Хадис о дружбе кратко

Обновлено: 19.05.2024

Человек, с которым вы собираетесь дружить, должен обладать следующими качествами:

ум, так как нет пользы от дружбы с невежественным человеком. Он, стараясь помочь тебе, может навредить больше, чем навредил бы враг. Умный человек реально и объективно смотрит на мир, знает истинное положение вещей, знает многое сам или пополняет свои знания, общаясь с другими;

добрый нрав, ведь иногда и умный человек, если он имеет скверный характер, в пылу гнева может совершить всё что угодно. Поэтому не стоит дружить с таким человеком;

покорность Аллаху, т. к. верить человеку неверующему, не боящемуся Всевышнего, нельзя, он может совершить грубые ошибки и грехи, потому что творит всё, что его душа пожелает;

Этикет в общении друг с другом

Первый аспект в дружбе — взаимопомощь. Это одно из самых важных и ценных качеств дружбы. Мусульманин всегда должен быть готовым помочь другу и морально, и физически, и материально. И помогать с готовностью и радостью он должен в трёх случаях: тогда, когда его об этом попросит сам друг; тогда, когда просьбы нет, но есть сведения, что друг нуждается в помощи; тогда, когда, находясь в такой же нужде, как и друг, его интересы ставит выше своих и помогает прежде всего не себе, а ему. Так поступали первые мусульмане.

У Пророка (мир ему и благословение) были сподвижники, которых называли Асхабу-с-Суффат. Они, отказываясь от мирского, жили в мечети Медины и всегда были готовы делать всё, что потребуется для Ислама. Однажды прихожанин подал одному из них варёную баранью голову как милостыню. Все они жили бедно, но каждый считал, что другой живёт ещё беднее, и передавал голову другому, тот – третьему, таким образом, голову поочередно получили семь человек. Вследствие она вернулась к тому, кто первым отказался от неё ради другого.

В одной священной войне раненый сподвижник упал и попросил воду, но как только ему принесли её, он услышал стон другого раненого. Полуживой, не способный говорить, он каким-то образом дал знать, чтобы воду отдали другому. О помощи в дружбе можно говорить долго. Раньше, если человек умирал, то оставшийся в живых друг заботился о его детях и не давал им познать никаких других лишений, кроме отсутствия отца.

Следующее, на что надо обратить внимание, – наша речь, так как настоящий друг должен знать, когда лучше хранить молчание, а когда необходимо высказать своё мнение или дать совет. Человек должен молча воспринимать ошибки друга, не спорить с ним, не спрашивать его о том, о чём друг не хочет рассказывать, не задавать вопросы: где был? куда идёшь? и т. п. Должен уметь хранить тайны, не обвинять и не обсуждать при нём его родню, всех тех, кого он любит и кто любит его. Друг не должен передавать ему обвинения в его адрес, услышанные от других, не должен передавать ему разговоры, которые огорчат его и не понравятся. Но в то же время следует наставлять друга на доброе, хорошее, помогать остерегаться плохого, как того требует Шариат. Это тоже добро по отношению к другу.

Если мы хотим, чтобы друг не разглашал наши тайны, недостатки и ошибки, то должны понимать, что и он хочет того же. Кроме того, есть достоверный хадис, гласящий о том, что не совершенствуется вера человека, если он не захочет для брата по вере того же, чего хочет для самого себя. Надо остерегаться споров с другом, это порождает зависть и враждебность, гасит любовь и дружественные отношения. Ведь часто бывает так, что люди спорят не ради выявления истины, а для того, чтобы показать своё превосходство, чтобы выявить недостатки брата по вере.

Нужно хвалить друга за его хорошие поступки, напоминать ему о хороших качествах, которыми он обладает, хорошо отзываться о его семье, детях, о его деле, например, написанной им книге. Отметить при случае особо хорошую черту его характера. Если кто-то похвалил вашего друга, то следует довести до друга эту хвалу, порадовать его. Если кто-то ругал его, то не следует говорить об этом, чтобы не ранить его сердце. Ведь причиной обиды и боли в сердце становится тот, кто первым ему расскажет об этом порицании. Хотя бывают и случаи, когда необходимо рассказать другу о том, что другие недовольны им. Если друг помог тебе в чём-либо, следует благодарить Всевышнего Аллаха, а вместе с тем и друга.

Если кто-то ругает друга, следует заступиться и защитить его. Ведь вам было бы приятно почувствовать такую поддержку и защиту от близкого человека. Так же приятно будет и вашему другу, если вы будете на его стороне.

Представьте себе, что вы прячетесь за стеной и тайно слушаете то, что говорит друг, и видите то, что он делает. Что бы вам хотелось, чтобы он о вас сказал? Что бы хотелось, чтобы он для Вас сделал? Поверьте, того же самого хочется и ему.

Очень важно наставлять друга на путь истины, прививать ему любовь к религии, более чем материальные блага ему важны и полезны ваши научные знания и наставления. Но наставлять друга надо ненавязчиво, не слишком настойчиво, а деликатно, мягко, искренне и так, чтобы запало в душу. Однако нельзя наставлять и поучать его перед посторонними людьми так, чтобы ему при этом было стыдно и неловко.

Следующая обязательная черта в дружбе – преданность, верность другу. Необходимо хранить верность в дружбе до самой смерти друга, а после смерти поддерживать дружбу с его детьми и друзьями. Признаком верности считается постоянство в дружественных отношениях даже после того, как один из друзей поднялся на высокие ступени власти или нажил состояние и т. п. Также признаком верности является неприятие злословия и клеветы друг на друга. Признаком верности дружбе считается и отвержение дружбы с врагом своего друга, и сохранение дружественных связей с детьми и родственниками друга. Но несправедливо и недопустимо потакать другу в вопросах, противоречащих Шариату.

Седьмая обязанность – желание и стремление облегчить заботы и страдания друга. Нельзя требовать от друга исполнения того, что ему трудно сделать. Нельзя пользоваться в корыстных целях его хорошим именем, богатством. Нельзя позволять ему обслуживать себя. Друга надо любить только ради Аллаха. Главной целью выполнения обязательств перед другом должно быть приближение к Всевышнему и получение от друга доброй молитвы (дуа). От друга нельзя требовать большего, чем душевное расположение и полезное времяпровождение. Нельзя ставить себя выше друга, наоборот, необходимо смотреть на себя как на его слугу. (Конечно же, проявление такого почёта должно быть взаимным.)

Всевышний Аллах также сказал:

Всевышний Аллах также сказал:

Шейх Хамд бин ‘Атикъ (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Что касается вражды по отношению к неверным и многобожникам, то знай, что Аллах обязал этим, утвердив эту обязанность, и запретил их любить и оказывать им помощь, запретив это в строгой форме! Более того, нет в Книге Всевышнего Аллаха после необходимости исповедания единобожия и запретности многобожия положения, на которое указывало бы столько доказательств, как положение дружбы и непричастности (аль-уаля уаль-бара)!” См. “Сабиль ан-Наджа” 31.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[1] Иначе говоря, тот, кто приносит ему больше всего пользы.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Имам ан-Навави, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих и хафиз ас-Суюты подтвердили достоверность хадиса.

________________________________________

Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!

Если так сказано о тех, кто находится с плохими людьми тайно, то что же говорить о тех, кто дружит с ними явно?!

[2] Къадариты – заблудшая секта, отрицающая къадар /предопределение/.

عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ أَنَّهُ قَالَ:

إِذَا أَحْبَبْتَ أَخًا فَلَا تُمَارِهِ، وَلَا تُشَارِّهِ، وَلَا تَسْأَلْ عَنْهُ، فَعَسَى أَنْ تُوَافِيَ لَهُ عَدُوًّا فَيُخْبِرَكَ بِمَا لَيْسَ فِيهِ، فَيُفَرِّقَ بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ

قال الشيخ الألباني : صحيح الإسناد موقوفا وروي عنه مرفوعا

Передают со слов Джубайра ибн Нуфайра о том, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

Передают со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен ими Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис передали Ахмад 5/335, аль-Байхакъи 10/236-237, аль-Баззар 3591.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Сообщается, что иногда (обращаясь к Аллаху с мольбой), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

اللهمَّ إنّي أعوذُ بكَ منْ يَوْمِ السُّوءِ ومنْ لَيْلَةِ السُّوءِ ومنْ ساعَةِ السُّوءِ ومنْ صاحِبِ السُّوءِ ومنْ جارِ السُّوءِ في دَارِ المُقامَةِ

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис передали Ахмад, аль-Байхакъи.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586).

Этот хадис передали аль-Бухари (6026) и Муслим (2585).

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

_____________________________________

[1] То есть о Дне воскрешения.

[2] Возможно, что имеются в виду дополнительные молитвы.

Этот хадис передал ат-Табарани.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб” (3037).

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

Из этого хадиса следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми.

Ибн Батта сказал: «Правдив был аль-Ауза’и, так как я говорю, что такой мужчина не отличает истину от лжи, неверие (куфр) от имана. И относительно этого пришло в Коране и в Сунне от избранного пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Абу Хатим рассказывал:

Сообщается, что ‘Амра бинт ‘Абду-р-Рахман сказала:

Передают со слов Абу Са’ида (аль-Худри) о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал: «Под словами “обязанности мусульманина” имеются такие поступки, которые нельзя оставлять и исполнение которых является или обязательным /ваджиб/, или близким к обязательному /надб муаккад/, что тоже оставлять нельзя. В словосочетании “хаккъ аль-муслим” /права и обязанности мусульман/ слово “хаккъ” используется в обоих предыдущих значениях. Арабское слово “аль-хаккъ” используется в значении нечто обязательного, как об этом упомянул Ибн аль-А’раби. Также это слово используется в значении нечто непоколебимого, необходимого, и значении правдивость и др.

  1. Ответ на приветствие является обязательным, если приветствие было дано одному. Если же приветствие было дано группе, то ответ на приветствие является коллективной обязанностью (фард кифайа). Что же касается начинания с приветствия, то в основе это является сунной.
  1. Что же касается посещения больного, то это является коллективной обязанностью.
  1. Провожание носилок также является коллективной обязанностью. См. ответ на вопрос №67576.
  2. Что касается ответа на приглашение, то, если это приглашение на свадебный пир, то большинство учёных считают посещение свадебного пира по приглашению обязательным, кроме случаев, когда у человека есть значимый по Шариату повод не идти. Если приглашение на другой, не свадебный, пир, то большинство учёных считают принятие приглашения желательным (мустахабб). Но у ответа на приглашения есть свои общие условия. Для ознакомления с ними обратитесь к ответу на вопрос №22006.
  3. Что касается желания блага чихнувшему, то между учёными существуют разногласия.

Маликиты, а также ханбалиты сказали, что это – коллективная обязанность (ваджиб кифайа). У ханбалитов это мнение считает более верным.

Из слов (хадисов) очевидно, что пожелать блага своему брату обязан тот, кто слышал, как чихнувший восхвалил Аллаха.

Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, сказал: «Был упомянут хадис от Абу Хурайры, в котором сказано: “Если кто-либо чихнет, то пусть воздаст хвалу Аллаху, а каждый мусульманин, который услышал восхваление, обязан обратиться за него с мольбой”. Ат-Тирмизи привел хадис от Анаса в главе о том, что желать блага человеку, чихнувшему и восхвалившему Аллаха, является обязательным. Это указывает на то, что он считал это обязательным. И это мнение является верным из-за существования хадисов, которые очевидно указывают на обязательность. Хадисов, что противоречат этому, нет. А Аллах знает лучше.

Эти хадисы: хадис от Абу Хурайры, который был упомянут, также другой хадис: “Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу”, он также был упомянут. Также хадис от Салима ибн ‘Убейда, и в нем:

  1. Что же касается совета, когда брат-мусульманин просит его дать, то это является коллективной обязанностью (ваджиб кифайа).

А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.

Мухаммад Салих аль-Мунаджид, фатва №178639.

[1] Имеются в виду приглашения на свадебный пир и тому подобные торжества.

[2] То есть: сказать: “Да помилует тебя Аллах!” /Йархаму-кя- Ллаху!/, — если чихнувший скажет: “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Передают со слов Абу Каримы аль-Микъдама ибн Ма’дикариба, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал:

“О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека).” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “А сказал ли ты об этом ему?” Он ответил: “Нет.” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Так скажи ему!”[1], — и этот человек догнал его и сказал: “Поистине, я люблю тебя в Аллахе!”, — (на что тот) ответил ему (так): “Да полюбит тебя Аллаха, ради которого ты полюбил меня!”

[1] Возможно, что в это время эти люди находились в ссоре, чем, в частности, объяснялось веление пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, желавшего примирить их.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

Этот хадис передали аль-Бухари 466 и Муслим 2382.

[1] Имеется в виду, что только Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, понял, что жить пророку, да благословит его Аллах и приветствует, осталось уже недолго.

[3] Комната Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, как и комнаты жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются как указание на то, что после его смерти именно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, должен был стать халифом.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Этот хадис передал аль-Бухари 467.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис передал Муслим 2567.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Этот хадис приводят Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50 и др.

Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани.

В данном хадисе речь идет об уподоблении не только неверным, но и любым сообществам в любых вещах, будь это вопросы, связанные с их вероубеждением, или же их обычаями и нравами.

Имамы ан-Навави, аль-Мунави, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. (да смилуется над ними Аллах) сказали, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений. См. “Раудату-т-талибин” 8/206, “Субулю-С-салям” 4/238, “Булюгъуль-амани” 22/40.

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “ Кто жил на земле многобожников и справлял их праздник науруз, и уподоблялся им, пока не умер, тот в Судный День будет воскрешен среди них!” См. “аль-Икътида” 200. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

Этот хадис передали ан-Насаи 5/83, Ибн Маджах 2536.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.

Имам ас-Синди (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Хиджра (переселение) из земли многобожников в земли мусульман является обязательной для каждого, кто уверовал. А тот, кто этого не совершает, является ослушником, который заслуживает того, чтобы Аллах не принял его дела!” См. “Хашия ‘аля Сунани-Ннасаи” 6/83.

Хиджра в Исламе занимает немаловажное место, и в ней множество пользы, в которой среди прочего: уменьшение численности неверных и увеличение численности мусульман; помощь мусульманам против врагов; оберегание своей веры от искушений; нелицезрение открыто совершающихся пороков и разврата на землях неверных и многое другое. См. “Сильсилятуль-манахий аш-шар’ия” 3/217.

Хиджра из страны неверных в страну мусульман в своей основе является обязательной, однако если мусульманин, проживающий на земле неверных, не опасаясь за свою религию и себя, может открыто исповедовать Ислам, не опасаясь за свою религию и себя, то для него хиджра становится желательной, но не обязательной. В противном случае человек, не совершающий хиджру, тогда как у него есть на то возможность, попадает под те угрозы, о которых Аллах сказал в Коране. Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ученые единогласны в том, что тот, кто опасается за свою религию и имеет возможность совершить переселение, обязан это сделать”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/389.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал: “Мусульманину, который находится в стране неверных (даруль-куфр) в слабом положении и который не имеет возможности открыто исповедовать в ней свою религию, запрещено проживать в этой стране, и он обязан совершить хиджру в исламскую страну (даруль-Ислам)”. См “Раудату-т-талибин” 10/282.

На основании изложенного становится ясно, что основа Ислама состоит в том, что мусульманин обязан проявлять открыто свою религию, как ее обряды (намаз, пост, и т.д.), так и само вероучение Ислама (как единобожие, ненависть к многобожию и неверным). Мусульманин не обязан объявлять во всеуслышание о заблуждении неверных, если неверные и без того знают, что этот мусульманин имеет такое убеждение. Но если его спросят об этом, он должен это сказать. Все перечисленное спадает с него только при отсутствии способности. Однако в наше время многим неверным неизвестно истинное отношение Ислама к их неверию и ложным идеологиям. И как это будет им известно, если среди мусульман распространяют идеи о том, что необходимо объединить все божественные религии, а это Ислам, христианство и иудаизм?! И это не смотря на то, что христиане не считают Ислам, иудаизм или иную религию истиной, так же, как и иудеи не считают ни Ислам, ни христианство, ни иную религию истиной!

Что же касается самого проживания в странах неверных, то оно несет в себе огромный вред и искушения для религии мусульман. Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Проживание в странах неверных содержит великую опасность для религии, нравов и поведения мусульман! Мы видели перемены во многих из числа тех, кто проживал в этих странах, видели, как они возвращались не такими, какими туда уезжали. Они возвращались нечестивцами, а некоторые вообще возвращались вероотступниками и неверными, которые издевались над религией и мусульманами, да упасет нас от этого Аллах!” См. “Маджму’у фатауа” № 388.

Шейх Салим аль-Хиляли говорил: “Я не видел мусульман слабее верой (иманом) чем те из них, которые проживали в странах неверных!” См. “Сильсилятуль-манахий аш-шар’ия” 3/218.

Что же касается некоторых заблудших, то они пошли еще дальше и назвали такое великое предписание Ислама, как хиджра – трусостью. Свят Аллах, до чего же они отвращены!

Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Утба увидел человека, который совершал что-то, что делали иностранцы, и сказал: “Пусть человек опасается быть иудеем или христианином сам того не замечая!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1507, 1595. Иснад достоверный.

Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Албани назвали иснад достоверным. См. “аль-Икътида” 161 и “Ирвауль-гъалиль” 2630.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

لَا عَلَيْكَ أَنْ تَصْحَبَ إِلَّا مَنْ أَعَانَكَ عَلَى ذِكْرِ اللَّهِ

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас говорил:

“Тот, кто будет любить ради Аллаха и ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, получит в награду дружбу Аллаха. Однако сейчас люди стали поддерживать братские отношения в основном ради мирских благ, и это не принесет им ничего!” ат-Табари.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:

“Кто жил на земле многобожников и справлял их праздник науруз, и уподоблялся им, пока не умер, тот в Судный День будет воскрешен среди них!” См. “аль-Икътида” 200. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность.

Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Утба увидел человека, который совершал что-то, что делали иностранцы, и сказал: “Пусть человек опасается быть иудеем или христианином сам того не замечая!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1507, 1595. Иснад достоверный.

Искренний друг – тот, кто, когда узнает о твоём недостатке, не будет стремиться раскрыть его, а когда услышит о достоинстве, будет показывать его в десять раз больше; когда сделает по отношению к тебе милость, сохранит (скроет) её в сердце, а когда увидит от тебя пользу, не забудет; когда ты допустишь ошибку в отношении его, он не обидится, а если попросишь прощения – простит.

У того, кто ищет друзей без недостатков, – мало друзей. У того, кто упрёком встречает каждый промах друзей, – много врагов. А тот, кто будет ждать от друзей, чтобы они – в приобретении пользы – предпочитали его себе, будет постоянно в обиде.

Когда увидишь, что друг твой общается с твоим врагом, не следует обижаться. Ведь если он верный друг, то не допустит, чтобы тебе был вред от врага. А если он неверный друг, то пусть уж лучше у твоего врага будет такой приятель.

Врагам своим говори такие слова, чтобы, если они станут твоими друзьями, тебе не было стыдно за свои слова. Если у тебя есть тайна, не открывай её другу, ведь, может быть, он станет тебе врагом. Не причиняй врагу всевозможное зло, ведь он может когда-нибудь стать тебе другом.

Дружбу и приязнь води с честными друзьями и искренними приятелями, так как дружба друзей за карман и стакан, и приязнь приятелей за глоток и кусок не бывает вечной.

Не переусердствуй в дружбе, дабы не достичь пределов крайнего восторга. И не доведи вражду до того, чтобы не осталось никаких других мыслей, кроме как уничтожить врага.

Друзья бывают трёх видов: друзья, друзья друзей и враги врагов. И враги бывают трёх видов: враг, враги друзей и друзья врагов.

Друг становится врагом из-за обиды, а враг – благодаря милости и великодушию – становится другом. Если не имеешь сил с помощью дара милости привести врагов в круг друзей, постарайся не обратить своих друзей во врагов плохими поступками.

Если захочешь дружить с кем-либо, внимательно проверь чистоту его нравов во время его гнева. Если они окажутся чисты, дружи с ним. А если нет, не делись с ним своими тайнами (т. е. не будь ему близким другом).

Не завязывай узы дружбы с тем, с кем не пришлось пообщаться, так как нельзя подружиться с тем, кого не испытал.

Худший из людей – тот, кто враждует с другими, кого не любят другие, тот, кто считает возможным причинять вред людям, кто не прощает ошибок и не принимает извинений.

Самый большой невежда – тот, кто, приобретя друга, – из-за несоблюдения обязанностей братства и обычаев дружбы – заставляет его ненавидеть себя.

Тот, кто приветлив с подобными себе, может не бояться ни друзей, ни врагов. И тот, кто своим нравом и поведением показывает друзьям поддержку, обезопасил себя от их вражды.

Дружба, которая строится на мирском, по малейшему поводу обращается во вражду. А дружбе ради Всевышнего никакие мирские качества не могут повредить.

Смелость людей мужества можно узнать в день битвы. Верность людей доверия можно узнать в день беззакония и несправедливости. Любовь и преданность жены можно узнать в день бедности и недостатка. А истинность дружбы друзей – в день бедствий и несчастий.

Умному следует воздерживаться от вражды, даже если его силы и могущество больше, чем у врага, так как проявление смелости курильщиков опиума в употреблении яда не является признаком мудрости.

Нельзя доверчиво полагаться на врага. Даже если он и выражает приязнь. И не следует поддаваться его обману, даже если он старается проявить любовь. Поскольку если вода, общаясь с огнём, оставит свою влажную и холодную природу и станет настолько горячей, что приблизится к природе огня, всё равно, когда она коснётся пламени, она потушит его.



В этом аяте Аллах учит нас тому, как мы должны понимать, и что мы должны ценить в истинной дружбе. Истинная дружба - это не материальный интерес к человку, это не простая дружба по работе, это не дружба ради почета, известности или мирской выгоды. Истинная дружба выражается в помощи, поддержке и защите. Истинный друг это тот, который будет делать человека ближе к Аллаху.

В хадисе говорится, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал:

Согласно этому хадису, Аллах ставит в высокую степень тех, кто полюбил друг друга ради Аллаха.

В другом хадисе Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

"Всевышний Аллах сказал: "Моя любовь стала обязательной для любящих друг друга ради Меня, и для тех которые сидят друг с другом (беседуя) ради Меня, и для тех, которые посещают друг друга ради Меня".

Аллах своих любимых рабов оберегает от порочности, дает легкость в совершении благодеяний, помогает быть на богоугодном деле. Любовь Всевышнего для раба Аллаха, самая высшая степень и самое большое счастье.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил о дружбе:

"В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все его тело отзывается на это бессонницей и горячкой". (Аль-Бухари, Муслим)

А какое у вас отношение с вашим другом, уважает ли он вас, не обижаете ли вы его, подаете ли вы ему руку помощи в трудных ситуациях или же не отвечаете на звонки? Посмотрите на свою дружбу, оцените её со стороны, тогда вы поймете истинность своей дружбы перед Аллахом. Лучший друг Аллаха, тот у кого лучшее отношение к своему другу, а лучший сосед Аллаха это тот, кто лучше всего относится к своему соседу, помогает, узнает о его делах, а не тот, который лежит сытый, в то время как ему известно, что его сосед в нужде.

В суре "Ат-Тауба", Аллах приводит нам в пример друга Посланника Аллаха (с.а.с) Абу Бакра ас-Сиддик (р.а.):

«Если вы не окажете Мухаммаду поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали [из Мекки] неверующие и он был одним из двоих, когда они оба были в пещере и когда Мухаммад сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах — с нами"… (9:40)

Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) объявил, что его ночью доставили в Иерусалим и оттуда вознесли на небеса (Мирадж), люди сильно удивились. Кто-то упорно отрицал, им это событие казалось невозможным. Тогда Абу Джахль пришел к Абу Бакру ас-Сиддику и сказал:

- Эй, Абу Бакр! Разве ты не идешь к своему господину?

- Что он говорит? - спросил Абу Бакр (р.а.)

- Говорит, что этой ночью путешествовал по небесам.

- Он действительно говорил то, о чем ты сообщил?

И тогда Абу Бакр (р.а.) сказал:

- Если он так говорит, то я ему верю. Его слова истинны. Даже если он скажет, что во мгновение ока добрался до небес и вернулся обратно, я подтвержу это.

В хадисе Посланника Аллаха сказано:

"Хороший друг подобен продавцу миска (мускуса), даже если ты не будешь покупать миск, то хорошего запаха все равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма все равно никуда не денешься".

Аллах Всевышний сказал:

Аллах дал нам знать в этом аяте, что те, кто в этом мире были друзьями, любили друг друга и были вместе - изменятся на том свете (напротив, начнут ненавидеть) и перевоплотятся во врагов (станут врагами). Это из-за ужасов, которые постигнут их в День Суда.

Но это не коснется богобоязненных друзей, так как в День Суда их близкие отношения не прекратятся, они продолжат оставаться друзьями. Они получат пользу друг от друга. Вот это и есть те люди, которые помогают друг другу делать то, что одобрено Аллахом. У них нет подлости, они не обманывают и не предают, не ведут друг друга к заблуждениям и плохим делам, не тянут к совершению греха.

Их объединяет любовь к Аллаху, между ними истинная братская любовь ради Аллаха. Это есть истинная дружба, искренние отношения между верующими. Пусть Аллах убережет нас от плохих друзей. Пусть Аллах дарует нам чистые, бескорыстные взаимоотношениями друг к другу. Пусть Аллах укрепит нас на пути истины и примет наши поклонения.

Читайте также: