Народно освободительная борьба в чечне и на северном кавказе под руководством шейха мансура кратко

Обновлено: 07.07.2024

Одним из самых известных чеченцев в истории является шейх Мансур - знаменитый политический и религиозный деятель горцев Северного Кавказа конца XVIII-го столетия. Давайте же сегодня узнаем его судьбу, выясним кем он был на самом деле.

Итак, появился на свет будущий шейх в 1760-м году в небольшом чеченском ауле Алды на месте будущего Грозного. При рождении получил вайнахское имя Ушурма. В юности стал обычным чабаном.

Казалось бы, молодой человек должен был провести обычную тихую жизнь никому неизвестного пастуха. Но все вышло не так. Ибо однажды, по преданию, Ушурма заснул в поле и увидел чудесный сон. Будто бы его ангелы подняли на небо, где к нему явился сам пророк Мухаммад и попросил укрепить на родном Кавказе ислам, назвал мессией.

Было такое или нет, сказать, ясное дело никак нельзя точно. Но факт есть факт. Ушурма назвал себя вождем народного движения, принял арабское имя Мансур (победитель).

Мансур начал разъезжать от одного чеченского аула к другому . Пламенными речами призывал земляков забыть все кровные обиды, встать на путь истинного ислама, строить свое государство на основе шариата.

Кроме того, шейх Мансур выступал против феодалов, любой социальной несправедливости. А еще боролся против алкоголя - выливал, как гласит легенда, на землю бочки с вином и пивом (по-чеченски йий).

  • Я не святой и не пророк, но мне повелено Аллахом утвердить народ в законе Его, - так говорил о себе сам шейх Мансур.

В итоге в феврале 1785-го шейха Мансура чеченцы признали своим лидером - шейхом. Его почитали и любили. Шейх Мансур, отличный оратор, попытался утвердить свое влияние и среди соседних народов - обратился к карабулакам (орстхойцам), ингушам, дагестанцам.

Своей политической программой Мансур назвал объединение всех горцев в единое исламское государство. Однако тут шейх натолкнулся на сопротивление Российской империи, активно наступавшей на Северный Кавказ в конце XVIII-го столетия.

Слухи о появлении на Северном Кавказе активного лидера, пытавшего создать тут свое государство, быстро достигли Петербурга. Однако там новостям не поверили.

  • Шейха Мансура почитаю за сказку, - так ответила на это Екатерина II, не считавшая, что в Чечне может появиться такой авторитетный человек.

Поход Пиери

Тем не менее на Кавказ было направлено послание - с шейхом Мансуром разобраться. Операцию по захвату чеченца возглавил полковник Николай Пиери, грек по происхождению . Во главе крупного отряда, с барабанным боем, направился офицер на главную базу Мансура - в Алды.

Но сам аул царские солдаты нашли покинутым. Все жители вместе с шейхом ушли в горы. А по пути домой в лесном Ханкальском ущелье солдаты попали в мощную осаду, устроенную воинами Мансура. Отряд Пиери был наголову разбит.

В плен к чеченцам тогда же попал молодой офицер Петр Багратион. Правда, шейх Мансур велел храбреца, будущего героя Бородино, тут же отпустить. Безо всякого выкупа.

Штурм Кизляра

После громкой победы шейх Мансур попытался продолжить свой успех. Задумал взять знаменитую крепость Кизляр - главную тогда русскую ставку на Северном Кавказе. Начал собирать мощную армию из лояльных горцев - чеченцев, аварцев, кабардинцев, кумыков.

20 августа 1785-го года 12-тысячная армия Мансура атаковала Кизляр, где размещался 2500-тысячный царский гарнизон.

Однако взять сильную крепость горцы не сумели. Не имели нужной подготовки, достаточного боевого опыта в штурме фортов. Не было у шейха Мансура и канониров для артиллерийских орудий. В конце концов решающий удар по наступавшим горцам нанес своими силами полковник Иван Лунин.

Атака Мансура на Кизляр провалилась. Многие кавказские семьи не дождались тогда своих отцов, братьев, сыновей.

Битва при Татартупе

Шейх Мансур после неудачи под Кизляром ушел сначала в Дагестан, а затем - в Кабарду. Собрал здесь при поддержке адыгской аристократии новую армию из горцев: чеченцев, аварцев, кумыков, кабардинцев.

Бой царскому отряду под командованием полковника Лариона Нагеля шейх Мансур дал уже осенью 1785-го. Недалеко от развалин древнего золотордынского города Татартуп в современной Северной Осетии, близ Эльхотово.

4-тысячный элитный отряд Лариона Нагеля отправила на спецоперацию против Мансура лично Екатерина. Полковник отлично знал Кавказ и кавказскую школу боя, сражаться против него оказалось весьма непросто.

. Бой выдался невероятно страшным. Наступавшие горцы катили пред собой огромные деревянные бочки, полные земли - так защищались от русского артиллерийского огня. Аварцы наступали на левом флаге, чеченцы шли в центре, кабардинская конница князя Дола - на правом крыле. Сам шейх Мансур с отрядом кумыков пытался зайти царским силам в тыл.

Чаша весов неоднократно склонялась то в одну сторону, то в другую. Но все же европейская выучка превзошла горскую - армия Мансура была разбита. Окончательно судьбу битвы решила русская штыковая атака, в которую повел своих солдат сам полковник Нагель.

Уход в Турцию и плен

После Татартупского поражения Мансур и не думал прекращать войну за свою идею независимого горского государства. Ушел в Османскую империю, где надеялся заручиться поддержкой турецкого султана.

Вместе с турецким отрядом Батал-паши Мансур в 1790-м году рассчитывал поднять весь Северный Кавказ, взять Георгиевск. Однако Батал-паша был разбит царскими отрядами у современного Черкесска. А идти на Георгиевск силами чисто горцев Мансур уже не рискнул.

В 1791-м году шейх Мансур оказался среди защитников османской крепости Анапа, которую 22 июня штурмом взял русский генерал Иван Гудович. Ныне Анапа - всероссийский черноморский курорт.

Шейх Мансур, Ушурма (1765 — 13 апреля 1794) — военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века. Один из видных деятелей Кавказской войны 1785—1791 гг. Национальный герой чеченского народа.

В детстве изучал Коран под началом дагестанского муллы.

Мансур выделялся своим могучим телосложением и высоким ростом. Люди, которые его видели из далека, стоящим в полный рост, часто думали, что он находится на коне. Мансур был большим мастером кинжальных боёв.

В 1783году начал проповедовать свое религиозное учение среди чеченцев и поднял их на борьбу против России, осуществлявшей колонизаторскую политику.

В 1785 году Масур женился на скромной девушке из села Гойты. Свадьба не была пышной: мулла обвенчал их, друзья пришли разделить радость и взглянуть на невесту. Нужно отметить, что Мансур был противником всяких торжеств и увеселений. Прямых наследников у Шейха Мансура не было: двое его детей, не дожив и до десяти лет, умерли. Они похоронены на старом кладбище в селе Алды.

В это время, под влиянием проповедей Мансура, Чечня преображалась. По примеру алдынцев во всех селах стали избавляться от курения, прекратили изготавливать бузу - традиционный хмельной напиток горцев. В центрах сел появились шесты, на которые привязывались всякие находки - деньги и прочие предметы. Люди становились добрее друг к другу, прощали кровников, почти все соблюдали пост, ходили в мечети, жили интересно. И если бы не притеснения со стороны русских, народ вообще не знал бы горя. Но Россия не желала мира на Северном Кавказе. Обе стороны готовились к новым схваткам. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды совершенное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.

Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведенные укрепления (Потемкина, Григориполь, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию.

Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, искоренению горских адатов, противоречащих мусульманским законам.

Движение Мансура, распространившись среди кабардинцев и закубанцев, быстро охватило весь Северный Кавказ. После нескольких удачных походов, а главное — после победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в занятой турками Анапе. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, от разрыва снаряда на Мансура обрушилась стена. Когда Мансура нашли российске военные, он был без сознания, но не выпускал саблю из рук и солдатам пришлось отрубить ему пальцы на руке, чтобы забрать эту саблю. Таким образом, в бессознательном состоянии раненный Мансур был пленён. Под усиленной охраной имам был отправлен в Санкт-Петербург. Весть о пленении вождя горцев взбудоражила столицу. Его пожелала видеть сама императрица. Легендарного чеченца доставили в Царское Село.

Было обеденное время, когда Мансура привезли к резиденции Екатерины II. Желающих увидеть знаменитого горца было много. Появился Потемкин. Наслишанная о красоте молодого человека Екатерина объявила, что хочет поближе познакомиться с пленником. Зная слабости императрицы, Потемкин не мог допустить этой встречи. "Матушка, он вам всю обедню испортит. Взгляните на него лучше из окна", - посоветовал он.

"Обаяние этого загадочного человека было так велико, что все верили в его чары, и приближенные Екатерины Великой отговорили ее от личной беседы с ним", - подтверждает и историк Г. Прозрителев.

Придворный А. В. Храповицкий, секретарь императрицы, наблюдал и записывал все, что происходило при дворе. События того дня, когда имам появился в Царском Селе, он внесет в свой дневник: "6 июля 1791 года привезли в Царское Село Шейха Мансура, взятого в Анапе: ему 23 года, и с 17 лет начал проказничать, сделал смуту, и нам он стоит до 30 тысяч войска. После обеда водили его близ колоннады, и Государыня изволила его видеть".

Кавказца-пленника водили возле дворцовой колоннады, а из окон на него смотрели сотни любопытных глаз. Императрица не могла отойти от окна: у нее защемило сердце при виде благородного красавца со спокойными манерами и горделивой походкой.

Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. На суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу "злодейством по принуждению", но Мансур категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость, где он и умер (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. Страшные тюремные условия, тоска по воле сделали свое дело: Мансур заболел быстротекущей чахоткой и скоропостижно скончался. Тело его было ночью погребено на Преображенской горе.

После смерти Екатерины II и Павла I в пору правления Александра 1, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности. Горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе. Царь встал и дослушал рассказ до конца стоя. Когда же один из приближенных спросил, почему он встал, говорят, царь ответил: "Я не мог сидя слушать о таком человеке".

Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.

Так закончилась жизнь великого чеченца, отданная святому делу борьбы за независимость народов Кавказа.

31. Царствование Павла Ι. Его внутренняя и внешняя политика.

32. Культура России в ΧVΙΙΙ веке.

В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с экономическими успехами. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришедшее на смену традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре предыдущих столетий.

Меняется характер образования, оно тоже становится в основном светским. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия. Затем были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, горные школы. В 1708 г. был введен гражданский печатный шрифт, арабские цифры, что облегчило обучение. Но образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Позднее появилась когорта русских ученых — астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман.

Русскую литературу своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, позднее А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и др.

33. Александр Ι. Внутренняя и внешняя политика.

Царское правительство, опираясь на Кючук- Кайнарджирский договор, развернуло активные действия на Северном Кавказе. В 1777 г. началось строительство укреплений Азово-Моздокской военной линии. В 1783 г. был провозглашен царский манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского правобережья к России. После присоединения Крыма на первый план во внешней политике царизма на южном направлении был выдвинут кавказский вопрос. В 1786 г. было образовано Кавказское наместничество. Утверждение господства царизма на Северном Кавказе, захват земель горцев вызвали острое недовольство коренного населения.

Движение под руководством Мансура, направленное против завоевательной политики царизма, началось в 1785 г. Первоначально оно вспыхнуло в Чечне. Как указывалось выше, возглавил движение Ушурма, житель чеченского селения Алды. Он вошел в историю под именем шейха Мансура. Для объединения сил горцев Ушурма использовал идеологию ислама. Впервые со своей религиозной проповедью он выступил в марте 1785 г. Царская администрация с тревогой наблюдала за действиями Ушурмы. Было принято решение подавить движение в самом зародыше. В 1785. г. против отрядов Ушурмы были отправлены войска под командованием полковника Пиери. Царский отряд сжег селение Алды. Однако на обратном пути отряд Пиери был разгромлен в горном ущелье.

В этот период западные адыги формально, согласно русско-турецким соглашениям, считались подвластными Османской империи. На самом деле они были политически независимы. Утверждение царизма на Правобережной Кубани вызвало недовольство у многих представителей адыгов. Под натиском А.В. Суворова адыги-жанеевцы оставили в 1778 г. свои земли по правому берегу реки Кубани. Недовольные этим, адыги неоднократно нападали на суворовские военные укрепления. В июне 1786 г. заку- банские горцы приглашали Ушурму (шейха Мансура) к себе, а сами в составе трех тысяч человек атаковали Азово-Моздокскую линию.

В октябре 1787 года царские войска вновь были двинуты против Мансура. На этот раз отряд под командованием П.А. Текелли нанес серьезное поражение адыгам и ногайцам в районе рек Большой и Малый Зеленчук. Не удовлетворившись этим, Текелли двинулся в земли бесленеевцев и темиргоевцев и варварски истреблял их жилища. После этих событий Мансур вынужден был оставить горы и уйти в Анапу. Активного участия в военных действиях он уже не принимал вплоть до 1791 г. Если роль шейха Мансура в военных действиях на Северо-Западном Кавказе была невелика, то его религиозная и политическая деятельность в Западной Черкесии оставила заметный след. Недаром впоследствии, в 1843 г., начальник Черноморской береговой линии генерал А.И. Будберг отмечал: «В 1791 году, чеченский пастух Шейх Мансур сделал то, чего Хаджи Магомет не сумел сделать в настоящее время.

Движение горцев 1785-1791 гг. было первым опытом организации кавказских народов для общей борьбы против местной феодальной верхушки и царизма. Мансуру удалось привлечь под свои знамена различные народы Северного Кавказа, хотя на практике объединить горцев было очень трудно без соответствующей длительной подготовки.В силу объективных причин, в борьбе горцев определенную роль сыграла религия. Отмечая роль ислама в консолидации сил горцев, необходимо отметить, что религиозная идеология затемняла политические цели восставших, была определенным тормозом для расширения лагеря восставших.Как и всякое крупное выступление, движение горцев конца ХVIII в., которое, безусловно, имело прогрессивное значение, неизбежно должно было оставить глубокий след в жизни народов Кавказа. Движение Мансура было отчасти направлено против непрекращающихся феодальных и княжеских междоусобиц, тормозивших развитие Чечни и соседних с ней районов.Значение движения Мансура следует рассматривать не только по его результатам, но и в связи с несомненным обострением классовой борьбы крестьянских масс в крае.Совместная борьба горцев способствовала их сближению, сплочению и росту самосознания. Это восстание в интересах антифеодальных мотивов неизбежно было направлено и против таких явлений, как родовые пережитки - адаты, племенная замкнутость, остатки феодального сепаратизма. Борьба горцев во главе с Мансуром содействовала формированию в Чечне и Ингушетии своей народности. Заслуга движения горцев и в том, что оно явилось толчком к ускорению процесса объединения различных горских обществ на пути к формированию вайнахского этноса.Движение Мансура напоминало вспышку пламени, быстро погашенного мощными усилиями царских войск. И все же оно в течение нескольких лет возбуждало горцев против царизма.А предводитель восставших - имам Мансур - надолго остался в памяти кавказских народов как национальный герой. В истории вайнахского народа XVIII века нет другой такой яркой личности, которая пользовалась бы большей популярностью, чем имам Мансур.



Рассказывают, что благородный красавец со спокойными взором и горделивой походкой произвел на Императрицу большое впечатление. Ею было дано распоряжение - в случае, если горский вождь раскается в содеянном, вынести ему приговор и оставить на постоянное жительство в России. Чуда не случилось - имам не раскаялся, как это сделал почти семьдесят лет спустя другой Имам - Шамиль. Первый Имам Кавказа умер в Шлиссельбургской крепости 14 апреля 1794 года и погребен на Преображенской горе близ Санкт -Петербурга.

Читайте также: