Права и обязанности детей кратко 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: ознакомить учащихся с правами, сформировать представление о правах и обязанностях.

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)

Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека

Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)

Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.


Учитель: Права ребенка

Лишь появился ребенок на свет

И начнет едва дышать

У него же с пеленок

Он имеет право жить

Развиваться и дружить,

Иметь просторный дом,

Видеть тихий мирный сон,

Врачей помощь получать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем - то новым.

- каждый человек, особенно в детстве нуждается в любви и заботе, добром отношении к себе. Главное, что всегда должны помнить взрослые - это то, что перед ними человек, личность со своими нуждами и желаниями, к которым можно относиться с уважением. Сегодня вы должны хорошо усвоить свои права и всегда помнить их

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться.
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки.
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник .
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым.

Это право всем дано. Статья 6.

Физкультминутка

Ребята я сейчас вам буду перечислять права и обязанности. Если называю право, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если обязанности, то просто поднимаете руки вверх.

Соблюдать правила личной гигиены.

Соблюдать устав школы.

Соблюдать правила дорожного движения.

Бережно относиться к имуществу школы.

Беречь и охранять природу.

Бесплатно пользоваться библиотекой.

Уважать честь и достоинство других учеников.

Принимать участие в конкурсах и соревнованиях.

Учитель: Молодцы. кКак вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).

Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Давайте, вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности, прилежности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

ПОРЯДОЧНОСТЬ

РАЗУМНОСТЬ

АККУРАТНОСТЬ

В ОСПИТАННОСТЬ

ОБЯЗАННОСТИ

Давайте, вспомним сказки. О каких правах сказочных героев идет речь? Права, каких героев были нарушены?

Она красива и мила,

-Какие права были нарушены в этой сказке (право на отдых, свободу, заботу)

В гости к бабушке пошла.

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил.

Обманул и проглотил. (Право на жизнь)

На сметане мешон.

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок.

Покатился……… (Колобок) (право на жизнь)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор……(Айболит) (право на лечение)

«Нам не страшен серый волк,

Эту песню пели звонко

Три весёлых….. (Поросёнка) (право на жильё)

А эта дружила с самим Буратино,,

Зовут её просто, ребята,-…. (Мальвина) (право на учебу)

5. Подведение итогов беседы. Рефлексия. Учитель:

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Классный час для учащихся 4 класса. Ведущая идея педагога – формирование социальной компетентности обучающихся, т.е. формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Содержание классного часа отвечает возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы.

Использование интерактивных форм и методов позволит учителю добиться положительного результата при усвоении новой информации

ВложениеРазмер
urok.doc 99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

-познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

-учить применять правовые знания в повседневной жизни.

-формировать уважительное отношение к правам других людей.

-способствовать формированию активной гражданской позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

- Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

- Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия .

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? ( Заслушиваются предположения детей)

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (З аслушиваются ответы детей. )

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция ; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в нашей стране Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

2)Знакомство с правами детей.

Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство? ( ответы детей )

- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

3)памятки для учащихся

5.Практическая часть классного часа

1 . Работа в группах .

- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

( один пример приводит учитель )

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? ( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

- Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

- Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

- Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

6. Обязанности. Анализ ситуаций

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

вы сейчас прочитаете и запомните.

Заботиться о родителях.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

- Помой посуду, сынок.

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.

На память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями , которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука .

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал ( Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком ( до 18 лет)?

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.

• познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах

• учить применять знания в конкретной ситуации;

• развивать умение анализировать, выделять главное;

• развивать умение работать с первоисточником;

• формировать правовую культуру учащихся;

• формировать умение работать в группе;

• формировать умение отстаивать свою точку зрения.

I. Организационный момент

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними

появились главные вопросы:

- Что люди могут делать?

- Что они обязаны делать?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые

помогали устранить все трудности.

- Что же такое – законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять

все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется

Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот

день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану

здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан Казахстана есть и обязанности (сохранять

и беречь природу, защищать Родину и пр.)

- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

- А что же такое право?

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются

государством и определяют отношения людей в обществе.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла

Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных

документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это

лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных

актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне

является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о

правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех

детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?

Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее

может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт

Что такое Конвенция? - Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,

имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились

В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в

Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все

моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

- Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем

зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

V. Путешествие по стране Правознания

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость

– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

• Право на бесплатное образование

• Право на свободный труд, защиту от безработицы

• Право на неприкосновенность жилища

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел

какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утёнка?

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом

кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

VII. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Краткое описание документа:

Классный час по правовому воспитанию в 4 классе. Целью классного часа является ознакомление с правами и обязанностями детей. Подрастающее поколение должно знать какие они имеют права, и конечно же, какие у них обязанности. Об этом они тоже не должны забывать. А ведь часто в жизни сталкиваемся с тем, что знаем свои права, а забываем, что у нас есть еще и обязанности, которые многим и не очень хочется выполнять. Доступно, на конкретных примерах, в занимательной, игровой форме преподносится данный материал, который легко могут усвоить дети. Ведь у них жизнь впереди, это им пригодится в жизни.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 314 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2015 4239
  • DOCX 17.8 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хон Галина Афанасьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Планируемый результат мероприятия: выполнять свои обязанности и пользоваться своими нравами в повседневной жизни.

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
  • осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять анализ предлагаемых объектов;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

1. Организационный момент.

-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

Сценка “ИГРА”

- Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.

После уроков ребята решили поиграть.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут — а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

- Имеют ли право ребята заставить Сашу.

- Обязан он им подчиняться? . (Заслушиваем точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка пели занятия.

- Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

- Прочитайте тему нашего классного часа (“Права и обязанности”)

- Как вы понимаете, что такое право? .

- Из словаря Ожегова: “Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять”

- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? . (Конечно, ваши родители, семья.)

- Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ “Конвенцию о правах ребенка”. Конвенция - это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,

- В Конвенции 54 статьи.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

4. Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

- Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

- Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые. ).

  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на личную жизнь.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на защиту от эксплуатации и насилия.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
  • Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство.
  • Право на защиту своих прав.

-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

5. Практическая часть классного часа.

  • Чуковский К. “Айболит”;
  • Толстой Л. Н. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”;
  • Крылов И. А. “Стрекоза и муравей” Толстой Л.Н. “Филиппок”.

2. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините - задание с правильным ответом)

Волк: “Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”.

Козлята. “Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно”.

Медведь: “Машенька, будешь у меня жить, пенку топить, кашу варить”.

Маша. “Не имеешь права меня эксплуатировать”.

Лиса: “Серая Шейка, я тебя всё равно съем”,

Серая Шейка:. “Не имеешь права лишать меня жизни”.

Маленькая разбойница: “Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице”.

Герда. “Не имеешь права лишать меня имущества”.

3. Викторина “Нарушение прав литературных героев”, команды получают комплект книг.

  • В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
  • У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?
  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
  • Героини каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
  • В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
  • Какой вывод можно сделать. (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
  • В конвенции есть статья: образование должно быть направлено па воспитание уважения к правам другого человека.
  • Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций.

- Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

- Почему Дима должен был выучить стих?

- Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

- Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

- Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

- Почему. Настя должна остаться?

- О чем забыли ребята в этих сценках. ( Об обязанностях)

- Какие права и обязанности есть у учеников в школе?

- И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

- Обратимся к словарю: “Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.”

- Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

- Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

- Обязанности: - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

- соблюдать правила поведения в школе,

- Давайте повторим некоторые из них:

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

11. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

  • В каком международном документе записаны права детей?
  • Какой организацией он был принят?
  • Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
  • Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй. )

- А ещё? (Уважай чужие права! . )

- Закончите, пожалуйста, предложения:

- В школе я дожжен…

- В школе я имею право на…

- Дома я имею право на…

- На улице я должен…

- На улице я имею право на…

- Как понимаете выражение “право на ошибку”? (Высказывания детей).

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?

- Как понимаете выражение “на ошибках учатся”?

Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.

Право на получение бесплатного среднего образования

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.

Право не посещать кружки и факультативы

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.

Добросовестно учиться

Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.

Следовать распорядку школы

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.

Беречь школьное имущество

Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.

Уважать других учеников и работников школы

Запрещается провоцировать конфликты и причинять кому-либо физическое или психическое насилие.

Не приносить в школу опасные предметы

Оружие, химикаты и тому подобное.

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Какие права и обязанности у ребёнка в школе

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: