Каковы представления о смысле жизни в мировых религиях кратко

Обновлено: 04.07.2024

Моя тема реферата посвящена проблеме смысла жизни. Многие философы задумывались об этом. Проблема смысла жизни - это проблема искомого идеала или истины. Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Я считаю, что эта тема является актуальной в наши дни, так как поиск смысла жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы. Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Понятие смысла жизни присутствует в любой развитой мировоззренческой системе, истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.

Содержание работы

1. Введение
2. Проблема смысла жизни.
3. Философы Древней Греции и Рима
4. Основные философские течения
4.1 Экзистенциализм
4.2 Нигилистские взгляды
4.3 Позитивистские взгляды
4.4 Гуманизм
4.5 Прагматические взгляды
5. Проблема смысла жизни с точки зрения религии
5.1 Христианство
5.2 Ислам
5.3 Буддизм
6. Русские философы о смысле жизни
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Новосибирский Государственный Аграрный Университет.docx

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Выполнила: Лисицына Ю.

Содержание.
1. Введение

2. Проблема смысла жизни.

3. Философы Древней Греции и Рима

4. Основные философские течения

4.2 Нигилистские взгляды

4.3 Позитивистские взгляды

4.5 Прагматические взгляды

5. Проблема смысла жизни с точки зрения религии

6. Русские философы о смысле жизни

8. Список используемой литературы

2. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.
Проблема смысла жизни исключительно сложна, ее пытались решить многие мыслители прошлого. Она находится в центре внимания и современной философии. Но однозначного ответа на вопрос о смысле жизни пока нет.Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он. Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”. По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древней Греции и Рима.

3. Философы Древней Греции и Рима

4. Основные философские течения.

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А “главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу. В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы:

– от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,

– жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,

4.2. Нигилистские взгляды.

4.3. Позитивистские взгляды.

4.4 Гуманизм.
Для гуманиста цель биологической жизни является встроенной в нее саму: воспроизведение. Это то как произошла человеческая раса: создания воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неуправляемой эволюции как неотъемлимой части природы, которая является само-существующей. Но цель жизни это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из аспектов последней. Цель человека определяется людьми, безо всякого сверхъестественного вмешательства. Знание также не приходит из сверхъестественного источника, оно проистекает из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя по преимуществу научный метод: природа Вселенной - вот что мы видим в нем. Это же касается этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом. Просветленный эгоизм является ядром гуманизма. Наиболее существенная вещь Жизни - это человек, и как расширение, человеческая раса и окружающая среда, в котором мы живем. Счастье индивидуума неразрывно связано с блогополучием человечества как целого, отчасти потому что мы социальные животные, которые находят смысл в отношениях, отчасти из-за того что культурный прогресс дает преимущество каждому кто живет в этой культуре. Когда мир улучшается, жизнь в общем также улучшается. Таким образом, поскольку каждый желает жить благополучно и полной жизнью, гуманисты считают важным делать это таким образом, чтобы расширять благополучие всех. В то время как эволюция человеческого вида до сих пор (по большей части) является функцией природы, эволюция человечности в наших руках и это наша ответственность совершенствовать ее в направлении высших идеалов. В тоже время, гуманизм сам развивается, поскольку гуманисты признают, что ценности и идеалы, а следовательно и смысл жизни, являются субъектом изменений по мере улчшения нашего понимания. Доктрина гуманизма сформулирована в "Манифесте Гуманизма" (Humanist Manifesto) и в "Гражданской Декларации Гуманизма" (A Secular Humanist Declaration).

5.2 Ислам.
Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать нормы, должен иметь разработанную "программу жизни", определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности? Все для блага человека, во имя человека — таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама - все во имя аллаха, для прославления его имени. Молиться, исполнять обряды, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя аллаха. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, направленных на создание условий для всестороннего развития всех членов общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе, в неустанном стремлении заслужить благосклонность этой силы, которая одна и может обеспечить индивиду царствие небесное.

В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь постольку, поскольку он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей. „Целью жизни мусульманина является приближение к богу, — читаем мы в одной из публикаций Всемирной федерации исламских миссий. - Мусульманин живет не для себя, он живет во имя бога, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. " При этом богослов считает, что, „чем больше внимания человек уделяет этому, тем значительнее становится его духовное и моральное развитие". Такие суждения прямо вытекают из установлений Корана, в котором от имени аллаха говорится: "Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись". А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, — может быть, ты будешь доволен". Религия искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь - только игра и забава. " . Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили" . Такого рода установки подводят верующего к мысли о том, что существование людей, не поклоняющихся аллаху, не только не имеет смысла, но и не оправдано. И подобные выводы делались правоверными в прошлые века, что облегчало возможность эксплуататорским классам поднимать под знаменами ислама трудящихся-мусульман на борьбу и уничтожение трудящихся-иноверцев. Достиже ние личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь - „только пользование обманчивое" , а „ваше имущество и дети - только искушение, и у Аллаха великая награда" . Заслужить право созерцать аллаха на том свете - вот высшее счастье для правоверного. Достичь же этого можно опять же только неустанными молитвами и соблюдением всех предписаний религии, отказом от земных соблазнов и искушений. Такие установки о цели и смысле человеческой жизни могли возникнуть и возникли в эксплуататорском обществе, где у трудящегося человека, задавленного социальным гнетом и лишениями, не было никакой надежды выпутаться из создавшегося положения. Надеяться на счастье в земной жизни он не мог. Не могли и не хотели давать ему такую надежду и господствующие классы, а также религиозные идеологи, стоявшие на страже интересов последних. Проповедуя страх божьего наказания и оставляя некую надежду на возможность обретения счастья „на том свете" в обмен на смирение и терпение в земной жизни, служители культа помогали господствующим классам держать в узде эксплуатируемых.

5.3. Буддизм.
Творцы Упанишад - одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни. На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным. Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.
Характерной особенностью буддизма является его этико- практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

6. Русские философы о смысле жизни.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей. В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии" рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса - нравственный. Он пишет: “Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл ? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области ? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение ? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения…. Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия. .” Ближайший друг и последователь Владимира Соловьева князь Е.Н.Трубецкой также предупреждал об огромной опасности бездуховности и предлагал созидать непреходящее: "…Второе пришествие Христово, как акт окончательного объединения двух естеств во всем человечестве и во всем космосе, есть действие не только Божеское и не только величайшее чудо Божие, но вместе с тем и проявление высшей энергии человеческого естества. Христос не придет пока человечество не созреет для Его принятия. А созреть для человечества именно и значит обнаружить высший подъем энергии в искании Бога и в стремлении к Нему. … Это не какой- либо внешний, посторонний миру акт божественной магии, а двухстороннее и при этом окончательное самоопределение творчества Божества и человеческой свободы. Очевидно, что такой конец мира может быть подготовлен не пассивным ожиданием со стороны человека, в высшим напряжением его деятельной любви к Богу, стало быть, и крайним напряжением человеческой борьбы против темных сил сатанинских." Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: "Я не богослов, я философ". Франк называл свою концепцию: "метафизическим (философским) реализмом". Его философия - реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

Смотря в какой религии. Давайте я сначала кратко обрисую типы религий (а их несколько), а потом объясню какой там смысл. Брать буду только несинкретические (самобытные) религиозные типы, (сикхизм и джайнизм поэтому брать не буду, да не обидятся на меня их представители). Критиковать религии тоже не буду, просто буду излагать во что люди верят. Итак:

  1. Анимизм - представление о том, что все полно различных духов (от лат. animus - дух), духи делятся на духов предков и природных духов. Это первобытная религия, смысл в жизни в ней - принесение жертвы духам (в умилостивление), жизнь в гармонии с природой и своим племенем, почитание предков. После смерти по верованиям анимистов человек становится сам духом-предком и помогает уже потомкам. Формами анимизма были фетишизм (представление о том, что в материальные предметы могут вселятся духи-помощники, которых надо вырезать из предмета и носить с собой как амулет) и тотемизм (представление о том, что люди произошли от мифического получеловечески-полузвериного предка). Тотемизм приводил к тому, что тотемных зверей племени убивать было нельзя (допускалось только в период большого голода), т.к. считалось, что они далекие братья людей (хотя и утратили речь)
  2. Пантеизм - вера в божественность всемогущего безличного духа природы, которая изображался как женское или мужское божество. Пантеизм существовал в двух формах - неразвитый (о нём мало что известно), по сути это была надстройка над пантеизмом и развитый (индуизм). В развитом пантеизме (индуизме, возник 1500 лет до н.э.) считается, что весь мир это результат сна Брахмана (безличного Бога-Абсолюта). Но в сон Брахмана попала часть его Духа (Атман, досл. дыхание). Первым в мире сна возник бог Брахма, который сотворил мир, путем отделения от себя женской половины и совокупления с ней (он превратил свою половину в богиню и породил богов, потом превратил себя в мужчину, а её в женщину и породил людей и так перевоплощался тысячи раз). Кстати, из-за Брахмы в древнем индуизме и возник культ секса и любви как торжества жизни ("божественная игра"). Потом Брахма уступил место Вишну (богу-хранителю). Вишну занимался сохранением сотворенного и посылал своих Аватаров на Землю (одним из которых был Кришна). Далее Вишну уступил место Шиве. Шива - бог разрушитель и он разрушает мир. После этого мир исчезает, сон прекращается и Атман (часть Брахмы, которая живет во всех людях и богах) сливается с Брахманом, тот пробуждается и бодрствует. Один день (бодрствования) занимает 150-то ли миллионов, то ли миллиардов лет, потом Брахман опять засыпает и цикл повторяется. Так вот, Атман перевоплощается в людях и богах, создавая цикл перевоплощений (самсара или сансара), а над этим стоял причинно-следственный закон (карма). Если человек при жизни делал много добра, он мог перевоплотится в правителя или жреца, если немного, то в ремесленника или торговца, если совсем мало - то в шудру (слугу или раба) и если он творил зло, то превращался в неприкасаемого (самого отверженного, даже ниже рабов) или в бессловесное животное. Но если он творил зло, то попадал в ад, а ад в раннем индуизме - это 650 млрд. перевоплощений в телах живых существ за минуту до смерти. То есть бедняга должен был страдать 650 млрд. раз перевоплощаясь в пчелу, раздавленную человеком, муравья, на которого наступил слон, кабана, задранного львом, слона, упавшего в яму и умирающего от потери крови и так далее (это самый жестокое наказание из всех). Поэтому ранние индуисты (брахманисты) искали выхода из перевоплощении и нашли его в аскетизме (неделании ни добра ни зла). Тогда человек после смерти мог выйти из круга перевоплощений и слиться с божеством. Но большинство современных индуистов живут либо как поклонники Брамы, либо как Вишну, либо как Шивы. Смрити (смартаны) - поклонники Брамы видят жизнь в основном в исполнении ритуалов, свойственных касте и в аскезе, вайшнавы (вишнуисты) видят её в бхакти - романтической любви к Божеству или к Аватарам, в страстном поклонении, вознесении молитв, раскаянии и дообрых делах, шиваисты считают, что надо подражать Шиве в разрушении мира, но в основном занимаются медитациями и высвобождении сексуальной энергии в сложных ритуалах. Но так или иначе все индуисты хотели бы избежать цикла перевоплощений после смерти.
  3. Политеизм (многобожие) - вера в множество богов, в основном природных или повторяющих функции человеческого общества. Это не одна религия, а группа разных религий, в основном национальных по характеру (неудивительно, что на Руси его называли язычеством, от язык - народ). В политеизме в основном как и в анимизме было представление о принесении в жертву богам животных, посвящении своих имен богам и проч. им угождение. Боги считались помощниками в бедах и горестях или виновниками в них. Над богами обычно стояла всемогущая Судьба, которой подчинены и люди и боги. Боги были антропоморфны или зооморфны. Смыслом жизни язычников было исполнение ритуалов, почитание богов, а после смерти они отправлялись обычно в загробный мир, где чаще всего просто прозябали как бесплотные души (только потомки богов, т.н. герои - удостаивались иногда войти в обиталище богов)

Дуализм (зороастризм или маздаизм, возник в IX-Х в. до н.э.) - это религия, признающая ,что у мира есть два начала, одно творящее, другое - разрущающее, которые оба вечны, могущественны и борются между собой за власть над людьми. Ангра-Майнью - разрушитель, создатель эпидемий, вирусов, ураганов, смерчей, лжи, неправды и порока, злое божество, Ахура Мазда (дословно "благой бог") - это создатель мира, который создал его из желания "приманить" злого Майнью внутрь, чтобы можно было пленить его там и убить. Долг человека в зороастризме - это совершение правых дел (благое деяние, благие мысли, благие слова), поклонение Мазде и его пророку Заратустре (Заратуштре), создателю религии, избегание пороков и лжи. Вообще главное качество в зороастризме, атрибут Мазды называется Аша (закон вселенской гармонии, добра и правды), а атрибут его антипод Друдж (неправда, ложь, хаос). Зороастрийцы верят, что рано или поздно в мир придет посланный Ахурой Маздой Саошиант (Спаситель), который уничтожит Ангра-Майнью и завершит существование мира - праведные души уйдут в рай к Мазде, а неправедные упадут в бездну, где до вступления в наш мир обитал Ангра-Майнью. Чтобы Спаситель пришел, надо молится, возжигать огни (огонь считается священным в зороастризме), правильно поступать (см. выше).

Религиозно-философские учения Востока, прежде всего Китая (конфуцианство, даосизм). По сути они представляют собой "ортопраксические религии", то есть религии, в которых людей учат не тому, как устроен мир, а тому как себя вести. Смысл жизни приверженца конфуцианской религии -почтение к предкам, удаление от зла и следование пяти добродетелям (человеколюбие, долг, ритуал, знание и искренность). Даосы в основном стремятся жить подражая природе, в гармонии с ней, придерживаться "увэй" (недеяния), и исполняют сложные ритуалы, которые как они верят позволят им достичь при жизни телесного бессмертия. В общем-то это такие "китайские йоги", которые путем дыхательных упражнений и медитаций стремятся к своей цели.

Монотеистические религии - иудаизм. Монотеизм я рассмотрю отдельно. Общим для монотеистических религий (единобожия) является признание того, что существует только Единый Бог, Творец мира. Дальнейшее крупное разделение - это разделение на религии "строгого" монотеизма - иудаизм, ислам (которые считают, что Бог не только Един, но и Один, то есть внутри Себя не имеет различения) и христианства (тринитарный монотеизм), в котором верят в Бога Единого по Существу и Троичного в Лицах (Ипостасях). Итак, иудаизм. Иудаизм - это национальная религия еврейского народа. Возникла она в ХVII-XVIII в. до н.э. (ок. 2800 лет назад). Основателями считаются Авраам (родоначальник еврейского народа) и Моисей (заключивший Завет или договор с Богом). Иудеи придерживаются 13 принципов веры (вера в Единого Бога, творца мира, вера в совершенство Бога, вера в абсолютную ценность человека. в миссию израильского народа, в равенство людей перед лицом Бога, вера в том, что еврею по рождению нужно соблюдать 613 установлений (мицвот), а нееврею - 7 заповедей Ноя, учение о господстве духа над материей и ценности материи как сотворенной Богом, учение о приходе Мессии, о конце истории и воскресении людей, которые будут жить на обновленной земле, где не будет зла. Целью верующего иудея является жизнь по заповедям Закона, чтение религиозных писаний (Торы и Танах), собрание в молитвенных домах (синагога), молитва о пришествии Машиаха и восстановлении Храма (он был разрушен в 70м году н.э. римлянами). В конце истории (после воскресения) все народы придут и воздадут хвалу иудеям за их нравственное мужество и веру, и будут мирно и счастливо жить на новой земле и только иудеи будут работать (управлять и следить). Поэтому проповедь веры с целью обращения в иудаизм обычно не поощряется, т.к. внушается, что несмотря на почетное место в будущем мире (первыми среди равных), иудеям все же сложнее достичь его и потом придется работать, пока остальные будут отдыхать.

Ислам (монотеизм) - монотеистическая религия, возникшая в VII в. н.э. (самая молодая религия). Проповедник и главный пророк ислама - Мухаммед, вероучительная книга - Коран. Вера мусульман (иман) заключается в 7 положениях: Вера в Аллаха (Единого Бога), вера в ангелов (его духовных нематериальных слуг), вера в Священные Писания (мусульмане признают и Тору и Евангелие, то есть писания иудеев и христиан помимо Корана, но считают искаженными), вера в пророков и посланников (посланники - это прежде всего пророки иудеев и Иисус, а затем Мухаммед), вера в предопределение, в божественность Корана, в Судный день (воскресение мертвых, рай для верных, ад для неверных). Мусульманин обязан повиноваться воле Аллаха, читать Коран и выполнять пять требований (пять столпов ислама), чтобы после воскресения мертвых войти в рай. По вере мусульман перед концом света появится Мессия, который сокрушит врагов ислама. Пять столпов ислама - это 1) шахада (исповедание веры), 2) намаз (пятикратная ежедневная ритуальная молитва), 3) ураза (месячный ежегодный пост), 4) закят (обязательная милостыня), 5 хадж (обязательное однократное посещение Мекки в течении жизни).

Христианство (монотеизм) - монотеистическая религия, возникшая в I в. н. э. Основатель христианства - Иисус Христос, считающийся христианами Богочеловеком (Богом-Творцом, Второй Ипостасью Троицы, воплотившейся в теле и душе человека). Религиозная книга христиан - Библия, которая состоит из Ветхого Завета (книг иудеев, после договора с Моисеем) и Нового Завета (Евангелия). Цель христианина исполнение 10 заповедей Моисея и двух заповедей Христа (1) Возлюби Бога своего всей душой своей 2) Возлюби ближнего своего как самого себя) с целью после воскресения из мертвых войти в Царство Небесное и обитать там с Иисусом Христом. Христианское вероучение (всех конфессий) включает в себя следующие общие положения: 1) Существует Бог-Творец, вечный, совершенный, Единый в Трех Лицах (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух), 2) Иисус Христос - это воплотившийся Бог-Сын, который пришел искупить человечество от зла, греха и смерти. 3. Грех (активное сопротивление заповедям Бога) впервые был совершен первой парой людей (Адамом и Евой) и привел к грехопадению всего человечества и тому, что люди стали творить зло. 4. Христос своей жизнью, проповедью и смертью на кресте искупил грехи человечества и дал возможность людям войти в Царство Небесное (рай). 5. Бог даровал людям Писание (Библию), Церковь (общину верных) и свои дары (в некоторых конфессиях ритуалы). 6. Человек спасается благодатью Бога, в некоторых конфессиях условием восприятия благодати является только вера, в других вера и добрые дела. 7. В будущем Христос придет на Землю вновь, сокрушит зло, поразившее человечество, закончит земную историю, будет судить людей и определит одни в место мучений (ад), других в место блаженства (рай).

Многих интересует вопрос – в чем заключается смысл жизни в христианстве? Попытки найти ответ на вопрос лишают покоя. Религия каждому верующему помогает найти путь к жизни полной смысла. Несомненно, размышления о смысле жизни – вопрос философский, однако, четкий ответ на него поможет найти вера и искренняя молитва Богу. Религиозный ответ на метания души станет ярким лучом света и укажет путь к спокойствию и гармонии. Давайте обратимся к трем мировым религиям и попробуем разобраться – в чем состоит смысл жизни человека.

Смысл жизни в религиях

Христианское понимание смысла жизни

Многие святые отцы в своих проповедях и учениях уделяют особое внимание вопросу поиска истинного жизненного пути и самого себя. О вечном и главном задумался человек уже в далеком прошлом. Вспомните легенду о царе Сизифе, в наказание он был обречен вечно вкатывать камень на вершину самой высокой горы. Достигая вершины, царь вновь оказывался у подножия и начинал бессмысленное восхождение. Этот миф является ярчайшим примером бессмысленности человеческого бытия.

Мыслители об истинном смысле бытия

Философ Альбер Камю, размышляя о смысле жизни в христианстве, применил образ Сизифа к образу человека – своего современника. Основная идея философа заключалась в следующем – жизнь каждого существа, ограниченного рамками бытия, напоминает сизифов труд, полна абсурда и бессмысленных поступков.

Это важно! Часто человек, достигший почтенного возраста, вспоминает жизнь и понимает – в ней было много бессвязных событий, которые превратились в бесконечную цепь бессмысленных поступков и действий. Чтобы земное бытие не напоминало сизифов труд, важно найти смысл жизни, четко увидеть дорогу – свой, единственный путь к гармонии и счастью.

К сожалению, многие люди живут в иллюзорном мире, следуют псевдоцелям. Однако в мире конкретики и реалий найти истинный смысл жизни христианина невозможно. Лучше всего эту мысль подтвердит точная наука – математика. Число, деленное на бесконечность, равно нулю. Неудивительно, что все попытки людей, далеких от веры, объяснить смысл бытия выглядят наивными.

Великие творцы и философы понимают неполноту земного бытия. Блез Паскаль только за два года до смерти осознал, что наука – это лишь работа, ремесло, а истинный смысл христианской жизни уходит корнями в религию. В своих письмах ученый часто и много размышлял о смысле бытия. Он писал, что человек может стать по-настоящему счастливым только, осознав, что есть Бог. Истинное благо – любить Его и пребывать в Нем, а великое несчастье – разлучиться с Ним, оказаться наполненным мраком. Истинная религия наглядно и доступно объясняет человеку причину, по которой он сопротивляется Богу, следовательно, величайшему благу. Истинная вера указывает, как обрести необходимые силы, чтобы от собственных заблуждений, как принять Бога, обрести себя и смысл жизни в христианстве.

Великий ученый и православие

В современном мире ситуация кардинальным образом не изменилась. Глубоко нравственный человек, достигнув определенных высот и результатов, отчетливо понимает – это не истинная, не цель. Великие люди находятся в постоянном осмыслении в чем полнота жизни и истинный её смысл. Ярким примером является жизнь академика Королева. Управляя величайшей космической программой, он понимал – смысл бытия в спасении души, то есть – устремляется далеко за пределы земного бытия. В те времена православие и вера подвергались серьезным гонениям, но даже тогда у Королева был наставник, он посещал богомолье и жертвовал крупные суммы на благотворительность.

Об этом удивительном человеке писала монахиня Силуана, которая работала в гостинице при монастыре. В своих рассказах она описывает Королева представительным мужчиной в кожаной куртке. Ее изумил тот факт, что академик, пожив несколько дней в гостинице при храме искренне удивлялся бедности и нищете. Его сердце разрывалось от увиденного, и Королев захотел помочь обители. Академик сокрушался, что имеет при себе мало денег, но оставил адрес и номер телефона, попросил монахиню по приезду в Москву обязательно заехать. Монахиня дала Королеву адрес священника, оказавшегося в непростой ситуации, попросила оказать посильную помощь. Спустя некоторое время Силуана приехала в Москву и посетила Королева. К ее удивлению мужчина жил в роскошном особняке, очень обрадовался, увидев монахиню, пригласил в гости. В кабинете Королева стояли образа, а на столе лежала открытая книга Добротолюбия. Академик пожертвовал монастырю 5 тысяч рублей. К слову, наставником и добрым другом Королева стал священник, адрес которого давала монахиня и просила о помощи.

Это важно! Для Королева обращение к религии не было коротким эпизодом, в ней академик познал смысл жизни в христианстве. Ученый жил православием, рисковал собственным высоким положением, находил время на чтение творений святых отцов.

Пушкин о Евангелие

Поэт говорил, что только эта великая книга применима к любому обстоятельству и событию в жизни, ее красноречие увлекает и обладает вечной прелестью.

Ответ на вопрос – где искать смысл рождения и что может изменить вашу жизнь? Самое точное учение откроет святое Евангелие. Здесь сказано – жизнь важнее пищи, она важнее субботы. В соответствии с Евангелие Иисус умер за каждого, воскреснув, Он стал Начальником жизни. Настоящий смысл жизни в христианстве заключается в единении с Иисусом, именно это является подлинным источником счастья и света. В Евангелие сказано, что истинно верующий после смерти обязательно воскреснет.

Это важно! Вхождение в вечную жизнь начинается на земле, через церковь. Если человек не смог ступить на ступни святости, но проживает свой путь духовно честно, он обретает знание о смысле своего бытия. В этом помогает молитва, которая является обращением к Богу, разговором с Ним.

Смысл жизни в религиях

Смысл жизни в буддизме

Цель бытия в буддизме южной традиции – осознание личного сознания, достижении такого состояния, когда человек лишен любых земных желаний и прекращает бытие в общепринятом смысле этого слова.

Если говорить о буддизме северной традиции, здесь преследуются высочайшие цели. Человек не может достичь нирваны, пока живые существа не достигнут состояния просветления.

Это важно! Достичь нирваны можно не только практикуясь, а также в результате безгрешной, праведной жизни.

Смысл жизни в религиях

Смысл жизни в исламе

Смысл жизни в исламе предполагает особые отношения между Богом и человеком. Главная цель последователей ислама – покорность Богу, вручение себя Ему. Именно поэтому последователей этой религии называют преданными. В Коране есть слова о том, что Бог создал человека не для конкретной пользы для Бога, а для поклонения Ему. Именно в поклонении есть наивысшая польза.

В соответствии с главными исламскими догмами Аллах главенствует над всем, Он милосерден и милостив. Все верующие должны предать себя Аллаху, покориться и смириться. При этом все люди ответственные за собственные поступки, по которым Господь воздаст на высшем Суде. После Суда праведники окажутся в Раю, а грешников ждут вечные наказания в Аду.

Человек раскинув руки устремляет свой взгляд на небо голубое

Многие рано или поздно задумываются о смысле жизни человека на Земле, некоторые вообще не думают. А ведь и вправду, зачем думать, напрягать свои умственные способности, если все ровно никто не сможет ответить на этот вопрос. Именно так рассуждает 90% населения мира.

Для начала определимся, что такое смысл жизни, и какой именно смысл подразумевается.

Смысл жизни человека – философская и духовная проблема, при решении которой, должны быть найдены ответы, для чего и ради кого живет человек и человечество в целом.

Если посмотреть с биологической точки зрения на этот вопрос, то тут очень просто — продлить человеческий род, для того что бы на нашей планете существовала жизнь.

Конечно, в нормальной семье рождение ребенка, вызывает счастье как у мамы, так у папы. Родители чувствуют свою состоятельность, нужду в этом мире. Так сказать есть, для кого и ради кого жить на этом свете. Продлевая свой род, человек становится счастливым и самодостаточным. Но, что делать с 50 млн. бездетных пар? Считать их неудачниками, ущербными и лузерами, которые в силу естественного отбора остались без будущего поколения, и их род просто вымрет? А быть может, есть еще какой-то смысл, и не все так просто, как может показаться с первого взгляда.

В противном случае, в обществе, не существовало бы в принципе, морально-нравственных представлений, мы бы жили просто как биороботы, проявляя конечно, эмоции и чувства, но лишь для удовлетворения тех или иных потребностей, которые необходимы для выживания.

Религиозный смысл жизни

В мире громадное количество религий, и всех их объединяет одно – есть необъяснимая или объяснимая сила которая управляет человеком, а точнее направляет человека в нужное русло, для того что бы он попал после смерти в комфортные условия для дальнейшего существования.

Будем рассматривать православие, так как, она одна из ведущих религий в мире.

Что говорит православие: хочешь попасть в рай? – попадешь, если будешь жить честно, справедливо, по совести, соблюдать заповеди библейские.

Икона и крестик с четками

Например, человек совершая благие дела не должен думать о том, что если он совершит много добрых дел, то он непременно попадет в рай. Тоже самое касается и постов, которые так стремится совершать православные люди.

Совершать добрые, благие дела и придерживаться постов (ограничений в продуктах питания) дело хорошее, просто многие люди, лгут сами себе, надевая маски, притворяясь тем, кем они даже близко не являются, ведут себя исключительно из корыстного поведения. Все поступки должны идти от сердца и души человека.

Если вы делайте добрые дела, при этом думайте, о том, как на вас посмотрят окружающие, оценят они это или нет, какой статус вы будите иметь в их глазах, то вы на ложном пути, рекомендуем вам проделать над собой большую внутреннюю работу, переосмыслить свое мироощущение.

Обратить внимание, в первую очередь на свои поступки. Задайте себе вопрос, все ли вы делаете правильно, все ли ваши дела имеют добрые намерения, не изменили вы самому себе, это что касается своих внутренних убеждений, которые есть в каждом вменяемом человеке. Конечно, психика так устроена, что порой даже вор, считает что делает правильно, забирая у бедных/богатых деньги, имущества, оправдывая тем, что он больше в этом нуждается (даже, один из самых отмороженных серийных убийц Чикатило, мыслил положительно, считая себя санитаром общества, избавляясь от не нужных ему людей), в связи с этим, отнеситесь к себе и своим поступкам максимально объективно.

Если все нормально, и ваша совесть чиста, то переходите к следующему анализу, а именно это непосредственно ваши родители. За ошибки родителей, как известно, расплачиваются дети. Но это вовсе не означает, что на себе можно ставить крест, а скорее наоборот — растите духовно, и вам Бог поможет.

Атеистический смысл жизни

Атеизм – отрицание Бога, человек произошел от обезьяны, она в свою очередь спустя много тысяч лет эволюционировалась в разумного человека. Ну а сама жизнь, например, занесена, с астероида, который упал на Землю и принес простейшие клетки, которые сформировали спустя миллионы лет ДНК, таким образом, запущен процесс жизни на Земле.

Знак Атеизма

Гораздо проще жить и ни о чем не думать, так сказать жить в свое удовольствие, что еще может быть проще. Сегодня я есть, завтра меня уже нет, поэтому надо все попробовать в этой жизни. Примерно такую речь можно услышать от типичного атеиста. Что ж, это их выбор, не имеет смысла их переубеждать в чем либо, так как каждый имеет право на свою точку зрения.

Что нельзя сказать, про атеиста, который живет, ради себя и своей семьи, об окружающих его людей и природном мире, практически всегда, такой человек никогда не думает, он спокойно идет и убивает животных на охоте, считая себя высшей формой эволюционного развития, проходит с равнодушным видом мимо людей, которые нуждается в помощи медицинской.

Это лишь сухие факты, которые говорят о том, что атеистическое мировоззрение не выгодно для выживаемости социума, и в конце концов для животного мира который нас окружает, ведь когда каждый будет плевать на других, общество очень быстро вымрет.

Духовный смысл жизни

На биологическом смысле жизни у атеистов все и закончится. Нет Бога, нет веры, нет смысла в жизни, мы все просто цепочка эволюционного развития не более того. У религиозных людей, наоборот все только начинается.

Человек приходит в этот мир не случайно, жизнь дана ему свыше, и которую он обязан ценить, а также благодарить того, кто эту жизнь подарил. А подарил жизнь Бог.

Бог есть любовь. Бог в каждом из нас, когда мы совершаем благие, добрые поступки от всего сердца.

После смерти человек умирает, но душа вечна. Вечность может быть разная, может быть спокойная, а может быть ужасная. Так вот, если вы думаете о себе, о своей душе, вас смысл жизни должен быть в созидании добра, как к себе, так и к окружающим. Вы должны заботиться не о благах земных, а о благах духовных. Развивайтесь духовно, нравственно, и вы не будите задаваться этим вопросом, потому что все становится на свои места.

Духовное развитее, вовсе не сходится на одном прочтении библейских книг и походами в церковь. Духовное развитие это – нечто выше, совершайте добро, помогайте людям и животным, да и вообще всем тем, кто нуждается в помощи, и тогда вы постепенно будите обретать духовность, что столь необходима в наше время.

Душа улетает с Земли, в загробный мир

Именно бескорыстные поступки, а не громкие, многообещающие слова, делают человека светлее, именно по ним можно судить, что он из себя представляет.

Вывод

Если вы атеист, то у вас смысла жизни нет, и не будет никогда. Вы пришли из ни откуда и придёте в никуда.

Для истинно верующего человека смысл жизни – это поднимать свою духовность, и жить с чистой совестью, как перед самим собой, так и перед Богом, и как в знак благодарности вы обретёте вечную жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: