Брунеллески капелла пацци кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фото Капелла Пацци

Одна из культурных достопримечательностей Флоренции называется капелла Пацци и являет собой пример архитектуры Ренессанса. Она действует при церкви Санта-Кроче, другом популярном туристическом объекте города.

История

В Средние века европейские города часто становились жертвой пожаров, уничтожавших многие памятники. Один из таких произошел в 1423-м и нанес урон базилике Санта-Кроче. Многие знатные семейства Флоренции (Пацци, Медичи) пожертвовали средства на восстановительные работы. Андреа Пацци профинансировал строительство капеллы при условии, что она станет фамильной.

Капелла Пацци во Флоренции

Строительство шло медленно из-за нестабильного поступления средств. Основу проекта капеллы подготовил итальянский скульптор и зодчий Филиппо Брунеллески. Ее высокая занятость тоже была причиной задержки работ. Андреа Пацци до окончания строительства не дожил, его сменил сын Якопо. Брунеллески тоже не застал завершения работ: после его смерти проект возглавил архитектор да Майано.

Основные работы были окончены в 1461-м, но отделка шла еще несколько десятилетий. Вскоре строительство совсем прекратилось, так как династия Пацци оказалась уничтожена после неудачного заговора против другой влиятельной флорентийской семьи – Медичи.

Внешний облик и убранство

Капелла имеет достаточно простой и лаконичный облик. Кубическое основание увенчано зонтичным куполом на небольшом барабане. В нем проделан ряд маленьких круглых окошек, позволяющих свету красиво проникать во внутреннее пространство часовни. Передний фасад сооружения декорирован арочным проемом и легкими стройными колоннами с коринфскими капителями.

Внешний облик Капеллы Пацци

В облике интерьеров гений Брунеллески раскрылся полностью. Архитектору удалось создать удивительно гармоничное пространство за счет чередования различных геометрических форм, вертикальных и горизонтальных направлений, что особенно заметно в плане здания. В центре купола, разделенного на 12 сегментов, прорезано круглое отверстие – окулюс. В декоре использованы медальоны работы Робиа. Хотя здание относят по стилю к Возрождению, оно обладает уникальным обликом, отличающим его от помпезных памятников того периода.

Чертежи, Капелла Пацци

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами спустя два десятка лет после его смерти.

Капелла Пацци послужила отправной точкой для всего церковного зодчества Возрождения, благодаря тем новым идеям, которые были в ней заложены. Этой работой Брунеллески окончательно порвал с приемами решения церковных сооружений, унаследованными от готики.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо, и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Этим приемом он добился максимальной насыщенности самой пространственной организации, причем общая конфигурация плана послужила прообразом для более поздних церквей с центрально-купольной системой. Прием этот был по тем временам совершенно новый.

Вместо мистически настраивающего готического храма с его колеблющимися, неясными, расплывчатыми очертаниями, причудливо-туманными вертикально устремленными формами, с крайне ограниченным количеством света, Брунеллески удалось создать церковное здание совершенно противоположного порядка, восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам греческих храмов.

Капелла Пацци отнюдь не вызывает у посетителя экзальтически восторженного настроения. Наоборот, она пробуждает уравновешенное, спокойно-созерцательное состояние, человек обретает в ней чувство индивидуальной свободы, осознания собственной значимости.

В архитектурном отношении бросается в глаза последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, а также чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.

Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.

Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел гармонично сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.

В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.

Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами.

Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Каковы же были источники и как ими пользовался Брунеллески при создании капеллы Пацци?

Византийское зодчество, конечно, не могло не отразиться на архитектуре городов-государств Италии, с которыми Византия поддерживала торговую и культурную связь. Брунеллески не мог не воспринять от Византии ряд технико-конструктивных приемов, но подверг их архитектурной переработке.

Элементы архитектурного оформления конструктивного и декоративного порядка, заимствованные Брунеллески в Риме, также получили переоценку в его творчестве. И это творчество, давшее в итоге прекрасно пространственно решенные сооружения нового типа, было абсолютно самостоятельным.

Филиппо Брунеллески

Архитектор, скульптор, изобретатель и ученый Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) был настоящим новатором и гением своего времени. Он внес неоценимый вклад в культурное наследие не только Италии, но и всего мира. Неповторимый облик Флоренции был создан во многом благодаря архитектурным шедеврам Брунеллески. Путешественникам, оказавшимся в этом удивительном городе, стоит обязательно посмотреть выдающиеся работы мастера и ощутить свою причастность к высокому искусству Раннего Возрождения.

Биография

Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.

Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.

Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.

Любовь к творчеству определила жизненный путь Брунеллески, решившего посвятить себя ювелирному делу, которое в средние века было тесно сопряжено с искусством скульптуры и архитектуры.

Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.

Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.

Создатель научной теории перспективы

Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.

В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру. Для последней их применение было особенно важным, так как позволяло создать объемное изображение зданий, учесть все особенности и сложности конструкций, до начала строительных работ.

Без знаний перспективы невозможна работа современных художников, скульпторов, архитекторов и инженеров.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Самые знаменитые архитектурные творения

Самые знаменитые архитектурные творения авторства мастера Филиппо Брунеллески находятся, конечно, во Флоренции.

Купол Брунеллески (Cupola del Brunelleschi)

Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность, – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Чертеж собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

В этом монументальном творении воплощена гениальная инженерная мысль: при гигантских размерах восьмигранной конструкции (ее высота составляет 90 метров) удалось создать легкость, гармоничность, простоту и ясность форм. Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет. В ходе беспрецедентного строительства молодой архитектор, не имевший ранее опыта работы с такими масштабными объектами, придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших устойчивость и надежность сооружения:

Более того, архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных материалов на огромную высоту. Брунеллески тщательно продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления. Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов. Его авторству принадлежат чертежи фонаря с эдикулами (полукруглыми выступами), венчающего конструкцию.

Чертежи купола Брунеллески

Беломраморное сооружение на вершине купола было завершено уже после смерти архитектора под руководством Антонио Манетти (Antonio Manetti) и Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino).

Вид на собор и купол Брунеллески во Флоренции

Купол Брунеллески считается не просто одной из самых популярных достопримечательностей, а главным архитектурным символом Флоренции. Ежедневно тысячи туристов поднимаются на его смотровую площадку, преодолев более 460 ступенек, и наслаждаются с высоты птичьего полета великолепным панорамным видом.

  • Узнать больше интересных фактов про Брунеллески можно во время авторской обзорной экскурсии с гидом Натальей Колесниковой. Рекомендую!

Воспитательный дом

Параллельно с работой над куполом Дуомо (el Duomo) Брунеллески руководил проектированием и строительством других объектов, например, Ospedale degli Innocenti – Воспитательного дома для сирот, оставленных родителями. В стенах заведения должны были располагаться комнаты для младенцев, учебные классы и ремесленные мастерские, позволяющие детям приобрести профессию. Строительные работы начались в 1419 году и, из-за недостатка финансирования, закончились лишь в 1445 году, уже при участии ученика Брунеллески, Франческо делла Луна (Francesco Della Luna).

Воспитательный дом для сирот во Флоренции – проект Брунеллески

Стилистика здания и лоджии приюта оказала огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой культуры, став эталоном архитектуры Раннего Возрождения. В основу концепции были положены новаторские идеи, рожденные мотивами древнеримского, готического и романского зодчества.

Фасад первого этажа 70-метровой постройки представляет собой воздушную аркаду, опирающуюся на изящные коринфские колонны, выполненные из темного серого камня. Этот необычный цветовой эффект, придающий сооружению динамику и ритмичность, впоследствии часто заимствовался флорентийскими архитекторами. Цельность и законченность композиции создается благодаря широкой лестнице, соединяющей здание с просторным двором. Боковые пролеты без аркад рождают ощущение монументальности и основательности.

Оспедале дельи Инноченти расположен на площади Святейшего Благовещения (piazza della Santissima Annunziata), в историческом центре Флоренции. На протяжении нескольких веков в стенах здания продолжало функционировать благотворительное учреждение. Помимо художественного музея сегодня здесь располагаются женские и детские приюты, ясли, школа материнства. Посещение Воспитательного дома входит во многие экскурсионные программы, вызывая большой интерес и восторг у туристов.

Сакристия в базилике Сан-Лоренцо

Здание старинной флорентийской церкви Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), сооруженное еще в 393 году, во времена святого Амвросия Медиоланского, было обновлено и перестроено в XI веке.

базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

В процессе реконструкции базилика приобрела романский стиль архитектуры, не лишившись при этом ранневизантийских зодческих идей. В начале XV века властями города было принято решение об очередном преобразовании обветшавшего храма, не имевшего тогда купола и состоявшего из трех небольших нефов.

Над созданием проекта реконструкции трудился Филиппо Брунеллески. Архитектор соорудил сакристию (ризницу), а также продумал, как можно расширить пространство здания, оформив планировку в виде латинского креста. Им были разработаны модели и эскизы фамильных капелл для представителей клана Медичи, купол базилики, варианты внутреннего и внешнего убранства стен. К 1429 году значительная часть работ была уже выполнена, но не закончена полностью из-за внезапной смерти Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici), заказчика проекта. Дальнейшая реконструкция осуществлялась спустя несколько лет, под руководством другого архитектора – Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), который несколько изменил творческие замыслы Брунеллески.

Капелла Пацци

Сооружение капеллы Пацци (Cappella dei Pazzi) в базилике Санта-Кроче (basilica di Santa Croce), названной в честь заказчика проекта – флорентийского состоятельного аристократа Андреа Пацци (Andrea de Pazzi), представляет собой одно из самых грациозных и изящных архитектурных произведений мастера.

Капелла Пацци во Флоренции, архитектор Филиппо Брунеллески

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели

Ораторий Санта-Мария-дельи-Анжели (Santa Maria degli Angeli) – очередная масштабная архитектурная работа Брунеллески в области церковного зодчества, которую, к сожалению, мастеру не удалось завершить.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели архитектор Филиппо Брунеллески

Модель здания была создана в 1434 году. Архитектор с готовностью приступил к работе, но спустя три года строительство пришлось приостановить из-за нехватки денежных средств и развязавшейся войны между Луккой и Флоренцией. Брунеллески возвел лишь стены, высотой 4.5 метров. По утверждению некоторых историков сохранились копии чертежей великого мастера. В XVIII-XIX веках предпринимались неоднократные попытки восстановить здание церкви. Последняя реконструкция проводилась в 30-40-х годах прошлого столетия.

Церковь Санто-Спирито

Нынешнее здание базилики Санто-Спирито (Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) стало настоящим символом эпохи Раннего Возрождения.

Церковь Санто-Спирито – символ эпохи Раннего Возрождения

Старый храм возвели на месте древнего монастыря, относящегося еще к XIII столетию. После разрушительного пожара, случившегося в XV веке, было принято решение о его глобальной реконструкции. Авторство чертежей и макетов новой церкви принадлежит Брунеллески. По замыслу архитектора фронтальная часть постройки должна была смотреть на реку Арно, однако плотно стоящие жилые дома и узкие улицы не позволили реализовать этот план. Мастер приступил к работе в 1436 году, возведение базилики завершилось уже после его смерти, спустя 18 лет, при участии Антонио Манетти (Antonio Manetti) и других учеников Брунеллески.


Планировка здания выполнена в форме латинского креста. Ощущение объемности и цельности конструкции создается благодаря полукруглым нишам, размещенным по периметру строения вместо прямоугольных боковых капелл. Ритмичное чередование колоннад и арочных сводов способствует динамике, архитектурной насыщенности, рождает глубину и визуальное расширение пространства.

  • Рядом с базиликой находится недорогой и вкусный ресторан Osteria Santa Spirito, берите на заметку.

Особенности архитектурного стиля

К сожалению, Брунеллески удалось завершить не все работы, но каждый проект творца увековечил его имя, став образчиком ренессансной архитектуры раннего периода, органично сочетавшей в себе средневековые традиции и классические элементы.

Лучший из мастеров Флоренции ушел из жизни в 1446 году, в почтенном возрасте 69 лет. Его творчество, объединившее монументальность и поэтичное изящество, высокое искусство и научную обоснованность замыслов, открыло новую эпоху и определило вектор развития архитектуры Раннего Возрождения. Стиль Брунеллески отличается ясной логикой композиционного решения и гармоничностью визуального облика. Система пропорций, идеальная строгость геометрических форм, применение линейной перспективы, внимание к деталям и мелким декоративным элементам, – все эти революционные для средневековья приемы породили новые эталоны красоты в искусстве.


Капелла Пацци (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

В 1420-40х гг. богатый представитель древнего флорентийского рода Пацци решил пожертвовать деньги на строительство капеллы, чтобы увековечить свое имя. Проект поручили Филиппо Брунеллески, итальянскому скульптору и архитектору эпохи Возрождения, уже известному к тому времени в Италии благодаря своим экспериментам над прямой перспективой в живописи. Здание начали возводить на территории францисканского монастыря, рядом с церковью Санта-Кроче, и к 1443 г. капелла Пацци наконец предстала взору флорентийцев.

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 6 января 2018 в 17:16.

Что посмотреть

В капеллу можно попасть по аккуратной тропинке через внутренний двор обители. Ее здание разительно отличается от монастырских построек, да и всего городского квартала: в Пацци Брунеллески вложил античную грацию, простоту форм и почти греческую ясность линий. Скульптор не следовал ни готическим канонам, ни архитектуре римских храмов, он буквально из воздуха создавал новые сочетания привычных художественных элементов, выдерживая при этом легкий и жизнерадостный стиль, присущий многим его работам. Подходя к капелле замечаешь, что здание было фактически втиснуто между более старыми постройками, но благодаря гению архитектора оно смотрится совершенно уместно.

Историки по сей день спорят, какое из двух известных архитектурных сооружений послужило вдохновением для Брунеллески, — испанская капелла церкви Санта-Мария-Новелла или базилика Св. Лаврентия.

И снаружи, и внутри капеллы прослеживается строгая и ясная геометричность, характерная для произведений Ренессанса в той же мере, что и античных. Фасад здания украшен легким портиком с 6 коринфскими колоннами и системой изящных арок. Прямоугольную в плане постройку венчает полукруглый купол, внутренняя отделка включает пилястры и тонкий лепной орнамент. 13 цветных рельефных медальонов работы Л. Делла Робиа украшают главный зал.

История

В 1423 году территория церкви Санта-Кроче пострадала от огромного пожара. Впоследствии, горожане и несколько богатых семей города, включая Медичи, Спинелли и Пацци, начали работу по восстановлению разрушенных зданий. В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря: возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников). В том же году Андреа Пацци заключил с монастырем договор, обязуясь восстановить капеллу для собраний капитула с условием, что он станет ктитором проекта и будет иметь возможность устроить фамильную капеллу в зале, что считалось весьма почетным.

По причине нехватки документации, целиком хронология строительства часовни не была восстановлена, но известно точно, что протекало оно медленно. Причастность к процессу Филиппо Брунеллески, как правило, датируется 1429 годом, вскоре после того, как он окончил работу в Старой Сакристии в церкви Сан-Лоренцо. Реконструкция капеллы замедлялась как из-за занятости Филиппо Брунеллески посторонними объектами, так и по причине нестабильного финансирования со стороны Пацци.

Однако, из сравнительно недавно обнаруженных данных стало известно, что в 1443 году Папа Римский Евгений IV принимал участие в церемонии в помещении, находившемся над капеллой Пацци (после общего освящения базилики Санта-Кроче). В 1445 году Андреа Пицци умирает, завещав большую сумму на строительство часовни, а руководство проектом берет на себя его сын Якопо. К 1446 году стены капеллы стали возвышаться на несколько метров, до уровня внутреннего антаблемента. Только с данного периода строительство начало активно развиваться в связи с тем, что после смерти Брунеллески в 1446 г. Джулиано да Майано стал возглавлять все проекты. Основная часть строительства завершилась в 1440—1450-е годы, купол восстановили в 1459, а портик, который изначально не предполагался в проекте, пристроили в 1461 году, если верить информации с внешней поверхности купола.

Работа продолжалась вплоть до 1478 года и так и не была полностью завершена. В том же году семья Пацци была истреблена в результате заговора против Медичи.

Практическая информация

Адрес: Флоренция, Piazza S. Croce, 16.

Как добраться: пешком с пл. Дуомо по ул. Ориуоло, далее по Пьетрапиана и направо на ул. Пепи до церкви Санта-Кроче по левую руку, затем через монастырский двор до капеллы.

Часы работы: понедельник-суббота с 9:30 до 17:30. Посещение капеллы входит в общий билет комплекса Санта-Кроче (8 EUR). Цены на странице указаны на март 2019 г.

Скульптурное и цветовое декорирование капеллы

Капелла Пацци отличается и от римских храмамов, и от готичесих соборов, при этом ей присуща конструктивная ясность, античная простота и гармония. Элементы классической архитектуры — колонны, пилястры, арки, составлены в совершенно новые комбинации, создавая впечатление необыкновенной легкости и грации.

Для строительства капеллы архитектор использовал металлические модули и проектировал ее с помощью геометрических формул, как и для Сан-Лоренцо, но организация пространства в поздних работах архитектора становится более компактной и рациональной. Полукруглый купол покрывает центральную часть, но она является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит на главную площадь и связано апсидой, включающей алтарь.

Фасад этого небольшого крытого куполом здания с портиком, открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре. Причем полукружие арки срезается пилястрами верхнего яруса. Кремовая поверхность капеллы снаружи подчеркнута геометрическими формами из темного камня. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре.

Недавние архивные находки и реставрационные работы показали, что капелла была закончена не ранее 1461 года и что скрытая портиком внешняя ее стена первоначально была задумана как плоский фасад. Поэтому ряд исследователей полагает, что шестиколонный портик с легким аттиком, прорезанным аркой, был добавлен уже после смерти Брунеллески.

Капелла Пацци остается одним из выдающихся образцов Раннего Возроджения и высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской архитектуры эпохи Возрождения, реализованный зодчим ордер на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 6455
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: