Назовите выдающихся музыкантов и литераторов современников и друзей глинки кратко

Обновлено: 04.07.2024

жанр - лирико- психологический .

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.Анализировать и сравнивать приёмы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).

Выберите инструмент, под звуки которого в Древней Руси сказители исполняли былины: Выберите один ответ: рожок ложки свирель гусл

Диалоги о Музыке

В последние годы, несмотря на болезнь и стесненное положение, Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года. Подлинная биография Алябьева была восстановлена только в ХХ веке.

Но такая трудная судьба мало отразилась на романсовом творчестве композитора. Именно романс стал его ведущим жанром. Лирическая линия осталась основной до конца жизни композитора.
Его романсы написаны на стихи: Антона Антоновича Дельвига, Николая Платоновича Огарева, Василия Андреевича Жуковского, Дениса Давыдова, Александра Сергеевича Пушкина.

Диалоги о Музыке

Диалоги о Музыке

Романс сочетает в себе песенно-романсовое начало с танцевальным. Мелодия запева написана в духе плавной протяжной песни.

Диалоги о Музыке

Диалоги о Музыке

Диалоги о Музыке

Вопросы по жизни и творчеству А.А. Алябьева:

1. Какой жанр в творчестве Алябьева стал основным?
2. Назовите поэтов на чьи стихи композитор писал свои произведения
3. Перечислите произведения А.А. Алябьева, которые знаете.
4. Какое произведение композитора снискало мировую славу?
5. Назовите переломный момент в жизни композитора и кратко опишите его причину.

Диалоги о Музыке

Диалоги о Музыке

Диалоги о Музыке

Возрастающая слава Варламова беспокоила его начальника А. Верстовского, который мечтал закрепить за собой звание первого композитора России. Дошло до того, что в 1843 году композитор вообще был уволен из театра.
Варламов переехал в Петербург, но там былой славы не снискал. Путь в театр и там был закрыт.
Борьба с нуждой подорвала его здоровье и 15 октября 1848 года он умер.
Музыку его ожидало почти столетнее забвение.

Песни и романсы Варламов сочинял всю свою творческую жизнь. К сожалению, рукописи почти не сохранились и даты их создания не известны.
Варламов писал романсы на стихи: В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Цыганова.

Диалоги о Музыке

Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.

Рано мою косыньку
На две расплетать,
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пускай не покрытая
Шёлковой фатой
Очи молодецкие
Веселит собой!

То ли житьё девичье,
Чтоб его менять?
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!

Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.

Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!

А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи
На детей глядим!

И я молодёшенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок №4. Старшие современники Глинки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок №4. Старшие современники Глинки

Урок №4. Старшие современники Глинки

Верстовский Алексей Николаевич 1799 - 1862 Музыкант, композитор, театральный.

Родился в Тамбовской губернии, сын генерала Селиверстова и пленной турчанки.

Родился в Тамбовской губернии, сын генерала Селиверстова и пленной турчанки. Был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Музыке учился у Дж.Филда. Вступив на музыкальное поприще в конце 1810 г , Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России., активно участвуя в ней как плодовитый композитор и влиятельный театральный администратор. Он был на ты с Пушкиным, Одоевским, Грибоедовым, дружен с А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.

Алябьев Александр Александрович (1787 -1851) …Всё родное к сердцу ближе, Сер.

С этого времени начался новый период в жизни композитора. В последние годы жи.

С этого времени начался новый период в жизни композитора. В последние годы жизни, несмотря на болезнь и стесненное положение, Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года. Романс стал ведущим жанром для Алябьева. В этом жанре он оставил истинные шедевры, оказавшие влияние на дальнейшее развитие жанра, во многом предвосхитившие шедевры М. И. Глинки. Лирическая линия осталась основной до конца жизни композитора. Вокальная лирика Алябьева впитала в себя лучшие черты русской народной песни, особенно ее распевность и широту дыхания. Эти качества композитор смог удивительным образом соединить с романтическими образами стихов А. Дельвига, Н. Огарева, В. Жуковского, Д. Давыдова и, конечно же, А. Пушкина.

Варламов Александр Егорович 1801 – 1848 - лирик, певец простых человеческих ч.

Варламов Александр Егорович 1801 – 1848 - лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830 – х годов. Многие образы его романсов, а также ряд музыкальных приёмов, связанных прежде всего с мелодикой, устремлены в будущее. Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье скромного титулярного советника. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, и по совету друзей отец в 9 лет определил его в Петербургскую придворную певческую капеллу. Пост директора этого хорового коллектива в то время занимал талантливый композитор Д. Бортнянский. В годы обучения он обнаружил не только замечательные вокальные данные, но и педагогические способности. Поэтому в 18 лет его отправили на службу за границу, в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны. Он стал учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Здесь он впервые выступил как певец и гитарист, и очень понравился публике. Варламов

В 1823 году Варламов вернулся на родину. Первые годы он провел в Петербурге.

Свой вокальный и педагогический опыт Александр Егорович подытожил в большом.

Гурилёв Александр Львович 1803 – 1858 - автор лирических романсов (элегически.

19 век – время могучего подъема русской музыкальной культуры, ее мирового признания. Искусство 1 половины 19 века отразило все явления общественно-политической жизни России. Крупными событиями стали Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, положившее начало революционно-освободительному движению в России.

В Европе 19 век связан с эпохой романтизма. Романтические идеи коснулись и русского искусства, однако русские художники тесно переплели романтические тенденции с реалистическим отражением окружающей жизни. В русской музыке, как и в литературе, больше проявилась тяга к показу простых людей, повседневного мира.

Заметно обогащается концертная жизнь города. В 1802г. в Петербурге основано филармоническое общество, при котором организован симфонический оркестр. В концертах этого общества исполнялись произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также русских композиторов. Среди хоровых музыкальных организаций продолжает пользоваться большой известностью Придворная певческая капелла и частный хор графа Шереметьева.

Продолжает развиваться домашнее музицирование. В частных домах, дворянских благородных собраниях устраиваются концерты, где выступают профессиональные музыканты русские и иностранные. Среди отечественных можно выделить пианистов Гурилева, Геништу, Ласковского, юного А.Рубинштейна, виолончелиста Виельгорского. Из иностранных в России работают пианисты Фильд и Майер. С гастрольными выступлениями приезжают Роберт и Клара Шуманы, Берлиоз, Лист.

Культурными очагами являются Московский и Петербургский университеты, музыкальные кружки и салоны. До 60-х годов 19 века в России не было консерваторий.

Появляется музыкальная критика. На страницах литературных журналов обсуждались проблемы: развитие русской композиторской школы; вопрос о русской опере; изучение народных песен.

1 половина 19 века в России связана с развитием двух жанров – романса и оперы.

Романс.

Период высокого расцвета русской романсовой лирики. Кант→российская песня→романс (песня на романском языке). Воздействие народной музыки (протяжных песен). Популярные поэты Пушкин, Лермонтов, Батюшков, Дельвиг, Баратынский, Жуковский. Композиторы-романсисты: Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, братья Титовы, Булахов, Яковлев, Геништа, Глинка.

Разновидности романса. Самыми распространенными жанрами становятся:

2) Элегия – особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание, воспоминание, глубокое раздумье;

3) Баллада – излюбленный вид романтической поэзии и музыки. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент;

4) Монолог – разговор с самим собой, размышление о жизни;

5) Пейзажный романс – разные времена года вызывают разные настроения. В них часто природные явления перекликаются с человеческими переживаниями;

Различные типы романсов национально-жанрового плана – цыганские, испанские (болеро, серенада), восточные, итальянские (баркарола), в ритме марша, вальса или полонеза и т.д.

Музыкальный театр.

Поиски новых форм и жанров.

1. Драма или трагедия с музыкой (Глинка, Козловский, Титов, Давыдов).

2. Водевиль – пришел из Франции, представлял собой легкую комедию с пением и танцами (Алябьев, Варламов, Верстовский).

Значение первой половины XIX века для русского музыкального театра – в формировании основных жанров.

Русские композиторы – современники Глинки

Творчество Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского было самым значительным среди других композиторов - современников Глинки. В их творчестве проявились типичные черты для русского искусства начала 19 века: это любовь к народным песням, ярконациональные интонации, открытое проявление лирических чувств.

У каждого из этих композиторов были свои излюбленные жанры: Алябьев писал камерно-инструментальные произведения, в творчестве Гурилева значительное место принадлежит фортепианной музыке, Варламов создавал балеты, водевили, Верстовский был известным оперным композитором. Однако всех их объединяет общий жанр русского бытового романса, в котором отразились наиболее значительные их достижения.

Класс: 6 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве великого русского композитора М.И.Глинки.

  • закрепить, обобщить и проверить знания учеников о личности и творчестве М.И.Глинки;
  • дополнить представления учащихся о композиторе и его сочинениях;
  • закрепить и проверить знание звучащей музыки М.И.Глинки;
  • повторить изученную музыкальную терминологию;
  • развитие внимания, памяти, речи учащихся, логического мышления, воображения, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание гордости за отечественную культуру, чувства патриотизма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-игра

  • электронная презентация;
  • компьютер;
  • аудио- и видеозаписи для викторины.
  1. Ария Сусанина из 4 действия оперы “Иван Сусанин”;
  2. “Камаринская”;
  3. Песня Вани “Как мать убили” из 3 действия оперы “Иван Сусанин”;
  4. “Вальс-фантазия”;
  5. “Жаворонок” из вокального цикла “Прощание с Петербургом”;
  6. Романс “Я помню чудное мгновенье”.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. (Слайд 2)

В течение нескольких уроков мы изучали биографию и творчество первого великого русского композитора, основоположника русской классической музыки - М.И.Глинки. И сегодня у нас заключительный контрольный урок, который будет проходить в форме игры.

Правила игры. Игра будет командная, поэтому разделитесь на две команды и выберите капитанов.

В игре 6 туров. В каждом туре может быть как одно, так и несколько заданий.

В случае правильного ответа, команда получает за каждое задание определённое количество баллов.

II. Игра

Тур 1. Разминка “Даты и факты” (Слайд 3)

Право ответа принадлежит той команде, которая первой подала сигнал. Если дан неправильный ответ, то право ответа переходит к команде соперников

Вопрос №1 (Слайд 4)

  1. 53 (правильный ответ и далее выделен курсивом)
  2. 63
  3. 73

Вопрос №2 (Слайд 5)

  1. Тригорское
  2. Новоспасское
  3. Болдино

Вопрос №3 (Слайд 6)

  1. Вильгельм Карлович Кюхельбекер
  2. Кондратий Фёдорович Рылеев
  3. Иван Иванович Пущин

Вопрос №4 (Слайд 7)

  1. Италия
  2. Испания
  3. Германия

Вопрос №5 (Слайд 8)

Какую войну Глинка пережил в детстве, своими глазами видел русских ополченцев, а когда вырос, воплотил эти воспоминания в своей опере в образе Ивана Сусанина?

Ответ: Войну 1812 года

Вопрос №6 (Слайд 9)

В какой стране и в каком городе висит эта памятная доска?

Ответ: В Берлине. Здесь в 1857 году Глинка умер, о чём написано на доске.

Тур 2. Аукцион “Имена, фамилии” (Слайд 10)

Этот тур состоит из трёх однотипных заданий.

На аукционе тот, кто последним назовёт свою цену – тот и получает предмет. Так и в этом туре. Командам по очереди называют персонажей или людей – по одному. А баллы – по 1 за каждое задание - получит та команда, которая даст ответ последней. На размышление команде даётся 10 секунд, если команда не отвечает – 1 балл засчитывается команде соперников.

Задание 1 (Слайд 11)

Назовите персонажей опер Глинки:

Ответ: Руслан, Людмила, Иван Сусанин, Собинин, Антонида, Ваня, Сигизмунд, Баян, Светозар, Фарлаф, Наина, Черномор, Ратмир .

Задание 2 (Слайд 12)

Назовите знаменитых современников и соотечественников Глинки:

Ответ: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, В.К.Кюхельбекер, Н.В.Кукольник, А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилёв, А.С.Даргомыжский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский, И.Ф.Крузенштерн .

Задание 3 (Слайд 13)

Назовите знаменитых зарубежных современников Глинки:

Ответ: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Россини, Дж.Верди, Р.Вагнер, Ф.Мендельсон, А.Мицкевич, Дж.Байрон, Н.Паганини, Ж.Л.Давид, Э.Делакруа, Ч.Диккенс .

Тур 3. “Круг общения” (Слайд 14)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников. Команда может совещаться 20 секунд.

Вопрос №1 (Слайд 15)

Кому посвятил Пушкин стихотворение “Я помню чудное мгновенье” и кому Глинка романс на эти стихи?

Ответ: А.П.Керн, её дочери Е.Е.Керн

Вопрос №2 (Слайд 16)

Вы знаете, что Глинка был знаком с Пушкиным, они общались, Глинка написал девять романсов на его стихи, и оперу “Руслан и Людмила”. А где и как они познакомились?

Ответ: Глинка с 1817-1822 год учился в Благородном пансионе и жил в одной комнате с братом Пушкина - Львом Сергеевичем. Навещая брата, Пушкин познакомился и с Глинкой.

Вопрос №3 (Слайд 17)

На рисунке мы видим Глинку, сидящего за роялем, художника Брюллова. А кто стоит позади Глинки? Это - поэт, друг Глинки, на его стихи написан вокальный цикл “Прощание с Петербургом”?

Вопрос №4 (Слайд 18)

На юбилейной марке изображены: Глинка за роялем, у камина стоит Пушкин, а в кресле сидит поэт, подавший Глинке идею написать оперу о подвиге Ивана Сусанина?

Тур 4. Цитаты (Слайд 19)

Команда имеет право совещаться 20 секунд. Правильный ответ – 1 балл. Если дан неправильный ответ, право ответа переходит к команде соперников.

Цитата №1 (Слайд 20)

Эти стихи-экспромт написал знаменитый русский поэт, присутствовавший на премьере оперы “Жизнь за царя”:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Цитата №2 (Слайд 21)

Вставьте пропущенное слово в высказывание Глинки и объясните, как вы понимаете это выражение: “. - душа моя”

Цитата №3 (Слайд 22)

  1. записываем
  2. играем
  3. аранжируем (т.е. по-своему перерабатываем)
  4. портим

Цитата №4 (Слайд 23)

  1. “Камаринская”
  2. “Вальс-фантазия”
  3. “Ночь в Мадриде”

Тур 5. Викторина (Слайд 24)

Звучат аудио и видеофрагменты произведений Глинки. Нужно узнать сочинение и дать полный правильный ответ.

Команды отвечают по очереди. Если команда не знает ответ, или даёт ответ неправильный (неполный), то право ответа получает вторая команда. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Тур 6. Схватка капитанов. Блицтурнир (Слайд 25)

За одну минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ равен 1 баллу. На оставшиеся вопросы отвечает команда соперников, получая дополнительные баллы.

Вопросы 1 капитану

Вопросы Ответы
Как называлась опера “Иван Сусанин” до революции? “Жизнь за царя”
Умел ли Глинка говорить на восьми языках? да
В каком размере написан свадебный хор “Разгулялися, разливалися” из оперы “Иван Сусанин”? 5/4
Сколько танцев звучит во 2 действии оперы “Иван Сусанин”? четыре
Какой из них не польского происхождения? вальс
На чём приехал Собинин с отрядом ополченцев в начале оперы “Иван Сусанин”? Приплыл на лодке
Каким голосом поёт Ваня? контральто
Как звали царя, за которого погиб Иван Сусанин? Михаил Фёдорович Романов
Кто первый раз в опере поёт “Страха не страшусь, смерти не боюсь, Лягу за святую Русь”? Мужской хор в интродукции
Какой смертью погибает Иван Сусанин? Его зарубили поляки
Сколько женихов было у Людмилы в опере “Руслан и Людмила”? 3 – Руслан, Фарлаф и Ратмир
Кто написал либретто оперы “Жизнь за царя”? Барон Розен
Дата рождения Глинки 20 мая 1804 г.
Много ли у Глинки симфоний? Ни одной
Сколько лет Ване? Он – подросток

Вопросы 2 капитану

Вопросы Ответы
Кто старше – Глинка или Пушкин? Пушкин на 5 лет
Фамилия жениха Антониды? Собинин
Сколько действий в опере “Иван Сусанин”? 4
На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе у Руслана и Людмилы? гусли
Глинка умел играть на фортепиано, скрипке и каком ещё музыкальном инструменте? На флейте
Глинка писал балеты? нет
В какой форме написана “Камаринская” Глинки? Двойные вариации
Кто похитил Людмилу со свадебного пира? Черномор
Каким голосом он поёт? У него нет вокальной партии
Танец, которым открывается 2 действие оперы “Иван Сусанин”? Полонез
Кто автор поэмы “Иван Сусанин”, которая легла в основу оперы Глинки? Кондратий Рылеев
Для какого инструмента был первоначально написан “Вальс-фантазия”? Для фортепиано
Какой голос был у самого Глинки (как у Собинина) Тенор
Какой романс был написан Глинкой по случаю открытия первой в России железной дороги? “Попутная песня”
Кто поёт “Близок уж час торжества моего”? Фарлаф

III. Подведение итогов урока-игры, награждение (Слайд 26)

Жюри объявляет результаты игры. Учитель отмечает самых активных учеников, благодарит всех за участие в игре.

Читайте также: