Классификация и виды туроперейтинга кратко

Обновлено: 30.06.2024

Особого внимания заслуживает вопрос классификации и выделения видов туроператорских организаций. Можно предложить классификацию туроператоров по следующим основаниям.

По своему отношению к исполнителям и потребителям туристских услуг туристские организации подразделяются на туроператоров и турагентов. Это одно из основных делений туристских организаций, где туроператоры определяются как основные хозяйствующие субъекты туристского рынка.

В зависимости от вида собственности можно говорить о существовании туристских организаций: государственной (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), муниципальной, частной, собственности общественных организаций, кооперативной, совместной (находится в собственности двух или более лиц, принадлежащая им на праве общей собственности).

По специализации все туроператорские организации можно разделить на аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров.

Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туристских продуктов. В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туроператора и авиакомпаний можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нонфлайтеров.

Флайтер – аутгоинговый туроператор, являющийся активным фрахтователем воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно выделить абсолютных и относительных флайтеров. Абсолютный флайтер – туроператор, полностью приобретающий по до говору чартера воздушное судно, а относительный флайтер – более мелкий туроператор, действующий в рамках пула, – временно создаваемого объединения, участники которого разделяют между собой салон самолета на блоки кресел. Нон-флайтер – аутгоинговый туроператор, форма работы которого не подразумевает фрахт воздушных судов.

Аутгоинговых туроператоров, в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами, можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества аутгоингового туроператора с иностранным курортом заключается в доверении наземного обслуживания своих туристов иностранному партнеру – принимающей стороне (meet-компании, инкаминговому туроператору). Презентативная форма аутгоингового туроперейтинга является высшей стадией развития туроперейтинга и характеризуется наличием у туроператора представительства на курорте.

Схема работы инициативного туроператора представлена на рис. 1.4.


Рис. 1.4. Схема работы инициативного туроператора

В отличие аутгоинга инкаминг (принимающий или рецептивный туроперейтинг) есть функция туроператора по разработке, продвижению и организации туристских продуктов, предполагающих поездки по территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. Именно инкаминг для страны является наиболее приоритетным направлением туроператорской деятельности, поскольку от его развития напрямую зависят объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры туризма и гостеприимства, дорожного и иного хозяйства.

Наконец, инсайдинг – вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний туристский продукт, т. е. туристские поездки по территории своей страны и для своих сограждан. Инсайдинг активно поддерживается государством, так как не приводит к оттоку денежных средств и положительно влияет на экономику регионов. К тому же инсайдинг – это самый дешевый и простой в плане технологии организации и договорного обеспечения, но в то же время и наименее прибыльный вид туроперейтинга.


Рис. 1.5. Схемы работы туроператора-посредника и истинного туроператора

Профиль работы туроператора есть доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туристских продуктов, доля которых в объеме продаж туроператора максимальна, продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора, в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма, с которыми потребитель идентифицирует туроператора на туристском рынке.

Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туристских продуктов. Позитивными чертами многопрофильности являются большие возможности охвата рынка, возможность комбинирования двух и более туристских продуктов в один, гибкость в работе и расстановка акцентов на том или ином направлении, меньшая зависимость туроператоров от направлений и исполнителей услуг. Однако многопрофильность требует значительных капиталовложений, кадровых ресурсов и чревата снижением качества туристского продукта.

По виду туризма, виду туристского продукта и сегменту рынка туристские организации можно подразделить на туроператоров, занимающихся рекреационным и лечебным, экскурсионным, деловым, этническим и ностальгическим, спортивным, приключенческим, молодежным и студенческим, семейным туризмом, специфическими видами туризма, индивидуальным туризмом, групповым, массовым туризмом.

В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турпоездках, туроператор может с пециализироваться на продаже авиационных турпакетов, круизов, железнодорожных и автобусных туристских поездок. Таким образом, в зависимости от того, какой вид туристских продуктов в ассортименте туроператоров является доминирующим, они могут специализироваться, например, на круизах или автобусных поездках.

Специализироваться туроператоры могут и на продаже индивидуальных или групповых туристских продуктов. Принципиально важным является вопрос о том, какие именно туристские поездки являются групповыми. В частности, принято считать групповыми туристские поездки с числом участников от 15–20 человек. Но автобусная поездка на Черное море с 20 туристами в автобусе будет считаться групповой, а поездка в Анталию на самолете не будет, так как вместимости автобуса и самолета различны. Следовательно, групповыми туристскими поездками мы будем считать поездки, когда туроператору выгодно приобретать не отдельные билеты у перевозчиков, а арендовать транспортное средство у компании-перевозчика целиком.

К примеру, в Берлин из Саратова ходит регулярный автобус. Стоимость билета в оба конца 300 дол. США. Аренда автобуса целиком в оба конца обойдется туроператору в 7500 дол. США. Если туроператор реализует десять туристских продуктов на конкретный заезд, ему выгоднее приобрести билеты на проезд у организации-перевозчика, поскольку 3000 дол. США намного меньше 7500 дол. США. Однако продав уже 30 мест на автобус, туроператору экономически более выгодно арендовать автобус полностью – на аренде он сэкономит 1500 дол. США.

Каждый туроператор является специалистом в организации конкретного вида туристских поездок или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль деятельности туроператора может быть как популяризован (т. е. широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. Следовательно, профиль работы туроператора может различаться по направлениям.

Популярными являются направления работы туроператора, в которых им организуются регулярные групповые поездки в течение всего туристского сезона (например, поездки в Египет, Турцию, Италию, Францию). Непопулярные же направления отличаются тем, что туристские поездки в них организуются либо в индивидуальном порядке, либо нерегулярно в течение всего туристского сезона (к примеру, поездки в Таиланд, Малайзию, на Сейшельские и Канарские острова и т. д.).

В зависимости от направления работы профиль туроператора может быть сильно концентрированным, когда туроператор специализируется на работе с ограниченным количеством отелей на определенном курорте (такой профиль работы распространен среди туроператоров, имеющих оплаченные блоки мест в ряде отелей), концентрированным, когда туроператор специализируется на работе со многими отелями узкого перечня курортов (данная специализация распространена среди туроператоров, имеющих стабильные договорные отношения с принимающими туроператорами либо небольшие квоты мест во многих отелях курортов) и рассеянным, когда туроператор в принципе предлагает большой перечень курортов в нескольких странах (работа по разовым заявкам).

В зависимости от ценовой категории направление работы туроператора может быть дорогим и недорогим. Дороговизна того или иного направления определяется географической удаленностью дестинации, уровнем жизни населения принимающего региона. Например, в силу географической удаленности и высокого уровня жизни дорогими являются США, Канада, Япония, Австралия и др. Европа – географически более близкая к нашей стране, является и более дешевой, несмотря на высокий уровень жизни населения. В то же время Таиланд и Малайзия, в силу своей географической удаленности (даже несмотря на низкий уровень жизни населения) и, соответственно, дороговизны авиаперелета, являются направлениями очень дорогими.

Свою классификацию туроператоров по видам деятельности (профилю) предлагала в своих работах Е.Н. Ильина, подразделяя их:

? на туроператоров массового рынка, реализующих туристские продукты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма;

? специализированных туроператоров, которые специализируются на определенном туристском продукте или сегменте рынка (страна, вид туризма и др.) и могут быть туроператорами специального интереса (например, организация экологических и сельских туристских поездок, приключенческий туризм, сафари), специального места назначения (например, поездки в США, Италию, Турцию), определенной клиентуры (например, молодежь, семейные пары, бизнесмены, пенсионеры), специальных мест размещения (например, дома отдыха, пансионаты, турбазы, санатории), использующими определенный вид транспорта (поезда, самолеты, автобусы, морские и речные суда).

Классифицируют туроператоров и по размерам, выделяя при этом крупные, средние и мелкие организации. К крупным туроператорам относятся туристские организации, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет 30–35 млн дол. США. В группу средних туроператоров входят туристские организации с клиентурой от 30 до 100 тыс. человек в год. К категории мелких туроператоров относятся туристские организации, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов.

По стране функционирования выделяются организации страны потребителя туристских услуг и организации страны исполнителя туристских услуг.

Туристские организации, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, называются принимающими или рецептивными туроператорами. Их главной особенностью является наличие у них тесных связей с организациями туристской индустрии своей страны, выступающими в качестве исполнителей туристских услуг для иностранных туристов, а также с иностранными туристскими организациями, выполняющими роль поставщиков иностранных потребителей туристских услуг.

Туристские организации, специализирующиеся на организации туристских поездок граждан своей страны за границу, называют отправляющими или инициативными туроператорами. Для этих организаций исключительную важность представляет наличие широких возможностей работы на рынке выездного туризма своей страны, т. е. привлечение из числа местных жителей потребителей туристских услуг за границей, и хорошие деловые связи с иностранными туристскими организациями, обеспечивающими исполнение этих услуг.

По региону деятельности туроператоры подразделяются на местных, региональных, межрегиональных и международных.

Виды туроперейтинга и туропера­торов зависят от географии путешествий, от страны или региона пребывания. Различают следующие виды туроперейтинга: выездной, въездной и внутрен ний, соответственно на рынке туристских услуг работают туроператоры, ори­ ентированные на выездной, въездной или внутренний туризм.

Выездной туроперейтииг — деятельность по разработке, продвижению и реализации туров для туристов своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный, требующий приложения максимальных усилий и самых больших капиталовложений вид туроператорской деятельности.

Сложность выездного туроперейтинга состоит прежде всего в необходимос ти досконального изучения продаваемого направления. Туроператор должен не только владеть исчерпывающей информацией о продаваемых им средствах размещения, экскурсионных программах, организуемых трансферах, порядке оформления въезда в страну, но и знать политику местных властей, дей ствующие в стране пребывания законы и нормы поведения, ее обычаи, возможности принятия мер безопасности для туриста и его имущества, особен ности местной кухни, графика работы досуговых и зрелищных заведений.

Другой причиной сложности выездного туроперейтинга является необхо­димость деловых контактов с зарубежными партнерами, требующая от пер сонала, кроме знания иностранных языков, умения учитывать целый ряд факторов:

♦ разницу во времени — наиболее сложна организация туров между полушариями Земли (Европа и США, Южная Америка и Азия и т.д.) из-за не оперативности подтверждения заявок;

♦ особенности организации работы в принимающей стране (длительность перерывов, время начала и окончания рабочего дня, национальные выход ные и праздничные дни и т.д.);

♦ уровень развития средств связи в принимающей стране (возможность работы с курортом на Интернет-, факс-уровнях);

♦ психические и социальные особенности работников зарубежных фирм- партнеров (уровень их ответственности, оперативности, профессионализма и т.д.);

♦ географическую удаленность партнеров (высокая стоимость командировок, информационных и стади-туров вынуждает туроператоров доверять партнерам на слово);

♦ низкая возможность выиграть процесс и большие издержки в случае судебных разбирательств туроператора с зарубежными партнерами, в осо бенности, если по договору сотрудничества все конфликтные ситуации рас сматриваются судами принимающей стороны.

Сложность выездного туроперейтинга обусловлена также необходимо стью международных расчетов и большой зависимостью от факторов косвен ного влияния на туристский рынок (экономическая, политическая, экологи ческая ситуации как принимающей, так и отправляющей страны).

Несмотря на все трудности выездного туризма, в его сфере существует жесткая конкуренция между операторами, что подтверждает тенденцию роста объемов международного туризма во всем мире.

Для обеспечения более качественной работы по организации выездных туров туроператоры сотрудничают с зарубежными партнерами в одном из двух направлений:

♦ обслуживание туристов представителями отправляющего туроператора
(как частным лицом, так и отделениями или филиалами за рубежом).

Въездной туроперептинг — деятельность по разработке, продвижению и организации туров на территорию собственной страны для иностранных граждан.

Въездной тур является наиболее приоритетным направлением туроперей-тинга, поскольку от его развития напрямую зависят объем валютных поступ лений в экономику страны, ситуация на рынке рабочей силы, уровень разви тия инфраструктуры. Организация въездного туризма также требует от ту­ роператора определенного уровня профессионализма и опыта работы с целью эффективного преодоления следующих проблем:

♦ планирование и проектирование туристского продукта должно подра зумевать возможности модификации в зависимости от особенностей потреб ностей приезжающих туристов. К этим особенностям можно отнести как обычную стыковку тура по времени отправления и прибытия туристов в при нимающую страну, количеству дней, проводимых в ней туристами, так и возможные изменения в ассортименте предлагаемых отелей, количестве и качестве трансфера и экскурсий, условиях страхования, организации досу- говых мероприятий, необходимые для максимального удовлетворения по требностей туристов, определяемых их национальной принадлежностью, со циальным статусом, самоцелями путешествия и т.д.;

♦ въездные туры требуют от туроператоров приложения усилий для про движения турпродукции на зарубежных туристских рынках. Туроператор должен не только предоставить традиционные каталоги предлагаемых оте лей, программ туров и ценовых приложений, но и донести до зарубежных потенциальных туристов информацию о своей стране, особенностях и уни кальности ее туристского потенциала, убедить их в необходимости собствен ными глазами увидеть памятники, достопримечательности, объекты приро ды своей родины, уверить в полной безопасности поездки. Чтобы довести до потребителя столь большой объем информации, специализирующийся на приеме туроператор обязан участвовать в проводимых международных выставках, особенно в зарубежных, организовывать инфотуры для своих зару бежных коллег. Помимо участия в выставочной работе, необходимы меро приятия рекламного и PR -плана, проводимые на интересующих оператора зарубежных рынках. Туроператор может рассчитывать на поддержку вла стей своей страны, которые не меньше него самого заинтересованы в увели чении объемов въездного туризма;

♦ въездной туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа принимающей страны. Если принять во внимание увеличение активности международного терроризма, сепаратистские тенденции во многих государ ствах мира, а также рост конкуренции между странами, можно предполо жить, что сегодня достаточно лишь одного происшествия, чтобы подорвать положительный имидж страны.

Существуют определенные преимущества въездного туроперейтинга перед выездным. Туроператору, прекрасно владеющему информацией о ту­ ристском потенциале своей страны, о состоянии инфраструктуры турист кой индустрии, легче договориться с предприятиями размещения или пере возчиком, профессиональнее организовать экскурсии или досуг, причем с го раздо более низкими издержками, чем выездному туроператору. Кроме того, в ходе реализации тура туроператор находится в непосредственной близости от туристов, поэтому имеет возможность контролировать ситуацию, моментально разрешать конфликтные ситуации, избегать нестыковок и накладок.

Внутренний туроперейтинг деятельность по планированию, про­ движению и реализации внутреннего туристского продукта, т.е. туров по территории своей страны для своих сограждан.

Внутренний туроперейтинг базируется на туристском потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристских потребностей своих сограждан. Внутренний туризм, так же как и въездной, является важным приоритетом развития национального туристского рынка, так как он не только не способствует оттоку денежных средств из экономики страны, но и является стабилизирующим фактором на рынке рабочей силы, работодате­ лем собственной туристской индустрии (отели, дороги, транспортные пред­ приятия, рестораны, досуговые заведения и т.д.), увеличивает размер капи­ таловложений в национальные предприятия сферы туризма, приводит к выравниванию уровня жизни в регионах страны (можно отметить, что путешествуют обычно жители более экономически развитых регионов государства, в то время как курортные регионы лишены развитой инфраструк туры промышленности, сельского хозяйства, и их жители вынуждены су ществовать только на доходы, получаемые от обслуживания приезжающих путешественников).

Отличительными чертами внутреннего туроперейтинга можно назвать максимальную и не требующую больших затрат информированность опера тора как о предпочтениях различных категорий своих граждан — потенциальных туристов, так и о возможностях отечественного туристского потен циала. Планируя внутренний туристский продукт, туроператор, основыва ясь на собственном опыте и опыте конкурентов, а также прибегнув к помо щи вторичных источников информации и профессиональных рекламных агентств, может провести маркетинговое исследование туристского рынка, выделив потребности, превалирующие на рынке, сравнить их с реальными возможностями отечественных предприятий туристской индустрии, и на ос новании этого сравнения выбрать и занять позиционированным турпродук том ту или иную нишу на рынке. Туроператору значительно проще и дешев ле разрабатывать турпродукт, максимально отвечающий требованиям по тенциальных клиентов.

Одновременно внутренний туроперейтинг значительно облегчает и уде­ шевляет процедуру установления договорных отношений с поставщиками, необходимую для планирования и ценообразования тура, снимает необходи мость оформления и распространения информации о местах пребывания на туристском рынке (зачастую предлагаемые курортные или туристские цен­тры известны как агентствам, так и потенциальным путешественникам), ор ганизации инфо- и стади-туров (исключение может составлять только тур- оперейтинг ранее неизвестных или малоизвестных направлений), не требует такой агрессивной рекламы и пропаганды, как международный туризм. По мимо всего прочего, туроператор с положительной репутацией и большим опытом работы может воспользоваться различного рода способами стимули­ рования со стороны местных или государственных властей.

Однако при осуществлении внутреннего туроперейтинга существуют и негативные моменты. Прежде всего, это меньшая норма прибыли, исчисляе мая в национальной валюте. Меньшую доходность внутреннего туроперей­ тинга можно объяснить практическим отсутствием чартерных перевозок (одного из ведущих способов заработка международных туроператоров), жесткой ценовой конкуренцией на рынке со стороны не только крупных, но и мелких туроператоров (так как отечественная индустрия туризма более доступна, чем зарубежная), необходимостью ориентирования внутреннего турпродукта на средний или малоимущий класс (поскольку более состоя тельный сегмент граждан предпочтет отдых за пределами родины), неболь шой долей организованного туризма в общем количестве внутренних путешествий (путешественники, обладая информацией о средствах размещения, движении транспорта, не имеющие языковых барьеров, предпочитают неор ганизованный, самостоятельный внутренний туризм, обращаясь к помощи туроператоров только в пиковые сезоны, да и то лишь с целью забронировать номер, а не приобрести турпакет).

Кроме того, размеры отдельных государств делают бессмысленным само существование внутреннего туризма и внутреннего туроперейтинга. Чем меньше территория страны, тем больше вероятность того, что клиент не обратится в туристскую фирму с целью покупки внутреннего тура, а будет от дыхать и путешествовать неорганизованно, самостоятельно. И все-таки, внутренний туроперейтинг весьма развит в крупных (США, Канада) либо в экономически слабых государствах, большинству населения которых зару бежный отдых недоступен (Россия, Беларусь, Бразилия, Мексика и др.).

С целью выживания в условиях конкуренции и получения максимально возможной прибыли туроператоры нашли единственно возможный выход — приобретение квоты мест в наиболее популярных среди сограждан отелях курортов либо туристских центров. Такая стратегия, во-первых, лишает внутреннего туриста возможности поселиться в гостинице самостоятельно, заставляя его прибегнуть к услугам оператора, во-вторых, позволяет туропе­ раторам, получая прибыль, держать продажную цену на комнаты ниже, чем цена самого отеля (за счет договорных отношений с поставщиком, приобретения квоты мест по среднегодовой цене с хорошими комиссионными и т.д.). Придерживаясь описанной стратегии, внутренний оператор получает воз можность оказывать клиентам услуги по размещению и питанию в отеле по ценам, значительно более привлекательным, чем предложенные самим оте лем неорганизованным туристам, а также строить собственную агентскую сеть по реализации номеров на внутреннем рынке.

Туроперейтинг – это вид туристского предпринимательства, заключающийся в комплектации туров из услуг, которые предлагаются партнерскими организациями и поставщиками услуг.

Например, туристический продукт формируется из предложений транспортных компаний, гостиничных предприятий, экскурсионных и развлекательных предприятий и т. д.

Роль туроперейтинга определяется таким субъектом туристической деятельности, как туроператор. Он занимает срединную позицию между производителями услуг и туристами, выступающими в качестве потребителей данных услуг. Целью туроператора является продвижение услуг с целью их реализации среди потребителей в виде комплексного туристического продукта, а именно тура.

Однако понятие туроперейтинга намного шире, чем просто процесс формирования тура. В частности, туроперейтинг предполагает реализацию двух следующих задач:

  • Основная - формирование пакета тура
  • Дополнительна - формирование пакета услуг, которые потребляются туристами на месте.

На первый взгляд, формирование пакета дополнительных услуг не является задачей туроператора и не относится к его деятельности. Однако именно многие дополнительные услуги являются основным мотивом привлечения туристов к покупке определенного туристического продукта. В качестве дополнительных услуг можно рассматривать посещение тематических парков, предоставление возможностей для развлечений и дополнительных поездок и т.д.

Основную долю доходов туроператора составляет потребление именно дополнительных услуг, которые приобретаются туристами помимо пакета тура на месте отдыха.

Рисунок 1. Туроперейтинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Классификации туроператоров и моделей туроперейтинга

Туроператоры делятся на категории. В частности, выделяют следующие классификации.

По виду деятельности:

Операторы массового рынка. Осуществляет продажу турпакетов с использованием чартерных авиарейсов в те места, куда чаще всего путешествуют туристы.

Специализированные операторы. Данные туроператоры специализируются либо на определенной продукции, либо на определенной целевой аудитории. В свою очередь они могут делиться на следующие категории:

- абсолютных флайтеров. Это ТО, который первым приобретает по договору чартера воздушное судно полностью.

-относительные флайтеры. Это более мелкие ТО, рыночные возможности которых не позволяют им гарантировать фрахт авиарейса собственными силам. Поэтому они объединяются в рамках пула разделяя между собой салон воздушного судна на блоки кресел.

- нон-флайтеры – это аутгоинговые ТО, форма работы которых не предусматривает фрахт воздушных судов ни на каких условиях.

Инкаминг – это функция ТО по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных туристов.

Инсайдинг – вид ТО, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний продукт – то ест туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд-туроперейтинг базируется на туристическом потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристических потребностей своих граждан

Профиль работы туроператора — есть доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, в которых:

Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Каждый туроператор — специалист в организации конкретного вида туров или в работе с тем или иным географическим направлением. Профиль деятельности оператора может быть, как популяризован (то, есть широко известен на потребительском рынке), так и малоизвестен потребителям. Популяризация профиля деятельности туроператора может быть основой проводимых им рекламных кампаний, поскольку добиться идентификации на рынке собственного названия с перечнем географических направлений или видов туров - мечта практически любого туроператора.

Профиль работы оператора может базироваться на видах предлагаемых туров и на географических направлениях его работы. В зависимости от типа применяемых транспортных средств в организуемых турах, оператор может специализироваться на продаже авиатуров, круизов, железнодорожных и автобусных туров. В зависимости от целей туров: оператор может специализироваться на продаже познавательных (экскурсионных), паломнических, обучающих, экологических, оздоровительных, тематических туров, туров, ориентированных на отдых: клубный отдых и таймшер, деревенский отдых, молодежный туризм и т.д.

Туроперейтинг напрямую зависит от факторов внешней среды туристического рынка. Грамотный учет этих факторов не только даст менеджменту оператора информацию о слабых и сильных сторонах своей организации, но и поможет ему открыть новые способности и перспективы фирмы.

Внешние (экзогенные) факторы туроперейтинга характеризуются, прежде всего, своей неуправляемостью и, зачастую, непредсказуемостью, однако способностью прямо или косвенно воздействовать на туроперейтинг и туризм вообще. В зависимости от того, каким образом (непосредственно или через третьи институты и отношения) факторы внешней среды влияют на деятельность туроператора, их условно можно разделить на факторы микро- и макросреды туроперейтинга. К факторам микросреды (то есть непосредственно воздействующим на туроператора и содержание его деятельности) можно отнести, прежде всего, потребителей (туристов), дилеров (агентов), конкурентов, поставщиков туристических услуг1, туристические ресурсы. Факторами макросреды туроперейтинга (влияющими косвенно) можно считать законы государства, экономическую и политическую стабильность, религиозные, демографические, экологические и т.д. факторы.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

■ взаимосвязанность (например, смена правительства может вызвать политическую нестабильность, чреватую паникой в экономических кругах, и падение курса национальной валюты, это вызовет в стране новый виток инфляции, развалит существующую банковскую систему, снизит спрос на туристический продукт). Поэтому менеджмент туроператора должен предвидеть ситуацию и по возможности предотвращать негативное воздействие внешней среды;

■ сложность факторов внешней среды. Количество влияющих на развитие туризма факторов неопределено и зачастую сравнительно маловажное изменение может вызвать глобальные перемены на туристическом рынке. Менеджер должен не только анализировать всю поступающую информацию о состоянии внешней среды, но и отбирать из нее факты, потенциально влиятельные на его фирму и туризм в регионе в целом;

■ динамичность внешней среды. Внешняя среда подвижна и требует от менеджера быстрой реакции на свое изменение.

Туристские ресурсы, как фактор внешней среды туроперейтинга, представляют собой природные (рекреационные), антропогенно-рекреационные и антропогенные виды ресурсов территории, способные удовлетворить туристский интерес и создать туристское впечатление.

1. Природно-рекреационные ресурсы – это природные геосистемы, тела и явления природы, которые обладают специфическими свойствами и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в определенное время или сезон с помощью существующих технологий и имеющихся материальных возможностей. Их, в свою очередь, принято делить на группы:

1.2. Природно-климатические ресурсы – сочетание свойственных для данной местности климатических условий, отличающих эту местность от окружающих регионов и оказывающих благотворное влияние на здоровье посетителей. В основном такими ресурсами обладают морские, речные и озерные курорты.

1.3. Гидроминеральные и другие уникальные лечебные ресурсы – ресурсы, которые обладают способностью оказывать огромное благотворное воздействие на здоровье туриста. Например, минеральные воды и лечебные грязи.

2. Антропогенно-рекреационные ресурсы сформированы на базе обычных природных ресурсов с помощью человеческой деятельности. Цель создания данных ресурсов – сохранить первозданные природные и отдельные рукотворные объекты, имеющие ценность для человечества. К таким ресурсам можно отнести национальные парки, заповедники, заказники.

Туристские ресурсы учитываются при разработке проекта тура, так как являются самым значительным экзогенным фактором, влияющим на туроперейтинг. Как бы ни была спокойна и развита (в политическом и экономическом смыслах) страна или регион, если в них отсутствуют популярные туристские ресурсы, турист не захочет их посетить. Например, спокойная богатая экологически вполне благоприятная Гренландия мало интересна для широкого круга путешествующих своими льдами и полярными сияниями. С другой стороны, даже такие непригодные для путешествий державы, как Иран со своими самыми строгими законами и мусульманством, Индия с половиной населения за чертой бедности, щедро наделенные практически всеми видами туристских ресурсов, притягивают к себе туристов.

Современная действительность требует инновационных подходов к организации туристской деятельности. Это касается не только инновационного менеджмента, но и особенностей организации туров различной направленности. Технология проектирования в этом направлении практически не отличается от создания проектов в каких-либо других областях. Различаться проекты будут только содержательно: кого вы отправите в путешествие, какая программа будет внедряться, какой тип отдыха предпочитает турист – активный (поход в горы) или пассивный отдых (у камина в уютной гостиной маленького пансионата).

Итак, технология проектирования – это конструктивная творческая деятельность, направленная на достижение цели с наименьшими ресурсными затратами (временными, материальными, финансовыми, трудовыми, человеческими и т.д.) с использованием целесообразных форм, методов и средств.

Технология – это своеобразный процесс, отличающийся последовательностью действий, в ходе которых решается специфическая задача. Технология проектирования туров состоит из следующих этапов:

Определение актуальности проекта. Актуальность выявляется посредством маркетингового исследования (исследуются запросы потенциальных потребителей в тех или иных услугах, выявляется туристско-рекреационный потенциал, определяется значимость их для будущих заказчиков).

Возникновение бизнеса туроператоров явилось следствием формирования массовых туристских потоков и усложнения туристского обслуживания.

Вовлечение в сферу туристского обслуживания организаций, предприятий и фирм, предоставляющих услуги, а также комплектация из этих услуг разнообразных тематических туров – все это потребовало развития специфического бизнеса – туроперейтинга(разработки туристских программ). Это является одной из основных задач туроператора.

Туроператор – это туристская фирма (организация, занимающаяся комплектацией туров) по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор – это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств.

Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, комнаты в отелях), формируют пакеты туруслуг и продают их прямо или косвенно различным пользователям (туристам) с целью получения прибыли. Туроператор может продавать туруслуги раздельно. Это делается либо из соображений получения прибыли, либо по необходимости. В первом случае, когда туроператор формирует пакет, он выступает в роли производителя туристских продуктов. Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это может быть, если туроператор покупает у производителя больше туристских услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета.

Кроме того, сегодня уже есть специализированные оптовые туроператоры, имеющие вследствие массовой закупки услуг специальные льготные цены от гостиниц и других поставщиков услуг. В этом также состоит особенность туроператора, т.е. в его способности страховаться от изменения цен на услуги, необходимые для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туристов. Цены у оптового туроператора всегда ниже, чем розничные цены отелей.

Но все же туроператора стоит рассматривать как производителей новых продуктов, а не как оптовиков широкого ассортимента турпродуктов. Это вполне правомерно, так как основным видом деятельности туроператора является формирование туров или пакетов услуг (турпакетов).

Иногда, как уже говорилось, они могут продавать услуги по отдельности. Это дополнительный вид деятельности или объективно необходимый шаг на рынке. Например, туроператоры продают места на авиарейсы (чартер или регулярный, забронированный рейс, или как агенты), чтобы заполнить необходимое число мест, выкупленных ими по квоте льготной цены. В этом случае они выступают как оптовики или как посредники.

В международной практике приняты классификации туроператоров по различным признакам.

По виду деятельноституроператоры делятся на:

1. Операторы массового рынка. Они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные места назначения, главным образом в места назначения массового туризма.

2. Специализированные операторы – это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, такие специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

а) специального интереса (например, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари в Африке и др.);

б) специального места назначения (например, Англия, Франция и т. д.);

в) определенной клиентуры (молодежные, бизнес-туры, семейные туры и т. д.);

г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и т. д.);

д) использующих определенный вид транспорта (авиационный транспорт, теплоходы, ж/д поезда, автобусы).

По месту деятельноституроператоры делятся на:

1. Местных (внутренних) туроператоров. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.

2. Выездных туроператоров, которые организуют поездки за рубеж для туристов из своей страны;

3. Туроператоры на приеме. Они базируются в стране назначения и обслуживают прибывающих иностранных туристов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы своей страны.

Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга. К ней относятся туроператоры на приеме и внутренние туроператоры, обслуживающие своих граждан также на приеме.

Турфирмы часто совмещают функции инициативного и рецептивного туроперейтинга. Это случается, когда организация специализируется на международном выездном и въездном туризме.

Туроператоры занимают позицию между поставщиками отдельных услуг для туристов и турагентствами, и/или туристами. Фактически они не только отвечают на туристский спрос, формируя предложение – туры, но и воздействуют на формирование спроса, путем продвижения новых направлений путешествий и форм туристского обслуживания.

Если проанализировать схему взаимодействия потребителя (туриста) и поставщиков туристских услуг (гостиницы, рестораны, гиды, музеи и т.д.) с точки зрения эффективности коммуникаций между ними (рисунок 17), то становится очевидной проблема большого количества посредников между ними.


Рисунок 171 – Схема взаимодействия участников рынка международных туров

Искажение информации, передаваемой туристу, о качестве услуги становится неизбежным. Поэтому туристам и поставщикам необходимо стремиться к сближению в вопросе получения необходимых для организации путешествия сведений с помощью рекламных проспектов, паблисити, интернета.

Читайте также: