Социология сен симона кратко

Обновлено: 30.06.2024

СЕН-СИМОН

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Анри-Клод де Рувруа (17 октября 1760, Париж – 19мая 1825, Париж)– французский социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под руководством д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний; во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам; неоднократно был на краю разорения и гибели и был спасен друзьями и близкими.

Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.

0

Возникновение социологии невозможно представить без влияния идей Сен-Симона (1760-1825), потомка старинного рода французских аристократов, воспитанника Жан-Лерона и Д`Аламбера. В `Очерке науки о человеке`, `Труде о всемирном тяготении`, `О промышленной системе` и `Катехизисе промышленников` он. развивая идеи `социального физицизма` и `социальной физиологии, обосновывает необходимость создания новой науки об обществе, которую он назвал `позитивной` и которая должна стать столь же точной, как и естествознание.
Такая наука возможна и целесообразна, потому что, согласно Сен-Симону, общество - живой и целостный организм, функционирующий и изменяющийся по объективным законам, которые этой науке предстоит познать и на основе которых возможно его сознательное совершенствование.
Главными вопросами приложения умственных сил, по Сен-Симону, являются:
1) сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методом, используемым в физике;
2) ввести науку о человеке (построенную на физиологических знаниях) в народное образование и сделать ее главным предметом образования.
Сущность философских взглядов Сен-Симона составляют две идеи - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества. Человеческий разум, по его мнению, в своем развитии прошел несколько ступеней. Будущее, писал Сен-Симон, слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое, и изучение развития человеческого разума в прошлом откроет нам путь, по которому он пойдет в будущее.
Главной причиной, наиболее сильно воздействующей на общество, является изменение и совершенствование общей идеи, общей веры. Суть этого процесса - в переходе просвещенного класса от идеи многих частных законов к идее единого закона, управляющего людьми. Другими словами, находясь под сильнейшим влиянием Ньютона, Сен-Симон призывает сделать такой шаг в познании, который позволил бы открыть один универсальный закон наподобие закона всемирного тяготения. Такой закон, по глубокому убеждению Сен-Симона, должен сменить `единого Бога`, а `новое христианство` в свою очередь сменит нынешнее и будет выше его. Это позволит придать политике положительный характер, т. е. осуществить реорганизацию европейского общества посредством единого учреждения, общего для всех народов.
Сен-Симон постоянно подчеркивает, что социальная организация несовершенна, что люди позволяют насилию и хитрости управлять собой, а человеческий род в политическом отношении находится в безнравственном состоянии, и это заставляет его ставить вопрос о реорганизации общества, но не о революции. Сен-Симон констатирует, что Французская революция начинается вскоре после издания `Энциклопедии`; на поверхность, как пена, всплывает чернь; невежественный класс завладевает всей властью и вследствие своей неспособности приводит к голоду среди изобилия. Полагая, что все революции в истории происходили, в силу неразвитости идей, разума, что их порождала стихия бедности и стремление неимущих классов к равенству, Сен-Симон как непосредственный свидетель указывал на разрушительный характер революции, на ее анархическую сущность и поэтому предлагал путь `общественных преобразований`. Согласно его плану `религиозная система`, скрепляющая общество, не должна исчезнуть - `ее только следует согласовать с прогрессом науки`. Это и есть главная задача реорганизации и развития, на которую указывал Сен-Симон в работе `Новое христианство`. Цель - организовать общество, выгодное наибольшему числу людей, способное улучшить положение многочисленного бедного класса. Концепция `нового христианства`, дополняющая `промышленную систему` - общество будущего, переход к которому является универсальной исторической неизбежностью, призвана, по его мнению, способствовать торжеству принципов общей морали в борьбе с эгоистическим стремлением достижения личного счастья за счет общего блага. Весьма похоже сформулирована главная задача позднейшего позитивизма: `соединить умы в гармонии на основе четких и ясных принципов` (Конт); создать такую утилитарную мораль, которая бы совместила интересы отдельной личности и общества в целом (Спенсер); научным декретом ввести в общество совершенную нравственную систему, способную наилучшим образом укрепить общественные отношения (Дюркгейм).
Сен-Симон первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; его идеи на этот счет стали теоретическим источником выработки общих моделей работы организации, описывающих принципиальную структуру управления, стандартизированную иерархию должностей и постов, разделения функций, правил для руководителей разного уровня.
Сен-Симон, наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия `гражданское общество` и `государство`, ввел термины `индустриализация`, `индустриальное (промышленное) общество`.
Идеи Сен-Симона получили развитие в ряде современных социологических концепций.

Всем известно, что ни одна современная кухня не обходится без плиты, будь то электрическая или газовая

В эти дни в Германии в городе Кельн проходит выставка-ярмарка imm cologne, посвященная новинкам мировой мебельной промышленности

С точки зрения Сен-Симона, современное общество формирует справедливость наизнанку, так как те, которые представляют собою положительную полезность, поставлены в подчиненное положение по отношению к людям неспособным, невежественным и безнравственным. Индивидуализм слишком развил и без того сильный эгоизм в человеке; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, т.е партнёрства и сотрудничества, что приведет к развитию чувств солидарности и взаимовыручки.
Лозунг индивидуализма — борьба людей друг против друга; лозунг принципа взаимовыгодной ассоциации — борьба людей против нищеты и капризов природы в союзе друг с другом для ликвидации всех негативов. Он считал, что главная задача исполнительной власти государства состоит в организации людей в трудовые ассоциации или общины, где забота о людях труда и улучшение их жизни будет основой развития всего общества.

Близко подходя к принципу права жить по труду, он предвидел, что пролетариат скоро организуется в рабочий класс и потребует права на участие во власти; лучшая политика поэтому — соединение обладателей власти с рабочими коллективами против эксплуатации капиталом. Общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении благосостояния бедного населения; оно должно организоваться таким способом, который всё более содействовал бы достижению этой цели. Указав на успехи развития науки и техники, Сен-Симон считал, что самая важная наука, которая образует общество и служит ему основанием — это наука, которая способствует скорейшему нравственному развитию общества, которая учит не только сострадать и сопереживать, но и участвовать в этом нравственном развитии.

Для борьбы с эгоизмом и для развития братства и взаимопомощи, он требует союза королевской власти с рабочими, на знамени которого было бы написано достижение возможно более равномерного экономического благополучия по труду от общего благосостояния и политического равноправия, что и определяло его утопизм. Ибо никто и никогда не шёл на уступки трудящимся без их борьбы за своё право жить достойно своего труда!

1825 г. Сен-Симон умер (в Париже) в присутствии своих учеников. Всю жизнь он стремился достичь одного - обеспечить для всех людей свободное развитие их способностей как в общественном труде, так и в устройстве справедливой общественной жизни, чтобы у всех была благополучная жизнь на основе нормированного необходимого труда и распределения средств для жизни от его количества и квалификации как для собственного воспроизводства, так для нормального и свободного развития всего общества.

Надежда современных представителей российской бедноты и угнетённого капиталом населения на благоразумие чиновничества и богачей сродни утопизму первых социалистов, ибо на словах они всегда ратуют за равноправие и справедливость, а на деле заботятся прежде всего о своём благополучии, о сохранении и укреплении своей власти.

Но сегодня необходимо уже понимать, что без объединения населения угнетаемого капиталом в мощную политическую партию для парламентской борьбы, без победы этой партии в борьбе за равноправие и справедливость, все остальные пути ведут к гражданской войне и к ухудшению положения и так незавидной доли большей части трудоспособного населения. А как живётся нетрудоспособному населению России рассказывать нет смысла, телевизор смотрят все.


Промышленный класс будущего.

По мнению Сен-Симона, управление производством должно осуществляться промышленниками, к которым он относил всех, кто занимается полезным для общества трудом. Ученые будут разрабатывать планы производства и распределения продуктов. Важная роль отводилась промышленным капиталистам, которые имеют большой опыт в организации и управлении. Он допускал, что капиталисты останутся при своих капиталах, выступал против конфискации частной собственности, из будущего общества изгонял только землевладельцев и ростовщиков. Поэтому некоторые ученые не находили в его идеале ничего социалистического. В действительности Сен-Симон выступал за организованный труд, а не за организованный капитализм. Во главу системы он ставил тех капиталистов, которые умели организовывать трудовую деятельность.[11]

Начать коренное переустройство общества, по мнению Сен-Симона, следовало с частичных реформ, устранения наследственной знати; выкупа земель у землевладельцев, не занимающихся сельским хозяйством; облегчения положения крестьянства и т.д. После проведения этой подготовительной работы можно будет заниматься полной реорганизацией политического строя путем отстранения от власти непроизводительных классов и передачи власти индустриализм. При этом народ не должен принимать участия в реорганизации, оставаться пассивным. Здесь наиболее наглядно проявляются основные черты утопического социализма: отрицательное отношение к движению масс, ошибочные мысли солидарности интересов капиталистов и рабочих.




Сен-Симон имеет в виду Великую французскую революцию XVIII в.


Промышленный класс будущего.

По мнению Сен-Симона, управление производством должно осуществляться промышленниками, к которым он относил всех, кто занимается полезным для общества трудом. Ученые будут разрабатывать планы производства и распределения продуктов. Важная роль отводилась промышленным капиталистам, которые имеют большой опыт в организации и управлении. Он допускал, что капиталисты останутся при своих капиталах, выступал против конфискации частной собственности, из будущего общества изгонял только землевладельцев и ростовщиков. Поэтому некоторые ученые не находили в его идеале ничего социалистического. В действительности Сен-Симон выступал за организованный труд, а не за организованный капитализм. Во главу системы он ставил тех капиталистов, которые умели организовывать трудовую деятельность.[11]

Начать коренное переустройство общества, по мнению Сен-Симона, следовало с частичных реформ, устранения наследственной знати; выкупа земель у землевладельцев, не занимающихся сельским хозяйством; облегчения положения крестьянства и т.д. После проведения этой подготовительной работы можно будет заниматься полной реорганизацией политического строя путем отстранения от власти непроизводительных классов и передачи власти индустриализм. При этом народ не должен принимать участия в реорганизации, оставаться пассивным. Здесь наиболее наглядно проявляются основные черты утопического социализма: отрицательное отношение к движению масс, ошибочные мысли солидарности интересов капиталистов и рабочих.

Сен-Симон имеет в виду Великую французскую революцию XVIII в.

Читайте также: