Киевское княжество культура кратко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на политический распад Руси, Киевское княжество по-прежнему сохраняло свои претензии на центр культурной жизни русских земель. На рубеже XII-XIII столетия в Киеве был создан летописный свод, в котором описывались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городов. Анализ летописного свода доказывает, что автор летописи имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств.

Архиерейский собор 1274 года, по данным некоторых историков, был собран в Киеве, а уже позже во Владимире. Проведение собора, имевшего целью устранить разногласия в церковном праве, во Владимире, а не в Киеве свидетельствует о постепенной потере Киевом статуса не только политического центра страны, но и центра культурной и православной жизни русских земель.

Общественная мысль и литература

К основным жанрам, получивших развитие в Киевском княжестве, относятся:

  • агиография (биографические описания жизни святых, монахов;
  • послания, поучения, моления (литературные произведения общественно-политического характера, публицистика);
  • литературные произведения художественного характера.

Агиографический жанр формируется в рамках Киевско-Печерского патерика – сборника рассказов и легенд об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах.

Патерик – сборник изречений святых отцов, подвижников или их житий.

В литературе и общественной мысли прослеживаются тенденции к формированию гуманистической линии русской литературы. Литература удельного периода развивалась в русле литературной традиции киевского периода. Литературный язык сохраняет свой старый строй.

Известный писатель Серапион Владимирский начинал свою литературную деятельность в Киевском княжестве, в Киево-Печерском монастыре. Его произведения ярко иллюстрируют картину разорения Руси и пленения народа.

Архитектура Киевского княжества

В Киеве как центре княжества появляются двухэтажные срубные дома, каркасно-столбовые сооружения. Планировка города носит усадебно-уличный характер. Улицы мостились деревянными мостовыми. В княжеской части Киева возводились каменные дома.

В храмовой архитектуре Киевского княжества удельного периода наблюдается стремление к упрощению структуры интерьеры, к созданию простых и четких объемов. Наиболее ярким примером проявления данной тенденции был Успенский собор Печерского монастыря.

Новый тип киевского храма - очень простая по объемному решению четырех столпная церковь. В целом киевские храмы уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI века полностью отсутствует.

Изменилась и строительная техника: на смену кладке со скрытым рядом пришла равнослойная техника, при которой все ряды плит выходят на поверхность стены. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Очень существенно изменились декоративные элементы фасадов: аркатурные пояски, полосы поребрика, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. К новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща).

В удельный период Киевского княжества были возведены храмы:

  • Михайловский Златоверхий собор;
  • Андреевская церковь;
  • Ильинская церковь;
  • Кирилловская церковь;
  • церковь Успения на Подоле.

К сожалению, большинство памятников архитектуры того периода было уничтожено в период татаро-монгольского нашествия на Русь.

Живопись и искусство Киевского княжества

Живопись и искусство в Киевском княжестве было тесно связано с религиозной тематикой. Известным представителем живописи Киевского княжества удельного периода являлся иконописец и ювелир Алимпий. Известно, что в период иночества в Киево-Печерском монастыре Алимпий принимал участие в росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Развитие художественного ремесла в Киевском княжестве выразилось в создании изящных украшений. До наших дней дошли серьги, изготовленные киевским ремесленником: кольца с полукруглыми щитами , к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены зернышки серебра диаметром 0,04 см.

Широкое распространение получают стеклянные браслеты и техника отливки копий ювелирных изделий из свинца и олова.

Еще одним своеобразным видом искусства является переплет и украшение книг. В Киеве этим занимались не только церковники, но и писцы-ремесленники, среди которых широкую известность получил Моисей Киянин. Художники и мастера по росписи золотом украшали книги заставками, концовками и миниатюрами. Книга являлась произведением искусства.

Таким образом, развитие культуры Киевского княжества иллюстрирует постепенный процесс децентрализации русских земель и утрату Киевом статуса политического и культурного центра. В летописной традиции Киева сохранялось стремление к главенству над русскими городами, но уже после Куликовской битвы Киев не воспринимался великим городом Руси.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

культура киевской руси кратко

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии - Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

культура средневековой руси

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является "Остромирово Евангелие". Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором "Слова о законе и благодати". Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором "Чтения", "Жития Феодосия" и "Повести временных лет". Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. "Поучение" стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

культура периода киевской руси

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы - "Слове о полку Игореве".

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию ("Слово о гибели Русской земли").

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода - Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

развитие культуры Киевской руси

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды - фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Схема древнерусская культура до и после крещения Руси приводит сравнение этих двух периодов по следующим отраслям культуры: образование, искусство и архитектура, ремесло, повседневный быт, право, философия и идеология. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Культура Древней Руси таблица

Что имелось до 988 г.

Что появилось после 988 г.

Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта

Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы

Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева — дома, крепости, мосты

Началось каменное храмовое строительство, появились мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение

Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство

Число ремесел выросло до 60, началась чеканка собственной монеты

Многоженство, конкубинат, умыкание невест, относительная свобода женщин

Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей

Преобладало обычное право

У князей — расширение территории и укрепление своей власти

Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства

Схема древнерусская культура до и после крещения Руси

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. - Томск: 2011. - 150 с.

Читайте также: