Каково соотношение опыта и веры в теории познания xx в кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философия XX в., как позднеантичная и ранневозрожденче- ская, вернулась к человеку. На вершине развития научной и тех&нической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призы&вает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и пове&дение в-нем.

Одновременно потребительству и агрессии противо&поставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении.

Провозгласив возврат к античной культуре, деятели Возрож&дения способствовали восстановлению преемственности в фило&софии. Призвав вернуться к досократикам, Хайдеггер поставил под вопрос философию как таковую, завершая не только ее от&дельный этап, но философию в целом. Антиинтеллектуализм (скеп&тическое отношение к разуму как к таковому) прагматиков, пси&хоаналитиков, экзистенциалистов и неопозитивистов — реакция против рациональных основ философии Нового времени. Появля&ется много интересных частных направлений, но теряется целост&ность видения мира.

Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время нача&лось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и песси&мизма, и завершение ее круга — третьего после античного и хри&стианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгу&лом тоталитаризма и экологическим кризисом.

Роль скептиков, отрицающих метафизику, сыграли неопози&тивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, прагматисты с их заменой истин&ности на полезность, психоаналитики с их заменой сознания под&сознательным, экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в чело&веческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.

10. В чем проявился скептицизм в философии XX в.?

Камю Л. Бунтующий человек. — М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Проблема человека в западной философии / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1988.

Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Буду очень благодарен. 1..В чем специфика новоевропейской философии?
2.Каковы основные черты философии XIX века ?
3. В чем своеобразие учения ницше?
4.каково соотношение опыта и веры в теории познания XX Века?
5.В чем значение русской философии?
6.Что несёт в себе искусство? (для общества дли мира для каждого из нас)

Правильно ответить на эти вопросы невозможно, если не знать преподавателя, потому что трактовать их можно широко.
1. раскол на сенсуалистов-эмпириков и метафизиков-рационалистов, они спорили, получаются ли знания только от воспринятого человеком извне, или есть и какой-то внутренний источник знания, и если да, то что за.
2. начался век с КНФ, романтизм Фихте, критика Канта, всё такое немецкое, разумное и героическое, поэзия там, Гофман сказки пишет, Гёте отжигает, у нас Пушкин, Гегель создал такую совершенную философскую систему, что даже поверил в "конец философии", и была она так великолепна, что мало кто мог понять её целиком, поэтому возникло много разных течений-трактовок гегельянства, самой знаменитой стала Фейербахова, приведшая в итоге к марксизму (не знаю, насколько подробно надо рассказывать, какова глубина твоего незнания). Шопенгауэр завидовал Гегелю, что все ходят на его лекции, а не к Шопенгауэру, сам он был кантианцем, который начитался Упанишад, которые как раз перевели на немецкий, а сожительствовал Шопенгауэр с пуделем Атманом. Когда Гегель умер от лихорадки. блин, ну так я всю историю века расскажу, не влезет ответ. Но это же всё важно! Вопрос такой широкий, что надо и про Конта рассказать, и про русских марксистов. аааа, ну нельзя же так сразу обо всём и без контекста!
Короче, главное, что в XIX веке круто развилась наука, и философия всячески пыталась принять научную форму. Две основныя попытки: марксистская (на базе рационализма и диалектики, если понимаете, о чём я) и позитивистская (на базе эмпиризма), идея психологии как науки также тогда появилась, и социологии тоже.
Ну и кантианцев было много, они тоже фон создавали всю дорогу, и в XX тоже будут.
3. В том, что, как хорошо сказал один наш профессор, Ницше – это мыслитель, у которого безумие преобладает над разумом, но который тем не менее традиционно считается мыслителем.
Он попытался сделать "метафизику наоборот": истинно сущим является мир форм, а иллюзорным – мир идей. Один из первых вскрыл проблему безсознательного, которой займётся психоанализ в следующем веке.
4. первый раз такой вопрос вижу. мне кажется, теория познания всегда была примерно одинаковой, даже при Аристотеле.
5. Хм. в высшей степени непонятный вопрос. Значение в том, что это философия. И это философия планетарного и космического сознания, Всеединства, гармоничного мироустройства и справедливости. Традиционно имеет религиозный окрас. В общем, типичная философия для супердержавы.
6. Искусство – одна из форм деятельности Духа. Как научные законы сообщают нам объективное знание о вещах, как религия сообщает нам истинное о Боге, так и в искусстве мы имеем не случайныя переживания, но объективное знание о наших душах, художественные образы имеют универсальное значение. Человек не может быть настоящим без эстетического восприятия, без восторга переживания прекрасного.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) получил экспериментальный материал, подтверждавший осново­полагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдно­сти бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциа­листы, а подсознательной тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов, лишь оправдывающих подсознательные влечения.

Коллективное бессознательное проявляется во сне, но и к нему все сновидения не сводятся. Тем не менее на почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конф­ликтов, которое полезно не только для излечения больных, но и для обретения душевного спокойствия здоровыми людьми.

Позитивизм в XX в. под воздействием достижений естествозна­ния и математической логики трансформировался в неопозити­визм, признавший главным предметом философского исследова­ния логический анализ языка.

Неопозитивисты выдвинули принцип верификации, в соответ­ствии с которым научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна); или же кото­рая опровергается фактами и для которой существуют воображае­мые факты, подтверждающие ее, если бы они имели место (такая теория ложна). Поэтому основной задачей неопозитивизма стала проверка научной осмысленности предложений и их истинности через сравнение с фактами опыта.

Как и неопозитивисты, Поппер выводит за скобки все неверифицируемые, нефальсифицируемые и бессмысленные, по клас­сификации Витгенштейна, философские рассуждения. Для этих направлений они оказываются попросту ненужными.

Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность. Она помогает решать человеческие проблемы. Это напоминает фило­софию Древнего Рима. То, что полезно для человека, можно счи­тать истинным. В качестве примера приведем рассуждение Уилья­ма Джемса (1842 — 1910) о выгодности веры в Бога. Если вера окажется ложной, то я ничего не теряю и не окажусь в худшем положении, чем атеист; но если она окажется истинной, я обес­печу себе спасение и вечную жизнь. Не стоит терять единствен­ный шанс, и, значит, есть все резоны верить в Бога. Как и для Рассела, истина для прагматизма представляет собой веру, не подверженную сомнению.

Разум для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь.

По словам Джона Дьюи (1859—1952), разработавшего инструменталистскую версию прагматизма, функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира (да и почему все­ленная должна существовать в копиях и как она может быть ско­пирована во всей полноте?), а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами.

Философия XX в., как позднеантичная и ранневозрожденческая, вернулась к человеку. На вершине развития научной и тех­нической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призы­вает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и пове­дение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противо­поставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении.

Провозгласив возврат к античной культуре, деятели Возрож­дения способствовали восстановлению преемственности в фило­софии. Призвав вернуться к досократикам, Хайдеггер поставил под вопрос философию как таковую, завершая не только ее от­дельный этап, но философию в целом. Антиинтеллектуализм (скеп­тическое отношение к разуму как к таковому) прагматиков, психоаналитиков, экзистенциалистов и неопозитивистов — реакция против рациональных основ философии Нового времени. Появля­ется много интересных частных направлений, но теряется целостность видения мира.

Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время нача­лось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и песси­мизма, и завершение ее круга — третьего после античного и хри­стианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгу­лом тоталитаризма и экологическим кризисом.


  1. Как в XX в. решается проблема историзма в философии?

  2. Что такое экзистенция?

  3. Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личности?

  4. В чем различие в понимании гуманизма Хайдеггером и Сартром?

  5. В чем основное философское значение психоанализа?

  6. Что нового внес в психоанализ Юнг?

  7. Каковы основные характеристики двух моделей поведения поФромму?

  8. Каково соотношение опыта и веры в теории познания XX в.?

  9. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

  10. В чем проявился скептицизм в философии XX в.?

Камю А. Бунтующий человек. — М., 1991.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

Проблема человека в западной философии / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1988.

Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. — М., 1991.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. — М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.


Глава 12. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности русской философии

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный ха­рактер. Мы это отмечали на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских и мусульманских народов. Не составляет исключения и Россия. В России в отличие от Греции или Германии философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В Средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX в. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Евро­пе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия обратилась к решению проблем познания, то в России этого не произошло — наука в России получила разви­тие только в послепетровское время, а точнее, во второй полови­не XVIII в. Соответственно философия познания возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозное направление до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти боль­шевиками, а виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие — были высланы из России (что не помешало им разви­вать религиозную философию в эмиграции) или репрессирова­ны, как Флоренский.

Далеко выходящее за рамки чисто церковной или историче­ской проблематики это, пожалуй, первое в русской литературе самобытное философское произведение ставит и решает фундаментальные жизненные проблемы, обосновывая их религиозны­ми аргументами. Силу своего красноречия Иларион обращает про­тив Закона и в защиту Благодати. Можно думать, что имеются в виду законы Моисея, как они сформулированы в Библии, но на самом деле мысли Илариона идут гораздо дальше. Иларион толку­ет понятие Закона расширительно, и оно предстает олицетворе­нием всего, что заключают в себе внешние предписания.

Какой можно сделать вывод из сопоставления двух данных тек­стов, разделенных почти тысячью лет? Если существуют явно сход­ные по сути высказывания, сделанные совершенно разными по своему происхождению, образованию и убеждениям людьми, жившими в различных социально-экономических формациях, то, стало быть, есть в этих людях нечто общее. Чем оно определяется? Прежде всего национальными особенностями характера, тем об­щим в нем, что дает возможность нации сохраняться и воспроиз­водиться, несмотря на все неблагоприятные влияния внешней среды. Приходят и уходят завоеватели, меняются социальные и экономические условия жизни, а нация продолжает существовать в течение тысяч лет, пока воспроизводятся особенности нацио­нального характера.

Трудно предвидеть изменения, потому что для этого надо учи­тывать еще не проявившиеся факторы, но если видим постоян­ство в чем-либо на протяжении тысячи лет, то можем сделать вывод, что оно сохранится и в следующую тысячу лет.

Можно возразить, что всегда найдутся в культуре случайно выбранные два произведения, близкие по духу. Однако процити­рованные работы, определившие направления русского правосла­вия и русского коммунизма, оказали огромное влияние на всю нацию, чего не могло быть, если бы они не оказались созвучны русской душе.

Первую трещину в русское православие внес церковный рас­кол XVII в., а ощутимый удар ему нанес Петр I не столько ори­ентацией своей политики на Запад, сколько тем унижением, ко­торому подверглось национальное в угоду западному. Церковный раскол, ослабивший духовную мощь церкви, очень помог Петру. Проникновение западного просвещения существенно ослабляло русское православие, и в начале XIX в. произошел светский рас­кол общества на западников и славянофилов.

Поляризация общественного сознания и общественных сил продолжалась до конца XIX в. Нарождавшийся капитализм созда­вал экономическую основу для крушения русской идеи. Она, однако, оказалась настолько живучей, что смогла победить, вопре­ки историческому материализму Маркса и Энгельса, экономи­ческий базис общества ценой модификации в мессианский боль­шевизм.

В основе своей русская идея восходит к христианству, заим­ствованному из Византии. Вторая модификация русской идеи — русский коммунизм — результат переработки возникшего на За­паде марксизма. В русской идее нет ничего имперского, как, ска­жем, в древнеримской, поскольку цель здесь — не завоевать мир материально, а осчастливить его духовно.
И. В. Киреевский

По пути, намеченному Киреевским, пошел самый крупный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900), сын известного историка С. М. Соловьева. Он также считал, что истина достижима только посредством соединения всех способ­ностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отноше­нии к целому. Это целое не множественность вещей, а всеедин­ство. Эмпирически человек способен познать лишь частную и множественную действительность.

Полное определение истины, по Соловьеву, содержится в трех словах: сущее, единое, все. Данные опыта и мышления соединя­ет, по Соловьеву, религиозный принцип. Внешнее (эмпирическое и рациональное) познание должно дополняться познанием внут­ренним, мистическим и абсолютным, в котором содержится объек­тивная реальность. Этот третий вид познания Соловьев называл верой, понимая под ней не субъективное убеждение, а интуи­цию, т.е. непосредственное созерцание сущности. Это истинное знание как соединение эмпирического, рационального и мисти­ческого познания будет также соединением полноты содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством за­падной формы. Таким образом, данный гносеологический синтез предстает как синтез достижений двух типов общества, осуществ­ляемый русской философией как занимающей промежуточное положение между Западом и Востоком. Такой же синтез западной и восточной мысли на основе синтеза достижений мировых рели­гий пытался осуществить Л. Н. Толстой.

Абсолютная истина мыслилась Соловьевым как синтез науки, философии и религии. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе и божественное, и человеческое начала. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным те­лом.

Здесь уже основы модной ныне концепции ноосферы. При этом каждая последующая эволюционная ступень своей материальной основой имеет предыдущую ступень, а содержание свое получает от Бога. Эволюция, по Соловьеву, не только эволюция матери­ального, но и эволюция ценности и сущности. Можно сказать, что Соловьев создал сверхнатуралистическую теорию эволюции как практический синтез науки, философии и религии.

Соловьеву был присущ славянский мессионизм, основанный на признании им у русского народа прирожденной способности к самоотречению, свободе от ограниченности и односторонности.

Идеальное было для Соловьева конкретным бытием, к осуще­ствлению которого человек должен стремиться, а не абстрактной идеей. В этом стремлении человек обретает дар бессмертной жизни, распространяющейся на всю природу, находящуюся ныне в состоянии смерти и разрушения. Природа, по Соловьеву, живое тело человека, и она покоряется совершенному человеку. Представлением о Боге как всеединстве Соловьев делал шаг от христи­анской философии к пантеизму.
Н. А. Бердяев

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — еще один представитель русской религиозной философии, который жил, однако, уже в других исторических условиях. Поэтому религиоз­ные мотивы в его творчестве тесно соприкасались с социальны­ми, так что последние часто выходили на первый план. Этот со­циальный контекст состоял из трех русских революций (1905 — 1907 гг., февральской и октябрьской 1917 г.), Первой мировой войны, прихода к власти большевиков и вынужденной эмиграции.

Основная противоположность, с которой начинается разра­ботка мировоззренческих проблем, по Бердяеву, — между духом и природой. К понятию духа Бердяев относил жизнь, свободу, творческую деятельность, Бога; к понятию природы — вещь, пси­хику, необходимость. Свобода не создается Богом, а существует до него, поэтому Бог не ответствен за свободную волю человека.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

Верификацией называется метод подтверждения гипотезы или теории путем ее независимой опытной проверки или установления ее соответствия эмпирически проверенным и общепринятым фундаментальным теориям (9. - С.102-104).

В гуманитарных науках и философии использование верификации ограничено высокой долей субъективизма в интерпретациях. Здесь такое подтверждение распространяется, в первую очередь, на логику рассуждений и на соблюдение общепринятых правил организации текста, например, на соотнесенность ученого с определенной традицией, научным контекстом или квалификационными требованиями.

Главную же верификационную роль в философском познании, как и в художественном творчестве, играют вкус и аргументация. Философская работа должна быть убедительной и интеллектуально красивой.

Вместе с этим, верификация как способ окончательного доказательства вступает в конфликт с тем обстоятельством, что для полной верификации любой теории должно быть собрано бесконечное число фактов.

Другой, альтернативный способ проверки теории – фальсификация (10. – С.752). Идея фальсификации предложена К.Поппером и, по мнению как его самого, так и его последователей (например, И.Лакатоса), она работает более точно и добивается большей достоверности, чем верификация. Предполагается, что, если для верификации теории нужно бесконечное множество фактов, то для фальсификации и опровержения бывает достаточно и одного. Однако отсутствие опровергающих фактов не придает теории качество истинности, она становится лишь научной и оправданной.




Фальсификация так же, как и верификация позволяет установить соответствие гипотезы опытным данным и фундаментальным теориям. Однако если верификация добивается прямого соответствия, то фальсификация осуществляет проверку путем непрерывной критики и попытки опровержения теорий.

При фальсификационном подходе идет поиск опровергающих данных. Эта идея исходит из представлений о том, что теория должна работать не только для узкой группы изученных предметов, но и для всех предметов данного класса. Поэтому появление в поле зрения науки новых предметов вынуждает в первую очередь применять к ним уже имеющиеся теории и этим проверять способность теорий к объяснению.

Из-за своей критической направленности фальсификация более чем верификация соответствует диалогу разнообразных точек зрения и позиций, непрерывно идущему в гуманитарных науках. Поэтому здесь подтверждение имеет скорее фальсификационный, чем верификационный характер.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

Верификацией называется метод подтверждения гипотезы или теории путем ее независимой опытной проверки или установления ее соответствия эмпирически проверенным и общепринятым фундаментальным теориям (9. - С.102-104).

В гуманитарных науках и философии использование верификации ограничено высокой долей субъективизма в интерпретациях. Здесь такое подтверждение распространяется, в первую очередь, на логику рассуждений и на соблюдение общепринятых правил организации текста, например, на соотнесенность ученого с определенной традицией, научным контекстом или квалификационными требованиями.

Главную же верификационную роль в философском познании, как и в художественном творчестве, играют вкус и аргументация. Философская работа должна быть убедительной и интеллектуально красивой.

Вместе с этим, верификация как способ окончательного доказательства вступает в конфликт с тем обстоятельством, что для полной верификации любой теории должно быть собрано бесконечное число фактов.

Другой, альтернативный способ проверки теории – фальсификация (10. – С.752). Идея фальсификации предложена К.Поппером и, по мнению как его самого, так и его последователей (например, И.Лакатоса), она работает более точно и добивается большей достоверности, чем верификация. Предполагается, что, если для верификации теории нужно бесконечное множество фактов, то для фальсификации и опровержения бывает достаточно и одного. Однако отсутствие опровергающих фактов не придает теории качество истинности, она становится лишь научной и оправданной.

Фальсификация так же, как и верификация позволяет установить соответствие гипотезы опытным данным и фундаментальным теориям. Однако если верификация добивается прямого соответствия, то фальсификация осуществляет проверку путем непрерывной критики и попытки опровержения теорий.

При фальсификационном подходе идет поиск опровергающих данных. Эта идея исходит из представлений о том, что теория должна работать не только для узкой группы изученных предметов, но и для всех предметов данного класса. Поэтому появление в поле зрения науки новых предметов вынуждает в первую очередь применять к ним уже имеющиеся теории и этим проверять способность теорий к объяснению.

Из-за своей критической направленности фальсификация более чем верификация соответствует диалогу разнообразных точек зрения и позиций, непрерывно идущему в гуманитарных науках. Поэтому здесь подтверждение имеет скорее фальсификационный, чем верификационный характер.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

  • Ощущение– отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
  • Восприятие – целостный образ предмета или явления.
  • Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

  • Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
  • Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
  • Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Проблема соотношения веры и знания может решаться с трех основных позиций: абсолютизация знания и полное устранение веры; приоритет веры в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полюсов.

Вера – это не только основное понятие религии, но и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующим доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин.

Вера выступает центральным компонентом религии. Религиозная вера противоположна рациональному знанию, она предполагает не доказательство и обоснование, а откровение и доверие к авторитету (Бога, Священного писания).

Соотношение веры и знания не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, биологии. Однако вера, как доинтеллектуальный акт, предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным восприятием мира.

В составе познавательного процесса вера обозначает убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерностьпространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. Примечательно высказывание А. Эйнштейна, который считал, что без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания.

Вера является источником знания, на ней строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, – все это опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также имеет своим истоком нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся познанию.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

  • Ощущение– отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
  • Восприятие – целостный образ предмета или явления.
  • Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

  • Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
  • Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
  • Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Проблема соотношения веры и знания может решаться с трех основных позиций: абсолютизация знания и полное устранение веры; приоритет веры в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полюсов.

Вера – это не только основное понятие религии, но и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующим доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин.

Вера выступает центральным компонентом религии. Религиозная вера противоположна рациональному знанию, она предполагает не доказательство и обоснование, а откровение и доверие к авторитету (Бога, Священного писания).

Соотношение веры и знания не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя верой решить проблемы физики, химии, биологии. Однако вера, как доинтеллектуальный акт, предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным восприятием мира.

В составе познавательного процесса вера обозначает убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах. Мы верим в существование внешнего мира, в трехмерностьпространства, необратимость времени, верим в науку. Вера есть бездоказательное признание истинным того или иного явления. Примечательно высказывание А. Эйнштейна, который считал, что без веры в познаваемость мира нет никакого естествознания.

Вера является источником знания, на ней строится система взаимного общественного доверия. Согласие явное и неявное, интеллектуальная страстность, – все это опирается на импульсы, тесно связанные с верой. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению. Появление и существование в науке наборов аксиом, постулатов и принципов также имеет своим истоком нашу веру в то, что мир есть совершенное гармоничное целое, поддающееся познанию.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: