Типология культуры сорокина кратко

Обновлено: 19.05.2024

Питирим Александрович Сорокин – ($1889$ – $1968$) русско-американский социолог, культуролог, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Концепция культурных суперсистем

В процессе изучения изменений в мире Сорокин разработал теорию социокультурной динамики, в которой он отразил своё намерение рассмотреть возможности и диалектику социальных изменений.

Рассматривая общественную реальность с исторической точки зрения, Сорокин описывал ее в качестве иерархии социокультурных систем, изучая как мелкие системы, так и крупные суперсистемы.

Суперсистемы измеряются целыми столетиями и охватывают большое количество видов социальных взаимоотношений, а так же формы духовной и материальной реальности, вместе с наукой, искусством, религией, языком.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализируя суперсистемы, Питирим Александрович уделил своё особое внимание описанию культурных суперсистем, в которых ключевая роль отводилась ценностям. Ценности занимают в теории социокультурной динамики одно из ведущих позиций.

Суперсистема доминирует в одной конкретной исторической эпохе, как утверждает концепция Сорокина, в структуре этой суперсистемы обнаруживается отголоски предыдущей и зачатки предшествующей суперсистемы.

Исторический процесс Сорокин изучал с точки зрения движения типов культур, которые выступают в качестве определенной целостности.

Сорокин выделяет три основных типа:

  • Чувственный, в котором преобладает чувственное восприятие реальности
  • Рациональный (умозрительный), в котором преобладает доминирование рационального мышления
  • Идеациональный, в котором преобладает интуитивное мышление.

Все эти типы культуры пребывают в процессе своего развития и присущи обществу в разные периоды его прогресса.

Согласно концепции социокультурной динамики люди находятся в системе социального взаимодействия и подвергаются воздействию многих факторов:

  • Бессознательных, рефлекторных регуляторов.
  • Биосознательных регуляторов (жажда, голод).
  • Социосознательных регуляторов (ценности, нормы).

Последняя группа регуляторов является культурным качеством. Для каждой культуры характерны свои культурные качества, которые могут меняться и предопределять тип социокультурной динамики.

Центральной категорией концепции социокультурной динамики Питирима Александровича выступают ценности, которые делятся на четыре группы:

  • Ценности, которые появились в познавательном процессе (истина)
  • Ценности эстетического удовлетворения (красота)
  • Ценности морали и социальной адаптации (добро)
  • Ценности, которые объединяют в себе все вышеперечисленные (польза).

Типология культуры П. Сорокина. Близка по критериально-методологической основе типологии Ф. Ницше типология культуры американского социолога русского происхождения — П. Сорокина. Отметим, правда, что в отличие от Ницше П.Сорокин исходил из более широкого понимания культуры, включающего в себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферыжизнедеятельности.

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П.Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.

Идеациональный — тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный — господство чувственности. Кроме того П.Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, "не чистых") типа культуры:

а) смешанно-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс;

б) смешанный, негармоничный — эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).

Поскольку одной из важнейших исследовательских задач П. Сорокина была задача вскрыть социокультурную динамику, процесс изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба "чистых", "полярных" типа культуры — идеациональный и чувственный — меняются волнообразно. Центральные темы культур, по его мнению, повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики (сходство с концепцией Шпенглера) и религии.

Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей.

56) Русская идея как форма национально-культурного сознания. Проект будущего.

Русская идея – это попытка ответить на вопросы: КТО? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? (требования и к культуре и к человеку)

Первый употребил связку русской идеи Достоевский в 1861.

Философское основание русской идеи – это форма самосознания, которая зафиксирована в текстах.

Функции русской идеи:

1. Функция самосознания

2. Дает проект будущего (куда? Зачем?)

3. Русская идея – размышление, фундаментальный компонент общества

Соловьев: русская идея это особая идея, которая открывается сознанию, и есть такая роковая необходимость. Выполняется как закон жизни.

Во времена Ельцина на телевидении открыли передачу, в которой принимали звонки со всех уголков России и слушали варианты Русской идеи.

Идея святости (Достоевский); идея братства народов, единства (Бердяев); русское историческое разнообразие, любовь (Ильин).

Модели Русской идеи.

1. Москва – третий Рим (15 век)

- осознание духовной миссии русской культуры – донести до нового поколения неизменной, поднимаемый вариант христианства;

- государственность как форма сохранения самобытности целостности;

- понимание национально-культурной уникальности духовной самобытности России;

Адиоцентрический проект В.Иванова (см. книгу «Родное и Вселенское«)

2 Концепция Евразийства (20-е годы 20 века)

Представители: трубецкой, Воровский, Савитский, Сувчинский, Гумилев, Моисеев.

- отказ от культурно-исторического европозицинтризма – посмотреть на мир не в Европейской схеме, а в равноценности всех культур (Европа не рациональная культура, она не центр культуры)

- отрицание концепции универсализма культурного развития

- понимание России как особо культурный верх единства, систематизирующего в себе элементы восточной и западной культур. Русская культура – новый и самостоятельный центр континента Евразия.

- понимание науки как символической мысли когнетивного носителя духовных ценностей.

3. Мессианская идея России как всемирного лидера народов изгоев

Россия может и должна стать народом жалости и неуспеха.

Народы-изгои: весь арабский мир.

Надо отказаться от геополитической борьбы за пространства. Переход в духовную жизнь.

Успех проекта: симпатии Третьего мира к России.

- Христос обращается к изгоям, и произошло чудо, переворот в мире

-солидарность и сострадательность

-ограниченность ресурсов природы

Таблица сравнения западной и русской культуры в тетради, мы писали ее на лекции.

60)Проблемы культурного развития современной России.

Духовная жизнь российского общества сегодня многосложна и противоречива. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, православное богословие. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

С другой стороны, резко обострились негативные тенденции и процессы в духовной жизни общества. Как правило, распад общественного организма начинается в том его звене, которое не в состоянии оказать сопротивление воздействующей на него силе. Сегодня таким звеном оказалась духовная культура, защитные силы которой были существенно подорваны предшествующей эпохой.

Кризис, поразивший экономическую и политическую жизнь страны, в наибольшей степени сказался на духовной культуре народа.

Во-первых, усиливаются процессы размывания духовной самобытностироссийской культуры, возрастает опасность ее вестернизации. Активно внедряемые в сознание граждан ценности гедонизма, эгоистического благополучия и потребительства в контекстероссийской духовностистановятся факторами дезинтегративности и деструктивности, разрушая целостность и органичность как на индивидуальном, так и общенациональном уровне. Происходит утрата идеалов и смысла человеческой жизни, дискредитирована идея служения, ценность творческого труда как важнейшего условия процветания общества и способа самореализацииличности. Психология потребительства и выгоды, агрессивно утверждающая себя в обществе, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, примитивизирует смысл человеческого бытия, сводя его к машине потребления. Человек уже не является мерой всех вещей - вещи и деньги становятся основным критерием как человеческих отношений, так и самой жизни.

Нарастающее в культуре многообразие превращается в фактор саморазрушения культурной целостности, в самодостаточность каждого элемента этого многообразия, в беспорядочную совокупность взаимоисключающих ценностей, состояний и ситуаций, не объединенных смысловым единством. О кризисе целостности свидетельствует отсутствие духовных лидеров нации, их невостребованность, непроявленность в сегодняшнем самосознании общества. Духовные референтыроссийского общества дореволюционной эпохи, начиная с времен становления Московской Руси, дискредитированы десятилетиями коммунистической пропаганды. Идеологические же символысоветского периода развенчаны и низвергнуты. Пустующую нишу пытаются занять правозащитники, националисты с экстремистской ориентацией, либеральные и радикальные демократы, курс которых бесперспективен в контекстетрадиционных российских ценностей.

Во-вторых, культура утрачивает свои сущностные функции социальной регуляции, национальной консолидациии духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности. Ценности и нормы, составляющие духовное ядро национальной культуры, ее нравственную вертикаль, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. На этом фоне активно утверждает себя идеология беспринципности, нравственного произвола и вседозволенности.

Снижение нравственных ценностей, инверсия духовных идеаловобщества почти всегда заканчивается национальной катастрофой. В частности, некритичное заимствование российской интеллигенцией второй половины ХIХ века ценностей рационализма и атеизма подготовило мировоззренческую базу нигилизма и обусловило появление в обществе особой категории людей - революционеров-социалистов, логика развития идеологии которых привела к февральской, а затем и октябрьской катастрофе. В Германии увлечение мифологией, мистикой, культами древних богов, теорией “сверхчеловека” и одновременно дискредитация ценностей христианства закончилась трагедией второй мировой войны.

И это закономерно, ибо основной “атом” распада культуры - человек, личность, теряющая в атмосфере нормативно-ценностного вакуума свои нравственные устои и духовные идеалы. Культура, лишенная, по выражению И.А.Ильина, “сердца, совести и веры”, неизбежно будет лихорадить общество “спазмами” социальной напряженности, межэтническими конфликтами, создающими опасность сползания в гражданскую войну, взрывом преступности, нравственной деградацией семьи, расширением сферы криминального и девиантного поведения.

В-третьих, на уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурсадуховного преображенияРоссии. Основной акцент в государственной культурной политикесделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Духовной, гуманитарной культуресегодня даже не отводится роль второстепенной отрасли, как это было при советской власти, когда культура поддерживалась государством по известному остаточному принципу финансирования, - сегодня она воспринимается политическойэлитой как обременительная и ненужная реальность. Об этом свидетельствует повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы финансирования отрасли. Формально заявленные федеральные программыпрактически не финансируются. Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3 - 4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии - в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70 % музейных фондов. Идет массовая коммерциализацияи перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии в обществе и государстве целостной системы условий и гарантий охраны и использования культурно-исторического наследия, профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни.

61) Культурологические проблемы развития современной цивилизации.

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии. Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения. Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А.Тойнби, О.Шпенглера, М.Вебера и др., а также обретением "прав гражданства" отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.

С другой стороны, постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании.

Выдающийся представитель социологической школы, русско-американский социолог и историк культуры.

Выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа, он лишь в 14 лет освоил грамоту и вскоре стал крестьянским революционером, вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства - А.Ф. Керенского, позднее - профессором Петроградского университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое письмо, объявляя о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило поводом для написания известной статьи Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”, сделавшей его известным на всю тогдашнюю Россию. Вернувшись в Петроград в 1919 году, он организует первый в стране социологический факультет и становится его деканом, тем не менее оставаясь в оппозиции с большевизмом. Все это было одним из ярчайших проявлений идейного противостояния русской интеллигенции того времени большевистскому “беспределу”. В 1922 году, опять-таки по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. После непродолжительного пребывания в Берлине и годичной работы в Чехословакии по приглашению ее президента Т. Масарика ученый в 1923 году переезжает в США, где быстро осваивает английский язык и становится одним из ведущих социологов и культурологов. В Гарвардском университете Сорокин создает и возглавляет факультет социологии и к концу жизни становится одним из всемирно признанных авторитетов в этой области. Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.

Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде “Социокультурная динамика” (1937-1941).

Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является “основой и фундаментом всякой культуры” (Сорокин П.А..Социокультурная динамика / /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С. 429).

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения;
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в “чистом виде” в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие - искусство, истину, мораль, право - и давая им характеристики.

Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана “на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности” (там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями - сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. “Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой” (там же. С. 436). Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.

Высшей идеациональной истиной у Сорокина является “истина веры”. “Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях” (там же. С. 463). Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным .Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества “свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения” (там же. С. 49).

Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.

Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства - доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако “рядом с этими великолепными достижениями, - подчеркивает Сорокин, - наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада. ”, которые “и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки” (там же. С. 450). По мысли философа, искусство становится “музеем социальной патологии”. И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорее всего идеационального, искусства.

Серьезные проблемы, по мысли философа, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной “из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки” (тамже. С. 452).

Если период становления чувственной культуры сопровождался гармонизацией правовых отношений, укреплением нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры наблюдается крах всего образа жизни и поведения людей. Мораль и право девальвируются и перестают выполнять свои объединительные функции внутри общества.

Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура. Она связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической культуры - искусства, истины, морали, права - действует исходный принцип: реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

П.А. Сорокин, как и его предшественники О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста - созревания - увядания - упадка и, наконец, распада. В то же время философ был убежден в том, что так называемая “смерть” культуры не имеет тотального и необратимого характера. Более того, эта “мнимая смертная агония была не чем иным. как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил” (там же. С. 433).

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета “чувственной” культуры греко-римскую цивилизацию III-IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому - великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е. веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем “расколдованном” мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении “идеациональной” культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин сформулировал так: “Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего”.

Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей теорий “социальной мобильности” и “социальной стратификации”. Согласно первой, в высоко развитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры. Что касается теории социальной стратификации, то она рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, как это делают марксисты, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в состоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества. Легко догадаться, что как теория социальной стратификации, так и теория социальной мобильности, по существу, противостоят марксистскому пониманию процессов, происходящих в современном обществе, а посему и яростно отвергаются догматизированным историческим материализмом. Не менее яростно его адептами до последнего времени отвергалась и сформулированная П. Сорокиным в 60-х гг. известная теория конвергенции между капитализмом и социализмом, в результате которой должно появиться новое, более совершенное общество. П.А. Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых нашего века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся рус­ский и американский ученый, талантливый исследователь, энергич­ный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии.

ВложениеРазмер
tipologiya_kultur_po_printsipu_dominiruyushchey_tsennosti.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Типология культур по принципу доминирующей ценности. (П.А.Сорокин)

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель, большую часть жизни проживший в США. А методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно- исторических типах Шпенглера и Тойнби, но Сорокин в отличии от них допускает наличие прогресса а общественном развитии. Сорокин признавал глубокий кризис западной культуры, но расценивал его не как падение и закат Европпы как таковой, а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объеденяющей все человечество. [10, c 43 ]

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

• Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимается органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки. [7, с. 112]

• Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Многие из них характерны для телесно-духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

• Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний — от минимума к максимуму, от скудости — к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности; от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет особой.

• Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Первый тип — идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности ценности. [10, с.44]

Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго, ибо общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей. Таковы в общих чертах особенности чувственного типа культуры.

Здесь нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

К данному типу культуры Сорокин относит западноевропейскую культуру 13-14 столетия, а также древнегреческую культуру 5-6 века до нашей эры. [10, с. 44]

Читайте также: