Виды феминизма и их различия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня тема феминизма становится все более популярной в разных сферах – в активизме, кино, искусстве, поп-культуре и моде. Феминистками называют себя все, кому близка тема гендерного равноправия. При этом вокруг движения выросло большое количество стереотипов и заблуждений.

Многие думают, что феминистки – это только девушки, которые не бреют подмышки, сжигают нижнее белье в знак протеста или до потери сознания доказывают, насколько важны феминитивы.

Но на деле феминизм значит намного больше. У него много направлений, и их представительницы борются не только за права женщин, но и выступают против расизма, заботятся о планете и выступают против любых проявлений ненависти к людям.

Именно благодаря феминисткам ты сейчас можешь голосовать и получать высшее образование.

Но есть еще миллион нерешенных проблем, которыми занимаются активистки. Давай же разберемся, какие течения феминизма бывают и что за идеи заложены в каждом из них.

Интерсекциональный феминизм

Формы угнетения разных социалньых групп, таких как расизм или лукизм, накладывается друг на друга: жизнь богатой белой женщины нельзя сравнить с жизнью афроамериканки из бедного района.

То же про представителей ЛГБТ-сообщества, разных рас, национальностей или людей с инвалидностью. Будучи угнетенной по одним параметрам, ты можешь обладать привилегиями в других. Запутанно? Да. Но именно этого течения придерживается большинство знакомых тебе феминисток: напрмер, Nixel Pixel.

Антирасистский феминизм

Многие афроамериканки были недовольны тем, что только белые феминистки боролись за право работать и получать образование, но женщины, которых унижали из-за цвета кожи и происхождения, игронировались. Поэтому такие активистки, как Анджела Дэвис, впервые поставили вопрос о борьбе против угнетения по расовому признаку.

Поп-феминизм

О несправедливости в отношении женщин стали говорить и знаменитости, к которым прислушиваются.

С другой стороны, поп-феминизм привлекает и ту аудиторию, которая никогда не задумывалась о правах женщин.

Липстик, или помадный феминизм

Такое название было выбрано не зря – в 1940-х красная помада считалась настоящим вызовом обществу: раньше ей красили губы только работницы борделей. В послевоенное время носить красный стали многие женщины, за что их часто осуждали. В честь этих смелых леди и назвали движение.

Сейчас представительницы липстик феминизма защищают право девушки выглядеть гламурно и женственно – носить платья, каблуки, длинные волосы, ярко краситься, делать косметические процедуры и даже пластические операции, если она сама этого хочет.

Идея липстик феминизма в том, что женщина может выглядеть так, как ей нравится, даже если ее представления укладываются в патриархальные стандарты сексуальности и красоты. А осуждение феминистками девушек, которые мечтают выглядеть, как голливудские актрисы, можно даже приравнять к слатшеймингу и лукизму – то есть осуждению за слишком откровенный внешний вид.

Экофеминизм

Это направление зародилось еще в 1974 году, а его основательницей считается французская гендерная исследовательница и квир-активистка Франсуаза Добон. Она искренне верила, что женщины должны объединиться, чтобы спасти планету от экологической катастрофы. Сейчас эко-феминистки проводят разные акции, чтобы помогать природе.

Они призывают сдавать мусор и одежду на переработку, использовать косметику, которая не тестируется на животных, предлагают разные способы экономии воды и рассказывают об эко-брендах, которые отказываются от использования синтетики и других вредных веществ в одежде.


Феминизм — это собрание движений и идеологий, направленных на определение, установление и защиту равных политических, экономических и социальных прав для женщин.

Либеральный феминизм

— Прежде всего фокусируется на возможности женщин демонстрировать и поддерживать равенство посредством их собственных действий и выбора.

Термины:

Процессуальные аспекты личной независимости. Для того, чтобы женщины наслаждались личной независимостью, они должны иметь широкий спектр благоприятных условий для этого, таких как: быть свободными от насилия и угрозы насилия, быть свободными от ограничений, насаждаемых патриархальными и морализаторскими законами, иметь доступ к существующим возможностям.

Рекомендуемые авторки/ы: Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль; Бетти Фридан, Глория Стайнем; Ребекка Уокер.

Экофеминизм

— Связывает эксплуатацию и господство над женщинами с таким же отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что существует связь между женщинами и природой, которая исходит из их общей истории угнетения патриархальным Западным обществом.

Термины:

Глубинная экология. Философия о том, что проблемы окружающей среды обусловлены принятой антропоцентрической идеологией. Они могут быть решены, только если нужды природы будут поставлены на первое место или на тот же уровень, что и человеческие нужды.

Биоцентризм, или экоцентризм. Признание, что нужды природы важнее или стоят в одном ряду с нуждами человека.

Рекомендуемые авторки: Франсуаза Дюбон, Вандана Шива, Мария Миес.

Анархо-феминизм

— Рассматривает патриархат как проявление принудительно насаждаемой иерархии, которая должна быть заменена децентрализованным добровольным объединением. Анархо-феминистки уверены, что борьба с патриархатом — это важная часть классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. По сути, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимый компонент феминистской борьбы и наоборот.

— Важным аспектом является оппозиция анархо-феминизма по отношению к традиционным представлениям о семье, образовании и гендерных ролях; наиболее широко данное течение выступает против института брака.

Термины:

Свободная любовь. Общественное движение, которое не признаёт брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделение государственных дел от половых вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Оно заявило, что такие проблемы должны беспокоить только вовлечённых в них людей и никого больше.

Рекомендуемые авторки: Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Люси Парсонс, Мария Ласерда де Моура.

Чёрный феминизм

— Утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны друг с другом. То, как они соотносятся друг с другом, называют интерсекциональностью. Формы феминизма, стремящиеся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорирующие расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, посредством расовых предрассудков. Теория чёрного феминизма утверждает, что чёрные женщины находятся внутри структуры власти кардинально другим образом, нежели белые женщины. Организации чёрного феминизма, возникшие в 1970-е, столкнулись со многими трудностями со стороны политических организаций как белого феминизма, так и чёрного национализма, с которыми они были в конфронтации. Эти женщины боролись с исключением из больших движений, из рядов которых вышли многие из них.

Термины:

Матрица доминирования. Социологическая парадигма, которая объясняет вопросы угнетения, затрагивающие расу, класс и гендер, которые, хотя и признаны как различные социальные классификации, все являются взаимосвязанными. Например, многие заявляют, что успех Колина Пауэлла (как одного чёрного мужчины из миллионов) — доказательство того, что Соединённые Штаты уже ликвидировали дискриминацию, основанную на расе, или близки к этому. Однако сторонники теории матрицы доминирования сказали бы, что упущены из вида вопросы социального класса, гендера и возраста, ведь Пауэлл — принадлежащий к высшим слоям, средних лет/пожилой мужчина.

Рекомендуемые авторки: Анджела Дэвис, Кимберли Креншоу, Элис Уокер.

Постколониальный феминизм

— Через анализ укоренившихся властных структур в бывших колонизированных странах, постколониальный феминизм объясняет то, насколько часто экономические и политические институты и социальные практики в этих странах притесняют и маргинализируют женщин. Кроме того, он показывает, как женщины во всём мире борются за обеспечение равенства и независимости для себя, своих семей и своих наций.

— Постколониальные феминистки тесно связаны с чёрными феминистками, потому что колониализм обычно включает в себя темы расизма. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в пределах собственной культуры, но также и со стороны западных феминисток.

Рекомендуемые авторки/ы: Арундати Рой, Бучи Эмечета, Франц Фанон, Джамайка Кинкейд, Гаятри Чакраворти Спивак.

Радикальный феминизм

— Фокусируется на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в комплекс отношений, базирующихся на утверждении, что превосходство мужчин подавляет женщин. Радикальный феминизм преследует цель опротестовать и искоренить патриархат путём противостояния общепринятым гендерным ролям и угнетению женщин и требует радикального переустройства общества.

— Находит истоки угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как в либеральном феминизме) и не в классовом конфликте (как в социалистическом или марксистском феминизме).

Рекомендуемые авторки: Шуламит Файрстоун, Энн Коедт, Кейт Миллетт.

Социалистический феминизм

— Утверждает, что освобождение может быть достигнуто только через уничтожение экономических и культурных причин угнетения женщин.

— Расширяет марксистско-феминистское обоснование роли капитализма в притеснении женщин и радикально-феминистскую теорию о роли гендера и патриархата.

— Отвергает основное утверждение радикального феминизма, что патриархат — это единственный или основной источник угнетения женщин и заявляет, что женщины не имеют возможности стать свободными из-за их финансовой зависимости от мужчин в обществе. Женщины оказываются подчинёнными мужским правилам при капитализме из-за дисбаланса в благосостоянии. Они рассматривают экономическую зависимость как движущую силу женского порабощения мужчинами. К тому же социалистические феминистки представляют женское освобождение как необходимую часть более широкого процесса по поиску социальной, экономической и политической справедливости.

Рекомендуемые авторки: Шарлотта Перкинс Гилман.

Постмодернистский феминизм

— Включает постмодернистскую и постструктуалистскую теорию и, таким образом, рассматривает себя как выходящий за пределы полярных модернистских течений — либерального феминизма и радикального феминизма.

Джудит Батлер о перформативности гендера:

— Рассматривает гендер как действие, которое было отрепетировано, словно по сценарию, и мы, как актёры, делаем сценарий реальностью посредством повторений, тем самым подходя к его воплощению в состоянии веры в него.

— Разница между личным и политическим или частным и общественным является выдумкой, предназначенной для поддержки угнетающего (опрессивного) статус-кво: наши самые личные поступки, по сути, непрерывно обуславливаются сценарием гегемонных социальных установок и идеологий.

Рекомендуемые авторки: Мэри Джо Фраг, Джудит Батлер, Кейт Борнстайн.

Трансфеминизм

— Категория феминизма, наиболее известная тем, что поднимает тему трансгендерности в феминистском дискурсе и тему феминизма в трансгендерном дискурсе.

Мультирасовый феминизм

— Ссылается на активистскую и научную работу, произведённую цветными женщинами и антирасистски настроенными белыми союзницами для продвижения расового, классового и гендерного равенства. По сравнению с хорошо задокументированной второй волной белого, среднеклассового феминизма, которая была сосредоточена на уничтожении патриархата и ставили патриархат на первое место как форму угнетения всех остальных, цветные женщины-феминистки оказывают сопротивление разделению форм подавления и настаивают на признании пересечения расового, классового и гендерного угнетения.

Марксистский феминизм

— Фокусируется на общественных институтах частной собственности и капитализма, чтобы объяснить и подвергнуть критике гендерное неравенство и угнетение.

— Постулирует, что частная собственность приводит к экономическому неравенству, зависимости, политической и семейной борьбе между полами и является корнем угнетения женщин в нынешнем социальном контексте.

Чикано-феминизм

— Анализирует историческую, социальную, политическую и экономическую роль мексикано-американских, Чикано и латиноамериканских женщин в Соединённых Штатах.

Постструктуралистский феминизм

Французский феминизм

— Анализ Симоны де Бовуар фокусируется на социальном конструировании Женщины как Другого, что, по её мнению, является фундаментом угнетения женщин. Де Бовуар настаивает на том, что женщина исторически рассматривалась как нечто отклоняющееся и ненормальное, и утверждает, что даже Мэри Уолстонкрафт видела мужчину идеалом, к которому женщины должны стремиться. Она утверждает, что для движения вперёд феминизм обязан отказаться от такого подхода.

Атеистический феминизм

— Движение, которое продвигает феминизм в рамках атеизма. Атеистические феминистки также противопостоят религии как главному источнику женского притеснения и неравенства, веря в то, что большинство религий являются сексистскими и угнетающими по отношению к женщинам.

Феминистская теология

— Это движение, которое появилось в нескольких религиях — например, в буддизме, христианстве, иудаизме и Новом мышлении (американское религиозное движение — прим. переводчицы), — чтобы пересмотреть традиции, практики, священные писания и теологические доктрины этих религий с точки зрения феминизма. Некоторыми из целей феминистской теологии являются повышение роли женщин среди духовенства и религиозных авторитетов, переинтерпретация божественных образов и языка, основанных на мужском доминировании, определение места женщины относительно карьеры и материнства, а также изучение женских образов в религиозных священных текстах.

Транснациональный феминизм

— Внимателен к пересечениям национальной (государственной) принадлежности, расы, гендера, сексуальности и экономической эксплуатации в мировом масштабе, в условиях развивающегося глобального капитализма.

— Выясняет социальные, политические и экономические условия, составляющие империализм; их связи с колониализмом и национализмом; роль гендера, государства, классовой принадлежности и сексуальности в организации сопротивления гегемониям при создании и разрушении нации и национального государства.


В своей научно-исследовательской работе по истории на тему "Основные направления современного феминизма" учащаяся 10 класса школы представила интересный рассказ об истории зарождения и развитии феминистического движения в мире, а также о его развитии в условиях современных реалий, в том числе и в нашей стране.

Подробнее о проекте:


В научно-исследовательском проекте по историю на тему "Основные направления современного феминизма" обучающаяся 10 класса школы изучила справочную литературу по теме проекта с целью расширения знаний о феминизме и их основных направлениях, дала развернутое определение понятия "феменизм", выявила сущность феминизма и исследовала основные направления современного феминизма.

В предложенном школьном исследовательском проекте по истории о феминизме представлена краткая история феминистического движения и обоснована его актуальность в наши дни, изучены проблемы современного феминизма. В работе дается развернутое объяснение самых распространенных мифов и заблуждений о феминизме, а также представлены разные взгляды общества на общие проблемы.

Оглавление

Введение
1. Смысл феминизма. Краткая история возникновения.
2. Основные три направления феминизма и их различия.
3. Заблуждения и мифы о феминизме.
4. Разные взгляды на общие проблемы.
Заключение
Список литературы

Введение

Клара Цеткин

Идеи Феминизма на сегодняшний день остаются актуальными и важными. ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвященные женской проблематике. Проведя опрос между своими одноклассниками как и мальчиками так и девочками, выяснилось, что лишь 2 девочки знают о феминизме углубленно, остальные на поверхностном уровне или не интересуются.

Цель моей работы – расширить знания о феминизме и их основных направлениях.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

  • выявить сущность феминизма;
  • исследовать основные направления современного феминизма;
  • изучить проблемы современного феминизма.

Предметом исследования является положение женщины в современном обществе.

Объектом исследования являются – феминизм как общественное явление.

Тема меня заинтересовала, позволила мне выявить общие знания старшеклассников по проблеме исследования. Результаты анкетирования показывают, что ребята не владеют хорошими знаниями по данной теме. Кроме этого, опрос показал, что многих ребят, в основном девочек, вопросы феминизма не оставили равнодушными. А это доказывает, что тема работы актуальна.

Задачи проекта – Рассмотреть понятие феминизма, его направлений и важность для современного общества.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнительный метод.

Смысл феминизма. Краткая история возникновения

Феминизм в настоящем и прошлом боролся за различные права женщин: равные карьерные права, равные зарплаты, отсутствие списка запрещенных профессий, за репродуктивный выбор, право на собственность и образование, право на неприкосновенность и телесную автономию (защита женщин и девочек от домогательств, домашнего насилия и изнасилования), этот список можно продолжать бесконечно.

Основные три направления феминизма и их различия


Проанализировав историю феминизма и все три волны, можно сделать вывод, что у женского движения есть различные направления. Это действительно так, направлений много, например: Культурный феминизм, Поп-Феминизм, Психоаналитический феминизм, Марксисткий феминизм, Постмодернистский феминизм и так далее.

На данный момент можно выделить основные три направления феминизма это – Либеральный, Радикальный и Интерсекциональный, коротко их феминистки называют Либфем, радфем и интерсек. Каждое направление имеет отличие, поэтому нужно углубиться в каждое из них.

Либеральный феминизм – данное течение находит свое отражение в принципах либерализма и демократии, считается, что Либфем появился с возникновение суфражизма.

Женщины, которые придерживаются либерального течения в феминизме, считают, что именно в невозможности предоставить им равные права с мужчинами и есть центром проблемы в угнетении женщин.

В Либеральный феминизм входит: рассмотрение проблем с равноправием полов в социальных, политических, законодательных и гражданских направлениях. В период развития Либфема начинается борьба за отказ от зависимости женщин от мужчин, чтобы каждая женщина могла свободно распоряжаться своими правами, выбирать и получать образование, придумывать и вводить в силу новые законы и многое другое. Всё это поможет женщине улучшить её статус в обществе.

Особый уклон делается на образовании и социальной сфере, так как именно это в раннем возрасте помогает сформировать личность. Либеральные феминистки уверены, что с раннего возраста можно воспитать детей так, чтобы дискриминация постепенно искоренилась.

Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Ключевым понятием является патриархат; с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др.

Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства гендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным механизмом подавления. В рамках радикального феминизма анализируются социальные институты и практики, через которые осуществляется мужской контроль и доминирование. Особое внимание в рамках данного направления уделяется социальным практикам, связанными с сексуальностью, так как указывается, что контроль над женской сексуальностью является самым важным способом контроля и механизмом манипуляции.

В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женщин, гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности и т. д.

Поскольку радикальный феминизм посвящен борьбе за безопасность всех женщин,он об объединении для политической борьбы всех женщин, об общем угнетении, о системе социализации (из которой делаются выборы), о культуре изнасилования, которая удерживает всех женщин в страхе, о праве на своё тело для всех женщин. Радикальный феминизм говорить о разнообразном опыте угнетения и способах его преодоления, в тех рамках, которые возможны в данных условиях.

Радикальный феминизм не о какой-то мега-институтской теории. Эта теория прилагается для объяснения почему, что, как, куда уходят деньги, силы, время, кому это выгодно. База всё равно одна и та же - патриархальный строй угнетает различными - экономическими, социальными, культурными - институтами женщин для присвоения их времени и тел. Всё, это база.© Несколько слов про то, как радикальный феминизм относится к гендерной теории.

Т.к. гендер является социальным конструктом, где характер, социальная роль, ожидания, интересы и предпочтения определяются формой гениталий при рождении и в процессе социализации кристаллизуются в понятия "женственности" и "мужественности", феминные и маскулинные черты характера и поведения, которые затем предписываются всем женщинам(феминность/женственность) и всем мужчинам(маскулинность/мужественность). Индивидуальные различия стираются и на первое место выходят межполовые.

Данный процесс называется гендерной социализацией, который штампует стереотипное поведение и мышление, на основе пола, сортируя людей на 2 остро различающиеся группы: мужчин и женщин, где первые считаются точкой отсчета, а вторые второсортом. Основываясь на сексистском представлении, что пол определяет личность и, таким образом, определяет социальную роль и статус, гендер — это социальный инструмент, призванный выдать за "естественное" угнетенное положение женщин.

Тем самым гендер обеспечивает мужчинам доступ к эмоциональному, сексуальному, бытовому и репродуктивному труду женщин, поскольку угнетение всегда завязано на отчуждении ресурсов. В системе представлений радикального феминизма нет социального стереотипа о том, что существуют какие-то специальные женские или мужские черты характера, интересы, склонности, поведение. Радикальный феминизм настаивает на том, что женщины могут обладать любыми чертами характера, склонностями, предпочтениями и интересами, даже если они не вписываются в "феминность".

Более того, даже если черты характера женщины вписываются в стереотип маскулинности, это не делает её мужчиной. Ожидания и действия социума в отношении ее как женщины не исчезают из-за её личного характера, индивидуальных склонностей и предпочтений, а гендерная социализация всё равно проявляется (хоть и в различной степени в каждом конкретном случае), не давая в полной мере реализовать свой потенциал.

Радикальный феминизм выступает против жесткого бинарного закрепления ролей. Радфем критикует понятие гендера как обозначение врожденного и неопределенного внутреннего чувства, определяющего биологический пол, которое популяризует 3 волна феминизма.

Данное направление феминизма борется за разные угнетенные социальные группы по признаку цветы кожи, вероисповедания, сексуальной ориентации. Интерсек отстаивает не только права биологических женщин, но и представителей всех гендеров.

Проявление форм угнетения может встречаться везде: от дискриминирующей речи до запрета работать. Феминистки борются с любыми из них.

Одной из задач феминизма является распространение идей в массы, с этой работой справляются активистки, выпускающие видеоролики и статьи о феминизме. В Интернете можно найти блоги о понятии и содержании феминизма, о том, как поддержать движение. Кроме того, феминистки распространяют листовки и плакаты.

Вот я рассмотрела три основные направления феминизма, на первый взгляд кажется, что они все борются за женские права, но как мы видим различия действительно есть.

Заблуждения и мифы о феминизме


Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.

Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.

Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.

Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.

Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.

Столь многогранное понятие сложно вписать в четкие рамки. Это движение продолжает развиваться и делает миллионы женщин более счастливыми и свободными от предрассудков. Негативная критика и мифы о феминизме вызваны либо ограниченностью восприятия человека, либо безрассудным поведением представительниц радикальных ответвлений феминизма.

Разные взгляды на общие проблемы

Либеральный Радикальный Интерсекциональный
Отношение к политической системе. Женщины должны быть в политических сферах: от правительства, армии до судов. Позитивное участие женщин в политике. Государство и политика- патриархатные институты, созданные мужчинами для мужчин. Женщины должны быть в этих сферах как и мужчины, на равных. В политике должны быть разные меньшинства, соединяющих в себе самые разные формы дискриминации и угнетения.
Работа и экономика. Женщина - полноправный, конкурентный субъект рыночной экономики. Женщины как класс бедны. Системное экономическое угнетение превращает каждую женщину в женщину, которую можно купить. Рынок труда должен быть открыт для людей с самыми разными идентичностями.
Материнство и воспитание детей. Брак и материнство не подвергаются критике, но они не должны препятствовать в самореализации женщины. Материнство как институт – форма контроля над женщинами. Женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат и дать возможность контролировать свои репродуктивные функции самой. Материнство – система патриархата, эйджизма и капитализма.
Проблемы секс-индустрии Свободный выбор женщины – превыше всего. Это ее право распоряжаться своим телом. Форма насилия над женщинами, исторический механизм обслуживающий патриархат и мужчин. Нет универсальных проблем решения, в качестве промежуточного этапа ради защиты женщин может рассматриваться легализация данной деятельности. (медицинская страховка, точная оплата труда и тд)

Это только часть тех проблемы, которые рассматривают данные движения феминизма. Но уже можно сделать вывод, что эти течения имеют разные взгляды на проблемы которые общество создает женщинам.

Заключение

Я думаю, для нашего уклада жизни, это пока что непривычно, но все же вскоре такой прядок вещей станет нормой, и мужчину, посвятившего себя семье, не упрекнут в слабости и мягкотелости. Ведь сейчас главное – это хорошо чувствовать себя, создавать необходимую для этого комфортную обстановку.

Даже если феминизм и принес пользу мужчинам, не стоит забывать, что движение это исключительно женское, и борется лишь за женские права.

Многие (а именно девушки) сейчас отмечают, что от данного движения никакого толка нет, и даже наоборот: сейчас оно лишь мешает. Руководствуются они тем, что, будучи феминистками, они перестанут быть привлекательными для мужчин. Им перестанут надевать пальто и открывать двери, дарить кольца и оплачивать счет в ресторане. По моему мнению, доводы эти абсолютно глупые и нелепые.

Придержать дверь или помочь надеть верхнюю одежду является не столько жестом галантности, сколько простой вежливости и воспитанности. А дарить подарки любимому человеку – одно лишь удовольствие. Для меня, как для феминистки, нет ничего зазорного или оскорбительного, если молодой человек отодвинет мне стул или, скажем, поможет спуститься по лестнице. Но и когда я предложу ему те же услуги, он не должен чувствовать себя скованно и считать это неправильным, неестественным.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Опираясь на вышеизложенный мною материал, можно твердо сказать, что феминизм важен в современном обществе у него множество направлений, которые перекликаются между собой, но так же могут и противоречить друг другу. Это значит, что идеи феминизма все еще являются актуальными, и полное равноправие так и не достигнуто. Остается лишь сделать вывод, что нам предстоит долгая борьба с искоренением устаревшего патриархального уклада жизни. В конечном итоге и мужчины и женщины будут на равных.

Цель моей работы – Расширить знания людей о феминизме и о его важности.

Большинство людей на данный момент придерживается мнения, что феминизм изжил себя и больше не нужен обществу. Женщины уже получили равные с мужчинами права, и вопрос равенства полов наконец-таки можно считать закрытым. Но ведь если движение все еще существует, то значит, какие-то проблемы так и остались нерешенными.

В наше прогрессивное время все еще остаются страны, где свободы людей неоднократно нарушаются. Там женщины, в большинстве своем, испытывают постоянное давление со стороны мужчин. Нельзя допускать, чтобы в институте семьи, играющим большую роль в нашей жизни, происходило подобное.

Со всеми вышеперечисленными мною проблемами феминизм ведет непрерывную борьбу и по сей день. Дискриминация по гендерному и половому признаку, проблема трудоустройства, образования, изнасилование и эмоциональный абьюз – все это лишь верхушка айсберга.

Страшно подумать, что в двадцать первый век женщин до сих пор выгоняют из дома, и даже запрещают садиться за руль! И когда люди, а преимущественно молодые женщины, говорят, что феминизм давно изжил себя и больше не нужен, то я искренне не понимаю: неужели людей устраивает подобное происходящее в мире? Неужели девушки смирились с таким отношением к себе?

Мне нужен феминизм - потому что он непрерывно связан с жизнь с каждой женщины, ее правами и ее личным выбор.


Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин : когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне . В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Суть либерального феминизма:

Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;

Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;

Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон , Сьюзен Энтони , Эммелин Панкхерст .

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами .

За что критикуют либеральный феминизм:

Некритичное отношение к государству: по причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;

Отсутствие классового и расового анализа;

Некритичное отношение к понятию власти;

Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям .


Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.


Суть либертарианского (индивидуалистического) феминизма:

Для феминизма важна как позитивная, так и негативная свобода. Позитивная свобода — это когда у каждого есть равные возможности развивать свой потенциал, а негативная — это свобода от вмешательства других людей и государства в твою частную жизнь;

Используя лояльное государство для устранения форм угнетения, феминистки противоречат сами себе;


Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин , Лили Браун и Александра Коллонтай .

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт .


В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом , поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт .

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.


Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на , что существует само по себе, а не как приложение к более крупной политической теории . По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.


Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией . И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:

Неприятие концепции свободного выбора;

Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);

Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);


Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел . Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм . Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:

Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;

Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Интерсекциональный феминизм

Intersection = пересечение угнетений.

Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения .

Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.

В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Читайте также: