Предметы исключительного ведения российской федерации кратко

Обновлено: 03.07.2024

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти*;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

Информация об изменениях:

Пункт "е" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования*;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

Информация об изменениях:

Пункт "и" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "м" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных*;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "о" изменен с 6 февраля 2014 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(14);

п) федеральное коллизионное право;

Информация об изменениях:

Пункт "р" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет*;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт "т" изменен с 4 июля 2020 г. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации*.

Предметы ведения Российской Федерации – закреплённые в КРФ и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Предметы совместного ведения — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

Предметы исключительного ведения субъектов РФ. Конституция РФ в данном случае исходит из того, что субъекты РФ вправе иметь предметы исключительного ведения, что призвано обеспечить право на самостоятельное осуществление государственно-властной деятельности по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации. Объем и характер таких полномочий определяется в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации относится определение политики и программ в области государственного, экономического, культурного, экологического и национального развития субъекта Российской Федерации.

- республики принимают свои конституции, др. субъекты уставы, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением конституционных предписаний;
- решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта РФ;
- устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
- формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
- устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
- обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
- разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.

Государственная символика Российской Федерации.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

было образом перераспределять установленные Конституцией РФ в ст.71 предметы ведения.

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим

исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и

федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и

территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и

гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует

федеральные органы государственной власти. В исключительном ведении Российской

Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское,

гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое

регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания

Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная

государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных

программ в области государственного и национального развития РФ.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном

ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и

управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в

области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.

Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает

финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией.

Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном

ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и

сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные

энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные

К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологическая служба,

стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография;

наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской

Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ,

международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное

производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной

техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических

средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственной

границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет

совместно с ее субъектами. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее

субъектов издаются федеральные законы.

В этих пределах, определенных ст.71 Конституции РФ, Россия осуществляет свою

исключительную, присущую только ей государственно-властную деятельность. По




предметам исключительного ведения РФ принимает федеральные конституционный законы

и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч.1 ст.76

Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы не могут каким бы то не

было образом перераспределять установленные Конституцией РФ в ст.71 предметы ведения.

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим

исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции РФ и

федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и

территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и

гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует

федеральные органы государственной власти. В исключительном ведении Российской

Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское,

гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое

регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания

Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная

государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных

программ в области государственного и национального развития РФ.

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном

ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и

управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в

области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ.

Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает

финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией.

Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном

ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и

сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные

энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные

К предметам исключительного ведения РФ принадлежат метеорологическая служба,

стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография;

наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской

Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ,

международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное

производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной

техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических

средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственной

границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет

совместно с ее субъектами. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных ;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности ;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет ;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .

Читайте также: