часто может заметить в себе два раздельных существа: одно – слепое, чувственное, и

10 CЕНТЯБРЯ (Совесть)

10 CЕНТЯБРЯ (Совесть) Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.1 Христианин, не знающий, откуда приходит и куда уходит Дух (Иоанна 3, 8), его оживляющий, тот Дух, которого не мерою дает Бог (Иоанна 3, 34), не может

23 ОКТЯБРЯ (Совесть)

§ 57. Совесть как зов заботы

§ 57. Совесть как зов заботы Совесть вызывает самость присутствия из потерянности в людях. Призванная самость остается в своем что неопределенной и пустой. В качестве чего присутствие, идя в толковании от озаботившего, ближайшим образом и большей частью понимает себя,

А. АВТОРИТАРНАЯ СОВЕСТЬ

А. АВТОРИТАРНАЯ СОВЕСТЬ Авторитарная совесть — это голос интериоризованного внешнего авторитета, авторитета родителей, государства или кого бы то ни было, кто окажется авторитетом в той или иной культуре. Если отношения людей к авторитетам остаются внешними, не

Совесть

Совесть Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, независима от мнения

а. Авторитарная совесть

а. Авторитарная совесть Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета: родителей, государства или того, кого данная культура признает авторитетом. До тех пор, пока отношение людей к авторитету остается внешним, лишенным этической санкции,

б. Гуманистическая совесть

б. Гуманистическая совесть Гуманистическая совесть не является интернализованным голосом авторитета, которому мы стремимся угодить и чьего неудовольствия боимся; это наш собственный голос, звучащий в каждом человеческом существе и не зависящий от внешних санкций и

Совесть [169]

Совесть[169] «Кто бы ни говорил и ни размышлял над содеянным им злом, над подлостью, им совершенной, то, что он думает об этом, значит, что он поглощен — всей своей душой целиком погружен в свои мысли, а потому он все еще несвободен от своей подлости. И он наверняка не сможет

в. Гуманистическая совесть

в. Гуманистическая совесть Гуманистическая совесть — это не интернализованный голос авторитета, которому мы стараемся угодить и недовольства которого мы боимся; это наш собственный голос, не зависящий от внешних санкций и одобрений. Какова же природа этого голоса?

Совесть

Совесть Иногда в жизни разыгрываются трагедии с сюжетом, настолько математически выверенным, что кажется: он сочинен для поучительного разбора на уроке этики или во время дискуссии на моральную тему.Для уроков и дискуссий порой действительно сочиняются, точнее

Совесть - сложное понятие, включающее в себя в качестве составных элементов другие феномены нравственной жизни. Исторически самая ранняя трактовка совести в древних культурах была связана с понятиями страха и стыда. Страх порождается в результате нарушения священных запретов, божественных заповедей, стыд происходит из осознания собственного падения, несоответствия своему

статусу. Но если стыд является непосредственной реакцией на факт проступка, то совесть напоминает человеку о виновности и требует раскаяния и исправления произошедшего. Отсюда следует указать на взаимосвязь совести с другой моральной категорией - ответственностью, ибо она позволяет не только осознать собственные ошибки, но и требует от человека глубоко продумывать возможные последствия его поступков. Но при этом ее нельзя понимать только как критическую оценку последствий поступков. Равным образом она позволяет нам прогнозировать события, предостерегать от совершения зла. В этой связи про человека, не совершившего тот или иной поступок из-за нежелания нанести кому-то вред, говорят, что он прислушался к голосу совести. Кроме того, совесть действует не только как укор, но и как одобрение нашего поведения, становясь сигналом, указующим на правильность избранного пути.

Философия Нового времени внесла в трактовку совести еще, по крайней мере, три важные черты. Во-первых, ей придавалась форма суда, вершимого разумом над эмоциональной, неустойчивой в деле исполнения моральных требований душой человека. Так, Кант смоделировал действие совести в нас в виде судебного процесса: «Когда принято решение о совершении поступка, тогда в совести выступает сначала обвинитель, а одновременно с ним и адвокат, при этом спор решается не полюбовно, а по всей строгости за-




Наконец, еще один нюанс окончательно закрепляется в размышлениях о совести Гегеля. Немецкий философ придал ей значение самостоятельного внутреннего диалога, который человек ведет сам с собой и тем самым демонстрирует независимость воли и разума. Правда, Гегель видел в этом факте недостаточность морального сознания, обреченного на одиночество. Совесть - его высшая точка развития, где оно понимает необходимость найти основу своих решений не только во внутренних мотивах, но также опереться на нечто более устойчивое, например традиции, принятые в обществе.

Философия XX в., обсуждая сущность совести, делала акцент на ее тесной связи с ответственностью. С этой точки зрения мы сможем полностью реализовать ее ценностный потенциал, если поймем, что она обращается к нам не толь-

Долг

Долг выражает самую очевидную, нормативную сторону морали и указывает человеку на его обязанности перед обществом и другими людьми. При этом он не требует себе награды и не ставит себя в зависимость от последствий поступка. На взгляд этической теории, он противостоит стремлению к счастью как мечте о благе, обретенном в награду за добродетель. Кроме того, мотив долга всегда считался признаком свободы и железной воли, поскольку человек, исполняющий его, не желает мириться ни с окружающими обстоятельствами, ни со своими слабостями. Поэтому соображения долга выходили на одно из первых мест в таких нравственных явлениях, как героизм, самопожертвование, самопреодоление.

В Античности главенствовала этика добродетелей, но уже и в ней началось осмысление долга. Впервые именно

В связи с тем что вся этика в современной философии строилась, отталкиваясь от критики кантианства, теории долга оказались практически невостребованными. В несколько измененном виде они вернулись в практическую философию в XX в. и сыграли определенную роль в социальной этике, видящей долг государства в том, чтобы обеспечить высокий уровень жизни всем слоям общества. Кроме того, условно деонтологическими можно назвать современные коммуникативные теории в этике, где людям вменяется в обязанность руководствоваться только теми принципами, которые могли бы найти поддержку всех участников глобального диалога.

Помимо широкого этического понимания долга в социальной практике принято выделять его более узкие разновидности. Одна из них - гражданский долг представляет собой осознание необходимости неукоснительно исполнять законы страны и все обязанности, вытекающие из статуса человека как гражданина государства. Другой вид - профессиональный долг указывает на надлежащее поведение с точки зрения обязанностей, налагаемых на человека в связи с его причастностью к профессиональному сообществу.

Любовь

Противоположностью долга, взятого в качестве нравственного мотива, в моральной философии считается любовь. Если долг приказывает, не спрашивая, чего мы хотим, то любовь - это жизнь, согласная с велением сердца, настроенная на избирательные межличностные отношения.

Любовь как сложное состояние человека изучается многими науками, ей посвящены сотни тысяч популярных трактатов, эссе, художественных и философских произведений. Нас же интересует именно ее этическое толкование. В этом смысле под ней традиционно понимались единственно правильные, идеальные отношения между людьми, противоположные ненависти и эгоизму. При этом достаточно трудно отделить любовь от других этических понятий, выступаю-

щих одновременно и как ее составные части, и как самостоятельные феномены. Жалость, сострадание, милосердие, уважение, симпатия, благоговение, наконец, дружба - все они отличаются от любви, но при этом каждое понятие выражает один из ее аспектов.

Христианская философия четко отделяет агапе от эроса, который она считает низменным вожделением. Истинная любовь только тогда обретает спасительную силу, когда

Последующий опыт осмысления любви в европейской философии привел к огромному количеству ее различных толкований. Можно отметить линию эроса, которая конечно же выходит за рамки этики. В ней выделяется прагматическая любовь, нацеленная на получение наиболее ценного сексуального удовольствия, и романтическая любовь, выраженная в бездонных, никем до конца не понятых отношениях между мужчиной и женщиной. При этом следует заметить, что последний вид любви, сопровождающийся страстью, ревностью, разлуками, авантюрами и множеством других явлений, в европейской культуре также стал возможным благодаря установленному христианством равенству между мужчиной и женщиной. Еще один важный проект осуществления подлинной любви появляется в культуре Возрождения. Под огромным влиянием Платона она истолковывается как творческий экстаз, благодаря которому человек понимает свою жизнь и окружающий его мир как произведение искусства и старается довести и то, и другое до совершенства. Существенное влияние эта идея оказала на русскую философию, в частности на Николая Александровича Бердяева (1874-1948) и Бориса Петровича Вышеславцева (1877-1954).

Вторая линия, связанная с агапе, значительно чаще становилась объектом этических размышлений. Так, наиболее близкой к аутентичному христианскому пониманию можно считать ее толкование в католицизме и православии как жертвенного, подвижнического служения своему ближнему,

позволяющего преодолеть эгоизм. Протестантское понимание, существенно повлиявшее как на этический рационализм, так и на мировоззрение либерализма, способствовало трансформации идеи любви в требование уважения к человеку как равной тебе по достоинству личности. Уважение не требует самопожертвования ради другого человека, но считает, что никто не имеет права нарушать его неотъемлемые права. Наконец, для современной философии характерно понимание любви как доброжелательного отношения к конкретному человеку, отягощенному повседневными проблемами. Рассматриваемая в качестве переживания, она трактуется как стремление обрести подлинность, целостность своего существования, исток творческого вдохновения и жизненных сил, преображающая энергия, дающая импульс к совершенствованию и наделяющая жизнь абсолютным смыслом.

Совесть - сложное понятие, включающее в себя в качестве составных элементов другие феномены нравственной жизни. Исторически самая ранняя трактовка совести в древних культурах была связана с понятиями страха и стыда. Страх порождается в результате нарушения священных запретов, божественных заповедей, стыд происходит из осознания собственного падения, несоответствия своему

статусу. Но если стыд является непосредственной реакцией на факт проступка, то совесть напоминает человеку о виновности и требует раскаяния и исправления произошедшего. Отсюда следует указать на взаимосвязь совести с другой моральной категорией - ответственностью, ибо она позволяет не только осознать собственные ошибки, но и требует от человека глубоко продумывать возможные последствия его поступков. Но при этом ее нельзя понимать только как критическую оценку последствий поступков. Равным образом она позволяет нам прогнозировать события, предостерегать от совершения зла. В этой связи про человека, не совершившего тот или иной поступок из-за нежелания нанести кому-то вред, говорят, что он прислушался к голосу совести. Кроме того, совесть действует не только как укор, но и как одобрение нашего поведения, становясь сигналом, указующим на правильность избранного пути.

Философия Нового времени внесла в трактовку совести еще, по крайней мере, три важные черты. Во-первых, ей придавалась форма суда, вершимого разумом над эмоциональной, неустойчивой в деле исполнения моральных требований душой человека. Так, Кант смоделировал действие совести в нас в виде судебного процесса: «Когда принято решение о совершении поступка, тогда в совести выступает сначала обвинитель, а одновременно с ним и адвокат, при этом спор решается не полюбовно, а по всей строгости за-

Наконец, еще один нюанс окончательно закрепляется в размышлениях о совести Гегеля. Немецкий философ придал ей значение самостоятельного внутреннего диалога, который человек ведет сам с собой и тем самым демонстрирует независимость воли и разума. Правда, Гегель видел в этом факте недостаточность морального сознания, обреченного на одиночество. Совесть - его высшая точка развития, где оно понимает необходимость найти основу своих решений не только во внутренних мотивах, но также опереться на нечто более устойчивое, например традиции, принятые в обществе.

Философия XX в., обсуждая сущность совести, делала акцент на ее тесной связи с ответственностью. С этой точки зрения мы сможем полностью реализовать ее ценностный потенциал, если поймем, что она обращается к нам не толь-

Долг

Долг выражает самую очевидную, нормативную сторону морали и указывает человеку на его обязанности перед обществом и другими людьми. При этом он не требует себе награды и не ставит себя в зависимость от последствий поступка. На взгляд этической теории, он противостоит стремлению к счастью как мечте о благе, обретенном в награду за добродетель. Кроме того, мотив долга всегда считался признаком свободы и железной воли, поскольку человек, исполняющий его, не желает мириться ни с окружающими обстоятельствами, ни со своими слабостями. Поэтому соображения долга выходили на одно из первых мест в таких нравственных явлениях, как героизм, самопожертвование, самопреодоление.

В Античности главенствовала этика добродетелей, но уже и в ней началось осмысление долга. Впервые именно

В связи с тем что вся этика в современной философии строилась, отталкиваясь от критики кантианства, теории долга оказались практически невостребованными. В несколько измененном виде они вернулись в практическую философию в XX в. и сыграли определенную роль в социальной этике, видящей долг государства в том, чтобы обеспечить высокий уровень жизни всем слоям общества. Кроме того, условно деонтологическими можно назвать современные коммуникативные теории в этике, где людям вменяется в обязанность руководствоваться только теми принципами, которые могли бы найти поддержку всех участников глобального диалога.

Помимо широкого этического понимания долга в социальной практике принято выделять его более узкие разновидности. Одна из них - гражданский долг представляет собой осознание необходимости неукоснительно исполнять законы страны и все обязанности, вытекающие из статуса человека как гражданина государства. Другой вид - профессиональный долг указывает на надлежащее поведение с точки зрения обязанностей, налагаемых на человека в связи с его причастностью к профессиональному сообществу.

Любовь

Противоположностью долга, взятого в качестве нравственного мотива, в моральной философии считается любовь. Если долг приказывает, не спрашивая, чего мы хотим, то любовь - это жизнь, согласная с велением сердца, настроенная на избирательные межличностные отношения.

Любовь как сложное состояние человека изучается многими науками, ей посвящены сотни тысяч популярных трактатов, эссе, художественных и философских произведений. Нас же интересует именно ее этическое толкование. В этом смысле под ней традиционно понимались единственно правильные, идеальные отношения между людьми, противоположные ненависти и эгоизму. При этом достаточно трудно отделить любовь от других этических понятий, выступаю-

щих одновременно и как ее составные части, и как самостоятельные феномены. Жалость, сострадание, милосердие, уважение, симпатия, благоговение, наконец, дружба - все они отличаются от любви, но при этом каждое понятие выражает один из ее аспектов.

Христианская философия четко отделяет агапе от эроса, который она считает низменным вожделением. Истинная любовь только тогда обретает спасительную силу, когда

Последующий опыт осмысления любви в европейской философии привел к огромному количеству ее различных толкований. Можно отметить линию эроса, которая конечно же выходит за рамки этики. В ней выделяется прагматическая любовь, нацеленная на получение наиболее ценного сексуального удовольствия, и романтическая любовь, выраженная в бездонных, никем до конца не понятых отношениях между мужчиной и женщиной. При этом следует заметить, что последний вид любви, сопровождающийся страстью, ревностью, разлуками, авантюрами и множеством других явлений, в европейской культуре также стал возможным благодаря установленному христианством равенству между мужчиной и женщиной. Еще один важный проект осуществления подлинной любви появляется в культуре Возрождения. Под огромным влиянием Платона она истолковывается как творческий экстаз, благодаря которому человек понимает свою жизнь и окружающий его мир как произведение искусства и старается довести и то, и другое до совершенства. Существенное влияние эта идея оказала на русскую философию, в частности на Николая Александровича Бердяева (1874-1948) и Бориса Петровича Вышеславцева (1877-1954).

Вторая линия, связанная с агапе, значительно чаще становилась объектом этических размышлений. Так, наиболее близкой к аутентичному христианскому пониманию можно считать ее толкование в католицизме и православии как жертвенного, подвижнического служения своему ближнему,

позволяющего преодолеть эгоизм. Протестантское понимание, существенно повлиявшее как на этический рационализм, так и на мировоззрение либерализма, способствовало трансформации идеи любви в требование уважения к человеку как равной тебе по достоинству личности. Уважение не требует самопожертвования ради другого человека, но считает, что никто не имеет права нарушать его неотъемлемые права. Наконец, для современной философии характерно понимание любви как доброжелательного отношения к конкретному человеку, отягощенному повседневными проблемами. Рассматриваемая в качестве переживания, она трактуется как стремление обрести подлинность, целостность своего существования, исток творческого вдохновения и жизненных сил, преображающая энергия, дающая импульс к совершенствованию и наделяющая жизнь абсолютным смыслом.

Труд

Примеры проявления совести

Совесть представляет собой сложное психологическое явление, принимающее много разных форм. Чаще всего она проявляется как:

  • корректирующий фактор, заставляющий менять своё поведение в соответствии с представлениями о морали и нравственности;
  • побуждающий фактор, заставляющий человека целенаправленно предпринимать действия, соответствующие его идеалам;
  • запрещающий фактор, не позволяющий совершать плохие поступки, за которые будет стыдно перед окружающими или самим собой;
  • оценочный фактор, заставляющий нас оценивать каждый совершённый поступок и оказывающий соответствующее влияние на психоэмоциональное состояние.

Совесть не позволяет человеку игнорировать наличие выбора. Если присутствует возможность сделать (или не сделать) нечто, что повлияет на благополучие других людей, совесть привлекает наше внимание к этому выбору, не позволяя пройти мимо. Кроме того, совесть постоянно оценивает этичность наших мыслей, заставляя нас чувствовать вину даже в случае, если никаких дурных поступков за этими мыслями не последовало.

Совесть в понимании Фрейда

С точки зрения Фрейда, формирование совести связано с психосексуальным развитием. Маленький ребёнок ничего не знает о морали, нравственности, справедливости, эстетике и других категориях, определяющих совесть. Его можно назвать аморальным, поскольку он ещё не умеет ограничивать себя в своих желаниях и не понимает, почему какие-то поступки могут быть плохими. Поэтому роль совести для ребёнка играют родители – они наказывают и поощряют его, давая понять, какое поведение для него является желательным.

Таким образом, Фрейд приписывает совести двойственную природу. С одной стороны, она представляет собой добродетель, обеспечивающую человеку моральный, нравственный и этический самоконтроль. С другой стороны, это суровый внутренний судья, который может подвергнуть человека излишне жестокому моральному наказанию и даже спровоцировать расстройство психики.

Совесть в представлении философов

Поскольку в философии рассматриваются различные трактовки природы совести, её роль в жизни человека также определяется по-разному. Она может рассматриваться и как позитивный фактор, и как негативный. В первом случае совесть считается зовущей, мотивирующей, побуждающей к совершению правильных поступков. Во втором – критичной, судящей, укоряющей, устрашающе-предостерегающей. Также в данное понятие часто вкладывается религиозный подтекст, и совесть рассматривается как голос Бога, наставляющий и направляющий нас.

Отличия совести от стыда

Стыд – это сильно выраженная отрицательная эмоция, возникающая при наличии внешнего наблюдателя. То есть, человек испытывает стыд в тех ситуациях, когда ему кажется, что кто-то неодобрительно воспринимает совершённый им поступок. Ключевая особенность стыда заключается в том, что стыдно может быть перед кем-то. Большинство людей не беспокоится о том, что выглядит смешно, глупо или неуклюже, если этого никто не видит. Основная причина стыда – страх разочаровать другого человека, в результате чего его отношение может измениться в худшую сторону.

В отличие от стыда, совесть – это строго внутреннее качество, моральный компас, подсказывающий нам, какой выбор сделать в той или иной ситуации. Она позволяет нам самостоятельно оценивать свои поступки до, во время и после их совершения. Если обязательное условие для стыда – наличие внешнего наблюдателя, то совести таковой не нужен. Даже точно зная, что о плохом поступке никто не узнает, человек всё равно будет терзаться муками совести.

Стыд – явление относительное, зависящее от культуры. Если в определённом обществе какое-то поведение считается нормой, то и стыда оно не вызывает. В другом обществе такое поведение может считаться предосудительным, и человек, уличённый в чём-то подобном будет сгорать от стыда. Совесть всегда работает одинаково. Конечно, она зависит от моральных и этических представлений, принятых в определённом обществе. Но представления о добре и зле во всех культурах примерно одинаковы.

Откуда берётся совесть?

На протяжении большей части человеческой истории люди приписывали совести божественную природу. То есть, они считали, Бог наделил нас ей, чтобы ограничить возможность вредить окружающим. Но по мере развития философии, биологии и психологии, появились и более научные объяснения. В частности, Дарвин в своих работах об эволюции писал, что у нас есть внутреннее стремление заботиться о других особях своей популяции. И совесть является регулирующим механизмом, который активизируется, если мы начинаем действовать эгоистично.

Если вынести за скобки религиозные и мистические предположения, существует две основных теории возникновения совести:

  • эволюционная (совесть – возникший в результате естественного отбора механизм регуляции отношений в обществе);
  • интуитивная (совесть – эстетическое переживание, стремление к моральному и нравственному совершенству).

Стоит отметить, что вторая теория не отрицает влияния эволюционных процессов. Просто она исходит из того, что совесть – это внутреннее стремление человека к самосовершенствованию, желание быть идеальным, гордиться собой и своим моральным обликом.

Если же говорить о том, откуда берётся совесть у конкретного человека, то здесь также рассматривается два варианта:

  • она является врождённой особенностью;
  • она приобретается в процессе социализации.

Первая версия ближе к эволюционной теории. Она подразумевает, что наличие совести заложено в нас на генетическом уровне. Конечно, для её корректной работы важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое добро и что такое зло. Только умея различать эти две категории, возможно руководствоваться совестью при совершении морального выбора. Кроме того, для полноценного формирования совести важно, чтобы ребёнок совершил некоторые ошибки и ощутил её влияние.

Зигмунд Фрейд предложил альтернативную теорию, согласно которой совесть формируется в процессе психосексуального развития. В детстве ребёнок аморален, не умеет отличать добро от зла, не способен ограничивать себя в своих желаниях. Родители и воспитатели, поощряющие или наказывающие его, формируют у него базовые представления о добре и зле, которые и служат основой для совести.


Последняя книга профессора Ильина посвящена важнейшему аспекту нравственности личности – психологии совести и ее составляющих – вине и стыду. До сих пор эта проблема недостаточно изучена в отечественной психологии. В книге описаны имплицитные и научные представления о совести, ее природе, роли и функциях. Рассмотрены вопросы о чувстве долга, эмоции вины и угрызениях совести, различные аспекты переживания стыда. Помимо анализа литературы по данной проблеме в книге приведен обширный библиографический список, а также методики изучения совести, вины и стыда. Издание предназначено для психологов, педагогов, социологов, специалистов по межличностным отношениям, а также для студентов вузовских факультетов соответствующих профилей.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Раздел первый. Совесть и ее психологическая характеристика

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология совести. Вина, стыд, раскаяние предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел первый. Совесть и ее психологическая характеристика

Глава 1. Совесть

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

Совесть в философии — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль на основе различения добра и зла, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности, ответственности за свое поведение.

Совесть в психологии — это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием личностью своего долга и ответственности как перед отдельными людьми, так и перед обществом.

В Историческом словаре совесть определяется как нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений.

В Психологическом словаре (под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) совесть обозначается как одно из выражений нравственного самосознания личности, проявляющееся как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (1985, с. 825. В последующих изданиях в основном излагается данная трактовка).

Совесть человека не зависит от мнения других людей, соотносясь только с долгом. Руководствуясь своей совестью, человек судит свои поступки как бы от своего имени. Поэтому совесть действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует.

Австрийский психиатр В. Франкл именует совесть органом смысла, с помощью которого субъект получает способность обнаруживать личностную значимость каждой переживаемой ситуации. При этом совесть нередко помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям. Повседневная жизненная практика изобилует примерами того, как при определенных обстоятельствах чисто теоретические понятийные оценки совести становятся мощными, практически действенными стимулами, способными противостоять труднейшим обстоятельствам реальной жизни.

Оценке совести прежде всего подлежит все, что произвольно, то есть обусловленные мотивами деятельность и поведение человека. Однако и непроизвольные реакции человека могут подвергаться суду совести, например осуждение себя за проявленную трусость из-за возникшего страха.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Д. Дидро

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца.

Л. Фейербах

В качестве нравственного регулятора совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями и выражает ответственность человека прежде всего перед самим собой.

1.2. Имплицитные представления о совести

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, зарекаясь не совершать ничего подобного впредь, ребенок чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент он слышит голос своей совести, но не знает, как назвать происходящее с ним.

Из этих данных видно, что у школьников и студентов нет четкого представления о сущности совести, их представления туманны и расплывчаты, хотя практически все правильно относят совесть к нравственной сфере человека. И действительно, подавляющее большинство опрошенных школьников отмечало, что выполнять задания им было трудно, часть заданий в анкете осталась невыполненной, что может свидетельствовать о слабой осознанности подростками понятия совести.

Поэтому закономерно, что примеры проявления совести в жизни, в литературе или кино (уступать место пожилым людям в транспорте, оказывать помощь близким и друзьям, не присваивать чужие деньги, вести благотворительную деятельность), примеры проявления отсутствия совести (списывание, грубость при ссоре, мелкий обман) указали лишь 58 % от общего числа опрошенных молодых людей.

Кроме того, в исследовании Л. Ш. Мустафиной выявилось следующее: 1) школьники значимо чаще студентов соглашаются, что совесть независима от мнения окружающих; 2) школьники в большей степени, чем студенты, согласны с врожденным характером совести; 3) студенты чаще, чем школьники, соглашаются, что совесть помогает уважать других и самого себя и способствует нормальным отношениям между людьми.

Согласно имплицитным представлениям о совести, выявленным в исследовании В. Х. Манеровым, совесть — это: голос Бога; совокупность положительных качеств личности; контролер, регулятор поведения; учитель, советчик; источник отрицательных эмоций; источник положительных эмоций; центр личности; метафора.

По данным В. Х. Манерова, студенты имеют довольно устойчивые представления о совести, так как в течение четырех лет стабильно отмечали у себя следующие ее проявления: звучание голоса сердца, удерживающего от некоторых поступков; наличие в каждом человеке внутреннего стержня; переживания из-за отсутствия возможности помочь нуждающимся; переживания из-за причинения боли близким людям; укоры совести; студенты не согласны с тем, что нравственность и совесть — понятия, имеющие слабое отношение к реальной жизни; по их мнению, безнравственные поступки больше вредят тем, кто совершает их; они не согласны с утверждением о том, что им не хотелось бы воспитывать своих детей как совестливых людей.

Приведенный блок утверждений, с которыми соглашаются или не соглашаются информанты, неизменно фиксируемый в течение нескольких лет, позволяет утверждать, пишет В. Х. Манеров, о существовании в сознании позитивно окрашенного общечеловеческого комплекса нравственных представлений, восходящего к образу позитивной, принимаемой совести, выполняющей функции различения добра и зла и направляющей ее обладателя к добру.

В исследовании Ван Хаоюя (2013) были выявлены некоторые культурные различия в представлениях о совести китайских и российских студентов. У китайских студентов достоверно чаще включаются понятия, связанные с родиной, а также с позитивными качествами личности и явлениями искусства (последнее для студентов, обучающихся в КНР). В системе представлений о совести российских студентов наблюдается тенденция к более высоким оценкам ее позитивности и силы. Особенность изобразительного аспекта представлений о совести проявляется в графической символике: у китайских студентов — в изображении совести как красивого природного явления и человека в спокойном состоянии, у российских — в изображении человека в позитивном контексте. В представлениях о совести китайских студентов (на родине) содержится меньшая выраженность регулирующей функции и большая — эмотивной. В выборке китайских студентов, обучающихся в России, выявлены признаки сближения их представлений о совести с российскими, а также реакции на пребывание в иной культурной среде.

1.3. Роль и функции совести

Однако тема совести раскрывалась и с общечеловеческих позиций нравственности.

«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.

«А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.

Однако, несмотря на явную беспросветность, писатель все-таки делится с читателем своей верой в исцеляющую, преобразующую силу совести и таким образом предоставляет выбор — быть или не быть ему с совестью.

В общественном сознании превалирует мнение, что совесть человеку необходима. По данным опроса, проведенного среди 1622 отечественных пользователей Интернета, так считает большинство опрошенных (1320); лишь 226 человек ответили, что без совести можно обойтись, а еще 23 человека затруднились дать ответ [16] .

Данные исследования Л. Ш. Мустафиной (2012) подтверждают эту статистику: 29 % респондентов отметили, что совесть необходима для существования человека; 35 % — что совесть помогает все делать лучше; 29 % — что совесть уберегает от неисправимых ошибок; 33 % — что совесть позволяет людям доверять друг другу. В то же время 36 % респондентов затруднились ответить, а 30 % заявили, что от совести многие люди хотят избавиться, это чувство мешает. Были и более агрессивные оценки совести: совесть не нужна; человек с совестью — слабый и боязливый; от совести нужно отвыкать; совесть нужна для личной выгоды.

Н. В. Марьясова (2008) при исследовании основных параметров духовности соотечественников выявила, что совесть определяется респондентами как важнейшее качество, проявляющееся в сложных этических ситуациях, и имеет определяющее значение для достижения счастья.

М. И. Воловикова (2002) на основе исследований правового сознания у россиян пришла к выводу о глубокой взаимосвязи данного феномена с совестью.

Возникает вопрос: почему большинство респондентов считают совесть необходимой, то есть зачем нужна совесть, каковы ее функции?

Совесть как хомяк — или спит или грызет.

Главная функция совести — осуществление самоконтроля. Совесть помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям, соблюдать абсолютные моральные запреты, требующие при всех обстоятельствах избегать некоторых действий, сколь целесообразными они не представлялись бы, какие разумные обоснования для них не возникали бы. Поэтому совесть вызывала негативное отношение у рационалистов-просветителей XVIII столетия. Видный представитель этого философского направления Ж. Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освобождение от власти совести.

Контролирующая роль совести особенно отчетливо видна при преодолении соблазнов. Соблазны всегда имеют разумные основания для того, чтобы им поддаться. Совесть — это последнее препятствие, которое нравственная природа человека ставит перед соблазняющими доводами разума.

Совесть имеет две функции: предупреждающую и ретроспективную.

Кроме того, совесть проявляет себя:

• как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку;

• как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; совесть не дает человеку возможности не заметить стоящий перед ним выбор;

• как корректирующий фактор во время действия;

• как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков.

Совесть непрерывно оценивает этический характер наших мыслей, указывает на возникающие дурные помыслы или на попытки самооправдания.

Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести.

М. Е. Салтыков Щедрин

Выполнение совестью ее функций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

1.4. Генезис совести

На протяжении многих веков люди задаются вопросом о происхождении совести, и неудивительно, что высказываются разные мнения. В основном понимание возникновения совести сводится к двум противоположным теориям — интуитивизму и эволюционизму. Согласно первой, совесть имеет божественное происхождение и дана человеку при рождении, согласно второй — совесть воспитывается в онтогенезе.

Представлять себе совесть чем-то полученным в результате обучения может лишь тот, кто воображает, будто она была уже в предыстории, когда возникли первые моральные реакции. Совесть — далеко не единственный автономный внутренний фактор, противостоящий воле субъекта.

В этом интуитивизм смыкается с религиозной этикой, рассматривающей совесть как голос внутри каждого человека иного трансцендентного мира. Голос совести при таком подходе рассматривается в качестве голоса Бога в человеке как выразителя Божьей правды. Совесть, утверждают религиозные мыслители, есть внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную жизнь человека, живущего верой в Бога.

В то же время интуитивизм не отрицает развитие совести и зависимость ее проявлений от исторических условий в пространстве и времени, но считает зародыш совести основным свойством человеческого духа. Французский историк и поэт А. де Ламартин в этом смысле называет совесть la loi des lois (закон законов).

Эволюционизм рассматривает совесть как чисто человеческий феномен. Он объясняет развитие совести из психологических и социологических условий жизни человека. Философы-материалисты XVII–XVIII веков (Локк, Спиноза, Гоббс и другие), отрицая врожденный характер совести, обращают внимание на ее зависимость от общественного воспитания, условий жизни и интересов личности. Совесть начинает проявляться, когда ребенок усваивает, что такое добро и зло, что из совершаемых им поступков приносит ему или чувство удовлетворения, или муки.

Трактовка совести как результата интериоризации морального опыта человечества присуща приверженцам социологического подхода к интерпретации нравственной жизни. Совесть с точки зрения такого подхода это обобщенный и интериоризированный (перенесенный во внутренний план психической жизни) опыт значимых других (родителей, воспитателей, учителей, сверстников, литературных героев и других референтных личностей). На основе освоения этого опыта и формируется совесть как нравственная способность самооценки и самоконтроля.

З. Фрейд не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка.

Читайте также: