Габдулла кариев биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является Оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского "В чужом пиру похмелье" в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России.

1907 нче елда Габдулла Кариев Түбән Новгородта булачак “Сәйяр“ артистлары белән очраша, бу очрашу аның язмышын хәл итә: ул татар профессионал ь театрына нигез салучы, аны ң беренче артисты, ре жиссеры булып тарихка кереп кала.

В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире.

Татар театрының атасы Габдулла Кариев, Морасаның тәмле суларын эчеп, мәдрәсәсендә белем алган кеше. Колбай-Мораса авылы – саф татар авылы. Элеккеге Чистай өязе Колбай-Мораса авылының Хәйрулла исемле ярлы крест ьян гаил әсендә 1886 нчы елның 8 нче маенда бер малай дөн ь яга килә. Аңа Миңлебай дип исем кушалар. Ул 7 яшьтән 12 яшенә кадәр туган авылы мәдрәсәсендә белем алганнан соң, 1899 нчы елда Такталы мәдрәсәсендә укый башлый. Миңлебай шулкадәр зирәк бала була ки, 12 яшендә Корьәнне яттан белә. Яг ъ ни ул карый була. Мондый зирәк баланың Миңлебай дигән “мужик« исеме йөртүе Такталы авылы мәдрәсәсенең мөдәррисе Зариф муллага бер дә ошамый. Ул үзенең яраткан шәкертенә Габдулла ( алла колы ) исеме бирә. Халык арасында да ул Габдулла карый исеме белән йөртелә башлый. Шушы чордан Миңлебай гомеренең ахырынача Габдулла булып китә.Соңрак фамилиясен Кариевка алыштыра.

Үз иҗатында театрга реформа ясаучы, яңа юнәлеш бирүче ре жиссерлар бар. Алар к үп түгел. Болар – К. С. Станиславский, Е.Б.Вахтангов, В. Э. Мейерхольд. Ә татар театрын тудырган, аны җитәкләп үстергән Габдулла Кариев та әнә шундый. Кариевның режиссерлыгы шул: ул бер үк вакытта спектакль куючы, тәрбияче, театрның иҗади юнәлешен билгеләүче.

Без шундый театр төзербез, Аның исеме Алтын хәрефләр Белән язылыр! Габдулла Кариев

“ Несмотря на различные преследования и притеснения. Кариев свое детище – труппу “Сайяр” – поднял на уровень театров других национальностей, столетиями находившихся в более привилегированном положении. ..”

Син һәрвакыт юлда. халык белән: Салкын кышны, эссе җәйләрен. Рәхмәт сиңа, безнең уйны-хисне Тамашачы белән бәйләдең. Син һәрвакыт юлда. халык белән, Тормыш үзәгеннән киләсең, Син фаҗига булып кайгырасың, Комедия булып көләсең.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет Кара-Сал Оксана Дадар-ооловны

"Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель." А.ДистервегКак учитель математики осваиваю новейшие достижения педагогической наук.


Презентация опыта Карась С.В.

Презентация собственного опыта работы.

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более .


ОПИСАНИЕ КАРИНКИ КАК ОДНО ИЗ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Одним из самых сложных для школьников, принимающих участие в олимпиадном движении, и методически мало разработанных заданий является составление рассказа по картинке. Как помочь учит.


Мустай Карим

Биография Мустая Карима.

Габдулла Кариев - татар театрының атасы

Габдулла Кариев - татар театрының атасы (презентация).


"Габдулла Кариев" музее түгәрәгенең эш программасы

"Габдулла Кариев" музее түгәрәгенең эш программасы 6 нчы сыйныф (11-13 яшь) укучылары өчен 1 елга исәпләнә.

Автор очерка – Ильтани ИЛЯЛОВА, известный казанский театровед и историк татарского театра, профессор Казанского университета культуры и искусства.

Он понял, что театр – это его дело

Сотни лет неспешно несет свои воды речка Мараса. На ее левом берегу притулилась небольшая татарская деревенька под названием Кульбай, с бедными маленькими домиками, обмазанными глиной, с низкими подслеповатыми оконцами. Отличаются от них двухэтажный дом купца Мустакима и его кирпичный магазин.

В 1899 году Габдулла уезжает в медресе деревни Такталы, а еще через 3 года – в город Уральск, довольно известный в тот период центр татарской культуры. Там он знакомится с Габдуллой Тукаем и Камилем Мотыги – одним из первых известных татарских певцов, концертирующим по России.

Знаменитый поэт стал свидетелем рождения татарского театра, впоследствии принимал живейшее участие в жизни труппы, обсуждая пьесы, репертуар, писал рецензии на спектакли, то есть был идейным собратом первых татарских актеров.

От Камиля Мотыги (кстати, родного брата известной впоследствии певицы, народной артистки Галии Кайбицкой и дяди – профессора архитектуры Сайяра Айдарова), человека образованного, интеллигентного, Кариев слышал рассказы о русском театре, о сценическом искусстве вообще.

Тот, почти не раздумывая, согласился. Во-первых, была большая нужда в актерах. В те годы в артисты особо никто не рвался, ибо это, как считала реакционная прослойка общества и духовенства, – бессчестная профессия. В-вторых, внешние данные молодого человека – средний, статный рост, какая-то удивительная элегантность, несколько странная для деревенского парня, улыбчивые и в то же время серьезные голубые глаза, мягкий, чуть хрипловатый голос, явственная внутренняя энергия, природное обаяние – все это притягивало к себе людей.

С тех осенних дней 1907 года начинается театральная одиссея Габдуллы Кариева. Очень скоро, неожиданно для всех, и прежде всего для самого себя он становится руководителем этой труппы.


Современники вспоминают, что он был фанатично предан театру. У него никогда не было личной жизни – ни семьи, ни дома: только сцена, являющаяся смыслом жизни. Кариев был глубоко порядочным, благородным, чистым человеком.

Понятия справедливости, правды, совести, чести были для него превыше всего. У него никогда не было ни капельки зазнайства, хотя для того и были основания – его очень любил зритель. Все дела он решал совместно с актерами.

Особо близки ему были Карим Тинчурин, крупная впоследствии личность – драматург, режиссер, руководитель театра; Габдрахман Мангушев, Ахмет Кулалаев, к сожалению, рано ушедшие из жизни. Он делил вместе со всеми радости и горести, относясь ко всему по-дружески. Вместе с тем культивировал в театре строгую дисциплину, чистоту нравов, прививал мужчинам бережное отношение к актрисам.

Как человек эмоциональный, Кариев порой бывал вспыльчив, но быстро отходил и потом смущенно просил прощения, если бывал неправ. 1907 год, Москва. Кариев возглавляет труппу. Сразу навалилась масса проблем – куда ехать дальше? Труппа – передвижная, а не стационарная. Как и где достать деньги на отъезд? Какую пьесу взять для постановки? Как получить разрешение на постановку?

В Уральске кое-как устроились. Отыграли несколько спектаклей. Немного подкормились, отогрелись. И ближе к весне уехали в Крым, оттуда на Кавказ – в Баку. В течение одиннадцати дореволюционных лет они объездили все города Поволжья, Урала, были в Сибири, в Средней Азии, в Москве и Петербурге.

Актеры татарской театральной труппы "Сайяр"

Актеры от руки писали афишы, сами расклеивали по городу. Реакционная часть населения проклинала их, ждала после спектакля, чтобы избить актеров. В них кидались камнями, в Гиззатуллину-Волжскую стреляли.

Короче, для того, чтобы стать актером, необходимо, как сказочный Сайфельмулюк, пройти через все преграды – океаны огня, воды, пустыни, бураны дыма. И тем возвышенней, тем прекрасней роль Кариева и первых артистов, в труднейших условиях сеявших в темных, невежественных душах семена добра, света и просвещения.

Что же помогало, заставляло Кариева и его коллег выдерживать такое существование? Вывод один: подвижничество, которое было вызвано высокой идеей, заложенной основателями театра. Идеей просвещения народа. Кариев и его труппа оказали большое влияние на рождение и развитие национальных театров тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.

Каждую неделю надо было показывать новый спектакль, так как зрителей тогда было мало. Времени на подготовку новой постановки отводилось всего 5-6 дней. За год требовалось выпустить несколько десятков премьер. Но так как это практически было невозможно, то труппа каждый сезон прокручивала старый репертуар. Оформление спектаклей представляло собой жалкое зрелище. Собственных декораций труппа не имела, пользовалась стандартными, имеющимися в каждом клубе или театре – интерьер дома, парк, беседка и т.п.

Представления шли при ровном, бледном освещении. Что касается костюмов, то общественного, как сегодня, театрального гардероба не существовало. Костюмы покупали сами артисты на свои скудные средства. Иногда костюмы одалживали у родных и знакомых. Реквизит – посуда, тазы, вазы и другое – был подлинный. На спектакли, в случае надобности, приносили настоящие пироги, сладости, чай и т.д.

Когда он играл в пьесах Г.Камала всевозможных купцов, приказчиков, тошел на Сенную площадь и на так называемый уголок сплетен (Кэфер почмагы), что на сегодняшнем пересечении улиц Московской и Парижской коммуны, чтобы посмотреть, кто как себя ведет, как разговаривает, во что одет, т. е. изучал типажи, существующие в самой жизни.

Во всех ролях Кариева раскрывалось его полнокровное дарование, будь то образы татарских купцов, представителей русского чиновничества или нарождающейся татарской интеллигенции. Всегда перед зрителем представали точные характеры. При раскрытии темы мракобесия, невежества в его героях проявлялась и сочная комедийная сторона дарования Кариева.

Один из первых татарских театральных рецензентов, известный в свое время, Г.Карам говорил, что Кариев глубоко понимал смысл и психологию каждого исполняемого им образа. Еще одна важная сторона деятельности Кариева заключалась в том, что он неустанно самосовершенствовался в актерском мастерстве и требовал того же от своих артистов. А учился он у старшего по возрасту русского актера, особенно у прославленного к тому времени Московского Художественного театра. Весной 1917 года Кариев организовал встречу сайяровцев с основателем Художественного театра К.С.Станиславским.

Ослабленный организм подхватывает тиф, косивший в тот период население России. Но он все-таки, хоть и с трудом, но выздоравливает. Однако, как вспоминает Захида Тинчурина, Кариев стал каким-то мнительным, стал бояться вновь заболеть, особенно он боялся туберкулеза. По совету некого лекаря, явно шарлатана, Кариев каждый день стал пить по 2-3 стакана растопленного конского жира.

Его, действительно, любили, отдавая дань его благородству, неуемной энергии, подвижничеству, невероятной любви и преданности театру, человеческому обаянию. Панихида состоялась на площади перед домом Шамиля, который он так хотел увидеть театром.

Похоронили Кариева на татарском кладбище, рядом с другом Тукаем. В дни траура были отменены спектакли, писались статьи, наполненные печалью, пониманием невосполнимости утраты, рождались стихи, посвященные памяти выдающегося сына татарского народа. Карим Тинчурин, принявший эстафету от Кариева и руководивший уже советским национальным театром, напишет волнующие строки о роли и месте Габдуллы Кариева в общей истории татарской культуры:

Есть еще один удивительный символический знак памяти – кольцо самого Кариева. Оно передается по наследству лучшим последователям основателя театра.

Перед смертью Кариев отдал его Тинчурину, тот в свою очередь – Фатиме Ильской, одной из основательниц национального театра, известной актрисе. Она отдала его Марселю Салимжанову – хранителю лучших традиций сцены, продолжателю дела Кариева.



Основатель Казанского Татарского государственного театра юного зрителя.
Первый руководитель театра, артист, режиссер.
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Фарит Ахметзянович Хабибуллин родился 31 мая 1941 года на Камчатке, в селе Козыревское Усть-Камчатского района.

Габдулла Кариев. Источник фото wikipedia.org

Габдулла Кариев известный татарский актер и режиссер, один из основоположников татарского национального театра. Он родился в 1886 году в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район Республики Татарстан). Его отца звали Хайрулла, мать Газиза. Отец Габдуллы был бедным сапожником. Поэтому у него не было финансовых возможностей дать образование своим детям.

Однако он приложил все усилия, чтобы Габдулла обучался в деревенском медресе. В деревенском медресе местный имам смог увидеть способности маленького мальчика. Он решил сделать из него хафиза Священного Корана, потому что Габдулла привлек внимание своим красивым чтением Корана.

В последующем он закончил известное Кизляуское медресе и уехал в Уральск, чтобы продолжить обучение. Он стал известен не только как хафиз Священного Корана, но и хороший исполнитель песен, оратор и рассказчик.

Нижегородская ярмарочная мечеть во время половодья. Источник фото posredi.ru

Всю свою короткую жизнь он старался донести до мусульман России о пользе театра и вызвать у них любовь к этому искусству.

В тяжелые годы Первой мировой войны, последовавшей революции и Гражданской войны Габдулла Кариев очень сильно подорвал свое здоровье. Он умер от тифа в Казани 28 января 1920 года и был похоронен на Ново-татарском кладбище рядом с могилой Габдуллы Тукая.

Предлагаем вашему вниманию одну интересную историю, связанную с Габдуллой Кариевым, которую передал Ахмет Вали Менгер (известный турецкий бизнесмен татарского происхождения).

В 1910 году Габдулла Кариев со своей театральной труппой приехал на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижнем Новгороде. В те времена, перед тем как представить пьесу широкой публике, она должна была пройти цензуру и получить официальное разрешение. На ярмарке этими вопросами ведал муэдзин Фатих Сакалов. Он был обязан предварительно просмотреть предлагаемые пьесы и дать разрешение.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.

Каково же было удивление муэдзина, что человеком в чалме и халате оказался Габдулла Кариев. После этого он сразу подписал все необходимые документы для разрешения спектаклей.

Источники:
1. Kazan. Sayı 1, Eylül 1970.
2. Türk Kültürü. Sayı 88, Şubat 1970

Читайте также: