Саки история казахстана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Сделан в Word, графики в электронном виде с ссылками. Курсовая работа. Вариант 33. Гидравлический расчет гидросистемы стенда для испытания центробежных насосов.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники(скотоводы и земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в Vis. до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней - Наурыз.

Саки- группа племен, живших на территории современного Казахстана в тысячелетие до нашей эры. Представляли собой особый скифский этнос , использовавших иранскую ветвь языков.

Может показаться, какую связь имеют легендарные саки и современные тюркоязычные казахи. Дело в том, что саков в своё время ассоциировали с легендарными турами, населявшими столь же легендарный Туран. Их еще называли азиатскими скифами, намекая на близкое родство .

Сегодня следы названия саков можно встретить в Азербайджане, Армении, Таджикистане,Афганистане( сакарастан), Европе,Индии, России, Туркмении( племя сакар) .

Но самые крупные следы саков нашли в Казахстане . "Золотой человек" Иссыка -знаменитый памятник сакской культуры.

Саков считают первыми основателями древнейшего государства Туран. Это ирано-язычное государство кочевников, отделившееся от Ирана. Саки отметились так же крупным вторжением в Индию и созданием индо-скифского царства.

Влияние саков в Индии было столь велико, что некоторые историки склонны считать саком легендарного Будду Гаутаму.

Но родной вотчиной саков были современные степи Казахстана . Внутри общества они имели деление на полностью кочевых, оседлых и полу-кочевых. Развитым было коневодство, овцеводство и разведение верблюдов. В южных регионах Казахстана преобладало земледелие.

Их культура была развитой и богатой. Сакские племена имели вождей. Союзы вождей выбирали верховных Царей. Женщины стояли в обществе наравне с мужчинами. Для античности это было необычным явлением. Развитым было ювелирное дело, торговля. Кочевые торговые пути связывали Причерноморье и Алтай.

Общество саков делилось на воинов, жрецов, земледельцев и скотоводов. Каждому соответствовал свой цвет одежды.

Особенную роль занимает вопрос внешности саков. Греки -македонцы считали их просто великанами, как и всех скифов. Часто у саков были светлые, даже рыжие волосы. Сегодня в средней Азии можно нередко встретить сакские черты внешности.

Саки оставили большой культурный след, предвосхитив многие кочевые образования и подарив многие военные тактики. Много саков ушло на запад , перед Большим переселением народов.

Главное значение имело коневодство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остатки арыков II-III веков обнаружены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром . Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпеи Трог. В 519 году до н .э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий . Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг пастуха Ширака , он завёл персов в безводную пустыню. Саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э. В 330-327 году до н.э. Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевателей возглавил Спитамен.

Из­менение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно, жители степи перешли к кочевому скотоводству. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал тра­ву, приходилось переходить на новые пастбища. Скотоводы содер­жали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана боль­шую роль играл верблюд. Здесь мало держали ко­ров. На севере страны, где растительность была на­много богаче, коров держали больше. Для юга стра­ны характерно преобладание овец.

Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - распо­лагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища - кузеу.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земле­дельческое хозяйство.

Юрта – переносное жилище кочевников – состоит из двух основных компонентов: кош­мы для покрытия и деревянного каркаса. Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка, уыки - специальные жерди, навершие - шанырак.

Железный век охваты­вает с VIII до н.э. по VI в. н.э. Смена бронзовых орудий труда железными явилась началом ран­него железного века. ( VIII в. до н.э.- III в. до н.э.). Поздний железный век включает III в. до н.э.- VI в. н. э.

С использованием железа невероятно повысилась производительность труда, т.к. железные орудия труда прочнее и эффективнее. В железном веке в результате распада родовой общины, на ос­нове племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства.

В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-рим­ских авторов, среди которых можно вы­делить Геродота и Страбона.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда, они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низо­вьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.

Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном При­аралье, Северном и Центральном Казахстане.

Сакские вожди решали воп­росы войны и мира, заключали союзы, отправля­ли послов, возглавляли войска. Власть пе­редавалась по наследству.

Велика была роль народ­ного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вож­дя.

Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы – белого, общинники – желтого и синего.

Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело ко­неводство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остат­ки арыков II - III веков обнару­жены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. Оседлый тип скотоводства и земледелия преимущественно был распространен у саков, проживавших в районах Южного Казахстана.

В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпей Трог.

В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал под­виг пастуха Ширака, он завёл пер­сов в безводную пустыню.

Оказавшись под властью персов, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в вой­нах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.

В 330-327 году до н.э. Александр Маке­донский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевате­лей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.

Археологи исследовали города Чирик-Рабат ( IV - II вв. до н.э.) в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость – цитадель со стенами, вышками, рвом. Чирик-Рабат был столицей саков-апасиаков.

Scythia-Parthia 100 BC.jpg

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :



Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан [8]

Общие сведения

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Читайте также: