Классическая буржуазная политэкономия кратко

Обновлено: 05.07.2024

История экономики - Оглавление

Классическая буржуазная политическая экономия, направление буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства (18 в.). Ее представители впервые приступили к исследованию капиталистического производства и тем самым положили начало политической экономии как науке.

Класс и ческая буржу а зная полит и ческая экон о мия сложилась в Великобритании и во Франции. Наибольшее развитие получила в Великобритании. Ее основные представители: У. Петти, положивший начало так называемой трудовой теории стоимости, изучению заработной платы и ренты; А. Смит, стремившийся собрать в определенную систему все познания своих единомышленников; Д. Рикардо, сделавший попытку завершить всю теорию Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии. Во Франции основным сторонником Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии был П. Буагильбер, в учении которого также были зачатки трудовой теории стоимости. Представителями Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии во Франции можно также считать и физиократов (Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго), а также С. Сисмонди. Разделяя исходные положения (по вопросам теории стоимости, прибыли, ренты), Сисмонди в то же время был сторонником мелкого производства, основоположником мелкобуржуазного направления экономической мысли — экономического романтизма. Для представителей французской школы Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии характерна феодальная ограниченность кругозора, проявившаяся в выдвижении на первый план сельского хозяйства и приверженности к мелкому производству, что объясняется неразвитостью капиталистических отношений во Франции того периода.

Класс и ческая буржу а зная полит и ческая экон о мия положила начало и анализу капитала, воспроизводства и другим моментам. В лице физиократов она впервые в экономической литературе попыталась в схематической форме показать процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта. Рассматривая структуру капитала, представители Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии подметили различие между основным и оборотным капиталом, но так как они не анализировали процесс производства, то и не выявили деления капитала на постоянный и переменный.

Представители Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии указывали на некоторые противоречия капитализма. В частности, Рикардо отметил противоположность классовых интересов буржуазного общества. Но, считая эту противоположность естественным законом общественной жизни, он признавал неизбежными нищету трудящихся масс и частичные кризисы перепроизводства при капитализме. Сисмонди, критикуя капитализм с мелкобуржуазных позиций, поставил вопрос о противоречиях капитализма, в частности, указывал на обнищание трудящихся и неизбежность экономических кризисов при капитализме. Не поняв основы этих противоречий и не видя путей их разрешения, выступал за возврат к мелкому производству.

Многие взгляды Петти, Смита и Рикардо были использованы другими экономистами-теоретиками, которые как и представители Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии пошли по ошибочному пути исследования экономической теории. Однако школа Класс и ческой буржу а зной полит и ческой экон о мии дала большой толчок в развитии и понимании теории экономики





- Я приговариваю вас к 500 рублям денежного штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы вы что-нибудь сказать на это, обвиняемый?
- Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах.

- Вы так очаровательны! Где же тот мелкий дефект, о котором вы писали в брачном объявлении?
- Пока в школе, но скоро придёт.

Сын открывает отцу двери:
- Ух ты! Ну и удивится же мама! Она уже полчаса, как рассказывает тебе что-то по телефону!

- Мама, мне в школе все говорят, что я очень рассеянный. Это правда?
- Мальчик, твоя мама живёт в доме напротив.

Женщина подходит к компании ребят на улице:
- Молодые люди, а у вас не найдется сигаретки для прекрасной дамы?
Парень, протягивая сигарету:
- Держите. А что же она сама не подошла?

Читайте также: