Каковы объекты сатирического изображения в комедии недоросль кратко

Обновлено: 05.07.2024

В литературе сатира – это прием, в котором с помощью юмора высмеиваются пороки. Когда страшные для жизни явления оказываются на пике популярности, авторы могут выразить свое к ним отношение не только через боль, трагедию и плачевные последствия в своих произведениях, но и с помощью высмеивания. Читатель имеет возможность через смех посмотреть на пороки общества, задуматься, не является ли он сам таким же смешным как герои литературного произведения.

Сатира в образе Простаковой

Главная героиня произведения – госпожа Простакова. Она считает себя хозяйкой положения, колотит всех, кто попадается под руку, считает себя умной и воспитанной. Но на самом деле это совсем не так, ведь она – самый яркий пример невежественности деспотизма. Это делает ее смешной. Ведь главное, что красит человека – это его воспитание. Имея власть, необходимо помогать людям, а то, как ведет себя Простакова – глупо, и поэтому смешно

Сатира в образе Митрофанушки

Митрофанушка – самый сатиричный из всех героев произведения. Он не представляет себя ничего, полностью полагаясь на мнение матушки. Но когда перед ним встает выбор – он сразу же отказывается от нее. Митрофанушка смешон, потому что глуп и безволен. Он не хочет учиться, а хочет жениться, совершенно ничего не понимая в жизни. Это делает его образ сатиричным и смешным.

Сатира в образах других героев

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Главное, над чем смеется Д.И. Фонвизин в своей комедии, - это невежество и неправильное воспитание. Основная мысль автора выражается в завершающей фразе произведения: "Вот злонравия достойные плоды!". Глупый и ленивый Митрофанушка не только не в состоянии оценить материнской любви, он даже отталкивает госпожу Простакову, ничего не видя из-за собственной ограниченности. Автор высмеивает подобный тип людей, неспособный самостоятельно мыслить и зацикленный на одном только материальном благополучии.

Сатира в комедии недоросль

Действующие лица

Основные действующие лица:

Сатира в комедии фонвизина недоросль

  • ​​госпожа Простакова;
  • Митрофан;
  • Скотинин;
  • Кутейкин;
  • Вральман;
  • Цыфиркин;
  • офицер Милон;
  • Стародум.

Краткая характеристика героев

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.

Философская направленность произведения

Митрофанушка как главный объект сатиры фонвизина

Глубокий смысл комедийного произведения заключается в сатирическом высмеивании грубости, желающей выглядеть любезностью, и жадности, прикрывающейся великодушием. В своей пьесе драматург пытается донести до зрителя, что не только для крестьян крепостное право является губительным, но и для помещиков, которые становятся тиранами и самодурами. Применение насилия становится обыденным методом обращения со слугами.

Изображая дворянское злонравие, сатирик обращает внимание зрителя на его причины. Главным объяснением людских пороков становится дремучее невежество, представленное в пьесе различными проявлениями. Денис Иванович Фонвизин нередко отсылается к актуальной на тот момент теме конфликта между патриархальным и просветительским взглядами на образование.

Почему острие сатиры фонвизина направлена против недоросля

Простакова и Скотинин придерживаются консервативной позиции. Тем не менее, они начинают понимать, что без обучения грамоте попасть в высшее общество не представляется возможным. Однако, в результате того, что Простакова старательно ограждала сына от учёбы, из него вырос невежда, не желающий ничему учиться.

Среди прочих действующих лиц следует выделить молодого офицера Милона, отличающегося честностью и благородством — полного антипода Митрофана. Стародум выступает в роли мудрого наставника. Нельзя не упомянуть учителей — Кутейкина, даже не закончившего семинарию, Вральмана, бывшего кучера, и Цыфиркина, весьма честного, добросовестного персонажа.

Значение пьесы

В центре событий – семейство Простаковых: госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан. Именно эти герои изображены сатирически. Автор использует разные средства сатиры с целью уличить героев в их невежестве и низменности.

Тарас Скотинин – тоже яркий сатирический образ в комедии. Он приходится братом Простаковой. Но настоящих родственных чувств между ними нет. Каждый пытается использовать другого в личных интересах. Когда Скотинин узнал о наследстве Софьи, то попросил сестру помочь ему жениться на девушке. Цель женитьбы была смехотворной: скотный двор. Скотинин уж очень любил свиней, и хотел их иметь много. Ирония автора не ускользает от читателя в характеристике героя.

Манера речи Митрофана выдает в нем наглого глупого невежду. Но он пока не личность, а плод злонравия.

Денис Фонвизин отражал в произведениях актуальные проблемы, часто использовал сатиру как средство разоблачения пороков.

Читайте также: