Киевская русь от владимира до ярослава кратко

Обновлено: 08.07.2024

Раздел страны между сыновьями — свидетельство несомненной сильной власти киевского князя на землях, прямо ему подчинявшихся. После гибели Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Начало этой драмы связано со случайной встречей на охоте Олега со знатным киевлянином Лютом Свенельдичем, которого Олег убил. По словам летописца, его поступок вызвал яростный гнев Ярополка. Фольклорная основа описанного эпизода несомненна. Однако несомненно и намерение Ярополка стать единым владетелем страны, не считаясь с княжескими правами братьев-наследников, которые между тем укрепляли свою власть. Борьбу за единовластие Ярополк начал с похода на Олега, воины которого были разгромлены, а сам Олег погиб при бегстве. Владимир, сознавая неизбежность нападения Ярополка, бежал за море, а киевский князь тут же прислал в Новгород своих посадников. Владимир вновь овладел Новгородом с помощью наемных варягов. Вскоре, согласно литературной традиции, состоялось его неудачное сватовство к дочери полоцкого князя Рогволода Рогнеде, по всей вероятности, продиктованное желанием овладеть в будущем Полоцком. Отказ Владимиру, видимо, был связан с планом женитьбы на ней Ярополка. Новгородский князь отвечает на это захватом Полоцка, убийством Рогволода и двух его сыновей. Рогнеда становится одной из его жен. Трагическая борьба сыновей Святослава завершается длительной осадой и взятием Владимиром Киева, бегством и убийством Ярополка. Владимир становится киевским князем (978).

Таков был итог почти восьмилетней борьбы сыновей (Святослава за власть над всей Русской землей, хотя каждый из них был обеспечен устремившимся на Дунай отцом княжением-посадничеством в выделенных им частях государства. Вероятнее всего, движущей силой в этой борьбе, и прежде всего для Ярополка и Владимира, было желание поставить под единый контроль взаимосвязанные между собой торговые трансконтинентальные магистрали от Балтики до Каспийского и Черного морей. Деление их на зоны экономически и политически не устраивало в ту эпоху ни того, ни другого князя.

В правление Владимира, скончавшегося в 1015 г., был завершен процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей. Если кривичи, жившие в районе Пскова и около Смоленска, довольно рано подчинились киевским правителям, то ветвь кривичей, заселявшая территорию современной Белоруссии (главным центром этой ветви был Полоцк) оставалась независимой. Как уже указывалось, Владимир сумел завоевать Полоцкую землю до своего вступления на киевский стол. Во время походов, предпринятых в 981 г., а затем в 992 г., власть Киева распространилась на население наиболее западных областей современной Украины вплоть до границы с Древнепольским государством (территория Червенских городов, включая Восточное Прикарпатье, где тогда жило одно из хорватских племен). Еще отец Владимира Святослав подчинил своей власти племенной союз вятичей в бассейне реки Оки, но Владимиру пришлось в 981 г. снова ходить на них, когда они отделились от Киева после очередной смены на киевском столе. В 984 г. киевский князь усмирил радимичей.

Реальное слияние всех земель в единое целое. Еще более важно, что в княжение Владимира произошли качественные перемены в отношениях между Киевом и подчиненными ему землями. Внешне перемены нашли отражение в том, что на рубеже X–XI вв. многочисленные сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Тем самым высший суд и управление переходили здесь в руки киевских наместников, которым должна была подчиняться местная верхушка. Важно, что посылке сыновей Владимира на княжение предшествовало решение о принятии Русью новой, христианской религии.

О значении этого события для международного положения Древнерусского государства и перемен в духовной жизни русского общества речь пойдет в другом месте. Здесь же важно отметить, что в языческой Руси (как и в других языческих странах Европы раннего Средневековья) религия была тесно связана со всей жизнью общества, так как все наиболее существенные ее проявления нуждались в религиозной санкции. Места совершения языческого культа были одновременно теми местами, где в присутствии богов, гарантировавших мир между участниками, собирались племенные собрания. Здесь племенная знать приносила богам жертвы, которые должны были обеспечить племени мир и урожай. Обладание этим правом было одним из источников ее силы и могущества. Поэтому утверждение на племенных территориях новой религии должно было привести к важным переменам в их жизни.

Очевидно, на месте Ярославля находился центр языческого культа и племенных собраний местного населения. Местная верхушка не захотела принять христианство и подверглась репрессиям. На месте племенного центра появился опорный пункт княжеской власти — крепость Ярославль. Именно в это время, в начале XI в., прекратилась жизнь на поселении княжеских дружинников у Тимерева. Они, очевидно, переселились в новую крепость, откуда стали управлять окружающей территорией.

Все это означало важный шаг на пути к превращению слабо связанных с Киевом племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе — киевскому князю.

На всей территории Древней Руси теперь существовали опорные пункты его власти — крепости, в которых размещались дружинники. Местная верхушка, вероятно, частично была уничтожена, частично влилась в ряды княжеской дружины. На рубеже X–XI вв. княжеская дружина стала господствующей социальной группой на всей территории Древнерусского государства.

Все эти перемены привели к изменению политики киевских правителей по отношению к племенным Территориям, находившимся под их властью. Эти изменения можно проследить, рассматривая политику Владимира по отношению к тем из них, которые граничили с кочевым миром.

Меры Владимира по защите от кочевников. Вторая половина IX–X в. стали временем больших перемен в степной зоне Восточной Европы. Хазарский каганат сошел с исторической сцены. Под давлением племен узов печенежский союз племен, кочевавший за Волгой, в конце IX — первой половины Х в. занял большую часть восточноевропейских степей между Волгой и Дунаем. По свидетельству Константина Багрянородного, печенежские племена, кочевавшие за Днепром, с наступлением весны перекочевывали на запад.

Как показывает этот пример, по отношению к земле северян Владимир выступает уже не как вождь дружины, озабоченный лишь ее пропитанием, а как правитель, организующий защиту живущего здесь населения. Очевидно также, что власть князя оказалась достаточно сильной, чтобы по своему усмотрению перемещать значительные группы населения (и в их числе представителей местной верхушки) из одного региона в другой и одновременно организовывать строительные работы большого размаха.

Вместе с тем вновь отметим проявление закономерности, о которой уже была речь при анализе событий эпохи Великого переселения народов. Значительную часть своих достаточно ограниченных ресурсов древнерусское общество было вынуждено расходовать на организацию защиты от соседствовавшего с ним кочевого мира.

Законодательная деятельность Владимира. Важные сведения о социально-политическом устройстве древнерусского общества содержат известия о законодательной деятельности Владимира.

Этим положение на Руси существенно отличалось от порядков, существовавших в Швеции того же времени. Здесь хранителями права и судьями были так называемые лагманы (законоговорители), избиравшиеся из числа племенной знати на народных собраниях — тингах, а князь — конунг только получал в свою пользу 1/3 штрафов (и то, если лично присутствовал на тинге).

Княжеская власть и крещение Руси. Важные сведения о положении княжеской власти в Древней Руси на рубеже X–IX вв. содержит и летописное повествование о крещении Руси. В предгосударственных структурах смена религии могла произойти лишь по решению высшего органа власти — народного собрания. Только по решению такого собрания произошло, например, в VI в. крещение франков. Одной воли военного главы для этого было недостаточно. Так, современник Владимира, принявший христианство в Англии норвежский конунг Хакон не только не смог добиться решения народного собрания о смене религии, но по требованию его участников был вынужден приносить жертвы богам, чтобы обеспечить стране мир и плодородие. В обширном рассказе о крещении Руси народное собрание вообще не упоминается. Решение принимает князь вместе с дружиной, а население Киева идет креститься на реку по его приказу.

Все сказанное позволяет сделать общий вывод, что в конце XI— начале XI в. Древняя Русь из совокупности территорий, слабо связанных со своим центром, стала превращаться в относительно единое государство с единой общественной организацией, едиными порядками управления и нормами права на всей его территории.

По свидетельству древнерусской традиции, которая находит подтверждение в некоторых известиях, исходящих из мусульманского мира, Владимир и его дружина в конце 80-х гг. X в. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя, несомненно, было связано с желанием сохранить важные для социальной элиты связи, установившиеся в предшествующие годы, но не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества и являвшейся носителем наиболее высоких в христианском мире культурных традиций. Наиболее могущественные государи католической Европы — правители восстановленной Римской империи Оттоны добивались в это время заключения брачных связей с византийским двором и стремились подражать византийским традициям.

Сопоставление между собой этих источников, их критический анализ позволили исследователям восстановить картину событий, предшествовавших крещению Руси, и обстоятельства, при которых имело место само крещение.

В следующем, 988 г. Владимир ходил к днепровским порогам, очевидно, чтобы встретить там невесту из Византии. Долгое время 988 год считался тем годом, когда произошло крещение Руси. В действительности это событие состоялось годом позже. Император, когда критическая ситуация миновала, не стал торопиться с исполнением условий соглашения. Тогда в 989 г. Владимир направился с войском в Крым и осадил главный опорный пункт византийской власти на полуострове — Херсонес. Согласно русской летописи, город упорно сопротивлялся, но вынужден был сдаться, когда были разрушены подземные трубы, снабжавшие его водой. После этого Василий II вынужден был прислать сестру в Херсонес. Здесь состоялось крещение Владимира и его дружинников, а затем и его брак с Анной.

Принятое решение имело ряд важных последствий. Так, оно способствовало дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, а также развитию связей с южнославянскими народами, находившимися в орбите византийского культурного влияния. Вместе с тем, поскольку соседствующие с Русью кочевые племена сохраняли приверженность своим языческим верованиям, антагонизм между Киевской Русью и кочевым миром, сложившийся на иной почве, приобрел дополнительно религиозную окраску. Походы против нападавших на русские земли кочевников стали рассматриваться как проявление борьбы между христианским и языческим миром. Принятие Русью христианства наложило свой отпечаток и на ее взаимоотношения с миром ислама, но проявилось это лишь в достаточно отдаленном будущем, так как единственным мусульманским государством, с которым граничила Киевская Русь, была принявшая ислам в первой половине X в. Волжская Болгария.

Русь и ее соседи при Владимире. К княжению Владимира относятся первые свидетельства о контактах с целым рядом стран и народов — соседей Древнерусского государства. Этим временем датируются первые свидетельства об установлении зависимости угро-финских и балтских племен Прибалтики от Древнерусского государства. Так, в саге о современнике Владимира Олафе Трюгвассоне, попавшем в плен к разбойникам, говорится, что его освободил княжеский муж, ездивший для сбора дани в землю эстов. Со стремлением укрепить влияние Древнерусского государства в этом регионе был связан поход, предпринятый Владимиром в 983 г. против ятвягов.

С западными соседями — Венгрией и Польским государством отношения были мирными. Сына Святополка около 1009–1010 гг. Владимир женил на дочери польского короля Болеслава Храброго. Позднее, когда Святополк был заподозрен в заговоре против отца и заключен в тюрьму, эти отношения осложнились.

После крещения Владимира и его брака с Анной между Византией и Русью на длительный период установились союзные отношения. Херсонес был возвращен императору, а присланное Владимиром войско участвовало затем в целом ряде войн, которые вела Византия. Об удельном весе этого войска в составе византийской армии говорит тот факт, что после одной из побед русский корпус получил треть военной добычи.

Борьба за киевский стол после Владимира. Еще задолго до своей кончины Владимир, как сообщает летопись, посадил большинство своих сыновей по городам: старшего Вышеслава — в Новгороде (потом его сменил Ярослав, первоначально посаженный в Ростове), Изяслава — в Полоцке, Святополка — в Турове, Бориса — в Ростове, Глеба — в Муроме, Святослава — в Древлянской земле, Всеволода — во Владимире, Мстислава — в Тмутаракани. Как и во времена Святослава, они были князьями-посадниками, выполняя роль наместников. Как и Святослав, Владимир не оставил официального завещания, но фактически он обеспечивал им будущее.

При Ярославе весьма значительно увеличились размеры Киева, разросшийся город был обнесен новыми стенами, главный въезд в него вел через каменные Золотые ворога, как в Константинополе.

Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла видное, почетное место в содружестве государств христианской Европы. Об этом наглядно говорят брачные связи самого Ярослава Мудрого и членов его семьи. Женой Ярослава была дочь шведского короля Ингигерд — Ирина, его старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, другой сын, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, дочери Ярослава вышли замуж за королей Венгрии, Норвегии и Франции.

§ 6. РАСЦВЕТ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

§ 6. РАСЦВЕТ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ 1. Борьба между сыновьями Владимира за киевский столСмерть Владимира. В 1014 г. сын Владимира и Рогнеды Ярослав, княживший в Новгороде, отказался выслать в Киев 2 тыс. гривен (слитков серебра, каждый весом около 200 г) из 3 тыс. гривен

§ 7. РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВИЧАХ И ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ

§ 7. РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВИЧАХ И ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ 1. Русь при ЯрославичахСтаршие Ярославичи у власти. В 1054 г. на 76-м году жизни скончался Ярослав. После его смерти установился очередной порядок наследования власти. Престол переходил не от отца к сыну, а к старшему в роду

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Гнёздово. 125 лет исследования памятника / Отв. ред. В.В. Мурашева (Труды ГИМ, № 124). М., 2001.Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.Горский А.А. Русь. ОтславянскогоРасселения до Московского государства. М.,2004. Древнерусские княжества Х-ХШ вв. М., 1975.Зайцев А.К

К ГЛАВЕ IV. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XI вв.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Недавно один из украинских историков заявил, что несколько тысяч лет назад на территории нынешней Украины проживали некие укры, от которых якобы и произошел украинский народ вместе с его названием. Это ж надо, до какого маразма можно дойти в

Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.)

Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.) § 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г.

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках В последние годы жизни Владимир рассорился со своими сыновьями Ярославом и Святополком (фактически это был его племянник). Когда в Туровскую землю к Святополку прибыл из Германии епископ Рейнборн с предложением

Древняя Русь (862–1237)

Древняя Русь (862–1237) Ведущие тенденции исторического развития 1. Создание единого государства, расширение его пределов, установление договорных отношений с соседями, укрепление границ (IX – первая половина XI в.).2. Разделение Русской земли на самостоятельные удельные

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той

7. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ

Карта Киевской руси

Киевская Русь — древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Князья Киевской Руси

  • 864 — Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 — Варяг Олег, княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 — Смерть Олега. Возвышение Игоря, сына Рюрика
  • 945 — Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 — Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 — Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 — Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир — киевский князь
  • 1015 — Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 — Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 — Гибель Святополка. Ярослав, прозванный мудрым — князь в Киеве
  • 1054 — После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 — Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава.
  • 1073 — Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь — Святослав Ярославич
  • 1076 — Смерть Святослава. Возвращение Изяслава.
  • 1078 — Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 — Князь Святополк, сын Изяслава
  • 1113 — Князь Владимир Мономах
  • 1125 — Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 — Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Краткая история Киевской Руси

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси

  • Киев
  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород


Принятие Владимиром христианства в 988 году придало мощный импульс развитию Древней Руси. Христианство способствовало развитию культуры под влиянием лучших образцов того времени — византийских. Расцвет Древнерусского государства, однако, связан не с Владимиром Святославичем, а с его сыном Ярославом и правнуком Владимиром.

Русь при Ярославе Мудром

Князь Ярослав занимал престол в Киеве с 1019 по 1054 год. С 1036 года он стал единоличным правителем, так как скончался его брат Мстислав Удалой, который управлял землями от Чернигова до Таманского полуострова.

Русь в XI веке

Рис. 1. Русь в XI веке.

При Ярославе Мудром на Руси появился первый свод законов — Русская Правда. Он служит ценным историческим источником о штрафах за преступления и об организации судопроизводства.

При Ярославе были построены каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде, а также Золотые ворота в столице. В 1036 году он разгромил печенегов, и около 30 лет угрозы со стороны степи для Руси не было. Князь также воевал с литовским племенами, поляками и Византией в 1043 году. Его дочери вышли замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции. Сын Изяслав обвенчался с дочерью польского короля, а двое других сыновей, Святослав и Всеволод, вступили в брак с австрийской и греческой принцессами соответственно.

На Руси была территория, которая находилась при Ярославе Мудром вне власти Киевского князя, — Полоцкое княжество на территории современной Беларуси. В нем княжил Брячислав Изяславич, а с 1044 года престол занял его сын Всеслав и правил почти 60 лет.

Ярослав Мудрый

Рис. 2. Ярослав Мудрый.

Княжение Владимира Мономаха

До Владимира Мономаха, с 1054 по 1093 год, престол в Киеве занимали сыновья Ярослава Мудрого, Изяслав и Всеволод, а затем — внук Святополк с 1093 по 1113 год.

Князь Владимир Всеволодович занимал киевский престол с 1113 по 1125 год будучи уже в преклонном возрасте, от 60 до 72 лет. Свое прозвище он получил от деда — византийского императора Константина IX Мономаха. Владимир управлял огромной территорией, от Ладоги на севере и до Карпат и нижнего Приднепровья на юге. Его княжение связано со следующими событиями:

После смерти Владимира Мономаха киевский престол унаследовал его сын Мстислав Великий. Матерью этого князя была английская принцесса Гита. Мстислав правил всего 7 лет, с 1125 по 1132 год. Русь при нем сохраняла относительное единство. После его смерти начался период феодальной раздробленности, который продлился до начала XVI века.

Русь в XII веке

Рис. 3. Русь в XII веке.

Что мы узнали?

Расцвет Древнерусского государства связан с именем киевских князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, то есть с серединой XI века и первой четвертью XII века. Кратко этот период изучают в школьном курсе истории 6 и 10 классов. Время княжения этих князей связано с внешнеполитическими успехами, к которым можно отнести разгром печенегов и половцев, а также с династическими браками.


В уроке рассматривается период существования раннефеодального государства Киевская Русь. Даётся характеристика поземельным отношениям. Урок знакомит с Русской Правдой как источником изучения социальных отношений Киевской Руси. Описывается правление древнерусских князей: Олега, Игоря, Святослава, Владимира.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Киевская Русь. От Ярослава до Владимира"

Об этом периоде истории сегодня и пойдёт речь.

Вопросы занятия будут следующими.

Поземельные отношения в Киевской Руси.

Первые правители Киевской Руси.

Правление Владимира Великого.

Началом Древнерусского государства принято считать объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега в 882 году.


Однако, несмотря на свою короткую жизнь по меркам государства, Древняя Русь сыграла огромную положительную роль в истории восточных славян. Она стала тем общим началом, на основе которого происходило формирование государственных и культурных традиций русского, белорусского и украинского народов.

Киевская Русь являлась раннефеодальным государством. Вспомните, в отечественной исторической науке под феодализмом принято понимать такую систему общественных отношений, для которой характерно сочетание крупной земельной собственности (вотчины) и мелкого крестьянского владения.

За пользование землями крупных собственников – князей, бояр, монастырей – крестьяне платили феодальную ренту. Она была представлена тремя формами. Натуральная – поставка собственнику различных продуктов. Отработочная – выполнение разного рода работ в хозяйстве собственника. Денежная – уплата собственнику различных денежных сумм.


Но в реальности, в отношениях между землевладельцами и жившими на их землях крестьянами в том или ином сочетании присутствовали все три вида ренты.

Постепенно прежняя дань, уплачиваемая покорёнными племенами киевскому князю, превращалась в феодальную ренту. Верховным собственником земли являлось само Древнерусское государство, реальным воплощением которого были многочисленные князья из рода Рюриковичей.

Государство уступало определённую часть своих прав боярству – высшему слою правящего сословия. Бояре делились земельными владениями и привилегиями с представителями среднего и низшего слоёв правящего сословия. В итоге возникала своеобразная пирамида власти и собственности. Её основанием были труженики – крестьяне.

Выплата ренты являлась обременительной обязанностью для крестьян. Поэтому её регулярное поступление было возможно только при наличии системы внеэкономического принуждения. Она включала в себя такие институты, как армия, полиция, суд, тюрьма.

Земледельцы, под страхом неминуемого строгого наказания, вынужденно принимали условия собственников и государства.

Основанием считать Древнюю Русь раннефеодальным государством является то, что помимо плативших ренту земледельцев, в хозяйствах князей и бояр широко применялся труд рабов. Также существовало многочисленное лично свободное население. Государство не имело постоянных структур власти на местах.

Соотношение родовых, рабовладельческих и феодальных отношений в Киевской Руси 9–11 веков оценивается по-разному.


Однако ясно, что главным направлением социального развития были меры по изживанию родового и рабовладельческого строя. Правда и к концу истории единой Руси феодальные отношения не заняли лидирующих позиций.

Различные точки зрения по поводу характера социальных отношений в Киевской Руси вызваны недостатком полностью надёжных исторических источников. Практически вся информация по этим вопросам взята из Русской Правды – собрания законов, действовавших на территории Руси в 11–15 веках.

Всего сохранилось более 100 списков Русской Правды. Исследователи выделяют три редакции этого памятника. Краткую Правду – вторая половина 11 – первая треть 12 века. Пространную Правду – середина 12 века. Сокращённую Правду – 15–17 века. Первые две редакции представляют собой самостоятельные произведения. Третья – выборку из второй, сохранивших силу положений.

Краткая редакция Русской Правды начала формироваться при князе Ярославе Мудром.


Он посчитал необходимым упорядочить нормы штрафов за преступления, чинимые наёмниками-варягами в отношении жителей Новгорода. Так появилась Правда Ярослава – самая древняя часть Краткой Правды – её первые 18 статей.

В законодательстве Ярослава признаётся характерный для родового общества обычай кровной мести. Правда, он ограничивается узким кругом ближайших родственников.

Постепенно социальная жизнь Киевской Руси усложнялась. Ряд конфликтов уже было нельзя решить на основе обычного права. Ввиду этого старшие сыновья Ярослава Мудрого – Изяслав, Святослав и Всеволод приняли решение дополнить законы отца новыми положениями.

Результатом их законотворчества стала Правда Ярославичей – вторая часть Краткой Правды. Основное внимание в ней уделено покушениям на частную собственность, нападениям на княжеских чиновников. В этой редакции Правды чётко прослеживается разница в социальном положении населения. Например, штраф за убийство княжеского управляющего равнялся 80 гривнам. Смерда или холопа – пяти.

Этот закон и иные постановления, внесённые Владимиром Мономахом в Краткую Правду, по сути создали новый свод законов – Пространную Правду.

Следует отметить, что в законах киевских князей отражены далеко не все стороны жизни древнерусского общества. Многие конфликты решались на основе обычного права или передавались на суд церкви.

Но по пришествии времени значение слов часто менялось, а часть из них выходила из оборота. В итоге каждый термин Русской Правды, обозначающий разные категории населения представлял загадку для исследователей.

На данный момент преобладает мнение, что муж – это свободный человек. Холоп и челядин – по своему положению близки к рабам. Смерд – свободный крестьянин-общинник. Рядович – человек, служивший хозяину на основании какого-либо договора. Закуп – лично зависимый от хозяина, до момента возвращения долга – купы.


Разглядывая его осколки, историки стараются разглядеть очертания давно исчезнувшего мира.

Ещё одним важным источником по истории Киевской Руси является Повесть временных лет.

Помимо прочей полезной информации, она содержит данные и о первых князьях Древнерусского государства. Правда летописец дал им достаточно пространное описание, указав лишь на главные качества.

Загадочный Рюрик. Воинственный и коварный Олег. Алчный Игорь. Хитроумная Ольга. Непобедимый Святослав. Благочестивый Владимир. Мудрый Ярослав.

Тем не менее, эти правители исполняют роль хронологических указателей, тем самым облегчая работу историков. В то же время информация об их реальных замыслах и достижениях весьма туманна.

Главной заботой первых правителей Киевской Руси было распространение и укрепление собственной власти.


Ряд славянских племён почти без сопротивления соглашались уплачивать дань Киеву. В обмен на это Олег освобождал их от уплаты аналогичной дани хазарам. Слабеющая Хазария уже не могла сопротивляться напору воинственных Рюриковичей.

После смерти Олега киевский престол занял Игорь. Он заставил древлян платить более высокую дань, чем при прежнем князе. Древляне были крайне недовольны и в 945 году подняли восстание. Его непосредственной причиной было желание Игоря собрать дань повторно. Князь и его дружина были схвачены. После чего Игорь был казнён.

Вдова киевского князя Ольга жестоко отомстила древлянам. Их верхушка знати была перебита, столица сожжена, часть населения – продана в рабство. Но Ольга хотела избежать новых беспорядков. Поэтому упорядочила систему сбора дани с зависимых племён. Теперь старейшины самостоятельно привозили установленное количество дани (уроки) в определённые места (погосты). После чего всё собранное отправлялось в Киев.

В 964 году началось самостоятельное правление князя Святослава. Прежде всего он прославился как полководец. Князь совершил масштабный поход против Хазарии. Не менее впечатляющими были походы Святослава против Болгарии и Византии. Правда война с Византией окончилась неудачей.


При возвращении на Русь весной 972 года Святослав был убит печенегами.

После смерти великого князя разгорелась борьба за власть между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Победителем из междоусобицы вышел Владимир.

Первые годы его правления отмечены военными победами и грандиозными задумками.

Владимир хотел поднять могущество и престиж киевского князя. Для этого – решил провести реформу языческого культа. Её целью было создание единого для всех племён пантеона богов во главе с Перуном.

Но уже через несколько лет князь пришёл к выводу, что для укрепления Древнерусского государства и обоснования собственных прав на престол необходимо принятие христианства в качестве единой и обязательной для всех веры. Такой шаг был очень рискованным. Но внешние обстоятельства заставили князя решиться на него.


Императоры Византии Василий II и Константин VIII обратились к Владимиру за помощью. От него требовалось оказать содействие в подавление крупного мятежа полководца Варды Фоки, охватившего пол страны. Взамен киевский князь потребовал руку сестры византийских императоров Анны.

Согласно летописным данным по возвращении на Русь, в 988 году князь приказал окрестить всех киевлян. Именно отсюда прибывшие вместе с ним их Херсонеса священники стали распространять христианство по всей Древней Руси. Однако этот процесс занял многие десятилетия. При этом далеко не везде он проходил мирно.

Крещение Руси являлось дальновидным политическим шагом Владимира. Вместе с новой религией на Русь пришла связанная с ней церковная организация, основанная на строгой иерархии. Эта параллельная структура власти укрепляла целостность государства. Позволяла монарху в большей степени влиять на знать и простой народ.

После принятия христианства Русь из варварского княжества превратилась в полноправное европейское государство. Новая религия сделала возможным широкое распространение византийской культуры среди восточных славян. Христианская мораль способствовала смягчению нравов и обогащению духовной жизни общества.

Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальным государством, существовавшим как единое целое в 9–12 веках.

Главным источником сведений о социальных отношениях в Древней Руси является Русская Правда.

Основной целью первых киевских князей являлось увеличение собственного могущества.

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Становление государственности

Этапы развития древнерусского государства

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

междоусобные войны в древнерусском государстве

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Основные этапы истории древнерусского государства

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

Читайте также: