Каковы особенности философской картины мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

У любого народа, у каждого человека есть представления о реальности. Во все времена, начиная с древности и по настоящее время, человек интересовался тем, как устроен окружающий его мир, искал объяснения природным явлениям и событиям, пытался объяснить происходящее вокруг при помощи имеющихся знаний. Каждому отрезку времени соответствует свое представление об устройстве мира. Картина мира древних индейцев отличается от картины мира средневековых рыцарей и т. д.

На современном этапе выделяются следующие виды картины мира:

  • философская
  • религиозная
  • мифологическая
  • научная.

Понятие картина мира несет в себе ответ на важный мировоззренческий вопрос, который касается сущности человека и его места в мире. Ответ на данный вопрос у каждого человека свой, и именно от этого выбора зависит ориентация развития человечества, ценности, определяющие это развитие и его цели.

Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся:

  • В каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. Каждая картина мира рассматривает разнообразие объектов – живые – неживые, земные – сверхъестественные, животные – люди, и т.д.
  • Каждая картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов, то есть другими словами любая картина мира дает представление о существующих в мире объектах.
  • В каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце
  • Каждая картина мира определяет место человека в мире
  • В любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира
  • Каждая картина мира пытается найти ответ на вопрос о смысле происходящих процессов и явлений.

Философская картина мира

Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира, и этим объясняется ее отличие от религиозной и мифологической картины мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия, умозрительно – в словах и мыслях. Философское знание является знанием живого человека. Этим обусловливается то, что наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках философской картины мира, ввиду того, что философия включает множество школ и направлений, различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д.

Мифологическая картина мира

В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. Существует несколько миров – мир животных, мир живых, мир мертвых и т.д. И все эти миры и сущности, населяющие их, подчиняются огромному количеству законов, нарушение которых имеет серьезные последствия. Например, чтобы брошенный камень летел точно в цель, необходимо с ним договориться; прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения.

В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Мир представляется неким полем битвы, на котором каждое существо пытается достичь своей цели, а человеческая жизнь сводится к попытке выживания в этом жестоком мире, которое населено страшными существами и наполнено силами, неподвластными человеку.

Согласно мифологической картине мира, все существа подчиняются Року – мировому закону. Боги в мифологической картине мира не всесильны, они также подчинены Року, а сверхъестественное и естественное существует бок о бок, сливается воедино.

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом – всесильным, всемогущим, обладающим абсолютной властью. Бог сотворил человека по образу и подобию своему.

Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. Существование всех объектов подчиняется законам, нарушение которых означает неповиновение воле Бога, и несет тяжелые последствия. Понимание того, чем является Бог, выше человеческого разума, и от человека требуется лишь беспрекословная вера. Религиозная картина мира определяет, что всему есть начало и конец, в том числе и миру. Началом мира является тот момент, когда его создал Бог. И однажды настанет конец света, когда существующему миру придет конец. Смысл существования человека в религиозной картине мира сводится к тому, чтобы беспрекословно принять и исполнять Божью волю.

В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира.

Научная картина мира

В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. Согласно научной картине мира, цели у человеческой жизни, природы, истории никакой нет, все лишь существует, подчиняясь вечным законам. Эти понятия присущи первой научной картине мира.

Возможно, с развитием человечества, появится третья научная картина мира, которая внесет изменения в существующую.

Картина мира – это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения – совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек – субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где он – главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро – обесчеловеченная реальность.

Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания.

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И . Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселенной.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного – вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире – от нас и что – от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Особенности мышления и восприятия окружающего мира

Особенности мышления и восприятия окружающего мира Как ты, наверное, уже знаешь, мальчики и девочки имеют отличия в устройстве психики и мышлении. Такое отличие объясняется полом, который заложен генетически, и воспитанием. Еще с раннего детства девочки уже более ранимы

Лекция № 11. Сознание

Лекция № 11. Сознание Сознание как философский термин – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание – это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего

Лекция № 27. Ложь

Лекция № 27. Ложь Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь – это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурфилософ Аристотель, считая ложным то, что находится в

Лекция № 28. Заблуждение

Лекция № 28. Заблуждение Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от

3. Основные тенденции религиозной жизни России

3. Основные тенденции религиозной жизни России 1). Доля верующих в населении России постепенно растет, доля индифферентных и неверующих соответственно уменьшается. С одной стороны, все больше людей возвращаются в лоно традиционных религий, а с другой – число

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Пленэр как мемуары, или Как заставить коллекционера купить серию картин целиком?

Пленэр как мемуары, или Как заставить коллекционера купить серию картин целиком? Любой исторический роман дает превосходную картину эпохи, в которой жил его автор. Курт Тухольский, немецкий писатель-публицист первой половины XX века Молодая художница Марина Герасина,

В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.

Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.

Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления развития научного знания.

Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.




Одним из важных философских понятий является понятие материального. Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, - напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально. Совокупность всего материального называется в философии материей.

Материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи. Понятно, что они могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности.

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

Философия и наука.

Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.

Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать2.

Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил"3. Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости".

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у нее появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика – область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика – это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики)4.

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа"5. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной".

Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.

Аксиология ценности личности

В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.

Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.

Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.

Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления развития научного знания.

Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.

Одним из важных философских понятий является понятие материального. Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, - напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально. Совокупность всего материального называется в философии материей.

Материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи. Понятно, что они могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности.

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

Философия и наука.

Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.

Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать2.

Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил"3. Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости".

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у нее появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика – область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика – это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики)4.

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа"5. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной".

Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.


Картина мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.

Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается прежде всего на обыденно-практические, а также на теоретические знания.

Обыденно-практическая картина мира имеет свои признаки:

1) содержание этой картины мира составляют знания, основанные на чувственном отражении повседневной, практической жизни людей, их интересов;

2) знания, составляющие основу этой картины мира, отличаются неглубоким отражением повседневной жизни людей, отсутствием системности. Они неоднородны по уровню осознанности, включенности в культуру субъекта, по отражению национальных, религиозных и других видов социальных отношений. Они содержат народную мудрость и знание житейских традиций, норм, имеющих общечеловеческое, этническое или групповое значение;

3) человек, выстраивая эту картину мира, замыкает ее на собственный обыденно-практический мир и поэтому объективно не включает в нее внечеловеческий космос, в котором находится Земля;

4) обыденная картина мира всегда имеет свои рамки повседневного видения действительности. Она ориентирована на текущий момент и лишь частично – на будущее, поэтому многие открытия теоретического характера и изобретения достаточно быстро вписываются в быт человека, становятся знакомыми и практически полезными ему;

5) повседневная картина мира индивидуализирована, своя для каждого человека и социальной группы.

Теоретическая картина мира также имеет признаки, которые отличают ее от обыденно-практической картины мира. Теоретическая картина мира характеризуется:

1) более высоким качеством знаний, которые отражают внутреннее, существенное в вещах, явлениях и процессах бытия, элементом которого выступает и сам человек;

2) данные знания системы носят концептуальный и абстрактно-логический характер;

3) эта картина мира не имеет жестких рамок видения действительности. Она ориентирована в большей степени на будущее, а динамично развивающиеся знания свидетельствуют о практически неограниченных возможностях теоретической картины мира;

4) построение этой картины мира в сознании и мировоззрении того или иного субъекта обязательно предполагает наличие у него образования.

Таким образом, обыденно-практические и теоретические знания не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы при построении картин мира, но одинаково необходимы и взаимно дополняют друг друга. Взятые в единстве, они способны завершить построение цельной картины мира.

7.2. Особенности философской, естественно-научной и религиозной картин мира

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия в его соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

В структуру философской картины мира входят знания о природе, об обществе, о познании, о человеке.

В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщенных данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Содержание нерелигиозной, собственно философской картины мира составляют следующие положения:

1) философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Универсальную теоретическую картину мира философия строит вместе с науками;

2) для философской картины мира характерно единство космоцен-тризма, антропоцентризма и социоцентризма;

4) для философской картины мира окружающий мир человека рассматривается как целостный мир сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, противоречий, качественных изменений и развития.

Естественно-научная картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в форме понятий, принципов и законов, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющих происхождение жизни и человека. Эта картина включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные черты современной естественно-научной картины мира:

2) естественные науки стремятся отразить и объяснить природу в строгих понятиях, математических и иных исчислениях;

3) естественно-научное знание представляет динамично развивающуюся и противоречивую систему, которая постоянно эволюционирует;

4) естественно-научная картина мира не включает в себя религиозные объяснения природы.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, т. к. действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. Но общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны на знаниях – заблуждениях и религиозной вере.

Назовем некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

1. Центральный пункт любой религиозной картины мира – сверхъестественный символ Бога (богов).

2. Сторонники религии верят, что материальное создано Богом, а мир существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада. Вопрос о создании и устройстве мира является одним из основных вопросов в учении о мире.

4. Все конфессии рассматривают бытие человека, обращенного к Богу, но по-разному определяют его. Буддизм видит бытие человека как судьбу чрезвычайно трагическую, наполненную страданиями. Христианство на первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни.

Рассмотренные картины мира имеют общие признаки:

1) все они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера;

2) выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Они оказываются внутри нее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно переплетены.

К существенным различиям данных картин мира можно отнести:

1) каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер;

2) важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий сущностный характер. Естественно-научное знание носит преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное; определенная догматичность и символичность.

Данные картины мира описываются с помощью своего категориального аппарата.

Различие рассматриваемых картин мира проявляется и в степени их завершенности. Если философское и естественно-научное знание – это развивающиеся системы, то этого нельзя сказать о религиозном знании. Основополагающие взгляды и верования, составляющие основу религиозной картины мира, во многом остаются неизменными.

8. Диалектика, ее принципы и законы

8.1. Диалектика. Структура диалектики

Уже первые натурфилософы стремились выделить процессы развития в ряду других изменений. Философами Древней Греции давалось несколько значений диалектики:

1) диалектика как методологическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);

2) диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор);

4) диалектика – метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта) (по Платону);

5) диалектика – это аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);

6) диалектика – часть логики по соотношению с другой ее частью – риторикой (стоики и др.)[4] 4
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 1. СПб., 1994.

1) диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития – объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой;

2) диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, логикой;

3) диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей – развитие.

Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

8.2. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, т. е. данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между единичными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, т. к. постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.

Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

8.3. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Качество – категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера – единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные.

Можно привести пример действия закона перехода количественных изменений в качественные.

8.4. Закон отрицания отрицания

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

1) развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, т. е. восходящее развитие;

2) развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

3) развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истине является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Пример: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие). Таким образом, развитие, скорее, идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития. Таким образом, двойной переход противоположностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т. е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, приращением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрицаний. Количество отрицаний и способ отрицания зависят от конкретной специфики того или иного явления.

8.5. Основные категории и принципы диалектики

Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукт познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное, всеобщее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип системности, принцип причинности, принцип историзма.

Принцип диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.

Универсальность принципа развития является фундаментальной основой диалектики. Развитие предстает не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи. Причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса. Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии. Они, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают диалектику внешнего мира (Маркузе). Другие утверждают, что законы и категории диалектики имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (Мерьсье, Бжезинский и др.).

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Они образуют целостную систему, в которой располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность отражает наличие связей, порождающих одна другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, т. е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

1) вечность, неуничтожимость истории, мира;

2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Лишь в системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Читайте также: