Гилфорд джой пол вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 02.07.2024

В течение двух лет обучения в аспирантуре он руководил практическими занятиями по психологии, что подразумевало проведение индивидуального тестирования детей на IQ. Полученный опыт укрепил его мнение, что интеллект — это не просто одна всеобъемлющая способность и что оценка отдельных способностей по шкалам интеллекта не дает представления о способности творчески мыслить. Впоследствии, уже выполняя выпускную работу и прослушав курс по психофизике, он получил понятие о точности, с которой эти психологические измерения могут быть проделаны.

Появившаяся книга Спирманa Abilities of Man предлагала метод факторного анализа, описывающего различные способности. Вскоре после этого вышла книга Терстоуна Vectors of Mind, предлагающая еще более совершенный способ изолированного рассмотрения человеческих способностей.

Во время Второй мировой войны Гилфорд был директором Авиационной психологической исследовательской службы, в обязанности которой входила разработка тестов для курсантов. После войны он выступил инициатором проекта по исследованию способностей в Южно-Калифорнийском университете. В результате была разработана модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы, с пятью психическими операциями, пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Подобно периодической системе элементов, эта модель стала ценным эвристическим инструментом и картой для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела были отведены под креативные таланты, остальные были посвящены решению задач. Гилфорд утверждал, что эта модель была необходимой базовой конструкцией для операционно-информационной психологии.

Родился: 1897, Маркетт, США; скончался: 1987, Лос-Анжелес, Калифорния, США. Интересы: статистика и методы оценки и измерения, психология искусства и психология образования, преподавание психологии. Образование: бакалавр, Небрасский университет, 1922; доктор философии, Корнелльский университет, 1926; доктор права, Небрасскии университет, 1952; доктор наук, Южно-Калифорнийский университет, 1962.

Профессиональная деятельность: заслуженный профессор психологии, университет Южной Калифорнии, Лос-Анжелес; президент Психометрического общества, 1939, Психологической ассоциации Среднего Запада, 1940, Психологической ассоциации Запада, 1948, АРА, 1950, организации "Международный интеллект для образования", 1977; член NAS, 1954; награда АРА "Выдающемуся ученому", 1964; награда Ричардсона (АРА) "За творческую деятельность", 1966; "медаль учредителя", Творческий образовательный фонд, 1970; награда Е. Л. Торндайк (АРА), 1975; золотая медаль APF, 1982; член редколлегии American Journal of Psychology, Psychometrika, Educational and Psychological Measures.

Основные публикации:

Рекомендуемая литература:

Hunt J. M. (1992) Joy Paul Guilford, 1897-1987. American Journal of Psychology, 105, 115-18.

Модель структуры интеллекта по Гилфорду

Модель структуры интеллекта американского психолога Джой Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта. И рассказать о ней мы хотим по той причине, что интересна она может быть каждому, кого волнуют темы психологии, личностного развития и самопознания.

Модель структуры интеллекта по Гилфорду

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

  • Образное
  • Символическое
  • Семантическое
  • Поведенческое

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы
  • Классы
  • Отношения
  • Системы
  • Преобразования
  • Применения

Представленные три блока классификаций Джой Пол Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта:

  • Первое измерение включает в себя разные типы операций
  • Второе измерение включает в себя разные типы содержаний
  • Третье измерение включает в себя разные типы результатов

Очень важно сказать о том, что, невзирая на то, что модель проработана довольно глубоко, она всё же остаётся открытой системой. Об этом говорит и сам Гилфорд, указывая на то, что к тем 50 факторам, которые уже есть, и которые были получены в процессе создания модели, можно присовокупить ещё 120 факторов. Однако на сегодняшний день их выделяют уже свыше 150.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить показатели креативности человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей.

И, как нам кажется, не будет лишним рассказать также о том, как, по представлениям Гилфорда и некоторых других учёных, взаимосвязаны друг с другом креативность и интеллект.

Креативность и интеллект

Одним из первых, кто пришёл к пониманию того, что интеллектуальную одарённость, которая выявляется по системе коэффициента интеллекта, нельзя рассматривать как универсальную личностную характеристику, говорящую о том, что человек способен достигать серьёзных результатов в творческой деятельности, стал американский психолог Льюис Термен и его сподвижники.

Термен организовал самое крупное и долговременное психолого-педагогическое исследование одарённости, которое изменило представления о психологии одарённости вообще. Так, в 1921 году Термен со своими коллегами, применяя видоизменённый вариант теста Стенфода-Бине, произвёл отбор 1528 детей возрастом от 8 до 12 лет из 95 калифорнийских школ. Средним показателем IQ детей из данной выборки стал показатель в 150 единиц, а показатель 80 детей и вовсе достигал отметки в 170 и даже больше.

Помимо того, что дети были протестированы методикой Стенфорда-Бине, они также подверглись медицинскому освидетельствованию, а при помощи всевозможных тестов и рейтингов родителей и педагогов были изучены такие характеристики испытуемых, как интересы, характер и успеваемость.

Одновременно с этим, учёные создали и контрольную группу, состоявшую из детей того же возраста, но уступавших детям из первой группы по разным показателям, например, по успеваемости в школе и результатам прохождения тестов на IQ. Далее через каждые 12 лет проводились контрольные срезы по обеим группам, в которых применялись те же методики.

При помощи этих срезов удалось установить, что у одарённых детей IQ повысился, причём у тех, главным образом, кто поступил в колледж (примерно 90% детей первой группы). Успешно закончить учебные заведения удалось 70% участников выборки, а в аспирантуре остались 66%. Интересно также и то, что уже во время обучения 20% девушек и 40% молодых людей начали зарабатывать самостоятельно.

Помимо прочего, американский психолог Пол Торренс, проводивший наблюдение за своими учениками, сделал вывод, что в творчестве высоких результатов достигают не те, кто хорошо учится или имеет высокие показатели коэффициента интеллекта. Конечно же, эти показатели имеют место, но одних только их недостаточно, и в творчестве нужно нечто другое.

Концепция, которую разработал Пол Торренс, состоит из трёх основных основополагающих факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. По мнению этого учёного, творчество является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека снимать напряжение, возникающее в условиях неопределённости или незавершенности. Позже на этой основе были разработаны различные методики креативности, которые нашли применение в процессе идентификации одарённых детей по всему миру.

Конечно же, можно приводить ещё массу интересных фактов на тему связи креативности и интеллекта, но одно можно сказать точно: высокие показатели интеллекта оказывают на креативные способности не очень большое влияние, и чтобы творить, нужно развивать именно качества креативности и хотеть заниматься творчеством.

НАПОСЛЕДОК: В настоящее время есть множество способов диагностики творческих способностей, однако мы хотим предложить вам провести не только диагностику своей креативности, но и всестороннюю оценку своей личности, которая поможет вам понять и особенности собственной мотивации, и самые важные ценности, и различные качества характера, и много чего ещё, что вы должны знать о себе, если хотите развиваться и личностно расти. Для этого приглашаем вас пройти наш специализированный курс по самопознанию – найти его вы можете здесь.

Джой Пол Гилфорд (7 марта 1897 г. - 26 ноября 1987 г.) был американцем. психолог лучше всего помнят за его психометрический изучение человека интеллект, включая различие между сходящийся и расходящийся производство.

Развитие взглядов Л. Л. Терстон, Гилфорд отклонил Чарльз СпирманМнение о том, что интеллект можно охарактеризовать одним числовым параметром. Он предположил, что для точного описания необходимы три измерения: операции, содержание и продукты. А Обзор общей психологии Согласно опросу, опубликованному в 2002 году, Гилфорд занял 27-е место среди наиболее цитируемых психологов ХХ века. [1]

Содержание

Карьера

Гилфорд окончил Университет Небраски до учебы под Эдвард Титченер в Корнелл. В 1938 году Гилфорд стал третьим президентом Психометрического общества, следуя по стопам его основателя. Луи Леон Терстон и из Эдвард Торндайк, который занимал эту должность в 1937 году. Гилфорд занимал ряд постов в Небраске и некоторое время в Университет Южной Калифорнии. В 1941 году он поступил в армию США в звании подполковника и занимал должность директора отдела психологических исследований № 3 в Армейская авиабаза Санта-Ана. Там он работал над отбором и ранжированием стажеров для летных экипажей, пока ВВС США выясняли, почему значительная часть стажеров не заканчивает учебу. [2]

Гилфорд был назначен начальником отдела психологических исследований в штабе учебного командования ВВС США в Форт-Уэрте. Станин (Standard Nine) Проект 1943 года, который выявил девять особых интеллектуальных способностей, критически важных для управления самолетом. (Станины(ныне общий термин в педагогической психологии) был придуман во время проекта Гилфорда). В ходе Второй мировой войны использование Гилфордом этих факторов при разработке двухдневной батареи классификационных тестов сыграло важную роль в увеличении числа выпускников для стажеров летных экипажей.

Демобилизовавшись после войны полковником, Гилфорд поступил на педагогический факультет Университета Южной Калифорнии и продолжил исследования факторов интеллекта. Он широко публиковал то, что он в конечном итоге назвал теорией структуры интеллекта, а его послевоенное исследование выявило в общей сложности 90 дискретных интеллектуальных способностей и 30 поведенческих способностей.

20 лет исследований Гилфорда в Южной Калифорнии финансировались Национальным научным фондом, Управлением образования бывшего Департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения и Управлением военно-морских исследований. Хотя испытуемые Гилфорда набирались в учебном командовании ВВС на базе ВВС Рэндольф в Сан-Антонио, этим исследованием руководило Управление военно-морских исследований.

Послевоенные исследования Гилфорда привели к разработке классификационных тестов, которые, измененные по-разному, входили в различные оценки персонала, проводимые всеми видами вооруженных сил США. Итак, вообще говоря, все квалификационные экзамены в армии США 1950-х, 1960-х и 1970-х годов были основаны на исследованиях Гилфорда.

Структура теории интеллекта

Согласно теории структуры интеллекта (SI) Гилфорда (1955), результативность индивида на тестах интеллекта можно проследить до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Теория SI включает до 180 различных интеллектуальных способностей, организованных по трем измерениям: операции, контент и продукты.

Структура теории интеллекта, предложенная Гилфордом, была применена Мэри Н. Микер в образовательных целях. [3]

Измерение операций

SI включает шесть операций или общих интеллектуальных процессов:

    - Способность понимать, понимать, открывать и осознавать информацию
  1. Запись в память - возможность кодирования информации - Возможность вспоминать информацию
  2. Дивергентное производство - способность генерировать несколько решений проблемы; креативность
  3. Конвергентное производство - способность вывести единственное решение проблемы; следование правилам или решение проблем
  4. Оценка - способность судить, является ли информация точной, последовательной или достоверной.

Размер содержания

SI включает четыре обширных области информации, к которым человеческий интеллект применяет шесть операций:

  1. Фигурал - Бетон, реальный мир информация, материальные объекты, вещи в окружающей среде - сюда входят A. визуальная: информация, воспринимаемая через зрение, B. слуховая: информация, воспринимаемая через слух, и C. кинестетический: информация, воспринимаемая через собственные физические действия
  2. Символическая - информация, воспринимаемая как символы или знаки, обозначающие что-то еще, например арабские цифры, буквы алфавита или музыкальные и научные обозначения. - Обеспокоен вербальным значением и идеями - Обычно считается абстрактным по своей природе. - Информация, воспринимаемая как действия людей (этот аспект не был полностью исследован в проекте Гилфорда. Он остается теоретическим и, как правило, не включается в окончательную модель, которую он предложил для описания человеческого интеллекта).

Размер продукта

Как следует из названия, это измерение содержит результаты применения определенных операций к определенному содержимому. Модель SI включает шесть продуктов возрастающей сложности:

  1. Единицы - отдельные элементы знаний
  2. Классы - Наборы юнитов с общими атрибутами
  3. Отношения - Единицы, связанные как противоположности или ассоциации, последовательности или аналогии.
  4. Системы - Множественные взаимосвязи, составляющие структуры или сети.
  5. Преобразования - изменения, перспективы, преобразования или мутации в знания
  6. Подразумеваемое - Прогнозы, выводы, последствия, или ожидания знаний

Следовательно, согласно Гилфорду, существует 5 x 6 x 6 = 180 интеллектуальных способностей или факторов (его исследование подтвердило только три поведенческих способности, поэтому обычно они не включаются в модель). Каждая способность обозначает конкретную операцию в определенной области контента и приводит к конкретному продукту, например, пониманию числовых единиц или оценке семантических значений.

Первоначальная модель Гилфорда состояла из 120 компонентов (когда включен поведенческий компонент), потому что он не разделял Фигурное содержимое на отдельные слуховое и визуальное содержимое, а также не разделял память на запись в памяти и сохранение в памяти. Когда он разделил Фигурное на Слуховое и Визуальное содержание, его модель увеличилась до 5 x 5 x 6 = 150 категорий. Когда Гилфорд разделил функции памяти, его модель наконец увеличилась до 180 факторов. [4]

Критика

Различные исследователи критиковали статистические методы, использованные Гилфордом. Согласно Дженсену (1998), утверждение Гилфорда о том, что граммФактор был несостоятельным, на него повлияло его наблюдение, что когнитивные тесты персонала ВВС США не показали корреляций, существенно отличных от нуля. Согласно одному из повторных анализов, это произошло из-за артефактов и методологических ошибок. При применении более надежных методологий корреляции в наборах данных Гилфорда положительны. [5] В другом повторном анализе было обнаружено, что случайно сгенерированные модели так же хорошо подтверждаются, как и собственная теория Гилфорда. [6]

Джой Пол Гилфорд

1279

Годы жизни: 1897 – 1987

Джо Пол Гилфорд родился 7 марта 1897 года на ферме недалеко от Маркетта, штат Небраска. Он с отличием закончил школу и поступил в университет Небраски. Но спустя год ушел в армию рядовым солдатом. Отслужив, вернулся в университет и получил степень бакалавра, а затем магистра. В этот период он работал директором психологической клиники при университете, где руководил проведением тестов на интеллект среди детей. Его впечатляла неравномерность развития способностей у детей в разных областях. К подобным выводам он приходил и раньше, сравнивая свои способности и брата. Он убедился, что интеллект не был единым, глобальным атрибутом, скорее он сочетал в себе набор различных способностей. Гилфорд решил, что в основе его профессионального интереса должно лежать изучение индивидуальных различий.

В 1924 году Гилфорд поступил в аспирантуру Корнелльского университета. К моменту получения докторской степени в 1927 году он уже опубликовал пять научных статей. Некоторое время он проработал на факультетах психологии университетов Иллинойса и Канзаса, а затем в 1928 году вернулся в Университет Набраски. Работа здесь помогла ему снискать международную славу одного из самых выдающихся американских психологов. В 1940 году он перебрался в Университет Южной Каролины, где оставался вплоть до выхода на пенсию в 1962 году.

Во время Второй мировой войны Гилфорд руководил подразделением психологических исследований ВВС США №3 на военной авиабазе Санта-Ана. Он занимался отбором и расстановкой стажеров летного состава. Его главной задачей было помочь руководству военно-воздушных сил разобраться, почему значительная часть стажеров не может закончить обучение. В 1943 году Гилфорд возглавил проект Станайн (от англ. standard nine), в результате которого было обнаружено 9 особых способностей интеллекта, играющих ключевую роль в управлении самолетом. Гилфорд внедрил их в классификационные тесты для пилотов-стажеров, что позволило значительно увеличить долю успешных выпускников.

Он ушел из армии в должности полковника и продолжил изучать факторы интеллекта. Гилфорд создал квалификационные тесты, которые в различных модификациях использовались ВВС США для оценки персонала. Вплоть до 1970-х годов все военные квалификационные экзамены в США строились на исследованиях Гилфорда.

  • беглость (способность генерировать большое количество идей или решений за короткий промежуток времени);
  • гибкость (возможность одновременно предлагать различные подходы к одной проблеме);
  • оригинальность (способность создавать новые, оригинальные идеи);
  • проработка (умение систематизировать детали идеи в голове и осуществлять ее).

Гилфорд считал, что стандартные тесты интеллекта не соответствуют дивергентному мышлению, и больше походят для людей с конвергентным типом мышления. Он активно работал над факторной моделью интеллекта. Для него факторный анализ был средством доказательства предварительно сконструированной теоретической модели интеллекта, а не инструментом ее построения.

Он разработал структуру интеллекта, в соответствии с которой производительность индивида на тестах интеллекта можно проследить до основных умственных способностей или факторов интеллекта. Оригинальная модель состояла из 120 факторов, но позже Гилфорд разделил память на запоминание и воспроизведение, а также конкретизировал образное содержание, выделив визуальную (поступающую через органы слуха) и слуховую (поступающую через зрительные органы) информацию. В результате количество факторов выросло до 180 (6 х 5 х 6).

Гилфорд оставался активным исследователем и автором до конца своих дней. Кроме того, он был талантливым преподавателем, многие из его выпускников позднее внесли значительный вклад в развитие психометрии.

Джо Пол Гилфорд умер 26 ноября 1987 года в возрасте 90 лет в Лос-Анджелесе после тяжелой продолжительной болезни. Его оплакивали жена Рут, дочь Джоан, трое внуков и трое правнуков.

Труды Гилфорда не переведены на русский язык, но с некоторыми его работами можно познакомиться на английском языке:

Читайте также: