Легенда о святом георгии кратко

Обновлено: 09.05.2024

Вопрос: так где же родился святой Георгий? В Каппадокии (Турция) или в Бейруте (Ливан)? Есть ещё версии, что он родился в Сирии или в Палестине. Интересно, что и в житии есть разночтение, мол, святой Георгий родился в Лидде (Палестина), а вырос в Каппадокии.
Более того, в некоторых источниках, и вовсе говорится, что он жил задолго до Христианства. и победа над драконом означает, победу славян, над желтой расой. И вообще, речь идёт о победе над своим внутренним драконом, над собою – над соблазном и искушением.
В сущности, реальность существования многих раннехристианских святых, в том числе и святого Георгия, находится под вопросом.
Но ведь и легенды рождаются не на пустом месте?

Как бы там ни было в жизнеописании святого Георгия, но он, соединившись с Небесным воинством, прославился на Святой Руси как Победоносец и вдохновлял великих строителей русской государственности и русской военной мощи, считавших его своим покровителем. К ним можно отнести Ярослава Мудрого, во святом Крещении, кстати, наречённого Георгием, основавшего Юрьевский монастырь в Новгороде и воздвигнувшего храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Основатель Москвы Юрий Долгорукий, построивший не один Георгиевский храм и город Юрьев-Польский, тоже носил имя святого Георгия. Егорием Храбрым прозвал русский народ великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, который возглавлял борьбу с монгольскими ордами. И великий князь Московский Юрий Данилович, внук святого Александра Невского, в XIV веке немало сделал для собирания земли Русской.
И был ещё в нашей истории полководец Георгий Жуков, принёсший нам Победу в Великой Отечественной войне – его имя фигурирует на Германской капитуляции, подписанной ровно в середине Светлой седмицы Пасхи 1945 года.
И что знаменательно и знаково победа эта, по факту, свершилась 6 мая – в День памяти святого Георгия Победоносца!

Здесь стоит упомянуть ещё один символ, ставший раздражающим фактором нынешних неофашистов и нацистов. Но сначала позволю себе уточнение: нацисты отличаются от националистов, как ненависть от любви. Поясняю: нацистов объединяет ненависть ко всем непохожим на них, а националистов – любовь к единомышленникам и единоверцам. Хотя тут есть нюансы в других аспектах, но в данном случае это не суть важно.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Здравствуйте, Лариса!
Замечательные размышления! Вы справедливо и поэтично рассказали о Святом Георгии Победоносце. Поразил ли этот воин змея или было что-то другое, но важнее, что это человек с чистой душой.
Какое-то время назад я была в Израиле. Мы, туристы, ехали по пустыне к Мёртвому морю. Остановились у Христианского храма, построенного в горе. Диво-дивное сам Храм. Ещё одно диво- далеко внизу источник воды. Больше всего меня поразила очень большая яркая икона (как картина, если можно так сказать)с сюжетом, о котором Вы рассказали: Георгий Победоносец копьём поражает змея. Помню и до сих пор её хорошо.
Есть враги наружные - тот же ефрейтор Гитлер; а теперь - всякие "западники", не ведущие, за что можно получить по шее. Фашистская Германия ведь тоже думала, что русских можно победить быстро и уже летом 1941 года провести парад немцев и их союзников-прихлебателей в Москве на Красной площади. Не на тех напали!
Есть враги внутренние. Это мы сами себе враги, когда допускаем коррупцию, воровство, неуважение к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Коррупция, профнепригодность чиновников, издевательство над солдатами в армии и прочее - это змеи, которых надо поражать.
Сейчас лучше бы не выпускали георгиевскую ленточку. Теперь она как украшение, а не как символ доблести наших предков.
Сердечно поздравляю Вас с Днём Великой Победы! Мира Вашему дому! Мира России и всем её народам!

Спасибо за такой содержательный и обширный отклик, Лариса, но ведь Герой его своей легендарностью и историчностью - более того: своей сакральностью - располагает к размышлениям. Ведь не просто так он так или иначе относится ко многим народам и религиям. И именно потому, что, как вы верно заметили, есть враги внешние и внутренние. А Георгиевская ленточка не зря ведь возрождается: она как тест на духовность и человечности, как градусник, показывающий высокую температуру общества, как предупреждение и призыв к осторожности.
И вас, Лариса с Победой и пожеланиями Мира и Добра, тепла и цветущей надеждами весны! С благодарностью и уважением,

Благодарю Вас, Лариса, за письмо, за поздравление с Днём Победы!
Есть древний совет: если хочешь видеть мир лучше, то начни с себя. Будем делать всё, что от нас зависит, чтобы никто не посмел клеветать на СССР (как страну), на его народы, которые раздавили фашизм - как гниль, заражающую мир.
Именно советские люди - победители! Я горжусь патриотизмом наших предков-фронтовиков!
Благополучия и мира!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Образ воина, пронзающего на скаку змея, знаком, пожалуй, каждому. Вот же он! На груди двуглавого орла.

Кстати, некоторое время вместо Змееборца на царской печати красовался сказочный единорог. Ну как сказочный. В Библии упоминается, значится, настоящий. Просто до ковчега не добрался и утонул 🦄

Но вернёмся к Георгию. Родился он, как гласит предание, в III веке в Каппадокии. Это древняя римская провинция, населённая преимущественно армянами. Георгий был военным и дослужился до тысячника. Но забудьте про копьё и змея. Никакого гада этот святой не убивал. В житии этого нет. Там есть лишь описание репрессий в отношении этого христианина.

В православном житии описаны ещё больше пыток:

  • Погружение в известь ,
  • Ломка костей
  • Раскалённые до красна железные сапоги
  • Плети и яд.

Существуют несколько разных повествований о мучениях святого. И в каждом есть уникальные подробности. Например, в латинской редакции Георгия дополнительно сажают в сундук с гвоздями и кидают со скалы. Но наш герой, разумеется, плевать на это хотел.

Откуда взялся змей?

В средневековье становится популярна легенда, о Святом Георгии, змее и царевне. Согласно латинской рукописи XII века, отец принцессы и все его подданные были язычниками. За это Иисус послал в их земли монстра. После неудачных попыток убить чудо-юдо классическими методами, принимается решение скормить ему вкусную девицу. Жребий пал на дочь царя.

И вот, когда она уже стоит на скале, готовая стать закуской, появляется Георгий и начинает шантажировать народ. Мол, если покреститесь, так и быть, спасу вашу царевну. Все согласны. Святой глушит образину. Потом приглашает епископа и тот за 15 дней крестит 40 000 человек во главе с царём.

Среди великих святых мучеников имя Георгия Победоносца выделяется особо. В религиозных текстах, древних сказаниях, песнях Георгия упоминают, как отважного воина, защитившего имя своего Бога. Великомученик Георгий одинаково известен и почитаем христианами и мусульманами. Его биография скудна по причине давности существования. До сегодняшних дней дошли немногочисленные варианты, из которых исследователи составили примерное жизнеописание святого воина.

Некоторые факты биографии защитника русской земли

Святой Георгий – это символ воина, защищающего землю. На Руси он стал одним из наиболее почитаемых святых после Великого Крещения. Отречение от богатств, пожертвование собственной жизнью во имя Христа – поступки, которые помогали русским воинам верить и молиться покровителю.

Святого Георгия стали изображать на гербах, флагах, иконах. Лик святого Георгия Победоносца стал обязательным символом геральдики. Иконы с ликом святого Георгия выносили перед началом битв, которые были необходимы для защиты рубежей Родины. Во славу святого Великого Георгия со временем были воздвигнуты храмы, построены площади.

Детство и юность

Историки отмечают, что достоверность жития Георгия остается под вопросом. Не дошло до наших дней ни его настоящее имя, ни точная дата рождения. О жизни святого Георгия узнают из греческих сказаний, латинских и апокрифических текстов, исламских легенд. Согласно большинству источников, Георгий родился на территории современной Палестины, в Лиде. Его национальную принадлежность относят к Кападокии, современной Турции, так как семья вскоре после его рождения поселилась там.

Отец – Герундий, был военным, мать – Полихения, имела в собственности несколько богатых имений. Родители воспитали Георгия с четкими представлениями о христианстве, несмотря на то, что это было нелегко. Третий век был временем процветания язычества, поэтому христианское учение не считали популярным.

георгий побеноносец

Георгий был рожден в промежутке между 275 и 281 годами, место его рождения находилось во владении Римской империи.

Воинская служба

Молодые люди того времени мечтали стать военными и служить императору. Когда Георгию исполнилось 20 лет, он также поступил на военную службу и постепенно пришел к чину полковника при императорском войске. Через несколько лет умерла мать, Георгий стал наследником большого состояния. Служба протекала ровно, за храбрость и умение добиваться поставленных задач воин был замечен самим императором и приближен к его двору. Георгий стал начальником личных телохранителей Диоклетиана.

Арест

303 год был ознаменован началом гонений на христиан. Император требовал отречения от Христа, полнейшего поклонения языческим богам, раскаяния и повиновения. Приближенные воины участвовали в арестах верующих, устраивали допросы, пытки, казни. Поводом к аресту полковника Георгия стало его поведение на одном из судебных заседаний. Он поддержал христиан, затем отрекся от собственного богатства, раздал его бедным.

картина георгия

Пытки и колесование

По апокрифическим текстам, пытки Святого длились 7 дней. Они были изощренными и жестокими. Многие древние свидетельства повествуют о том, что именно пытки положили начало дальнейшему возведению Георгия в разряд святых великомучеников.

  1. Первый день. При аресте Георгия заталкивали в темницу длинными воинскими копьями, но одно из них переломилась пополам, как легкий прутик.
  2. Второй день. Георгий был привязан по рукам и ногам, на его грудь возложили тяжелый гранитный камень. Кости мученика хрустели, но он продолжал молиться.
  3. Третий день. Георгия привязали к колесу, которое было утыкано острыми лезвиями и гвоздями. Пока колесо вращалось, Георгий молился. Когда он потерял сознание, император велел бросить его на дно ямы для дальнейшего предания земле. Утром выяснилось, что Георгий все еще жив.
  4. Четвертый день. Георгия бросили на дно каменного колодца, сверху засыпали негашеной известью. Георгий испытывал нечеловеческие муки, но оставался жив.
  5. Пятый день. Георгия заковали, на ноги надели железные сапоги, раскаленные на углях.
  6. Шестой день. Руки и ноги Георгия били кувалдами до переломов костей.
  7. Седьмой день. На протяжении дня воины истязали Георгия плетьми, сделанными из буйволиных жил.

После пыток его на некоторое время оставили в покое. На дне каменной темницы он молился и проповедовал житие Христа. Диоклетиан принял решение о его казни.

георгий победоносец

Казнь

По многочисленным сказаниям, статуя была одержима злым духом, который назвал себя падшим ангелом. Разговор с будущим святым спровоцировал падение языческих статуй в храме, что стало основой для дальнейшего краха всего язычества. Диоклетиан усмирил толпу кровавой жесточайшей казнью Георгия. Вместе с ним была казнена жена самого императора – императрица Александра. Она встала на сторону христианского мученика, просила супруга прилюдно помиловать его, но император был неумолим и велел отсечь головы обоим.

Значение и история происхождения

Георгия Победоносца называют свидетелем веры. Основные тексты, по которым составлены его жизнеописания:

  • Вьеннский палимпсест (V век);
  • житие Метафраста (X век);
  • похвальное слово Андрея Критского (VIII век).

георгий победоносец

Они свидетельствуют о возникшем в IV веке культе святого Георгия, который породил множество популярных легенд. Почитание в арабских странах связано с легендами, сказаниями, преданиями о посмертных чудесах, связанных с именем святого великомученика.

Европейцы восхваляют Георгия Победоносца, как покровителя воинов. Православная церковь почитает память вмч Георгия под именем Юрия или Егория, по православным представлениям крестьян, Святой Георгий покровительствует не только воинам, но земледельцам и скотоводам.

Чем помогает образ праведника и защитника русской земли

Образ Георгия Победоносца уникален. Это единственный святой великомученик, который одинаково помогает военнослужащим и одновременно защищает простых православных.

Военнослужащие

Святой Георгий Победоносец – образ защитника Руси. Иконы с его изображением известны с XII века. На них он изображен воином. На это указывают атрибуты: копье, меч, кольчуга или военный хитон. Статус мученика символизирует ярко-алый плащ, который перекинут через его плечо.

икона георгий победоносец

Защита от врагов

Икона Георгия Победоносца стала символом защиты от врагов. Ее выносили перед ратниками на полях сражений и ставили в храмах и церквях, совершали молебны, восхваляя доблесть собственных воинов и взывая к покровителю.

Защита от болезней

Иконам Георгия Победоносца молятся. Просят о выздоровлении, надеются на защиту близких от болезней. В молитвах упоминают Георгия, как великомученика, то есть человека, перенесшего физические наказания, и познавшего силу боли.

Призыв победы

Изображения с ликом Георгия, возвещающего о победе с копьем в руках, издавна использовались для призыва победы над врагами. Это относится к временам сражений с монголо-татарами во времена ига. Иконы, где святой восседает на белом коне с копьем в руках и поражает змея, были настоящим образом победы над реальными врагами.

георгий победоносец

Прижизненные чудеса

Помимо посмертных чудес, известны прижизненные чудеса, связанные с днями пыток Георгия. Вера святого Георгия была так велика, что Бог помог ему воскресить мертвого христианина. После этого к темнице, где сидел Георгий, стали приходить люди. Там они творили молитвы, прося помощи в болезнях и бедах.

Среди посмертных чудес самым популярным сказанием является легенда о Георгии Победоносце, как змееборце. Сказание гласит, что он победил коварного змея, поработившего город Ливан, разорившего страну. По преданию, язычники, чтобы задобрить змея, поставляли ему человеческих жертв.

Когда выбор пал на царскую дочь, явился Величественный Всадник на белом коне с копьем в руках. Совершив крестное знамение и воззвав к Христу, он бросился на змея и поразил его копьем. После оглашения об этом событии население города приняло веру Христа.

Победоносец, который пронзает острым копьем змея, означает для русских символ победы над ордой. Этот образ был прочно закреплен геральдикой Московского государства, стал базой для создания византийского двуглавого орла, являвшегося старинным символом царских печатей и гербов.

Георгий Святой Победоносец, как воин, был почитаем на территории Грузии. Жители Осетии изображают Георгия седобородым старцем в доспехах, который, по легендам, одержал немало побед, являясь воинам во время сражений или перед ними.

георгий победоносец

Информация! Многие предания повествуют, что Георгий Победоносец побеждает не змия, а дракона.

Дни почитания великомученика

Даты, когда Победоносца вспоминают, как св. Георгия, вписаны в церковных календарях для православных верующих:

  1. 9 декабря. Празднование освящения церкви, построенной во имя Георгия на территории Киева в XI веке. Дата среди крестьян прозвана Юрьевым днем, установлена еще Ярославом Мудрым.
  2. 23 ноября. Напоминание о пытках, жесточайшем колесовании Георгия.
  3. 16 ноября. Отмечают создание нового собора, воздвигнутого вокруг мощей святого Георгия Победоносца.
  4. 6 мая. Вспоминают о гибели преподобного Святого.

Кроме того, по православному календарю отмечают День ангела Георгия. Священнослужители считают, что при наступлении Дня Ангела необходимо посещать церковь, совершать молитвы перед ликом святого. Дни для почитания Георгия: 16 ноября, 6 мая. Именины празднуются дважды в год, с помощью молитв, возносимых покровителю.

георгий победоносец

Где расположена святыня

Согласно апокрифам и греческим сказаниям, мощи святого Георгия преданы захоронению на территории Израиля, в современном городе Лоде. Лод – это населенный пункт, который расположен к югу от Тель-Авива. Этот город был в прошлом городом Лидда, а также носил название Георгиополиса, Диосполиса.

Главная достопримечательность Лода – это гробница Георгия Победоносца, ею владеет православная церковь Иерусалима. Гробница была воздвигнута в V веке, намного позже вокруг нее построили храм, получивший название Святого Георгия. Во времена войн за независимость церковь была неоднократно разрушена, но постоянно восстанавливалось. Дата последнего восстановления: 1870 год.

Оружие воина, его глава хранятся над главным алтарем Римского храма Сан-Джорджо – эн-Вила бро, который посвящен святому. Сан-Джорджио построен в стиле базилики. Реликвии находятся там с начала XII века. Они привезены сюда по велению Папы Римского, Григория IV.

георгий победоносец икона

Часть мощей размещена в святой капелле Парижа. Это готическая постройка, имеющая статус реликвария. Ценные реликвии соседствуют с терновым венцом, обагренным христовой кровью, частицами Креста Господня, а также частью копья римского воина, которое было вонзено под ребра Христа, висевшего на кресте.

Десница (или правая рука до локтя) сохраняется на Святой горе Афон, находящейся на юге Греции в монастыре Ксенофонт. Соборный храм монастыря построен в честь Георгия Победоносца, среди известных святынь: части мощей Марины Великомученицы, Иакова Персианина, мученицы Параскевы.

Информация! Юрий Лужков принял в дар от Иерусалимского патриарха часть мощей великомученика Георгия. С 1998 года они хранятся в небольшом храме, возведенном на Поклонной горе.

Иконография

На иконических рисунках и фресках Георгий предстает в качестве отважного воина или мученика, прославляющего веру:

  1. Облаченный в хитон, поднимая копье и сидя на белом коне, Георгий пронзает дракона или змея, тем самым символизируя превосходство в сражениях с врагами. Рядом с чудовищем на некоторых иконах бывает нанесено изображение дочери правителя, которую спас воин. Это символ защиты народа от врага, избавление от угрозы сражений.
  2. С красным плащом на левом плече Георгий предстает великомучеником. Святой держит копье, как воспоминание о статусе Победоносца, и крест, как символ бесконечной веры и поклонения Христу.
  3. Георгий Победоносец, сидящий на небесном троне, принимает от ангела мученический венец. Это старейшее изображение, повествующее о принятии воином лика великомученика.
  4. Иконографический свод изображает Победоносца с другими святыми войнами, например, известно изображение святого Георгия и Димитрия Солунского на конях.

святой георгий победоносец

Многочисленные фрески в храмах и церквях изображают Георгия победителем или мучеником. Одна из известных фресок изображает его, как христианина, несущего слово Божье людям. Он идет по земле в алом плаще мученика с ангельским ореолом вокруг головы. Особняком стоит новгородская икона, написанная в технике станковой живописи. На ней Георгий выписан по пояс. Икона является одной из самых древних.

Как правильно молиться

Для свершения молитвенного обряда советуют соблюдать несколько основных неписаных правил. Подготовка к молитве делает ее более осмысленной, укрепляет веру в положительный исход:

  • поочередно зажигают 3 свечи;
  • расставляют емкость со святой водой;
  • икону с Победоносцем устанавливают по центру, чтобы было удобно обращаться к его лику.

девушка молиться

Молебен о помощи в работе

Прошение на Победу в спорте

картина георгий победоносец

Молитва на защиту

Первая

Вторая

молитва в церкви

Как правильно расположить икону

Для начала мольбы иконы расставляют перед своим лицом или совершают обряд, преклонив колени перед местом, где они хранятся постоянно. Существует несколько правил расположения домашнего иконостаса:

  1. Иконы располагают на восточных стенах дома. Они должны находиться там, где перед ними можно преклонить колени для молитвы.
  2. Изображения святых могут стоять на полке или висеть на стене. Перед ними укрепляют лампады или свечи.
  3. При расположении нескольких икон важно соблюдать принцип иерархии.
  4. Под иконами расстилают красивые салфетки, которые в церковных обрядах называют пеленой.
  5. Лампады зажигают во время молитв, в воскресные и праздничные дни.
  6. Святую воду, которую приносят из храма, хранят рядом с иконами.

Предупреждение! Запрещено размещать иконы рядом с часами, панно или фотографиями. Это неуместно.

Примеры помощи

Молебны, прошения, взывающие о помощи Георгия Победоносца, помогают укрепить веру православным людям. Известны случаи, когда больные избавлялись от болезней после прикосновения к мощам великомученика, которые хранятся на горе Афон.

Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.

Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.

Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.

10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия

Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде

Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.

Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.

Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.

Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

У рус­ских кня­зей, на­чи­ная с рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, су­ще­ство­вал бла­го­че­сти­вый обы­чай ос­но­вы­вать хра­мы в честь сво­их Ан­ге­лов Хра­ни­те­лей. Так, рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, в Свя­том Кре­ще­нии Ва­си­лий, по­стро­ил в Ки­е­ве и Вы­ш­го­ро­де хра­мы во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, князь Изя­с­лав I (1054–1068), в Кре­ще­нии Ди­мит­рий, по­стро­ил в Ки­е­ве храм и мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря), князь Яро­слав Муд­рый (1019–1054), во Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, по­ло­жил на­ча­ло хра­му и муж­ской оби­те­ли в честь сво­е­го Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля – ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля), а так­же по­стро­ил храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны (па­мять 5 мая), Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля сво­ей су­пру­ги. Храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дил­ся пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии, на его стро­и­тель­ство князь Яро­слав за­тра­тил боль­шие сред­ства, в воз­ве­де­нии хра­ма при­ни­ма­ло уча­стие боль­шое чис­ло стро­и­те­лей. 26 но­яб­ря храм был освя­щен свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским (па­мять 21 ок­тяб­ря), и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь это­го со­бы­тия.

Читайте также: