Классификация философских наук кратко

Обновлено: 08.07.2024

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание, которое в античности совпадало с философией, в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы:

2. Практическая, вырабатывающая идеи, руководящие поведением человека.

3. Творческая, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

1. История как описание фактов (естественная и гражданская).

Он считал, что науки изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика - ключ ко всем остальным наукам), так как они дают разные указания и предостерегают от заблуждений.

1. Логика, совпадающая с диалектикой и теорией познания и включающая учения о бытии, сущности, понятиям.

2. Философия природы, подразделяющаяся на механику, физику (включает изучение химических процессов) и органическую физику (рассматривает геологическую и растительную природу, животный организм).

Основоположник позитивизма О. Конт исходил из того, что: а) существуют науки, относящиеся и к внешнему миру и к человеку. б) философия природы разделяется на неорганическую и органическую. в) естественная философия охватывающая три отрасли знания – астрономию, химию и биологию. Он выделил 6 основных наук - математика (включая механику), астрономия, физика, химия, биология, социология. Он сгруппировал науки в виде трех пар: 1. начальная, математико-астрономическая, 2. промежуточная физико-химическая, 3. конечная, биолого-социологическая.

Фридрих Энгельс решил проблему классификации на материалистическо-диалектической основе. В качестве главного критерия он взял формы движения материи в природе. Науки располагаются естественным образом в ряд – механика, физика, химия, биология, подобно тому, как переходят друг в друга сами формы движения материи.

В середине 20-го века оригинальную классификацию ввел В.И. Вернадский. Он выделил 2 типа наук: 1) науки, объекты и законы, которые охватывают всю реальность – как нашу планету, так и космические просторы; 2) науки, объекты и законы которые свойственны и характерны только для нашей Земли.




Что же касается классификации современных наук, то они проводятся по различным критериям.

I. По предмету и методу познания: 1) науки о природе – естествознание (механика, физика, химия, биология, геология); 2) науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); 3) науки о самом познании (логика, гносеология, диалектика); 4) технические науки.

II.По степени удаленности от практики: 1) фундаментальные, выясняющие основные законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику; 2) прикладные–непосредственное применение результатов для решения конкретных практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

III. Разделение естественных наук по главным сферам, таким как материя, жизнь, человек, земля, вселенная: 1. Физика- химическая физика – химия. 2. Биология, ботаника, зоология. 3. Анатомия – физиология – эволюционное учение – учение о наследственности. 4. Геология, минералогия, петрография- палеонтология – физическая география и другие науки о земле. 5. Астрономия – астрофизика – астрохимия – и др. науки о вселенной.

IV. Гуманитарные науки чаще всего подразделяются: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание, которое в античности совпадало с философией, в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы:

2. Практическая, вырабатывающая идеи, руководящие поведением человека.

3. Творческая, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

1. История как описание фактов (естественная и гражданская).

Он считал, что науки изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика - ключ ко всем остальным наукам), так как они дают разные указания и предостерегают от заблуждений.

1. Логика, совпадающая с диалектикой и теорией познания и включающая учения о бытии, сущности, понятиям.

2. Философия природы, подразделяющаяся на механику, физику (включает изучение химических процессов) и органическую физику (рассматривает геологическую и растительную природу, животный организм).

Основоположник позитивизма О. Конт исходил из того, что: а) существуют науки, относящиеся и к внешнему миру и к человеку. б) философия природы разделяется на неорганическую и органическую. в) естественная философия охватывающая три отрасли знания – астрономию, химию и биологию. Он выделил 6 основных наук - математика (включая механику), астрономия, физика, химия, биология, социология. Он сгруппировал науки в виде трех пар: 1. начальная, математико-астрономическая, 2. промежуточная физико-химическая, 3. конечная, биолого-социологическая.

Фридрих Энгельс решил проблему классификации на материалистическо-диалектической основе. В качестве главного критерия он взял формы движения материи в природе. Науки располагаются естественным образом в ряд – механика, физика, химия, биология, подобно тому, как переходят друг в друга сами формы движения материи.

В середине 20-го века оригинальную классификацию ввел В.И. Вернадский. Он выделил 2 типа наук: 1) науки, объекты и законы, которые охватывают всю реальность – как нашу планету, так и космические просторы; 2) науки, объекты и законы которые свойственны и характерны только для нашей Земли.

Что же касается классификации современных наук, то они проводятся по различным критериям.

I. По предмету и методу познания: 1) науки о природе – естествознание (механика, физика, химия, биология, геология); 2) науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); 3) науки о самом познании (логика, гносеология, диалектика); 4) технические науки.

II.По степени удаленности от практики: 1) фундаментальные, выясняющие основные законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику; 2) прикладные–непосредственное применение результатов для решения конкретных практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками.

III. Разделение естественных наук по главным сферам, таким как материя, жизнь, человек, земля, вселенная: 1. Физика- химическая физика – химия. 2. Биология, ботаника, зоология. 3. Анатомия – физиология – эволюционное учение – учение о наследственности. 4. Геология, минералогия, петрография- палеонтология – физическая география и другие науки о земле. 5. Астрономия – астрофизика – астрохимия – и др. науки о вселенной.

IV. Гуманитарные науки чаще всего подразделяются: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение.

Классификация наук – деление наук на основе различных оснований. В любой классификации наук самоопределяющим понятием является их сущность. Именно сущность в широких аспектах видового выражения структуры классификации приводит принадлежность классификационной системы к общему механизму упорядочения знаний.

Сущность как основа классификации наук у Аристотеля

Метафизика представляла собой первую философию, учение о началах бытия и знания, другими словами, метафизика изучала неподвижную и самостоятельную сущность.

Физика, по мнению Аристотеля, изучала телесную самостоятельную сущность, которая изменяется.

Математика – неподвижную, вечную, но не самостоятельную сущность.

Математика, по описанию Аристотеля включала в себя астрономию, оптику и механику. Элементными составляющими физики являлись психология, биология и космология. Математика и физика, по мнению Аристотеля, представляли собой одну из категорий знаний теоретической философии.

В XIX в. деление наук по их предмету и методу на науки о природе и науки о культуре было предложено В. Виндельбандом, а затем дополнено Г. Риккертом.

Номотетические и идиографические науки В. Виндельбанда

В. Виндельбанд разделил науки на номотетические и идиографические.

Он противопоставлял эти науки друг другу, определив идиографические науки как индивидуализирующие, а номотетические науки как генерализирующие.

Номотетические науки направлены на поиск общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, идеографические – на поиск исторических фактов, в которых однократно запечатлено изучаемое явление.

Цель номотетических наук - открытие общих универсальных научных законов с помощью генерализирующего метода. В свою очередь, идеографическое науки используют индивидуализирующий метод и ставят своей целью не открытие законов, а представление исследуемых явлений и фактов в их единственности и неповторимости.

Однако противопоставление идиографической науки номотетической науке не выдвигалось Виндельбандом в качестве абсолютного. Он подчеркивал, что идиографические науки, воссоздающие объекты в их единичности и уникальности, нуждаются в определенных общих положениях, которые устанавливаются номотетическими науками.

Науки о природе и науки о культуре Г. Риккерта

Г.Риккерт переименовал номотетические науки В. Виндельбанда в науки о природе (естественные науки), а идиографические науки - в науки о культуре.

Риккерт был убежден, что каждая наука не должна устанавливать законы, а понятие научный закон не является универсальной категорией. Науки о природе устанавливают свои универсальные законы по той причине, что законы природы совпадают с законами естественных наук. Так как никаких законов, касающихся развития культуры, не существует, культуре нечего устанавливать, однако науки о культуре стремятся познать индивидуальные причинные ряды.

Науки о духе

В середине XIX в. стали часто употреблять понятие науки о духе, которое было схоже с понятием науки о культуре и идиографические науки. К наукам о духе относились история, лингвистика, социология, этика, эстетика и др. Психологию определяли как нечто среднее между науками о природе и науками о духе.

В. Дильтей противопоставлял науки о духе естественным наукам. Он утверждал, что предметом исследования наук о духах является общественно-историческая действительность. Таким образом, науки о духе, по мнению Дильтея, опираются не только на принцип причинности, имеющий силу для всех наук, но и на определенные ценности и суждения о целях.

В Новое время появилась идея о том, что задача науки состоит в раскрытии законов исторического развития (О. Кант, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Зиммель и др.) Однако в начале XX в. число сторонников данной идеи стало меньше по двум причинам:

Первая причина заключалось в том, что идея открыть законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд со всеми другими науками, которые устанавливают различные закономерности, не привела ни к каким конкретным и обоснованным результатам.

Вторая причина заключалась в распространении убеждения, что для методологического своеобразия исторических наук понятие закона науки является чужеродным.

Современная классификация наук

Каждая классификация наук не является единственно возможной и исчерпывающей. Науки делятся по различным основаниям.

Принято делить все науки на три категории:

  • естественные науки
  • социальные и гуманитарные науки
  • формальные науки

К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и другие. Естественные науки стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их. Одни естественные науки (например, космология) рассматривают исследуемые объекты в развитии и оказываются близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Другие естественные науки (например, география) формируют сравнительные оценки и являются близкими к таким социальным наукам, как социология и экономика.

К социальным наукам относят экономическую науку, социологию, политические науки, социальную психологию и другие. Эти науки не только описывают изучаемый объект, но и дают им оценку.

К гуманитарным наукам определяют науки исторического ряда, лингвистику, индивидуальную психологию и другие. Эти науки стремятся как к чистым описаниям (история), так и к сочетанию чистых описаний с оценкой (психология).

Область социального и гуманитарного знания представляется еще более разнородной, чем область естественных наук.
Так же между социальными и гуманитарными науками существуют нормативные науки - этика, эстетика, искусствоведение и другие.

К формальным наукам относят логику и математику. Подход данных наук к изучаемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Для классификации наук используют такие категории понятий как "оценка – описание" и "абсолютные понятия – сравнительные понятия". Так, естественные науки стремятся к описанию понятий в системе сравнительных категорий, социальные и гуманитарные науки тяготеют к оценке в системе абсолютных категорий.

Возвращаясь к мнению Риккерта, который утверждал, что науки о природе устанавливают научные законы с помощью генерализирующего метода, а науки о культуре, используя индивидуализирующий метод, не формулируют никаких законов, важно отметить ошибочность данного суждения. Физика и химия действительно обосновывают многие законы науки, но биология, в частности теория эволюции, не открывала никаких новых законов, а космология использовала уже существующие законы физики.

В свою очередь, социальные науки, которые Риккерт отнес к наукам о культуре, тоже способны открывать различные законы. Экономика достигла прогресса в описании общих законов экономической жизни, социология стремится обосновать регулярности, которые касаются форм и изменений совместной жизнедеятельности людей.

Можно говорить об установление законов теми естественными и социальными науками, которые дают оценку и описание исследуемых объектов в системе сравнительных категорий. В то же время описание изучаемых объектов в системе абсолютных категорий не формирует никаких научных законов.

Некоторые из этих вопросов столь же важны, как его существование, причина его существования, мораль, знание и многие другие трансцендентные темы, которые всегда анализируются с рациональной точки зрения.

Этот рациональный взгляд отдаляет философию от религии, мистицизма или эзотеризма, где аргументы авторитета превышают разум. Кроме того, хотя о философии часто говорят как о науке, это не так, поскольку ее исследования не являются эмпирическими (основанными на опыте).

Таким образом, можно процитировать Бертрана Рассела, который утверждает, что «философия есть нечто среднее между теологией и наукой.

Основные философские дисциплины

1- Логика

Логика, хотя это формальная и неэмпирическая наука, также считается фундаментальной дисциплиной философии. Термин происходит от греческого Lógos, что означает мысль, идея, аргумент, принцип или разум.

Таким образом, логика - это наука, изучающая идеи, поэтому она основана на умозаключениях, которые есть не что иное, как заключения из определенных предпосылок. Эти выводы могут быть или не быть верными, и именно логика позволяет нам отличать одно от другого на основе их структуры.

Выводы можно разделить на три группы: индукции, дедукции и абдукции.

2- Онтология

По мнению некоторых ученых, онтология считается частью метафизики, которая изучает знания в своей онтологической сфере относительно предмета и более общих отношений между предметами.

Метафизика изучает структуру природы, чтобы достичь большего эмпирического понимания мира. Попробуйте ответить на такие вопросы, как «Что происходит? Что здесь? почему есть что-то, а не ничего?

Возможно, вас заинтересуют 50 лучших книг по метафизике.

3- Этика

Таким образом, этика анализирует, определяет и различает, что хорошо и что плохо, что является обязательным или разрешенным в отношении действий человека. В конечном итоге он определяет, как должны действовать члены общества.

Этический приговор - это не что иное, как моральное суждение. Он не налагает штрафов, но является фундаментальной частью разработки правовых норм в правовом государстве. Вот почему этика обычно понимается как набор норм, которые определяют поведение человека в группе, сообществе или обществе.

Об этике, возможно, больше всего писали философы и различные авторы с течением времени, особенно потому, что ставится дилемма о том, что хорошо, с точки зрения кого, в какой ситуации и многих других. вопросы.

В этом смысле немецкий философ Имммануил Кант был тем, кто больше всего писал на эту тему, пытаясь дать достаточное объяснение таким вопросам, как моральные пределы и свобода.

4- Эстетика

Эстетика - это философская дисциплина, изучающая красоту; условия, которые заставляют кого-то или что-то выглядеть красиво или нет. Его также называют теорией или философией искусства, поскольку он изучает и размышляет об искусстве и его качествах.

5- Эпистемология

Эпистемология изучает различные типы возможных знаний, их степени достоверности и отношения между субъектом, который знает, и известным объектом. Он имеет дело с содержанием мысли, но также и с ее значением.

До середины прошлого века эпистемология считалась разделом гносеологии (также называемой теорией познания), поскольку к тому времени этические, семантические или аксиологические проблемы еще не вступали в противоречие в научных исследованиях.

Теперь эпистемология приобрела значение не только в самой философии, но также в концептуальной и профессиональной области науки.

6- Гносеология

Гносеология также изучает явления, опыт и их различные типы (восприятие, память, мышление, воображение и т. Д.). Вот почему можно также сказать, что феноменология - это философская ветвь, происходящая от гносеологии.

Что касается знания, большая часть философской мысли окружает, и они делают это с разных концепций или углов, в зависимости от исторического момента и преобладающих философов в каждом из них, поэтому стоит кратко описать каждую из этих доктрин или позиций:

  1. Догматизм. Человек приобретает универсальные знания, абсолютные и универсальные. Известные вещи такими, какие они есть.
  2. Скептицизм. Он выступает против догматизма и утверждает, что твердое и надежное знание невозможно.
  3. Критика. Это промежуточное положение между догматизмом и скептицизмом. Он утверждает, что знание возможно, но не признает, что само по себе это знание является окончательным. Вся правда открыта для критики.
  4. Эмпиризм. Знание заключается в постижимой реальности в сознании. Опыт - это основа знания.
  5. Рационализм. Знание лежит в разуме. Это оставляет сознание, чтобы войти в свидетельство.
  6. Реализм. Вещи существуют независимо от сознания или разума субъекта. Фактически, оно представляет знание как точное воспроизведение реальности.
  7. Гносеологический идеализм. Он не отрицает существования внешнего мира, но утверждает, что его нельзя познать посредством непосредственного восприятия. Известное - это не мир, а его представление.
  8. Релятивизм. Защищаемый софистами, он отрицает существование абсолютной истины. У каждого человека своя реальность.
  9. Перспективизм. В нем говорится, что есть абсолютная истина, но она намного больше того, что может оценить каждый человек. У каждого есть небольшая часть.
  10. Конструктивизм. Реальность - это изобретение того, кто ее строит.

7- Аксиология

Аксиология - это философская дисциплина, изучающая ценности. Хотя концепция ценности была предметом глубоких размышлений древних философов, этот термин как таковой впервые был использован в 1902 году, а во второй половине 19 века аксиология как дисциплина начала формально изучаться.

Итак, изучение ценностей предполагает оценочные суждения, в которых, опять же, представлена ​​субъективность, личная оценка субъекта, изучающего ценность объекта, которая дается его моральными, этическими и эстетическими концепциями, его опытом, ваши религиозные убеждения и т. д.

Философская антропология фокусируется на изучении человека в себе как объект и в то же время как субъект философского знания.

9- Политика

Философская дисциплина политики отвечает за ответы на фундаментальные вопросы о правительствах и производных от них концепциях, таких как законы, власть, справедливость, собственность, типы правительств и т. Д.

Он тесно связан с такими философскими дисциплинами, как право и экономика, и имеет прочную связь с этикой.

Некоторые из философов, разработавших эту дисциплину, были Джон Локк, Карл Маркс, Жак Руссо или Джон Стюарт Милль.

10- Наука

Философия науки - это дисциплина, которая фокусируется на научных знаниях и на том, как они развиваются, применяются или оцениваются в обществе. Это эмпирическая дисциплина, но с большой этической нагрузкой при формулировании и использовании науки.

Некоторые из самых выдающихся деятелей в этой области - Платон, Галилей, Томас де Акино, Аверроэс и Николас де Орем.

11- Религия

Дисциплина, отвечающая за модерацию дискуссий о концепциях, касающихся религии, духовности и их традиций. Упражнение в размышлении о человеке и его существовании в загробной жизни, Боге или добре и зле.

Некоторые из его основных представителей - Иисус Христос, Конфуций, Святой Фома Аквинский, Васубандху или Фридрих Ницше.

12- Природа

Эта дисциплина фокусируется на природных явлениях и в настоящее время известна как физика. Движение, плотность, космос или композиции - вот некоторые из направлений, которые также известны как натурфилософия.

Платон, Сократ, Аристотель или Фалес Милетский были пионерами в этой древней философской дисциплине.

13- Разум

Эта дисциплина, также известная как философия духа, фокусируется на восприятии, фантазиях, чувствах, убеждениях, снах и других ментальных функциях и их отношениях с телом.

Есть много наук, которые идут рука об руку с этим философским направлением, например нейробиология, психология, информатика или лингвистика. Среди референтов философии разума можно выделить Джона Сирла, Рене Декарта или Иммануила Канта.

14- Язык

Философия языка фокусируется на анализе смысла, языковых ссылках и возможных выводах. Он отличается от лингвистики тем, что в этой дисциплине используются неэмпирические методы.

Некоторые из его основных упоминаний - Михаил Бахтин, Готлоб Фреге, Вильгельм фон Гумбольдт, Бертран Рассел или Джон Лангшоу Остин.

Аристотель различает троякого рода науки: 1) теоретические науки ведут поиск ради знания как такового; 2) практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека; 3) поэтические (творческие), где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.

Практические науки : этика и политика

Что касается практических (в широком смысле) наук, то они охватывают область внешней, направленной вовне предметно-практической деятельности. Собственно практические науки (в узком смысле слова) имеют своей целью выработку общих, руководящих принципов, регулирующих поведение человека. Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (нравственности), цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.

Творческие науки ( поэтические ):

Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. У риторики есть своя цель — выяснить средства и методы эффективного убеждения. Риторика не просто методология убеждения, она анализирует процессы завоевания умов. Будучи сестрой логики, она уточняет структуру мышления и разумного обоснования. Риторы изучают распространенные способы общения, восхваления, защиты и обвинения, при этом используют не первичные посылки, необходимые для научного доказательства, а расхожие мнения. Энтимемой называют силлогизм, ведущий слушателя от вероятного к нужному выводу, минуя логические переходы. Другой риторический прием опирается на силу примера, аналогия, как и логическая индукция, отсылает к интуитивно очевидному.

Платон рассматривал поэзию и искусство вообще как результат двойного копирования: художники подражают феноменам, которые в свою очередь копируют идеи как вечные парадигмы. Искусство, будучи видением фантома, лишено подлинности, удалено от истины бытия.

Аристотель занял принципиально иную позицию. Он считал, что поэтический мимесис, или подражание, воплощает собой такую форму активности души, которая способна перевести обычные реальные предметы в иное измерение. Цель поэта — говорить не о том, что произошло, а о том, что могло бы случиться с той или иной степенью необходимости в разных обстоятельствах.

Билет 13

Этика Аристотеля. Правило золотой середины

Этика Аристотеля (384 – 322) является эвдемонистической, поскольку смысл и цель жизни человека видится философом в достижении счастья. По Аристотелю, счастье есть высшее благо и представляет собой единство полноты жизни и полноты добродетели. Добродетели же подразделяются на дианоэтические, производные от разума, и этические, зависящие от воли и желания человека.

Билет 14

Читайте также: