Диагностика межличностных отношений т лири кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данная методика разработана Т.Лири ( 1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".

Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций - типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения - степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения ( при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.

Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

Теоретические основы

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Лири - психограмма к тесту ДМО.jpg

Процедура проведения

Инструкция

"Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".

Если необходимо оценить личность кого-то другого, то дается дополнительная инструкция: "Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку личности Вашего начальника (сослуживца, подчиненного: 1. "Мой начальник, такой, какой он есть на самом деле"; 2. "Мой идеал начальника").

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Обработка результатов

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

Лири - диаграмма профиля.jpg

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI) Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Интерпретация результатов

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая: адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная:
9-12 баллов – высокая: экстремальное поведение
13-16 баллов - экстремальная: до патологии поведение

Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам ( 0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности:ситуация диагностики не расположила к откровенности.

Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.

Типы межличностных отношений

I. Авторитарный

13 - 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9 - 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13 - 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 - 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13 - 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 - 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 - 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 - 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9 - 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 - 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13 - 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 - 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 - 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13 - 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 - 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9 - 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 - 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9 - 16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0 - 8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенден­ций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в от­стаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Обработка результатов и интерпретация
Обратите внимание, что список характеристик разбит на блоки с I по VIII по 4 вопроса в каждом блоке. Блоки с I по VIII повторяются, отвечающий "проходит" их 4 раза. Оценив наличие у себя всех предложенных 128 характеристик, суммируйте количество "+" по каждому блоку. Выпишите результат:
I блок - . баллов (т.е. общая сумма плюсов при ответе на I блок, который встречается 4 раза);
II блок - . баллов и так до VIII блока.
Если вы оценивали несколько личностей "Я-сейчас", "Я-в идеале", "Мой партнер", то к каждой оцениваемой личности необходим свой отдельный подсчет баллов (количества "+") по каждому блоку.
Как уже отмечалось выше, для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы (рис. 1)
Рис. 1. Социальные ориентации личности
В этом круге по горизонтальной оси располагается результат ориентации "агрессивность-дружелюбие", а по вертикали - "доминирование-подчинение". В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири, повторим еще раз, основана на предположении, что чем ближе результаты человека к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность межличностного (социального) поведения.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла - низкая;
5-8 баллов - умеренная (адаптивное поведение);
9-12 баллов - высокая (экстремальное поведение);
13-16 баллов - экстремальная (до патологии).
Полученные баллы по каждому ответу переносятся на диаграмму. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку ( от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. Пример такого профиля приводится на рис. 2
Рис. 2. Личностный профиль социальных ориентаций
Итак, результат тестирования представлен в виде заштрихованной части на диаграмме. Это личностный профиль испытуемого по данному тесту. По следующим формулам рассчитываются показатели по двум основным факторам: "доминирование" и "дружелюбие".
Доминирование равно (I - V) + 0,7 x (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 x (VIII - II - IV + VI)
Определите, какой показатель преобладает у вас.
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения диаграмм, демонстрируеющих различие между представлениями разных людей.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейных консультаций, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Анализ личностного профиля Типы отношений к окружающим по результатам каждого из восьми блоков:
I. Авторитарный
13-16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистический
13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Тест Лири

Самооценка и взаимооценка личности изучаются методикой, разработанной Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Эта методика используется для исследования представлений самого человека о себе и его взаимоотношений в малой группе. Малая группа — это семья, рабочий коллектив, сообщество по интересам и т.д. Внутри малых групп характерны два основные фактора отношений: доминирование и дружелюбие. Одновременно проводится качественный анализ сравнения и различия в самооценке, идеального "я" и оценки других людей малой группы.

Из полученных результатов тестирования можно сделать выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения человека в группе, степени соответствия целей и достижения цели в процессе выполнения работы.

Опросник Тимоти Лири поможет определить нарушения отношений при семейном консультировании, используется для разрешения конфликтов на работе, и позволяет использовать полученные результаты для психологической коррекции. Между прочим, эта методика до сих пор используется спецслужбами США.

Тест Лири: опросник для диагностики межличностных отношений, методика ДМО:

Инструкция к опроснику Лири.

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то перечеркните в сетке регистрационного листа крестом цифу, соответствующую порядковому номеру характеристики. Если "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, заполняйте первую сетку:

1) какой Вы человек?

2) каким бы Вы хотели быть?

Тестовый материал.

Я - человек, который: (или - он /она человек, который:)

  1. Умеет нравиться
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявить безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Покладистый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся и склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Доброжелательный
  28. Внимательный и ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый к призывам о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется уважением у других
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен и напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Соперничающий
  41. Стойкий и крутой, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый и прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Неуверенный в себе
  51. Уступчивый
  52. Скромный
  53. Часто прибегает к помощи других
  54. Очень почитает авторитеты
  55. Охотно принимает советы
  56. Доверчив и стремится радовать других
  57. Всегда любезен в обхождении
  58. Дорожит мнением окружающих
  59. Общительный и уживчивый
  60. Добросердечный
  61. Добрый, вселяющий уверенность
  62. Нежный и мягкосердечный
  63. Любит заботиться о других
  64. Щедрый
  65. Любит давать советы
  66. Производит впечатление значительности
  67. Начальственно-повелительный
  68. Властный
  69. Хвастливый
  70. Надменный и самодовольный
  71. Думает только о себе
  72. Хитрый
  73. Нетерпим к ошибкам других
  74. Расчетливый
  75. Откровенный
  76. Часто недружелюбен
  77. Озлоблен
  78. Жалобщик
  79. Ревнивый
  80. Долго помнит обиды
  81. Самобичующий
  82. Застенчивый
  83. Безынициативный
  84. Кроткий
  85. Зависимый, несамостоятельный
  86. Любит подчиняться
  87. Предоставляет другим принимать решения
  88. Легко попадает впросак
  89. Легко поддается влиянию друзей
  90. Готов довериться любому
  91. Благорасположен ко всем без разбора
  92. Всем симпатизирует
  93. Прощает все
  94. Переполнен чрезмерным сочувствием
  95. Великодушен и терпим к недостаткам
  96. Стремится помочь каждому
  97. Стремящийся к успеху
  98. Ожидает восхищения от каждого
  99. Распоряжается другими
  100. Деспотичный
  101. Относится к окружающим с чувством превосходства
  102. Тщеславный
  103. Эгоистичный
  104. Холодный, черствый
  105. Язвительный, насмешливый
  106. Злой, жестокий
  107. Часто гневлив
  108. Бесчувственный, равнодушный
  109. Злопамятный
  110. Проникнут духом противоречия
  111. Упрямый
  112. Недоверчивый и подозрительный
  113. Робкий
  114. Стыдливый
  115. Услужливый
  116. Мягкотелый
  117. Почти никому не возражает
  118. Навязчивый
  119. Любит, чтобы его опекали
  120. Чрезмерно доверчив
  121. Стремится снискать расположение каждого
  122. Со всеми соглашается
  123. Всегда со всеми дружелюбен
  124. Всех любит
  125. Слишком снисходителен к окружающим
  126. Старается утешить каждого
  127. Заботится о других
  128. Портит людей чрезмерной добротой


Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.


Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

Чем меньше у тестируемого разница между "Я актуальным" и "Я идеальным" - тем более реалистичные цели он ставит перед самой, принимает себя таким какой он есть, а следовательно находится в бодром, работоспособном состоянии. Чем больше разница между "Я актуальным" и "Я идеальным" - тем менее человек доволен собой и ему проблематично будет достигнуть намеченных целей в саморазвитии. Совпадение "Я актуального" и "Я идеального", что встречается не часто, говорит об остановке саморазвития.


По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Тест Лири

Что такое тест межличностных отношений Тимоти Лири?

Внутри малых групп были выделены четыре ориентации: дружелюбный – враждебный и доминирование - подчинение. Эти четыре ориентации делят ещё на восемь, которые характеризуют более часто встречающиеся виды отношений:

Зачем проходить этот тест?

Т. Лири разработал эту методику для анализа самооценки, оценки поведения людей, входящих либо нет в близкое окружение, и описания идеального "Я". Результаты тестирования позволят Вам сделать вывод и выраженности Вашей модели поведения, либо персоны, которую оцениваете. Вы узнаете, насколько адаптировано поведение в группе и соответствуют ли цели и их достижения в процессе выполнения работы. Опросник Тимоти Лири поможет выявить проблемы в семейных отношениях, разрешить конфликты с людьми из различных малых групп, и позволит использовать полученные результаты для психологической коррекции.

Кто и для чего его использует?

Ведущие психологи в России и за рубежом используют опросник в своей практике. Спецслужбы США применяют его при подборе кадров. Не все соискатели подходят для такого рода деятельности, а тест быстро и точно позволяет выявить нежелательные и полезные черты в данной сфере.

Тимоти Фрэнсис Лири (22.10.1920 – 31.05.1996)

Американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов, разработчик программного обеспечения — одних из первых индексируемых ЭВМ психологических тестов.

Инструкция

Рекомендуется пройти тест два раза для более детального анализа. Первый раз постарайтесь давать максимально честные и соответствующие реальности ответы, а второй – так, как следовало бы поступить Вам или тому, кого вы оцениваете, в идеале.

Результаты

Типы отношения к окружающим

Авторитарный

До патологии

Эта модель характеризуется как диктаторская и властная. Сильная личность лидирует во всех видах групповой деятельности и обладает деспотичным характером. Признает только свое мнение, любит раздавать советы, но к чужим не прислушивается. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

Экстремальное проявление

Субъекта данной категории можно охарактеризовать как авторитетного. Он требует к себе уважения, энергичен и доминантен. Часто, раздаёт советы всем вокруг. Очень успешен в делах.

Адаптивность

Люди этого типа уверенны в себе, при этом могут не стремиться к лидерству. Их отличает упорство и настойчивость.

Эгоистичный

До патологии

Очень эгоистичная особа, которая считает себя лучше других и держится в стороне. Её отличают чрезмерные расчётливость, себялюбие и независимость. Любит хвастаться, тщеславен. Проблемы перекладывает на других, воспринимает их отчужденно.

Адаптивность

Проявляется в ориентированности индивидуума на себя, склонности к соперничеству. Может проявлять эгоизм в небольшой степени.

Агрессивный

До патологии

Это жестокий и агрессивный индивид, враждебно настроенный к людям. Он очень резкий и грубый. Часто, его поведение асоциально.

Экстремальное проявление

Этот вид отличает требовательность по отношению к другим и прямолинейность. Это строгий, откровенный субъект, склонный в резкой форме оценивать людей. Непримирим, во всех проблемах виноват кто угодно, но не он. Это раздражительный человек, склонный к иронии и насмешливости.

Адаптивность

Фигура с такой моделью поведения характеризуется энергичностью, упорством, упрямством и настойчивостью.

Тест Лири

Подозрительный

До патологии

Это шизоидный тип. Отчужденный человек, во всем видит зло и негатив. Легко обижается, злопамятен, во всем сомневается. Его все не устраивает, любит жаловаться.

Экстремальное проявление

Эта группа не уверена в себе, имеет трудности в межличностных отношениях. Характеризуется критичностью и необщительностью. Он подозрителен, боится плохого отношения, проявляет вербальную агрессию. Это скептик, постоянно разочаровывающийся в людях, от чего проявляет такие черты, как: необщительность и скрытность.

Адаптивность

Проявляется в критичности к явлениям, происходящим в социуме, а так же окружающим людям.

Подчиняемый

До патологии

Линия поведения, при которой человек всегда уступает, не смотря на то, что может быть абсолютно прав. Проявляет во всем покорность и слабоволие. Постоянно ощущает чувство вины, занимается самобичеванием, отводит для себя исключительно последнее место. Это пассивный человек, стремящийся найти в других опору и поддержку.

Экстремальное проявление

Чрезмерная застенчивость. Человеку присущи кротость и уступчивость. Всегда уступит более сильному оппоненту, независимо от ситуации и обстоятельств.

Адаптивность

Проявляется в эмоциональной сдержанности, скромности, робости. Человек склонен уступать, подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

Зависимый

До патологии

Тип проявляется в наличии навязчивых страхов и опасений. Ему присуща тревожность без причины. Очень не уверен в себе и зависим от чужого мнения.

Экстремальное проявление

Это линия поведения послушного, боязливого, беспомощного человека. Он не умеет отстаивать своё мнение. Считает, что он всегда не прав.

Адаптивность

Доверчивый и мягкий тип. Умеет восхищаться другими. Всегда вежлив, ждет советов и одобрения от окружающих. Это конформный человек.

Дружелюбный

До патологии

Тип поведения, при которой человек всегда пытается всем услужить, угодить и удовлетворить требования каждого. Чрезмерно дружелюбный и любезный с окружающими. Стремится заслужить одобрение в обществе и слыть хорошим в любой ситуации. Эмоционально лабильный, обладает способностью к вытеснению и подавлению. Это истероидный тип характера.

Адаптивность

Такой человек имеет склонность к сотрудничеству и кооперации. Он гибкий и идёт на компромисс при разрешении конфликтных ситуаций. Хочет быть в согласии с мнением окружающих. Соблюдает условности, следует правилам этикета и хорошего тона в общении с людьми. Всегда проявляет инициативу и энтузиазм в достижении целей группы. Помогает окружающим, любит чувствовать себя в центре внимания. Пытается заслужить любовь людей и всеобщее признание. Проявляет теплоту и дружелюбие.

Альтруистический

До патологии

Обладает чрезмерным чувством ответственности, стремится помогать в ущерб себе и своим интересам. Слишком активный в отношении окружающих и склонен навязывать свою помощь. Берёт на себя ответственность за других людей.

Адаптивность

Деликатный и ответственный человек. Проявляет сострадание и мягкость по отношению к людям. Он бескорыстный и отзывчивый. Умеет подбодрить.

Авторитарный, эгоистичный, агрессивный и подозрительный типы конфликтны, обладают независимым мнения, упорством, всегда стоят на своём, проявляют лидерские качества, любят доминировать. Другие четыре типа противоположны описанным выше: они конформны, проявляют конгруэнтность в контактах с окружающими. Отличаются неуверенностью в себе, податливы, соглашаются с мнением окружающих, идут на компромисс.

Методика диагностики межличностных отношений была разработана в 1954 году американским психологом Тимоти Лири (1920-1996) в соавторстве с Г. Лефоржем и Р. Сазеком, а в 1957 опубликована в его монографии The Interpersonal Diagnosis of Personality. Интересно, что данный тест до сих пор активно используется спецслужбами США. Широкой популярностью среди психологов, в силу своей компактности и информативности, также пользуется методика Лири.

Описание и предназначение методики

1) доминирование – подчинение;

2) дружелюбие - агрессивность.

методика лири

Данные факторы были выделены М. Аргайлом в качестве основных характеристик межличностного поведения. Также они соотносятся с двумя осями семантического дифференциала Ч. Осгуда, использовавшего для исследования психологических переменных биполярные шкалы (например, горячий-холодный, сильный-слабый и др.) с фиксированным количеством делений на каждой из них.

Схематическое представление факторов

Для схематического представления основных социальных ориентаций индивида методика диагностики межличностных отношений Лири включает в себя условную схему: круг, разделенный на 8 секторов - октантов. В круге выделяются две оси (соответствующие описанным выше факторам межличностных отношений): "доминирование – подчинение" и "дружелюбие – враждебность". При этом Лири предполагал, что взаимосвязь этих переменных тем сильнее, чем ближе расположены результаты респондента относительно центра окружности. Сумма баллов по каждой из ориентаций, которые определяет методика диагностики межличностных отношений Лири, переводится в индекс соответственно доминирующей оси. Расстояние, получаемое между показателями и центром окружности, определяет адаптированность межличностного поведения.

Качественную характеристику выделенных секторов (октантов), которые определяет методика межличностных отношений Т. Лири, можно представить следующим образом:

I. Хороший руководитель, наставник и советчик.

II. Уверенный тип, независимый и соперничающий.

III. Искренний, непосредственный, настойчивый в своих достижениях.

IV. Скептический, нонконформистский, реалистичный в своих суждениях.

V. Скромный и застенчивый, охотно выполняющий чужие обязанности.

VI. Нуждающийся в помощи и доверии со стороны окружающих.

VII. Дружелюбный, стремящийся к сотрудничеству.

VIII. Сопереживающий и способный помогать другим.

методика диагностики межличностных отношений лири

Процедура проведения и обработка результатов

Методика Лири включает в себя 128 оценочных суждений, в каждом из 8 типов отношений которых образуются 16 пунктов. Данные пункты расположены в порядке восходящей интенсивности. При этом методика построена таким образом, что характеристики, направленные на выявление определенного типа отношений, расположены особым образом: не подряд, а группами, по четыре суждения в каждой, повторяясь через равное количество суждений.

Обработка методики Лири включает в себя несколько этапов. Изначально подсчитывается количество баллов по каждому из выделенных 8 типов межличностных отношений (авторитарному, эгоистическому, агрессивному, подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистическому).

Следующим этапом является определение степени выраженности типа. Максимальная оценка уровня по каждому типу, которую предполагает методика Лири на межличностные отношения, может составлять 16 баллов, которые, в свою очередь, подразделяются на 4 степени выраженности отношения:

  • от 0 до 4 баллов: низкая степень выраженности (адаптивное поведение);
  • от 5 до 8 баллов: умеренная степень выраженности (также адаптивное поведение);
  • от 9 до 12 баллов: высокая степень выраженности (экстремальное поведение);
  • от 13 до 16 баллов: экстремальная степень выраженности (экстремальное до патологии поведение).

Третий этап обработки, который подразумевает методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, представляет собой определение показателей по двум основным векторам: доминирование – дружелюбие. Расчеты производятся с помощью следующих формул:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI).

Дружелюбие = (VII – III) +0,7 х (VIII – II – IV + VI).

методика диагностики межличностных отношений т лири

Наконец, в качестве завершающего этапа методика Лири подразумевает качественный анализ, осуществляемый за счет сравнения дискограмм, построенных на основе полученных данных по каждому респонденту, друг с другом. Также возможно построение среднего профиля межличностных отношений в той или иной группе. Оптимальным представляется использование опросника в системе общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, показательным может оказаться лонгитюдное исследование (например, в рамках того или иного класса), возможность которого также предоставляет методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Интерпретация основных показателей отношения осуществляется по 8 типам:

I. Авторитарный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип сильной личности, отличающейся властным, диктаторским характером. Предпочитает лидировать во всех видах групповой деятельности. Полагается только на собственное мнение, не любит слушать советы других, при этом сам постоянно всех наставляет. Окружающие, в свою очередь, предпочитают признавать властность со стороны данного индивида.

От 9 до 12 баллов. Характерно для энергичной доминантной личности, требующей к себе уважения. Она успешна в делах, пользуется авторитетом, любит давать советы окружающим.

От 0 до 8 баллов. Также отличает уверенную в себе личность, для которой свойственны настойчивость и упорство. При этом данная личность необязательно должна являться лидером.

методика лири на межличностные отношения

II. Эгоистический тип отношений

От 13 до 16 баллов. Независимый, самолюбивый и самовлюбленный тип личности. Расчетлив, любит перекладывать трудности на окружающих. С одной стороны, стремится возвышаться над другими людьми, с другой – держится от них несколько отчужденно. Также отличается хвастливостью и заносчивостью.

От 0 до 12 баллов. Присутствуют эгоистические черты и направленность на себя. Склонен к соперничеству.

III. Агрессивный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Поведение по отношению к окружающим жесткое и агрессивное. Враждебность граничит с асоциальностью.

От 9 до 12 баллов. Отличается откровенностью, прямолинейностью и требовательностью в отношении к окружающим. Непримиримый, раздражительный – склонен обвинять окружающих во всем; ироничен и резок.

От 0 до 8 баллов. Энергичный и настойчивый тип, отличающийся упорством и упрямством.

обработка методики лири

IV. Подозрительный тип отношений

От 13 до 16 баллов. Тип подозрительной и обидчивой личности, сомневающейся во всем. Злопамятен, часто жалуется на других. Стремится отгородиться от окружающего мира, считая его враждебным и злобным. Может встречаться у шизоидного типа характера (методика Лири в данном случае может быть дополнена тестом MMPI).

От 9 до 12 баллов. Замкнутый скрытный тип. Из-за подозрительности и постоянной боязни плохого к себе отношения может испытывать сложности в межличностных отношениях. Скептичен, разочарован в людях; негативное отношение к окружающим может проявляться в вербальной агрессии.

От 0 до 8 баллов. Проявляет критичность как по отношению к окружающим, так и по отношению ко всем явлениям социальной действительности.

V. Подчиняемый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Склонен уступать окружающим; отличается покорностью, пассивностью и слабоволием. Также может иметь место самоуничижение и самоосуждение, приписывает себе вину. Себя ставит на последнее место. Ищет опору в ком-то более сильном, чем сам.

От 9 до 12 баллов. Данный тип личности отличается кротостью и застенчивостью; легко приходит в смущение. Может подчиняться более сильной личности, не учитывая условий конкретной ситуации.

От 0 до 8 баллов. Характерен для уступчивой, скромной и робкой личности. Не отличается собственным мнением, легко подчиняется, послушно выполняет свои обязанности. Эмоции предпочитает сдерживать.

отношение родителей к дефекту своего ребенка методики пари лири

VI. Зависимый тип отношений

От 13 до 16 баллов. Сильно зависим от чужого мнения. Зависимость данного типа объясняется его резкой неуверенностью в себе и собственных силах. Испытывает тревогу и навязчивые страхи по любому, даже незначительному поводу.

От 9 до 12 баллов. Отличается беспомощностью и неумением проявить сопротивление окружающим, искренне считая, что они всегда правы. Послушен и боязлив.

От 0 до 8 баллов. Доверчивый и конформный тип. Склонен доверять окружающим и восхищаться ими. Отличается мягкостью и вежливостью.

VII. Дружелюбный тип отношений

От 9 до 16 баллов. Данный тип отличается направленностью на социальное принятие и одобрение, старается быть для всех хорошим, не учитывая при этом особенности ситуации. По отношению к окружающим дружелюбен и любезен. Среди защитных механизмов преобладают вытеснение и подавление. Характерна эмоциональная лабильность. Возможен истероидный тип характера (также возможно дополнительное использование теста MMPI).

От 0 до 8 баллов. Гибкий в решении проблемных ситуаций. В конфликтах стремится к сотрудничеству и компромиссу. Сознательно проявляет признаки конформности, так как стремится достигать согласия с окружающими. Подчиняется условностям, соблюдает правила хорошего тона. Инициативен, готов помогать другим. Также отличается стремлением быть в центре внимания, получать признание и любовь окружающих. Общительный и дружелюбный.

методика диагностики межличностных отношений т лири интерпретация

VIII. Альтруистический тип отношений

От 9 до 16 баллов. Отличается выраженной гиперответственностью, а также ответственностью за других – часто неоправданной. Готов помогать другим в ущерб собственным интересам. При этом в своей помощи может проявлять чрезмерную активность и даже навязчивость. Однако в отдельных случаях данное поведение может быть также своего рода маской. В таком случае мы имеем дело с противоположным типом отношений.

От 0 до 8 баллов. Для данного типа характерны бескорыстие и отзывчивость. Он ответственен по отношению к другим людям, проявляет к ним отзывчивость и сострадание. Мягкий, деликатный и заботливый.

Интерпретация результатов

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предполагает достаточно широкий объем информации для исследования личности респондента. Если же тестирование проводилось в групповой форме, то исследователь, как уже упоминалось, имеет возможность сопоставить результаты отдельных индивидов с групповым профилем, а также друг с другом. При интерпретации результатов важно делать акцент не на абсолютные величины, а на доминирование показателей одного типа над другими. Это также важно учитывать, если имеет место негативное отношение родителей к дефекту своего ребенка (методики "ПАРИ" Лири).

Читайте также: