Сущность и классификация конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конфликт подразумевает такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое можно охарактеризовать их противоборством на базе противоположно ориентированных мотивов (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения) или суждений (мнения, взгляды, оценки).

На практике можно выделить два достаточных и необходимых условия возникновения конфликта:

конфликт возникает всегда содержательно на основе противоположно направленных суждений или мотивов. Наличие подобных мотивов и суждений - необходимое условие появления конфликта;

по форме конфликт всегда является противоборством субъектов социального взаимодействия , которое обычно характеризуется нанесением взаимного ущерба (материального, морального, физического или психологического).

Структура конфликта

Структура конфликта в себя включает участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотив конфликта и позицию конфликтующих сторон.

Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживают конфликтующих. Также они называются субъектами конфликта.

Предмет противостояния – это собственно то, из-за чего конфликт возникает. Предметы конфликтов отличаются многообразием, охватывают большую часть сфер человеческой деятельности: экономика, семья, идеология, образование, быт. Предмет конфликта сам по себе может быть четким или нечетким (размытым). Предметом конфликта может стать конкретные объекты, конкретные возможности, или какое - либо ценностное утверждение, мнение другого исключающее, а также соблюдение или несоблюдение определенных правил.

Образ конфликтной ситуации представляет собой отображение предмета конфликта в сознании субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация – это те накопившиеся противоречия, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для начала реального противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации среди участников конфликта обычно не совпадает. На развитие конфликтной ситуации могут влиять такие факторы, как:

социокультурные факторы, включающие культурные формы разрешения и протекания конфликтов;

ситуационные факторы, определяющие направленность конфликта на смягчение или ужесточение, которые учитывают и собственные характеристики участников, и действие третьей силы.

Мотивы конфликта представляют собой внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов взаимодействия к конфликту (мотив выступает в форме потребности, интереса, цели, идеала, суждения).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем участники конфликта заявляют друг другу в процессе конфликтного взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация конфликтов, их основные причины и динамика протекания

Конфликты – это сложное социально-психологическое явление, исходя из чего, их можно классифицировать по разным признакам.

По сфере проявления конфликт может быть: экономическим; идеологическим; политическим; социально-бытовым; семейно-бытовым.

По степени длительности и напряженности конфликт может быть:

бурным быстро текущим;

По социальным последствиям конфликты делятся на подгруппы:

конструктивные, способствующие развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений;

деструктивные, препятствующие эффективному принятию решений и взаимодействию.

По предмету конфликт может быть реалистическим или нереалистичным.

По источнику возникновения выделяют конфликты двух типов:

По сталкивающимся ценностям или интересам конфликты могут быть:

По степени управляемости конфликт может быть управляемым, слабо управляемым и неуправляемым (стихийным).

По уровню затухания конфликт бывает:

прекращающийся под воздействием каких - либо средств противоборствующих сторон;

прекращающийся при вмешательстве третьих сил.

Причины конфликтов

Причинами конфликтов являются явления, факты, события, ситуации, предшествующие конфликту и, при некоторых условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывающие его.

Причины конфликтов открывают источники возникновения и динамику их протекания.

Их можно условно классифицировать на группы – общие и частные.

Общие причины так или иначе проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся:

Социально-политические и экономические – связанные с глобальными противоречиями в экономике и политике (противоречия между богатыми и бедными, между радикалами и консерваторами);

Социально-демографические причины, связанные с различиями в мотивах и установках людей разного пола, возраста, этнической группы. (противоречия между мужчинами и женщинами, отцами и детьми, коренным и некоренным населением);

Социально-психологические причины, т.е. те, которые описывают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе (противоречия между лидером и окружением, изгоем и группой);

Индивидуально-психологические причины, отражающие несходство индивидуальных характеристик личности (противоречия между способными и неспособными, темпераментными и заторможенными личностями).

Частные причины связаны непосредственно с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный или личный характер.

Производственные причины напрямую связаны с профессиональной деятельностью людей. Самыми распространенными из них являются:

Распределение ограниченных ресурсов, когда необходимость разделения приводят к недовольству и обидам;

Взаимозависимость задач, при которой деятельность одного руководителя или работника зависит от деятельности других работников или группы;

Противоположность функционирования, которая выражается в формулировке противоречивых задач у разных производственных подразделений;

Нечеткость функциональных обязанностей сотрудников, приводящая к ситуации, когда одному подчиненному даются противоречивые указания от нескольких начальников;

Порочные круги управления, выражающиеся в том, что в организации функции, ответственность и власть не распределены вообще;

Различия в целях, представлениях и взглядах проявляются обычно по мере роста организации, проявления в составе ее специализированных подразделений;

Различия в способах достижения целей могут приводить к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашений о приемлемых и неприемлемых методах работы;

Неудовлетворительные коммуникации, которые сводятся к искажению информации, а в некоторых случаях и использованию ложной информации.

Личные причины связаны обычно с состоянием здоровья, жилищно-бытовыми условиями, семейными и бытовыми проблемами конкретных людей, как участников конфликта.

Классификация конфликтов довольно обширна, ведь те или иные противоречия могут возникать в самых разных коллективах и ситуациях. Кроме того, в разрешении споров огромную роль играет их природа.

Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

классификация конфликтов

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный - существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный - возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный - когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный - когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный - существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный - не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

классификация социальных конфликтов

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины:
    • распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
    • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
    • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
    • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
    • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
    • неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
    • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения); (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
    • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
    • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
    • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
    • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
    • когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
    • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).

    Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

    классификация межличностных конфликтов

    Функции конфликтов

    С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

    • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
    • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
    • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
    • конфликт - это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
    • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
    • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

    Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

    • создание психологического напряжения в коллективе;
    • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
    • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
    • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
    • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
    • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

    Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

    классификация современных конфликтов

    Классификация социальных конфликтов

    Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

    • В соответствии с количеством участников:
      • внутриличностные - возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
      • межличностные - столкновение интересов нескольких людей;
      • межгрупповые - несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
      • горизонтальные - между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
      • вертикальные - противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
      • смешанные.
      • объективные - имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
      • субъективные - обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
      • созидательные - в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
      • разрушительные - вносят разногласия и разрушают существующую систему.
      • рациональные - возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
      • эмоциональные - имеют исключительно личное значение.
      • краткосрочные - быстро разрешаются;
      • долгосрочные - не угасают на протяжении длительного периода времени.
      • мирные;
      • вооруженные.
      • спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
      • возникшие спонтанно.
      • прогрессивные - вносят нечто новое в развитие общества;
      • регрессивные - возвращают ситуацию в предшествующее положение.
      • политические;
      • экономические;
      • этнические;
      • бытовые.

      Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

      основные классификации конфликтов

      Межличностные конфликты

      Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

      • По направлению:
        • горизонтальные конфликты - возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
        • вертикальные - могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
        • конструктивные - приводят к выработке рациональных решений;
        • деструктивные - приводят к разрушению налаженных связей.
        • деловые - возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
        • личностные - основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
        • скрытые - сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
        • открытые - вступление в активное противодействие.
        • эпизодические - возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
        • длительные - не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).

        Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

        сущность и классификация конфликтов

        Вооруженные конфликты

        Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

        • В соответствии с целями:
          • справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
          • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
          • локальные (проходят строго в границах определенной территории);
          • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
          • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).

          Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

          Конфликты в рамках организации

          Трудовой коллектив - это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

          • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
          • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
          • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
          • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
          • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

          Управление конфликтными ситуациями

          Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

          Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

          Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

          • урегулирование - поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
          • разрешение - это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
          • прогнозирование - умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
          • предупреждение - принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
          • стимулирование - создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

          Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

          классификация типов конфликтов

          Выводы

          Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

          Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

          Конфликт — это естественное явление в межличностных отношениях. Противоречия возникают на работе, в семье, личной жизни и даже внутри одного человека. Они помогают людям понимать друг друга, самих себя. Результат разногласий — развитие отношений или распад, прогресс или регресс личности.

          Определение и признаки

          Определение и признаки

          • противоречивость мнений, идей, потребностей;
          • активность участников (осознание проблемы, начало борьбы).

          Социология рассматривает конфликт как способ разрешения противоречий, процесс противостояния участников. Психология определяет сущность социального противоречия как отсутствие согласия между сторонами.

          Любой тип противоречия сопровождает конфликтность одного или обоих участников. Она сочетается с такими качествами, как ригидность, демонстративность, сверхточность, чрезмерная рациональность, агрессивность, максимализм, лживость. Они могут проявляться вместе или по отдельности.

          Структура

          • относительность (субъекты по-разному воспринимают проблему);
          • ограниченность (борьба за деньги, власть, статус, внимание);
          • связь со временем.

          Кроме того, в структуре противоречия психология выделяет конфликтную ситуацию, инцидент и образ конфликтной ситуации. Ситуация — совокупность объективных условий и причин. Инцидент — конкретные действия одной из сторон, которые возмутили другую. Образ ситуации — субъективное видение проблемы.

          Типология и классификация

          • по природе возникновения (национальные, этнические, межгосударственные, социальные, организационные, внутриличностные, семейные);
          • по направленности и условиям (участники находятся на одном уровне в какой-либо иерархии или на разных, принадлежат к одной группе или разным);
          • по последствия (разрушающие и укрепляющие);
          • по количеству участников (внутригрупповые, межгрупповые, межличностные, внутриличностные, между личностью и группой).

          Подтипы могут относиться сразу к нескольким типам. Например, семейный конфликт может быть одновременно укрепляющим и межличностным.

          Структура

          1. Локальный тип. Это военное противоречие, которое без урегулирования превратится в полноценную войну.
          2. Межличностный конфликт. Это противоречие характеров, взглядов, желаний, интересов двух людей. Возникает как на фоне объективных причин (ограниченность ресурсов), так и на фоне субъективного непринятия.
          3. Конфликт между личностью и группой. Возникает при несоответствии поведения человека нормам группы. Пример: непринятие ученика одноклассниками.
          4. Межгрупповой конфликт. Чаще возникает в подростковой, молодежной среде. Пример: противоречие неформальных групп, субкультур, футбольных фанатов.
          5. Конфликт интересов. Это такое противоречие людей, которое не затрагивает знания, точки зрения.
          6. Внутренний конфликт. Это противоречие между мотивами, интересами, чувствами, ценностями одной личности. Чаще причина кроется в противоречии социальных ролей. Например, когда роль семьянина требует находиться вечером с семьей, а роль руководителя принуждается задержаться на работе.

          Ролевой конфликт можно назвать конфликтом принадлежности. Это противоречие, вызванное двойной принадлежностью (к разным группам). Среди ролевых разногласий встречаются такие виды: межролевое, внутриролевое, ситуационно-ролевое.

          Типология и классификация

          Отдельного рассмотрения заслуживает двуединый конфликт. Это противоречие в искусстве, которое предполагает два связанных между собой типа: локальный и глобальный. Например, конфликт двух героев и конфликт поколений. По форме конфликты бывают скрытыми, открытыми, активными и пассивными. При скрытом типе стороны подавляют свои чувства, испытывают внутреннее напряжение и неудовлетворенность, которая выливается в плохое выполнение обязанностей, равнодушие. Открытый тип бывает активным и пассивным. В первом случае человек прямо говорит о своем недовольстве, что выливается в ссоры, скандалы, драки. Во втором случае человек уходит от проблемы в мир фантазий или зависимостей.

          Выделяемые функции

          • улучшает взаимопонимание между партнерами, снимает напряжение;
          • способствует самопознанию сторон и развитию отношений;
          • помогает проверить отношения на прочность;
          • способствует саморазвитию участников за счет поиска аргументов и откровенности, признания истинных мотивов поведения, желаний и целей.

          Деструктивный конфликт опасен. Он делает психологический климат неблагоприятным, подрывает самоуважение и уважение участников, негативно отражается на самооценке, работоспособности, доверии. Деструктивный тип приводит к разрушению отношений и личности, эмоциональному выгоранию участников.

          Причины и стадии

          Причина возникновения конфликта — неудовлетворенные потребности личности или группы, оскорбление личных или групповых интересов, ограничение деятельности, активности, развития субъекта. Основные причины конфликта:

          Типология и классификация

          1. Субъективные, или психологические особенности мышления и мировоззрения участников.
          2. Объективные: недостаток информации, ограниченный объем ресурсов, изъяны в законах.
          3. Организационно-управленческие: проблемы, связанные со структурой, составом, функциональностью группы.
          4. Социально-психологические: разное понимание социальных ролей, неадекватное представление о себе и оппоненте, о ситуации, неблагоприятный психологический климат, барьеры в общении.

          Согласно теории конфликта в социологии, он развивается в четыре стадии. Начинается с конфликтной ситуации, притом она не всегда осознается участниками. Позже противоречие осознается, субъекты выбирают тактику поведения, которая поможет им выиграть. И последняя стадия — разрешение.

          Способы разрешения

          Причины и стадии

          Разрешение бывает полным и частичным. При полном устраняются внутренние и внешние факторы, при частичном убираются внешние причины, но сохраняется внутреннее напряжение субъектов. По способам разрешения конфликты бывают компромиссными и насильственными. Для первого типа характерно несколько вариантов разрешения, в каждом из которых обе стороны меняют цели, условия, сроки и иные составляющие противоречия. Насильственный тип предполагает разрушение субъектов или отказ одного из них от борьбы. Пути решения конфликта:

          Причины возникновения конфликтов

          1. Избегание. Участник старается достичь своей цели путем игнорирования проблемы, избегания конфликтных ситуаций.
          2. Принуждение. Один из участников занимает жесткую позицию, настаивает на своем, не воспринимает доводы оппонента, принуждает подчиниться.
          3. Сглаживание. Субъект идет на уступки ради сохранения хороших отношений, достижения более важной и глобальной общей цели.
          4. Компромисс. Это взаимные уступки сторон.
          5. Конфронтация. Обе стороны придерживаются своего мнения, урегулировать разногласия сможет только третья сторона.
          6. Сотрудничество. Поиск альтернативного решения, которое устроит обе стороны.

          Для урегулирования конфликта нужно определить его вид, причину и особенности, понять мнения сторон, устранить объективный раздражитель (если возможно). Нужно вывести из ситуации конфликтных людей и конфликтное общение. Если проблема в разногласиях мнений, то необходимо превратить общение в деловые переговоры. Если проблема в неправильном восприятии ситуации, то нужно изменить отношение к ней, взглянуть под другим углом. В этом помогут новые факты и данные, которыми оппонент поделится во время обсуждений.

          Конфликты в организации

          Рабочие конфликты заслуживают особого внимания. Основанием возникновения спора на рабочем месте является:

          Классификация конфликтов

          • ограниченность ресурсов;
          • взаимозависимость задач;
          • различия в целях, взглядах, представлениях;
          • дефицит информации или ее искажение;
          • невыполнение заявленных обещаний;
          • психологическая несовместимость.
          1. Признать наличие проблемы. Необходимо составить описание предмета, объекта, момента возникновения разногласий.
          2. Сгруппировать причины конфликтов. В организации они отличаются тем, что обычно базируются на сплаве объективных и субъективных факторов.
          3. Детально изучить позиции сторон.
          4. Определить стратегию разрешения.

          Для разрешения противостояния на работе иногда достаточно перевести конфликтующих сотрудников в разные отделы. Или изменить корпоративную культуру, стиль руководства.

          В психологии выделяются различные виды конфликтов.

          Соответственно этому подбираются наиболее оптимальные способы их разрешения.

          Типы темперамента и их психологическая характеристика в нашей статье.

          Что это такое: определение понятия

          Что это такое: определение понятия в психологии

          Какое определение более всего подходит к понятию конфликт?

          Конфликт , отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством на основе расхождения взглядов, мотивов, интересов.

          Он может быть межличностным, межгрупповым, между группой и отдельным индивидуумом.

          Это столкновение интересов и взглядов, неприятие другой стороны, борьба за выживание и ограниченные ресурсы. Это столкновение противоположно направленных целей.

          Конфликт является способом выявления противоречий, толчком к поиску их разрешений. Эти противоречия имеют личную значимость для участников взаимодействия.

          Конфликт рассматривается как конкуренция. Он становится реальным, когда хотя бы одна из сторон признает его наличие.

          Он может также рассматриваться как взаимодействие двух объектов, у которых определились несовместимые цели. Это могут быть люди, классы, социальные институты.

          Конфликтом считается и диалог, когда стороны напрямую высказывают различия в своих интересах. Значение имеет стремление нанести ущерб одной из сторон , моральный, материальный, психологический, социальный вред.

          Понятие конфликта в этом видео:

          Какие бывают отрицательные черты характера? Читайте об этом здесь.

          Структурные элементы

          Основные структурные элементы

          Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.

          1. Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
          2. Предмет , собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
          3. Образ ситуации , ее отображение в сознании субъекта.
          4. Мотивы , силы, которые побуждают к активным действиям.
          5. Позиции сторон.
          6. Субъекты , участники, это могут быть отельные личности, группы.
          7. Стратегия и тактика ведения.
          8. Исход ситуации , какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.

          Учитываются условия протекания конфликта:

          • пространство , где разворачивается,
          • время , длительность,
          • социально-психологические , характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации,
          • социальные , вовлекаются ли различные социальные группы , профессиональные, семейные, гендерные.

          Структурные элементы и стадии развития

          В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:

          • предметная , на этом этапе появляются объективные причины для разногласий,
          • взаимодействие , конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент,
          • разрешение , может быть полным или частичным.

          Социологи и психологи при поиске пути решения обязательно учитывают структуру, количество участников, их мотивацию.

          Стадии конфликта , таблица.

          Структура конфликта в этом ролике:

          Сущность и классификация

          Какие бывают конфликты? В социологии и психологии конфликты подразделяются на естественные и неестественные. Первые появляются сами собой, когда возникают противоречия между собственными представлениями и представлениями о ситуации других людей или группы.

          Искусственные создаются ради реализации и достижения определенной цели. Иногда используются личностями для снятия напряжения.

          Конфликт , это развивающийся процесс. Он может прогрессировать, сохраняться долгое время, видоизменяться или прекращаться естественным образом. Иногда переходит в скрытую стадию, готовый разгореться снова.

          Сущность конфликтной ситуации и классификация

          В организациях, в зависимости от степени вовлеченности сотрудников, конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные.

          Встречаются эмоциональные конфликты, когда причиной является не объект, а понятия, требования, установки субъекта.

          Участники, как правило, не одинаковы по рангу. Инцидент, то есть действие, может возникнуть по инициативе одной из сторон, создаться намеренно, иногда возникает без цели, ради самого конфликта.

          Конфликты классифицируются:

          • по сфере проявления , экономические, политические, идеологические, семейные,
          • по степени напряженности , бурные, скрытые, длительные, вялотекущие, быстротекущие,
          • по субъектам , межгрупповые, межличностные, между личностью и группой,
          • по последствиям , конструктивные или деструктивные,
          • по предмету , реалистичные, беспредметные.

          Сущность любого конфликта , провоцирование изменений, положительных либо негативных.

          Виды и характеристика

          Основные виды и их характеристика

          1. Идеологические. В основе их противоречия в установках, взглядах, принципах и нормах поведения, жизненных позициях. Возникать могут как в малых социальных группах, так и в масштабах общества.
          2. Экономические. Вызваны экономическими противоречиями. Потребности одной стороны могут быть разрешены при помощи другой стороны. Этот вид конфликта часто возникает между отдельными личностями.
          3. Социально-бытовой. Противоречия возникают на почве бытовых условий, раздела имущества, проживания вместе на одной территории, распределения обязанностей, пользования благами.
          4. Семейные. В основе , дисгармоничные отношения в малой ячейке общества, неумение наладить контакт, вовремя пойти на компромисс или избежать скандала, выбор неподходящего партнера, личностные характеристики участников взаимодействия.
          5. Социально-психологические. В основе этих конфликтов взаимодействия между группами, столкновение интересов.

          Играет роль психологическая несовместимость, эмоциональное неприятие другой стороны, патологические влечения, отклонения в сфере сексуальных отношений, борьба за лидерство.

          Последствия

          По последствиям конфликты делят на две большие группы:

          Некоторые авторы дают следующую классификацию:

          • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности,
          • разрушительный , цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

          По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

          У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

          • объединение людей с одинаковой направленностью &ndash, единомышленников,
          • ускорение процесса самосознания,
          • разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план,
          • расставляет приоритеты,
          • помогает выходу эмоций,
          • обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении,
          • помогает налаживать рабочие контакты,
          • под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей,
          • происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

          Негативные последствия

          К отрицательным последствиям относится:

          • угрожает социальной системе,
          • подрывает доверие сторон,
          • имеет тенденцию углубляться, расширяться,
          • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы,
          • препятствует быстрым переменам,
          • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

          Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

          Формы и типология конфликтных ситуаций

          Выделяют основные типы конфликтных ситуаций. Их четыре:

          1. Межгрупповые. Происходят внутри организации между малыми группам, между большими социальными группами.
          2. Личностно-групповые. Когда в конфронтацию вступает отдельный индивид и группа.
          3. Межличностное. В этом случае у членов группы появляются несовместимые цели, паттерны поведения, мотивы.
          4. Внутриличностные. Столкновения происходят внутри самого человека, когда появляются противоречия между ожиданиями и требованиями внешней среды.

          Разновидности, типология и формы конфликтных ситуаций

          К разновидностям конфликтов можно отнести интриги, когда с одной стороны происходит нечестное действие, выгодное инициатору.

          Они побуждают отдельных личностей или коллектив к определенным действиям и наносят ущерб другим людям или социальной группе.

          Типы конфликтов , примеры:

          Типы поведения личности

          В конфликтной ситуации люди могут проявлять разное поведение. Зависит это от особенностей личности, опыта, стремления получить определенную выгоду, добиться желаемой цели.

          Типы поведения кратко:

          • компромисс , поиск возможных уступок с обеих сторон,
          • приспособление , одна из сторон отказывается от выражения своих интересов в угоду интересов и требований другой стороны,

          В этом случае приходится адаптироваться, перестраиваться, смиряться.

          Различные типы поведения личности

          Управление конфликтами , это целенаправленное воздействие на поведение участников и динамику развития ситуации.

          Современная точка зрения считает, что в некоторых ситуациях конфликты желательны.

          Это стимулирует развитие системы. В тоже время, провоцируя конфликты, надо уметь держать их под контролем и направлять в нужную сторону.

          Конфликтология , это целая отрасль психологии. Она постоянно изучает, совершенствует методы управления ситуациями, связанными с коллективными и личностными разногласиями. Это позволяет находить наиболее оптимальные и безболезненные способы разрешения конфликтов.

          Какие положительные черты характера бывают? Список вы найдете на нашем сайте.

          В психологии выделяются различные виды конфликтов.

          Соответственно этому подбираются наиболее оптимальные способы их разрешения.

          Типы темперамента и их психологическая характеристика в нашей статье.

          Что это такое: определение понятия

          Что это такое: определение понятия в психологии

          Какое определение более всего подходит к понятию конфликт?

          Конфликт , отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством на основе расхождения взглядов, мотивов, интересов.

          Он может быть межличностным, межгрупповым, между группой и отдельным индивидуумом.

          Это столкновение интересов и взглядов, неприятие другой стороны, борьба за выживание и ограниченные ресурсы. Это столкновение противоположно направленных целей.

          Конфликт является способом выявления противоречий, толчком к поиску их разрешений. Эти противоречия имеют личную значимость для участников взаимодействия.

          Конфликт рассматривается как конкуренция. Он становится реальным, когда хотя бы одна из сторон признает его наличие.

          Он может также рассматриваться как взаимодействие двух объектов, у которых определились несовместимые цели. Это могут быть люди, классы, социальные институты.

          Конфликтом считается и диалог, когда стороны напрямую высказывают различия в своих интересах. Значение имеет стремление нанести ущерб одной из сторон , моральный, материальный, психологический, социальный вред.

          Понятие конфликта в этом видео:

          Какие бывают отрицательные черты характера? Читайте об этом здесь.

          Структурные элементы

          Основные структурные элементы

          Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.

          1. Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
          2. Предмет , собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
          3. Образ ситуации , ее отображение в сознании субъекта.
          4. Мотивы , силы, которые побуждают к активным действиям.
          5. Позиции сторон.
          6. Субъекты , участники, это могут быть отельные личности, группы.
          7. Стратегия и тактика ведения.
          8. Исход ситуации , какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.

          Учитываются условия протекания конфликта:

          • пространство , где разворачивается,
          • время , длительность,
          • социально-психологические , характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации,
          • социальные , вовлекаются ли различные социальные группы , профессиональные, семейные, гендерные.

          Структурные элементы и стадии развития

          В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:

          • предметная , на этом этапе появляются объективные причины для разногласий,
          • взаимодействие , конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент,
          • разрешение , может быть полным или частичным.

          Социологи и психологи при поиске пути решения обязательно учитывают структуру, количество участников, их мотивацию.

          Стадии конфликта , таблица.

          Структура конфликта в этом ролике:

          Сущность и классификация

          Какие бывают конфликты? В социологии и психологии конфликты подразделяются на естественные и неестественные. Первые появляются сами собой, когда возникают противоречия между собственными представлениями и представлениями о ситуации других людей или группы.

          Искусственные создаются ради реализации и достижения определенной цели. Иногда используются личностями для снятия напряжения.

          Конфликт , это развивающийся процесс. Он может прогрессировать, сохраняться долгое время, видоизменяться или прекращаться естественным образом. Иногда переходит в скрытую стадию, готовый разгореться снова.

          Сущность конфликтной ситуации и классификация

          В организациях, в зависимости от степени вовлеченности сотрудников, конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные.

          Встречаются эмоциональные конфликты, когда причиной является не объект, а понятия, требования, установки субъекта.

          Участники, как правило, не одинаковы по рангу. Инцидент, то есть действие, может возникнуть по инициативе одной из сторон, создаться намеренно, иногда возникает без цели, ради самого конфликта.

          Конфликты классифицируются:

          • по сфере проявления , экономические, политические, идеологические, семейные,
          • по степени напряженности , бурные, скрытые, длительные, вялотекущие, быстротекущие,
          • по субъектам , межгрупповые, межличностные, между личностью и группой,
          • по последствиям , конструктивные или деструктивные,
          • по предмету , реалистичные, беспредметные.

          Сущность любого конфликта , провоцирование изменений, положительных либо негативных.

          Виды и характеристика

          Основные виды и их характеристика

          1. Идеологические. В основе их противоречия в установках, взглядах, принципах и нормах поведения, жизненных позициях. Возникать могут как в малых социальных группах, так и в масштабах общества.
          2. Экономические. Вызваны экономическими противоречиями. Потребности одной стороны могут быть разрешены при помощи другой стороны. Этот вид конфликта часто возникает между отдельными личностями.
          3. Социально-бытовой. Противоречия возникают на почве бытовых условий, раздела имущества, проживания вместе на одной территории, распределения обязанностей, пользования благами.
          4. Семейные. В основе , дисгармоничные отношения в малой ячейке общества, неумение наладить контакт, вовремя пойти на компромисс или избежать скандала, выбор неподходящего партнера, личностные характеристики участников взаимодействия.
          5. Социально-психологические. В основе этих конфликтов взаимодействия между группами, столкновение интересов.

          Играет роль психологическая несовместимость, эмоциональное неприятие другой стороны, патологические влечения, отклонения в сфере сексуальных отношений, борьба за лидерство.

          Последствия

          По последствиям конфликты делят на две большие группы:

          Некоторые авторы дают следующую классификацию:

          • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности,
          • разрушительный , цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

          По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

          У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

          • объединение людей с одинаковой направленностью &ndash, единомышленников,
          • ускорение процесса самосознания,
          • разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план,
          • расставляет приоритеты,
          • помогает выходу эмоций,
          • обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении,
          • помогает налаживать рабочие контакты,
          • под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей,
          • происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

          Негативные последствия

          К отрицательным последствиям относится:

          • угрожает социальной системе,
          • подрывает доверие сторон,
          • имеет тенденцию углубляться, расширяться,
          • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы,
          • препятствует быстрым переменам,
          • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

          Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

          Формы и типология конфликтных ситуаций

          Выделяют основные типы конфликтных ситуаций. Их четыре:

          1. Межгрупповые. Происходят внутри организации между малыми группам, между большими социальными группами.
          2. Личностно-групповые. Когда в конфронтацию вступает отдельный индивид и группа.
          3. Межличностное. В этом случае у членов группы появляются несовместимые цели, паттерны поведения, мотивы.
          4. Внутриличностные. Столкновения происходят внутри самого человека, когда появляются противоречия между ожиданиями и требованиями внешней среды.

          Разновидности, типология и формы конфликтных ситуаций

          К разновидностям конфликтов можно отнести интриги, когда с одной стороны происходит нечестное действие, выгодное инициатору.

          Они побуждают отдельных личностей или коллектив к определенным действиям и наносят ущерб другим людям или социальной группе.

          Типы конфликтов , примеры:

          Типы поведения личности

          В конфликтной ситуации люди могут проявлять разное поведение. Зависит это от особенностей личности, опыта, стремления получить определенную выгоду, добиться желаемой цели.

          Типы поведения кратко:

          • компромисс , поиск возможных уступок с обеих сторон,
          • приспособление , одна из сторон отказывается от выражения своих интересов в угоду интересов и требований другой стороны,

          В этом случае приходится адаптироваться, перестраиваться, смиряться.

          Различные типы поведения личности

          Управление конфликтами , это целенаправленное воздействие на поведение участников и динамику развития ситуации.

          Современная точка зрения считает, что в некоторых ситуациях конфликты желательны.

          Это стимулирует развитие системы. В тоже время, провоцируя конфликты, надо уметь держать их под контролем и направлять в нужную сторону.

          Конфликтология , это целая отрасль психологии. Она постоянно изучает, совершенствует методы управления ситуациями, связанными с коллективными и личностными разногласиями. Это позволяет находить наиболее оптимальные и безболезненные способы разрешения конфликтов.

          Какие положительные черты характера бывают? Список вы найдете на нашем сайте.

          Читайте также: