Каковы трудности эффективного слушания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда заходит речь о коммуникациях в организации, прежде всего, на ум приходят люди, общающиеся друг с другом лично или на собраниях, беседующие по телефону или читающие либо составляющие служебные записки, письма и отчеты. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….2
1.Понятие слушания …………………………………………..3
2.Основные виды слушания ………………………………….4
3.Трудности и помехи слушания и их решение ……………6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..10

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ СЛУШАНИЯ- реферат.docx

2.Основные виды слушания ………………………………….4

3.Трудности и помехи слушания и их решение ……………6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..10

Когда заходит речь о коммуникациях в организации, прежде всего, на ум приходят люди, общающиеся друг с другом лично или на собраниях, беседующие по телефону или читающие либо составляющие служебные записки, письма и отчеты. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Поэтому каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения, а хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?

Умение слушать – это:

– при беседе с другим человеком нужно убрать посторонние мысли;

– в процессе слушания необходимо производить анализ скрытой в речи собеседника информации, причин, толкнувших его на разговор;

– пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи;

– ни в коем случае не перебивать собеседника;

– сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами.

Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности), если же вы сидите, то лучше сесть прямо.

Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены.

В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т.е. смотреть на говорящего.

2.Основные виды слушания

Американский исследователь общения Джордж Келли выделяет четыре вида слушания.

Направленное, критическое слушание. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения, т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

- партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь;

- партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;

- партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

- партнер застенчив, не уверен в себе.

Активное рефлексивное слушание. При таком слушании, с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь в процессе слушания может осуществляться различными способами:

- расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

- перефразирование ( перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами;

- резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

3.Трудности и помехи слушания, пути их решения

Процесс слушания требует значительного умственного напряжения: надо понять, о чём говорит человек, проанализировать и запомнить какие-то положения его речи, преодолеть определённые трудности восприятия.

Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Основные трудности в восприятии:

- отключение внимания: высокая скорость умственной деятельности: мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому отвлекаемся от речи говорящего;

- избирательность внимания: мы с детства приучены слушать то, что представляет для нас наибольший интерес, и это затрудняет фиксирование внимания на чём-то одном;

- потребность реплики: необходимость ответить занимает наши мысли формулированием собственных аргументов, и мы уже не слушаем то, что нам говорят.

Существуют внутренние и внешние помехи слушанию.

Внешних помех гораздо больше:

- собеседник говорит недостаточно громко или шепотом;

- отвлекающая манера собеседника, его манеры;

- помехи (шум транспорта, ремонт, и др.);

- слишком высокая или слишком низкая температура в помещении;

- окружающая обстановка или пейзаж;

- поглядывание на часы;

- акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи;

- ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан;

- чрезмерная загруженность на работе;

- цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет);

- неприятные запахи в помещении;

- привычка держать в руках посторонние предметы;

- непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Основные десять правил усиления навыков эффективного слушания рекомендует профессор К. Дэвис. Прочитав, каждое из них, на минуту прервитесь и представьте, что разговариваете с конкретным человеком и пользуетесь этим правилом.

1. Прекратите говорить! Вы не можете слушать, постоянно разговаривая.

2. Помогите собеседнику почувствовать себя свободно. Позвольте говорящему человеку почувствовать свободу — создайте разрешающую среду.

3. Покажите собеседнику, что готовы его выслушать. Выглядите и действуйте, как человек, заинтересованный беседой. Слушая, не просматривайте почту. Старайтесь понять человека, а не найти повод для возражений.

4. Избавьтесь от всего, что может вас отвлечь. Не рисуйте каракули, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Может, будет лучше, если закрыть дверь в кабинет?

5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь поставить себя на место говорящего.

6. Будьте терпеливы. Выделите на беседу достаточно времени. Не прерывайте собеседника.

7. Старайтесь сдерживать эмоции. Рассерженный человек часто искажает значение слов.

8. Старайтесь избегать споров и критики. Это заставляет собеседника занимать оборонительную позицию, и он может просто замолчать или рассердиться. Не спорьте. Даже если вы победите в споре, в конечном счете вы проиграете.

9. Задавайте вопросы. Это поощряет собеседника к дальнейшему разговору и показывает ему, что вы внимательно слушаете.

10. Прекратите говорить! Это и первая, и последняя рекомендация, поскольку от нее зависят все остальные. Продолжая говорить, вы не сможете эффективно слушать.

Обычно в слушании проявляются 3 такта:

В процессе уяснения цели: убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы, делается парафраз.

При комментировании слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем.

Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Главное необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.

Подача обратной связи – серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Умение слушать – это:

· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;

Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:

слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

· собеседник говорит недостаточно громко или шепотом;

· отвлекающая манера собеседника, его манеры;

· помехи (шум транспорта, ремонт, заглядывание посторонних в кабинет, др.);

· слишком высокая или слишком низкая температура в помещении;

· окружающая обстановка или пейзаж;

· поглядывание на часы;

· акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи;

· ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан;

· чрезмерная загруженность на работе;

· цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет);

· неприятные запахи в помещении;

· привычка держать в руках посторонние предметы;

· непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать).

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;

· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;

· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

· партнер застенчив, неуверен в себе.

Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:

· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

Рекомендации идеальному слушателю

· Не прерывайте и не перебивайте собеседника. (Дайте человеку закончить свою мысль. К тому же тишина стимулирует людей продолжать говорить. Выслушивайте клиента, и он будет стараться заполнить тишину, продолжая отвечать на заданный вами вопрос.)

· Не смотрите на часы. (Если вам очень надо посмотреть на часы, сделайте это незаметно. В противном случае клиент интерпретирует этот жест как отсутствие интереса к нему и как желание поскорее от него избавиться.)

· Задав вопрос, дождитесь ответа. (Очень многие задают вопрос и сами же на него отвечают, говоря при этом, что это происходит из-за возникающей паузы. Но пауза – это хорошо, значит, клиент обдумывает ваш вопрос, он ведь не должен выдавать ответ моментально. Пауза нервирует, но если вы задали вопрос, то дождитесь ответа.)

· Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете.

Покажите собеседнику, что вы его слушаете:

· Поддерживайте визуальный контакт. (Даже если вы внимательно слушаете собеседника, а при этом смотрит куда угодно, он сделает единственный вывод – вам неинтересно и вы его не слушаете.)

· Повернитесь к собеседнику лицом. (Беседовать с клиентом, повернувшись к нему боком или спиной, а лицом к компьютеру или к чему угодно, просто некрасиво. Беседуя с клиентом, развернитесь корпусом к нему, одного поворота головы недостаточно.)

· Кивайте. (Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Соглашаясь или понимая, о чем говорит наш собеседник, мы киваем произвольно. Но, кивая слишком часто, вы сообщаете собеседнику, что ваше терпение закончилось и ему пора закругляться.)

· Делайте себе пометки. (Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся злость с вашей стороны и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; вы можете быть уверены в том, что действительно детально вошли во все существенные проблемы, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам видит, что к нему серьезно относятся, если вы считаете нужным делать для себя заметки во время выступления).

Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.

Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.

Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.

Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.

Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.

Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).

Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.

Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.

Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:

  • восприятие информации от говорящих, при котором участник сдерживает свои эмоции;
  • незначительное воздействие на говорящего, которое помогает развивать мысли говорящего;
  • поощрительное отношение к говорящему, которое помогает ему продолжать общение.

Стиль слушания зависит от следующих факторов:

  • социальный статус,
  • принадлежность к тому или иному полу, возраст,
  • личность,
  • характер и интересы,
  • конкретная ситуация,
  • выполняемая среди участников общения роль.

Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.

Уровни слушания

Рассмотрим 3 уровня слушания.

На данном уровне слушающие воздерживаются от суждений в отношении говорящего, как бы ставя себя на его место. Данный уровень характеризуется:

  • игнорированием собственных чувств, интересов и мыслей – внимание направлено только на процесс слушания;
  • наличием чувства уважения к говорящему, ощущением контакта с ним;
  • ощущением присутствия в данное время в данном месте;
  • концентрацией внимания на манере общения говорящего, сопереживанием его мыслям и чувствам;
  • концентрированностью на поступающей информации.

На данном уровне собеседники не пытаются понять поступившую информацию, не воспринимают всю глубину сказанного. Слушатели стараются слушать, опираясь на логику, при этом сосредоточиваясь больше на сути получаемой информации, чем на испытываемых чувствах, оставаясь при этом эмоционально отстраненными от процесса общения. При этом у говорящего может сложиться ложное представление о том, что его понимают и слушают.

В ходе взаимодействия слушатель как бы слушает другую сторону и не слушает, при этом понимая, что происходит, но сосредоточивается лишь на себе. Процесс слушания на данном уровне пассивен, а реакция на высказывания снижена.

Иные авторы предлагают следующую классификацию:

1. Псевдослушание, или отключение внимания:

  • предвзятость;
  • перебирание;
  • стереотипы;
  • вынесение оценки.

Активное слушание

  • прояснение понимания;
  • проявление внимания;
  • резюмирование услышанного;
  • проявление принятия чувств собеседника.

Активное слушание дает возможность:

  • собеседнику – снять негативные эмоции и высказаться;
  • вам – понять проблему, собрать максимум информации;
  • совместно – прийти к общему пониманию ситуации, проблемы и контекста беседы.

Приемы активного слушания:
1) молчание:

  • не делайте вид, что слушаете;
  • перестаньте говорить;
  • имейте цель услышать;

2) поддакивание –"угу";

3) повторение части высказывания собеседника – "эхо";

5) уточнение – "Вы имеете в виду. ", ". не так ли?";

4) побуждение – "понятно", "я слушаю", "как интересно";

  • Таким образом, вы считаете, что. ;
  • Правильно ли я вас понял. ;
  • Так ли я вас услышал. ;
  • Если вы не возражаете, я уточню. ;

7) вопросы – "когда?", "что?", "где?", "почему?", "зачем?";

8) эмоциональные реакции:

  • Когда вы начали говорить о том, что вам важно качество, мне пришел в голову рассказ об исследовании, которое посвящено данному вопросу. ;
  • Я бы тоже расстроился на вашем месте;
  • Мне очень приятно, что наши с Вами мнения совпадают. ;
  • Со мной случалась похожая ситуация. ;
  • Опираясь на Ваши слова, можно утверждать, что. ;
  • Давайте подведем итог нашего с Вами обсуждения. ;
  • Резюмируя все вышесказанное вами, можно отметить.

Таблица 1 - Алгоритм активного слушания

Значит, Ваши сомнения состоят в следующем.

Вы говорите (считаете, думаете), что.

Значит, Вы утверждаете.

Итак, Ваши принципы говорят, что.

Ваше мнение можно свести к следующему.

Ваши слова таковы.

Вы выразились таким образом, что.

Я ничего не перепутал?

Я правильно понял?

Если партнер сомневается или не согласен, перефразировать необходимо еще раз до полного взаимопонимания.

Виды слушания (по Келли)

Келли, американский исследователь общения, выделяет 4 вида слушания:

  • эмпатическое слушание;
  • нерефлексивное слушание;
  • активное рефлексивное слушание;
  • направленное критическое слушание.

Эмпатическое слушание. При данном виде слушания участник уделяет внимание "прочтению" чувств, а не слов, а также пониманию того, как слушатель относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание бывает двух видов:

  • эффективное, если у слушающего говорящий вызывает положительные эмоции (уверенность в себе, радость, удовлетворение, удовольствие и т.д.),
  • неэффективное, если своими словами говорящий вызывает отрицательные эмоции (печаль, страх, тревога, разочарование, огорчение, безысходность и т.д.)

Нерефлексивное слушание. Предполагает максимальной сосредоточенности на речи собеседника при минимальном вмешательстве в речь. Умение внимательно молчать, не вмешиваться со своими комментариями и при этом демонстрировать свою поддержку и доброжелательность, для говорящего облегчает процесс самовыражения и помогает лучше понять слушающему смысл передаваемой информации. Данный вид слушания целесообразно применять в ситуациях, когда:

  • собеседник не уверен в себе, застенчив, ему сложно общаться;
  • собеседник просит выслушивать его до самого конца;
  • партнер хочет высказать свое отношение к чему-либо, свою точку зрения;
  • собеседнику трудно выразить словами то, что его беспокоит, и любое вторжение в разговор создает еще большие трудности;
  • собеседнику необходимо обсудить вопросы важные для него и испытывает при этом негативные эмоции (чувствует неудовлетворение, обеспокоен, обижен).

При нерефлексивном слушании необходимо подавать сигналы, которые показывают собеседнику вашу включенность в разговор и внимание, такие как: кивок головой "понимаю", "да-да" и т.д. Иногда бывает выслушать партнера достаточно просто, но если ваше мнение в значительной степени отличается от точки зрения партнера, то нужно перейти к рефлексивному слушанию.

Активное рефлексивное слушание. При данном виде слушания осуществляется такой процесс организации коммуникации, при которой участники беседы друг друга лучше понимают. Все высказываются более осмысленно, уточняют и проверяют свое понимание, выясняют совместно степень его адекватности.

Трудности эффективного слушания (по А. П. Панфиловой)

А.П.Панфилова выделила следующие трудности эффективного слушания:

  • Высокая скорость умственной деятельности. Мы в среднем думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, то наш мозг отвлекается от речи говорящего и свободен большую часть времени от работы по восприятию поступающей информации.
  • Потребность в ответной реплике. Если речь собеседника формирует желание ответить и перебить его, человек перестает его слушать, так как мысленно ищет аргументы для своего собственного возражения.
  • Отключение внимания. Отвлечь внимание собеседника может все, что раздражает и действует необычно.
  • Антипатии к чужим мыслям. Каждый человек больше всегда ценит свои мысли, и для него легче и приятнее отслеживать именно их, чем следить за рассуждениями собеседника.
  • Избирательность внимания. Мы привыкли одновременно воспринимать (в том числе и слушать) большое количество информации, при этом не уделяя одинаковое внимания разным объектам восприятия (мимика, слова, интонации, позы, жесты и т.д.). Для многих людей достаточно сложный процесс - внимательно слушать и одновременно фиксировать что-либо еще, поэтому люди зачастую выбирают то, что для них представляет наибольший интерес. Такие переключения внимания затрудняют его фиксирование и концентрацию на чем-либо одном.

Внешними помехами слушания являются:

  • отвлекающая внешность собеседника, манеры (неадекватность мимики, жестов, жеманность и т.д.);
  • собеседник говорит не очень громко;
  • плохая акустика;
  • внешние шумовые помехи (грохот, шум транспорта и т.д.);
  • слишком низкая или слишком высокая температура в помещении;
  • окружающая обстановка (витрины в помещении, пейзаж за окном, картины);
  • прерывание разговора телефонными звонками и т.д.;
  • отвлечение внимания собеседника на посторонние предметы, которые не значимы для результата беседы (к примеру, поглядывание па часы);
  • необходимость делать сразу несколько дел, чрезмерная загрузка на работе;
  • монотонность речи, акцент у говорящего, переменный медленный или быстрый темп речи;
  • сжатость во времени общения;
  • неприятный запах в помещении.

Можно также добавить следующие причины невнимательного слушания:

  • эмоциональная неуравновешенность - потому что полностью заняты своими внутренними эмоциональными переживаниями и не владеем собой;
  • поглощенность собственными мыслями - не только потому, что нам предмет разговора неинтересен, но и потому, что мы заняты собственными мыслями;
  • выставление оценок сказанному - потому что очень заняты оценкой высказываний собеседника и считаем себя умнее остальных;
  • уязвленное самолюбие - потому что неприятно слушать информацию, которая воспринимается нами как уязвление нашего авторитета. Вместо того чтобы выслушать информацию, мы готовим защиту сразу;
  • невладение техникой слушания - потому что мы не умеем слушать.
  • потеря внимательности к близким - мы часто не слушаем того, кто нам дороже и ближе всех.

Рекомендации для эффективного слушания

Для того чтобы процесс коммуникации был эффективным, нужно помнить 2 простых правила:

  • люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их,
  • лучший собеседник это не тот, кто умеет хорошо и красиво говорить, а тот, кто умеет слушать;

Чтобы быть хорошим слушателем, необходимо выполнять такие рекомендации как:

  • Показать, что вы хотите слушать. Старайтесь больше слушать, для того чтобы лучше понять, а не для того, чтобы ответить лучше. Выглядите заинтересованным.
  • Перестать разговаривать. У нас есть лишь один рот, чтобы разговаривать, и два уха, чтобы слушать. Следовательно, нам стоит слушать в два раза больше.
  • Свести до минимума отвлекающие факторы. Не стучите пальцами или ручкой, не шелестите бумагой, не чертите ничего на бумаге. Выберите место, где вам не будут мешать Отключите телефон. Внимание – большая ценность.
  • Создать условия. Помогите говорящему почувствовать, что он может говорить, создайте комфортные условия для говорящего.
  • Поставить себя на место говорящего. Постарайтесь слушать, чтобы понять точку зрения говорящего.
  • Быть аккуратным с критикой и аргументацией. Критика ставит говорящего в защитную позицию. И даже если вы выиграете в аргументах, то вы все равно потеряете говорящего.
  • Задавать вопросы. Это поощряет собеседника и показывает, что Вы действительно слушаете.
  • Быть терпеливым. Найдите достаточное количество времени, чтобы говорящего не прерывать.
  • Удерживать свои эмоции. Человек с дурным настроением часто интерпретирует слова неверно.

Во время деловых бесед, на переговорах очень важно быть внимательным слушателем. Это Вам поможет достичь понимания со своим собеседником. Используйте к следующие рекомендации:

Слышать и слушать – это разные звенья одной цепи. Слышать может всякий, кто не глухой. А вот умению слушать надо учиться. Издавать звуки может всякий, даже немой. А вот оформлению их в слова надо учиться.

Слышать и СЛУШАТЬ

За обучение у нас отвечает головной мозг. Он имеет два полушария: первым включается правое и дает эмоциональную оценку услышанному (нравится – не нравится), за ним вступает в процесс левое и обрабатывает услышанное в заданном направлении (сотрудничать или отвергать). Рекомендации обоих полушарий мозг формирует в образе мысли и передает языку для озвучивания. Увы! Не всегда наши высказывания соответствуют ситуации.

— первое ухо воспринимает содержание поступающей информации;

— второе ухо воспринимает эмоциональное состояние говорящего (спокоен он или возбужден, в радости или в гневе, сердит или расстроен и т.д.);

— третье ухо улавливает его отношение к нам (симпатия или антипатия, уважение или равнодушие и т.д.);

— и только четвертым ухом мы прислушиваемся к возможным проявлениям агрессии.

После этого исследования мы вновь возвращаемся к первому уху и начинаем анализировать смысл информации.

Например, начальник предъявляет претензии к нашей работе:

— первое ухо воспринимает информацию о недостатках в нашей работе;

— второе ухо подает сигнал о том, что начальник растерян;

— третье ухо улавливает его отношение к нам как к добросовестному сотруднику;

— четвертое ухо не чувствует присутствия агрессии.

Значит, нам не стоит отчаиваться, падать духом, обижаться на критику, закатывать истерику. Надо сосредоточиться, найти рациональное зерно в замечаниях начальника или аргументированно защитить свою работу. Ведь растерянность шефа говорит либо о его некомпетентности в данном вопросе, либо об удивлении, что данную ошибку совершили именно вы. А значит, он ценит вас. Так зачем же раньше времени расстраиваться, возражать, переходить в наступление и разочаровывать его еще больше?

Слышать и СЛУШАТЬ

Итак, вы уже поняли, что важный элемент умения слушать – это способность чувствовать то, что не выражено словами.

Например:

— если собеседник прикладывает палец к носу или щеке – значит, он преувеличивает или чувствует свое превосходство;

— если собеседник сутулится или излишне напряжен – он что-то скрывает;

— если собеседник повышает голос и горячится – он защищается.

Умение слушать – важнейший компонент человеческого общения. Для создания атмосферы задушевности необходимо на время разговора отрешиться от собственных проблем и забот. Важно задавать наводящие вопросы, чтобы подчеркнуть свою заинтересованность разговором и желание как можно глубже вникнуть в его суть. Кроме того, важно интуитивно почувствовать, когда уместно подать реплику о своем отношении к обсуждаемой теме и, возможно, поделиться личным опытом. Ведь если человек только слушает и не высказывает при этом своей собственной позиции, создается впечатление, что он использует говорящего в своих целях, не искренен с ним.

Слышать и СЛУШАТЬ

Мы немало сказали об умении слышать и слушать. Выяснили, что иногда и двух ушей недостаточно для правильной обработки информации. На помощь им приходят глаза и здравый смысл, интуиция и логика.

А язык – он хоть и один, но настолько многофункционален как орган вкуса, осязания, речевого аппарата. Для врача он служит индикатором здоровья пациента. Кокетничая – мы показываем кончик языка, желая обидеть – весь язык. Причмокивая языком, мы выражаем восхищение или, наоборот, недовольство. При помощи языка имитируем пение птиц и звучание музыкальных инструментов.

Все логично: два уха – больше слушай, один язык – меньше говори. Мудро и целесообразно.опубликовано

Автор: Мила Александрова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet





Умение слушать — это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).

Что дает людям умение слушать?

Умение слушать означает:

— действительно слушать другого человека с искренним интересом;

— не перебивать собеседника;

— не обращать внимание на речевые ошибки, которые он допускает, не исправлять их;

— не подсказывать ему слова;

— не заканчивать за него предложения;

— не думать во время беседы о чем-то своем;

— не демонстрировать свое несогласие и нетерпение;

— дать высказаться собеседнику;

— задавать короткие вопросы, чтобы лучше его понять;

— делать краткие замечания, дающие понять собеседнику, что вы присутствуете в разговоре, следите за его ходом;

— не торопить человека;

Каковы трудности эффективного слушания?

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

Отключение внимания.

Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.

Высокая скорость умственной деятельности.

Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к чужим мыслям.

Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.

Избирательность внимания.

Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, лозы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определен­ный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.

Потребность реплики.

4. Какие ошибки допускают те, кто слушает?

1. Удаление от основного предмета разговора (свойственно многим слушателям), в результате чего может полностью потеряться нить разговора.

ü Отвлечение на происходящее вокруг

ü Попытка слушать и что-то делать одновременно

ü Отвлечение на свои мысли

ü Потеря внимания

ü Привнесение личного: попытка подумать о контраргументе отвлекает от сути речи собеседника

ü Перебивание своими высказываниями

ü Давать советы

ü Угрозы — намеки или прямое заявление, что человек испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение (порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем)

ü Заканчивать предложение вместо собеседника: дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль

ü Критика: пока полностью непонятно то, что говорит собеседник, не стоит критиковать ни его, ни его идею

ü Полемика: если собеседнику постоянно приходится доказывать свое право на собственное мнение, то, скорее всего, вы никогда не поймете, что же он хочет сказать

Это основные, наиболее часто встречающиеся ошибки. Избегая их, уже можно сделать немало в направлении улучшения своих навыков слушания.

Умение слушать — это в первую очередь желание и способность понять другого человека. Поэтому всем своим видом необходимо это подчеркнуть. Проявлять интерес, задавать интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать настраивает обоих собеседников на деловую разговор. (сконцентрироваться на разговоре).


Эмпатическое или сочувственное слушание

Вы слушаете с полным вниманием ко всем звукам и другим сигналам, в том числе:

  • Интонациям голоса
  • Другим вербальным аспектам – например, скорости речи, громкости, паузам в дыхании, плавности, стилю, акцентам
  • Выражению лица
  • Языку тела
  • Культурным, этническим и другим характеристикам личности, которые могут повлиять манеру общения и другие сигналы собеседника, которые на вас воздействуют
  • Чувствам – в самых разных смыслах – это требует от вас проницательности и представления того, как собеседник себя чувствует (не задействованы разве что вкусовые ощущения)
  • Вы способны видеть и переживать ситуацию с позиции собеседника

Также вы реагируете и даете обратную связь, постоянно контролируете то, понимаете ли вы с собеседником друг друга. Вы резюмируете и, возможно, делаете пометки, если дискуссия действительно важная. Вы честно выражаете свое несогласие, но, в то же время, и искреннее понимание, которое в идеале (если ваша эмпатия при слушании действительно настоящая и самого высокого уровня) сохранит эмоции на цивилизованном уровне и под контролем даже во время самого нелегкого разговора.

Уметь слушать себя — как научиться?

Чтобы научиться этому, нам необходимо освоить 6 навыков. Это:

  • Умение прислушиваться к своим мыслям
  • Уметь слышать самого себя, и принимать верные решения
  • Научиться слушать себя и своё тело
  • Слышать себя — своё Высшее Я
  • Уметь слышать свои желания
  • Прислушиваться к своим чувствам

Всё, что выше перечислено — достижимо! Ниже я опишу каждый пункт по отдельности. Немного усилий и у вас непременно начнёт получаться. И одновременно с этим вы увидите, как ваша жизнь меняет направление на гораздо более счастливое

Читайте также: