Коптская православная церковь кратко

Обновлено: 19.05.2024

копты египетские христиане

Кто такие копты?

Копты — это египетские христиане, объединенные в полтора десятка диаспор по всему миру. На сегодняшний день их численность составляет 9-12% населения Египта. Коптские православные конфессии существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее количество епархий — более 50. Общины коптов существуют в Канаде, Австралии и в других странах.

Самая большая диаспора за пределами Египта находится в США — более 500 тысяч человек.

Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под предводительством Амра ибн Аль Аса. Несмотря на то, что отряд насчитывал менее 4 тысяч воинов, Египет был покорен менее чем через год. Как и всех иноверцев в Арабском халифате, коренных египтян, преимущественно христиан, обязали платить налог — подушную подать, который назывался джизия.

Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Оставшись верными египетской христианской вере, они не желают признавать себя религиозным и национальным меньшинством.

Коптские монахи

Отличительные черты христианства египтян

Одни из самых ортодоксальных христиан — копты, относятся ко вторым. Мало кто из верующих претерпел (и претерпевает) столько гонений и страданий, как приверженцы этого христианского учения.

Копты против бульдозера

Что такое коптская церковь

Официальной датой появления коптской православной церкви считается 451 год. На IV Халкидонском Вселенском соборе патриарх Александрии сделал выбор в пользу монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане вынуждены были официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики все время, пока Египет входил в состав Византийской Империи.

Основы вероучения

Особенности богослужения

Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в VI веке привели к тому, что коптский язык, восходящий к временам первых фараонов, практически вышел из употребления. Сохранился он только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.

Коптские богослужения по традиции, сохранившейся с раннехристианских времен, совершаются 7 раз в течение суток и отличаются особой спецификой. Облачения коптских священников перекликаются с одеянием фараонов.

Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время богослужения разрешается сидеть на специально поставленных скамьях или стульях. Церковь разделена на мужскую и женскую половину. Иногда их разделяет перегородка. Женщинам в храме не нужно покрывать голову.

Отношение к святыням у коптов более простое, по-детски искреннее и непосредственное. Любой верующий имеет право приложиться к престолу прямо в алтаре, что в русской православной церкви позволено только священникам.

Литургия в коптском храме более статична, чем в православном, и достаточно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и предстоятелем.

Богослужение коптского патриарха

Праздники и обряды

Обрядовые ритуалы коптов довольно сложны и во многом схожи с ритуалами других православных церквей. В году в церковном календаре египетских христиан семь великих и семь малых Господних праздников. Египетской православной церковью очень почитается Дева Мария. Ей посвящены 32 праздника. Введение во храм, Рождество и Успение Богородицы отмечаются с особой торжественностью.

Отношения с другими религиями

Кроме православных, существуют копты-протестанты, католики и другие копты-христиане. Но они очень малочисленны.

Если в других мусульманских странах христианские диаспоры находятся в положении национально-религиозных меньшинств, то копты в Египте — уникальная христианская община, много веков существующая в сложном, агрессивном и недружелюбном мусульманском окружении. Они составляют значительную часть населения страны и отличаются ревностным отношением к своей христианской вере.

Египет — традиционно мусульманское государство. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, в период очередного усиления гонений, в странах, где живут копты, более 100 тысяч адептов этой религии приняли ислам.

У коптов существует традиция делать татуировки крестов на запястье еще в раннем детстве. По одной из версий, этот символ наносится для того, чтобы избежать соблазна скрыть свою принадлежность к христианству и отречься во время гонений.

Татуировка креста на запястье

Под юрисдикцией коптского патриархата находятся автокефальные Эфиопская и Эритрейская церкви. И, как отдельная митрополия, Британская православная церковь.

Русская православная церковь тесно сотрудничает с коптской церковью: в 2017 году в Москве встретились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и коптская делегация. Паломническая поездка коптских монахов была совершена с целью посещения русских православных святынь.

Сближению православных и коптов способствует взаимный обмен культурным христианским наследием. Египетский дирижер, композитор, преподаватель факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессор Джордж Кириллос неоднократно приезжал в Россию с лекциями-выступлениями. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов.

Выступление ансабля Давида

Современное положение

Полный титул коптского предстоятеля — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки.

Патриарх избирается общим собранием архиереев. В выборах также участвуют и простые миряне.

Претендентами на этот пост могут быть не только священники, но и простые монахи. Отличительная особенность выборов патриарха коптской церкви в том, что они проходят с помощью жеребьевки. Ее результаты принимаются со смирением, как изъявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.

Архитектура

Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских храмов отличается своеобразным примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ огромным мусульманским мечетям. До середины XIX века немусульмане в арабских странах не имели права строить здания крупнее, чем соседние мусульманские. Даже сохранять и реставрировать старые храмы было проблематично. Возможность напомнить о своем духовном присутствии появилась, когда был снят формальный запрет. Это произошло во времена правления в Египте вице-короля Мухаммада Али (1805—1848).

Крест, венчающий купол церкви, ориентирован по двум направлениям, поэтому виден со всех сторон.

Коптский храм

Храм святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом грандиозном и оригинальном по своей архитектуре сооружении хранится величайшая коптская святыня — частица мощей святого, ставшего основателем египетского христианства.

Копты подарили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке преподобным Антонием Великим, существует и сегодня. В то же время на берегах Нила был заложен монастырь святого Павла.

В наши дни сохранилось четыре древних действующих монастыря IV века:

  • монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
  • монастырь Римлян (Эль-Барамус);
  • монастырь Сирийцев (Дейр-Суриани);
  • монастырь Паисия Великого (св. Бишоу).

После долгого упадка в Египте стал возрождаться институт монашества. На сегодняшний день насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть маленькие обители, где живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники обитают в одиночку далеко в пустыне. Кроме того, действуют собственные духовные учебные заведения.

Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и — официальное название христианской церкви в Египте, одна из древневосточных (дохалкидонских) церквей. Основана, по преданию, апостолом Марком в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Собственно коптской единая церковь Египта становится после разделения (в 536—580 годах) Александрийского патриархата на две кафедры — греческой халкидонитской и коптской антихалкидонитской. В богослужении используется коптский обряд.

В настоящее время состоит из 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.

Содержание

Богослужение



Богослужение на арабском и коптском языках. Осмогласие. Литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Сохранила некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, такие как обрезание.

Мнения о церкви

Патриархи Коптской православной церкви

До 17 марта 2012 года Коптскую православную церковь возглавлял Александрийский папа и Патриарх святейший Шенуда III. 4 ноября 2012 года новым патриархом Коптской православной церкви Египта стал по жребию 60-летний епископ Тавадрос из провинции Бухейра.

Иллюстрации







Монастырь Дар-эль-Могаррак в Египте

См. также

Примечания

Ссылки

  • Незавершённые статьи о Древневосточных церквях
  • Коптская православная церковь
  • История христианства

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Коптская православная церковь" в других словарях:

Коптская Православная Церковь — Коптский православный храм св. Марка в Александрии Коптская православная церковь христианская церковь (Египта). Состоит в числе Древневосточных Ориентальных православных церквей. Основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в… … Википедия

Коптская католическая церковь — Коптский крест Коптская католическая церковь одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся коптского обряда, восходящего к Александрийской … Википедия

Абиссинская Православная Церковь — Священник Эфиопской православной церкви Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667),… … Википедия

Эфиопская Православная Церковь — Священник Эфиопской православной церкви Эфиопская (Абиссинская) православная церковь до 1959 часть Коптской православной церкви, а затем автокефалия. При царе Сисинии (1607 1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632 1667),… … Википедия

Александрийская православная церковь — Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς … Википедия

Эритрейская православная церковь — Эритрейская православная церковь одна из древневосточных церквей. Ранее она была частью Эфиопской православной церкви, её автокефалия была неохотно признана Эфиопским Патриархатом после обретения Эритреей независимости в 1993 году.… … Википедия

Малабарская православная церковь — Маланкарская Православная Церковь одна из древневосточных Церквей. По преданию, восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на так называемом Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к восточно сирийскому ( несторианскому )… … Википедия

Малабарская Православная Церковь — Маланкарская Православная Церковь одна из древневосточных Церквей. По преданию, восходит к общинам, основанным в Индии ап. Фомой на так называемом Малабарском берегу. В V в. организационно принадлежала к восточно сирийскому ( несторианскому )… … Википедия

копты египетские христиане

Коптский храм в Египте

Коптская Церковь является отдельным национальным религиозным сообществом, входящим в группу Древневосточных христианских церквей. Они откололись от христианства в 5 веке, не признав положений Четвёртого и последующих Вселенских соборов. Ассирийская церковь Востока не признала также Третий Вселенский собор.

Зарождение Коптской Церкви

В середине 1-го века ученики Иисуса Христа начали распространять Его учение по всему миру. В Египте, согласно Преданию Церкви, проповедовал апостол Марк. Именно Марк считается основателем и первым патриархом Коптской Церкви. Она пребывала в единстве с мировым христианством до 5 века. Широко почитаются в Православии коптские монахи. Среди них святители Афанасий, Василий, Пахомий и Антоний Великие, а также преподобный Павел Фивейский.

С 4-го века Святая Церковь проводила Вселенские соборы – собрания христианских архиереев со всего мира. На соборах, в первую очередь, решались вопросы догматического характера. Так формулировалось единое истинное вероучение, чтобы противостоять различным ересям (учениям, искажающим понимание и почитание Бога).

Египетская Церковь соглашалась с решениями первых трёх Вселенских соборов. Однако она не приняла постановление Четвёртого собора (Халкидон, 451 год) о двух природах Христа – человеческой и Божественной. Рассмотрим этот конфликт подробнее.

Коптская Церковь и Православие: догматическое различие

Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.

В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.

Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.

Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.

История Коптской Церкви после отделения от Православия

В 7 веке Египет был захвачен арабами, которые практически полностью исламизировали некогда христианскую территорию. В последующие столетия были и жестокие гонения египетских христиан, и периоды относительной веротерпимости. Копты навсегда остались национальным и религиозным меньшинством в родной стране.

Наиболее тяжёлое время для коптов пришлось на рубеж 10-11 веков. У власти находился преследовавший христиан фатимидский халиф аль-Хаким. Второй пик притеснений был в период с 1279 по 1447 гг. при мамлюкских правителях. Они изгнали коптов с государственных постов и ужесточили социальные ограничения христиан.

Притеснения коптов имели место даже в конце 20 века. Например, ещё недавно египетские христиане не имели права избираться в парламент. В 1981 году египетские власти арестовали множество церковных и светских лиц коптской общины. Патриарх был отстранён от исполнения обязанностей и сослан в монастырь.

Копты (египетские христиане): современное положение

Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.

С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2017 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.

По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:

Копты (египетские христиане): отличие от Православия

Учения Коптской и Православной Церквей во многом идентичны, поскольку имеют общую раннехристианскую основу. Однако, как уже было сказано, между ними существует серьёзное разногласие христологического характера.

Заметно отличаются русские и египетские богослужебные обряды. В РПЦ существует 3 основных чина Божественной литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Также эпизодически служится Литургия апостола Иакова. В Коптской же Церкви служатся литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Последняя является наследницей коптской литургии апостола Марка (вышла из употребления в 12 веке).

Отношения Коптской Церкви и РПЦ

Отношения Коптской и Русской Православной Церквей можно охарактеризовать как дипломатические. Их предстоятели неоднократно совершали официальные визиты друг к другу. Евхаристическое же общение (взаимное участие в Таинствах) между Церквями невозможно из-за догматических разногласий.

Коптский Патриарх Феодор II, посещая Россию в 2014 году, отметил, что его визит является возможностью выразить уважение патриарху Кириллу и благодарность российскому государству за поддержку Египта в период кризиса.


1. У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт-прихожанин во внебогослужебное время может войти в алтарь, прикоснуться и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца.

2. В большинстве коптских храмов при входе принято снимать обувь. В некоторых храмах это не обязательно для входа в храм, но необходимо для поднимающихся на солею, в том числе и для причастников.

3. Причастники обычно приходят со своими индивидуальными платами, которые хранятся дома.

4. В подавляющем большинстве коптских храмов, за исключением самых древних, имеются скамьи, значительную часть богослужения разрешается сидеть.

5. В жизни коптов присутствует много моментов, общих с мусульманами, это касается не только языка, но и быта, одежды, кухни и тому подобного. В культурном плане копты мало отличимы от местных мусульман.

6. Практически повсеместно среди коптов практикуется обрезание. Младенцев мужского пола обрезают, хотя Апостол говорит о прообразовательном значении физического обрезания, которое было заменено обрезанием нерукотворным — крещением. Хотя церковь дистанцируется от этого обряда, не считая его церковным, со стороны народа существует тенденция придавать этому обычаю некое сакральное значение. Кроме того, этот народный обычай имеет и гигиеническое значение. Скорее всего, это какой-то ветхозаветный рецидив или влияние ислама.

7. Копты имеют традицию после крещения делать татуировки крестов на запястьях рук (крест в виде наколки на внутренней стороне правого запястья) и даже на лбу. Одно из возможных объяснений возникновения этой традиции в Египте и Эфиопии состоит в том, что у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, ибо этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству. Другими словами, коптская татуировка креста на правой руке новокрещеного – это знак готовности к мученичеству за веру.

8. Коптское богослужение отличается от православного и довольно заметно. Так, чинопоследования литургии Православной и Коптской Церквей относятся к разным типам — византийскому и александрийскому соответственно.

9. Коптская литургия более стационарна, у коптов нет ни малого, ни великого входа, а следовательно и Херувимской песни в начале Литургии верных.

11. Значительную часть коптской литургии составляют священнические молитвы, которые читаются вслух.

12. Коптская литургия представляет собой диалог между предстоятелем и народом, специальные хоры в Коптской церкви встречаются довольно редко. Таким образом, народ активно участвует в литургии.

13. Литургия в Коптской церкви весьма продолжительна — около трех часов, а вместе с присоединяемыми чинопоследованиями может идти 4–5 часов. Службы суточного круга также заметно отличаются от наших.

14. Среди характерных черт коптских литургий стоит отметить обряд представления Даров, во время которого священник преподает верным благословение правой рукой, левой рукой касаясь Даров, а также обряд начертания креста — священник окунает указательный палец в чашу с освящённым Вином и чертит им крест на Хлебе.

15. Евхаристический хлеб коптского обряда — квасная просфора с отпечатанными на ней 12 крестами и текстом молитвы Трисвятое. Причащение проводится под двумя видами.

16. Коптские службы суточного круга весьма аскетичны, священнослужители обычно совершают их даже не надевая специальных облачений, чтение Псалтири занимает основную часть чинопоследований, чтение явно доминирует над пением.

17. Православная Церковь пользуется Иерусалимским богослужебным уставом, в основе же коптского богослужения лежит традиция древнего египетского монашеского богослужения.

19. Таинство Миропомазания всегда проводится сразу за крещением и включает в себя 36 помазаний святым Миром.

21. На голове у коптского Патриарха и духовенства темная накидка с двенадцатью маленькими и одним большим крестом — в честь Христа и двенадцати апостолов.

22. Странно, если копты - монофизиты (пусть и умеренные, почитающие Христа, прежде всего, как Бога), то должны отдавать предпочтение не реалистичному стилю, а сложной иконографии. Наверное, древняя коптская иконопись была другой: более строгой. По-видимому, она была уничтожена в годы правления отдельных халифов после завоевания Египта мусульманами. Скорее всего, до этого иконопись была более совпадающей с православной. Сейчас изображения в коптских церквах своим примитивизмом и наивностью напоминают трогательные детские рисунки. Лики святых на них изображены непременно с большими, выразительными, яркими глазами.

23. Частицы мощей завернуты в рулоны из красного бархата. На каждом рулоне изображен святой (или вышито его изображение), частица мощей которого находится внутри.

24. Престол обычно огромен. По центру большой ларец, внутри которого чаша. Звездица на металлическом подносе, несколько покрывал. Жертвенника нет.

25. Простые священники, как и Патриарх, носят маленькие крестики в руках. На груди у них кресты из кожи. Коптский крест представляет собой две пересечённые линии под прямым углом с размноженными концами. Три излучины конца обозначают Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа; все концы вместе символизируют двенадцать апостолов.

Читайте также: