Рождаемость это в географии 8 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата № урока 36 Класс 8 Предмет география

Тема урока: Тема 4 Население России. Россияне. – 5ч

Анализ к.р. Работа над ошибками. Численность населения России.

Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; 3) развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: 1) формирование чувства любви к родной природе, бережного отношения к природе; 2) формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего края;

География. Планируемые результаты:

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ОРГМОМЕНТ (ПРИВЕТСТВИЕ, ОТМЕТКА ОТСУТСТВУЮЩИХ, ПРОВЕРКА САМОЧУВСТВИЯ И ГОТОВНОСТИ К УРОКУ)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ – ПРОВЕРКА Д/З

МОТИВАЦИЯ – Население России — состав жителей, населяющих территорию России . На октябрь 2018 года по оценке Росстата в России было 146 801 527 постоянных жителей, по этому показателю страна занимает девятое место в мире по численности населения .

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Население – это связующее звено между природой и хозяйством.

Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении.

По численности населения в течении XIX - XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Россия занимает 7-е место в мире с населением 145, 2 млн. чел.

Как вы заметили, перепись населения обычно проводится 1 раз в 10 лет, но иногда ее сроки сдвигаются в связи с различными потрясениями – войнами, экономическими трудностями.

Последняя перепись проводилась по состоянию на 00.00 мин 9 октября 2002 года. Счетчики в течение недели после этого срока совершили обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и так далее. Перепись показала, что на 2002 год россиян насчитывалось 145, 2 млн. чел.

От чего же зависит численность населения?

Численность населения зависит от количества родившихся и умерших, которые определяются в человек на 1000 населения, то есть в 1000 доле или в ‰.

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью.

Естественный прирост определяется по формуле:

Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста получила название естественного движения населения.

Естественное движение населения – совокупность рождаемости, смертности, естественного прироста.

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Вывод: естественный прирост отрицательный, убыль населения в 90-е годы.

Такое резкое уменьшение численности населения называют демографическим кризисом.

Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

Обратное явление характерное для развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Пакистан, когда они вынуждены различными мерами ограничивать рождаемость, получило название демографический взрыв. Он происходит, потому что рождаемость из-за религиозных соображений, традиций, обычаев остается высокой, а смертность благодаря достижениям современной медицины (вакцинация) резко снизилась.

Демографический взрыв – резкое повышение численности населения за счет сокращения смертности при традиционно высокой рождаемости.

Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое по сравнению с предвоенным 1940 г. Труднее определить показатели смертности. Общие людские потери СССР определяются цифрой в 27 млн. чел. – вооруженные силы и гражданское население. Такую численность Россия смогла бы восстановить при условии высокого естественного прироста только через 10 лет.

Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045 года.

Таким образом, население РФ будет сокращаться, если каждая женщина родит меньше 2-х детей. Сейчас в РФ на 100 женщин приходится 140 детей и это главная причина демографического кризиса.

Основные задачи по выходу из демографического кризиса:

1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;

3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;

4) стимулирование многодетных семей, усыновление;

5) поддержка семейно-брачных отношений;

1. Какова численность населения России?

2. От чего зависит численность населения?

- рождаемостью; - смертностью; - естественным приростом; - естественной убылью населения;

- демографическим кризисом; - демографическим взрывом;

4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?

5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

Итак, сегодня на уроке мы начали изучать новый раздел географии – географию населения. Познакомились с основополагающими понятиями и терминами, которые помогут нам на следующих уроках. Изучили современную демографическую ситуацию в России – рассмотрели причины демографического кризиса в нашей стране и пути его решения.

Раздел ЕГЭ: 3.3. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика

Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения для достижения оптимальной демографической ситуации, иными словами — проводит демографическую политику.

Демографическая политика — система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста. С этой целью принимается ряд стимулирующих мер: выплата пособий при рождении второго и последующего ребёнка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска по уходу за детьми и др. Одной из первых стран, начавших демографическую политику, направленную на рост населения, считается Франция. В наши дни подобные меры принимаются в большинстве стран Европы.

В странах второго типа демографическая политика направлена на сокращение рождаемости . Наибольшей результативности в снижении рождаемости удалось добиться Китаю. Здесь в демографической политике применялись радикальные пропагандистские и экономические меры (системы штрафов, получение разрешения на рождение ребёнка и т. п.). Пример Китая переняли Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и др.

Демографическая политика

Сложности в проведении демографической политики есть в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где крепки традиции многодетной семьи.

Каждое государство выбирает свои методы регулирования численности населения. В России, например, поощряется многодетность, а в США демографическая политика в привычной её трактовке фактически отсутствует. Население страны прирастает за счёт приезжих. Согласно статистическим исследованиям, каждые 29 секунд в стране появляется новый мигрант.

Демографическая политика. Меры

Примеры демографической политики развивающихся стран:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развивающие: 1) развивать умения и навыки работы со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками; 2) продолжить развитие умений и навыков анализировать картографические материалы, обобщать, выделять главное, делать логические выводы;

Воспитательные: 1) сформировать способы соответствующего поведения и деятельности в коллективе учащихся; 2) воспитывать самостоятельность в постижении основ географической науки; 3) воспитывать патриотические чувства и гражданскую ответственность за будущее своей страны и своего народа.

Тип урока : урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

Метапредметные

1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками географической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины рождаемости, смертности

3. Осознание, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества!

3. Умение работать в паре

3. Умение решать простые географические задачи: вычисление значения ЕП

4. Умение контролировать результат своей деятельности

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями географической среды

5. Умение грамотно излагать свои мысли

5.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.

6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Планируемые результаты:

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности: географические исследования по картам атласа, самостоятельная

работа со статистическим материалом; социологический опрос; анализ информации; формулирование выводов; ответы на вопросы учителя.

Учебник : География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.

2-е изд., стереотип. - М.: 2015 - 159 с.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Россия - богатейшая страна в мире, а люди - главное богатство России.

Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? Обучающиеся: (высказывают свои точки зрения по этому вопросу)

Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством .

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

Учитель: По численности населения в течении XIX - XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание 1. Рассмотрите статистические данные приложения № 1 и ответьте на вопросы:

1.Определить как изменялась численность России в период с 1897-1995 г.?

2. Какие изменения в численности происходили на рубеже XX и XXI века?

Обучающиеся:

Россия занимает 9 место в мире, уступая Японии. Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.

Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

Обучающиеся: На 1 января 2013 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.

Учитель : В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?

Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис

Учитель: Стремительное убывание населения страны - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.

Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.

Учитель: определения на слайде.

Естественный прирост

Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный

Естественная убыль

Превышение смертности над рождаемостью (Р

Задание №2 (1 ряд)

(столбец 4 не заполнен) подсчитать естественный прирост населения.

Как изменяются показатели смертности и рождаемости в 20 веке, когда смертность превышала рождаемость и наоборот?

C какого момента в России наблюдается естественная убыль населения?

Какие тенденции характерны для рассматриваемых показателей в за последние 5 лет?

Какими причинами объясняется выявленная динамика показателей?

Обучающиеся:

В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.

Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0 .

Почему уменьшается рождаемость в России?

Снижение статуса семьи и семейных ценностей

Нежелание иметь детей.

Ориентация на бездетную и однодетную семью

Ухудшение репродуктивного здоровья.

Задание №2 (2 ряд)

По картам атласа стр.23, исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

1. Определить:

1.1. Районы с наибольшей естественной убылью населения.

1.2. Установить, как изменяются показатели естественной убыли в европейской части страны.

1.3. Определить районы страны, где наблюдается естественный прирост населения.

1.4. Укажите районы с наибольшим естественным приростом.

Обучающиеся:

Самая высокая смертность там, где самая низкая рождаемость, т.е. в Центральной России, самая низкая смертность в национальных образованиях. В тех субъектах, где наблюдается высокий показатель смертности и низкий показатель рождаемости наблюдается естественная убыль населения, и наоборот.

Почему с 90-х годов увеличивается смертность в России?

Заболевание сердца и ссс.

ДТП, бытовые конфликты и т. д.

Задание №2 (3 ряд)

1.1 Как изменялись показатели рождаемости в Еврейской автономной области с 1989-1998г.

1.2. Как изменялись показатели смертности в Еврейской автономной области с 1989-1998г.

1.3. Как изменялись показатели естественного прироста в Еврейской автономной области с 1989-1998г.

Обучающиеся: Наибольший естественный прирост отмечен в 1989году, а после 1990 года идет уменьшение рождаемости и в 2 раза увеличиваются показатели смертности. Наблюдается естественная убыль населения в Еврейской автономной области.

Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).

Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007 году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году - в 40.

Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом

80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.

Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.

5) поддержка семейно-брачных отношений.

Соц. Исследование .

Результаты соцопроса.

Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%. . Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика . В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

Обучающиеся:

Родители получают пособие на детей.

Матери – материнский капитал.

Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома.

Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:

По прогнозам ученых если демографическая ситуация не изменится, то нас ожидают следующие показатели.

Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045 года.

Таким образом, население РФ будет сокращаться, если каждая женщина родит меньше 2-х детей. Сейчас в РФ на 100 женщин приходится 140 детей и это главная причина демографического кризиса. Кризис будет иметь тяжелые экономические и социальные последствия, когда на пенсию начнет выходить многочисленное поколение 50-х гг., а на смену ему в трудоспособном возрасте кормильцев придет малочисленное поколение начала 90-х гг. и отчислений из заработной платы на пенсии будет не хватать.

По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10,5 млн. чел., а к 2050 году население сократится до 90-100 млн. чел. Решением демографической проблемы правительство и государство занялось вплотную путем введения приоритетных национальных проектов.

Учитель: Для того чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

сокращение уровня смертности;

сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

повышение уровня рождаемости;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

Развивающие: продолжить развивать умение и навыки анализировать статистические и картографические материалы, строить диаграммы; развивать логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в постижении основ наук.

Урок изучения нового материала с применением ИКТ .

Оборудование: Проектор, компьютер, Интернет.

Методы обучения: Частично -поисковый, исследовательский

-причины изменения численности России.

- находить в разных источниках и анализировать информацию о населении России.

- рассчитывать естественный прирост населения России.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.

II. Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела географии – население нашей страны. Наука, изучающая население его численность, состав и размещение называется демография , она поможет нам ответить на вопросы, связанные с населением страны: сколько живет в стране человек, где живет, чем они занимаются, а так же и на другие вопросы.

- Как можно получить сведения о численности населения?

Видео. Хронология вечности: Первая полная перепись населения

- Как вы думаете, зачем государство проводит перепись населения? ( Чтобы узнать численность населения России. )

- Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан

-В каком году была последняя перепись населения нашей страны?

(Последняя перепись в РФ проходила с 14 по 25 октября 2010 г – 143 млн чел.)

-Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения?

( Россия занимает 9 место в мире с населением 143 млн. чел.)

Численность населения Республики Мордовия составляет 808 888 человек

- А кто знает какова численность населения нашего населенного пункта? (5532 чел.)

- Какие факторы влияют на численность населения нашего населенного пункта?

Работа с учебником стр. 174.

Используя данные таблицы 10 сделайте вывод о изменении численности населения России?

Задание 2. Используя ресурсы интернет http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов" определите территории РФ с наибольшей и наименьшей численностью населения. Приведите примеры

- От чего же зависит численность населения?

(Численность населения зависит от количества родившихся и умерших.)

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Естественный прирост определяется по формуле:

Соотношение между этими двумя величинами, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения или разные типы воспроизводства населения. Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте - это превышение рождаемости над смертностью.

Используя данные таблицы, определите естественный прирост в России с 1913 по 2012 год. Сделайте вывод.

Вывод: рождаемость меньше смертности, то есть естественный прирост отрицательный, происходит убыль населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

Если рождаемость ниже, чем смертность, то будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России. Такой процесс получил название демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

-Как вы думаете в чем заключаются основные причины демографических кризисов? (Революции, войны, эпидемии)

1-й демографический кризис отмечен с 1914 года (1 мировая война, затем революция, голод в 1921-1922 гг.; эмиграция из России).

Потери составили по разным оценкам от 12-18 млн. человек.

2-й демографический кризи с индустриализация, коллективизация, репрессии и голод (засуха)1933-34 гг .

Потери от 5- 5,5 млн. человек

3-й демографический кризи с был в годы Великой Отечественной войны.

Потери 18 млн. человек, а с учетом снижения рождаемости от 21-27 млн.человек.

4-й демографический кризис , начавшийся в начале 90-х годов, имеет несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране. (Инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенно значительное снижение рождаемости наблюдалось в крупных городах.

Задание 4. http://school-collection.edu.ru/ ("Коллекция цифровых образовательных ресурсов ( таблица воспроизводства) " : назовите субъекты РФ с наибольшими и наименьшими показателями естественного прироста населения.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется естественным движением населения.

- Каким образом еще может увеличиться численность населения?

За счет миграций населения, переезда из одной страны в другую или в пределах одной страны из одного региона в другой.

Это так называемое механическое движение населения.

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Задание 5. используя интернет ресурс.

1.Какое место в мире по численности населения занимает Россия?

2.В каком году была проведена первая перепись населения?

3.Разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период это:

3) воспроизводство населения

4) естественный прирост населения

4. Наука, изучающая проблемы народонаселения и его воспроизводство

5. Механический прирост населения это:

1) Показатели смертности, рождаемости и естественного прироста

2) Соотношение числа родившихся и умерших за определённый период

3) Разность между числом прибывших на территорию и числом выбывших за её пределы

Домашнее задание: § 34, стр.179 задание №2,4 выполнить письменно в тетради

Прочитав фразу, закончите её:

Сегодня я узнал…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Размещение населения России.

Организационная информацияТема урокаНаселение России. Размещение населения России.ПредметгеографияКласс9Автор урока (ФИО, должность) Федорова Ольга Петровна, учитель географииОбразовательно.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения.


Конспект урока для 8 класса "Этнический состав населения России"

Национальный состав населения России урок географии и презентация для 8 класса составлены Омаровой Аминат Султанахмедовной, МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края. Один .


Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц.


Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Читайте также: