Авангард в музыке 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Разрывом с традициями реалистического искусства прошлого;
  • Поиском новых выразительных средств и форм, превращающимся в самоцель.

Корни авангардизма – в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и т.д.). Широко распространился во Франции, Германии, Италии, США и др.

Течения преходящи, большинство подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приемов. В авангардизме отразились противоречия общества: социальный протест молодежи против существующих традиций.

Представители авангардизма – различные по идейно-эстетическим направлениям композиторы: Булез, Ноно, Штокхаузен, Берио, Кейдж, Шеффер, Ксенакис.

Авангард в музыке 20 века

Музыка ХХ века очень отличается от произведений всех предыдущих веков. Трагические события истории этого времени не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала главной в музыке ХХ века. В то же время научные разработки психологов породили желание глубже заглянуть во внутренний мир человека.

Новый смысл требовал новых подходов, и многие композиторы пришли к мысли полного обновления музыкального языка. В XX веке заметным явлением стало движение музыкального авангарда. Этим словом (от французского avantgarde – „передовой отряд”) обычно называют художественные течения, представители которых используют новые, необычные формы и выразительные средства, отказываются от общепринятых в искусстве законов.

Прежде всего представители авангарда отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональной музыки. В то же время использовались и старые европейские традиции, и традиции других культур – китайской, индийской, африканской и других.

Композиторы ХХ века пытались обновить и тембровую сторону музыки. В произведениях появились шумовые эффекты, а также эксперименты с традиционными инструментами – игра в непривычных регистрах, смешивания тембров, необычные технические средства.

В то же время именно в XX веке началось возрождение музыки прошлых эпох. После двухсот-трехсот лет забвения вновь начали звучать произведения старых мастеров. Появилось понятие „аутентичное исполнение” (от греческого αυθεντικός – „настоящий”). Артисты пытались играть „старую” музыку на инструментах соответствующей эпохи, без позднейших изменений.

Переменилось и отношение к фольклору. В ХХ веке появилось новое течение – неофольклоризм (от греч. νέος – „новый” и „фольклор”). Его сторонники использовали народные напевы, не обработанные в профессиональных традициях. Это придавало музыке дополнительной выразительности и необычности.

В исполнительском искусстве на первое место вышла глубина и точность понимания замысла композитора, эмоциональность исполнения. Важным стало общение артистов разных стран. В Европе и Америке вошли в традицию музыкальные фестивали и конкурсы, где музыканты обменивались творческим опытом.

На рубеже ХІХ-ХХ веков в европейской музыке сложилось несколько новых течений. Среди наиболее заметных был экспрессионизм (от латинского expressio – „выразительность”), один из первых проявлений авангардизма. Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны – отчаяние, боль, страх. Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии. Лидером нового течения (так называемой нововенской школы) стал композитор Арнольд Шенберг (1874-1951 гг.).

В творческом содружестве с ним работали композиторы Альбан Берг (1885-1935 гг.) и Антон Веберн (1883-1945 гг.).

В творчестве этих композиторов сложилась так называемая додекафонна система (от греч. δώδεκα – двенадцать и φωνὴ – звук). Двенадцать звуков тональности считались полностью равноправными и использовались в определенном порядке (сериями). Такой необычный способ создания музыки позволил найти новые мелодические и гармонические нюансы, способные воспроизвести сложные состояния человеческой души.

Вместе с мастерами нововенской школы и французской „Шестерки” заметно обогатил представления о ладах и тональностях, гармоничном и мелодическом языке музыки венгерский композитор Бела Барток (1881-1945 гг.). Вместе с другим венгерским композитором, Золтаном Кодаем (1882-1967 гг.), Барток тщательно изучал древний венгерский фольклор. Его использование придавало музыке композитора необычную „дикую” красоту. В произведениях Бартока заметно также влияние экспрессионизма и неоклассицизма. Золтан Кодай на основе венгерских народных песен разработал собственную систему музыкального воспитания детей.

Черты неоклассицизма, неофольклоризма и экспрессионизма отразились на творчестве многих выдающихся музыкантов 20 века. Среди них немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982 гг.), американец, автор первой национальной оперы Джордж Гершвин (1899-1937 гг.), румынский скрипач-виртуоз, пианист и дирижер Джордже Энеску (1881-1955 гг.), бразильский композитор и фольклорист Ейтор Вилла-Лобос (1887-1959 гг.), поляк Кароль Шимановский (1882-1937 гг.), чех Леош Яначек (1854-1928 гг.) и много других.

В ХХ веке композиторы, расширяя круг выразительных средств, обращались к конкретной музыке – конструирования музыкальных произведений с различных звуков и шумов (звон стекла, скрип дверей, гудки автомобилей и т. п.) с помощью звукозаписывающей техники. Использовали также электронную музыку – конструирования музыкальных произведений из синтетических звуков, записанных на электронных носителях.

20 век стал эпохой творческих открытий и достижений. Модернистские веяния охватили все сферы искусства, в том числе и музыку. Но в отличие от живописи и литературы эта область характеризовалась отсутствием единого идейно-программного стержня и не имела эквивалентных воплощений основных сюжетных форм и принципов авангарда.

Но именно художественная дифференцированность стала почвой для формирования особой природы музыкального пространства, уникальность которого уже на рубеже веков проявлялась в трудах ряда именитых композиторов.


В это число входили:

    с его самобытной техникой, выраженной в мистических интонациях и усложнении гармонических средств;
  • Николай Мясковский, Владимир Ребиков и другие новаторы, воплотившие в ряде своих творений ключевые черты эстетики символизма

На формирование уникального рисунка музыки авангарда влияние также оказали:

Музыка русского авангарда — направления и принципы

В своем становлении музыкальный авангард опирался на четыре основные идеологические ветки, отличавшиеся определенной обособленностью в своем развитии.

Обновление и звуковая трансформация языка музыкальной академической традиции

Ключевая роль в в этом отводилась развитию наследия позднего Скрябина.

Фото А.Скрябина (русский композитор)

Данная тенденция, набравшая силу еще в начале 1910-х гг., проявлялась в отказе от привычной системы интервалов и тональности (минор и мажор); в усложнении стройности и гармонии, а также ритмичной структуры создаваемых творений; в поиске неповторимых звуковых комбинаций, в том числе в области окраски звука (тембра). Данные веяния стали популярны еще до революции и привели к зарождению теоретических основ оригинальных звуковых (звуковысотных) систем под авторством Николая Обухова, Леонида Сабанеева, Ивана Вышнеградского и других композиторов.

Идеологическая детерминированность новыми принципами

Они сформировались в кругу художников и литераторов – протагонистов футуризма, уделявших значительное внимание поиску нового звука. Широкое распространение получает идея замещения музыки звукошумами, что стало своеобразным символом отрицания музыкальной культуры прошлого и зарождения нового звукового пространства, соответствующего нуждам и требованиям пролетариата.

И.Вышнеградский

Исследования и достижения в электронно-акустической области

Успехи в данной сфере расширили границы музыкального мироощущения посредством появления одиозных приемов художественной гармонии и выразительности, а также новых типов инструментов.

Л.Термен и терменвокс

Л.Термен и терменвокс

В 1919 г. Лев Термен изобретает первый электромузыкальный инструмент под названием терменвокс; в 1929 г. Николай Обухов создает Звучащий (сонорный) крест – необычный электроакустический инструмент. Появление терменвокса вызвало определенный творческий отклик со стороны ряда музыкантов – новаторов, в частности, Андрея Пащенко, но особенно Иосифа Шиллингера – создателя собственной системы музыкальной композиции как метода, основанного на математических процессах. Не менее значимым оказалось открытие и совершенствование техники графического звука, которую в своей деятельности применяли различные представители искусства авангарда, например, режиссер Абрам Роом.

Идеи музыкального авангарда в авторских произведениях и изобретениях

Внимания заслуживают и атональные произведения Артура Лурье, написанные в период 1910-х-1920-х гг. Его работы стали провозвестниками ультрахроматической музыки как метода использования микротоновых интервалов вместо привычной 12-ступенной темперации. У истоков создания системы ультрахроматизма (микрохроматики) стоял Иван Вышнеградский. К четвертитоновой музыке композитора привело творческое переосмысление опыта Скрябина, в частности его теургических принципов.

Роль Пролеткульта в русском авангарде

Раннеконструктивистская (позднефутуристическая) музыкальная мысль отличалась большим разнообразием и колоритностью и развивалась во многом благодаря деятельности Пролеткульта. Эта организация была основана в 1917 г. и стала главным институциональным средоточием левых взглядов.

Теоретико-практическая взаимосвязь музыки авангарда с другими областями искусства

Смысловой рисунок музыки авангарда во многом задавался влиянием пограничных областей искусства. Например, взаимопроникновение музыки и живописи происходило на нескольких уровнях:

Музыка и живопись гармонично переплетались и подпитывали друг друга как на уровне персоналий (Михаил Матюшин успешно реализовывал свой потенциал сразу на двух поприщах), так и в плоскости творческой взаимопомощи (оформительством некоторых изданий композиторов занимались художники).
Обогатили музыкальный язык авангарда опыты и эксперименты в театральной среде – пространстве конструктивных звуковых новаций, которые не смогли получить развитие в концертных залах. Театральные подмостки стали лабораторией для проб и исканий в сфере шумовой, симфонической и камерной музыки. Набиравшие популярность конструктивистские композиции, как правило, представлявшие сочетание производственных звуков, в основном писались для реализации сценических задач. Развитие технического прогресса в 1930 гг. перенесло такого рода эксперименты и на большой экран.

Практическим воплощением сотворчества искусств стали всевозможные технические и инструментальные изобретения и исследования в области преобразования звука. Владимир Баранов-Россине в 1920 г. создал оптофоническое (цветозрительное) фортепьяно, каждая клавиша которого соотносилась с определенным цветов и звуком одновременно, а благодаря оптическим фильтрам на специально разработанный экран проецировалось более трех тысяч оттенков спектра. В эту же когорту композиторов – разработчиков новых инструментов входили Лев Термен с терменвоксом, Римский-Корсаков и Иванов с эмиритоном, Гуров с неовиоленом и ряд других авторов. Но их изобретения в итоге оказались фактически невостребованными среди композиторов.
В 1920-1930-х гг. не меньше сложностей возникло и на пути исследований в области графического звука, базировавшегося на методе нанесения графики звуковой дорожки кинофильма.

Е.Шолпо

Историческое наследие и значение музыки авангарда в России

Музыка России первой трети 20 века, отличавшаяся идейной вариативностью, нелинейностью композиционной и структурной мысли, экспериментальным духом, стала жертвой чисток и репрессий, жесткой цензуры и безразличия. Многие значимые идеи, имена и изобретения были забыты. Второе дыхание русского авангарда, во многом обусловленное воздействием западных тенденций, началось в 1960-е гг. Это период ознаменовался появлением множества талантливых музыкантов, таких как Андрей Волконский, Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Галина Уствольская. В 1990 г. возродилась Ассоциация современной музыки (АСМ – 2). Изучение истории русского музыкального авангарда и практическое освоение его достижений продолжается и на сегодняшний день.

Предлагаем попробовать разгадать тематический кроссворд по русскому музыкальному авангарду — тут


Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Содержание

Предпосылки

Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры.

Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.

История возникновения

Авангардистские течения в искусстве

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном.

Авангард в музыке

  • Академический авангард
  • Минимализм (Джон Кейдж, Филип Гласс)
  • Фри-джаз (The Velvet Underground, Фрэнк Заппа, Captain Beefheart, Butthole Surfers, Патти Смит)

Авангард в литературе

Авангард в кинематографии

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Авангард (музыка)" в других словарях:

Авангард (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Казимир Малевич, Супрематизм Авангард (фр. ava … Википедия

АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии

АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия

Авангард — АВАНГАРД, АВАНГАРДИЗМ (франц. avant garde передовой отряд) движение в худож. культуре 20 в., порывающее с устоявшимися принципами и нормами иск ва и стремящееся найти принципиально новые выразительные средства худож. языка и способы воздействия… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Авангардная музыка — Основная статья: Авангард Авангардная музыка (англ. Avant garde music) искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что… … Википедия

Украинская музыка — Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия

Читайте также: