Трудовая гипотеза происхождения языка сильные и слабые стороны кратко

Обновлено: 30.06.2024

Необходимо различать философско-религиозную проблему происхождения языка, связанную с загадкой происхождения человека, и глоттогенез – процессы становления и развития языка, изучаемые научными средствами сравнительно-исторического метода (компаративистики). По утверждению самих компаративистов, установить фонетический и морфологический состав слов праязыка, конечно, с известной долей гипотетичности, можно. Проблема возникновения знаков и социальных функций общения принципиально не решаема.

Одна из причин – высокая степень спекулятивности подобных размышлений. Дилетанту представляется, что в области неопределенности можно фантазировать, сколько заблагорассудится. Но очевидно, что интерес вызван не просто праздным любопытством и желанием попробовать свои силы в жанре научной фантастики. Любой мыслящий человек интуитивно чувствует здесь огромного масштаба тему – загадку происхождения человека. Перед ней все науки равны, потому что это не столько научная, сколько мировоззренческая (философская, религиозная) проблема.

Наука – интеллектуально-экспериментальный путь к истине. Научная теория должна быть логически непротиворечивой и соответствовать действительности. Научное доказательство – экспериментальное подтверждение факта (принцип верификации). На основании фактов строятся научные теории. Но нет гарантии, что новый опыт не откроет фактов, не объяснимых существующей теорией. Австрийский методолог науки К. Поппер дополнил традиционный критерий верификации принципом фальсификации, согласно которому теория считается научной, если она допускает возможность дальнейшей проверки и опровержения. Теории, в принципе не допускающие проверки, не научны. Такие построения входят в сферу науки под названием описательных теорий. Описательные теории не допускают проверки, но основываются на логике и научных фактах. При уклонении теории от правил научного познания она становится паранаучной (псевдонаучной).

Философия – это логический, сугубо рациональный способ познания. Философская система экспериментально непроверяема, но она обязана быть логически последовательной. От религии философия отличается тем, что не допускает привлечения божественного откровения для объяснения фактов. (Промежуточное положение между богословием и философией занимает религиозная философия). Философия на основе научных данных стремится выработать целостное представление о мире, постигнуть наиболее фундаментальные характеристики бытия – время, пространство, материю, движение, идеальное, всеобщие законы и т.п.

Религия в целом не противостоит ни науке, ни философии. Религиозные утверждения нельзя подвергнуть научной критики, потому что наука не может работать с нематериальными сущностями. Существование или отсутствие Бога, божественных энергий, благодати, ангелов и т.п. не допускают проверки. Религиозное познание действительности опирается на веру в Бога, сверхъестественное происхождение сущего и мистический опыт. Однако этим содержание религиозной доктрины не исчерпывается. Религиозное (церковное) знание о природных, социокультурных, психических феноменах имеет обычный научно-практический источник. Церковь лишь дополняет научные открытия человека откровением Бога. Отдельный человек может этого не принимать, но научно доказать своей правоты он принципиально не способен.

Научная картина мира – это совокупность открытых фактов и законов природы (и общества). Из этих фактов люди делают разные мировоззренческие выводы. Верующий ученый источником возникновения Вселенной называет Бога, неверующий – случайное стечение обстоятельств. В любом случае атеистическое и религиозное мировоззрение ненаучно, являясь лишь результатом интерпретации научной картины мира.

§ 2. Классификация гипотез происхождения языка

В учебнике Л.И. Баранниковой указывается, что существует более 500 гипотез о происхождении языка. В настоящее время их стало еще больше, и они продолжают появляться. Разобраться в таком материале сложно. Нужно ввести некие основания для его упорядочения. В проблеме происхождения языка необходимо различать две стороны: откуда и каким образом появился язык. От ответа на первый вопрос зависит ответ на второй.

Первое основание классификации – первоначальный источник языка. Оно мировоззренчески значимое и допускает только два варианта – естественный и сверхъестественный:

1) Сверхъестественный источник языка. Язык дарован Высшим Существом. Компромиссная версия: Бог – источник эволюционных процессов). С мировоззренческих позиций гипотеза божественного происхождения языка противостоит всем разновидностям эволюционных гипотез.

2) Естественный источник языка. Язык возник под влиянием различных природных и биологических факторов в процессе становления человека из того существа, которое было его предком.

Второе основание классификации в мировоззренческом отношении нейтрально. Здесь выделяют гипотетические варианты, представляющие собой частные детали естественного происхождения языка:

1) материал первичного языка – жест / звук; звукоподражание, междометные рефлекторные выкрики, младенческий лепет и т.п.

2) факторы (условия) возникновения языка – труд / досуг; случай / творчество; индивид / коллектив; самец / самка и т.п.

Данные гипотезы совместимы с любой из двух мировоззренчески непримиримых гипотез. С позиций креационизма, все эти факторы были приведены в действие созданной Богом программой самоорганизации падшего человека. Эволюционизм считает действие данных факторов результатом случая и естественного отбора.

Еще раз подчеркнем, что все существующие гипотезы метафизичны, т.к. не могут быть проверены экспериментально. Все они содержат непроверяемый компонент – некоторое допущение, только при условии истинности которого окончательный вывод может быть принят в качестве гипотезы.

Этапы становления человека, по Энгельсу:

Скачок от животного сообщества к обществу людей остается необъяснимым. Факторы, которые обычно называют в качестве решающих условий этого скачка, – общество, труд и мышление. Однако, используя данные понятия, оказываемся в логическом круге, впадаем в противоречие или ограничиваемся постулированием:

1. Логический круг. Без общества нет языка, но общество – это люди, значит, у них уже должен быть язык.

2. Противоречие. Труда в природе нет, а значит, он не может быть предпосылкой происхождения человека.

3. Постулирование. Язык, общество, труд появляются одновременно в результате качественного скачка в биологической организации, мышлении и образе жизни гоминидов. Ни доказать, ни опровергнуть данное положение невозможно.

§ 5. Креационистская трактовка происхождения языка

Эволюционная версия возникновения жизни обнаруживает ряд порочных кругов: 1) белки синтезируются на рибосомах, которые сами состоят из белков; 2) клеточные мембраны синтезируются только на мембранах; 3) ДНК воспроизводится с помощью ферментов, кодируемых самой ДНК и т.п. РНК должна иметь две особенности, которых она не имеет. Она должна уметь копировать себя без белка и осуществлять каждую стадию синтезирования белка. Аналогично выглядит и поэтапное становление языка. Для того чтобы создать знак, надо уже использовать знаки. Научные факты допускают альтернативную эволюционной точке зрения интерпретацию.

Общение – это обмен текстами, поэтому предложение немыслимо без текста. Предложение и тексты существует на базе предварительного знания о ситуации. Создание текста сопровождается процессом смысловой антиципации: в правом полушарии возникает образ будущего текста, который вербализуется средствами левого полушария. К моменту произнесения первого речевого акта все биологические и семиотические особенности должны быть в наличии. Как функционирующая система они не могли образоваться постепенно. Изначально заложенные в генетическую программу, они только разворачиваются в процессе развития человека и народов. Так, например, глаз или другой сложный орган либо есть, либо его нет.

Происхождения языка креационизм объясняет божественным вмешательством. Бог сотворил Адама и наделил его даром сознания и языка. Адаму, чтобы научиться говорить, не нужно было общество. В результате грехопадения произошла деградация природы человека. Язык у потомков Адама сохраняется как генетически обусловленная потенциальная возможность. Реализуется она лишь в процессе подражания младенца взрослым.

Диспут креационистов и эволюционистов см. здесь.

§ 6. Современные представления об антропогенезе

Современная эволюционная модель антропогенеза в упрощенном виде выглядит следующим образом:

1. австралопитек (человекообразная обезьяна)

3. палеоантропы (древние люди): Homo antecessor гейдельбергский человек (иногда относится к архантропам-2) неандерталец (иногда его относят к подвиду человека разумного Homo sapiens neanderthalensis.

4. неоантроп (человек разумный): кроманьонец (Homo sapiens) современный человек (Homo sapiens sapiens).

Хабилис открыт в 1960 г. кенийскими антропологами супругами Луисом и Мэри Лики в Олдувайском ущелье. Хабилисы относятся к нижнему палеолиту (2,6 млн. млн. лет назад). Отличительная черта хабилиса – больший объем мозга (500-650 см3; шимпанзе – до 550 см3), значительное развитие лобных и теменных долей, зачаточный выступ в зоне Брока, отвечающей за порождение речи. Однако целый ряд известных антропологов считает хабилисов австралопитеками. Морфологически они очень близки, практически не отличимы. Особенности черепа тоже не дают решающего аргумента в пользу гоминидности хабилиса. Речь нежестко связана с центрами Брока и Вернике. У обезьян выступ Брока отвечает за мимику. Сканирование черепа показало, что вестибулярный аппарат хабилисов примитивнее, чем у современных человекообразных обезьян и австралопитеков. Это означает, что ходить на двух ногах они не могли. Строение черепа исключает звуковую коммуникацию. (Возможно, речь идет об отсутствии клыковой ямки, в которой крепится мышца, контролирующая движение и угол верхней губы. Без этой мышцы нет членораздельной речи). Олдувайские орудия самые примитивные. Ими может быть просто расколотая галька.

Эректус (индонезийские питекантропы, китайские синантропы и европейские останки) принадлежат Ашёльской культуре (название по первым находкам в предместье французского г. Амьен – Сент-Ашёле), возраст которой на эволюционной хронологической шкале оценивается в 1,6 млн.– 150 тыс. лет до н. э.

Представители ашёльской культуры находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, пользовались огнём, занималось собирательством и охотой, пользовалось примитивными каменными (кремнёвыми) орудиями (ручные рубила, отщепы). Предполагается, что они уже 700 тыс. лет назад поддерживали огонь, но ещё не умели его добывать. Носителями культуры были эректусы, а также гейдельбержцы и ранние неандертальцы. Объем мозга эректуса (800-1200 см3) меньше среднего объема современного человека (1450 см3), но почти втрое больше обезьяньего (300-550 см3). При чем у современных людей обычны отклонения в обе стороны на 400 см3. Вестибулярный аппарат такой же, как у современного человека. Ашёльцы, помимо функциональности орудий труда, заботились об их эстетике.

Приблизительно 800 тыс. лет назад африканский Homo erectus эволюционировал в новый вид – Homo antecessor (лат. antecessor ‘предок’). Останки его найдены в пещерах северной Испании. В черепе antecessorа совмещены черты неандертальца (крупные надбровные дуги, длинная и низкая черепная коробка, массивная нижняя челюсть без подбородка, крупные зубы) и современного человека (относительно плоское и не выдающееся вперед лицо). Объем мозга около 1000 см3. Некоторые считают, что он был общим предком гейдельбержца и через него последовательно неандертальца и сапиенса-сапиенса.

Гейдельбергский человек открыт в 1907 г. около немецкого г. Гейдельберг. Найденная челюсть более близка к современной, чем у эректуса. Лицевой отдел черепа в некоторых случаях практически не отличается от современного. К концу ХХ в. к этому таксону были отнесены и другие находки. У гейдельбергского человека были лунные календари, художественное творчество, ритуальное погребение.

Неандерталец обнаружен в 1856 г. в долине реки Неандер близ Дюссельдорфа (Германия). Высокий уровень развития неандертальца привел антропологов к решению включить его в подвид современного человека. Место неандертальца в биологической систематике определяется так – Homo sapiens neanderthalensis – человек разумный неандертальского типа. Мозг современного человека (1450 см3) меньше неандертальского (1400-1600 см3), что весьма затруднительно объяснить в рамках эволюционной теории. Гейдельбергского человека и неандертальца относят к среднему палеолиту (около 300 тыс. – 200 тыс. до Р.Х.).

Скелеты неандертальцев содержат следы артрита, рахита и серьезной инвалидности (одноглазые, однорукие). И все-таки эти немощные существа доживали до старости, которая в условиях их быта наступала в 40-45 лет. Значит, в обществе неандертальцев существовала социальная и медицинская помощь. Неандертальцы хоронили умерших, придавая им позу эмбриона или спящего. Они обкладывали могилу камнями и украшали цветами. По мнению антрополога Мичиганского университета Л. Брейс, черепа северо-западных европейцев больше похожи на черепа неандертальцев, чем на черепа индейцев и австралийских аборигенов. К артефактам неандертальской культуры принадлежит сделанная из медвежьей кости флейта, не отличающаяся от современной.

В науке установлен минимальный набор признаков человека – антропоидная триада: бипедия (прямохождение), специализация верхних конечностей для трудовых операций и развитый головной мозг. Эректусы и тем более неандертальцы полностью удовлетворяют антропоидной триаде, т.е. это люди в полном смысле слова. Некоторая разница в объеме мозга объяснима диапазоном его варьирования у современных людей, а особенности лицевой части черепа (мощная зубочелюстная система, истертые зубы, тяжелые надбровные дуги) – условиями проживания и грубой пищей.

Кроманьонец (поздний палеолит: 35 тыс. – 8 тыс. до н. э.) назван так по гроту Кро-Маньон (Франция). Есть мнение, что кроманьонцы скрещивались с неандертальцами, т.к. 1-4% человеческого генома имеет неандертальское происхождение.

Был бы человек человеком, если бы не речь? Не зная иных примеров, мы даже не можем представить себе подобное – настолько язык глубоко встроен в наше бытие. Вероятно, поэтому с древних времен человечество ищет ответ на вопрос: как и главное почему появился язык у людей? Concepture разбирается с сутью вопроса и рассказывает о самых популярных теориях происхождения языка.

Увы, мы не можем исследовать язык первобытного человека, чтобы сказать что-то определенное о его природе. Также довольно сложны и приблизительны данные о речевом оснащении ранних людей – о развитии зон мозга и эволюции речевого аппарата. Собственно, анализ современного языка и косвенная проверка нашими знаниями о поведении ископаемых гоминид – вот то, что остается нам. Ну и, конечно, всё то множество гипотез, что уже были высказаны ранее о тайне происхождения естественного человеческого языка.

Звук или жест?


Научная картина мира современного человека ставит под сомнение какой-либо внешний источник возникновения речи. Если опустить идеи о внечеловеческом происхождении языка (Бог, инопланетный разум), можно выделить несколько основных гипотез генезиса языка, которые делятся на две большие группы.

Согласно первой группе, язык сразу возникает в вокально-звуковой форме. Сперва – в упрощенно-редуцированной вроде междометий, выкриков или звукоподражаний, а затем постепенно развиваясь в речь со слогами. Согласно второй теории, языком уже стоит считать некоторый набор жестов, который впоследствии и превращается в речевой знак, получающий звуковое выражение.

Стоит отметить, что у каждой теории есть свои плюсы и минусы. Например, звуковая теория с одной стороны демонстрирует выгоды языка как нового средства коммуникации: голос охватывает большее пространство, чем жест. С другой же стороны, она вызывает сомнения, так как у других приматов звуки не в особом почете, в то время как мимические и пантомимические движения очень широко представлены в коммуникации обезьян. Жестовая теория, однако, требует, чтобы первобытный человек имел очень развитый мозг, в котором уже запросто укладывается сложная система знаков и даже простой синтаксис.

Наконец, стоит учитывать, что наши представления о поведении древних людей, а значит, и о функциях языка, могут быть серьезно искажены и осовременены.

Мы уже в значительной степени изменены языком, что можно сравнить с тысячами лет направленной селекции. Так, современные дети намного раньше пытаются начать говорить и в итоге обучаются этому, чем оказываются способны к орудийной деятельности или простым умозаключениям. Однако утверждать то же самое о наших предках было бы чересчур опрометчиво.

Помимо этого вопроса проблема происхождения языка содержит в себе еще несколько внутренних принципиальных вопросов. Например, как возник синтаксис, благодаря которому все языки (кроме пирахан) способны к приложениям с дополнениями и сложным предложениям? Другой вопрос, который беспокоил многих, особенно в Средние века – существовал ли когда-то единый праязык или языки автохтонно зарождались на разных территориях? Не менее важным является и вопрос о характере и способе развития языка. Менялся он постепенно или скачками? Двигался ли в своей эволюции от простого к сложному или на разных этапах происходило как упрощение, так и усложнение?

Например, сторонники идеалистической теории часто приходили к мысли о том, что современный им язык деградирует и, стало быть, изначальный язык должен был появиться сразу как богатый и сложный. Что весьма сомнительно. Как, впрочем, сомнительны и доводы многих материалистов, утверждавших простую логику дифференциации как основу эволюции языка.


По этой логике, когда требуется 100 слов, все они будут односложными (один слог), с увеличением вокабуляра будет расти и длина слова, усложняться фонетика (более точно дифференцироваться звуки – например, вместо одного – два, глухой и звонкий согласный) и т. д. Увы, реальные примеры языков, как современных, так и древних или племенных скорее нарушают подобные правила, чем следуют им. Поэтому некоторые вопросы из области генезиса языка решаются лишь тонким диалектическим совмещением разных подходов.

Но давайте сперва посмотрим на несколько известных примеров глоттогонических теорий.

Звукоподражательная теория

Однако обычно в языках таких слов очень мало, и довольно трудно представить, что на их основе сложилась целая языковая система. Некоторые ученые, опираясь на лингвистические исследования, утверждают, что в современных развитых языках намного больше звукоподражательных слов, чем в языках, находящихся на более ранней ступени развития. Это можно считать доказательством того, что механизм звукоподражания характеризует новое время, а не архаичное.

В любом случае роль звукоподражания и звукосимволизма в процессе рождения языка не стоит недооценивать. В конце концов, у древних людей могла быть своеобразная система ассоциаций, возможно, что и весьма развитая. Так, существует палеопсихологическая гипотеза о том, что наши предки либо не имели строгого разделения на два режима восприятия/мышления (лево- и право-полушарный), либо у них доминировало правое полушарие. В силу этого воображение у них было более сильным, часто мешавшим четко разделить реальность и выдумку.

Междометная теория

Эмоциональная теория Руссо превратилась в междометную теорию в трудах русского лингвиста Дмитрия Николаевича Кудрявского. Для эпикурейцев, Руссо, Кондильяка и Кудрявского было важно представить язык как живую связь с реальностью. Дело в том, что современные языковые знаки за исключением звукоподражаний совершенно произвольны. Это отсутствие связи знака и вещи смущало многих мыслителей, отчего и раз за разом возникала идея, что при зарождении языка подобный разрыв отсутствовал. И лишь впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.



Однако на эту теорию можно посмотреть и с другой стороны. Если предположить, что первые слова могли обозначать определенные способы деятельности в форме глагола, а затем стали называть остальные предметы и явления, связанные с трудовой деятельностью, то эта теория вполне может претендовать на правильное осмысление проблемы происхождения языка. Тем более, что многие языки обнаруживают значимость глаголов: в одних они наиболее древние и неизменные, в других – они основа предложения.

Теория социального договора

Теория социального договора, возникшая в XVIII веке, также базировалась на некоторых философских положениях античности, поскольку те отвечали духу нового европейского рационализма. Через призму этой теории на образование языка смотрел шотландский философ Адам Смит. В развитие теории общественного договора внес вклад и Руссо, который делил историю человечества на два этапа: природный (человек был частью природы и говорил на языке страстей, на образном, а не понятийном языке) и цивилизованный (человек вышел из природы и заговорил на языке, который стал результатом социальной договоренности).

Гуго Гроций, Гоббс, Локк и многие другие авторы в той или иной степени отмечали, что конвенциональность языковых знаков прямо или косвенно отсылает нас к тому, что язык – продукт общественных договоренностей. Собственно, уже номиналист Росцелин, критикуя позиции средневековых реалистов, подчеркивал, что отсутствие сходства в разных языках в звучании и написании общеизвестных объектов (солнце, луна, вода, огонь, лошадь, человек и т. д.) – явный довод в пользу социальности языка, а возможно и мышления.


Предпосылкой же к появлению языка считается естественная склонность человека к разумности. Иными словами, важная особенность этой гипотезы состоит в том, что язык (или точнее некий протоязык) сперва возникает как поддержка мышления, а только потом превращается в общий язык коммуникации. Этой точки зрения придерживался Томас Гоббс, и в современности остаются авторы, верные концепции индивидуального языка, служащего прежде всего мышлению. Появляясь из договора членов общества о том, как называть предметы и явления окружающего мира, язык также выполняет функцию сохранения и укрепления своего источника – общества. Таким образом, язык – одновременно и продукт общества, и причина его устойчивости, ведь обеспечить её можно только имея эффективное средство общения.

Проблема только в том, что прояснить обстоятельства возникновения языка с позиции этой теории сложно, так как возможность договора уже предполагает наличие языка. При этом если вы придерживаетесь версии о тесной связи языка и мышления, то в данной теории она рождает еще один парадокс: несовершенное сознание, не знающее языка, изобретает идею социального договора, которая ничуть не проще, а возможно и сложнее, чем идея языка. Несмотря на критику этой гипотезы, теоретические изыскания Руссо и Смита были полезны для понимания современного развития языков, в которых воздействие социальных факторов довольно сильно.

Альтернативный взгляд на проблему

Родовая проблема практически всех выше обозначенных теорий, как и многих других (религиозной, идеалистической, вульгарно-материалистической), заключается в абсолютизации функции языка, причем обычно какой-то одной. Меж тем язык оказался чертовски гибким инструментом, которым представители одного вида пользуются очень и очень по-разному.

Чтобы более полно представить себе возникновение языка, стоит обратить внимание на то, что выпало из поля зрения большинства исследователей вплоть до середины ХХ века. Язык – не только коммуникация, состоящая из называния вещей, передачи команд, запросов и знаний. Язык – не только средство выражения, прямого и опосредованного – в форме эмоциональных выкриков, вокализаций или простых форм слово- и звуко-творчества. Язык – наконец, не только инструмент мышления, позволяющий внести в него регулярность, ясность и удобное контейнирование мыслей. Язык – это еще огромное пространство удовольствий и неудовольствий, заставляющих вновь и вновь пользоваться им или пытаться его изменить.


Именно психологический аспект, при котором язык используется для получения очень странного, чисто человеческого удовольствия (причем удовольствия как связанного со смыслом, так и нет), часто был проигнорирован серьезными рациональными теориями. Это при том, что на него прямо указывают уже некоторые мифы разных народов.

Петер Слотердайк как-то обратил внимание на то, что исток языка вполне возможно евлогический, т. е. хвалебный. Есть целая серия мифов, рассказывающих о том, что боги дали язык людям, чтобы те могли хвалить и славить их в песнях, молитвах и гимнах. Более того, человек, получивший подобный дар, вместе с тем стал обладателем как явного отличия от других существ, так и права самому пользоваться этим даром – хвалиться тем, что он может говорить. Именно этот пунктик не ускользнул от наблюдательности Ницше и Слотердайка (числящего себя его учеником): говоря что-либо, люди неявно гордятся самой способностью говорить.


Так, приматолог Роберт Данбар обнаружил очень любопытную связь между груммингом (практика взаимной чистки, объединяющая удовольствие и социальную регуляцию) и численностью группы. На её основе он сделал простое и элегантное предположение: с ростом группы растет время, затраченное на грумминг, однако оно имеет пределы.

Там, где предел достигнут (без ущерба для выживания – поиска корма, сна и т. п.) – должно появиться что-то иное, выполняющую ту же функцию. Это и есть язык, который буквально встраивается, а затем и перестраивает социально-психологическую модель общества у людей. Так что когда Ролан Барт говорит о том, что речь – это еще и способ коснуться другого (а также создать его в речи, чтобы это сделать), возможно, это отнюдь не отвлеченная метафора, а указание на самую суть.

Люди говорят, чтобы выделяться, чтобы соблазнять и манипулировать друг другом. И без этого аспекта любое обсуждение природы языка подобно попытке описать танец языком механики – по сути верно, но самое главное (эффект) утеряно.

Как показал Ю.М. Эдельштейн (см.: Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений. Средневековая Европа / Под ред. А.В. Десницкой и С.Д. Кацнельсона. М.-Л.: Наука, 1985, с. 157–207), отцы церкви отнюдь не были религиозными фанатиками и мракобесами. Они были людьми творческими и сумели внести много нового в развитие философии языка. Они поставили, в частности, впервые вопросы о коммуникации у животных, о невербальном мышлении и внутренней речи у людей и т. д.

Особого, внимания заслуживает теория происхождения языка, разработанная Григорием Нисским (335–394), который развивал в ней идеи не только своего брата — Василия Кесарийского (Великого), но и античных авторов.

Свои взгляды на проблему происхождения языка Григорий излагал в полемике с Евномием, который считал, что слова создаются человеком не самостоятельно, а в сотворчестве с Богом. Человеку, по Евномию, принадлежит пассивная роль в процессе словообразования, поскольку она сводится лишь к тому, чтобы угадывать имена, данные тем или иным вещам самим Богом.

Григорий, напротив, считал, что Бог одарил человека лишь творческою способностью, благодаря которой он сам, без помощи Бога, может создавать новое — будь то дом, меч, плуг или слово. Имена, по Григорию, создаются человеком, с одной стороны, в соответствии со свойствами обозначаемых вещей, а с другой стороны, в соответствии с национальным своеобразием языка, на котором говорит автор нового слова.

Заслуга Григория Нисского состоит прежде всего в том, что в своей теории он поставил язык в один ряд с другими продуктами культуры, считая, что язык, подобно любому другому продукту культуры, создается человеком благодаря его творческому отношению к действительности.

Своим происхождением орудия труда, по мнению Монбоддо, обязаны успешной психической эволюции их создателей. Но подобной эволюции обязан своим происхождением и язык.

Орудия труда и язык Монбоддо соединил в одну связку. Их прогресс зависел от их взаимного влияния друг на друга, однако на приоритетное положение в ней он поставил орудия труда.

Прогресс в изготовлении орудий труда повлиял на происхождение и развитие языка в двух отношениях: с одной стороны, он заставлял людей объединяться во всё более и более многочисленные союзы, трудовая деятельность которых в значительной мере зависела от выполнения её участниками тех задач, которые связаны с использованием языка, а с другой стороны, этот прогресс способствовал развитию у первобытных людей абстрактного мышления, что не могло не влиять на развитие языка: он эволюционировал от употребления слов в конкретном значении к их употреблению во всё более и более абстрактном значении. Монбоддо здесь использовал идею Д. Локка о том, что первые слова обозначали только индивидуальные предметы, а стало быть, были именами собственными, но со временем они стали превращаться в имена нарицательные, поскольку стали обозначать всё более и более обширные совокупности похожих предметов.

Иначе говоря, Л. Нуаре считал, что первые корнесловы возникли из звуков, которые вырывались из уст наших предков во время трудовых действий.

Пантомима у первобытных людей вовсе не была немой: она сопровождалась теми или иными эмоциональными выкриками. Эти выкрики с течением времени выдвинулись у наших далёких предков на первый план, оттеснив на второй план пантомиму. Почему это произошло? Потому что звуковая форма передачи информации имеет неоспоримые преимущества перед зрительной. Вот почему пантомимический язык у первобытных людей уступил место звуковому.

Нельзя сказать, что пантомима полностью исчезла из общения первобытных людей, но большая часть используемых ими жестово-мимических знаков, с одной стороны, и нечленораздельные эмоциональные выкрики, с другой, стали всё больше и больше заменяться на звуковые знаки, т. е. членораздельные слова.

Сделаем вывод. Если достоинство междометной гипотезы о происхождении языка состоит в том, что она вписала проблему глоттогенеза в психогенез, то звукоподражательная и трудовая приблизились к её культурологической интерпретации, поскольку стали связывать появление первых слов с творческой, преобразующей деятельностью наших предков, благодаря которой они и пошли по пути культурогенеза.

Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.

Сторон­ники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к под­ражанию звукам окружавшего его мира — реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.

Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, ум­ный, ходить, думать и т. д.

В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружаю­щей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – междо­метная (рефлексная), которой придерживались такие ученые, как Гумбольдт, Якоб Гримм и др., состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека. Первые слова, по этой теории, - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или отчаяние.

Некоторые сторонни­ки рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и не­зависимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.

Нельзя, конечно же, отрицать участие эмоций и воли в раз­витии языка. Но невозможно согласиться с гипотезой меж­дометного происхождения слов, потому что главную при­чину их возникновения она видит в индивидуаль­ных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. В этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане про­исхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно от­личные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.

Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и ­цивилизованного.

В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения язы­ка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.

Религиозные, трудовые и античные гипотезы происхождения языка. Первые опыты и научные гипотезы. Теория происхождения звучащей речи от жестов. Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка. Трудовая гипотеза Энгельса.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.01.2012
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Гипотезы о происхождении языка

* Первые опыты и научные гипотезы

* Гипотезы нового времени

*Теория происхождения звучащей речи от жестов

*Трудовая гипотеза Энгельса

* Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка

Происхождение языка - составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Как известно, язык - это предмет изучения лингвистики, знаковая система соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Язык -- прежде всего совокупность слов. Слово же двусторонне, как медаль. Одна его сторона -- внешняя, звучащая или видимая (физическая), другая -- внутренняя, неслышимая и невидимая (психическая). Первая -- это звучание или написание слова, вторая -- его смысл, или значение.

Вопросом о происхождении языка люди интересовались с глубокой древности. Этот вопрос остается одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании. Языки, существующие сегодня на земле, находятся уже на высоком уровне развития. А происхождение языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношения людей. Поэтому все теории происхождения языка являются гипотетическими.

Наибольшее число гипотез породил первый вопрос - кто создал язык, какова природа тех сил и причин, которые вызвали к жизни язык? Вопрос же о материале, из которого строился язык, особых разногласий не вызвал: это звуки, рождаемые природой или людьми. В переходе от них к членораздельной речи участвовали жест и мимика.

Гипотезы о происхождении языка

Конечно же, существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

В религиях разных народов была отражена гипотеза , в которой говорилось, что язык, был создан Богом, Богами или Божественными мудрецами.

Во второй главе Библии (Ветхий завет) говорится:

"И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Бытие, 2, 15-22).

Согласно Корану Адам был сотворен Аллахом из праха и "звучащей глины". Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами" (2:29)

Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков:

В тексте Библии ничего не сказано о том, на каком именно языке говорили от Адама до Ноя. Попытки комментаторов "доказать", что это был тот или иной известный им язык, ни к чему не приводили. "Язык Адама" оставался загадкой. Наконец был сделан вывод, согласующийся с современной наукой: древнейший язык человечества -- не один из известных языков, а какой-то иной, тесно связанный с природой.

Ученые позднего Средневековья считали, что "смешение единого языка" осуществлено Богом не "тайными и недоступными нашему пониманию способами", а по определенным законам. Поэтому, исходя из существующих языков, можно восстановить первичный язык. Это мнение также согласуется с современной наукой.

Не одно тысячелетие существует теория происхождения всех языков мира из одного источника. Она получила название теории языкового моногенезиса (от греч. монос -- "один" и латин. генезис -- "происхождение". Если раньше в эту теорию можно было верить или не верить (а многие верили!), то в XX веке ее доказывают.

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников "фюсей" и приверженцев "тесей".

Сторонники природного происхождения названий предметов (. - греч. по природе), в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми (. - греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 - первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон ("широкоплечий") вошел в историю.

Представители философской школы стоиков, в частности Хрисипп из Соли (280-206), тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали сторонники фюсеи). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они воздействуют на чувства. Напр., слово мед (mel) звучит приятно, так как мед вкусен, а крест (crux) - жестко, потому что на нем распинали людей (латинские примеры объясняются тем, что эти взгляды стоиков дошли до нас в передаче писателя и богослова Августина (354-430). Дальнейшие слова появились от ассоциаций, переноса по смежности (piscina - "бассейн" от piscis - "рыба"), по контрасту (bellum - "война" от bella - "прекрасная"). Если даже происхождение слов скрыто, их можно установить путем исследования.

* Первые опыты и научные гипотезы

происхождение язык гипотеза

Еще в Древнем Египте люди ставили проблему происхождения языка.

* Гипотезы нового времени

Гипотезы в духе античной теории "Фюсей"

Ономатопоэтическая (греч. "создающая имена"), или, иначе говоря, звукоподражательная гипотеза.

Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория " гав-гав".

Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр, звук "р") и мягкие, тихие (напр., звук "л"). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова ("рык", "ласка"). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Напр., "лев" (Lоеwе) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

*Теория происхождения звучащей речи от жестов

Психолог Майкл Корбаллис возрождает теорию происхождения звучащей речи от жестов.

Когда предки человека стали ходить на двух ногах, их передние конечности -- руки -- освободились, и это дало возможность жестикулировать. Кроме того, выпрямившиеся люди стали смотреть в лицо друг другу, и мимика стала играть большую роль в общении. Но потом люди стали делать орудия, и их руки оказались заняты, -- тогда, по мнению Корбаллиса, основная нагрузка легла на мимические жесты (и сопровождающие их возгласы). В результате жесты постепенно сместились внутрь рта -- превратились в артикуляцию языковых звуков. Корбаллис называет даже приблизительное время, когда это произошло, -- около 40 тысяч лет назад, в период верхнепалеолитической революции. Наскальная живопись, костяные иглы, украшения, новые технологии обработки камня -- в ту эпоху возникло и распространилось огромное количество культурных новшеств.

По мнению Корбаллиса, одним из таких культурных новшеств был и звуковой язык. Этот язык оказался лучше жестового, и поэтому люди, говорившие на нём, сумели вытеснить своих предшественников.

*Трудовая гипотеза Энгельса

Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

* Производственная деятельность как основа происхождения человека, общества и языка

Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производственная деятельность. Люди, создавая необходимые средства к жизни, воспроизводят не только самих себя, но самую материальную жизнь, определяющий образ жизни.

Изготовление орудий труда и использование их -- два обязательных компонента трудовой деятельности человека. Причем и первое, и второе требовали не только физических, но и умственных действий; прежде чем начать изготовления орудия, прачеловек должен был его представить мысленно: его назначение (рубить, бить), его форму (рубило), последовательность операций изготовления.

Поскольку набор орудий труда первобытного охотника был ограничен, владение орудиями труда требовало развитых умений им пользоваться, координации и последовательности движений при работе. Групповая охота предполагает наличие воображения и коллективных действий. Необходимость и риск при освоении новых мест охоты и собирательства давал новые знания, новый опыт.

Используя, например, палку и камень для борьбы с окружающий природой, первобытные люди научились употреблять их постоянно, отличая от других предметов. Осознанный в общей деятельности инстинкт превращается в человеческое сознание, возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Следовательно, коммуникативная сущность языка (потребность что-то сказать друг другу) обусловлена именно тем, что язык возникает в обществе, в процессе производственной деятельности. Совместная деятельность приводит к тому, что люди начинают совместно овладевать предметами природы и созданными орудиями труда, которые получают наименования.

Звуковой комплекс, становясь таким же общественным достоянием, как камень или собака превращается в слово. Его признаками становятся: 1) обозначение какой-то общественной потребности; 2) название общего представления; 3) постоянное соединение в создании звукового комплекса и его значения. Благодаря своей обобщающей функции слово постепенно начинает обозначать и предметы, которые отсутствуют. Слово становится компонентом мыслительной деятельности человека, как его чувственная природа.

Данная теория возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской. В соответствии с объективным идеализмом логисической теории в основе зарождения мира лежит духовное начало. Дух воздействует на материю, находящуюся в хаотическом состоянии, и творит, упорядочивает ее формы. Конечным актом творения духа, воздействующего на инертную материю, является человек. Обозначая духовное начало, древние употребляли термины "бог", "логос", "дао", "слово" и др. "Слово" существовало до создания человека и непосредственно управляло инертной материей. В библейской традиции, наиболее древней из дошедших до нас, носителем "слова" является единый бог. В первой главе "Книги Бытия", открывающей Библию, рассказывается о сотворении мира в семь дней. Каждый день творение совершалось не руками бога, а его словом. Слово (орудие и энергия) творило мир из первичного хаоса. Помимо божественного происхождения, логосическая теория объясняет слово и как человеческое явление. Одним из актов божественного творчества является сотворение человека. Человеку передает бог дар слова. В Библии первочеловек Адам дает имена животным, приводимым ему богом, но там же указывается и на то, что язык создан патриархами путем соглашения. По библейским понятиям это значит, что слово, созданное человеком по божественному вдохновению, исходит от человека в виде имени.

Благодаря старейшинам имена утверждаются, становятся общим достоянием народа. Такую схему создания и распространения имен подробно разрабатывает Платон в диалоге "Кратил". В соответствии с мыслью Платона создателем имени является ономатотэт - творец имени, который передает созданное им имя диалектикам - лицам, обсуждающим достоинства имени, а те, в свою очередь, передают имена мастерам конкретных искусств, использующим имена.

Обычно, мы не задумывались о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами..

Но все же Я, остановлюсь на одном - все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что, не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи.

1. Язык - врождённое свойство человека, подобное дыханию, и т.д.

4. Жорж Жан. История письменности и книгопечатания. - М.: АСТ, 2005. 224с.

5. Введение в языкознание (Курс лекций)

6. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. - Прогресс, 2002. 656 с.

Подобные документы

Предпосылки возникновения гипотезы лингвистической относительности в науке о языке ХХ века. Гипотеза Сепира-Уорфа: суть, вехи развития. Процедура верификации в лингвистике: актуальные тенденции. Когнитивные особенности китайской культуры и языка.

дипломная работа [324,3 K], добавлен 17.07.2017

Рассмотрение способов классификации (ареальный, типологический, генетический) и функций (коммуникативная, когнитивная, познавательная, волюнтативная) языка. Изучение религиозной, античной, звукоподражательной, биологической гипотез происхождения языка.

контрольная работа [32,7 K], добавлен 29.01.2010

Проблемы генетической классификации идиш в современной лингвистике. Подробный анализ гипотезы Пола Векслера, определение её правдоподобия, научности, вклад в исследования языка идиш, роль в современном языкознании. Достоинства и слабые места гипотезы.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 20.06.2013

История появления человеческого языка. Теория А. Вержбовского о происхождении человека ("теория звукоподражания"). Божественная теория о языке (Ветхозаветная). Соотношение "языка" и "речи". Функция познания "языка" и усвоения общечеловеческого опыта.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 17.12.2014

Сущность и способы классификации языка, его основные функции и характеристики (по степени сохранности и функциональной ограниченности). Содержание религиозных, научных, античных, биологических и трудовых гипотез о происхождении человеческой речи.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 21.03.2013

Общие условия, биологические и общественные предпосылки формирования и образования языка. Точки зрения на происхождение языка. Анализ основных теорий его становления: логосической, междометной, жестовой, звукоподражания и общественного договора.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 01.03.2012

Язык как знаковая система, объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих единство. Единицы, уровни и разделы языка; вопрос о функциях языка в связи с проблемой его происхождения. Условия функционирования книжной и разговорной речи.

Читайте также: