Тональность это в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тональность — высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.

Содержание

В обозначении тональности указывается основной тон (тоника) и наклонение (мажор или минор). Между компонентами ставится дефис.

Пример: до-мажор, ля-минор, фа-диез минор.

Следует отличать три вышеприведенных понятия.

  • Гаммой называется звуковой ряд, каждая нота которого отличается на тон или полутон.
  • Лад — это многозначное понятие русской музыкальной школы, обозначающее систему звуков, объединенных какой-либо функциональной зависимостью. Мажорный и минорные лады состоят из мажорных и минорных гамм. Бывают, хоть и малоупотребимы, лады, в которых ноты могут отстоять на целую терцию, а также немажорные и неминорные (пентатонический лад, лады народной музыки разных культур). Ступенью лада называют порядковый номер ноты в гамме, считая от тоники.
  • Тональность может означать то же самое, что и лад, либо, в более узком значении — ладовую гамму от определенной ноты. Понятие тональности, в отличие от понятия гаммы, тоже связано с функциональной зависимостью звуков. Тональность в первую очередь относится к мажору или минору.

Мажорная гамма от заданной ноты (тоники) строится по следующему алгоритму:

Натуральная минорная тональность от заданной ноты (тоники) строится по следующему алгоритму:

Пример: Построим минорную гамму от ноты до (С)

Помимо натурального минора, используются гармонический минор (седьмая ступень повышается на полутон; в нашем примере — до—ре—миb—фа-соль-ляb-си-до (C-D-Eb-F-G-Ab-B-С) и мелодический минор (шестая и седьмая ступени повышаются на полутон; в нашем примере — до—ре—миb—фа-соль-ля-си-до (C-D-Eb-F-G-A-B-С))

В классической теории музыки тональность рассматривается с точки зрения функциональных назначений ступеней лада. К основным функциям относятся:

  • тоника — 1 ступень
  • доминанта — 5 ступень
  • субдоминанта — 4 ступень

В до-мажорной тональности (гамма: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) тоника - до, доминанта - соль, субдоминанта - фа. Следование одной ступени лада за другой называется разрешением. Упрощенно говоря, разрешение доминанты в тонику обычно воспринимается как конец всей композиции или ее части. Разрешение субдоминанты в доминанту — как обострение напряжения.

Повышение или понижение всей тональности называется транспонированием.

Параллельные тональности — тональности, в которых гаммы одинаковы, но тем же ступеням соответствуют другие ноты. Параллельные тональности различаются по наклонению — одна — мажорная, другая — минорная. Тоника минорной тональности на три полутона ниже тоники параллельной мажорной.

  • до мажор и ля минор;
  • соль мажор и ми минор;
  • до минор и ми-бемоль мажор.

Параллельные тональности удобны тем, что в ходе композиции в них легче всего перейти, потому что в них ноты одинаковые, и не следует дополнительно подготавливать введение новых нот, которые в прошлой тональности могли звучать в диссонанс. Однако, во-первых, данный переход меняет общий настрой трека (натуральный минор по-умолчанию звучит меланхолично, гармонический — скорее устрашающе, а мажоры звучат спокойно и жизнерадостно), а во-вторых, без грамотной подачи он будет незаметен и восприниматься будет просто как смена гармонии.



Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.

квинтовый круг

Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.


Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

что такое тональность

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

тональность равно тоника плюс лад

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

ключевые знаки в одноименных тональностях

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

что такое тональность в музыке. Кварто квинтовый круг

Что такое тональность?

Порядок появления знаков в тональностях:

Этот порядок надо выучить!

Еще надо знать, что в музыке существуют 24 тональности (на самом деле теоретически их больше, но об этом - позже), потому что на клавиатуре 12 разных клавиш (7 белых и 5 черных). От каждой можно сыграть один мажор и один минор. Между тональностями существуют определенные связи и закономерности. Рассмотрим такие понятия, как:

энгармонически равные тональности.

Параллельные тональности

Это тональности, которые имеют одинаковые звуки, соответственно, одинаковые ключевые знаки.
Их тоники находятся на расстоянии малой терции. При этом мажорная тоника всегда выше, а минорная - ниже. Как пример, следует помнить две "белых" параллельных тональности: до-мажор - ля-минор.

тональности до мажор и ля минор

Одноименные тональности

Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.

Их разница всегда составляет цифру "3". Например, Ми-мажор имеет четыре диеза, тогда ми-минор будет иметь один (4 - 3 = 1). Надо всегда логически мыслить: прибавлять знаки, или наоборот -вычитать. Существуют две пары тональностей, где идет переход с диезов на бемоли:

Соль мажор - соль минор;

соль мажор соль минор

Ре - мажор - ре - минор.

одноименные тональности ре мажор ре минор

Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

квинтовый круг

Отдельно поговорим о так называемом "Кварто - квинтовом круге тональностей" или просто квинтовом круге.

Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.

То есть, образуется 4 группы тональностей:

Для мажорных тональностей отсчет идет от До-мажора, который не имеет знаков, а для минорных - соответственно от ля-минора. Направление движения можно запомнить следующим образом:

  • диез-знак повышения, поэтому двигаемся по клавиатуре вверх;
  • бемоль-знак понижения - двигаемся по клавиатуре вниз.

Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.

Рассмотрите этот круг сверху, там где нет знаков - это тональности до мажор и ее параллельная - ля минор (запомните это!).

Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:

Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).

И, если прочитать наоборот:

Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).

Легко запомнить: диез - повышает ноту, а диезные тональности расположены - как поднимается температура – вверх.

Так же бемоль – понижает ноту, а бемольные тональности - вниз.

Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:

До мажор - ля минор = 0 знаков

До диез мажор - ля диез минор = 7 диезов

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей

Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности

Вопрос о том, имеют ли тональности свои особые выразительные черты или качества, обсуждался
на протяжении нескольких веков. Теоретики выдвигали самые убедительные аргументы на отрицание этих тезисов вопреки аргументам композиторов и музыкантов -исполнителей, обладавших практикой тонкого эмоционально - образного ощущения в использовании тональностей даже в самых коротких пьесах.

Тональность в широко употребляемом смысле – это система функционально - дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия в музыке 20-21 веков-на основе любой выбранной группы из 12 звуков.

Классический вид тональностей утвердился в творчестве венских классиков и композиторов
ближайшего хронологического периода (от середины 17 до середины 19 в.) и нашел дальнейшее
развитие у композиторов - романтиков (Х. Риман в 1893 году создал упорядоченную функциональную систему тональностей, построенную на родстве связей звуков и созвучий, где основой является T, S i D).

Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона "Das Neu Eroffnete Orchester " (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:

"е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;

E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;

с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;

d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;

А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;

h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая".

Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.

Читайте также: