Каслинский чугунный павильон история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каслинский чугунный павильон на выставке в Париже в 1900 году прославил на весь мир Екатеринбург, как город где умеют делать шедевры из такого грубого материала как чугун. Павильон с небольшими приключениями дожил до наших дней и на него можно полюбоваться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Куда мы отправимся сегодня.

Где находится

Стоимость билетов

На входе небольшая очередь. Как потом выяснилось, что за билет заплатил только я

Мобильный оператор Tele2 сделал всем своим абонентам подарок в виде бесплатных билетов в музей. Единственный случай, когда мне захотелось стать абонентом Tele2.

Без проблем оплатил картой и получил на руки обычный чек, который в коллекцию красивых билетов не добавить. Цена за взрослого 250 рублей.

Поднимаемся по лестнице в направлении небольшого зала

Немного истории

Каслинский завод занимается художественным литьем с 1746 года. Хоть сегодня город Касли находится в составе Челябинской области, но раньше был в Екатеринбургской Губернии, поэтому павильон выставлен в екатеринбургском музее и считается гордостью Екатеринбурга.

Выставка в Париже

В 1900 году павильон в разобранном состоянии привезли в Париж для участия в международной выставке. Парижская выставка 1900 года стала самой посещаемой за всю историю. Рекорд держится и в наши дни. Каслинский павильон произвел фурор, который прославил Российскую Империю, как страну, умеющую работать с металлом.

Кто бы мог подумать, что в 1921 году чугунный павильон мог исчезнуть. Стремясь обеспечить выполнение производственного плана в условиях хозяйственной разрухи, и не понимая культурной значимости павильона, директор Каслинского завода дал указание переплавить все детали павильона. Каслинские мастера принялись писать письма в Уралобком и партийным лидерам с просьбой сохранить единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна. Мастеров услышали только в 1936 году. За это время от павильона осталось лишь 40% деталей, которые были переданы в Свердловскую картинную галерею (с 1988 г. – Музей изобразительных искусств). Восстановили чугунный павильон только в 1957 году.

В 1985 году состоялся переезд музея в новое здание. Павильон еще немного отреставрировали и с тех пор он стоит в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Настало время посмотреть на него по ближе.

Лицевая сторона павильона

По задумке автора все покупатели должны попадать в павильон через лицевую сторону, поэтому она наиболее нарядно украшена различными чугунными статуэтками

Здесь же памятные таблички с фамилиями тех, кто принимал участие в создании и восстановлении павильона.

Немного в стороне находится скульптура "Россия". Она была сделана в 1896 году и представляет собой молодую женщину-воительницу. В правой руке – меч, в левой щит. Рядом главные атрибуты царской власти – императорская корона, скипетр, держава. Фигура установлена на постамент, украшенный узорной росписью: "Боже, Царя храни". Именно благодаря этой скульптуре павильон не был продан президенту Франции в 1900 году.


Каслинский чугунный павильон

Каслинский чугунный павильон - одно из самых замечательных творений уральских мастеров. Он пленяет красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки.

Касли1

Каслинский завод был основан на Урале в 1747 году. В первой трети XIX века он стал широко известен своими художественными изделиями из чугуна.

Далее слава каслинских чугунных скульптур только росла. На заводе работали замечательные мастера-самородки. Они тонко чувствовали природу чугуна, его пластические возможности. Именно о них сказал П.П.Бажов в своем сказе "Чугунная бабушка" замечательные, ставшие крылатыми слова: "Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется". Высокое совершенство изделий достигалось талантом скульпторов, мастеров- литейщиков и чеканщиков, а также качеством чугунных отливок, выплавляемых на древесном угле с использованием великолепных природных формовочных песков.

Касли5

Заканчивался XIX век. Страны мира готовились к международной выставке, которая должна была пройти в Париже в 1900 году. Готовились к ней и на Урале в Кыштымском горном округе, куда входил Каслинский завод.

Было решено создать масштабный чугунный павильон. Проект заказали архитектору Е.Е.Баумгартену. На фото он справа.

baumgarten

Павильон был отлит за 2 года и отправлен в Париж в разобранном виде. На выставке его установили на специальном каркасе в отделе горного дела и металлургии. Каслинский павильон выделялся своей необычностью, величиной, живописностью прихотливых форм.

Надо сказать, что каслинское художественное литье было не единственным видом уральского искусства, представленным на Парижской выставке. Одной из сенсаций стала мозаичная карта Франции, созданная уральскими камнерезами и гранильщиками в Екатеринбурге. В ней использовали богатейшую палитру уральских яшм, мраморов. Мастера умело применили фиолетовые аметисты, розовые турмалины, бело-ледяные топазы, зеленые изумруды, драгоцнные металлы. Также были представлены расписные железные подносы из Нижнего Тагила. Уральское искусство многопланово.

Каслинский чугунный павильон был вершиной литейного искусства. Ему была присуждена высшая награда Парижской выставки - Гран-при.

И вот погасли огни Всемирной выставки. Детали павильона были упакованы, и снова они были в пути, на этот раз из Парижа на Урал. А затем. свалены на заводском дворе как ненужный лом. Черный чугунный красавец стал не нужен.

Это фото каслинских мастеров - создателей шедевра.

mastera

Один из них Василий Торокин, он по центру внизу со скульптурой в руках. На кладбище ему установили колоритный памятник на котором мастер держит в руках свою любимую работу "Старуха с прялкой". Сходство бюста с оригиналом поражает.

master1

В 1921 году павильон хотели даже переплавить. Стране Советов нужен был чугун, а не произведения искусства. Но его спасли старые мастера среди которых был сын Василия Торокина Михаил. Но все таки много деталей павильона было уничтожено. В 30-е годы остатки шедевра нашли и перевезли в Свердловск в созданную там картинную галерею. Уникальное произведение уральских мастеров попытались восстановить. Но это удалось лишь частично.

В 1949 году пригласили из Каслей мастеров С.Гилева и А.Блинова. Они кропотливо разобрали все детали, скомпоновали фрагменты. Выяснилось, требуются большие реставрационные работы. Никаких чертежей ведь не сохранилось. Были лишь старые фотоснимки. Семен Михайлович Гилев - подлинный энтузиаст художественного литья - возглавил эту грандиозную кропотливую работу.

На кладбище г.Касли мастеру Гилеву установлен замечательный памятник. Вообще в Каслях кладбище - это что-то!

gilev

К 1957 году каслинские мастера начали реставрацию. Число вновь отлитых деталей превысило тысячу. А всего в павильоне порядка 5 тысяч деталей. Иногда приходилось переделывать по нескольку раз, если что-то не подходило при компоновке. Все это говорит о том, сколь трудоемкой было работа. Но внуки каслинских мастеров оказались достойны своих дедов. Детали, отлитые в 1957 году ничуть не уступают рожденным почти 60 лет назад: так же чеканно ясны их профили и силуэты, с такой же точностью воспроизведены все капризные переходные формы.

Новый павильон смонтировали в начале 60-х в Свердловской картинной галерее. На основании сохранившихся документов был подобран бархат: на золотом фоне хорошо выделялась красота густого черного цвета узоров; красный бархат вносил торжественность.

11

Войдя в зал, зритель останавливается в восхищении: перед ним величественно возвышается вспененная громада черных чугунных кружев, подчеркнутых золотистыми вспышками бронзы, и увенчанная ажурной короной. Кажется, что невозможно разобраться в его хитросплетениях, в причудливой смене орнаментальных ритмов. Но постепенно вырисовываются отдельные детали, привлекая внимание своей чеканной, отточенной красотой. Улавливается общая закономерность мотивов и ритмов, дающая возможность разобраться в этом уральском чуде литейного искусства.

img_6859-1

В орнаментах павильона запечатлены растения и животные уральского леса. Эти мотивы всегда были близки каслинским мастерам. Они отливали то, что видели вокруг. Интересны сказочные мотивы. Например, птица Гамаюн. Это мифическая райская птица. В соответствии с древнерусскими легендами Гамаюн – птица Прави (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Правь - мир светлых Солнечных Богов (отсюда наше истинное ведическое Правь-славие) Явь - это где мы и Навь - мир тьмы.

Есть фантастические драконы, птицы, необыкновенные рыбы. Так выступы перед входами поддерживаются такими чугунными рыбами.

ryba

Вот чугунная ладья гордо поднимает украшенный причудливой резьбой нос. Попутный ветер надувает паруса и ладья бесстрашно плывет по чугунным волнам на фоне желтого бархатного неба.

12

Птица Радости и птица Печали. Первая устремлена вверх к свету, на губах улыбка, крылья взмахнули как перед радостным полетом. Вторая склонила голову, глаза полны скорби.

img_6852

"Россия не продается!"

rossiya

Скульптура Н.А.Лаверецкого "Россия" установлена перед центральным входом в павильон. На тыльной стороне надпись: "Н.Лаверецкий 1896 г." Скульптура изображает Россию в виде прекрасной и сильной молодой женщины-воительницы в древнерусских ратных доспехах: кольчуга, шлем, меч в правой руке и щит в левой. Фигура русской амазонки влюбляла в себя пленяла строгой красотой, покоряла независимым характером и очаровывала мягкой женственностью.

img_6867

На Парижской выставке публика, что увивалась вокруг неприступной русской красавицы в доспехах, напрочь забывала о ее чугунном происхождении. Желающих приобрести уральский павильон было немало и среди них семейство Ротшильдов и президент Франции Эмиль Лубо. Последний предлагал бешеные по тем временам деньги - 2 миллиона рублей. Торг длился долго. Управляющий Кыштымскими заводами Карпинский передал согласие владельцев продать весь павильон, но без скульптуры "Россия". Это не устраивало покупателей. "Россия не продается!" - эта коронная фраза решила исход дела и вошла в историю. Президент Франции тогда обиделся. Сделка не состоялась и весь павильон вернулся домой.

Говорят, что скульптура - это застывшая музыка. Каслинский чугунный павильон - это победно звучащая симфония такого древнего и в то же время всегда молодого искусства талантливых уральских народных мастеров.

Каслинский чугунный павильон – единственный в мире

Предназначенный для презентации на выставках художественного литья Каслинского завода. Павильон сам по себе являлся произведением искусства, которое по сей день вызывает восхищение у ценителей прекрасного.

Для Русских мастеров нет ничего невозможного!

В 60-х годах 19-го века по всему миру часто проходили выставки художественного литья. Сотни мастеров боролись за звание лучших. Из года в год представляя всё более и более красивые и сложные изделия из металлов.

С каждым годом превзойти соперников становилось всё сложнее и сложнее. Но, Русские мастера нашли выход. Чтобы выставлять своё художественное литьё они начали создавать специальные чугунные павильоны.

Первый экземпляр был изготовлен в 1896 году и презентовался на Нижегородской выставке. Своего рода опытный образец, на основе которого и был создан уже знаменитый Каслинский чугунный павильон. Получивший Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.


Сегодня конструкция является единственным архитектурным сооружением из чугуна и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Произведение искусства в древнерусском стиле

Павильон украшен ажурным древнерусским орнаментом и разнообразными чугунными фигурами: сказочные герои, персонажи былин, удивительные животные.


Чёрный цвет конструкции изысканно сочетается с позолотой и красным бархатом из которого изготовлены шторы и навес.


Как создавали

В течении двух лет лучшие мастера Каслинского завода трудились над созданием павильона. Сначала чугунные элементы конструкции вырезались из дерева. Далее по этим моделям создавались формы, в которые уже заливали чугун. Получилось более 1500 деталей, которые с помощью деревянных рам и штифтов собирались в Каслинский павильон.


Гран-при на международной выставке в 1900 году

Чтобы собрать конструкцию на выставку было отправлено 25 лучших мастеров с Каслинского завода. Ещё одним украшением павильона стала скульптура Россия – женщина-воин с мечом и в доспехах, поставленная у входа.

Россия не продаётся!

Чуть не ушёл в забвение

Так и не проданный павильон был разобран и отправлен обратно в Касли. 20 лет чудо чугунолитейного дела пролежало в пыльном подвале.

В 1921 году, директором завода Н.Ф. Захаровым было решено переплавить павильон на бытовую утварь. Но, подобный вандализм был предотвращён мастерами завода, которые отправили коллективную просьбу руководству областного отделения партии сохранить Каслинский павильон.

Но, не всё удалось оградить от переплавки, поэтому в 40-х годах 20-го века была проведена реставрация. И конструкция была установлены в Свердловском картинной галереи.

В 2000 году была проведена ещё одна реставрация. Сегодня Каслинский павильон находится в Екатеринбургском музеи изобразительных искусств.


15 апреля (по старому стилю) 1900 г. открылась Всемирная художественно-промышленная выставка в Париже

Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод входил в число заводов Кыштымского горного округа, которые принадлежали в XIX в. наследницам купца-золотопромышленника Л. И. Расторгуева.

Дипломы и медали, полученные на российских и всемирных промышленных выставках с 1860 по 1914 г., восторженные отзывы в печати и широкая реклама принесли каслинскому художественному литью мировую славу.

Однако стоит заметить, что художественное литье никогда не было основной продукцией завода. Он выпускал листовое, котельное, сортовое и полосовое железо, большую часть ваграночного литья составляли детали различного оборудования, архитектурное литье для внутреннего и внешнего убранства зданий: оконные и дверные короба, колонны,
карнизы, лестницы, решетки, камины, печи, плиты для пола, а также надгробные плиты с рельефами и надписями. Помимо этого, завод выпускал большой ассортимент чугунной опойчатой посуды.

С общемировым развитием промышленности и торговли во второй половине XIX в. связана организация и проведение различных художественно-промышленных выставок и ярмарок, участие в которых позволяло выделиться среди конкурентов, найти новых партнеров, а в случае победы — поднять престиж и цену производимой продукции.

Кыштымские горные заводы с 1860 г. были постоянными участниками российских и международных выставок, победу и высшие награды на которых обеспечивало художественное литье из чугуна. В 1896 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде кыштымские заводы впервые демонстрировали свою продукцию в специальной выставочной витрине — чугунном павильоне, отлитом на Каслинском заводе. Он был выполнен по проекту архитектора А. И. Ширшова и представлял собой довольно внушительное сооружение: более 10 м в длину и около 9 м, с учетом штандарта, в высоту.

О художественном оформлении и архитектурном решении павильона мы можем судить лишь по двум сохранившимся фотографиям. Фасад сооружения кубической формы украшал портик со сдвоенными колоннами, которые соединялись со стенами ажурными кронштейнами.


А.И. Ширшов (1865 — начало ХХ в.) Каслинский чуrунный павильон на Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде 1896

Стены павильона были орнаментированы сегментами затейливых чугунных решеток, а в нишах и при входе в павильон были размещены скульптуры из ассортимента Каслинского завода. Первый опыт создания чугунного павильона оказался удачным, Каслинский завод получил высшую награду выставки и право ставить на изделиях клеймо с двуглавым орлом — Государственным гербом России.

В 1899 г. великий русский ученый Д. И. Менделеев, посетивший это производство, писал:

Высокую оценку ученого подтверждает и письмо 1898 г. из Горного департамента Главному правлению кыштымскими заводами, в котором говорилось:

Размещением заказа новой выставочной витрины, а также подбором моделей для отливки в чугуне занялся Василий Григорьевич Дружинин, один из членов Главного правления, поверенный по делам заводов своей матери О. П. Дружининой-Харитоновой, входящей в число основных владельцев Кыштымского горного округа. В. Г. Дружинин был титулярным
советником, секретарем Императорского археологического общества, уполномоченным Съезда уральских горнопромышленников в Санкт-Петербурге, историком, писателем, археографом, а также знатоком и страстным коллекционером произведений искусства. Он был лично знаком со многими скульпторами и художниками Петербурга.

Принятое им решение о привлечении к работе над павильоном молодого архитектора Евгения Евгеньевича Баумгартена стало основой очередной триумфальной победы Каслинского завода. Баумгартен прекрасно разбирался в архитектурных направлениях и для выполнения заказа решил использовать декоративные формы модного на рубеже XIX — ХХ вв. новорусского стиля, который позволил ему в ажурном убранстве павильона свободно сочетать древнерусские, византийские, скандинавские и венецианские мотивы.

К началу 1900 г. все работы по приготовлению к выставке были завершены.

Павильон был предварительно собран на деревянном каркасе, все детали тщательно подогнаны, мелкие недоработки исправлены. Мастера подготовили и драпировку выставочной витрины — плюш, сатин, шелковую ткань, затем все разобрали, тщательно упаковали и отправили в Париж. Во Францию поехали также каслинские формовщики и литейщики, чеканщики и модельщики, плотники и глиномесы — всего двадцать пять человек, которые должны были собрать павильон на выставке, в здании горного дела и
металлургии.

В середине апреля 1900 г. Е. Е. Баумгартен писал из Парижа:

15 апреля (по старому стилю) 1900 г. открылась Всемирная художественно-промышленная выставка в Париже, которая стала поистине уникальным событием, одной из крупнейших по занимаемой площади, числу стран-участниц и представленным экспонатам. Впервые 35 государств, среди которых была Российская империя, устроили
собственные павильоны, неслучайно современники называли выставку интернациональным праздником труда, прогресса и цивилизации.

Покупателям предлагались иллюстрированные каталоги на русском и французском языках, а также вручались на память брелки из чугуна — рыбка, кабан, собачка или скрещенные молоточки — на выбор.

В ноябре 1900 г. выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. А в 1921 г. первый советский директор завода Н. Ф. Захаров отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости.

В 1936 г. художественная коллекция краеведческого музея была передана в фонды открывшейся Свердловской картинной галереи, расположившейся по улице Вайнера, 11.

В 1949 г. руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона. По приглашению галереи в Свердловск из Каслей приехали главный скульптор завода П. С. Аникин, начальник цеха художественного литья С. М. Гилев и мастер-чеканщик А. Д. Блинов. Они рассортировали детали павильона и определили объем работ, но приступить к восстановлению Каслинского павильона смогли только в 1957 г., после того, как на послевоенном заводе вновь заработал в полную силу цех художественного литья.

Большую роль в его возрождении сыграл сотрудник галереи академик Б. В. Павловский, который провел большую исследовательскую работу, изучив сотни архивных дел, документов, печатных изданий.

Директор галереи А. М. Кастра убедила партийное руководство и советские органы власти Свердловска в необходимости выделения 444559 рублей на реставрацию и восстановление павильона. В течение восьми месяцев 1957 — 1958 гг. бригадой мастеров под руководством С. М. Гилёва на Каслинском заводе были воссозданы утраченные детали экспоната и произведен его монтаж в картинной галерее.

В 1988 г. картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, который получил еще одно здание, находящееся в переулке Воеводина, 5.

В самом большом зале нового помещения был сооружен гранитный подиум, способный выдержать нагрузку до 20 т. Множество споров вызвал сам процесс переноса павильона и из нескольких вариантов выбрали наиболее научно обоснованный и технологичный, исключающий риск повреждения хрупких чугунных деталей.

В 2000 г., к 100-летнему юбилею павильона, удалось закончить золочение фрагментов рельефов, а в 2010 г. у Екатеринбургского музея изобразительных искусств появилась возможность провести заключительный этап исторической реконструкции.

По каталогу текстильной фабрики был выбран бархат гранатово-красного оттенка, упоминавшегося в документах 1900 г. По фотографиям, сделанным в Париже, с помощью метода масштабирования был выполнен эскиз эмблем в натуральную величину и заказана вышивка балдахина золотыми нитями, а также бахрома в тон ткани и большие золотые кисти.

Наконец-то Каслинский чугунный павильон предстал перед зрителями во всем своем великолепии, таким, каким он запомнился посетителям легендарной Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже.

За более чем вековую историю Каслинский чугунный павильон пережил как истинный свой триумф, так и незаслуженное забвение. Вершина литейного искусства уральских мастеров, как и 120 лет назад, поражает широкую публику и искусствоведов-специалистов своей торжественностью, богатым декором, выразительными рельефами и тонкостью деталей.

Читайте также: