Кизил шайтанова ягода легенда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обобщая сказанное, можно только недоумевать, почему такое замечательное дерево вдруг стало "шайтановым".

Мне могут возразить, мол, в самой легенде дается объяснение этого парадокса: оно якобы в противоречии между ранним цветением и поздним созреванием. Но возьмем всеми любимый миндаль, который тоже цветет очень рано, а плодоносит в то же время, что и кизил. Ведь не стало это дерево, древнейший интродуцент Крыма, "шайтан-фундуком" — "чертовым орехом"! Итак, налицо несоответствие между уважением и любовью, которую питали жители Крыма к кизилу, и тем явно отрицательным отношением к нечистой силе, которой он был, согласно легенде, наделен. Не выдерживает серьезной критики и народная примета, устанавливающая связь между урожаем кизила и зимними морозами. Помните: "Как урожай кизила — быть холодной зиме, потому что не угомонился шайтан и по-прежнему мстит людям за насмешку". Если помните, прошедшей осенью урожайность кизила была обычной, а вот зима в этом году была одной из самых суровых за последние 30-40 лет.

Чтобы разобраться в первопричинах возникновения легенды, попробуем взглянуть на неё, как на источник скрытых знаний о древней истории Крыма. Вначале разберемся с самой легендой "Шайтан и кизил". Впервые её опубликовал известный собиратель крымских легенд Н. Маркс в сборнике "Легенды Крыма" в 1913 году. В пояснении к своему сборнику легенд он говорит, что записал её со слов "оттузской помещицы Жанны Ивановны Арцеуловой, урожденной Айвазовской". Село Оттузы (ныне Щебетовка) в то время было населено татарами. Отсюда и татарско-мусульманский колорит легенды ("шайтан", "аллах"). Но в средние века жителями селения были греки-христиане, о чем свидетельствуют сохранившиеся топонимы: гора Папастепе — Попова гора; развалины церквей Св. Георгия и Успения Богородицы в окрестностях Оттузской долины… Как пишет сам Н. Маркс, "окруженная с трех сторон горами, находясь в стороне от торгового движения, долина эта сохраняла до последнего времени свой особый колорит горной округи с её поверьями, преданиями и легендами". Иными словами, Оттузскую долину можно назвать заповедником средневековых преданий. Поэтому нельзя исключить и более древнее (дотатарское) время создания этой легенды.

Для всех индоевропейских народов, населявших благословенную Тавриду, будь то тавры, греки-эллины, скифы, сарматы, готы, аланы, славяне, важнейшим компонентом религиозного мировоззрения было поклонение священным рощам и деревьям. И если дуб был символом верховного мужского божества (Зевса — у греков, Юпитера — у римлян, Перуна — у славян), то символом женского божества — покровительницы семьи и домашнего очага — был (у народов Кавказа, Болгарии) кизил. Об этом можно прочитать в книге Л. Згуровской "Рассказы о деревьях Крыма". Почитали кизил и греки: копье Одиссея было сделано из него. Ромул в знак основания Рима воткнул кизиловое копьё.

Даже у городских жителей Болгарии до сих пор, если верить журналу "Вокруг света", этот обычай похлопывать друг друга кизиловыми веточками продолжает жить.

С этим обрядом связана ещё одна народная традиция — обряд сурвакаре. Он аналогичен нашим святочным гуляньям. 12 парней (девушкам было категорически запрещено участвовать) надевают маски быка, медведя, козла-тура и костюмы (шкуры); берут в руки ярко-красные жезлы, после чего ходят по селению, шутят, поют песни. До праздника Богоявления они живут обособленно, не крестятся, не называют друг друга христианскими именами, не ходят в церковь. Во всем этом чувствуется отголосок дохристианского прошлого. Исходя из имеющихся знаний о славянском пантеоне — перед нами обряд поклонения "скотьему богу" — Велесу-Волосу, покровителю домашних животных, богатства, плодовитости. Причем, как считает академик Борис Рыбаков, истоки культа Велеса уходят во времена неолита, в эпоху, когда главным занятием населения была охота. Зная свойства древесины крымских деревьев, нетрудно сделать вывод о кизиловом происхождении пастушьего посоха, а ранее — охотничьего копья. Таким образом, кизил стал одним из атрибутов языческого культа. Причем культом самого важного, самого почитаемого скотоводческими народами бога. Подтверждением этого является удивительная живучесть самого культа. Например, автор "Слова о полку Игореве" спустя 150 лет после принятия христианства на Руси называет Баяна "велесовым внуком", а почитание святого Власа, покровителя домашних животных, сохранялось в русских деревнях до конца XIX века. И поныне существует обычай у земледельцев оставлять последнюю горсть собранного зерна ("Волосу на бородку").

Ортодоксальная церковь, будь то православие или мусульманство, не очень жаловала языческие обычаи, но прямые запреты поклонения кизилу вряд ли оказались бы эффективными. Другое дело — приглушить блеск величия, низвести это дерево в разряд обыкновенного растения. Для этой цели как нельзя лучше и подошла такая веселая легенда, в которой кизил оказался под покровительством глупого и жадного шайтана. Если вспомнить, то шайтан в конце концов оставил кизил людям. И теперь, откушивая ароматные и вкусные ягоды кизила, накопившие в себе все целительные силы крымской земли и солнца, можете быть уверенными: вы поглощаете здоровье, долголетие, благоденствие, счастье. И шайтановы злые силы тут ни при чем.

Когда Аллах сотворил мир и, сделав эту очень ответственную работу, лег отдыхать, на земле настала блаженная весна. Зазеленели деревья, начали распускаться почки, появились цветы.

Тогда потянулось к райским цветущим садам все живое и поднялся большой шум. Тот хватает одно, тот тянет другое, ссорятся между собой, ругаются. Одним словом — никакого порядка нет.

Не выдержал Аллах, поднялся со своего ложа, где он отдыхал, и стал наводить порядок. Первым долгом позвал он всех к себе и сказал так:

— Неразумные дети мои! Вы перепортите все сады. Повелеваю каждому из вас выбрать себе какое-нибудь одно растение, чтобы потом только им и пользоваться. Подумайте хорошенько, подходите ко мне и просите.

Что здесь было после слов Аллаха! Всякая живая тварь засуетилась, заволновалась, как бы не прогадать. Тот просит вишню, тот яблоню, тот персик, тот абрикос.

Подошел к Аллаху и Шайтан.

— И ты здесь? — спросил Аллах.

— И я здесь, — ответил нечистый, скосив хитрый глаз.

— И что же ты выбрал?

— Кизил? Почему кизил?

— Так, — не хотел сказать правду Шайтан.

— Хорошо, бери кизил, — решил Аллах.

Весело запрыгал Шайтан, завилял хвостом от радости. Еще бы, он так ловко обхитрил всех, выпросив для себя кизил. Кизил первым зацвел, значит, раньше других растений даст урожай. А первая ягода — самая дорогая. Повезет он свой кизил на базар, продаст втридорога, денег много загребет. Богаче всех будет Шайтан!

Настало лето, начали созревать плоды — вишни и черешни, яблоки и груши, персики и абрикосы. А кизил все не зрел, по-прежнему оставался зеленым и твердым.

Сидит Шайтан под деревом, злится:

— Да созревай скорее, шайтанова ягода!

Не зреет кизил. Тогда стал Шайтан дуть на ягоды, и сделались они красными-красными, словно пламя. Но, как и раньше, они были твердыми и кислыми.

— Ну, как твой кизил? — спрашивали Шайтана люди.

— Гадость, а не ягода, берите ее лучше себе, — ответил Шайтан и плюнул с досады, аж кизил почернел.

Поздней осенью, когда урожай в садах был уже убран, люди пришли в лес по кизил. Собирая черные, но сладкие, вкусные ягоды, они подсмеивались над Шайтаном:

— Маху дал Шайтан!

— Сам себя перехитрил Шайтан!

А Шайтан тем временем бесился от злости и думал, как бы отомстить людям, чтобы они запомнили этот кизил раз и навсегда. И придумал.

На следующую осень Шайтан сделал так, что кизила уродилось вдвое больше. И чтобы он созрел, потребовалось вдвое больше солнечного тепла.

Обрадовались люди большому урожаю кизила, не подозревая, что это проделка Шайтана.

А солнце, истощившись за лето, не смогло уже послать на землю достаточно тепла. И наступила такая суровая зима, что позамерзали сады, а люди чуть живы остались.

С тех пор существует примета: если большой урожай на кизил — быть холодной зиме.

Легенда записана Н. Марксом (“Легенды Крыма”, вып. I, M., 1913).

К и з и л — распространенное в Крыму лесное растение с темно-красными ягодами, созревающими поздней осенью.

Целебная шайтанова ягода

Месть шайтана

Услышав эти слова, люди стали суетиться. Главное для них было - не прогадать. Шайтан также хотел обмануть всех и выбрал кизил, не объяснив Господу, почему именно это деревце ему так нравится. Умысел его был прост: шайтан увидел, что кизил расцвел раньше других растений, и подумал, что и плоды будут ранними, а значит, самыми дорогими.

Не забыл этого мстительный шайтан и задумал коварный план. Сделал он так, чтобы в следующем году кизила уродилось с избытком. Чтобы он созрел, нужно было много солнечного света. Когда созрел весь кизил, вытянул он из солнца все тепло, и наступила такая зима, какой люди раньше не видывали. Немногие из них пережили ее, а многие сады замерзли. С тех пор существует примета: если уродился богатый урожай кизила – значит, зима будет холодной.

Лакомство и лекарство

Калорийность одной ягоды составляет всего 40,4 калории. В состав кизила входят натуральные сахара (глюкоза и фруктоза), органические кислоты, азотистые вещества, пектины, флавоноиды, витамины, минеральные соли, эфирные масла, фитонциды и гликозид корин. Доля органических кислот составляет 3,5%, больше всего в нем яблочной, лимонной и редко встречающейся в природе янтарной кислоты.

Список содержащихся в кизиле витаминов хоть и невелик, но все они являются незаменимыми для здоровья. Среди них провитамин А, витамин Р (рутин) и витамин С. В 100 г кизила содержится 50 мг аскорбиновой кислоты, это даже больше, чем в черной смородине. Присутствуют в кизиле и многочисленные минеральные соли, калий, сера, магний, кальций, железо. Его косточки состоят на 34% из жирных эфирных масел, а корни и кора растения богаты органическими кислотами и дубильными веществами.

В листьях кизила содержатся танниды, придающие им мочегонные и желчегонные свойства. Присутствуют в них также витамины С и Е. Благодаря входящим в состав кизила фитонцидам его регулярное употребление поможет защитить организм от вирусов и инфекций и повысить иммунитет.

Также полезен кизил при проблемах с желудочно-кишечным трактом. Эта ягода способна вернуть аппетит, успешно борется с несварением желудка, нормализует желудочную кислотность, устраняет изжогу… Кизил используют при гастрите желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваниях почек и печени, подагре… Свойство кизила регулировать и понижать уровень сахара в крови используется при лечении сахарного диабета. А свойство усиливать активность поджелудочной железы помогает людям с эндокринными нарушениями. Его рекомендуют употреблять и людям с избыточным весом, а также всем, кто следит за своей фигурой, так как содержащиеся в нем вещества помогают нормализовать жировой обмен.

Врачи настоятельно советуют кизил пациентам при заболеваниях крови и проблемах с кровеносной системой. Он повышает уровень гемоглобина в крови, укрепляет стенки кровеносных сосудов, нормализует давление. Ягоды кизила, а также отвары и настои из листьев, веток и коры растения можно употреблять для профилактики и лечения простудных заболеваний. Фитонциды в свою очередь помогают выводить из организма тяжелые металлы и токсины. А еще кизил способен абсорбировать яды при тяжелых интоксикациях (например, отравлениях парами свинца и ртути).


Когда Аллах сотворил мир и, сделав эту очень ответственную работу лег отдыхать, на земле настала блаженная весна. Зазеленели деревья, начали распускаться почки, появились цветы.

Тогда потянулось к райским цветущим садам все живое и поднялся большой шум. Тот хватает одно, тот тянет другое, ссорятся между собой, ругаются.

Не выдержал Аллах, поднялся со своего ложа и стал наводить порядок. Первым долгом позвал он всех к себе и сказал так:

- Повелеваю каждому из вас выбрать себе какое-нибудь одно растение, чтобы потом только им и пользоваться. Подумайте хорошенько, подходите ко мне и просите.

Все засуетились, заволновались, как бы не прогадать. Кто просит вишню, кто яблоню, персик, абрикос.

Подошел к Аллаху и Шайтан.

- И что же ты выбрал?

- Хорошо, бери кизил, - решил Аллах.

Весело запрыгал Шайтан, еще бы, он так ловко обхитрил всех, выпросив для себя кизил. Кизил первым зацвел, значит, раньше других растений даст урожай. А первая ягода - самая дорогая. Повезет он свой кизил на базар, продаст втридорога. Богаче всех будет Шайтан!

Настало лето, начали созревать плоды. А кизил все не зрел, по-прежнему оставался зеленым и твердым.

Сидит Шайтан под деревом, злится:

- Да созревай скорее, шайтанова ягода!

- Ну как твой кизил? - спрашивали Шайтана люди.

- Гадость, а не ягода, берите ее лучше себе, - ответил Шайтан и плюнул с досады, аж кизил почернел.

Поздней осенью, когда урожай в садах был уже убран, люди пришли в лес по кизил.Собирая черные,но сладкие ягоды, они подсмеивались над Шайтаном:

- Сам себя перехитрил Шайтан!

А Шайтан тем временем бесился от злости и думал, как бы отомстить людям, чтобы они запомнили этот кизил раз и навсегда. И придумал.

На следующую осень Шайтан сделал так, что кизила уродилось вдвое больше. И чтобы он созрел, понадобилось вдвое больше солнечного тепла.

Обрадовались люди большому урожаю кизила, не подозревая, что это проделка Шайтана.

А солнце, истощившись за лето, не смогло уже послать на землю достаточно тепла. И наступила такая суровая зима, что позамерзали сады, а люди чуть живы остались.

С тех пор существует примета: если большой урожай на кизил - быть холодной зиме.

Александр - князь Мангупский

Сказочно красивы горы неподалеку от Бахчисарая. Пленяют они взор человеческий своими головокружительными обрывами, роскошными лесами.

В давние времена на плоской вершине горы Мангуп стоял город - столица княжества Феодоро.

Однажды князь феодоритов, чувствуя, что закат его жизни уже не за горами, велел позвать своего наследника - сына Александра. И встретил князь своего сына такими словами:

- Взор мой угасает, тупеет слух мой, ослабевают руки. Так выслушай же мою последнюю просьбу: куда бы ни бросило тебя течение жизни, в какую бы беду ты ни попал, - помни о своем народе. Его воля пусть будет твоей волей, его судьба пусть будет твоей судьбой. Обещаешь ли ты выполнить мою последнюю просьбу, Александр?

- Обещаю, - промолвил Александр, - и пусть эти мои слова будут клятвой.

Вскоре старый князь умер. Опечаленный Александр, чтобы развеять скорбь, уехал в гости к своему шурину, молдавскому господарю.

Спустя время страшная весть прилетела в Молдавию: на княжество Феодоро напали турки. Уже пылают мирные села, и вопли несчастных тревожным эхом отзываются в горах. Александр с отрядом в триста воинов поспешил в Мангуп.

Как соколы на воронье, налетели феодориты на турок. Не выдержали натиска турки и в смятении отступили. А феодориты укрылись в крепости.

Снова и снова шли турки на штурм Мангупа, снова и снова храбрые феодориты отражали их натиск. Жители Мангупа все как один встали на защиту своего города.

Пять месяцев длилась осада столицы Феодоро, но безуспешно. И не удалось бы туркам взять Мангуп, если бы им не помогли бояре. Бояре тайно договорились с турками, что сделают все возможное, чтобы открыть ворота, если те сохранят им жизнь и богатство.

. Как только были открыты крепостные ворота, турки, словно звери, набросились на мирных жителей, стали убивать их, грабить, поджигать их жилища. Александра и его приближенных заковали в цепи и отправили в Стамбул.

Как только пленные были доставлены во дворец к султану, тот обратился к Александру:

- Ты и твои люди - мужественные воины. Я вам подарю жизнь, если перейдете ко мне на службу. Ты, Александр, станешь моим наместником в Крыму, и сам крымский хан Менгли-Гирей не посмеет ослушаться тебя.

И ответил султану Александр:

- Я никогда не изменю своему народу и лучше разделю его участь, чем пойду к тебе на службу. Пройдет время и гнев угнетенных народов разнесет твою империю впрах. И если гнет пришел к нам с юга, то с севера придет к нам свобода.

Разгневался султан за такие слова и велел казнить пленников.

Прошли века. Слова, сказанные Александром, оказались пророческими. С севера пришли русские чудо-богатыри и освободили крымскую землю от поработителей.

Неподалеку от Бахчисарая, словно гигантский памятник, возвышается Мангуп, как символ мужества древних феодоритов.

Мангуп - столица древнего княжества Феодоро, находилась на вершине горы. До нашего времени сохранились остатки крепостных стен, замка и других сооружений средневекового города.

shutterstock_151723172

Крымская земля привлекает к себе внимание не только древнейшими сакральными местами силы, но также экзотической флорой и фауной.

Врачам здесь делать нечего

На радость людям

Плоды кизила в свежем и сушёном виде улучшают процессы кроветворения при малокровии, а также полезны при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, кори, гриппе, скарлатине, рахите, ангине, как вяжущее при поносах и при дефиците витаминов. Тонизируют и улучшают аппетит при туберкулёзе, болях в пояснице. Они улучшают обменные процессы в организме, поэтому помогают при заболеваниях суставов, подагре, кожных болезнях, используются как мочегонное и противовоспалительное средство при остром воспалении мочевого пузыря и цистите.

Не квас – бальзам

Однажды к Шахмаеву привезли девочку, в организме которой было повышенное количество ацетона. Врач посоветовал родителям использовать для лечения кизил, и напиток собственного приготовления из этой ягоды помог восстановить норму ацетона в детском организме.

В другом случае кизиловый напиток вылечил парня, который отравился осетриной. Двое суток бедный мучился от расстройства желудка, но, выпив всего один стакан напитка из кизила, почувствовал облегчение. И подобных случаев исцеления было много.

По наблюдениям В.Шахмаева, сделанный им кизиловый напиток настолько стимулировал иммунную систему женского организма, что с его помощью решались даже проблемы с бесплодием.

Для изготовления же кизилового кваса в напиток из кизила добавляется квасное сусло. При этом не только сохраняются целебные свойства чудо-ягоды, но и приятно утоляется жажда.

Из кизила ещё варят чудесное варенье, хотя и с меньшим целительным эффектом. Оно прекрасно на вкус и поднимает настроение.

Читайте также: